Свидетели Иеговы имеют в З. 2152 общины, 128 тыс. адептов. В 1936 и 1940 гг. от орг-ции отпочковались Независимое об-во Сторожевой башни и Сторожевая миссия исцеления. Имеются общины иеговистской маргинальной орг-ции Китавала , отделившейся от свидетелей Иеговы в 1908 г. в Ньясаленде (ныне Малави) и распространившей свое влияние на соседние страны. Помимо этого в З. много т. н. независимых протестант. орг-ций. Из числа Независимых африканских церквей (НАЦ) местного происхождения наиболее значительные - Христианская сионская церковь (18 тыс. верующих, 20 общин), Апостольская церковь Джохана Маранке (ок. 16 тыс. верующих, 50 общин), Центральноафриканская церковь (6 тыс. верующих, 12 общин), Церковь заповедей (3 тыс. верующих, 5 общин), Церковь остатка Израиля (6 тыс. верующих, 10 общин), Церковь спасения (6 тыс. верующих, 20 общин). К НАЦ можно отнести также и ряд маргинальных афрохрист. орг-ций, по характеру более похожих на орг-ции НРД, чем на христ. церкви. Так, церкви секты Лумпа (Видимая церковь спасения), распространенные в основном среди представителей народа бемба в центральном и сев. районах страны, насчитывают ок. 5 тыс. чел., кимбангуизм (Церковь Иисуса Христа на Земле, основанная пророком Симоном Кимбангу) исповедуют в основном в пров. Коппербелт ок. 15 тыс. выходцев с территории совр. Демократической Республики Конго (бывш. Заир). Общее количество членов остальных протестант. организаций составляет ок. 1 млн чел. Ислам. В З. мусульман 240-250 тыс. чел., в основном это сунниты ханифитского и шафиитского толка и исмаилиты, привезенные в страну в колониальную эпоху из Пакистана и Сев. Индии. Во 2-й пол. XX в. значительное количество людей, исповедующих ислам, попали в З. из Кении и Сомали. Мусульмане преимущественно проживают в городах, хотя характерным явлением последних десятилетий стал рост популярности ислама среди беднейших слоев сельского населения. Жизнь мусульман в стране координирует Исламский совет Замбии. Индуизм в З. исповедуют ок. 13 тыс. чел., это выходцы из Индии и Пакистана. Верующие индуисты объединены в Индуистскую ассоциацию Замбии.

http://pravenc.ru/text/182545.html

Кальвинизм , представленный в Н. З. несколькими орг-циями, исповедуют ок. 330,5 тыс. чел. (2013). Пресвитерианская церковь Новой Зеландии (Presbyterian Church of Aotearoa New Zealand), история к-рой восходит к 1840 г., когда в Н. З. прибыли шотл. поселенцы-пресвитериане, насчитывает 22,2 тыс. чел. в 274 приходах (2016). Орг-ция «Реформатские церкви Новой Зеландии», официально основанная в 1953 г. отделившимися от Пресвитерианской церкви Новой Зеландии консервативными нидерландцами, прибывавшими в Н. З. с кон. 40-х гг. XX в., насчитывает ок. 4,6 тыс. чел. (2013) и имеет ок. 20 приходов. Пресвитерианская церковь Новой Зеландии «Благодать» (Grace Presbyterian Church of New Zealand) включает в настоящее время 20 приходов, создана в 2003 г. консервативными пресвитерианскими общинами на основе Евангелической пресвитерианской церкви, возникшей в 1974 г. в Крайстчерче в результате отделения от Пресвитерианской церкви Новой Зеландии. Конгрегациональный союз Новой Зеландии (Congregational Union of New Zealand), основанный в 1840 г. брит. миссионером Барзиллаем Куаифе как Конгрегациональное товарищество (Congregational Fellowship), насчитывает 850 чел. в 15 общинах (2004). В 1947-1963 гг. Конгрегациональный союз Новой Зеландии взял попечение о христ. общинах на Самоа, Островах Кука, Ниуэ (бывш. церкви Лондонского миссионерского об-ва). В 1963 г. эти общины отделились и сформировали Конгрегациональную церковь островов Тихого океана (Pacific Island Congregational Church). В 1967 г. большинство общин Конгрегационального союза присоединилось к Пресвитерианской церкви Новой Зеландии, меньшинство осталось в рамках самостоятельной орг-ции. Свободная пресвитерианская церковь Шотландии (Free Presbyterian Church of Scotland) имеет на территории Н. З. 4 общины (до 250 чел.), относящиеся к пресвитерии Австралии и Новой Зеландии. В Н. З. существуют многочисленные общины рабочих мигрантов с Самоа, являющихся членами Конгрегациональной христианской церкви Самоа (Congregational Christian Church of Samoa) и отколовшейся от нее Конгрегациональной самоанской церкви Лондонского миссионерского об-ва (Congregational LMS Samoan Church) (в сер. 90-х гг. XX в. обе орг-ции насчитывали ок. 11 тыс. чел. в 100 общинах). На Островах Кука доминирующей деноминацией является конгрегациональная Христианская церковь Островов Кука (Cook Islands Christian Church), имеющая 24 общины на Островах Кука, 22 общины в Н. З. и 15 общин в Австралии. Всего насчитывается ок. 18 тыс. последователей этой орг-ции. На о-ве Ниуэ доминирующей деноминацией является Конгрегациональная христианская церковь Ниуэ (Congregational Christian Church of Niue), к которой принадлежит 67% населения острова (1,19 тыс. чел.), а также ок. 4,5 тыс. проживающих в Н. З. мигрантов с Ниуэ.

