Вместо скромного иконостаса по проекту А. Д. Захарова К. спроектировал новый - многоярусный и богато украшенный резьбой. 19 и 30 марта 1855 г. престолы были освящены во имя апостолов Петра и Павла и в честь Покрова Пресв. Богородицы. В те же годы К. создал проект иконостаса для рус. посольской церкви в Париже, арендовавшей тогда частный дом на ул. Берри. Совместно с К. К. Андерсоном К. в 1858 г. участвовал в проектировании необарочного фасада дома Т. В. Тарасовой в 1-й роте Измайловского полка (ныне 1-я Красноармейская ул., 3). Одновременно он создал проект одного из самых значительных доходных домов С.-Петербурга, построенных в стиле «второго барокко»,- дома коммерсанта И. О. Утина между Конногвардейским бульваром, 17 и Галерной ул., 20. В 1863 г. за этот проект К. был избран членом-корреспондентом Парижской АХ ( Петров П. Н. Архитекторы из Черноморских пансионеров//Зодчий. 1875. 6. С. 79-80). Впервые в С.-Петербурге здание было завершено мансардным этажом. Фасады дома Утина служили образцом целому поколению зодчих сер. XIX в. Церковь в честь Воскресения Христова в с. Ст. Ольшанка. Фотография. 2012 г. Церковь в честь Воскресения Христова в с. Ст. Ольшанка. Фотография. 2012 г. В 1859 г. греч. посольству в С.-Петербурге выделили участок (совр. адрес: Лиговский проспект, 6) для постройки собственного храма - вмч. Димитрия Солунского (Греческого). Проект в исторически точных визант. формах было предложено сделать К. Строительство церкви и 2 домов для причта велось с 1861 по 1866 г. (не сохр.). Храм был освящен митр. Исидором (Никольским) 31 сент. 1865 г. Одноглавая, с низким сферическим куполом, крестообразная в плане, с гранеными ветвями креста, перекрытыми конхами (вост. ветвь - апсида), со звонницей над притвором, церковь напоминала памятники средневек. Греции. Привнесение в проект романских элементов, жесткость прорисовки отвечали духу эклектики. Прекрасная акустика, оригинально продуманное освещение, живопись по византийским образцам (Шамшин) и орнаменты выполнены восковыми красками К.

http://pravenc.ru/text/2462205.html

В петровское время распространился тип церквей-ротонд. Одна из ранних, ц. Рождества Пресв. Богородицы в Марфине (городской окр. Мытищи; 1701-1707, зодчий В. И. Белозёров (?), заказчик кн. Б. Голицын), представляет собой «ротонду в ротонде» (малая ротонда внутри большой) с симметричными крестообразными притворами и алтарем. Скупой, но изысканный декор фасадов выполнили иностранные мастера. Сходный тип был применен в скромной по архитектуре ц. прп. Сергия Радонежского в Хотминках (совр. дер. Хатминки Наро-Фоминского района; 1710, заказчик Б. А. Голицын, не сохр.; Кириллов. 1994). Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Подмоклове. 1714–1722 гг. Фотография. 2017 г. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в Подмоклове. 1714–1722 гг. Фотография. 2017 г. Шедевром петровского времени является ц. Рождества Пресв. Богородицы в Подмоклове Серпуховского района (1714-1722, строители Л. фон Фикин, А. Шульц и др., заказчик Г. Ф. Долгорукий), воплотившая идеальный образ храма-ротонды эпохи Ренессанса и барокко. Храм освятили лишь в 1754 г. ( Зубарев. 1991; Николаева. 1996). Двусветный центральный круглый объем под мощным куполом с фонарем и люкарнами окружен низкой обходной галереей-аркадой, украшенной статуями 12 апостолов и евангелистов. Пышный барочный ордерный декор украшает фасады. Автором проекта, возможно, был сам заказчик, европейски образованный человек. Необычная для России постройка имеет ряд европейских прототипов ( Пилипенко. 