160. Итак, Дух послал Исаию, а если его послал Дух, то именно Его увидел Исаия после смерти царя Озии и сказал: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. И полон был дом величия Его. Вокруг Него стояли серафимы, шесть крыльев у одного и шесть крыльев у другого: и двумя крыльями закрывали лицо Его, и двумя крыльями закрывали ноги Его, и двумя летали. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф! Вся земля полна величия Его (Ис. 6:1–3). 161. Если серафимы стояли, как они летали? Если летали, как могли стоять? Если мы не в состоянии понять даже этого, как мы дерзаем понять Бога, Которого не видим? 226 162. Пророк увидел бегущее колесо в колесе 227 , что, безусловно, относится не к телесному видению, но к благодати двух Заветов, потому что жизнь святых, обточенная и округлая, и находится в согласии сама с собой, так что последующее соответствует предыдущему. Итак, колесо в колесе — это жизнь под законом и жизнь под благодатью, ибо Иудея находится внутри Церкви и закон внутри благодати. Внутри Церкви находится тот иудей, кто внутренно таков, и обрезание, которое в сердце (Рим. 2:29), пребывает внутри таинства Церкви. Внутри Церкви находится та Иудея, о которой написано: Ведом в Иудее Бог (Пс. 75:2). И как движется колесо в колесе, так и крылья стояли и в то же время летали. 163. Так же и серафим двумя крыльями закрывал лицо, и двумя закрывал ноги, и двумя летал (Ис. 6:2). Здесь мы вновь сталкиваемся с тайной духовной мудрости: время стоит и время летит, стоят прошлое и будущее и, подобно крыльям серафима, закрывают лик и ноги Божьи, потому что в Боге, не имеющем ни начала, ни конца, весь бег времен благоговейно замирает от мысли о Его начале или конце. Итак, прошлое и будущее стоят, а настоящее летит. Не ищи тайн Его начала или конца, которых не существует: довольствуйся настоящим! И не рассуждай, а прославляй Бога! Серафимы Его прославляют неустанными гласы, а ты продолжаешь спорить? Когда так делают серафимы, они показывают нам, что Бога нельзя никогда обсуждать, но всегда надо восхвалять. Итак, Господь Саваоф — это и Святой Дух, если только нечестивцы не отвергают учителя 228 , которого избрал Христос. Или они могут опровергнуть, что Святой Дух — это Господь сил, по Своей воле дарующий 229 силы?

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

160 Праведные, по словам Св. Киприана, тем особенно и отличаются от нечестивых, что нечестивый вследствие нетерпения жалуется и богохульствует в несчастиях, а праведный терпением снискивает похвалу (Твор ч. 2, стр. 291. К. 1861 г). 162 Златоуст говорит, что пришествие Господне наступит внезапно, – когда мы нисколько не будем ожидать того, но будем предаваться безпечности и совершенному нерадению (Бес. 31 на Еванг. Иоан.). 163 Правосл. Испов. ч 3, вопр. 58. Стоит при этом заметить слово о клятве Бл. Августина. В собр. п. на д. в. и пр т. 2. стр. 211–216. К. 1853 г. 165 «Таково и было упражнение всех святых, историю которых мы находим в Священном Писании. Так делал Иаков, когда опасался брада своего Исава. Так делал Моисей, когда народ хотел побить его камнями в пустыне. Так делал Иисус Навин, когда израильтяне потерпели поражение под Гаем. Так делал Давид, когда находился в опасности в Кешле. Так делал Езекия, когда получил письмо от Сеннахирима. Так поступали христиане, когда Петр заключен был во узы. Так делал Павел, когда брошен был в темницу в городе Филиппах. (Дух христианина стр. 596. 186 ½ г.) 171 Лютеране грешат, вопреки истине Евангелия, не признавая Елеосвящения за таинство, за учреждение Самаго Господа. 173 Златоуст говорит, Отец весь суд дал Сыну, а Сын, весь суд дал священнекам (о свящ. сл. 3, Христ. чт. за 1831 г. ч. 42). 174 Елеосвящение преподается обращающимся от греха для исцеления и освящения, а посему сообщает разрешение от грехов и возстановляет от болезней (Пахриар. Иерем. отв. лютер. стр. 229. М. I866 г.). 183 Серед, о Богослуж. зап. церк. ст. 4, стр. 141–142. Спб. 1856 г. Игнат. о таинств. стр. 275–276. Спб. 1863 г. Облич. Богосл. Иннокентия т. 2, стр. 368. Каз. 1859 г. 185 Собор. Тридент. засед. 14 пр. 2. Подобно Εχολγιον Венедикта XIV. 1754 an. Romae. Typis de propaganda fide; где в предисловии говорится, что таинство Елеосвящения нужно совершать только над трудно больными, находящимися в последней крайности τος χαλεπος σθνθσι χα θ τος ρρωστοις (Тр. К. Д. Акад. за 1867 г. Февраль стр. 162).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

