Деву Марию Матерью Церкви. В 1966 г. В. возглавил торжества, посвященные 1000-летию крещения Польши, план проведения к-рых он разработал во время нахождения под домашним арестом в 1953-1956 гг. 3 мая 1957 г. примас объявил о начале «Великой Новенны» - 9-летней программы подготовки к торжествам, важным моментом к-рых стало посвящение Польши Пресв. Деве Марии, совершенное В. 3 мая 1966 г. в Ченстохове. По инициативе В. 17 окт. 1971 г. в Риме состоялась беатификация погибшего в Освенциме польск. пресв. Максимилиана Кольбе . В 1975 г. В. подготовил программу празднеств, связанных с 600-летием явления чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери , «6 лет благодарности за 6 веков присутствия», к-рая осуществлялась с 1976 по 1982 г. С нач. 60-х гг. вновь обострились отношения между польск. католич. Церковью и гос-вом. После отмены в июле 1961 г. преподавания религии в гос. школах В. организовал систему уроков катехизиса на приходах. Одной из наиболее важных проблем в государственно-церковных отношениях оставался вопрос о каноническом утверждении польск. церковной администрации в зап. землях, присоединенных к Польше после второй мировой войны. Негативную реакцию со стороны властей Польши вызвало направленное 18 нояб. 1965 г. польск. епископатом во главе с В. послание к нем. епископату, в к-ром содержалась фраза «прощаем и просим о прощении» и признавалось наличие для Германии проблемы зап. польск. границы. Польск. руководство обвинило В. в «недружественной и нелояльной позиции» по отношению к гос-ву и в 1967 г. отказало ему в возможности выезда в Ватикан на ассамблею Всемирного синода епископов. В кон. 70-х гг. с развитием нового политического кризиса в Польше и приходом к власти Э. Герека стала меняться политика правительства в отношении католич. Церкви. 3 марта 1971 г. состоялась встреча В. с председателем Совета министров Польши П. Ярошевичем, положившая начало процессу нормализации государственно-церковных отношений. В апр. того же года в Риме прошли первые офиц. переговоры между Ватиканом и представителями польск.

http://pravenc.ru/text/161131.html

Обозначим каждый из указанных параметров как К-польск. ранн.   Сравнение обеих К-польских уставов . Если сопоставить соответствующие параметры константинопольского богослужения доиконоборческого и послеиконоборческого периодов (то есть параметры из комплектов К-польск.ранн. и К-польск.поздн.), то по крайней мере два параметра (лекционарная система К-польск.ранн. и К-польск.поздн., евхологические тексты К-польск.ранн. и К-польск.поздн.) не будут совпадать между собой. Принципиальным отличием константинопольской лекционарной системы доиконоборческого периода от лекционарной системы послеиконоборческого периода является последовательность евангельских чтений: если в первой системе в период Великого поста читались перикопы из Евангелия от Луки, то во второй системе (во многом совпадающей с современной) читались перикопы из Евангелия от Марка. Характерной чертой данной лекционарной системы было отсутствие чтения Пролога из Евангелия от Иоанна на пасхальной Литургии, потому что ни один из пасхальных кондаков Романа Сладкопевца не связан с этим чтением, но все они тематически связаны с чтением о Воскресении Христовом (Мк 16:1–8), общим для древних восточных и западных лекционарных систем. Евхологические тексты, подобно лекционарной системе, также подвергались изменениям: в различных Евхологиях обнаружены две редакции