До 1934 г. собрания пермской общины баптистов проходили в здании кирхи под рук. пресв. М. Д. Самоделкина, в 1934-1935 гг.- в частных домах под рук. пресв. В. В. Диско. В сер. 30-х - сер. 40-х гг. XX в. собрания не проводились. С 1947 г. баптисты г. Молотова собирались в домах верующих в Ераничах, Гайве, Н. Курье (ныне все в черте Перми) и др. под рук. пресв. Г. М. Меликова. К нач. 50-х гг. Пермская община насчитывала ок. 300 чел. B 1955 г. она приобрела в В. Курье частное строение, которое было перестроено под молитвенный дом. В 1958 г. в Пермской обл. насчитывалось ок. 1,2 тыс. баптистов, в 1962 г. - 720 чел., входивших в 20 общин и групп в Перми, Александровске, Березниках, Верещагино, Гремячинске, Кизеле, Красновишерске, Краснокамске, Кунгуре, Соликамске, Чусовом, Верхнемуллинском, Нытвенском и Соликамском районах. На рубеже 60-х и 70-х гг. ХХ в. баптисты открыли в Перми 2 подпольные школы для обучения детей. В 1976 г. в городе была обнаружена и закрыта нелегальная типография Совета церквей евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Несмотря на противодействие властей, в Перми и нек-рых др. населенных пунктах Пермской обл. группы сторонников Совета церквей ЕХБ сумели привлечь на свою сторону новых последователей. В нач. 80-х гг. ХХ в. была предпринята попытка разгромить пермскую общину Совета церквей ЕХБ. В 1982 г. состоялся уголовный процесс над руководителями общины Пирожковым, Перевозчиковым и А. С. Новожиловым, входившими в Совет старших братьев. В результате Пермский областной суд приговорил Новожилова к 1,5 годам лишения свободы, а Перевозчиков и Пирожков получили условный срок. В 1983 г. состоялись товарищеские суды по местам работы и жительства над 41 сторонником Совета церквей ЕХБ в Перми, Березниках, Краснокамске, Губахе, Кизеле, Соликамске, поселках Усьва Гремячинского р-на и Сёйва Гайнского р-на Коми-Пермяцкого автономного окр. С нач. 90-х гг. стали офиц. регистрировать общины баптистов региона в городах Березники (17 авг. 1992), Чайковский (25 марта 1993), Краснокамск (15 дек. 1993). К апр. 2019 г. в П. к. были оформлены еще 8 общин баптистов, входящих в Российский союз ЕХБ. Среди них: 3 общины в Перми («Церковь Надежды» (27 окт. 1999), церкви Св. Троицы (29 дек. 1999) и Преображения (11 мая 2000)), а также общины в Чернушке (9 янв. 2001) и Соликамске (11 марта 2001).

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Не менее 14 центров «Трансцендентальная медитация» 52 Неск-ко тыс. чел., инициированых 1,5 тыс. чел. Более 10 центров «Сахаджа -йога» 53 1 тыс. активн. последов. Неск-ко десятков тыс. чел. Не менее 14 центров Движение последователей Ошо Раджниша 54 Ок. 2 тыс.чел.; прошедших через курсы ок. 10 тыс. чел. Изда тель- ство Бахаи 55 3,5 тыс. чел. Славянское язычество 56 Ок. 100 общин, центров, клубов Примечания Цифры, помеченные получены путем умножения количества общин на среднестатистическое число членов общин, оно колеблется от 50 до 200 чел.; при расчетах было взято 100 чел. Цифра, помеченная дана по статистике, приведенной РОСХВЕП, хотя Союз пятидесятников, в который она входит, приводит цифру в два раза меньше – 100 тыс. чел. Итак, согласно данной статистике, около 45 сект, представляющих ок. 5800 общин, за исключением «Анастасии» и «Фалуньгунь», охватывают до 700 тыс. чел. Они имеют 47 учебных заведений, издают 45 газет и журналов, не считая бюллетеней, имеют не менее 2 радиоцентров и 6 телестудий. Если учесть последователей «Анастасии» – от десятков до нескольких сот тысяч, и «Фалуньгунь» – несколько тысяч, то количество сект составит 49, а количество сектантов превзойдет 1 млн чел. Для сравнения: РПЦ, по состоянию на 2006 г., имела 12 513 общин, 50 учебных заведений и 540 периодических изданий (по состоянию на 2004 г. 1074 По данным социологического опроса, проведенного в конце 2006 г., назвали себя православными 62%, мусульманами около 8%, атеистами 15%; верили в Бога, но не относили себя к какому-либо исповеданию – 14%, и только 1,2% в соцопросе проходят по графе «другое». К ним относятся все остальные христианские конфессии, иудаизм, буддизм и прочее, 1075 в количественном выражении они составляют около 1,7 млн чел. Если вычесть из них католиков ок. 300 тыс. чел., то на остальных придется около 1,2 млн чел. Наиболее полной информацией, по которой можно судить о динамике роста религиозных организаций владеет, пожалуй, Минюст РФ. Ниже приводится выборка из статистики Минюста о зарегистрированных религиозных организациях.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