– 1973. – Сб. 11. – С. 164–172. Михаил (Мудьюгин) , еп. Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям. (Основы православной субъективной сотериологии)//Богословские труды. – 1973. – Сб. 10. – С. 171–174. Назаров В. Н. Введение в теологию: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. Никитин В. А. Пасхальный догмат в русском богословии//Богословские труды. – 1990. – Сб. 30. – С. 279–304. Оксиюк М. Теопасхитские споры//Богословский сборник. – 1999. – вып. 2. – С. 18–40. Питирим, еп. Основные проблемы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века//Богословские труды. – 1970. – Сб. 5. – С. 215–226. Планк Петр, свящ. Является ли христианство монотеистической религией? Очерк по богословию Троицы/пер. Б.Б. Вика//Богословские труды. – 2003. – Сб. 38. – С. 261–268. Помазанский Михаил , прот. Православное догматическое богословие. – Новосибирск: «Благовест», 1993. Православное учение о церковных таинствах: в 3 т. – М.: Синодальная Богословская Комиссия, 2009. Православное учение о человеке. – М.: Синодальная богословская комиссия; Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. Прилуцкий А. М. Дискурс теологии. – СПб.: «Светоч», 2006. Сарычев В. Д. О Евхаристии//Богословские труды. – 1973. – Сб. 11. – С. 173–180. Сарычев В. Д. О почитании Божией Матери//Богословские труды. – 1973. – Сб. 11. – С. 78–89. Сарычев В. Д. Сущность примирения и ее библейское обоснование//Богословские труды. – 1971. – Сб. 6. – С. 164–168. Сергий (Страгородский) , архим. Православное учение о спасении. – М.: «Просветитель», 1991. Сидоров А. И. Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и его решение в контексте святоотеческого предания//Богословский вестник. – 2005–2006. – 5–6. – С. 229–272. Сидоров А. И. Становление древнецерковного богословия и его характерные черты (некоторые размышления)//Альфа и Омега. – 2009. – 1 (54). – С. 160–174. Сильвестр (Малеванский) , архим. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов): в 5 т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

