Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЫМ (Крымский федеральный окр.), расположен на Крымском п-ове, включает субъекты РФ: Республику К. (РК) и город федерального значения Севастополь, к-рые были образованы 21 марта 2014 г. Территория - ок. 27 тыс. кв. км. Адм. центр - Симферополь. Население - ок. 2,3 млн чел. (1 янв. 2015). Национальный состав: русские - 65,3%, украинцы - 15,1, крымские татары - 10,2, татары - 2, представители др. национальностей (белорусы, армяне, азербайджанцы, узбеки и др.) - 7,4%. Религиозные организации На нач. 2015 г. на территории РК насчитывалось 1409 и в Севастополе 136 зарегистрированных религиозных организаций, из них 603 общины Украинской Православной Церкви (УПЦ) (535 в РК и 68 в Севастополе), 45 общин Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) (44 в РК и 1 в Севастополе), 11 общин Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) (10 в РК и 1 в Севастополе), 4 старообрядческие общины белокриницкого согласия (3 в РК и 1 в Севастополе), 5 общин Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) (4 в РК и 1 в Севастополе), 6 общин Русской истинно православной церкви (см. в ст. Истинно православные христиане ) (все в РК), 14 общин Римско-католической Церкви (13 в РК и 1 в Севастополе), 12 общин Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) (9 в РК и 3 в Севастополе), более 360 протестант. орг-ций (ок. 320 в РК и 43 в Севастополе), 418 мусульм. общин (410 в РК и 8 в Севастополе), 3 общины буддистов (1 в РК и 2 в Севастополе), 15 иудейских общин (13 в РК и 2 в Севастополе), 9 караимских общин (все в РК), 8 общин Армянской Апостольской Церкви (7 в РК и 1 в Севастополе), 4 неоязыческие общины (3 в РК и 1 в Севастополе), 4 общины кришнаитов (3 в РК и 1 в Севастополе), 24 независимые религ. орг-ции (22 в РК и 2 в Севастополе). В 2014 г. регистрация религ. общин в К. не проводилась, т. к. начался процесс реформирования местных органов власти и регистрация религ. общин перешла из ведения департамента религий и национальностей Мин-ва культуры К. в ведение Мин-ва юстиции К. Следует также учесть, что по законодательству Украины, действовавшему с 23 апр. 1991 г., разрешалось создавать местные общины без юридической регистрации (только при уведомлении о своей деятельности); этим правом пользовались сотни общин, преимущественно мусульманских. История К. до 1783 г.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

чел.); Церковь последнего служения (20 общин, 5 тыс. чел.); Христианская церковь Маранафа (60 общин, 3 тыс. чел.); Пятидесятническая церковь братства чуда Воскресения (50 общин, 5 тыс. чел.); Церковь Св. Духа Вост. Африки в Мусанде (70 общин, 7 тыс. чел.); Новозаветная церковь Бога (23 общины, 4 тыс. чел.); Церковь власти Христовой по всей Земле (220 общин, 23 тыс. чел.); Духовная церковь Бога Израиля (5 общин, 10 тыс. чел.); Церковь гласа спасения и исцеления (950 общин, 80 тыс. чел.) и др. Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария) насчитывает в К. более 1,2 млн приверженцев в 3 тыс. приходов. К данной традиции относятся также приходы Церкви апостолов объединения в Кении, являющейся частью Апостольской церкви Квинсленда (Австралия), отколовшейся от Новоапостольской церкви в 1956 г. Кенийское отд-ние этой орг-ции основано австрал. миссионерами в 1970 г., насчитывает ок. 2 тыс. чел. в 13 приходах. Иеговы свидетели начали проповедь своего учения в К. в 1931 г., имеют в стране 540 общин с общим числом адептов ок. 66,5 тыс. чел. Распространены независимые африканские церкви (НАЦ), в основном харизматического характера. Они возникли в сер. или кон. XX в., часто испытывают влияние местных культов и имеют синкретический характер. Наиболее значительные из них: Церковь внутренней части Африки (4300 общин, 1,5 млн чел.), Церковь африканского братства (765 общин, 170 тыс. чел.); Ассоциация апостольского содружества (200 общин, 30 тыс. чел.); Потерянные израилиты Кении (5 общин, 15 тыс. чел.), Новая восточноафриканская церковь (30 общин, 12 тыс. чел.); Христианская теократическая святая церковь Бога (80 общин, 5 тыс. чел.); Евангелическая служба краеугольного камня (50 общин, 5 тыс. чел.); Ассоциированная христианская церковь Кении (20 общин, 4 тыс. чел.); Церковь детей Восставшего Господа (110 общин, 4 тыс. чел.); Церковь Евангелия Бога (60 общин, 4 тыс. чел.); Церковь кенийской семьи (10 общин, 3 тыс. чел.); Церковь апостольской иерархии (6 общин, 1 тыс. чел.) и др.

