514 Quaest. ad Tahl. VI, PG.90, 280CD, p.22 ( δυνμει) [p.n.II,42]; LXI,632B ( χρις της αναμαρτησας), p.219; LXIV, 708A, p.258. Ambigua, PG.91, 1320A, f.227a-b. Крещение дает силу к отражению диавола (св. Григорий Богослов , Or.40, n.9, PG.36, 369В-372А; p.n.III,230–231) и к исполнению заповедей (преп. Марк Подвижник , De baptizmo, PG 65, 1004В; р.п., с.147). 515 Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 521B-525C, p.158–160 [p.n.II,192–194] (cap.quing.III,39–42); XXIX, 365AB, p.71 (cap.quing.I,96) [p.n.II,103]. 516 Ibid. LXIII,673C, p.240 (cap.quing.IV,79) См. у Дионисия Ареопагита , выше, с.38:7–9. «Усовершение» сообщает обожение (LXIII,673C-D, p.240; cap.quing.IV,79), т.е. приводит в созерцательной жизни к тем же благам, к каким в практической приводит причащение (Mystagogia 23, PG.91, 701В, р.517 [p.n.I,176]). 517 Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 524С, p.159 [p.n.II,192–193] (cap.quing. III, 42). Liber ascet. 2, PG.90, 914A-B, p.368 [p.n.I,75–76]. 518 Mystagogia 24, PG.91, 704D-705A, p.519 [p.n.I,178]; 21, 697A, p.514 [p.n.I, 174]. Orat. Dom. expositio, PG.90, 897A, p.358 [p.n.I,196]. См. гл. «Свв. Григорий...», прим. 28. 522 В этом смысле Бог называется причиной добродетелей: Quaest. ad Tahl. LXIV, schol.24, PG.90, 732A, p.272 (cap.quing.V,2); V, schol.1, 280B. p.21 [p.n.II,227]. Expositio in psalm. LIX, PG.90, 872B, p.343 [p.n.I,214]. Св. Григорий Богослов , Or.21, n.1, PG.35, 1084A; p.n.II,143. 523 Quaest. ad Tahl. LVI, PG.90, 581D, p.188. В то время как естественный закон требует относиться к ближнему, как к себе, благодатный (духовный) требует любить его более самого себя: Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 725C, p.270 (cap.quing.V,12). Различие между естественной и духовной добродетелью (любовью) отчетливо проведено у блаж. Диадоха , гл.34. 74, с.111. 400–401; ср. также у преп. Марка Подвижника (De his qui putant 83(90), PG.65, 941CD; р.п., с.58), который различает три состояния ( νοητοι τποι) в человеке: неестественное παρα φσιν, resp.cmpacmu), естественное κατα φσιν, resp.ecmecmbehhыe добродетели) и сверхъестественное (плоды Духа, resp.дyxobhыe добродетели). Ср. о естественных добродетелях у св. Василия Великого , In hexaem. horn. 9, n.4, PG.29, 196ВС; p.n.I.4, 143.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

329.619 159.312 Холмско-Варшавской 71.900 Черниговской 99.439 Якутской 114.098 Ярославской 13.109 196.910 По Грузинскому экзархату 35.566 экзархату 561.693 8.275.752 43 3 / 4 1.639.778 58 n. 7.784 мар. 356мар. 21.290 м. ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИХ ПОПЕЧИТЕЛБСТВАХ за 1896 год Попечительства- ми сделано пожертвований ПО ENAPXIЯM К 1896 году В течение На поддержание состояло 1896 г. вновь и украшение попечи- открыто по- церквей тельств печнтельств Архангельской 25.405 Астраханской 85.531 Владикавказской Владимирской Вологодской 110.723 Волынской Воронежской 11.566 Вятской 160.432 Донской 96.360 Екатеринбургской 36.827 Екатеринославской закрыто 31 60.438 Енисейской Забайкальской Иркутской 11.438 Казанской 53.897 Калужской Камчатской 15.625 Кишиневской Киевской 20.529 Костромской Курской закрыто 107 13.819 Литовской 18.270 Минской 16.403 Могилевской 24.080 Московской Нижегородской Новгородской 89.339 Олонецкой Омской Оренбургской Орловской Пензенской 56.498 Пермской Подольской закрыто – 54 146.956 Полоцкой закрыто – 4 26.544 Полтавской закрыто – 18 41.015 Псковской Рижской Рязанской закрыто – 6 65.000 Самарской 245.093 С.