советником Президента США по национальной безопасности З. К. Бжезинским. В марте 1976 г., перед началом Великого поста, по приглашению папы Павла VI Войтыла провел духовные упражнения с сотрудниками Римской курии и выступил перед ними с циклом проповедей, впосл. изданных в кн. «Знак противоречия» (Znak, któremu sprzeciwia si bd (1976)). В 60-70-х гг. XX в. им были опубликованы поэтический цикл «Навечерие Пасхи 1966 г.» (Wigilia wielkanocna 1966//Znak. 1966. N 4. S. 435-444; под псевд. A. J.) и серия стихотворений «Размышления о смерти» (Rozwaanie o mierci//Znak. 1975. N 3. S. 271-276; под псевд. Станислав Анджей Груда). Войтыла старался избегать к.-л. политических выступлений и открытой критики польск. власти, ограничиваясь призывами соблюдать гарантированную законами религ. свободу. Однако во время охватившего страну кризиса в 1976-1977 гг. и роста народного недовольства политикой польск. правительства кардинал установил тесные контакты с представителями диссидентского «Комитета защиты рабочих», впосл. послужившего основой для формирования профсоюза «Солидарность». После смерти папы Павла VI (6 авг. 1978) Войтыла вместе с кард. С. Вышиньским отбыл в Рим, где участвовал в конклаве, 26 авг. избравшем папу Римского Иоанна Павла I ; из-за его внезапной кончины (28 сент.) польск. кардиналы 3 окт. вновь направились в Рим. В открывшемся 14 окт. 1-м туре конклава голоса выборщиков разделились между кандидатурами консервативно настроенного архиеп. Генуи кард. Джузеппе Сири и «прогрессиста» архиеп. Флоренции кард. Джованни Бенелли. В качестве компромиссной фигуры рассматривался кард. К. Войтыла; его кандидатура получила поддержку со стороны многих участников-неитальянцев, в т. ч. Венского архиеп. кард. Франца Кёнига . 16 окт., после 8-го тура голосования, кард. К. Войтыла был избран папой Римским, став 1-м в истории славянином, избранным на Папский престол, и 1-м папой-неитальянцем с 1523 г. Принял имя Иоанн Павел II в память о «трех великих предшественниках» - папах Иоанне XXIII, Павле VI и Иоанне Павле I. Как и Иоанн Павел I, И. П. отказался от папской коронации. 22 окт. 1978 г. была совершена церемония инаугурации и принятия паллия от кардинала-перводиакона Перикле Феличи ; во время церемонии папа выступил с обращением, отражавшим цели его понтификата: «Помогите папе и всем желающим служить Христу и, через власть Христа, служить человеку и всему человечеству! Не бойтесь! Отворите, распахните двери Иисусу! Откройте перед Его спасительной властью границы государств, экономические и политические системы, обширные сферы культуры, цивилизации…» (Мысли о земном. 1992. С. 26). 12 нояб. состоялась интронизация И. П. в Латеранской базилике. Внутрицерковная деятельность

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

кнг. Ольги . З. считал, что «русский» («российский», «росский») народ разделен на 2 части: «россов Великой России» и «другую часть яфето-роского поколенья - з Малой России выходячую». Несмотря на разделение России на «Великую» и «Малую» («Палинодия» - одно из наиболее ранних западнорус. произведений, в к-ром активно употребляется термин «Великая Россия»), Россия для З. является единым целым, что проявляется в употреблении этого наименования только в ед. ч. (напр., «наша Россия Великая и Малая»). З. пишет о том, что рус. народ всегда оберегал права правосл. Церкви тверже, чем свои гражданские права. Вхождение части рус. земель в состав Польского королевства З. считает добровольным, подчеркивает защиту русскими Православия в этом гос-ве. Люблинская уния 1569 г. описывается как добровольное и равноправное объединение польск., литов. и рус. народов. Т. о., «Палинодия» содержит одно из наиболее полных изложений теории добровольного вхождения Руси в Польское гос-во, популярной в нач. XVII в. в основном среди православных горожан. В трактате приведено много сведений по истории Зап. Руси в кон. XVI - 1-й четв. XVII в., в т. ч. о видных деятелях того времени (напр., панегирик кн. Константину Константиновичу Острожскому). Представления З. о древнейшей истории находятся под влиянием совр. ему польск. идеологии сарматизма (мнение о происхождении польск. шляхты от сарматов). Стремясь показать древность и благородство рус. родов, не уступавших польск. шляхте, З. пишет о героическом участии «росских полков» в основных войнах Древнего мира («Росскии полки найпереднейшии были у Александра Великого... валчили и з Митридатесом Евпатором, кролем оным валечным и можным Понтийским; валчили и з Римским цесарством, и римлян побивали» - Палинодия. Стб. 1103-1106). В историографической концепции З. важное место занимают размышления о числе 666 в христ. истории. 1-я тысяча лет от Р. Х. описывается как Царство Христово, после к-рого началось «освобождение» («розвязане») диавола, происходящее поэтапно в соответствии с исполнением в истории числа 666.