http://pravenc.ru/text/1684185.html

Методисты , не вошедшие в состав Объединенной церкви Канады, представлены Британской методистской епископальной церковью, созданной в результате отделения в 1856 г. канад. приходов от Африканской методистской епископальной церкви, действовавшей в США; церковь объединяет темнокожих верующих, насчитывает 3 общины, ок. 5 тыс. чел. Также в стране действует быстро растущая Евангелическая миссионерская церковь (методистская) (82 общины, 70 тыс. верующих). Проч. методистские орг-ции насчитывают ок. 25 тыс. чел. Движение святости объединяет в К. несколько орг-ций, наиболее значительная из которых - Христианский миссионерский альянс в Канаде (327 общин, 76 тыс. верующих); альянс действует в К. с 1887 г. Проч. перфекционистские орг-ции: Церковь Назарянина (157 общин, 19 тыс. чел.); Миссионерская церковь в Канаде (100 общин, 15 тыс. чел.); Свободная методистская церковь в Канаде (135 общин, 13 тыс. чел.); Церковь Бога (с центром в Андерсоне, США) (51 община, 6,3 тыс. чел.); Уэслианская методистская церковь Америки и Канады (82 общины, 5 тыс. чел.); Объединенные братья во Христе в Канаде (9 общин, 2 тыс. чел.); Христианская конгрегация (9 общин, 1,5 тыс. чел.); Библейское движение святости (30 общин, 1,5 тыс. чел.); Апостольская христианская церковь (назарейская) (15 общин, 1,5 тыс. чел.); Независимая церковь святости (13 общин, 1 тыс. чел.); Ассоциация независимых церквей движения святости (15 общин, 800 чел.). Братья создали ряд организаций разного типа. Плимутские братья представлены Ассоциированными Евангельскими церквами (123 общины, 17 тыс. чел.); также имеются общины т. н. открытых Христианских братьев (600 общин, 50 тыс. чел.) и Исключительных Христианских братьев (338 общин, 11 тыс. чел.). Адвентисты седьмого дня (АСД), имеющие самостоятельную орг-цию в К. с 1932 г., разделились на 7 территориальных конференций: Альберты, Брит. Колумбии, Манитобы - Саскачевана, Приморскую, Онтарио, Квебека и Церковь АСД в Ньюфаундленде и Лабрадоре. По данным на 2012 г., на территории К. у них 358 общин, объединяющих 62,8 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