общин было зарегистрировано в Зап. Б. Наиболее многочисленной протестант. деноминацией являются Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) - 149 общин в 1966 г., 171 - в 1989 г. В 60-х гг. от них отделились Христиане веры евангельской (ХВЕ), к-рые к 1989 г. были объединены в 39 общин. В 90-х гг. XX в. количество протестант. деноминаций в Б. увеличилось в 5 раз (с 3 до 15), а количество общин - почти в 3 раза (с 288 до 862). Наиболее динамично развиваются ХВЕ, ЕХБ и адвентисты. Неопротестант. объединения, возникшие в Б. за последние 10 лет, представлены общинами христиан полного Евангелия, новоапостольской церкви, церкви Христовой, Церкви Иисуса Христа святых последних дней и др. Многие из них малочисленны и насчитывают от 10 до 50 чел. Все протестант. течения объединяют в Б. ок. 70 тыс. активных верующих. Пресвитеров, проповедников и регентов готовят в 2 высших и 2 средних учебных заведениях ЕХБ и ХВЕ. Издается неск. журналов и газет, действуют 307 молитвенных домов и 12 благотворительных миссий. Иудаизм Первые крупные этноконфессиональные группы иудеев мигрировали в Б. из Германии, Польши и Украины в XIV-XVI вв. и селились преимущественно в городах и местечках, где составляли в то время от 10 до 20% населения. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. в результате новых миграций число евреев в Б. значительно возросло (от 40 до 80% в нек-рых городах и местечках), к кон. XVIII в. на землях Б. и Литвы проживало более 300 тыс. евр. семей. Согласно общероссийской переписи 1897 г., в 4 белорус. и в вост. части Виленской губ. проживало более 1,2 млн чел. иудейского вероисповедания. Неортодоксальный иудаизм исповедовали сравнительно немногочисленные группы тюркоязычных караимов, переселившихся в XIV-XVII вв. на земли Б. и Литвы из Крыма и Сев. Причерноморья. Большинство евр. населения Б. придерживалось ортодоксального талмудического иудаизма. Этноконфессиональные общины евреев (кагалы) возглавлялись раввинами и старостами (габаями). Среди евреев (особенно их беднейшей части) был распространен также хасидизм.