http://pravenc.ru/text/182699.html

властей, 23 июня сейм Польской Народной Республики принял закон о возвращении религ. орг-циям конфискованной гос-вом после второй мировой войны собственности на зап. и сев. польск. землях. В 1972 г. стараниями В. была окончательно решена проблема церковной юрисдикции в зап. землях, на территории к-рых буллой папы Павла VI «Episcoporum Poloniae coetus» (28 июня 1972) офиц. утверждалась польск. церковная администрация. С 1973 г. установились постоянные рабочие контакты руководства Польши с Ватиканом. 22 окт. 1978 г. В. принимал участие в интронизации новоизбранного папы Иоанна Павла II , к-рый в 1964 г. по непосредственному представлению В. был назначен архиепископом Краковским. Польск. власти были вынуждены прибегнуть к помощи В. при организации первого визита папы Иоанна Павла II в Польшу, состоявшегося 2-10 июня 1979 г. С развитием кризисной ситуации в стране на рубеже 70-80-х гг. руководители Польши неоднократно обращались к В. с просьбой содействовать нормализации общественной и политической жизни страны. Во время массовых забастовок в авг. 1980 г. через офиц. польск. СМИ В. обратился к рабочим с призывом вернуться на свои производственные места, прекратить конфронтацию в обществе и начать переговоры с гос. властью. В. похоронен в кафедральном соборе св. Иоанна в Варшаве. В 1987 г. останки В. были перенесены в часовню, сооруженную в том же соборе. В 1989 г. начался процесс его беатификации. Имя В. присвоено учрежденному Польским сеймом в 1999 г. новому ун-ту в Варшаве. Соч.: Gowne typy Akcji Katolickiej za granic. Lublin, 1931; Katolicki program walki z kommunizmem. Wocawek, 1937; Christus Spoecznik. Pozna, 1947; Listy Pasterskie Prymasa Polski: 1946-1974. P., 1975; Koció w subie narodu. Warsz., 1981, 1983; Zapiski wizienne. P., 1982. Warsz., 19954; Listy Pasterskie Prymasa Polski: 1975-1981. P., 1988; Dziea zebrane. Warsz., 1991-2002. T. 1-4; Czas to mio: Myli kard. S. Wyszyskiego. Gniezno, 2001. T. 1-8. Лит.: Wojtya K. Znaczenie Stefana kard. Wyszyskiego dla wspóczesnego Kocioa//Zesz.