чел.; реставрационисты); Объединенная пятидесятническая церковь (United Pentecostal Church; 100 общин, ок. 40 тыс. чел.); Конгрегациональная церковь святости (Congregational Holiness Church; 50 общин, 15 тыс. чел.); Христианская церковь новой ассамблеи (New Assembly Christian Church; 25 общин, 10 тыс. чел.) и др. Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария), начавшая проповедь в Н. в 70-х гг. ХХ в., насчитывает 1 тыс. общин и 294 тыс. прихожан. Иеговы свидетели , действующие в Н. с 1921 г., насчитывают 774 тыс. сторонников в 6430 собраниях. В 1934 г. от Свидетелей Иеговы откололось апокалиптическое Общество Божьего Царства (God " s Kingdom Society), насчитывающее 50 тыс. адептов в 130 собраниях. Церковь Иисуса Христа святых последних дней ( мормоны ), присутствующая в Н. с 50-х гг. XX в., имеет в стране 152 тыс. сторонников в 500 собраниях (2015). Работают 6 миссий в разных регионах Н., действует храм. Небольшая группа, известная как Реорганизованная церковь Иисуса Христа святых последних дней, отколовшаяся от основной орг-ции мормонов, насчитывает в Н. ок. 1,5 тыс. членов. Собрание общины Апостольской церкви Христа в г. Уйо (штат Аква-Ибом). Фотография. 2014 г. Собрание общины Апостольской церкви Христа в г. Уйо (штат Аква-Ибом). Фотография. 2014 г. В Н. действует множество массовых НАЦ, которые испытывают влияние пятидесятничества или неохаризматии, а также заимствуют элементы местных традиционных культов. Многие из них возникли в самой Н. и затем распространились в другие страны. Наиболее значительными являются: Объединенная исконная африканская церковь (United Native African Church; ок. 300 общин, 45 тыс. чел.; с 1891); Апостольская церковь Христа (Christ Apostolic Church; 6 тыс. общин, более 2 млн чел.), от которой в 1959 г. отделилась Миссия веры евангельской (Gospel Faith Mission; более 6 тыс. общин, 1,2 млн чел.); Церковь Бога - Международная миссия (Church of God Mission International; 5,5 тыс. общин, 1,4 млн чел.; действует с 1968); Харизматическое молодежное товарищество (Charismatic Youth Fellowships; 500 общин, 120 тыс.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

в 1894), к-рая содействовала развитию католич. проповеди. Первым католич. священником-малагасийцем стал Базилид Рахиди, рукоположенный в 1872 г. после десятилетий изгнания на Реюньоне. К 1875 г. на М. было ок. 15 тыс. католиков. Католическая церковь в г. Анталаха. Фотография. 30-е гг. XX в. Католическая церковь в г. Анталаха. Фотография. 30-е гг. XX в. Несмотря на появление на острове миссионеров различных деноминаций, ЛМО удалось сохранить ведущую позицию. В 60-х гг. XIX в. они построили ряд церквей, посвященных малагасийским мученикам. В февр. 1869 г. во время коронации Ранавалуна II и Райнилайаривуни были крещены в конгрегационалистской церкви ЛМО. Во время крещения первых лиц гос-ва присутствовали только высокопоставленные чины местной аристократии, отсутствие иностранцев должно было подчеркнуть значимость события для истории и внутреннего уклада Имерины и независимость принятого решения. Вслед за королевой крещение стали принимать и ее подданные. Если в 1869 г. в Имерине насчитывалось ок. 37 тыс. христиан, то уже в следующем году их число возросло до 250 тыс. чел. В 1862 г. в столице действовало ок. 30 общин и насчитывалось 6 тыс. верующих, в 1869 г.- уже 468 общин и 135 тыс. верующих (все население Имерины составляло ок. 800 тыс. чел.), а также 158 пасторов и 935 проповедников. Феноменом малагасийского протестантизма стало возникновение 2 местных орг-ций в рамках ЛМО: Дворцовой Церкви (Palace Church) и «Полугодового собрания» (Six Monthly Meeting). Первая была создана Ранавалуной II и Райнилайаривуни как церковная орг-ция для элиты. В нее также вошли христиане, пережившие предшествующие гонения. Дворцовая Церковь росла быстро: в 1870 г. количество ее членов составляло ок. 50 тыс., в 1880 г.- 100 тыс., а в 1895 г.- уже 160 тыс. прихожан и 194 пастора. Данная орг-ция рассылала координируемые королевской властью миссии в разные регионы страны для консолидации местных региональных элит: через 5 лет после оглашения и вхождения в Дворцовую Церковь ее членов приглашали в столицу и предлагали им почетные гос.