http://pravenc.ru/text/2577757.html

Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария), начавшая проповедь в 1923 г., насчитывает в М. 30 общин и 25 тыс. прихожан. Иеговы свидетели , действующие в М. с 1906 г., насчитывают 80 776 адептов в 1447 собраниях (2016). Также действует независимая орг-ция Китавала , отколовшаяся от иеговистов в нач. ХХ в. Распространены НАЦ, многие из к-рых возникли благодаря деятельности миссионеров из др. африкан. стран, гл. обр. из Замбии, Зимбабве и ЮАР. Подобные орг-ции разнотипны, испытывают влияние пятидесятничества, неохаризматии, традиц. культов и часто имеют синкретический и харизматический характер. Наиболее значительные из НАЦ: Церковь живых вод (Living Waters Church; более 100 общин, ок. 70 тыс. чел.); Библейские служения веры (Faith Bible Ministries; 35 общин, 8 тыс. чел.); Африканская апостольская Церковь Джохана Маранке (African Apostolic Church of Johane Maranke; 60 общин, ок. 15 тыс. чел.); Церковь Нового Иерусалима (New Jerusalem Church; 30 общин, 6 тыс. чел.) и др. Ислам Является второй по распространенности религией М. Мусульмане страны - гл. обр. сунниты шафиитского толка, в меньшинстве - шииты. Действует орден кадирийя. Основные мусульманские этнические группы: большинство яо (83%), частично чева и нгонде, немногочисленные суахили, а также выходцы из Индии и Пакистана. М. считается юж. барьером распространения ислама в Африке. Согласно офиц. статистике, в стране насчитывается 2,5 млн мусульман; мусульм. орг-ции оценивают данные цифры как заниженные, утверждая, что ислам исповедуют не менее 4,2 млн чел. (25% населения). В М. действуют ок. 800 мечетей, неск. ислам. школ и радиовещательный канал. В Мпембе создан мусульманский образовательный центр, финансируемый гл. обр. из Саудовской Аравии и Кувейта. Миссионерскую деятельность ведут также представители псевдоислам. секты ахмадийя, к-рая на территории Вост. Африки (в т. ч. и в М.) координируется из Найроби (Кения). Ислам получил распространение на территории совр. М. в XVI-XIX вв. благодаря арабам и суахили, привозившим в качестве товара слоновую кость, золото и торговавшим рабами. Предположительно первые контакты народов совр. М. с мусульманами произошли в эпоху расцвета султаната Килва (XIII - нач. XIV в.). После введения запрета на работорговлю (1840) начинается новая волна распространения ислама на территории совр. М. 70-е годы XX в. стали началом усиления ислама в М. В последние десятилетия Агентство африканских мусульман, центр к-рого расположен в Кувейте, ведет в М. активную миссионерскую и педагогическую работу. В 70-80-х гг. XX в. данная орг-ция перевела Коран на язык чичева. Индуизм