2007): Темпьетто ап. Петра в Риме (1502, архит. Д. Браманте); изображение храма Соломона с картины Рафаэля «Обручение Марии» (1504); неосуществленные рим. проекты ц. Сан-Джованни-деи-Фьорентини (1520, архит. А. да Сангалло-мл.) и ц. Ecclesia Triumphans в Колизее (1676-1679, архит. К. Фонтана). Церковь во имя прп. Исаакия Далматского в Степановском. 1702–1732 гг. Фотография. 2012 г. Церковь во имя прп. Исаакия Далматского в Степановском. 1702–1732 гг. Фотография. 2012 г. Под влиянием архитектуры нем. кирх строились продолговатые центрично-осевые 8-гранные храмы: белокаменная Никольская ц. в усадьбе Полтево Балашихинского р-на (1706, заказчик Ф. М. Апраксин) с 3-ярусным завершением «иже под колоколы», прототипом для к-рой послужила ц. Св. Троицы в Карлсфельде (Саксония; 1684-1688, архит. И. Г. Рот; Микишатьев М. Н. Некоторые проблемы формообразования и развития типа протестантского храма в архитектуре Голландии и Германии в XVII-XVIII вв.//Архитектура мира. М., 1992. Вып. 1. С. 87-95). К тому же типу относится Михеевская ц. в Троице-Сергиевом мон-ре (1734), более скромная по формам и без ярусного верха. Уникальна башнеобразная 4-ярусная «иже под колоколы» ц. св. Исаакия Далматского в Степановском Раменского р-на (1702-1732, заказчики М. П. Гагарин, А. И. Остерман) с ордерным декором фасадов и 2-этажным храмовым пространством внутри мощного кубического основания. Необычная архитектура храма явно навеяна нем. образцами.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Далее следовали одна за другой комнаты, составлявшие представительскую часть дворца: Парадные сени, в которых обычно ожидали царского выхода, Думная, или Соборная, комната, где царь держал совет с боярами, и, наконец, Престольная, позднее названная Кабинетом,- в этой комнате стоял царский трон. Два следующих помещения были оформлены при реставрации в XIX в. как Опочивальня и Молельня. Церковь Рождества Пресв. Богородицы на Сенях. 1681–1684 гг. Придел Воскрешения прав. Лазаря. 1393–1394 гг. Дворцовые церкви представляют неотъемлемую часть Большого Кремлевского дворца. Нижний ярус ц. Рождества Пресв. Богородицы на Сенях с приделом Воскрешения прав. Лазаря, построенный в 1393-1394 гг., наряду с подклетом Благовещенского собора является древнейшим сохранившимся на территории Кремля каменным сооружением. Рождественская ц., последний раз кардинально перестроенная в 1681-1684 гг., располагается к западу от Теремного дворца на уровне его 2-го этажа. К востоку от него за Верхоспасской площадкой находится комплекс т. н. Теремных церквей. Главным в комплексе является возведенный одновременно с дворцом теми же мастерами в 1635-1636 гг. над Золотой Царицыной палатой Верхоспасский собор с приделом св. Иоанна Предтечи. Над приделом размещается небольшая ц. Воздвижения Креста Господня. На одном уровне с собором находится ц. Воскресения словущего, поставленная в 1654 г. над созданной в 1627 г. рядом с Золотой Царицыной палатой ц. вмц. Екатерины. В 1679-1682 гг. зодчий Старцев объединил верхние храмы под единой кровлей, над к-рой возвел 11 нарядных главок, составляющих 3 совмещенных пятиглавия. Значительная часть древнего декоративного убранства дворцовых храмов утрачена в XVIII-XX вв., но то, что сохранилось, свидетельствует о высоком искусстве царских изографов и др. мастеров. Здесь работали прославленные иконописцы Симон Ушаков, Федор Зубов, Михаил Милютин, Григорий Зиновьев, Иван (Богдан) Салтанов, Сергей Рожков и др. Роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы была выполнена мастерами-иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Чёрным с учениками (не сохр.); сохранилось убранство верхнего объема храма, относящегося к XVII в., которое обновлялось в период строительства Большого Кремлевского дворца.