http://pravenc.ru/text/77856.html

1744 г. Указом Сената от 23 авг. 1756 г. вновь было разрешено строительство мечетей в населенных пунктах, где не проживали православные либо они составляли менее 1/10 всех жителей. По данным 1780 г., в Пензенском наместничестве проживало более 24 тыс. мусульман в Инсарском, Керенском, Краснослободском, Мокшанском, Наровчатском, Нижнеломовском, Саранском и Чембарском уездах. Точное число общин, существовавших в это время, неизвестно. С 1788 г. все общины региона стали подведомственны Оренбургскому магометанскому духовному собранию во главе с муфтием. Местным главой всех мусульман стал ахун, проживавший в с. Яндовищи Инсарского у. (ныне Республика Мордовия). В пределах уездов, где существовали мусульм. общины, было создано 5 управлений во главе с ахунами или имамами-мухтасибами. К 1826 г., по офиц. данным, в Пензенской губ. действовало 70 общин общей численностью 14 294 чел. муж. пола. В 1826 г. в Пензенской губ. имелось 3 ахуна, 49 имамов, 10 указных мулл, 15 неуказных мулл, 2 хатыба, 3 мухтасиба, азанчи (муэдзин). После революционных событий 1917 г. численность мусульман постепенно уменьшалась. В 1929 г. была закрыта соборная мечеть в Пензе. В 1945 г. в П. о. зафиксировано 7 действовавших мечетей (Кузнецкий, Городищенский, Каменский, Неверкинский, Беднодемьяновский, Сосновоборский районы), из них 4 были открыты в том же 1945 г. Еще 3 мечети открылись в 1946 г., две - в 1947 г. ( Королёва, Королёв. 2013. С. 70). Недействовавших мечетей в П. о. в сер. 40-х гг. было 75 (Там же). Основная часть татар. населения П. о. проживала в Кузнецком р-не, где функционировало 5 мечетей. В сер. 40-х гг. XX в. в П. о. было зарегистрировано 14 мусульм. религ. об-в, в каждом из к-рых состояло до 3-4 тыс. чел. (Там же. С. 46). Нерегулярно функционировали незарегистрированные группы мусульман в селах Плетнёвка и Решетино Пачелмского р-на, Татар. Кутеевка Белинского р-на, Усть-Уза Шемышейского р-на (Там же. С. 70). К сер. 60-х гг. XX в. в П. о. действовало 13 зарегистрированных общин и 13 мечетей, а незарегистрированных общин фиксировалось 22 (Там же; Королёва, Королёв.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Б. было негритянское население, в результате большинство амер. Б. составляют т. н. «черные церкви», объединяющие негритянское баптист. население. Во время «Великого пробуждения» мн. рабы приняли крещение. Быстрый рост негритянских баптист. общин в США начался после Гражданской войны и отмены рабства. Возникло множество региональных конвенций, в 1880 г.- Национальная баптистская конвенция (National Baptist Convention). К 1900-м гг. среди негритянского населения было гораздо больше Б., чем представителей др. деноминаций. Баптист. общины часто играли роль социальных и духовных центров для черного населения Америки, общины под рук. М. Л. Кинга занимали заметное место в движении за гражданские права в 60-х гг. ХХ в. Черные баптист. общины не ослабляли своей активности и в 80-х гг., что позволило им выдвинуть своего кандидата пастора Джесси Джексона на президентских выборах в 1984 и 1988 гг. В наст. время в США существуют 4 основные деноминации Б.: Южная баптистская конвенция (15,4 млн), Американские баптистские церкви в США (1,5 млн). Национальная баптистская конвенция США (8,2 млн), Национальная баптистская конвенция Америки (3,5 млн) (2 последние - негритянские). Канада Первую баптист. общину в г. Хортон (пров. Нов. Шотландия) организовал в 1763 г. Е. Моултон из Нов. Англии; в общину входили как Б., так и конгрегационалисты. В 1800 г. была создана Ассоциация баптистских церквей Нов. Шотландии и Нью-Брансуика, а в 1889 г. ее сменила Баптистская конвенция Онтарио и Квебека, к-рая объединила все ранее существовавшие ассоциации; с 1881 г. отдельно существует Баптистская конвенция Манитобы и Северо-Западных территорий. В наст. время общая численность Б.- 131500 чел. (1150 общин). Лат. Америка Баптист. миссионеры появились здесь во 2-й пол. XIX в., к 1904 г. количество Б. составляло уже 5500 чел., в наст. время - 1 млн 775 тыс. чел. Однако сами баптист. лидеры признают, что в этом регионе более успешно развиваются пятидесятнические и харизматические орг-ции. В Мексике, где работали миссионеры как юж., так и сев.