http://pravenc.ru/text/2561694.html

Фотография. 2008 г. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского в г. Топки. 2006 г. Фотография. 2008 г. После окончания Великой Отечественной войны на территории К. о. возобновилась церковная жизнь. В 1945-1947 гг. в области было зарегистрировано 15 правосл. приходов, располагавших 5 храмами (Пантелеимоновская ц. в с. Кузедееве, Покровская ц. в Ленинске-Кузнецком, Ильинская ц. в г. Тайга, Вознесенская ц. в с. Верхотомском Кемеровского р-на, Петропавловская ц. в с. Афонине) и 10 молитвенными домами (по 2 молитвенных здания появились в Кемерове и в Сталинске (совр. Новокузнецк), по 1 - в Прокопьевске, Анжеро-Судженске, Гурьевске, Белово, Осинниках, Топках). Открывшиеся приходы составили Кемеровское благочиние Новосибирской епархии (см. Новосибирская и Бердская епархия ). В 1946 г. после многолетнего перерыва в Кемерове на праздник Богоявления прошел крестный ход, в котором приняло участие более 3 тыс. чел. Крестные ходы были совершены и в других приходах Кузбасса. Из 24 клириков, зарегистрированных в Кузбассе к 1 окт. 1948 г., 13 чел. прежде были репрессированы, трое репатриированы из Австрии и Сев. Италии, только двое священнослужителей официально не подвергались репрессиям. В 1945 г. православные общины в Кузбассе перечислили в Фонд обороны страны 95 тыс. р., в помощь инвалидам Отечественной войны и детям фронтовиков - 10 тыс. р. Далеко не все заявления верующих об открытии храмов были удовлетворены, в 1948 или нач. 1949 г. власти закрыли Троицкий молитвенный дом в Гурьевске. В кон. 50-х гг. XX в. начался новый этап гонений на Церковь (см. в ст. Хрущёв Н. С.). В дек. 1960 г. была ликвидирована одна из самых крупных правосл. общин в К. о.- приход Знаменской ц. в Кемерове: в авг. 1959 г. облисполком принял решение о сносе молитвенного здания, пока прихожане пытались оспорить это решение и добиться выделения др. участка под строительство храма, община была снята с регистрации. В 1960 г. была закрыта Вознесенская ц. в с. Верхотомском, годом раньше получившая ссуду от епархиального управления, приход был упразднен как «мало поддерживающийся верующими».