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Обязанностями К. были составление проектов и смет по текущим и капитальным ремонтам, перестройки и новое строительство, наблюдение за производством работ, составление отчетности, присмотр за занятиями младших архитекторов и учеников. После упразднения в 1851 г. Гофинтендантской конторы и передачи заведования с.-петербургскими дворцами Придворной конторе К. был поручен (1854) общий надзор за строительной частью (кроме Зимнего и пригородных дворцов). С 1854 г. К. являлся также членом Общего присутствия Департамента рассмотрения проектов и смет, а с 1866 г.- членом ученого комитета Мин-ва путей сообщения. Первыми работами в С.-Петербурге для Гофинтендантской конторы были проектирование и возведение дома придворного духовенства на Шпалерной ул., 52 (1842), нового придворно-служительского дома на Сергиевской (ныне ул. Чайковского, 2) (1843-1847), а также перестройка дома на Шпалерной ул., 35 (1843-1844). В эпоху эклектики К. в проектах рационально совмещал разнообразие художественных форм прошлого, сохраняя чистоту стиля или интерпретируя исторические прообразы. Зодчий одинаково свободно использовал романский и визант. стили, готику, ренессанс, барокко, рококо. При проектировании К. всегда ставил на 1-е место создание ясного архитектурного образа буд. постройки; обладая тонким вкусом и чувством меры, не перегружал фасады и интерьеры зданий лишним декором. Собор во имя ап. Павла в Гатчине. 1846–1852 гг. Фотография. 2014 г. Собор во имя ап. Павла в Гатчине. 1846–1852 гг. Фотография. 2014 г. В 1844 г. К. исполнил проект и начал постройку небольшого особняка с зимним садом для кн. Л. В. Кочубея на Сергиевской ул., 30 (закончен Г. А. Боссе в 1846-1849), фасад которого решен в формах безордерного неоренессанса; спроектировал новый футляр над домиком Петра I и начал постройку ц. Покрова Пресв. Богородицы над могилой кнг. М. И. Кочубей в Троице-Сергиевой пуст. (не сохр.). Церковь служила примером исторического ретроспективизма, главным признаком которого является ориентация на узнаваемый архитектурный прототип.

http://pravenc.ru/text/2462205.html

Собор Благовещения в Мещовске. Кон. 20-х — 50-е гг. XIX в. Фотография. 2004 г. Собор Благовещения в Мещовске. Кон. 20-х — 50-е гг. XIX в. Фотография. 2004 г. В архитектуре К. и Б. е., как и в зодчестве всей империи, 2-я треть XIX в. явилась переходной от традиций классицизма к формам историзма и эклектики. Масштабы строительства уменьшились: в 30-50-х гг. XIX в. было построено ок. 60 новых каменных храмов (многие не сохр.). Возводились церкви в формах позднего классицизма: Спасская (1839) в с. Утешеве (Бабынинский р-н), Никольская (1835-1856) в дер. Боболи, Боголюбской иконы Божией Матери (1836) в с. Юрьевском (обе в Малоярославецком р-не), Успения (1835-1855) в с. Фролове (Сухиничский р-н), Смоленской иконы Божией Матери (1850) в с. Павлинове (Спас-Деменский р-н). Одной из наиболее значительных построек этого времени стал «новый» собор Благовещения (кон. 20-х - 50-е гг. XIX в.) в Мещовске - монументальный, квадратный в плане, 5-главый, с дорическими портиками на фасадах. В 1854 г. его интерьеры были расписаны в стилистике академической живописи (утрачены, см.: Павлова. 2010. С. 553-559). С 40-х гг. XIX в. стали появляться церкви в русско-визант. стиле: Никольская (1845) в селе кн. Оболенских Березичи (Козельский р-н), св. кн. Александра Невского (1861) на хуторе Новоалександровском (Спас-Деменский р-н). Неоготические мотивы были использованы в архитектуре собора (1867) Сретенского скита Тихоновой пуст. (Дзержинский р-н), в Успенской ц. (1850) в усадьбе Горчаковых Барятино (Борятино, Тарусский р-н). Церковь Успения в с. Барятине под Тарусой. 