1 л.//Архив С. В. Медведевой. Папка «Православное Дело». Франция, Париж. Мать Мария (Скобцова) . Воспоминания, статьи, очерки. Т. 1. Париж: YMCA-Press, 1992. С. 250. О «персоналистической экклесиологии» прот. Сергия Булгакова см.: Хондзинский П., прот . Персоналистическая экклесиология прот. Сергия Булгакова, прот. Георгия Флоровского и В. Н. Лосского//Христианское чтение. 2020. 5. С. 10–22. О тесной связи булгаковской экклезиологии с его христологией см.: Kisliakov D . “The Christological Basis of Bulgakov’s Ecclesiological Perspective and its Meaning for the 21st Century”. International Journal of Orthodox Theology. 2020. 11/3. P. 43–73. Об основных положениях экклезиологии м. Марии (Скобцовой) см.: Ликвинцева Н. В . Мать Мария (Скобцова) как богослов и религиозный мыслитель//Русская эмиграция: Церковная жизнь и богословско-философское наследие. Материалы научной конференции 10–12 марта 2021 г. М.: ПСТГУ, 2022. С. 58–62. См.: «А. Хомяков» ( Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева Е. Ю.) . Россия и эмиграция. Жития святых. Религиозно-философские очерки. Ранняя публицистика. Письма и записные книжки. М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2019. С. 160-183), «Достоевский и современность» (Там же. С. 184-215), «Миросозерцание Вл. Соловьева» (Там же. С. 216-237). Мать Мария (Скобцова; Кузьмина-Караваева Е. Ю.) . Россия и эмиграция. С. 260. Гаккель С., прот . Указ. соч. С. 39. Булгаков С., прот . Душа социализма I//Новый град. 1931. 1. С. 49. Там же. С. 50. Мать Мария (Скобцова) . Воспоминания, статьи, очерки. Т. 1. Париж: YMCA-Press, 1992. С. 239. Булгаков С., прот . Душа социализма I. С. 52. Булгаков С., прот . Душа социализма III//Новый град. 1933. 7. С. 36–37. См.: Булгаков С., прот . Христианская социология//Вестник РХД. 1991. 161. С. 5–59. Булгаков С., прот . Душа социализма III. С. 38. Там же. С. 41. Там же. Там же. С. 42. Скобцова Е. Ю . Социальные сдвиги в эмиграции//Новый град. 1932. 2. С. 74. Мать Мария (Скобцова) . Воспоминания, статьи, очерки. Т. 1. С. 229. Булгаков С., прот .

http://bogoslov.ru/article/6195398

201 См. Шафф Ф. История христианской церкви. В 8 т. Т. 2.: Доникейское христианство. 100–325 г. по Р. Х. СПб.: Библия для всех, 2010. С. 244. 216 По некоторым чтениям «Апфии возлюбленной». См. Novum Testamentum Graece/Ed. Barbara et Kurt Aland, Johannes Karavidopoulos, Carlo M. Martini, Bruce M. Metzger. 28th Revised Ed. Stuttgart. 2001. Р. 655. 223 См. Tidball D. J. Социальная среда основанных Павлом церквей//Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета. С. 755. 224 Волчков А.С. Рабы в общинах первых христиан//Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2010. Вып. 2. С. 160. 229 O’Brien, Watson D. F. Послания, формы посланий//Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета. C. 598. 230 «„Воспоминание” людей в молитве.. включает в себя не только мыслительную деятельность, принимающую во внимание их и их нужды, но также призыв к Богу призреть на них и действовать для их блага». Moo D. J. The Letters to the Colossians and to Philemon. Wm. B. Eerdmans Publishing, 2008. P. 386. 232 Там же. С. 552. Во вступлении можно видеть, что Павел использует приемы, характерные для совещательной речи: он хвалит адресата, подчеркивает качества, необходимые для решения дела, а также, для обоснования своих аргументов, ссылается на подробности, которые позднее будут приведены в доказательстве и подчеркнуты в заключении. См. Church F. F. Rhetorical Structure and Design in Paul " s Letter to Philemon//The Harvard Theological Review. Vol. 71, 1/2, 1978. P. 22. 236 См. Moule C. F. D. The Epistles to the Colossians and to Philemon. Cambridge University Press, 1957. P. 387–389. 238 Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. С. 788. 243 См. Баркли У. Послание к Филимону святого апостола Павла. С. 299. Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. С. 788. Возможные оттенки понимания фразы см. Bratcher R. G., Nida E. A. A Translators Handbook on Paul " s Letters to the Colossians and to Philemon. United Bible Societies, 1977. Р. 118.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