http://pravenc.ru/text/1684171.html

В К. имеется 6 общин Объединенной методистской церкви . Ислам В К. почти все мусульмане - сунниты ханифитского мазхаба, шиитов крайне незначительное количество. Ислам наиболее распространен в юж. областях республики, Ошской и Джалал-Абадской, и в сельской местности по всей стране. Мусульм. община полиэтнична: в ней представлено ок. 20 народностей; среди мусульман киргизы составляют 60%, узбеки - ок. 15%, остальные - дунгане, уйгуры, турки, казахи, башкиры, чеченцы, карачаевцы, балкарцы, курды, даргинцы, русские и др. До 1991 г. в стране было открыто 39 мечетей, мусульмане К. находились в юрисдикции Среднеазиатского духовного управления мусульман. Весной 1991 г. мусульмане всех национальностей республики на учредительном съезде создали Исламский центр Республики Киргизия, а в 1993 г. был образован Муфтият - высший духовный орган мусульман К. В 1996 г. Муфтият преобразовали в Духовное управление мусульман Киргизии (ДУМК), состоящее из областных, районных и сельских подразделений. 26 дек. 1996 г. прошел 1-й Курултай мусульман республики (присутствовало более 450 делегатов), на к-ром был принят устав ДУМК. В это время был утвержден Совет улемов из 25 видных ислам. деятелей К. В 2011 г. наибольшее количество мечетей действовало в Ошской обл.- 722; в Джалал-Абадской - 549, в Баткенской - 295, в Чуйской - 161, в Таласской - 73, в Иссык-Кульской - 56, в Нарынской обл.- 52 мечети. В Госкомиссии по делам религий К. официально зарегистрировано 1800 мечетей (2013). В июне 2012 г. в Оше у подножия горы Сулайман-Тоо построена крупнейшая в стране мечеть (на 5 тыс. чел.). В К. действуют 7 ислам. высших учебных заведений, в т. ч. ун-т. По решению 2-го Курултая мусульман К. Бишкекский исламский ин-т в 2003 г. был преобразован в Исламский ун-т. В стране существуют суфийские ордены, наиболее влиятельные среди них - Накшбандия и Кадирия. Выходят мусульм. периодические издания: «Ислам маданияты», «Шарият» и др. Для мусульман-киргизов, бывш. кочевников, характерно широко распространенное почитание могил, к-рое отражает веру в духов предков, покровительствующих живым. Киргизы возводили монументальные мавзолеи - гумбезы - родственникам и народным героям. Сохранились мавзолеи Узгена, построенные в XI-XII вв. Др. особенностью местного ислама является культ св. мест - мазаров, включающих мавзолеи, кладбища и различные природные объекты: реки и источники, рощи и отдельные деревья, горы и камни. К мазарам, часто заменявшим местным жителям мечети, устраиваются паломничества. Иудаизм

http://pravenc.ru/text/1840153.html

Методистская английская церковь в Янгоне. 2-я пол. XIX в. Методистская английская церковь в Янгоне. 2-я пол. XIX в. Методисты представлены 2 основными организациями - Методистской церковью Союза Мьянма (25 общин, 5,3 тыс. чел.), основанной амер. методистами, прибывшими в Н. Бирму из Индии в 1870 г., и Методистской церковью (В. Мьянмы) (184 общины, 27,5 тыс. чел.), основанной британскими методистами в В. Бирме в 1887 г. Кроме того, в М. действует раскольническая Независимая методистская церковь (ок. 1 тыс. чел.), отделившаяся от методистской орг-ции в Н. Бирме в 1967 г. Пятидесятники представлены несколькими орг-циями. Наиболее многочисленная из них - Ассамблеи Бога М. (основана в 1924) - в нач. XXI в. насчитывала ок. 80 тыс. чел. Действуют также Объединенная пятидесятническая церковь М. (унитарии; более 30 тыс. чел.; с 1966), миссия пятидесятников из Индии (220 общин, 35 тыс. чел.), Церковь Бога (Кливленд, США) (ок. 5,5 тыс. чел.; с 1980), Международная церковь четырехугольного Евангелия (ок. 6 тыс. чел.; с 1988). Адвентисты седьмого дня (АСД), основавшие свою 1-ю в М. орг-цию в 1919 г. в Рангуне, в 2015 г. насчитывали 30,4 тыс. чел. в 232 общинах. Мьянманская союзная миссия включает 5 локальных объединений и входит в состав Южноазиатско-Тихоокеанского отделения Генеральной конференции АСД. Миссии принадлежат издательство, одна высшая и неск. десятков начальных школ. Армия спасения , представители которой впервые были направлены в Бирму из Индии в 1915 г., в наст. время имеет в М. более 50 корпусов (церквей). Регион М. разделен на 4 округа и входит в состав Территории Сингапура, Малайзии и Мьянмы. В Янгоне действует школа по подготовке офицеров Армии спасения. Иеговы свидетели , впервые начавшие проповедь в М. в 1910 г., в нач. XXI в. насчитывали ок. 4,2 тыс. чел. в 76 конгрегациях. К внеденоминационным орг-циям относятся Церкви Христа (ок. 1 тыс. общин, ок. 100 тыс. чел., гл. обр. выходцы из Китая, представители Зарубежного миссионерского братства; с 1933), Христианская церковь народа лису (этнического меньшинства в Юж. Китае, Таиланде и Индии; 230 общин, 35 тыс. чел.), Церковь Иисуса Христа (55 общин, 15 тыс. чел., с 1970) и др. Ислам