-Петербургской 20.185 Саратовской 185.294 Симбирской 57.252 Смоленской закрыто – 25 12.790 Ставропольской Таврической 22.144 Тамбовской 193.846 Тверской 1 1.675 Тобольской 12.532 Томской Тульской 12.515 Туркестанской Уфимской 51.719 Финляндской Харьковской 39.133 Херсонской 115.895 Холмско-Варшавской закрыто – 9 12.909 Черниговской 103.606 Якутоой Ярославской По Грузинскому закрыто – 88 экаархату 15.923 открыто – 698 16.235 2436827 закрыто – 266 19 Продолжение Попечительствами сделано пожертвований ПО ENAPXIЯM На церковно-приход ские школы и благо На содержание творительные учреж причтов дения в приходах Архангельской 34.535 Астраханской 95.600 Владикавказской Владимирской Вологодской 27.356 11.473 149.552 Волынской Воронежской 12.475 24.548 Вятской 32.519 19.775 212.727 Донской 112.541 Екатеринбургской 13.302 54.165 Екатеринославской 65.363 Енисейской

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1234 Литаврин Г. Г. Византия в период гражданской войны и движения зилотов//История Византии. М., 1967. Т. 3. С. 151,154; Мейендорф И. Ф. Жизнь и труды... С. 90, 106, 118, 145; Larchet J.-C. Introduction//Saint Grégoire Palamas. Traités apodictiques... P. 13; и др. 1235 Второй раз это слово встречается в 544С при описании преследования св. Димитрия Солунского. Таким образом, мы видим, что оно придает повествованию весьма зловещий оттенок. 1236 Цит. по переводу М. А. Поляковской: Поляковская М. А. Портреты византийских интеллектуалов. С. 275–276. 1239 Ср.: Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. С. 223; Nicol D. M. Church and society in the last centuries of Byzantium. Cambridge, 1979. P. 25.2 1240 В аналогичном контексте это слово встречается у св. Григория Кипрского (Rapp С. Ein bisher unbekannter Brief... S. 17. 160), но y негоже встречаем и слово μοεθνς, непосредственно отражающее идею единой народности: одной из задач василевса, согласно Киприоту, является «... τν μοεθνν τν κηδεμοναν...» (Ibid. S. 18.208). 1244 Этим словом, а также синонимичными ему – φθορ, πορα и т. п., пестрят сочинения Димитрия Кидониса 1340-х гг., что было убедительно продемонстрировано М. А. Поляковской (см.: Поляковская М. А. Портреты... С. 25). 1245 Эта подчеркнутая имитация диалогичности, когда в разговор как бы вводится фиктивный собеседник, вытекает, как показал С. С. Аверинцев (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. С. 223 и 303–304, прим. 7), из античной диатрибы. Как известно, юный Палама, как и другие знатные византийцы его времени, изучал тривиум и квадривиум, что позволило ему использовать такое обращение в проповедях как педагогический прием. Об образовании Паламы см.: Meyendorff J. St Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. P. 71. 