текста анафоры Иоанна Златоуста [ 14 ] и чинопоследования брака [ 15 ], а результаты исследования чинопоследований освящения мира [ 16 ], возложения императорских регалий [ 17 ] и освящения храма [ 18 ] свидетельствуют о существовании двух редакций и для этих чинопоследований. При этом, в каждом из перечисленных случаев одна редакция связана с доиконоборческим периодом, а другая — с послеиконоборческим. Отсутствие достаточных материалов для сопоставления не позволяет в настоящий момент высказать определенные суждения о характере изменений в константинопольском месяцеслове, но, судя по всему, эти изменения сводились к появлению новых праздников и памятей, а не к перераспределению уже существовавших, то есть константинопольский месяцеслов, как и рассмотренные выше евхологические тексты, не претерпел существенных изменений при переходе от первого периода ко второму.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

25 . Названия, связанные с административно-территориальным делением : 1) названия административных церковных подразделений: русск .: патриархия, епископия, иерархия (округ иерарха), митрополия; укр .: nampiapxiя, епископия, iepapxiя (округ мumponoлiя; польск .: dziekanat, archidiecezja, diecezja, parafia, kustodia; 2) названия органов церковной (религиозной) власти: русск .: Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод, Международная Исламская конференция; укр .: Noмichuй Собор, Собор, Священний Синод, Miжhapoдha Icлaмcъka kohфepehцiя; польск .: wladze eparchialne, rada eparchialna, Polski Autokefaliczny Kosciol Prawoslawny w RP; 3) названия религиозных собраний, организаций: русск .: Синод (собор высших духовных лиц), Вселенские соборы, церковь , Чёрный собор, Всемирный Совет Церквей; укр .: Синод (собор вищих духовних ociб), bceлehcьki собори, церква, Чорний собор, Bcecbimhя Рада Церков; польск .: zebranie eparchialne; 4) названия учреждений Московского Патриархата: русск .: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата; Издательский Совет Московского Патриархата; Издательство Московской Патриархии; Учебный комитет при Священном; 5) названия местных органов церковной власти: русск .: Епархиальное собрание, Епархиальный совет, Приходский совет; укр .: збори, рада, Napaфiяльhuй рада; польск .: biskupstwo, diecezja; 6) названия религиозных органов власти других религий: русск .: епископат; укр .: епископат; польск .: episkopat, Konferencja Episkopatu Polski; 7) названия духовных учебных заведений: русск .: семинария, раввинское училище, приходская школа, дикастерия, академия, семинария; укр .: ceмihapiя, рабинське училище, napaфiяльha школа, дukacmepiя, akaдeмiя; польск .: Wyzsze Seminarium Duchowe Archidiecezji Krakowskie. 26 . Названия религиозных учреждений и их структурных подразделений : 1) названия храмов, мест отправления религиозных обрядов: а) названия храмов: русск .: церковь , костёл, синагога, кирха, мечеть; укр .: церква, костел, синагога, kipxa, мечеть; польск .: Kosciol, Cerkiew;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мама (франц.). 7 Бесстрашной рукой (лат.). 8 Старый порядок (франц.). 9 Откровенно (франц.) 10 Однообразие (лат.). 11 Наедине (франц.). 12 А! превосходнейший, знаменитейший и ученейший доктор ! (лат.) 13 Это нечто мужицкое (франц.). 14 Свидание ( франц.). 15 Обозрение за полугодие (англ.). 16 Благодарю (франц.). 17 Крайности (лат.). 18 Откровенно? (франц.) 