Скачать epub pdf III. INDEX METHODICUS I. – DOGMATICA A) UNIVERSE BARTHOLOMÆUS, apost. Fg., 2, 785–6. MATTHIAS, apost. Fg., 2, 783–4. BARNABAS. Fg., 2, 781–2. CLEMENS ROMANUS. Fg., 1, 453–60; 1475–6. PAPIAS. Fg., 5, 1255–62. SENIORES apud Irenæum, 5, 1385–1402. JUSTINUS. Fg., 6, 1591–1600; 1801–2. TATIANUS. Fg., 6, 1601–2, 1801–6. CLAUDIUS APOLLINARIS. Fg., 5, 1293–6. MELITO. Fg., 5, 1207–26. IRENÆEUS. Fg., 7, 1225–64; 2017–18. (Pfaffiana, 1248–57.) PANTÆNUS. Fg., 5, 1329–32. SERAPION ANTIOCHENUS. 5, 1373–6. CLEMENS ALEXANDRINUS. Stromatum. lib. 1–8, 8, 685–1382; 8, 9–602. Hypotyposes, 713–50. Fragmenta, 749–54. HIPPOLYTUS. Fg., 10, 861–74. ORIGENES, Periarchon, lib. 1–4, 11, 111–414; Stromatum fg., 101–8. Philocalia, 14, 1309–16. GREGORIUS THAUMATURGUS. Expositio fidei, 10, 983–88. Fragmenta, 10, 1789–90. DIONYSIUS ALEXANDRINUS.Fg.,10, 1597–1602. Epistolæ, 1291–1344. THEOGNOSTUS. Fg., 10, 239–42. PIERIUS. Fg., 10, 243–6. METHODIUS. Fg., 18, 339–40; 403–8. PETRUS I ALEX. Fg., 18, 509–22. EUSTATHIUS ANT. Fg., 18, 675–96. ATHANASIUS. Expositio fidei, 26, 199–208. Tomus ad Antiochenos, 26, 795–810. Epistola ad Jovianum, 813–24. Sermo major de fide, 26, 1263–94; 1237–40; 1247–50. Epistolæ heortasticæ, 26,1360–1444. Fragmenta, 1217–1326. ATHANASIUS ALEX. Explicatio symboli, 26, 1231–2; 28. 1637–44. Liber de definitionibus, 28, 533–44. Quæstiones ad Antiochum, 597–700. Aliæ, 773–96. Expositio fidei, 26. 1262. Brevis expositio fidei, 1321–24. Fides Patrum nicænorum. 28, 1637–44. Symbolum Quicumque, 1581–96. Ejus expositio, 1595–1604. Epistola catholica. 28, 81–84. Epistola ad episcopum Persarum, 1554–68. Symbolum HIEROSOLYMITANUM, 33, 533–6. CYRILLUS HIEROS. Catecheses 1–23, 33, 351–1128 (in primis 4–5, 453–524). Fragmenta, 1181–2; 1203–4. EUSEBIUS CÆSAR. De incorporali et invisibili Deo, 24, 1113–28; 1127–36. BASILIUS CÆS. Homilia de fide, 31, 463–72 et 675–82. BASILIUS et GREGORIUS NAZ. . De sancta et orthodoxa fide, latine, 30, 831–6. GREGORIUS NAZIANZENUS. Homilia de dogmate, 35, 1065–82.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Скачать epub pdf Глава 11 Молитва Господня (1–4). Наставления о постоянстве в молитве (5–10) и о благости Божьей (11–13). Исцеление бесноватого и речь к фарисеям по этому случаю (14–26). Ответ женщине (27– 28). Знамение Ионы (29–30) и суд над народом (31–32). Приточные изречения о свече и светильнике (33–36). Христос на обеде у фарисея и обличительные изречения против фарисеев и законников (37–54). Лк.11:1 . «В одном месте молился»: ев. Лука, по преимуществу перед прочими евангелистами, часто говорит о том, что Господь молился; так он упоминает о молитве Его при крещении ( Лк.3:21 ), в пустыне ( Лк.5:16 ), перед избранием Апостолов ( Лк.6:12 ), в уединении ( Лк.9:18 ), перед преображением ( Лк.9:28–29 ). Не называет евангелист места, где теперь молился Господь; но если он следует в этом случае хронологическому порядку: то надобно полагать, что это было неподалеку от Вифании (Лк.10и прим.); и так как Господь любил молиться восходя на горы, то, может быть, эта молитва совершалась на близ Вифании лежащей горе, т. е. Елеонской, невдалеке от Иерусалима.