1850 г. Фотография. 2008 г. Церковь Успения в с. Барятине под Тарусой. 1850 г. Фотография. 2008 г. В 60-90-х гг. XIX в. возвели более 80 храмов, в нач. XX в. (до 1917) - более 50. Особенностью этого времени было сохранение традиций позднего классицизма, к к-рому относятся церкви: Никольская (60-90-е гг. XIX в.) в с. Милятине (Барятинский р-н); Казанская (1869) в с. Маковцы (Дзержинский р-н); Успенская (1877) в с. Колчине (Людиновский р-н); Троицкая (1881) в с. Федотове (Боровский р-н); Введенская (1866) в с. Введенском и Рождества Христова (1895) в с. Трубецком (Тарусский р-н). Строились церкви в формах эклектики и рус. стиля: Рождества Христова (1871-1878) в дер. Карамышево (Дзержинский р-н); Рождества Пресв. Богородицы (1885-1888) со склепом адмирала И. С. Унковского в с. Козлове (ныне пригород Калуги); Трех святителей (1905) близ Тихоновой пуст. (Дзержинский р-н); Покровская (нач. ХХ в.) в с. Космачеве (Людиновский р-н); свт. Николая Чудотворца (нач. ХХ в.) в дер. Чемоданово (Юхновский р-н); гигантских размеров, незаконченная к 1917 г. Знаменская (1896 - 10-е гг. ХХ в.) в с. Плохине (ныне Ульяново, Ульяновский р-н; по проекту гражданского инженера Б. А. Савицкого, см.: Зодчий. СПб., 1900. Вып. VI. Табл. 29, 30); Св. Троицы (1909) в с. Варваренки (Бабынинский р-н), Покровская (нач. XX в.) в дер. Дерново; Успенская (кон. XIX - нач. ХХ в.) в с. Извольск (обе в Износковском р-не).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Архитектурная тема ц. ап. Павла получила развитие в Андреевском соборе в Кронштадте (1806-1817; снесен в 1932). Отталкиваясь от объемно-планировочной структуры ц. ап. Павла, З. добился большей гармонии в пропорциях, а также добавил высокую колокольню, завершенную изящной ротондой из колонн и острым шпилем. Кроме франц. прототипов на силуэт собора повлияли однобашенные церкви английского классицизма, в т. ч. постройки архит. К. Рена. Архитектура Андреевского собора оказала большое влияние на архитектуру мн. церквей в провинции. Его относительно точными копиями стали: Спасо-Преображенский собор в Екатеринославе (ныне Днепропетровск; 1830-1835), выстроенный по проекту архит. Ф. Санковского (20-е гг. XIX в.) на основе захаровского проекта (ок. 1805-1806; чертежи не найдены); собор св. блгв. кн. Александра Невского в Ижевске (1816-1823), первоначально был спроектирован С. Е. Дудиным, учеником З. После того как проект был отвергнут, он взял за основу проект Андреевского собора, изменив лишь нек-рые детали (завершение колокольни). Влияние облика кронштадтского собора заметно в ряде проектов и построек А. И. Мельникова , наиболее известного ученика З., а также А. А. Михайлова (ц. св. Екатерины на Васильевском о-ве в С.-Петербурге, 1811-1823). С Кронштадтом связано и последнее произведение З. в области церковной архитектуры - 4-ярусная, с 8-гранным шпилем деревянная колокольня Богоявленской ц. (1811; не сохр.). Лит.: Гримм Г. Г. Архитектор Андреян Захаров: Жизнь и творчество. М., 1940; Пилявский В. И. А. Д. Захаров, зодчий. Л., 1944; Аркин Д. Е. Захаров и Воронихин. М., 1953; Никулина Н. И., Пушнина Л. Т. Каталог юбил. выставки произведений А. Д. Захарова, 1761-1811. М., 1961; Сашонко В. Н. Адмиралтейство. Л., 1982; Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983; Шуйский В. К. Андреян Захаров. Л., 1989; он же. Андреян Захаров//Зодчие С.-Петербурга, XIX - нач. XX в. СПб., 1998. С. 39-57; Кириченко Е. И. Запечатленная история России. М., 2001; Турчин В. С. Александр I и неоклассицизм в России. М., 2001; Макаров В. К., Петров А. Н. Гатчина. СПб., 2005.