2031 Якобсон A.A. Раннесредневековые сельские поселения... – С. 103–110; Белый A.B., Назаров В.В. Раскопки усадьбы на городище Кыз-Кермен. Постройка истории «пещерных городов» в Крыму. – Симферополь, 1992. – С. 132–142; Белый A.B. Раскопки усадьбы на городище Кыз-Кермен. Постройка и археология Юго-Западного Крыма. – Симферополь, 1993. – С. 49–63; Белый A.B. Раскопки усадьбы на городище Кыз-Кермен. Комплекс построек 4, 7//БИАС. – Симферополь, 2001. – Вып. 2. – С. 189–229//Могаричев Ю.М. О некоторых вопросах истории Крыма середины – второй половины VIII в. – С. 168–169. 2032 Баранов И. А. Таврика в эпоху... – С. 58–59,65, Баранов И.А. Таврика в составе... – С. 14; Айбабин А.И. Крым под властью Хазарского каганата. – С. 7; Павленков В.И. Крепости Донуэлава//Пилигримы Крыма. – Симферополь, 2000. – Т. 2. – С. 47–48; Кутайсов С. В. Салтовские памятники Северо-Западного Крыма//Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины: Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 156. 2034 См.: Гаркави А. Сообщения о хазарах: А. Хазарские письма//Еврейская библиотека: Историко-литературный сборник/Изд. А.Е. Ландау. – СПб., 1879. – Т. 7. – С. 160. 2035 Лопарев Хр.М. Византийския Жития святых VIII–IX веков//вв. – (1911) 1913. – Т. 18, – С. 11–13; Лопарев Хр. М. Греческие жития святых VIII и IX веков. Ч. 1. – Пг., 1914. – С. 235–236. На это же обстоятельство и со ссылкой на тот же источник указывала Элен Арвейлер (Ahrweiler H. Les relations entre les byzantins et les russes au IXe siede. – P. 66). Очевидно, не зная о наблюдении Хр.М. Лопарева, К. Цукерман отнес его к числу «появившихся недавно недоразумений», ибо, по его мнению, в тексте Жития нет абсолютно никаких сведений об угрозе Херсону и даже упоминаний хазар (Zuckerman С. Shot Notes. Two Notes on the Early History of the Thema of Cherson. – P.221; Цукерман К. Вопросу о ранней истории фемы Херсона. – С. 320). С последним можно отчасти согласиться, хотя удерживать в Херсоне желавших покинуть его во время начала правления Михаила II могла лишь угроза со стороны хазар, нападение на город и его окрестности, а не толпа фанатично настроенных поклонников святого. Венгры если и появятся здесь, то не ранее, чем через 10–15 лет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2057 Насколько нам известно, в смысле восприемника, принимающего на свою совесть грехи ученика и его душу на свою, старец трактуется первый раз у Иоанна Лествичника . Migne, P. G. LXXXVIII, 1189; р. пер. изд. 4-е, 274–275, Архим. Иннокентий („Пострижение в монашество“ стр. 45, 48. 50, 59:64) полагает, что передача принимаемого инока старцу была составной частью обряда пострижения с самого начала монашества. Но приводимые им данные этого не доказывают. 2060 Migne, P. G. XXXIV, 1138; р. п. 155. Однако, инок не должен был возноситься этим своим правом. „Брат сказал великому старцу: желал бы я, авва, найти старца по желанию моему и умереть с ним“. Старцу не понравилось настроение инока, и он ему заметил: „Ты ли должен следовать воле старца, или он последовать твоей воле, – и тогда ты успокоишься?“ Брат понял и раскаялся в своём превозношении. Пат. по гл. X, § 160, стр. 245, ср. Migne., Р. L. LXXIII. 932. 2068 Vita s. Johanni Dam. Acta sanct. Mai II, XXIV; Vita s. Stephani, ibid. Juli III, p. 550; p. п. Пал. Пат. вып. 11, стр. 90–91. Интересно отметить, что этот инок скоро оставил назначенного отца духовного, боримый помыслами, и перешёл к другому – св. Стефану, рр. 551 и 553; р. п. 93 и 99. 2073 Migne, P. G. LXX1X, 229 (1. II, ep. 67), p. п. III, 34. В наставлении новоначальным инокам Нил Син. не советует домогаться „учительского достоинства“, но продолжает: „если (инок) сделается способным приносить пользу и другим, то пусть делает сие ради награды, отложенной у Бога, как Дело, которое обязан исполнить пред Богом и которое от Бога вознаграждается вечными дарами“. Migne, P. G. LXXIX, 532–533 (ер. 263, 1. III) р. п. III, 380–381. 2075 Migne, P. G. XXXI, 632; р. п. V, 45 Тракт. о подвижничестве; col. 1400–1, р. п. V, 403–404. Подвиж. уставы гл. 21. „Сделаться сожителем“ какого-ниб. старца значит – выбрать его в руководители себе (Житие преп. Феодосия Киновиарха, гл. 7. Пал. Пат., в. 8, стр. 9; ср. гл. 9, стр. 16). 2077 Бл. Феодорита История боголюбцев Migne, P. Gr. LXXXII, 1308. Р. п. 28. В другом месте (col. 1325; р. п. 48–48) бл. Феодорит называет сожителями при подвижнике Маркиане двух учеников, живущих в отдельной хижине вследствие тесноты подвижнической кельи; передаёт о другом подвижнике Публии (с. 1353; р. п. 78) который „не позволял жить никому с собой, а учеников своих расселил по отдельным кельям.“