http://pravenc.ru/text/161131.html

б) названия монастырей: русск .: монастырь, кеновия, пустынь, усыпальница, аббатство; укр .: монастир, кенова, пустель, усипальниця, абатство; польск .: klasztor, cela pustelnika, odosobnienie pustelnika; в) названия храмов других религий, молитвенных домов, культовых зданий: русск .: дацан, мечеть, часовня, синагога; укр .: дацан, мечеть, каплиця, синагога; польск .: synagoga, meczet; г) названия мест для молитвы, комнат для молитвы: русск .: образная, крестовая, молитвенница, мольбище; укр .: образна, хрестова, мoлimbehhiцa; 2) Названия Церквей и религиозных объединений : а) названия, относящиеся к Церкви: русск .: Святая Церковь , Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь , Тело Христово; укр .: Свята Церква, Свята Соборна i Апостольська Церква, Tiлo Христове; польск .: Kosciol Swi’ety, Cialo Chrystusa; б) названия православных церквей: русск .: Константинопольская Православная Церковь , Православная Церковь в Польше, Православная Церковь в Америке; укр .: Константинопольська Православна Церква, Православна Церква в Noльщi, Православна Церква в Aмepuцi; польск .: Cerkiew Konstantynopola, Kosciol prawoslawny w Polsce, Kosciol Prawoslawny w Ameryce; в) официально зарегистрированные собственные имена церквей и храмов: – названия освящённых храмов: храм во имя святителя Тримифунтского Спиридона; – названия храмов, освящённых в честь какого-либо праздника или иконы: храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм в честь Чуда Архистратига Михаила, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери; – названия храма в сокращённой форме: Николаевский храм (или Никольский, Успенский храм); – названия храмов, имеющих собственные названия, единичные: Кулич и Пасха, Никольский Морской собор, Князь-Владимирский (не Владимирский) собор; – названия монастырей: Московский Данилов монастырь, Одесский Успенский монастырь, Виленский Свято-Духов (не Духовский) монастырь, Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Почаевская Успенская Лавра; – названия благочиний и представительств за рубежом: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, Представительство Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском и всего Востока, Представительство Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, Венгерское православное благочиние, Патриаршие приходы в Финляндии, Патриаршие приходы в США и Канаде, Западноевропейский Экзархат, Среднеевропейский Экзархат;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несмотря на все позитивные изменения, положение З. м. в Речи Посполитой оставалось неблагоприятным. Решения сейма нач. 30-х гг. XVII в. не были выполнены полностью, значительная часть церковного имущества, первоначально предназначенного для православных, осталась в руках униатов. Польск. власти разными способами содействовали распространению католицизма и унии. На правосл. иерархию оказывалось давление со стороны гос. власти, чтобы она начала переговоры о «новой унии» (в 20-х гг. XVII в. речь шла об объединении с униат. Церковью, позднее - о «новой унии» непосредственно с Римом). Новый этап в истории З. м. был начат народно-освободительной войной укр. народа под рук. гетмана Б. Хмельницкого . После возникновения в 1648 г. Запорожского гетманства на территории Вост. Украины была прекращена деятельность униат. и католич. Церквей. Однако отношение к восставшим правосл. иерархии во главе с Киевским митр. Сильвестром (Коссовым) было сдержанным, т. к. он вел тайные переговоры с польск. властями. Митрополит и его окружение отнеслись отрицательно к воссоединению Украины с Россией в 1654 г., опасаясь подчинения З. м. Московскому патриарху. В ходе русско-польск. войны за укр. земли (1654-1667) среди правосл. западнорус. духовенства произошел раскол. Киевские митрополиты Дионисий (Балабан-Тукальский) , затем Иосиф (Нелюбович-Тукальский) ориентировались на тех гетманов (сначала И. Е. Выговского, затем П. Д. Дорошенко), которые, лавируя между соседями Украины, стремились добиться для Гетманства возможно более широкой автономии. Поэтому митрополиты покинули Киев, подчинявшийся власти царя, и поселились на Правобережной Украине, гл. обр. в резиденции гетманов Чигирине. Др. часть духовенства (ее наиболее яркими представителями были Черниговский архиеп. Лазарь (Баранович) и настоятель Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря архим. Иннокентий (Гизель) ) выступала за тесную связь Гетманства с Россией, видя в этом гарантию сохранения Православия на Украине. По Андрусовскому перемирию 1667 г. Левобережная Украина вместе с Киевом вошла в состав России, Правобережная Украина и Белоруссия остались в Речи Посполитой. При активном содействии польск. властей на белорус. и западноукр. землях началось восстановление позиций униат. Церкви. Решениями сеймов правосл. населению запрещалось выезжать за границу для поддержания сношений с К-полем. Неблаговидную роль в этом процессе сыграла группа правосл. епископов (главным был Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) ) и священников. Уже в 1677 г. эти люди тайно приняли унию и использовали свое положение для того, чтобы передавать приходы сторонникам унии. Становилось ясно, что Православие на украинско-белорус. землях могло сохраниться лишь при прямой поддержке со стороны России.