1247 См. 3 и 4 правила Четвертого Вселенского собора; ср. и его же 2 правило. Рус. текст помещен в кн.: Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. IV. С. XIII–XIV (после основного текста). Ср. 46 правило Трулльского собора, на значение которого указал И. П. Медведев (Медведев И. П. Прим. 72// Мейендорф И. Ф. Жизнь и труды... С. 270). Впрочем, как показывает исследование Л. А. Герд, уже к XI в. на взятки в епископской среде, в частности на плату за постриг, смотрели как на вполне обычное и даже законное явление, хотя против этого выступал св. Никон Черногорец (Герд Л. А. Вопросы покаянной дисциплины в «Тактиконе» Никона Черногорца//ВВ. 1995. Т. 56 (81). С. 179–180). Это справедливо и для XIV в., который патриаршие акты характеризуют как бурное и всё сметающее время (Поляковская М. А. Участие византийских монастырей в политической жизни империи середины XIV в.//АДСВ. 1969. Вып. 6. С. 55 и сл.), период «финансового и экономического кризиса» (Д. А. Закифинос) Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

205 И. Хиш., с. 335; И. Сад, т. 1, ч. 1, с. 159–160. Сводка различных сведений [Самх., т. 1, с. 175–177] 206 Самх., т. 1, с. 179. Сообщение о сооружении мечети в Куба до прибытия Мухаммеда сомнительно, так как никто не знал, какого рода постройка требуется для моления. 207 Ибн Хишам приводит текст двух проповедей, первая из которых очень кратка [И. Хиш., с 340]; вторая несколько больше [с. 340–341], однако ни та, ни другая не имеют ничего общего с проповедью, цитируемой ат-Табари [Taб.,I, 1257–1258]. 208 И. Хиш., с. 344–346; И. Сад, т. 1, ч. 2, с. 1; Балаз., А., с. 270–271. Положение о наследовании побратимом было отменено после Бадра. 210 Так в источниках, приведенных в примеч. 5 к гл. 3. М. Хамидуллах, опираясь на сведения ал-Макризи, говорит о 186 парах [Hamidullah, 1959, vol. 1, с. 117–120], эта цифра явно завышена, так как полтора года спустя число мухаджиров, принявших участие в битве при Бадре, едва превышало семь десятков. Ал Балазури, сведения которого восходили к надежной традиции, говорит, что побратавшихся было 45 пар [Балаз., А., с. 271]. 212 И. Хиш., с. 341–344 (по Ибн Исхаку без иснада); А. Уб., с. 202–206: 517 (с иснадом, восходящим к аз-Зухри, но без Ибн Исхака, – следовательно, независимая версия); версию Ибн Исхака приводит также Ибн Саййид аннас [И. Саййид, т. 1, с. 197–198]. Текст Абу Убайда с явными пропусками, но местами имеются лучшие варианты. О договоре существует ряд специальных исследований [Wellhausen, 1889, с. 67–83; Wensinck, 1928, с. 74–81; Sergeant, 1964; Watt, 1977, с. 221–227; Gil, 1974; Goto, 1982; Rubin, 1985]. 213 У Ибн Хишама, У Абу Убайда; оба слова – производные от – «находиться в каком-то месте», «ал-Мунджид» толкует так: «хорошее положение, в котором ты находишься, то, обладая чем человек находится в хорошем положении». У. М. Уотт переводит это выражение: «according to their former condition» [Watt, 1977, c. 221]. А. Гото принимает этот перевод [Goto, 1982, с. 8]. 214 – обычное значение «соответственно шариату», но при написании договора значение, вероятно, было ближе к первоначальному – «в соответствии с известным», т. е. по обычаю, который всем известен.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