– «Когда перестал, один из учеников сказал» и пр.: ев. Матфей, излагая молитву Господню, совершенно одинаково с ев. Лукой, не упоминает об этом поводе к изречению этой молитвы и помещает ее в изложении нагорной беседы ( Лк.6 и дал.). Если не предполагать, что Господь повторил эту молитву ученикам, то надобно полагать, что ев. Матфей по связи речи поместил ее в изложении нагорной беседы; евангелист же Лука помещает ее при сказании о том случае, по которому она действительно была произнесена. – «Как и Иоанн научил учеников своих»: из евангелий не видно, какой особенной молитвой молиться научил учеников своих Иоанн; но что действительно научил, об этом свидетельствует настоящее место, и есть еще намек на это выше ( Лк.5:33 ). Лк.11:2–4 . «Он сказал им» и пр.: см. прим. к Мф.6:9–13 . «Ибо и мы оставляем» и пр.: у ев. Матфея – «как и мы оставляем». Выражения несколько различные, но общий смысл одинаков: если мы не прощаем, и Бог не простит нас; чтобы получить прощение от Бога, необходимо, чтобы и мы прощали другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Доброе дело слово научения; еще лучше назидательный пример, но что несравненно выше того и другого? Как назовете вы ту третью силу? – Эта сила есть Сострадающая Любовь , эта сила есть страдание за другого, дающее ему начаток возрождения. (М 1 Антоний) 2 Господь пришел и принес Себя именно нам, людям, благоволил пройти нашим путем жизни, жил в наших условиях жизни. Так дано нам спасение, – спасаться мы должны в этих земных условиях жизни, мы – люди – содевая 3 свое спасение ( Флп 2:12 ) 4 . Светлый луч солнца утром радует – обещает яркий свет дневной и ласково-тихий свет вечерний. Жизнь просит солнца, и солнце дает оживление: ни холода, ни тьмы, мы ведь не хотим; да, не хотим. Восход и утро человека – юность я благословляю с надеждой и крепкой думой о его полудне и вечере. Господи, как устремляется человек к величию; но куда заводят пути достижения его?! Чистая радость жизни есть та жемчужина, за которую можно все отдать, всем поступиться (ср. Мф 13:45–46 )…// 5 Господь обещает, что многие приидут от востока и запада, и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царствии небесном ( Мф 8:11 ). Здесь отрадно воспринять обетование не только 1) блаженства и при том 2) личного, но и 3) единого, общего со святыми, 4) блаженства многих (и ненадеющихся – робких и грешных, лишь бы не противников Бога, Мф 12:31–32 ; 1Ин 5:16–18 ). Думается даже больше, эти слова (особенно если принять во внимание обстоятельства их произнесения) успокаивают недоумение, будет ли место в Царствии небесном не ведавшим Христа. «Всегда содержи пред собою в памяти Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых» ( 2Тим 2:8 ). Во Христе воскресшем мы владеем всерадостной тайной («бессильно зло, мы вечны: с нами Бог» у Соловьева 6 ). Ею желает укрепить Божественный Павел Тимофея, возлюбленного о Христе сына своего, на терпение скорбей и страданий. Силою тайны Воскресения Христова ликовали христиане апостольского века: «если умерли мы с Ним, с Ним и жить будем» (см. 2Тим 2:11 ). И Павел углубляет это исповедание – убеждение (верное слово) мыслью о вытекающей из истины Воскресения Христова нашей ответственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Скачать epub pdf От публикатора. Читатель «Альфы и Омеги» имел возможность убедиться в том, насколько разнообразно литературное творчество монахини Игнатии. Напомню, что она дебютировала в журнале своими воспоминаниями «Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы» 1(8) за 1996 г.), а позднее к ним присоединились воспоминания о годах служения Святейших Патриархов Сергия и Алексия I 3(21) за 1999 г., 1(23) за 2000 г.). Затем здесь были опубликованы ее книги о старчестве – «Слово о старчестве» 2/3 (9/10) за 1996 г.) и «Стар­чество на Руси» 3(17), 4(18) за 1998 г.); цикл статей о церковных песнотворцах 2(13), 3(14) за 1997 г., 2(16) за 1998 г., 1(19), 2(20), 3(21) за 1999 г., 1(23), 2(24) за 2000 г.); статьи об отдельных жанрах православной гимнографии 1(31) за 2002 г., 1(35), 2(36), 3(37), 4(38) за 2003 г.); биография святителя Игнатия Брянчанинова 3(25), 4(26) за 2000 г.). Кроме того, в «Альфе и Омеге» увидели свет фрагменты книги монахини