http://pravenc.ru/text/182581.html

Фома Коропачинский), Грановская (прот. Иоанн Строцкий, служил в Корсуне), Кальницкая (прот. Григорий Линевич), Брацлавская (прот. Василий Мокрицкий), Рашковская (прот. Петр Стефанович), Чечельницко-Ольгопольская (прот. Лука Романовский, служил в Смеле) - и 2 мон-ря: бершадский Преображенский мужской и немировский Успенский женский, основанный в 1783 г. гр. Потоцким. В апр. 1789 г. еп. Виктор был обвинен в связях с Россией и арестован (освобожден в 1792). Его обязанности по управлению приходами в 1789-1792 гг. исполнял архим. Матронинского монастыря Иринарх (Баландовский), назначенный «председателем Брацлавско-Житомирской греко-ориентальной консистории», которая находилась в Богуславе. В указанный период резко сократилось число правосл. приходов в Подолье. К нач. 1791 г. на Брацлавщине легально существовали 3 протопопии: Рашковская (13 приходов), Чечельницко-Ольгопольская (3 прихода) и Уманская (1 приход); мн. храмы были бесприходными и не имели священников. Польск. гос. комиссия, рассмотревшая положение правосл. («схизматической») Церкви в Речи Посполитой, сделала вывод о том, что существование Церкви, имеющей центр за пределами Польши (в России), не соответствует интересам Польского гос-ва, и предложила создать автономную «схизматическую» Церковь для окормления польск. подданных. С этим планом польск. власти ознакомили К-польского патриарха, его одобрившего. В 1791 г. в Пинске прошла «генеральная конгрегация» правосл. Церкви Польши, Литвы и Белоруссии, провозгласившая создание автономной Польской Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата, решение конгрегации было утверждено королем. Акты конгрегации подписали в т. ч. делегат от Брацлавского воеводства прот. Лука Романовский, уполномоченный от Смелянской, Чечельницкой и Рашковской протопопий, и его помощник свящ. Феодор Атаназевич из мест. Круты. Данный проект не был осуществлен из-за последовавших вскоре 2-го и 3-го разделов Речи Посполитой. Вслед. ужесточения национальной политики польск. властей в 1789-1790 гг. были репрессированы мн.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Польск. кор. Болеслав II Смелый, стараясь ослабить герм. влияние в Польше, Венгрии и Чехии, использовал теократические амбиции Г. и вел враждебную Генриху IV политику. Направленные Г. в Польшу легаты осуществили реформу церковно-адм. управления (увеличение числа епископских кафедр, образование новых деканатов и др.). Непосредственные контакты папы с польск. королем были довольно редки и в основном связаны с делом киевского вел. кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича . Изгнанный из Киева своими братьями св. блг. кн. Святославом (Николаем) и Всеволодом (Андреем) Ярославичами (22 марта 1073), Изяслав вместе с семьей, дружиной и казной перебрался в Польшу, где просил военной помощи у своего тестя польск. кор. Болеслава. Однако польск. король заключил в Сутейске мирный договор с правившим в Киеве кн. Святославом и забрал часть вывезенной Изяславом из Киева казны, вынудив его удалиться из Польши. После безуспешных попыток Изяслава получить помощь от кор. Генриха IV он послал в Рим своего сына св. кн. мч. Ярополка (Гавриила) Изяславича для переговоров с Г. о содействии в возвращении киевского стола. 17 апр. 1075 г. Г. направил Изяславу буллу (Reg. Ep. II, 74), в к-рой сообщал, что Ярополк получил «Русское королевство» из папских рук как дар св. Петра (dono Sancti Petri per manus nostras vellet obtinere), после того как он принес присягу верности св. Петру, Главе Апостолов (eidem Beato Petro Apostolorum Principi debita fidelitate exhibita). Т. о., Г. «передал» Ярополку Изяславичу власть над Русской землей, опираясь на согласие его отца (вероятно, имея в виду совместное владение Русью Изяславом и Ярополком). В булле от 20 апр. 1075 г., направленной кор. Болеславу II Смелому, папа потребовал возвращения отнятого у Изяслава имущества. Претворение в жизнь договора Г. и кн. Ярополка означало бы превращение Руси в лен, а киевских князей - в вассалов Римских пап; в то же время достоверных сведений о реальных планах Г. в отношении Руси не имеется. В 1076 г., после смерти кн. Святослава, Изяславу удалось вернуться на Русь с помощью войск кор. Болеслава II Смелого. 15 июля 1077 г. Изяслав в 3-й раз занял киевский стол, но 3 окт. 1078 г. он погиб в сражении при Нежатиной Ниве под Черниговом. Его сын Ярополк унаследовал Владимиро-Волынское княжество, но в правление своего дяди вел. кн. Всеволода Ярославича большой политической роли не играл.