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

211 Служба святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому, составленная митрополитом Новосибирским Варфоломеем (Городцовым, † 1956). См.: Минея июнь. Ч. I. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1986. С. 309–323. 212 Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Литургика. Сергиев Посад, 1918. С. 4. 218 Εχολγιον τto μγα. θναι, 1986, Σ 160, 163; Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. I.M., 1982. С. 207, 214. 224 Михайловский В. Объяснение обрядов при совершении Святых Таинств в Православной Церкви. СПб., 1867. С. 16. 225 Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви: Учебное пособие по литургике. 2-е издание. М., 1999, С. 210. 229 Симеон, архиеп. Фессалоникийский, блаж. Разговор о святых священнодействиях и Таинствах церковных.//Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. II. СПб., 1856. С. 219–220. 231 Настольная книга священно церковнослужителя. Т. IV. М., 1983. С. 349; см. также: Игнатий (Семёнов), архиеп. О таинствах Святой, Соборной и Апостольской Церкви. СПб., 1849. С. 248–249; Нефёдов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви: Учебное пособие по литургике. 2-е издание. М., 1999. С. 210–211. 244 Глагол γονυκλιτω встречается довольно редко (древние авторы предпочитали ему синоним γονυκλινω), так что значение его можно найти далеко не в каждом словаре. Автору настоящего исследования удалось найти данный глагол только в греко-английском словаре Лампе, где γονυκλινω переводится английским глаголом kneel (Lampe W.H. A Patristic Greek Lexikon. Oxford, 1968. P. 332). Последний же, в свою очередь, означает «становиться на колени, преклонять колена» (см., напр.: Большой англо-русский словарь. Т. I. М., 1972. С. 769). 251 Чиновник и Номоканон. Свято Никольский монастырь, 1877. Лист 59 на обор.; Потребник. М., 1888. Лист 538. 253 Так как приводимые здесь греческие эпитеты относятся к Святому Духу, то автор предпочитает писать их с заглавной буквы, хотя в текстах древних греческих Евхологиев все буквы одного уровня (впрочем, в этих кодексах нет также привычных для нас пробелов между словами и каких-либо знаков пунктуации).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