http://pravenc.ru/text/77510.html

В 1843 г. было основано Obtea evreilor lehi pmânteni (Об-во местных польских евреев) - самая значительная евр. орг-ция в румын. княжествах, к-рая воздвигла в Бухаресте 2 монументальных культовых сооружения: Большую синагогу и Хоральный храм. В 1874 г. эту организацию заменила Congregaia templului coral (Конгрегация хорального храма), затем, в 1895-1918 гг.,- Comunitatea evreilor de rit occidental din Bucureti (Об-во евреев западного ритуала в Бухаресте). В течение XIX в. число евреев выросло: по переписи 1899 г., оно достигло приблизительно 15% населения Бухареста и 4,5% населения Р. Однако в этот период традиц. евр. общество в Р. испытывало напряженность между хасидизмом и движением хаскала (евр. Просвещением), а в Трансильвании, находившейся в составе Австро-Венгрии, проявилось соперничество между реформаторским и ортодоксальным течениями в иудаизме, которое привело к дезорганизации еврейского сообщества и непризнанию его гос-вом. Лишь в 1921 г. после многочисленных попыток был избран великий раввин Старого королевства (т. е. в пределах Р. до присоединения новых территорий по итогам первой мировой войны) и главный раввин евр. общины Бухареста, им стал Якоб Ицхак Немировер; в 1936 г. он занял пост председателя Федерации союзов еврейских общин Р., объединившей все направления и все евр. общины страны. После второй мировой войны число евреев в Р. сократилось примерно на половину (до 375 тыс. чел.) - как по причине холокоста, так и вслед. территориального передела. Однако Р. по-прежнему занимала одно из ведущих мест в Европе (2-е после СССР) по числу евр. населения. С образованием гос-ва Израиль из Р. началась значительная эмиграция евреев: напр., в 1949-1950 гг. уехало большое количество религ. евреев - ок. 75% раввинов и 50% хахамов. В коммунистический период был принят закон об иудейском культе (1949), согласно к-рому религ. деятельность евреев была регламентирована Федерацией еврейских общин, базирующейся в Будапеште. Евр. община в Р. функционировала в наиболее благоприятной обстановке по сравнению с др. социалистическими странами: удалось сохранить синагоги, хотя некоторые и были снесены, проявлялась забота о кладбищах, для молодежи были организованы курсы по изучению Талмуда и Торы, содержались кошерные столовые, 2 раза в месяц выходил ж. Realitatea evreiasc (Еврейская реальность). Однако миграция евреев не прекращалась: в 1992 г. в Р. насчитывалось 8955 евреев, в 2011 г.- 3271 чел.; в 2015 г. функционировали 103 синагоги и 755 кладбищ, управляемых евр. религ. общинами, в к-рых они находятся. В наст. время иудейские религ. организации функционируют в соответствии с новым законом (2008, модифицирован в 2014): деятельность евр. религ. общин координируется Раввинской канцелярией, руководитель которой является главным (первым) раввином Р. (с 2017).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Иудаизм. К кон. 70-х гг. XIX в. в г. Верном сложилась 1-я евр. община, состоявшая из солдат и их потомков (ок. 100 чел.). В 1884 г. открылась синагога. В наст. время число верующих составляет 5281 чел. С 1994 г. главным раввином К. является Ешая Элазар Коген. Открылись синагоги в Алматы, Астане, Усть-Каменогорске, Павлодаре и Костанае. В наст. время в К. представлена ортодоксальная ветвь иудаизма (движение «Хабад Любавич»). В 2004 г. в Астане была открыта крупнейшая в Центр. Азии синагога «Бейт Рахель - Хабад Любавич». В 2011 г. в К. насчитывалось 27 иудейских общин и 5 синагог. Буддизм начал распространяться на территории К. в V-VI вв. Гильом де Рубрук, посетивший в сер. XIII в. Юж. К. и Семиречье, описал «кумирню» (т. е. буддийский храм) в поселении Кайлак (Каялык) (отождествляется с городищем Антоновским в долине р. Лепсы). Буддийские изделия были обнаружены на городище Талгар (средневек. г. Тальхир). Здесь в слое XIII в. была найдена вырезанная из кости фигурка сидящего Будды. После прихода в К. джунгаров вновь появились буддийские храмы и монастыри: Аблайкит, вблизи Усть-Каменогорска в предгорьях Калбинского хребта в Вост. К., и Кызылкент, в горах Кент недалеко от Каркаралинска. Аблайкит был построен в 1654-1656 гг. и разрушен в 1670 г. Рукописи, которые были там найдены, в 1720 г. отправлены в С.-Петербург. На карте Джунгарии, составленной в 1716-1733 гг., нанесено 58 буддийских храмов и мон-рей. После разгрома в 1758 г. Джунгарского ханства Цинской империей китайцы завоевали Вост. Туркестан и заняли часть территории Старшего и Среднего жузов, в т. ч. и Джетысу, где по-прежнему проживали буддисты, служившие империи. В 1862 г. вспыхнуло антикит. восстание дунган, проходившее под лозунгом борьбы за ислам. В 1864 г. восстанием был охвачен весь Вост. Туркестан, где были уничтожены цинские гарнизоны и поселения, а также полностью разрушены буддийские храмы и мон-ри. В наст. время в К. распространен буддизм школы Вонбульгё (Вон-буддизм) (3 общины; общее число верующих - ок. 15 тыс. чел.), в основном его исповедуют калмыки, представители корейской диаспоры и тибет. буддизма (Ньингма, Кагью, Гелуг), объединенные в Тибетско-буддийский центр (2 общины).