http://pravenc.ru/text/2564540.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА [серб. Босна и Херцеговина; БиГ], гос-во в Юго-Вост. Европе, на Балканском п-ове. Расположена на территории 2 исторических областей Боснии и Герцеговины. Территория: 51,129 кв. км. Столица: Сараево (434 тыс. в 2002). Крупнейшие города: Баня-Лука, Мостар, Зеница, Тузла. Гос. язык - боснийский (латиница), серб. (кириллица) и хорват. (латиница). География. На севере, западе и юге граничит с Хорватией, имеет выход к Адриатическому м. (20 км побережья, г. Неум), на юго-востоке и востоке - с Сербией и Черногорией. Население: ок. 3,7 млн чел. (по данным Внешней торговой палаты БиГ на 2002). Ок. 1 млн чел. имеют статус беженцев в др. гос-вах. Этнические группы: боснийцы (славяне, принявшие ислам), сербы, хорваты (из-за военных действий 1992-1995 точных данных о национальном составе населения нет). Государственное устройство: в апр. 1992 г. мировое сообщество признало независимость БиГ от Югославии. По Дейтонским соглашениям (нояб. 1995), БиГ состоит из 2 образований - мусульмано-хорват. Федерации Боснии и Герцеговины (Сараево) и Республики Сербской (Баня-Лука), в каждом из к-рых есть президент, парламент и правительство. Органы власти единого гос-ва включают Президиум, Парламентскую ассамблею и Совет министров. Высший законодательный орган - Парламентская ассамблея (скупщина), состоит из 2 палат: Палаты народов (15 депутатов избираются парламентами: по 5 от мусульман и хорватов от Федерации БиГ, 5 сербов от РС) и Палаты представителей (42 депутата избираются прямым голосованием: по 14 от мусульман и хорватов от Федерации БиГ, 14 сербов от РС). Высший орган исполнительной власти - коллегиальный Президиум, к-рый состоит из 3 членов: боснийца и хорвата, избираемых от территории Федерации БиГ, и серба - от территории РС. Религия Православие исповедует, по офиц. статистике, 31%, по данным Сараевской епархии, значительно больше 1/3 населения. На территории БиГ находятся 5 епархий Сербской Православной Церкви: Дабро-Босанская (кафедра в Сараеве), Баня-Лукская (кафедра в Баня-Луке), Бихачско-Петровацкая (кафедра в Босански-Петроваце), Захумско-Герцеговинская (кафедра в Требине) и Зворничско-Тузланская (кафедра в Зворнике). Римско-католическая Церковь объединяет 15-17% населения, с 1994 г. управляется епископской конференцией. Представлена архиеп-ством Врхбосна (кафедра в Сараеве), к-рому подчинены Баня-Луки, Мостар-Дувно и Требине-Мркан еп-ства (общее управление в Мостаре). Существует также униатская Крижевецкая епископия (Загреб, Хорватия), объединяющая ок. 5 тыс. верующих. 4% населения относят себя к протестантам ; действуют неск. иудейских общин . Приверженцы ислама, сунниты, составляют 40-44% населения страны. История