47 письмо «к Корнелию», ч. 1 стр. 197 р. п., изд. 1879 г.    «Письмо к Рогациону», стр. 31. Apostolos, id est episcopos et praepositos Dominus elegit; t. IV p. 396.    Ut nos sacerdotes Dei, et Ecclesiae ejus de ipsius dignatione praepositi... pag. 411, tom. 4.    «Письмо к Квинту», ч. 1 стр. 280 русского перевода.    «Qui sacerdotes facit». «Письмо 43 к Антониону», стр. 160 — 161.    «О единстве церкви», ч. 2 стр. 191 — 192 русского перевода, изд. 1891 года.    «Письмо к клиру и народу Испанскому о Василиде и Марциале», ч. 1 стр. 269 — 270 рус. перев.    Ecclesia enim ипа est, quae una et intus esset foris non potest. Si enim apud Nouamianum est, apud Cornelium non fuit... qui Fabiano epuscopo legitima ordinatione successit, et quern praeter sacerdotii honorem martyrio quoque Dominus glorificavit. Novatianus in Ecclesia non est, nec episcopus computari potest, qui evangelica et apostolica traditione contempta, nemini succedens, a se ipso ortus est. Habere namque aut tenere Ecclesiam nullo modo potest qui ordinatus in Ecclesia non est; t 3 p. 1140. «Письмо к Мангу», ч. 1, стр. 313 русского перевода.    Там же, стр. 314.    59 письмо «к папе Стефану», стр. 282 русского перевода.    Jude per temporum et successionum vices episcoporum ordinatio et Ecclesiae ratio decurrit; t. 4 p. 298.    17 письмо «к падшим», стр. 64 русск. перевода.    Письмо к Киприану еп. Фирмилиана. Творения св. Киприана, ч. I стр. 333.    Письмо 43 «к Антониану», стр. 173.    Там же, стр. 160; сравн. 47 письмо к Корнелию, стр. 203 и друг.    Caeterum si quae audent interserere se aetati apostolicae, ut ideo videantur ab apostolis traditae, quia sub Apostolis fuerunt, possumus dicerë edant ergo origines Ecclesiarum suarum; evolant ordinem episcoporum suorum, ita per successiones ab initio decurrentem, ut primus ille episcopus aliquem ex apostolis ver apostolicis viris, qui tamen cum apostolis perseveraverit, habuerit auctorem et antecessorem... Hoc enim modo Ecclesiae apostolicae census suos deferunt, sicut Smirneorum ecclesia Polycarpum ab Ioanne collocatum refert, sicxt Romanorum Climentem a Petro ordinatum; id et proinde utique et caeterae exhibent, quos (ab) apostolis episcopatum constitutos apostolici seminis traduces habeant.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

265 Вероятно такое отношение Арнульфа к К. Толстому и было причиною его мира в 885 г. с Святополком; в свою очередь мир с ним, может быть, обусловливал помощь, которую оказал потом Святополк Арнульфу в 887 году; скоро затем личные интересы их пошли в противоположные стороны, и они опять становятся ожесточенными врагами. 266 Вообще к этому времени заметна величайшая холодность к Карлу; приближенные его идут к Арнульфу, вызывают его ссадить с престола больного и неспособного к делам управления императора; Карл, у которого nihil, nisi vilissimae ad serviendum relictae sunt personae, поневоле упрашивает Арнульфа дать ему хоть небольшое местечко в Аламании для прокормления; An. Fuld. а. 887. pars IV et V., et Regino. 270 Переговоры в Омунтесберге вызваны были следующими обстоятельствами: а) папа просил Святополка побудить Арнульфа к походу в Италию – Erben Reg. 48, annal. Fuld. а. 890; b) частые нападения Норманнов заставляли Арнульфа искать союзников для войны с ними – annal. Fuld. 891; с) в то время распространялся слух о движении Угров к Дунаю, и нужно было позаботиться Святополку и Арнульфу о защите своих земель – Hormayr, Herzog Luitpold, München 1831. anmerk. 