http://pravenc.ru/text/2561206.html

2003. С. 59). В кон. XIX в. в Новоладожском у. проживало ок. 6 тыс. старообрядцев. К нач. 1917 г. в Петрограде и губернии жили ок. 15 тыс. староверов всех согласий. До кон. 20-х гг. XX в. их деятельность была активной, затем начались гонения. По наблюдениям современных исследователей, в 20-30-х гг. XX в. в Л. о. было много выходцев из подмосковной Гуслицы , населенной преимущественно последователями Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви). В 30-х - нач. 40-х гг. XX в. в Л. о. были закрыты все храмы и молельные дома, последними - церкви в Гатчине (1 нояб. 1940) и в дер. Ротково (7 июня 1941). В послевоенный период возродились общины поморского (Древлеправославная поморская церковь; см. в ст. Поморцы ) и белокриницкого согласий. 8 дек. 1946 г. был открыт храм федосеевцев в дер. Лампово (ранее деревня относилась к Царскосельскому у., достаточно густо населенному старообрядцами - выходцами с Новгородчины). В 1918-1919 гг. Лампово поддерживало контакты с Ригой, оттуда прибывали духовные отцы, старообрядцы обучались богослужебному пению, писали по-славянски. Эту старинную деревню, известную деревянной резьбой, ныне посещают старообрядцы из разных мест, что в целом нехарактерно для совр. старообрядческой жизни в Л. о. (наблюдения показали разбросанность, малочисленность и изолированность последователей «старой веры» в регионе). В 60-х гг. XX в. в Ленинграде и области имелись 2 зарегистрированные и 3 незарегистрированные общины поморцев (ок. 4 тыс. чел.), а также 2,5 тыс. поповцев белокриницкого согласия, вынужденных существовать нелегально (регистрация общины в Ленинграде состоялась только в 1983). В настоящее время в С.-Петербурге и Л. о. зарегистрировано 8 общин старообрядцев (ок. 2 тыс. членов). Беспоповцы относительно многочисленны в Волховском и Киришском районах (центром старообрядческого книго- и иконописания была дер. Лавния в Волховском р-не). Федосеевцы населяют ряд деревень в Бокситогорском р-не - это тихвинские карелы и т. н. озеряне (по названию оз.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

усилиями германских миссий. Постоянный рост общин происходил за счет притока местных арабов, многие из к-рых в прошлом были воспитанниками учебных заведений, содержавшихся нем. лютеран. церковью. В 1979 г. была создана самостоятельная структура,- Евангелическая лютеранская церковь Иордании и Св. земли, в состав к-рой вошли все араб. общины (ок. 500 верующих), управляемые независимо от небольшой нем. общины (ок. 200 верующих), возглавляемой пресвитером Евангелическо-лютеранской церкви Германии (см. ст. Союз евангелических церквей в ГДР ). Иерархи этих церквей размещаются в одном и том же здании лютеран. прихода в Старом городе Иерусалима. Имеются также небольшие дат. и швед. лютеран. общины. В 1982 г. Норвежская духовная миссия в И., окормляющая преимущественно евреев-христиан из Румынии и Венгрии, передала все полномочия по управлению 2 принадлежащими ей церквами в Хайфе и Яффе местным христ. общинам. Баптисты представлены в И. 2 орг-циями: Ассоциацией баптистских церквей Израиля, насчитывающей 1200 верующих в 12 общинах, и Баптистской конвенцией Израиля, объединяющей 3 тыс. чел. в 17 общинах. Пресвитерианство представлено Церковью Шотландии в И., открывшей миссию в Галилее в 40-х гг. XIX в. В течение следующего столетия эта церковь содействовала развитию просвещения и здравоохранения в И. Пресвитерианская община (3 орг-ции, 200 верующих), объединяющая преимущественно выходцев из Шотландии, обслуживает паломников и туристов, окормляет странноприимные дома в Иерусалиме и Тиверии, в сотрудничестве с Независимым Эдинбургским медицинским миссионерским об-вом содержит школу медсестер с больницей в Назарете. Плимутские братья насчитывают в И. 6 общин, 600 верующих. Движение святости учредило 2 орг-ции: Церковь Назарянина (2 общины, 100 верующих) и Христианский миссионерский альянс (1 община, 50 верующих). Пятидесятники представлены такими орг-циями, как Ассамблеи Бога (15 общин, ок. 2 тыс. верующих), Церковь Бога пророчеств (5 общин, ок. 600 верующих) и т. н. Библейская евангелическая миссия (2 общины, ок.