222 K.Froehlich, Biblical Interpretation in the Early Church, p.28. Стандартный пример: Иерусалим, по Кассиану («Собеседования египетских отцов», 14.8), буквально – город в Иудее, аллегорически – церковь , тропологически – душа, анагогически – небесный Иерусалим Царства Божьего. См. John Cassian: Conferences, trans. Colm Luibheid (Mahwah: Paulist 1985), p.160. 223 Цитированное высказывание принадлежит Ж.Даньелу, цит. по: B.de Margerie, The Greek Fathers, p.219. См. также развернутое рассуждение: J.Pelikan, Christianity and Classical Culture, pp.215–230, озаглавленное «Вера как исполнение разума» (Faith as the Fulfillment of Reason), и недавнюю статью J.A.McGuckin, «Perceiving Light from Light in Light (Oration 31.3): The Trinitarian Theologyof Saint Gregory the Theologian», GOTR 39 (1–2, 1994), pp.32. Philip Rousseau, Basil of Caesarea, pp.106–111, 322–323, отмечает чувствительность Василия к диалектическим хитросплетениям, против которых Каппадокийцы выдвигали буквальное истолкование авторитетного текста Писания, к которому затем следовало приспосабливатъ всякое иное знание. 226 Ibid., рр.1026–1027. В результате исторических исследований многие протестанты, как консервативные, так и либеральные, постепенно пришли к признанию роли предания в канонизации Писания, что составляет важный вопрос герменевтики и зкклезиологии. Например, Gordon D.Fee, Crospel and Spirit, p.17, пишет: «Большинство евангеликов предпочитают не замечать, что именно предание в этом смысле, под водительством Духа, ответственно за канонизацию Писания». 227 D.H.Kelsey. «Protestant Attitudes Regarding Methods of Biblical Interpretation», in Scripture, ed. by F.F.Greenspahn, pp.134–141; D.G.Bloesh, Holy Scripture, pp.192–195; Donald McKim, «Biblical Authority and the Protestant Reformation», ABD, Vol.5, pp.1032–1035. 228 См. соответствующие замечания и библиографию по академическому использованию Писания и библейской науке в главах 2 и 5. 229 Выражение В.Панненберга (Pannenherg), представляющее собой название одной главы из ero Basic Questions in Theology, Vol.1, trans. G.H.Kehm (Philadelphia: Westminster, 1970), p.1. Очерк сложной истории авторитета Писания у протестантов см. в H.G.Reventlow, «Biblical Authority in the Wake of the Enlightenrment», ABD, Vol.5, pp.1035–1049.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

226 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 17, 2 (PG 57, 257). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 193. 228 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 17, 4 (PG 57, 259). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 195–196.. 229 Например, в случае, если дальнейшее пребывание в браке влечет за собой угрозу жизни жены или детей. См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Х, 3. С. 115. 236 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 17, 5 (PG 57, 261). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 199. 238 В современном русском языке слово «лукавый» приобрело несколько иной оттенок, указывая, скорее, на хитрость, чем на зло (ср. выражение «лукавая улыбка»). В синодальном переводе Библии слово «лукавый» употребляется в его исконном славянском значении. 244 Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. 6, 14 (Saint Éphrem, Commentaire de l’Évangile. P. 68). Рус. пер.: С. 93. Цитируемый здесь перевод сверен с сирийским оригиналом. Дореволюционным переводчикам была доступна только армянская версия толкования прп. Ефрема на Диатессарон; сирийский текст был введен в научный оборот в 1963 г. 245 См.: Райт К. Око за око. С. 323–325. Подробнее об интерпретации принципа талиона в Ветхом Завете, Новом Завете и талмудическом иудаизме см. в: Neusner J., Chilton B. D., Levine B. A. Torah Revealed, Torah Fulfilled. P. 187–228. 249 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 18, 1 (PG 57, 265). Рус. пер.: Т. 7 (1). С. 204. 252 Первая миля воздает кесарю кесарево, вторая... воздает Божие Богу», – отмечает исследователь (Manson T. W. The Sayings of Jesus. P. 160), имея в виду, что вводимый Иисусом принцип превосходит обычные стандарты общечеловеческой нравственности и выводит взаимоотношения между людьми в религиозную плоскость. 255 Меннониты – протестантская деноминация, возникшая в 1530-х гг. и названная по имени ее основателя, Менно Симонса. Согласно убеждениям меннонитов, христианин не может брать в руки оружие. 264 В серии CCSL произведение Тертуллиана «Об идолопоклонстве» помещено в томе «Opera montanistica» (CCSL 2, 10991124). Монтанизм – христианская секта II в., названная по имени своего основателя Монтана. Секта отличалась крайним ригоризмом в нравственных вопросах, отрицанием церковной иерархии и таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010