19 Автор надеется, что для него не обязательно следовать неотступно свидетельствам Тьера . (Прим. автора.) 20 Немецкий плут (франц.). 21 Вот как! (франц.) 22 Младший лейтенант (франц.). 23 Черт! (нем.) 24 Я-то знаю Россию в совершенстве (франц.). 25 Это слишком рано для России; это не в ее национальном духе. Это не принесет ей счастья. О! Я очень хорошо знаю Россию… (франц.). 26 Вы никогда не сможете это осуществить! никогда! (франц.) 27 Искаженное немецкое: «der Bien’ muss» — к этому вынуждают. 28 Браво! (итал.) 29 Что ж, поживем — увидим! (франц.) 30 Голова Христова (нем.). 31 Пивной (нем.). 32 Кучерами (франц.). 33 Полицейскими (франц.). 34 Проститутками (франц.). 35 Это литвинка, девушка-герой, вождь повстанцев: Эмилия Платер (польск.). 36 И не надо объяснять, что я хочу слышать, что увидеть. 37 Что это за любопытное имя? Скажи мне, Казя, прошу тебя… Что это значит: неужели вы здесь в самом деле и с чертями спознались? (польск.) 38 Московских бояр (франц.). 39 Кто не любит вина, женщин и песен, тот глупец на всю жизнь (нем.). 40 Кварта и полкварты — Полторы кварты, А еще полкварты — Будет две кварты. О ля! о ля! Будет две кварты (польск.). 41 Припев (франц.). 42 Нынешние хлопцы, Как ветряные мельницы, Летают от одной До другой девчины. О ля! о ля! До другой девчины (польск.). 43 Выпил Куба За здоровье Якова, Павел за Михаила. Цупу, лупу, Лупу, цупу, Вот и целая компания (польск.). 44 До завтра (польск.). 45 На одном уровне (франц.). 46 До востребования (франц.). 47 Улица Сен-Сюльпис (франц.). 48 «Имела зайца в голове» (польск.). 49 Виконт! — Маркиз! — Министр! — Поэт! — Знаменитость! (франц.). 50 Он мертв (франц.). 51

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

г) названия праздников, посвящённых святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника: русск .: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси; укр .: пам’ять пророка Iллi, пам’ять священномученика Nampiapxa Московського i Pyci; д) названия празднований в честь иконы Божией Матери: русск .: «Нечаянная Радость»; е) названия рождественских праздников: русск .: Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки; укр .: Piздbяhuй cbяmbeчip, Водохресний cbяmbeчip, Святки; польск .: Wigilia; 3) названия католических праздников и событий: русск .: Благовещение Пресвятой Богородицы, Богоявление; Воскресение, Вознесение Господне, Тайная Вечеря; укр .: Блarobiщehhя Бoropoдuцi, Богоявлення; Bockpecihhя, Boзhecihhя Вечеря; польск .: Zwiastowanie Najswie’tszej Maryi Panny, Nowy Rok, Boze Narodzenie, Objawienie Panskie, Wielkanoc, Wniebowstapienie Panskie, Ostatnia Wiecierza; 4) названия мусульманских праздников: русск .: Байрам, Рамазан (Рамадан), Навруз укр .: Байрам, Рамазан (Рамадан), Навруз; польск .: Bajram, Ramadan, Nawruz; 5) названия иудейских праздников: русск .: Ханука, Шаббат; укр .: Ханука, Шаббат; польск .: Szabas; 6) названия международных или государственных религиозных праздников, придуманные их организаторами: польск .: Kongres Eucharystyczny we Wroclawiu, Tydzien modlitw o Jednosc Chrzescijan; 7) названия религиозных исторических событий: русск .: раскол, уния, крестовый поход, реформация; укр .: Piздbяhuй nicm, Piздbo, Святий beчip, м’ясниц (масляниця), Boдoxpeщi, Блarobiщehhя, Cmpimehhя, Великий nicm, Страсна (свята) п’ятниця, Великдень (Свято свят), Вербна heдiля; польск .: wielka schizma, unia, wyprawy krzyzowe, reformacja. 