Игнатии «Божественная Литургия» 2(32), 3(33) за 2002 г.), написанной в жанре, который я рискнул бы определить как молитвенный дневник. Именно об этой книге хотелось бы напомнить читателям, представляя настоящую публикацию – книгу «Круг богородичный». Дело в том, что несмотря на жанровое разнообразие литературного творчества монахини Игнатии, именно молитвенный дневник нужно признать главным, базовым жанром ее произведений, который дает себя знать и в книгах о старчестве, и в статьях о гимнографии, и в мемуарной прозе. Он наиболее полно представляет ее литературный метод, построенный на молитвенном вникании в прочитанное слово (Священного Писания, святых Отцов или светских авторов) и в события церковной или личной жизни, своей и своих близких. Понятно, что этот метод напрямую связан с монашеским деланием автора. Об этом говорит и сама монахиня Игнатия, объясняя истоки своего литературного творчества навыком ежедневного письменного исповедания помыслов – раскрытия перед своим наставником самых сокровенных движений души, как худых, так и добрых, приучающего к постоянному покаянному самовоззрению и духовной трезвости. Воспитанная в школе старчества Свято-Смолен­ской Зосимовой пустыни, она перенесла составляющие зосимовской традиции и в самый стиль своих книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Слово 14. О любви к бедным 98 1. Братия и соучастники бедности (ибо все мы бедны и имеем нужду в благодати Божией, хотя и кажется один превосходнее другого, когда измеряем людей малыми мерами)! Примите слово о любви к бедным, не с бедным, но с щедролюбивым расположением духа, да наследуете богатство Царствия. А вместе помолитесь, чтобы и я мог предложить вам богатое слово, мог напитать им ваши души и раздробить алчущим хлеб ( Ис. 58:7 ) духовный, или подобно древнему Моисею низводя, как дождь, пищу с неба ( Исх. 16:4 ) и подавая хлеб ангельский ( Пс. 77:25 ), или насыщая немногими хлебами в пустыни многие тысячи, как после Иисус – истинный хлеб ( Ин. 6:32 ) и истинной жизни Виновник. Нелегко найти превосходнейшую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как и на лугу многоцветном и благовонном не вдруг можно выбрать прекраснейший и благовоннейший из цветов, когда то тот, то другой привлекает к себе обоняние и взор и прежде всех заставляет сорвать себя. По моему разумению, различные добродетели можно сравнивать и рассматривать так. 2. Прекрасны вера, надежда, любовь, три сия ( 1Кор. 13:13 ). Веры свидетель – Авраам, оправданный верой; надежды – Енос, который прежде всех упова призывати Господа ( Быт. 4:26 ), и все праведники, которые, одушевляясь надеждой, претерпевали бедствия. Любви свидетель – божественный Апостол, осмелившийся и на самого себя произнести приговор для спасения Израиля ( Рим. 9:3–4 ), и Сам Бог, Который называется любовию ( 1Ин. 4:16 ). Прекрасно страннолюбие. Свидетель сего между праведниками – Лот содомлянин, но не содомлянин по своим нравам ( 2Пет. 2:8 ); а между грешными – Раав блудница, но не блудница по расположениям сердца, за страннолюбие удостоившаяся похвалы и спасения ( Евр. 11:31 ). – Прекрасно братолюбие: свидетель – Иисус, не постыдившийся не только назваться братом нашим ( Евр. 2:11 ), но и пострадать за нас. Прекрасно человеколюбие: свидетель – Он же, Иисус, Который не только сотворил человека на дела благая ( Еф. 2:10 ) и сочетал с плотью Свой образ, показывающий путь ко всему наилучшему и возводящий нас, странников, к горним благам, но и Сам соделался ради нас человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Слово в день Преображения Господня 11 Егда моляшеся, бе видение лица Его ино ( Лк. 9:29 ) Господь наш Иисус Христос имел обыкновение удаляться