http://pravenc.ru/text/166757.html

В сент. 1625 г. на Украину двинулась польск. армия и начались военные действия между ней и войском Запорожским. Перед походом командующий польск. армией гетман С. Конецпольский, намереваясь арестовать И., потребовал, чтобы он явился в польск. лагерь под Белой Церковью, но жители Киева помешали отъезду митрополита. На раде, собравшейся в Киеве 29 сент., И. призывал сражаться с польск. армией и, если не хватит сил, просить помощи у Михаила Феодоровича. Военная кампания закончилась в нояб. 1625 г. Казацкая армия понесла серьезные потери, но разбить ее не удалось. По Куруковскому договору на землях Речи Посполитой могло оставаться и получать жалованье за службу лишь 6-тысячное казацкое войско (реестровые казаки), остальные казаки должны были вернуться под власть своих господ. В дек. 1625 г. посланец И. свящ. Филипп говорил в Москве, что те, кого «от казачества отставливают», хотят просить у царя помощи против поляков, чтобы «городы литовские очищать» (Воссоединение Украины с Россией. 1953. 31. С. 62). Тогда же через др. своего посланца - Савву Савицкого - И. предлагал послать к Олиферу Голубу и обещать ему военную помощь, чтобы он очистил от поляков Северскую землю. Однако и на этот раз рус. правительство не решилось на войну с Речью Посполитой. С того времени, когда надежды И. на скорое освобождение от иноверной власти не оправдались, в его жизни начался трудный период. В сложившихся обстоятельствах следовало искать способы сосуществования с властями Речи Посполитой. Эти поиски пришлось проводить в условиях, когда и эти власти, и униат. епископат добивались осуществления «новой унии» с помощью «примирения» Церквей. В то же время среди православных росла враждебность по отношению ко всяким попыткам компромисса, и митрополит должен был с этим считаться. Главе Западнорус. митрополии пришлось столкнуться и с др. трудностями. Когда зимой 1625/26 г. архиеп. Мелетий (Смотрицкий) привез из К-поля патриаршую грамоту о ликвидации ставропигий, он встретил со стороны мон-рей резкий отпор. Архим. Киево-Печерского мон-ря Захария (Копыстенский) не допустил Мелетия в свой мон-рь и потребовал, чтобы так же поступили и др. киевские обители. 28 июня 1626 г. представители Киево-Печерского монастыря предъявили И. грамоты К-польских патриархов, по-видимому, Матфея II и Рафаила II , касающиеся утверждения ставропигиального статуса обители. Митрополит грамоты «принял и целовал», прошение властей Киево-Печерского монастыря о сохранении ставропигии И. приказал «до книг наших митрополитанских вписати» ( Голубев. Т. 1. Прил. С. 289-290). В дек. 1626 г. К-польский патриарх Кирилл Лукарис выдал грамоту, в к-рой указывалось, что распоряжение об отмене ставропигий не затрагивает Виленское и Львовское братства.