http://pravenc.ru/text/1319864.html

В закрытой кирхе разместилась артель «Фотоколлектив» (позднее фотокомбинат, фабрика фоторабот), а в 1973 г. здание передали Пермскому союзу театральных деятелей. В 1987 г. был разработан проект реконструкции здания под Дом актера с постройкой б-ки, архива и театрального зала, а также пристройкой зрительного зала на 300 мест, со сценой, фойе для художественной выставки, видеосалона и др., однако эти планы не были воплощены в жизнь. В 1981 г. в Перми вновь стала формироваться лютеран. община, первоначальная численность к-рой составляла 10-12 чел. Они собирались на частных квартирах. В 1990 г. в городе было создано об-во российских немцев «Wiedergeburt», впосл. его отд-ния появились в Краснокамске, Соликамске, Березниках, Лысьве и др. городах. Общество взяло на себя задачу объединения граждан нем. национальности и защиты их прав, сохранения культуры, языка. К этому времени в Пермской обл. проживали свыше 15 тыс. немцев, из них в Перми - свыше 2 тыс. чел. В дек. 1991 г. пермская община была официально зарегистрирована Пермским облисполкомом. 11 июля 1994 г. постановлением администрации Пермской обл. здание кирхи было передано общине в бессрочное и бесплатное пользование, 5 июня 1995 г. пастор Х. Эльце из Ганновера (ФРГ) провел 1-е богослужение в возвращенном храме. В 1994-2004 гг. на средства религ. организаций Германии проводилась реставрация кирхи, в 1996 г. она была вновь освящена, в здании установлен электроорган. 26 мая 1996 г., во время богослужения, еп. Г. Кречмар ординировал в сан пастора Давида Рериха. 18 июня 1997 г. был поднят колокол, получивший название «Лука» (его изготовила, привезла в Пермь и помогла установить евангелическо-лютеран. ц. св. Луки в Ганновере), на шпиле установлен крест, освященный 3 авг. 1997 г. С 2008 г. в пермской кирхе действует новый орган. Евангелическая лютеранская церковь Св. Марии в Перми. 1861–1864 гг. Архит. Г. Ю. Боссе при участии архит. Р. И. Карвовского. Фотография. 10-е гг. XXI в. Евангелическая лютеранская церковь Св. Марии в Перми. 1861–1864 гг. Архит. Г. Ю. Боссе при участии архит. Р. И. Карвовского. Фотография. 10-е гг. XXI в. С 1998 г. лютеран. общины региона объединены в Пермское пробство Евангелическо-лютеранской церкви Европейской России (ЕЛЦЕР), зарегистрированное 14 мая 2001 г. К 2019 г. оно объединяет 8 общин, из к-рых помимо Пермской зарегистрированы 2 - в Березниках (7 дек. 1999) и Соликамске (7 сент. 1999).