в горы для молитвы; и ныне пред Своим Преображением взыде помолитися, как повествует св. Евангелист, на гору, именуемую Фавор. Он был на Фаворе не один. Туда взяты были три ученика Его. Поем Иисус Петра, Иоанна и Иакова, возведе их на гору ( Лк. 9:28 ). Туда призваны были из горнего мира два Пророка: явистася Моисей и Илия с ним глаголюща ( Мф. 17:2–3 ). – Те и другие, жители земли и обитатели неба, должны были присутствовать при преображении Господнем во свидетельство истины. Но Иисус молился на Фаворе один. Ученики не могли разделять с Ним молитвы, – бяху отягчены сном ( Лк. 9:32 ), а Пророки явились среди молитвы, и беседовали о последних днях и смерти Богочеловека: глаголаста же исход Его ( Лк. 9:31 ). Молитва Иисуса на Фаворе была из самых необыкновенных Его молитв. Среди нее последовало славное Преображение. Егда моляшеся, бе видение лица Его ино; Оно просветися, яко солнце, и ризы Его быша белы, яко свет блестящася ( Мф. 17:2 ); то есть Божество, сокрытое в человечестве Иисусовом, так раскрылось, что просияло в лице Его, яко солнце; преобразило одежду Его; озарило и восхитило учеников до того, что Петр хотел навсегда остаться на Фаворе. Господи, добро есть нам зде быти ( Мф. 17:4 ), воскликнул он от радости. Для чего преобразился Иисус? Для того, как выражает св. Церковь в своей песни, да егда узрят Его распинаема, страдание убо уразумеют вольное; для того, дабы и мы, по слову Апостола, взирая откровенным лицем на славу Господа нашего, старались преображаться Духом Божиим в тойже образ, от силы в силу, от славы в славу ( 2Кор. 3:18 ). Вникнем в эту цель. За восемь дней до Фаворского события свет небесного откровения о Божественном достоинстве Иисуса Христа просиял в мыслях Его учеников. Так, когда Иисус Христос, по случаю разногласия о Нем народных мнений, спросил Своих учеников: вы же кого мя глаголете быти: Апостол Петр отвечал прямо и ясно: Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Мф. 16:15–16 ). Но сей свет исповедания Петрова еще не мог открывать их земному чувству величие и славу крестной смерти их Учителя. Так, когда Иисус Христос стал предсказывать им о Своих страданиях; тот же Петр начал пререкать Ему, говоря: не имать быти Тебе сие ( Мф. 16:22 ). Сколь удобно было уму учеников убедиться в Божестве Иисуса Христа, при виде Его необыкновенных чудес, столь напротив трудно было их сердцу уверовать в будущую славу Его крестной смерти. Свет откровения боролся в учениках со тьмою их плотских чувствований. Она всегда боится и отвращается скорбей и страданий. Она любит жить весело, спокойно, прохладно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Содержание Введение Религия и религиозное общество Церковь и церковное право Содержание науки церковного права Метод изложения и задача церковного права Отношение науки церковного права к другим наукам История науки церковного права Отдел I Об источниках церковного права и собраниях церковных правил 1. Понятие об источниках церковного права Период первый – от начала церкви до отпадения от нее Западной церкви А) Источники церковного права 2. Первоисточник церковного права 3. Заповеди Господни 4. Заповеди Апостольские 5. Норны церковного права, сохранившиеся в Св. Предании 6. Правила в сборнике апостольских правил 7. Правила вселенских соборов 8. Правила поместных соборов 9. Правила св. отцов 10. Источники права в западной церкви 11. Церковный обычай как источник права 12. Государственные постановлена по церковным делам 13. Действие законов византийских императоров в западной половине империи. Законы немецких королей до учреждения Карловой монархии Законы франкской монархии Б) Сборники церковных правил и государственных постановлений по