http://pravenc.ru/text/578176.html

и его сторонников поражение их политической линии - включение литовских земель в состав Польского королевства. Королю, опиравшемуся на поддержку духовенства и знати Вел. Польши, удалось серьезно ослабить позиции Краковского епископа. Церковная политика О. поддерживал Соборное движение , выступавшее за подчинение папы Римского власти Соборов; так же, как и члены Базельского Собора, он отрицал действенность православных таинств: для лиц, переходящих из Православия в католич. веру, О. требовал повторного крещения. В то же время он был твердым противником гуситов, что противоречило стремлению участников Базельского Собора пересмотреть итоги Констанцского Собора и примириться с умеренными гуситами-чашниками (в нояб. 1433 были заключены «Пражские компактаты»). В мае 1441 г., при обсуждении на синоде в Ленчице присоединения польск. епископата к Соборному движению, польск. епископы потребовали отмены перемирия с гуситами. В Православии О. и его сторонники также видели угрозу. О. сравнивал Православие и гусизм: ища поддержки в польско-литов. конфликте у главы Базельского Собора кард. Дж. Чезарини, О. писал о возможной угрозе объединения литов. «схизматиков» и чеш. гуситов на основе общих взглядов на таинство Евхаристии ( Флоря. 2007. С. 305-306; Полехов. 2015. C. 246). В этом сообщении видны не только политические мотивы О., но и его стремление убедить членов Базельского Собора отказаться от идей перемирия с гуситами. Отношения О. с папой Римским Евгением IV (1431-1447), инициатором созыва Ферраро-Флорентийского Собора (1438-1439), складывались неоднозначно. Краковский епископ считал неприемлемым конфликт Евгения IV с лидерами Соборного движения, вызванный роспуском Базельского Собора. В связи с этим вполне ясной представляется позиция польск. католич. духовенства и по отношению к Флорентийской унии: принять ее не позволял как факт заключения унии без участия Собора, так и слишком либеральные ее условия ( Флоря. 2007. C. 339). Отношение польск. католич. духовенства к унии нашло отражение в реакции на послание из Буды (1440) митр. Киевского Исидора († 1463). Утверждение митрополита об истинности правосл. таинств встретило жесткую критику и осуждение со стороны О. 18 дек. 1439 г. папа Евгений IV возвел О. в достоинство кардинала, что не было принято епископом, т. к. требовало от него разрыва с Соборным движением и полной поддержки папской политики. Однако окончательный разрыв О. с Евгением IV произошел не сразу. В марте 1440 г. О. принимал в Кракове митр. Исидора как папского легата, к-рый служил в кафедральном соборе в Кракове по визант. обряду. 8 марта 1441 г. на синоде в Ленчице О. заявил о своем нейтралитете в конфликте папы с Базельским Собором, но уже 21 дек. поддержал Собор и принес присягу антипапе Феликсу V (1439-1449), к-рый буллой от 9 нояб. 1441 г. возвел О. в достоинство кардинала.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

К нач. 1923 г. К. е. состояла из 56 благочиннических округов и 665 храмов, из них 442 самостоятельных и 223 «филиальных» (приписных). Согласно «Временным правилам по отношению правительства Речи Посполитой к Православной Церкви в Польше» (действовали в 1922-1938), правосл. священники должны были иметь польск. гражданство, о каждом ставленнике правящий архиерей сообщал местному воеводе, который мог отклонить кандидатуру. Священники могли беспрепятственно совершать богослужение, преподавать Закон Божий на родном языке в школах. В городах существовали должности штатных законоучителей, уравненных в правах с римско-католич. духовенством. До 1935 г. материальное обеспечение правосл. духовенства было вполне удовлетворительным. Оно имело земельные наделы (обычно 33 дес. для всего причта), получало кружечные доходы, жалованье за преподавание Закона Божия в школе. Не было притеснений в использовании языков. На содержание епархиального управления и Синода каждый приходский священник на Волыни ежегодно вносил 12 тыс. польск. марок, диакон - 9 тыс., псаломщик - 6 тыс., община самостоятельного храма - 12 тыс., приписного - 6 тыс. польск. марок. Из-за больших взносов число приходов в последующие годы уменьшилось, на что повлияла и политика местных властей. Будучи Кременецким епископом, затем Варшавским митрополитом, Дионисий (Валединский) получал треть дохода Почаевской лавры как ее священноархимандрит. К. е. стала составной частью провозглашенной 13 нояб. 1924 г. без благословения патриарха Московского и всея России свт. Тихона Польской автокефальной Церкви. Епархия являлась более многочисленной, чем все вместе взятые др. польск. епархии: Полесская епархия состояла из 298 приходов, Виленская - из 158, Гродненская - из 130, Варшавско-Холмская - из 65, вместе 651 приход, тогда как на Волыни действовало свыше 660 церквей. Жизнь К. е. в нач. 20-х гг. XX в. омрачило изъятие («ревиндикация») у правосл. Церкви когда-то принадлежавших католикам, преимущественно униатам, монастырей и храмов. В 1921-1922 гг. К. е. лишилась неск. храмов и 3 мон-рей: Новозагоровского в честь Рождества Пресв. Богородицы, владимир-волынского Христорождественского, а также Николаевского женского в Дубно. Попытка еп. Дионисия в апр. 1923 г. перевести общину Христорождественского мон-ря из Владимира-Волынского в с. Когильно была пресечена властями в июне, братия обители была расселена в др. мон-рях. Были отняты почти все здания древнего Воскресенского мон-ря у общины сестер, живших в Свято-Троицкой (новой) обители в Корце. Впрочем, благодаря умелой политике еп. Дионисия К. е. в меньшей степени, нежели др. епархий, коснулись осуществлявшиеся властями «ревиндикация» церквей, «редукция» приходов и «парцелляция» церковных земель.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010