http://pravenc.ru/text/2580038.html

в 19 общинах. в Швейцарии Б. с 1847 г., в наст. время 1291 чел. в 15 общинах объединен в Немецкоязычный баптистский союз. В Нидерландах (с 1845) численность Баптистского союза составляет в наст. время 12 тыс. чел. (89 общин), 3 др. баптист. группы составляют ок. 15 тыс. чел. в 130 конгрегациях; в Польше (с 1858), когда она еще входила в состав Российской империи, Б. были немногочисленны. В наст. время там действуют 65 общин, объединяющих ок. 4 тыс. чел. В Чехии - 2300 чел. и 26 конгрегаций; в Словакии - 2 тыс. чел. и 17 конгрегаций. В Швеции баптизм проповедовали моряк Ф. Нильссон, крещенный Онкеном в 1847 г., и Г. Шрёдер, крещенный в Нью-Йорке в 1844 г. 1856 год - офиц. дата появления Б. в Швеции. В наст. время Шведский баптистский союз состоит из 18 тыс. чел. Остальные разделены по группам, Свободный баптистский союз (1872) и Оребро миссия (с 1892) объединились с Баптистским движением святости, близким к пятидесятникам, и сформировали собственное движение (20 тыс. членов). В Дании (с 1839) и Норвегии (с 1860) - приблизительно по 5 тыс. Б. В Норвегии, Швеции и Дании наблюдается упадок баптист. движения. Совокупное количество членов Баптистских союзов Швеции и Финляндии на территории последней составляет ок. 2 тыс. чел. В Латвии (с 1860) - 6300 чел., в Эстонии (с 1884) - 6 тыс. чел., в Литве - 500 чел. Работу нем. Б. в Венгрии начал в 1846 г. Г. Майер. Разделение между немецкоязычной и венгерскоязычной общинами привело к созданию 2 баптист. союзов, их объединение произошло в 1920 г. В наст. время Баптистский союз Венгрии насчитывает 11100 чел. в 245 конгрегациях. В Румынии первые Б. появились в Бухаресте в 1856 г., позднее, в 1875 г., Б. пришли в Трансильванию из Венгрии, тем не менее баптист. союз в Румынии сформировался только в 1909 г. В наст. время в Румынии существует 2 баптист. союза: Румынский - 90 тыс. членов в 1500 конгрегациях и Венгерский - 8500 чел. в 210 конгрегациях. Первые Б. на территории совр. Сербии были крещены тем же Майером в 1875 г. в г. Нови-Сад (5 чел.).

http://pravenc.ru/text/77510.html

чел.), Евангелическо-лютеранской церковью (20 общин, ок. 2 тыс. чел.) и др. Баптисты объединены в рамках Колумбийской баптистской конвенции (111 общин, ок. 35 тыс. чел.). Существует также немногочисленная независимая Баптистская церковь (1 община, 300 чел.). Крупнейшей организацией пятидесятников является независимая Объединенная пятидесятническая церковь Колумбии (1006 общин, свыше 230 тыс. чел.), отделившаяся в 1970 г. от Объединенной пятидесятнической церкви (48 общин, 112 тыс. чел.). Также действуют Ассамблеи Бога в Колумбии (523 общины, свыше 140 тыс. чел.), Церковь четырехстороннего Евангелия (225 общин, 95,5 тыс. чел.), Церковь Бога в Колумбии (66 общин, 9 тыс. чел.) и др. 130 общин братьев насчитывают свыше 8 тыс. чел. Движение святости представлено Ассоциацией межамериканских евангелических церквей (71 община, ок. 50 тыс. чел.), Союзом христиан и миссионеров (341 община, 24 тыс. чел.), Союзом евангелических миссионеров (207 общин, ок. 16 тыс. чел.) и др. Церковь адвентистов седьмого дня насчитывает 567 общин (свыше 210 тыс. чел.). Иеговы Свидетели представлены 651 общиной (свыше 175 тыс. чел.), Церковь Иисуса Христа святых последних дней - 129 общинами (свыше 76 тыс. чел.). Среди др. протестант. деноминаций - реформаты (Пресвитерианская церковь Колумбии, 64 общины, 25 тыс. чел.; Камберлендская пресвитерианская церковь, 28 общин, 5 тыс. чел.), меннониты (Братья меннониты, 30 общин, 2 тыс. чел.; Евангелическая меннонитская церковь Колумбии, 11 общин, свыше 2 тыс. чел.), методисты (Методистская церковь Колумбии, 9 общин, ок. 1 тыс. чел.), Армия спасения (1 община, 200 чел.) и др. Ислам Проникновение ислама в К. началось в кон. XVI в. с прибытием в числе конкистадоров морисков (испан. мусульман), а также первых африкан. рабов-мусульман. В кон. XIX - нач. XX в. в К. прибывали многочисленные эмигранты,- приверженцы ислама из Сирии, Ливана и Палестины. На нач. XXI в. численность мусульман составляет ок. 50 тыс. чел., гл. обр. ливанцы и палестинцы. В крупных городах К.

http://pravenc.ru/text/1841810.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010