1, s. 1. Dudik, Mährens allgem. Geschichte 1. s. 295; d) Регино свидетельствует – а. 890 – ap. Pertz 1, что тогда уступлена была моравскому князю Чехия. Неправдоподобие последнего известия бросается в глаза при рассмотрении событий 891 и 2 годов, когда Арнульф употреблял все усилия, чтобы примириться с Святополком, недовольным им. Об уступке Арнульфом Чехии в 890 г. может говорить только человек мало знакомый с тогдашними делами, каков и был Регино, подводивший факты под годы без всякой критики. См. Ueber die südostl. Mark. s. 49; статью Томка O pravnim pomeru ech.; Palackého Dêjiny str. 160, прим. 118; Шафарика, т. II, кн. II, стр. 255, прим. 68. 271 Ann. Fuld. а. 891, 892. Palacky, Dêjiny 1, str. 162; Dümmler, De Arnulfo p. 61–62; Иречек, Oesterreichischc Geschichte, ss. 204–5. 272 Фульдский летописец упоминает под 884 г. о зависимости его от Немцев; под 892 о союзе его с Немцами против Святополка.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В действительности пр. Симеон требует от своего ученика углубить благочестие и сделать его более внутренним, имея целью просвещение Духа. 214 Theol 3.34—37. 215 Theol 3.37—46. 216 Theol 3.46—69. 217 Euch 2.338. 218 Hymn 45.120—127. 219 Hymn 52.149—153. 220 Hymn 46.7—10. 221 Hymn 35.1—7. 222 Hymn 41.7—16. 223 Hymn 45.1—3. 224 Hymn 49.68—71. 225 Hymn 47.69—75. 226 Hymn 49.17—19. 227 Cat 23.65—94. 228 Cat 30.70—97. 229 Cat 9.344—346. 230 Cat 18.224—227. 231 Cat 27.80. 232 Cap 3.100. 233 Eth 7.437—445. 234 Eth 11.161—166. 235 Этот текст молитвы Иисусовой существовал по крайней мере с VI века в Палестине и, можно предположить, в Египте. См. нашу статью «Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы» в Вестнике Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 10, стр. 35—38, Париж, 1951 236 См. по этому вопросу прим. 1 к настоящей главе 237 Cat 22.30 238 Cat 22.30. 239 Cat 22.47—51. 240 Марк Пустынник. О духовном законе, гл. II, P.G.65.908A. 241 Cat 22.58—66. 242 Cat 22.74—87. 243 Cat 22.88—91. 244 См.: Часть IV. Видение света. Сн.2. 245 Там же. Сн.8. 246 Cat 16.86—91. 247 Ер 2.89. 248 Hymn 58.349—353. 249 Hymn 58.354—361. 250 Eth 7.203—206. 251 Сар 3.15. 252 Заслуга Фёлькера состоит в том, что он уделил в своем труде достаточное место аскетическому учению пр. Симеона и показал его близость с древними отцами в этой области 253 Euch 1.19—25. 254 Euch 1.252—255. 255 Euch 2.52—73. 256 Euch 2.73—75. 257 Euch 2.129 258 Euch 2.160—165. 259 Eth 7.435—445. 260 Eth 7.399—405. 261 Eth 4.151—159. 262 Eth 6.258—328. 263 Hymn 4.25—30. 264 Cat 1.167—170. 265 Cat 8.56—64. 266 Cat 8.64—67. 267 Cat 17.117—125. 268 Hymn 14.109—113. 269 Ер 1.445—456. 270 Ер 3.1—3 271 Ер 3.66—72. 272 Ер 3.78—80 273 Ер 3.92—96. 274 Ер 3.196—202. 275 Ер 3.241—247. 276 Ер 3.262—266. 277 Ер 3.321—324 278 Ер 3.462—466. 279 Ер 3.610—623. 280 Ер 3.754—760. 281 Ер 3.770—789. 282 Ер 3.824—834. 283 Ер 4.103—109. 284 Ер 4.111—115. 285 О общем отношении пр. Симеона к крещению см. Часть II. Сакраментальное крещение и крещение Духом 286 Ер 4.121—126.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