http://pravenc.ru/text/153243.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Республика Македония; македон. Република Makeдohuja], гос-во в центральной части Балканского п-ова. Граничит на севере с Сербией , на востоке - с Болгарией , на юге - с Грецией , на западе - с Албанией (общая протяженность границы 896 км). Территория - 25 713 кв. км. Столица - г. Скопье (500,4 тыс. чел., оценка 2014 г.). Крупные города: Куманово (73,1 тыс. чел.), Битола (72,3 тыс. чел.), Прилеп (65,2 тыс. чел.), Тетово (55,8 тыс. чел.), Штип (44,4 тыс. чел.), Велес (43,4 тыс. чел.), Охрид (39,3 тыс. чел.), Гостивар (39,9 тыс. чел.), Струмица (36,7 тыс. чел.). Административно-территориальное деление: 80 общин, 10 из них образуют г. Скопье. Офиц. язык - македонский. М.- член ООН (1993; под временным названием Бывшая Югославская Республика Македония из-за спора с Грецией о названии Македония), МВФ (1993), МБРР (1993), ОБСЕ (1995), Совета Европы (1995), ВТО (2003). География. Рельеф страны составляют средневысокие горные системы (Шар-Планина (высота до 2748 м), Баба-Планина (до 2601 м), Якупица (до 2540 м) и др.; гора Кораб (2764 м) - наивысшая точка), разделенные обширными межгорными котловинами (Пелагонийская (4 тыс. кв. км) - наибольшая по площади) и долинами рек Вардар (греч. название Аксьос) и Струмица (Струмешница; впадает в р. Струма), относящихся к бассейну Эгейского м. Низшая точка - долина р. Вардар (50 м). На юго-западе расположены частично находящиеся на территории М. озера Охридское и Преспа, а на юго-востоке - Дойранское. На территории М. климат умеренный, переходный к средиземноморскому. В котловинах зима умеренно прохладная и дождливая, лето жаркое и засушливое. Средние температуры янв.- 0,7-1°C, июля - 21-23°C. В среднем в год выпадает от 450 мм во внутригорных котловинах до 1200 мм в горах на западе страны. Население В М. проживают ок. 2069,2 тыс. чел. (оценка 2015 г.). Согласно переписи 2002 г., македонцы составляют 64,2%, албанцы - 25,2, турки - 3,9, цыгане - 2,7, сербы - 1,8, бошняки - 0,8, влахи (аромуны) - 0,5, другие - 0,9%. По оценочным данным на 2014 г., естественный прирост населения составил 1,9%, рождаемость - 11,4 на 1 тыс. чел., смертность - 9,5 на 1 тыс. чел., показатель фертильности - 1,52 ребенка на 1 женщину, детская смертность - 9,9 на 1 тыс. новорожденных. В возрастной структуре: дети до 14 лет - 16,8%, лица от 15 до 64 лет - 70,7%, люди 65 лет и старше - 12,5% (2014). Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 75,5 лет (мужчины - 73,4; женщины - 77,5; 2013). Средняя плотность населения - ок. 80,4 чел. на кв. км. Наиболее густо заселены долина р. Вардар и Пелагонийская равнина. Городское население - ок. 60%. Государственное устройство

http://pravenc.ru/text/2561510.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФГАНИСТАН [Исламское Государство Афганистан], гос-во в юго-зап. части Центр. Азии. Территория: 655 тыс. кв. км. Столица: Кабул (913 тыс. чел.- 2001). Крупнейшие города: Кандагар (178 тыс. чел.), Герат (140 тыс. чел.), Мазари-Шариф (103 тыс. чел.). Согласно действовавшей до 1992 г. конституции, офиц. языками А. были пушту и дари. География. Граничит на западе с Ираном, на юге и востоке с Пакистаном, Индией (шт. Джамму и Кашмир), Китаем (Синьцзян-Уйгурский автономный р-н), на севере с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией. Расположен в сев.-вост. части Иранского нагорья. Кратчайшее расстояние, отделяющее страну от моря, составляет ок. 450 км. На северо-востоке и в центральной части страны находятся обширные высокогорья и средневысотные горы, окаймленные с севера, запада и юга пустынными равнинами и плоскогорьями. Климат сухой, континентальный, субтропический. Население. До наст. времени не проводилось сплошной переписи населения. Перепись 1979 г. охватила ок. 2/3 территории (приводимые далее данные базируются на этой переписи). Население - 15,55 млн. чел. при ежегодном приросте в 2,6% (26,67 млн. чел. на 2000 г. по данным Bethany World Prayer Center): 48,5% - пуштуны, 17,9% - таджики, 8,1% - хазарейцы, 8% - узбеки, 3,3% - персы, туркмены (500 тыс. чел.), казахи (50-60 тыс. чел.) и др. Ок. 5 млн. афганцев, покинувших страну в ходе афган. конфликта, до сих пор находятся на территории Пакистана, Ирана, а также ряда зап. стран, США и Канады. Гос. устройство. В адм. отношении делится на 30 провинций (вилаятов). В наст. время управление страной осуществляется временной коалиционной администрацией. В соответствии с Боннским межафганским соглашением 22 дек. 2001 г. власть передана главе временной администрации Х. Карзаю. Религия 99% населения - мусульмане, из них 84% - сунниты, ок. 15% - шииты; индуизм исповедуют 0,6%; 10 общин сикхов. Христианство В 1985 г. в стране на 500 тыс. чел. приходился 1 христианин. В наст. время, по-видимому, христианство среди населения А. не исповедуется. Ислам