церковным делам 14. Первоначальная история собрания церковных правил 15. Собрание в 50 титулов 16. Синтагма в XIV титулов 17. Синопсис церковных правил 18. Сборники византийских государственных постановлений по церковным делам 19. Номоканоны 20. Номоканон в XIV титулов 21. Эклога Льва н Константина 22. Сборники специальные 23. Покаянный номоканон Иоанна Постника 24. Собрания правил в западной церкви Период второй – от отделения западной церкви от восточной до настоящего времени I. История законодательства восточной церкви А) Источники церковного права 25 Постановления Константинопольского патриаршего Синода 26. Государственные постановления по церковным делам. 27. Новейшие постановления турецкого правительства по церковным делам Б. Сборники церковных правил и государственных постановляли по церковным делам 28 Употребление номоканонов Иоанна Схоластика и Фотия 29. Синтагма Матфея Властаря 30. Краткий покаянный номоканон 31. Пидалион 32. Сборники гражданских постановлений по церковным делам II.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Содержание Первая часть книги пророка Осии, прелюбодеяние Израиля (гл. I–III) Первое отделение первой части книги пророка Осии: (1, 2–2, 1) Второе отделение первой части книги пророка Осии (2, 2–23) Третье отделение первой части книги пророка Осии, гл. III Вторая часть книги пророка Осии гл. IV–XIV Первое отделение второй части книги пророка Осии. IV–VI, 3 Второе отделение второй части книги пророка Осии. VI, 4–XI, II а) Неизлечимость нравственного растления Израиля (6, 4–7, 16) б) грозный суд за отпадение от Бога (8–9, 9) в) Изначальная испорченность Израиля и погибель его царства (9, 10–77, 11) Третье отделение второй части книги пророка Осии. Вероломство Израиля и Божия верность, гл. 12–14 а) Уклонение Израиля от пути праотца своего Иакова и восприятие в себя естества ханаанского б) Глубокое падение Израиля гл. 13–74, 1 . в) Обращение Израиля и облагодатствование его (14, 2–9).     Воцаренный над десятью, отложившимися от дома давидова, коленами израилевыми, Иеровоам, сын Наватов, по сказанию ( 3Цар.12:26–33 ), думал: «теперь царство может возвратиться к дому давидову, если этот народ будет ходить для принесения жертв в дом Иеговы в Иерусалим, и обратится сердце этого народа к своему господину Ровоаму, царю иудейскому и убьют меня и возвратятся к нему». И вот, чтобы религиозную пропасть между обоими царствами сделать наиболее великой и вообще религию образовать в своем царстве по своему произволу, он ввел богопротивное почитание в Израиле Иеговы под символом тельцов, таким образом нарушил основной закон завета, заключенного между Богом с одной стороны и Израилем с другой при горе Синае и совершил формальное отпадение от Иеговы, истинного Бога ( Исх. 20:4 ). Но Иеровоам, сын Наватов этим не удовольствовался, он изгнал из своего царства законных левитов, которые противились его нововведению, и избрал себе для совершения богослужения священников из массы народа, следовательно, вопреки закону ( Чис.3:6–13 ), избрал таких лиц, которые не были сынами Левия, праздник кущей своевольно перенес с седьмого месяца ( Лев.23:24 ) на восьмой ( 3Цар.12:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Содержание Предисловие к русскому изданию. Предисловие Введение. Общие основы церковного права. § 1. Церковь и ее задача § 2. Церковь в области права § 3. Церковное право § 4. Церковное право в общей системе права § 5. Наука церковного права. § 6. Способ изложения церковного права § 7. Вспомогательные науки церковного права § 8. Система церковного права. § 9. Литература православного церковного права. Отдел I. Источники и сборники церковного права § 10. Общий обзор Глава первая. Об источниках церковного права вообще § 11. Священное писание. § 12. Св. Предание § 13. Церковное законодательство. § 14. Обычное право § 15. Гражданские законы § 16. Каноническое право Глава вторая. Применение правовых источников § 17. Применение и обязательная сила церковных законов § 18. Толкование законов § 19. Отмена законов Глава третья. Источники церковного права § 20. Общий обзор I. Общие источники церковного права А. Основные источники § 21. 