Господь дал печать верующим в Него, и он также даст; в образе человеческом явился Спаситель, и он придет в образе человека. Спаситель воздвиг (от смерти) и показал святую плоть Свою, как храм ( Ин.2:19 ), и он воздвигнет в Иерусалиме каменный храм» 880 . 3. Антропологические представления доникейского богословия В то же самое время, когда создавались произведения апологетов и антигностических писателей, имевшие чисто прикладные задачи, зародилось и научное богословие – новое направление церковной литературы, которое характеризуется самостоятельным интересом к изучению и систематизации христианства и его идей 881 . На востоке к этому направлению можно отнести богословов, воспитанных в Александрийской школе, – Климента Александрийского (ок. 150 – ок. 215) 882 , Оригена (ок. 185–254) 883 , Св. Дионисия Великого († 265) 884 , Св. Григория Неокесарийского (ок. 213 – ок. 270) 885 , Св. Мефодия Олимпийского (Патарского) († 312) 886 , а на западе северо-африканских писателей Тертуллиана (около 160 – после 220) 887 и Св. Киприана Карфагенского (201–258) 888 . К этому же времени относится и начало деятельности преп. Антония Великого (251–356) 889 считавшегося основателем монашества, который сам не писал, но его высказывания были собраны учениками 890 . Не все из перечисленных авторов рассматривают антропологические проблемы, их практически нет в дошедших до нас произведениях Св. Григория Неокесарийского 891 , Св. Дионисия Великого 892 и Св. Киприана Карфагенского 893 , преп. Антоний Великий сосредоточен на аскетическом делании 894 , а из воззрений Тертуллиана мы далее приведем только те из них, на которые не повлияло его отпадение в монтанизм 895 . К трудам связанным с антропологией можно отнести «О свободе воли» и «О воскресении» Мефодия Олимпийского 896 , а труды «О душе» и «О воскресении плоти» Тертуллиан написал уже в монтанистический период своей жизни 897 . Из представлений писателей этого направления заметно выпадает учение Оригена , считавшего, что грехопадение произошло в домирное время, учившего о предсуществовании и метампсихозе – переселении душ, которые есть охлажденные духи, помещаемые в тела для исправления, проповедавшего апкатостасис – всеобщее восстановление при завершении мирового процесса 898 . Изначальное устроение и назначение человека По Тертуллиану «человек – самое лучшее и совершеннейшее творение Божие. Он – владыка и венец видимого мира. Вселенная не была бы внешним обнаружением совершенств Божиих, вполне достойных Бога, если бы не было в ней человека», только человек стоит выше Ангелов, может приближаться ко Творцу, познавать и соединяться с Ним 899 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ср. Holscher, Die Quellen Josephus fur die Zeit vom Exil bis zum Judischen Kriege. 1904. S. 44. 84. Cp. Buchier, La relation de Josephe concernant Alexandre le Grand. Revue des etudes juives, 1898, Janv. p. 1 sq. 61 Appel, Quaestiones. p. 21 f. Willrich, Juden und Griechen vor der Makkab. Erhebung. Gottingen, 1895 S. 127 f.; Buchler, Die Tobiaden und die Oniadeu im II Makkabaerbuche. Wien. 1899. S. 132–133. 148–150. 160, 248–270. 63 Ср. Архим. Иосиф, История иудейского народа по археологии И. Флавия. Св.-Троицкая Сергеева Лавра. 1903. Стр. 13–64. 65 Трактат Masseketh Kuthim иадан Kirchheim’oм в книге Septem libri Talmudici Hierosolymitani. 1851. В книгах Nutt’a и Montgomery дан английский перевод трактата. 66 Schurer, Geschichte IudischenVolkes im Zeitalter Iesu. 4-te Ausg. В. II, S. 15. Anm. 43. Edersheim, The life and times Jesus v 1. p. 399. Taglicht, Die Kuthder. S. 7–8. Montgomery, p, 166. и p. 349, гд приведен указатель мест о самарянах, имеющихся в гемарах. 