19 . Названия религиозные обычаев и традиций : русск .: субботки, славить Христа, коляда, колядовать, христосование; укр .: славити Христа, коляда, колядувати, польск .: swi’etopietrze, obchodzic dziesi’eciny, zapusty, andrzejki, mikolajki, pawelki, dyngus.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Василий (упом. в 431); Вигилянций (до 449 - после 458); Прокл (?-531); Стефан (531); Ахиллий (535-?); Иоанн (упом. в 592 и 597); Константин (упом. в 865); Евфимий (упом. в 870); Василий (упом. в 879); Иоанн (?-886; впосл. митрополит Синадский); Иаков (кон. IX или нач. X в.); Филипп (при К-польском патриархе Николае I Мистике - 901-907 и 912-925); Стилиан (упом. в 997); Стефан (нач. XI в.); Лев (упом. в 1032); Василий (упом. в 1084 и 1092); Георгий (упом. в 1107); Георгий (не позднее 1144 - после 1157); Иоанн (упом. в 1166); Василий (2-я пол. XII в.); Калоспит (1212/13 - после 1222; ранее митрополит Левкадский); Фома (упом. в 1264); Никандр (упом. в 1280 и 1285); свт. Киприан (1318-1332/33); Антоний (1333 - после 1363); Нил (упом. в 1367 и 1372/73); Иоасаф (1387-1401); Симеон (упом. в 1393/94); Галактион (XV в.); Неофит (упом. в 1486); Феодосий (упом. ок. 1490); Виссарион (ок. 1490-1499; ранее епископ Димитриадский); Дионисий (?-1510); свт. Марк (1510-1520; ранее епископ Триккский); свт. Виссарион (1520-1541; ранее епископ Стагийский); Неофит (1541-1565; племянник предыдущего); Феофан (упом. в 1569); Иеремия Транос (ок. 1568 или 1570-1572; впосл. патриарх К-польский Иеремия II); Даниил (1573-1575 или 1581); Димитрий (1575-1578); Иоасаф (1581 - кон. 1592 - нач. 1593); Неофит (упом. в 1584?); Пахомий (?); Дионисий Скилософ (кон. 1592 - нач. 1593-1601); Феона (1601-1603); Леонтий (1604-1609); Тимофей (1609-1616); Григорий (ранее 1619-1645/46); Паисий (1645/46-1652; ранее митрополит Эфесский, впосл. патриарх К-польский); Дионисий Вардалис (1652-1662; впосл. патриарх К-польский Дионисий III); Дионисий Серогланис (1662-1671; впосл. патриарх К-польский Дионисий IV); Иаков (1672 или 1674-1679; впосл. патриарх К-польский); Анфим (1679); Макарий (1680-1687/88); Парфений (1687/88-1713?); Дионисий (1688-1700); Мелетий (1702 или 1721); Парфений (упом. в 1707); Гавриил (1721 или 1722-1732); Иаков (1732-1749); Мелетий (1750-1768; впосл. патриарх К-польский); Макарий (1768); Мелетий (ранее 1788 или 1792); Дионисий Каллиархис (1792-1803; впосл. митрополит Эфесский); Рафаил (1803-1804); Порфирий (1808?); Гавриил Кангас (1806-1811); Поликарп Бификукис (1811-1818); Кирилл Вогасарис (1819-1820); Поликарп (1820-1821); Феодосий (1821); Мелетий (1832-1835); Анфим (1835-1837); Анания (1837-1853); Стефан (1860-1870); Иоаким (Крусулидис; 1870-1875; впосл. патриарх К-польский Иоаким IV); Неофит (Петридис; 1875-1896). Епископы Ларисские и Платамонские

http://pravenc.ru/text/2463131.html

м. архим. Иоасаф безуспешно направлял в Синод прошения о возобновлении этой традиции. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. 1914 г. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. 1914 г. Настоятели К. м. часто становились архиереями. В 1567-1576 гг. К. м. возглавлял архим. Иеремия (впосл. архиепископ Казанский и Свияжский), участвовавший в деяниях Собора 1572 г. и в отпевании архиеп. Казанского свт. Германа . В 1588-1589 гг. в обители настоятельствовал архим. св. Ермоген (впосл. 1-й митрополит Казанский и патриарх Московский), в 1590-1593 гг.- архим. Галактион (впосл. архиепископ Суздальский), в 1613-1629 гг.- архим. Макарий (впосл. архиепископ Астраханский; 1638), в 1744-1748 гг.