http://pravenc.ru/text/77072.html

[Княжество Лихтенштейн; нем. Fürstentum Liechtenstein], гос-во в Центр. Европе. Расположено в Альпах; на востоке и севере граничит с Австрией , на западе и юге - со Швейцарией (общая протяженность границ - 76 км). Выхода к морю не имеет. Территория - 160 кв. км (одно из самых малых гос-в мира). Столица - Вадуц (5425 чел., оценка 2014 г.). Наиболее крупные города: Шан (5,9 тыс. чел.), Тризен (5 тыс. чел.), Бальцерс (4,6 тыс. чел.), Эшен (4,3 тыс. чел.). Включает 2 исторические области: Оберланд (центр - г. Вадуц) и Унтерланд (центр - г. Шелленберг). Административно-территориальное деление: 11 общин (коммун). Л.- член ООН (1990), Совета Европы (1978), ОБСЕ (1975), Европ. ассоциации свободной торговли (1991), ВТО (1995), ЕЭЗ (1995). Офиц. язык - немецкий. Разговорные языки (нижне- и верхнеалеманнские диалекты нем. языка) существенно отличаются от литературного. География. Большую часть территории Л. занимают отроги хребта Ретикон (Ретийские Альпы; высшая точка - гора Граушпиц, 2599 м), к-рые пересечены 3 крупными межгорными долинами. По зап. части страны протекает р. Рейн. Климат умеренно континентальный. Средние температуры января в долине Рейна - 0°С, в горах - от -10 до -6°С; июля - 18 и 12-14°С соответственно. Широколиственные и хвойные леса покрывают ок. 35% площади Л. Выше 1800 м расположены субальпийские и альпийские луга. Долина Рейна гл. обр. занята сельскохозяйственными угодьями. Единственное озеро - Гампринер-Зеле. Имеется 10 охраняемых природных территорий, в т. ч. резерват Руггеллер-Рит (в долине Рейна), отнесенный к водно-болотным угодьям международного значения. Население. По оценочным данным на 2015 г., в Л. проживает ок. 37,4 тыс. чел. 66,3% населения составляют лихтенштейнцы, остальные - иностранцы: швейцарцы - 9,6%, австрийцы - 5,8, немцы - 3,9, итальянцы - 3,1, турки - 1,9% и др. Средняя плотность населения - ок. 230 чел. на 1 кв. км. Естественный прирост населения - 0,84% (рождаемость - 10,45 на 1 тыс. жителей, смертность - 7,12 на 1 тыс. жителей). Показатель фертильности - 1,69 ребенка на 1 женщину. Средний возраст - 42,6 года. Возрастная структура: дети до 14 лет - 15,5% населения, лица от 15 до 64 лет - 68, лица 65 лет и старше - 16,5%. Средняя продолжительность жизни - одна из самых высоких в Европе - 79,6 года (мужчины) и 84,5 года (женщины). Степень урбанизации - 14,3%. Государственное устройство. Л.- унитарное гос-во, по форме правления - конституционная монархия. Глава гос-ва - правящий князь из рода Лихтенштейнов. Конституция действует с 1921 г. Ее новая редакция, принятая в результате референдума 2003 г., закрепляет за князем статус суверена наравне с народом.

http://pravenc.ru/text/2110623.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010