http://pravenc.ru/text/182717.html

В 1-й пол. XIX в. в с. Волокитино (ныне Путивльского р-на) помещик А. М. Миклашевский построил в своем имении Покровскую ц. (освящена в 1857). Ее достопримечательностью были иконостасы (центральный и 2 боковых), изготовленные на местной фарфоровой фабрике. Подробное описание храма оставил свт. Филарет (Гумилевский), который посетил его в 1863 г. В ХХ в. храм и его богатейшая утварь были уничтожены. Лучшими образцами монументальной живописи являются масляные росписи кон. XVIII в. в Преображенской ц. в Глухове (сохр. фрагменты) и кон. XIX в. в Успенской церкви в с. Вощинино (выполнены в подражание стилю М. В. Нестерова). Арх.: Гос. архив Черниговской обл. Ф. 679. Оп. 1. Д. 110 (метрические книги церквей Коропского у. за 1786 г.); Д. 111 (метрические книги церквей Коропского у. за 1789 г.); Д. 112 (метрические книги церквей Кролевецкого у. Новгород-Северского наместничества за 1795 г.); Д. 113 (метрические книги церквей Кролевецкого и Коропского уездов за 1806 г.). Ист.: ПСРЛ. 19082. Т. 2. С. 27; Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 189–205. Лит.: Бернгард В. Р. Расчет устойчивости и прочности Церкви во имя св. Александра Невского на станции Конотоп и проект ее реставрации//Зодчий. СПб., 1900. Вып. 10; Павлович П. Э. Имение Варвары Васильевны Кочубей, Глуховского уезда, Черниговской губ. К., 1903; Каталог выставки XIV археол. съезда в Чернигове/Под ред. П. М. Добровольского. Чернигов, 1908; Логвин Г. Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль: [Очерк]. М., 1965; Памятники архитектуры и градостроительства Украинской ССР. К., 1986. Т. 4. С. 19, 24–25; В путешествие по Сумщине: Сумы, Ахтырка, Глухов, Конотоп, Кролевец, Лебедин, Путивль, Ромны, Шостка: Путев./[В. А. Баранкин, В. А. Скакун, Г. Т. Петров и др.]. Харьков, 19842; Путивль: Путев. [Посвящается 1000-летию города]/А. В. Луговской. Харьков, 1988; Курская губ. на старой открытке/Сост.: Ю. В. Донченко. Курск, 2004. С. 156–197; Савельев Ю. Р. «Византийский стиль» в архитектуре России: 2-я пол. XIX — нач. XX в. СПб., 2005. С. 110–111; Кишкинова Е. М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. СПб., 2006. С. 117–119, 192.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

К кон. XVIII в. в связи с успешным экономическим развитием региона, нек-рыми изменениями в ставленнической практике и стабилизацией жизни приходов число клириков заметно возросло. Состав причта, особенно сельского, формировался на основе наследования. В Красноярске сложились священнические династии Потылицыных, Терских, Ошаровых, Многогрешных, Поповых и др., бывших в основном выходцами из местного казачества, посадских или крестьян. 1-я пол. XIX в. Свято-Троицкий собор в Канске. 1797–1804. Фотография. Нач. ХХ в. Свято-Троицкий собор в Канске. 