67 Житие св. Саввы написано около 555 г. Греческий текст его в изд. Ecclesiae Graecae monumenta t.III, а русский перевод в издании Прав. Пал. общ. Палестинский Патерик, вып. 1-й (СПБ. 1885). 70 Migne, t. 41, 1 coi. 227 f. 232–238. Русский перевод в изданиии Творений св. оо. Московской Акадсмии т. 42. (М. 1863). 72 „К Навуходоносору в Вавилон входят старшины, прося его послать каких-либо поселенцев в Израильскую землю, чтобы страна сия, одичав, не запустела. Навуходоносор принял их просьбу; не откладывает дела и посылает из своих подданных четыре племени, так называемых хуфеев, кудеев, сепфаруреев и анагоганеев и пр. Ibid. Стр. 54–56. Ср. 4Цар. 17,24 . 74 Пр. Иванцов-Платонов, Ереси и расколы первых трех веков хрисианства. Ч. 1. Москва 1877. Стр. 299. 75 Сообщения арабских писателей относительно Палестины собраны в книге Guy Strange’a Palestine under the Moslems. 1890. В русской литературе свод арабских известий о Палестине с извлечениями из текстов представлен в книге Проф. Н. А. Медникова, Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. Палест. Сборник, вып. 50. Извлечения из Макризи находится в книге S. Не Sacy, Chrestomatie arabe. Paris. 1806, t. I. p. 167–174.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

В автографе Мануила Хрисафа сер. XV в. М. назван доместиком (Ath. Iver. 975. Fol. 431: «...анаподизм из той же стихиры, доместика Евгеника...»), а иером. Косма Македонец в автографе 1670 г. называет его учителем (Ath. Iver. 991. Fol. 236v: «Другая стихира… сочиненная господами Марком и Гавриилом, иеромонахами и учителями монастыря Ксанфопулов»). Среди произведений М. примечательны 2 херувимские, краткий анализ которых выполнил К. Карангунис ( Καραγκονης. 2003). Первая, сходная по стилю с произведениями учителя М. Феодора Катакалона,- «Яко да царя» на 2-й плагальный глас, после кратимы (напр.: Ath. Cutl. 445. Fol. 80v - 81v, 1536 г.; Ath. Pantel. 901. Fol. 26-30v, 1734 г.; Ath. Vatop. 1277. Fol. 360-369v, 1780 г., и др.) с указанием «парекволи для херувимской Агафона Корониса» (Athen. Bibl. Nat. 900. Fol. 61-66, 1682 г.; Lesb. Leim. 238. Fol. 269-270, ок. 1700 г.; S. Sepulcri. 403. Fol. 133v - 137v, 1771 г.; Ath. Vatop. 1281. Fol. 241v - 242v, XVIII в.; Ath. Laur. 1475. Fol. 281-298, XVIII в.). М. включил в херувимскую Агафона Корониса 2-го плагального гласа пространное дополнение, к-рое во мн. случаях не имеет гласового указания или относится к 1-му плагальному (5-му) гласу (напр.: Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 245-246, 1453 г. (с характеристикой γιαραμς); Ath. Doch. 337. Fol. 174-178, 1764 г. (с характеристикой οργανικν λον)) или к 4-му плагальному (8-му) гласу (Ath. Pantokr. 214, 1433 г.; Athen. Bibl. Nat. 2837. Fol. 160-161v, 1457 г., и др.). Такие разночтения в атрибуции гласа связаны с особенностью мелоса этого дополнения, почти полностью распетого в диатоническом интервальном роде и только в заключительных фразах на «Аллилуия» возвращающегося в краску твердого хроматического рода 2-го плагального гласа ( Καραγκονης. 2003. Σ. 239). Известен «экзегезис» этой композиции в нотации Нового метода , сделанный хартофилаксом Хурмузием (S. Sepulcri. 705. Fol. 34-35, 1829 г.). Др. херувимская М., 4-го плагального гласа, в рукописной традиции была более распространена на протяжении неск.

http://pravenc.ru/text/2562204.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010