http://pravenc.ru/text/293910.html

Новгороде существует зарегистрированная в 2005 г. евр. мессианская община «Бейт Эль». Первая община Иеговы свидетелей возникла в Н. Новгороде в 20-х гг. XX в. В 30-80-х гг. общины действовали подпольно, легальная деятельность началась с 90-х гг. Начиная с этого времени были зарегистрированы 2 общины (в Н. Новгороде и Дзержинске) общей численностью ок. 3 тыс. чел. В Н. Новгороде располагалась руководящая структура свидетелей Иеговы по Нижегородской и Пензенской областям и Мордовии. Деятельность свидетелей Иеговы на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 20 апр. 2017 г. К янв. 2018 г. в Н. о. осталась 1 иностранная религ. миссия - Церковь Иисуса Христа святых последних дней ( мормонов ). Ок. 15 молодых людей из США и других стран по неск. месяцев живут в Н. Новгороде, при этом учредителями и руководителями местного объединения мормонов являются граждане России. Ислам Ислам проникал на территорию юго-востока совр. Н. о. в домонг. период через влияние волжских булгар, хазар и буртасов. Массовое появление мусульман на территории региона связано с расселением с кон. XVI в. служилых людей из касимовских и темниковских татар. Традиционным стало распространение ислама ханафитского мазхаба. В сер. XVIII в. Новокрещенской комиссией была предпринята попытка христианизации (нередко принудительной) мусульман Нижегородской губ. Они плохо поддавались обращению в Православие: численность принявших крещение среди татар региона, по данным III ревизии (1762), составила 2,1% от общего количества. В 1795 г. (V ревизия) в Нижегородской губ. насчитывалось 15,9 тыс. мусульман, в 1834 г. (VIII ревизия) - 22,8 тыс., по Всероссийской переписи населения 1897 г.- 41,5 тыс. В условиях быстрого развития капитализма часть нижегородских татар, активно вовлеченная в торгово-экономические процессы, мигрировала в зап. районы Российской империи, в результате чего возникла татаро-мусульм. община в Финляндии, жители региона влились в состав общин Центр. России. Особую роль в истории нижегородской мусульм.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