1797–1804. Фотография. Нач. ХХ в. Хозяйственно-экономическое развитие городов на территории Красноярского у. и их рост в 1-й пол. XIX в. сопровождались возведением каменных храмов различной функциональности. В Канске на месте деревянной церкви в 1800-1804 гг. был возведен в формах классицизма енисейскими мастерами А. П. Казаретиным и А. И. Малетиным 3-престольный Спасский (ныне - Свято-Троицкий) собор. Каменное храмостроительство в Ачинске началось с постройки в 1802 г. 3-престольной соборной Троицкой ц. (не сохр.). Разрешение на строительство новых храмов давалось Святейшим Синодом с учетом количества уже имевшихся церквей, дворов и числа жителей. В 1804 - 20-х гг. XIX в. в Красноярске с разрешения свт. Варлаама I (Петрова-Лавровского) была построена каменная 2-этажная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом во имя ап. Иоанна Богослова. Проектные планы церкви составили Г. Бусыгин и А. Поспелов. До 1812 г. строительством руководил иркутский каменных дел мастер И. Прохоров, затем зодчий И. И. Огрысков. В ходе строительства был добавлен 3-й придел во имя св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского , небесного покровителя имп. Александра I Павловича ; для этого сооружен 3-й этаж над трапезной, причем алтарь придельного храма в виде хоров выходил в подкупольное пространство храма Иоанна Богослова на 2-м этаже. 20 мая 1813 г. освящен главный храм, 25 авг. 1821 г.- верхний придел во имя св. блгв. кн. Александра Невского, 24 сент. 1823 г.- придел во имя ап. Иоанна Богослова. Красноярцами Е. Т. Ушаковым и Ф. М. Быкасовым были заложены 17 апр. 1859 г. юж. придельный храм во имя преподобных Зосимы и Савватия, сев. ризница и Иверская часовня. Над сооружением и росписью иконостаса храма во имя св. блгв. кн. Александра Невского работали енисейский резчик Е. Р. Попов и выдающийся представитель енисейско-красноярской иконописной школы уроженец Абаканского острога иконописец и позолотчик М. М. Хозяинов. В убранстве верхнего придела отчетливо присутствовала тема победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Имп. Александр I пожаловал в 1820 г. в дар Благовещенскому приходу образ Александра Невского работы А. Егорова (восстановлен в 2000-х гг.).

http://pravenc.ru/text/2458967.html

неффоржевский проект собора ( Neufforge. Т. 7. Р. 434). Храм в Виноградове был обобщенно повторен в треугольной московской ц. вмч. Георгия на Всполье (1779-1788, не сохр.), также безосновательно приписанной Баженову и имеющей немало копий в провинции, в частности в Ярославской и Костромской областях, напр.: Казанская ц. в с. Иванкове (Угличского р-на Ярославской обл., 1802); Воскресенская ц. в урочище Валуеве близ дер. Повалихино (Чухломского р-на Костромской обл., 1803-1808) и др. Треугольная или трехосно-центрическая форма плана в разных вариациях была использована К. в таких проектах, как проекты Сената и ц. во имя святых Космы и Дамиана на Маросейке. Петровский дворец в Москве. 1775–1783 г. Архит. М. Ф. Казаков. Фотография. 2009 г. Петровский дворец в Москве. 1775–1783 г. Архит. М. Ф. Казаков. Фотография. 2009 г. К 1774 г. относится первая крупная самостоятельная работа К.- постройка временного Пречистенского дворца для имп. Екатерины II. Поскольку московские дворцы находились в неудовлетворительном состоянии, было принято решение для пребывания императрицы в Москве (в связи с празднованием в 1775 Кючюк-Кайнарджийского мира) приспособить под дворец жилые дома кн. М. М. Голицына (ул. Волхонка, 14) и кн. В. С. Долгорукова (ул. Волхонка, 16). Строительство было поручено ЭКС, рекомендовавшей К. Зодчий виртуозно справился с задачей соединения разновременных построек в единый комплекс зданий. Строительство было выполнено в рекордно короткие сроки (сент.