1. Св. Писание и Св. предание § 22. 2. Каноны Б. Дополнительные источники § 23. Канонические постановления патриарших синодов В. Вспомогательные источники § 24. Мнения известных канонистов § 25. Церковно-гражданские законы II. Частные источники церковного права § 26. Общий обзор § 27. Константинопольский патриархат § 28. Церковь в Российской империи § 29. Карловацкая митрополия § 30. Церковь в Греческом королевстве § 31. Сибинская митрополия. § 32. Болгарский экзархат § 33. Буковинско-Далматинская митрополия § 34. Церковь в королевстве Сербском § 35. Церковь в королевстве Румынском Б. Сборники церковного права § 36. Общий обзор I. Период до Миланского эдикта § 37. Сборники с именем апостолов II. Период до издания основного канонического сборника православной церкви § 38. Общий обзор § 39. Сборники исключительно канонические § 40. Сборники церковно-гражданские § 41. Номоканоны III. Период после издания основного канонического сборника православной церкви § 42. Общий обзор § 43. Греческие канонические сборники § 44. Славянские канонические сборники § 45.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

сост. А.Попов I. Г. Городище и Городищенский уезд Уездный город Городище лежит на правом берегу р. Кичкилейки под 53° 16 сев. шир. и 63° 22 вост. долг., от Пензы в 48½ в. и от соседних городов Пензенской губернии: Саранска в 120 в. и Мокшана в 88 в. Время основания города в точности неизвестно, предполагается, однако, что простроен он вскорости после Мокшана, т. е. во второй половине XVI в. До 1780 г. он был слободою, в 1780 сделан уездным городом Пензенской губ., в 1797 г. упразднен и причислен к Саратовской губ., а в 1801 г., при восстановлении Пензенской губернии, снова причислен к ней в качестве уездного города. Город занимает пространство 151 д. 550 с. Жителей по последним статистическим данным: муж. п. 2246, ж. п. 2581, обоего пола 4827, в том числе: православных 4816, католиков 4, лютеран 1, евреев 3, магометан 3. В Городищах церквей – собор 1, домовых 1, кладбищенских 1, часовен и молитвенных домов 1. Церкви все каменные. Учебных заведений: уездное училище, одноклассные мужское и женское училища. Городищенский уезд, находящийся на восточной части Пензенской губернии, лежит на границах Пензенского, Саранского и Мокшанского уездов Пензенской губ., Корсунского и Сызранского уездов, Симбирской губ., и Кузнецкого уезда, Саратовской губ. Пространство его равняется 6047,7 кв. верст=629,865 дес., в числе которых 242,398 дес. находятся под лесом, 124,285 д. под посевом, а остальные под лугами, поселением и т.п. Жителей в Городищенском уезде по последним статистическим данным числится м. п. 84,609, ж. п. 86,003, обоего пола 170,612, в том числе, православных 165,659, раскольников 2221, католиков 60, лютеран 9, евреев 12, магометан 2651. В уезде церквей – приходских 72, при женском монастыре 1, кладбищенских 9, единоверческих 1, часовен и молитвенных домов 10. В числе церквей – каменных 31, деревянных 52. Школ церковно-приходских 32, школ грамоты 12, училищ земских и министерск. 34. Первый благочиннический округ 1) Троицкая в г. Городищах соборная церковь во имя Живоначальной Троицы, с приделами в честь Покрова Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010