На дек. 1959 г. в Новосибирске существовали 2 общины баптистов, в Болотном и Купине - по 1 общине, в них насчитывалось ок. 1,5 тыс. чел. (ГА Новосибирской обл. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 58. Л. 6-8). В февр. 1960 г. в Новосибирске был снесен молитвенный дом городской общины. Власти препятствовали отводу земли под новый молитвенный дом, а после получения участка и возведения нового здания снова выступили против, «что привело к повышению религиозной активности и массовой неконтролируемой деятельности ЕХБ». Община, насчитывавшая более тысячи человек, разделилась на 40 групп, каждая выбрала себе руководителя и проповедника и приступила к проведению молитвенных собраний в частных домах; в результате в городе появилось ок. 100 мест, где проводились собрания баптистов (Там же. Д. 62. Л. 17-18). В 1961 г. новый молитвенный дом в Новосибирске все же был открыт. В 1960 г. закрыт молитвенный дом купинской общины, в 1964 г. он был изъят, арендовать здание общине власти не разрешили (Там же. Д. 83. Л. 47). На 1 янв. 1962 г. в Н. о. существовали 25 общин ЕХБ (из них лишь 2 имели регистрацию) и 40 групп, общей численностью ок. 2,7 тыс. чел. В 1969 г. в Н. о. имели регистрацию 15 общин ЕХБ (Там же. Д. 128. Л. 22). Новый этап в развитии баптизма в Н. о. начался в 90-х гг. XX в. В 1998 г. создано Объединение церквей ЕХБ Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, входящее в Российский союз ЕХБ. К сент. 2018 г. зарегистрировано 13 церквей ЕХБ в Новосибирске: «Спасение» (1995), «Преображение», «Ковчег», «Благовестие», «На Каменской», церковь Первомайского р-на, «Воскресения Христова», «Рассвет», «Библейская лига», «Посох» (1999), «Святой Троицы», «Источник жизни» (2001), «Святой Троицы» на ул. Фадеева (2018). В др. населенных пунктах Н. о. зарегистрировано 6 церквей: «Возрождение» в г. Болотное (2000), церковь в с. Заковряжине Сузунского р-на (зарегистрирована в Новосибирске в 2000, находится в стадии ликвидации), «Благодать» в Бердске (2002), церковь в Искитиме (зарегистрирована в Новосибирске в 2004), «Примирение» в пос. Краснообске Новосибирского р-на (2004), «Пробуждение» в г. Обь (2004). Под эгидой Российского союза ЕХБ в Новосибирске действует Новосибирская Библейская богословская семинария в Академгородке (открыта в 2000). В Новосибирске существуют региональная благотворительная общественная орг-ция «Источник жизни», учебный центр «ОМ».

http://pravenc.ru/text/2577869.html

В 1808 г. насчитывалось 443 правосл. мон-ря без приписных (349 мужских и 94 женских), 3118 монахов, 1148 послушников. В 1815 г. действовали 478 мон-рей (387 мужских и 91 женский), в которых проживали 6,6 тыс. чел. (4,9 тыс. монахов и 1,7 тыс. монахинь). В течение XIX в. количество муж. мон-рей возросло в 1,5 раза, а женских - в 4,9; численность монахов увеличилась в 3,1 раза, а монахинь - в 9,2. Рост обителей происходил благодаря восстановлению упраздненных после 1764 г. мон-рей, созданию новых, переходу в Русскую Церковь старообрядческих обителей, а также за счет мон-рей, находившихся на территориях, вошедших в этот период в состав России (напр., в Грузии и Бессарабии). В 1914 г. насчитывалось 1025 мон-рей и общин и 94 629 монашествующих (29 128 монахов и монахинь и 65 501 послушников и послушниц). В монастырских владениях с привлечением наемного труда монахи занимались хлебопашеством, огородничеством, садоводством, ското- и птицеводством, пчеловодством и часто внедряли самые прогрессивные технологии. Также обители сдавали свои владения в аренду, с кон. XIX в. богатые мон-ри занимались и финансовой деятельностью, имели вклады в банках и давали деньги в ссуду. Ок. 20 монастырей, расположенных в Заволжье, Приуралье и Сибири, имели миссионерский характер: тобольский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужской монастырь , тюменский во имя Святой Троицы мужской монастырь , Усть-Киренский во имя Святой Троицы мужской монастырь , Селенгинский во имя Святой Троицы мужской монастырь и др. Деятельность единоверческих обителей (см. в ст. Единоверие ) способствовала возвращению в Русскую Церковь старообрядцев (напр., Гуслицкий в честь Преображения Господня мужской монастырь ). В 70-х гг. XIX в. московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь был преобразован в миссионерский и призван стать координационным центром миссионерства в России. Просвещением, миссионерством и обслуживанием паломников занимались рус. монастыри, расположенные за пределами России. К 1917 г. действовали 15 таких обителей (10 мужских и 5 женских) с 709 насельниками (638 монахами и 71 послушником): 4 в Китае, 6 в США и 5 в Палестине. Многие монахи служили в русских зарубежных духовных миссиях и способствовали распространению Православия по всему миру (см., напр., в статьях: Аляскинская (Кадьякская) духовная миссия , Пекинская духовная миссия , Корейская духовная миссия , Японская духовная православная миссия ).

http://pravenc.ru/text/монашество.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010