- архим. Вениамин (Пуцек-Григорович) (впосл. митрополит Казанский), в 1766-1767 гг.- архим. Иероним (Фармаковский) (впосл. епископ Владимирский), в 1772-1785 гг.- архим. Платон (Любарский) (впосл. архиепископ Екатеринославский), в 1790-1794 гг.- архим. Амвросий (Орлин) (впосл. епископ Рязанский), в 1798-1799 гг.- архим. Ксенофонт (Троепольский) (впосл. архиепископ Подольский), в 1799-1808 гг.- архим. Антоний (Соколов) (впосл. архиепископ Подольский), в 1808-1816 гг.- архим. Епифаний (Канивецкий) (впосл. епископ Воронежский), в 1816-1817 гг.- архим. Афанасий (Протопопов) (впосл. архиепископ Тобольский). В 1774-1836 гг. из-за разрушения архиерейского дома в кремле К. м. служил городской квартирой Казанских архиереев, основная резиденция к-рых находилась в загородном архиерейском доме. В 1744-1854 гг. настоятелями К. м. являлись ректоры КазДС (в 1797-1818 «старой» КазДА), с 1854 г.- епископы Чебоксарские, викарии Казанской епархии, с 1898 г.- епископы Чистопольские, ректоры КазДА, с 1907 г.- епископ Мамадышский, викарий Казанской епархии, а с 1911 г.- наблюдатели (руководители) миссионерских курсов. Всего 12 настоятелей управляли мон-рем в архиерейском сане, в т. ч. в 1907-1911 гг.- еп. Андрей (Ухтомский) . С июля 1912 г. К. м. возглавлял сщмч. Иоасаф (Удалов) , сначала в сане игумена, а с 1920 г.- уже будучи викарным епископом.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Братские корпуса Загаецкого свт. Иоанна Милостивого мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря) Братские корпуса Загаецкого свт. Иоанна Милостивого мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря) И. М. м. притесняла и польск. шляхта. Согласно «Русской истории Загаецкого монастыря» униат. игум. Бонифатия Кревницкого, 1 сент. 1693 г. проходивший со своим войском через монастырские земли польск. пан Вильга отбирал фураж и провиант как у крепостных крестьян обители, так и у иноков. В 1700 г. игум. Феодосий (Волынец) обратился за помощью к гетману И. Мазепе, о его ответе ничего не известно ( Павленко С. Ibah Мазепа як бyдibhuчuй укр. культури. К., 2005. С. 272). В апр. 1702 г. в унию уклонился еп. Луцкий и Острожский Дионисий (Жабокрицкий) . Последнего правосл. настоятеля (1700-1714) игум. Мартиниана (Полумирковича) притесняли польск. военные и гражданские власти. Летом 1709 г., во время швед. вторжения на Волынь (1708-1709), отряд кавалерии из подразделения польск. войск под командованием «великого гетмана литовского» Григория Антония Огинского разорил мон-рь, требуя, чтобы монахи немедленно приняли унию. Польск. солдаты Огинского заняли часть келий, выселив монахов. Вскоре на мон-рь напали сторонники Яна Сапеги , соперника Огинского в борьбе за титул «великого гетмана литовского». В ходе вооруженных столкновений была разграблена Иоанновская ц. (украдены золотые чаши, драгоценные украшения), разорены кельи, похищено монастырское имущество, исчезли мн. документы на право владения земельными угодьями. Раненый игум. Мартиниан написал в Кременецкий гродский суд жалобу на действия польск. солдат (внесена в гродские книги 13 авг. 1709). В 1710-1711 гг. потомки Ярмолинских отпали в унию. В 1711 г. зять и наследник И. Ярмолинской мечник Новогрудский униат Анджей Ян Блендовский, к-рому досталось имение Загайцы, стал рубить монастырский лес и запретил инокам ловить в пруду рыбу. 27 июня 1712 г. игум. Мартиниан послал в Кременецкий гродский суд жалобу на Блендовского (АЮЗР.