-дек. 1774). В помощь К. были командированы опытный архит. К. И. Бланк (он создал подвесную конструкцию перекрытия тронного зала), 4 ученика и 4 помощника архитектора. Дворец состоял из неск. частей. Два каменных дома (оба в глубине квартала), в одном из к-рых разместилась императрица, в другом - наследник, были соединены крупным деревянным объемом (по линии улицы) с парадными залами и церковью. Сохранились подписные чертежи К.: план и разрез дворца, а также интерьер церкви. В основе композиции небольшого пространства лежала полукруглая колоннада за алтарем (наподобие деамбулатория), сочетающаяся с триумфальной аркой, фланкированной колоннами.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

Активно шло монастырское строительство, обновлялись старые мон-ри, в т. ч. Николо-Угрешский (полностью перестроен в XIX в.). Саввин Сторожевский мон-рь Звенигорода был обнесен каменными стенами с башнями (1650-1654); внутри воздвигли величественную звонницу с трапезными палатами (1652-1654), которая своей живописной композицией из 4 шатров напоминает Успенскую звонницу с Филаретовой пристройкой в Московском Кремле (1624), а также царский дворец и царицыны палаты (1651-1652). Важным событием эпохи стало основание патриархом Никоном Новоиерусалимского Воскресенского монастыря на р. Истре (1656). Программный ансамбль (из-за опалы патриарха строился с перерывами в 3 этапа: в 1658-1666, 1679-1685 и 1690-1697) копирует сакральную топографию Св. земли и архитектуру храма Гроба Господня в Иерусалиме. Стилистически более ранние постройки ансамбля выдержаны в духе узорочья, а более поздние - в формах нарышкинского стиля. Грандиозный Воскресенский собор (1658-1685) соединяет в себе шатровую ротонду храма Гроба Господня (высота ок. 60 м) над кувуклией (первоначальный каменный шатер рухнул в 1723 и был заменен деревянным в сер. XVIII в.) и многоглавое здание (длина более 100 м) с крещатым купольным ядром, асимметрично поставленной с южной стороны 7-ярусной колокольней (высота 60 м) и подземной ц. равноапостольных Константина и Елены на востоке. В этом самом крупном в России сооружении своего времени впервые появилась тема храма-ротонды, а также воплотились передовые достижения архитектуры и декоративного искусства: идея соединения центрического и продольного зданий, ордерный декор, крупные окна европ. образца, изразцовые украшения фасадов и проч. ( Некрасов. 1937; Баталов А. Л., Вятчанина Т. Н. Об идейном значении и интерпретации Иерусалимского образца в рус. архитектуре XVI-XVII вв.//Архит. наследство. 1988. Вып. 36. С. 22-42). Целостный образ ансамбля с живописной планировкой и причудливым силуэтом шатровых башен восходит к иконографии Московского Кремля, перестроенного в тот же период. В Гефсиманском саду, рядом с мон-рем, были выстроены: скит патриарха Никона, соединяющий в живописной композиции храм и жилые покои, и шатровая Елеонская часовня (не сохр.). В то же время велись работы в древнем Иосифовом Волоколамском мон-ре: были возведены стены и шатровые башни (1677-1688 гг. по проекту 1645 г., мастер Иван Неверов) и надвратная ц. Петра и Павла (1679, зодчий Трофим Игнатьев) с ложным пятиглавием на горке кокошников.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010