http://pravenc.ru/text/577900.html

2) названия, имена и перифразы святых, апостолов, мучеников, пророков: русск .: апостол, великомученик, Георгий Победоносец, Илья Пророк, Иоанн Богослов, Иоанн Златоуст ; укр .: апостол, великомученик, Гeopriй Noбiдohoceць, Iлля Пророк, Ioahh Богослов, Ioahh Златоуст; польск : Apostol Anglii (=sw. Augustyn z Canterbury), Apostol Narodyw (=sw. Pawel), sw. Jan Chrzciciel; 4. Названия мест трансцендентной действительности : русск .: рай эдемский, ад, чистилище, небесное царство; укр .: рай, пекло; польск .: czysciec, eden. 5. Названия служителей религиозного культа, официальных званий титулов и чинов в иерархии : 1) монахи, монашество, законы, братства: а) звания и титулы монахов и обращения к ним: русск .: аббат, амма, иеромонах, инок; укр .: бpamiя, чернецтво, монашество, ihoчecmbo, монах ( монахиня ) , чернець ( черниця ) , чорноризець, ihok, калугер; польск .: ichumen, kaplan, mnich; б) названия особых видов монашества: русск .: иезуитство, иночество, отшельничество; укр .: послушник , схимник (схимниця), малосхимник (малосхимниця), великосхимник (великосхимниця); польск : pustelnictwo, jezuityzm; в) названия членов законов, братств, церковных объединений: русск.: доминиканцы, иоанниты, францисканцы; укр.: домшшанщ, юаншти, францисканщ; польск: franciszkanie, dominikanie, jezuici, paulini; 2) звания, должности и титулы служителей религиозного культа и обращения к ним: а) звания, должности и титулы высших должностных духовных лиц и обращения к ним: русск .: Архиепископ Кентерберийский, Блаженнейший Патриарх (Папа и Патриарх), Епископ-Президент Епископальной Церкви в США, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, Местоблюститель Патриаршего Престола, Папа Римский, Патриарший Местоблюститель, Примас всей Англии и Митрополит, Святейший Католикос Востока и Митрополит Маланкарский, Святейший Папа Римский, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси; укр .: архидиякон, митрополит, екзарх, кардинал; польск .: general, dziekan, eparcha, egzarcha;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20 . Названия служб и её частей : 1) христианская служба: русск .: Акафист Божией Матери пред Казанской Её иконою, акафист, Великий канон, вечерня, всенощная, Евхаристический канон, крестный ход, литургия, мша, панихида, Последование ко Святому Причащению, последование, Служба Святителю Николаю, служба, утреня, чин; укр .: biдnpaba, лimypricamu, набоженство, правити, служба, служити; польск .: droga krzyzowa, gyrskie zale, liturgia godzin, pasterka, suma; 2) названия православных служб суточного круга: русск .: вечерня, повечерие, утреня, часы Великой Пятницы, великая вечерня, рождественские часы, царские часы, крещенские часы, Андреево стояние, Мариино стояние; укр .: всеношна, beчiphя, повечери’я, полуношниця, утреня, перший час, mpemiй час, шостий час, дев’ятий час, Лimypriя, Служба Бож); польск .: jutrznia, Wielki Piatek, Wielka sobota; 3) названия литургий: русск .: Божественная литургия, Литургия Преждеосвященных даров, Златоустова, Литургия святого Василия Великого , Римская месса, Литургия Апистольских постановлений, Литургия святого апостола Якова брата Господня, евхаристия; 4) названия приватных богослужений: русск .: акафист, молебен, панихида, похороны; укр .: акафист, дев’ятини, молебень, панахида, парастас, похорон, сороковини; польск .: akamysm, uslugi pogrzebowe, pogrzeb; 21 . Названия молитв, проповедей, песнопений : русск .: антифон, икос, Трисвятая (молитва), Херувимская песнь; укр .: Kamabaciя, Кондак, Канон, biдnycm, богородичен, воскресний, молебень – параклис, отпустительний, cmuxobhi, польск .: ektenia, antyfona. 22 . Названия религиозных действий и жестов : русск .: прикладываться ко кресту, к мощам; укр .: благословення, roлobonpekлohihhя, koлihonpekлohihhя, niдhecehhя рук, nokлih; польск .: czynienie znaku krzyza dwoma palcami, dwupalcowy znak krzyza, возблагословить. 23 . Названия подаяний, денежных приношений : русск .: милостынька, приклад, подаянье, свечные деньги, сороковина; 24 . Покупка церковных должностей : русск .: симония, святокупный, святокупство; укр .: cuмohiя, святокупний, святокупство; польск .: swie’tokupstwo;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010