Богородицы в Белозерске. 1552–1553 гг. Хромолитография. 1859 г. (РГБ) В 80-х гг. XVI в. продолжалось каменное строительство в Кирилловом Белозерском и Спасо-Прилуцком мон-рях. Среди немногих памятников годуновской эпохи - 4-ярусная колокольня Корнилиева Комельского мон-ря (1598-1604, зодчий инок Матвей, не сохр.), возможно одна из первых увенчанная шатром, с поясом кокошников в основании. Первым каменным храмом Вологды, его главной святыней и градостроительной доминантой стал собор в честь Св. Софии, Премудрости Божией. В 1568 г. Иоанн Грозный «повелел соборную церковь Софийскую во имя успения пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому и сделаша в 2 года» (ПСРЛ. Т. 37. С. 196). Возведение собора как главного здания предполагаемой опричной столицы и резиденции государя («Насон-города», поскольку в день закладки города, 28 апр. 1566, праздновалась память апостолов Иасона и Сосипатра) определило и перенесение в город епархиального управления. В 1570 г. строительство было приостановлено (предание связывает это с неудачной инспекцией работ Иоанном Грозным, когда ему на голову из свода упал кирпич). Лишь в царствование Феодора Иоанновича свт. Антонием, еп. Вологодским и Великопермским, был освящен придел во имя св. Иоанна Предтечи (1587), а вскоре и главный престол. Храм, пострадавший в Смутное время (1612), был восстановлен, и в 1613 г. повторно освящены оба престола; в 1621-1622 гг. установлен новый иконостас. К моменту завершения ремонтных работ, в 1627 г., это был 3-престольный 5-главый храм (3-й престол был освящен во имя вмч. Феодора Стратилата). Собор Св. Софии возводился по образу Успенского в Московском Кремле, но с учетом новгородских традиций. Большую строгость придает храму отсутствие декора, стены разделены лишь узкими пилястрами, 3 алтарные апсиды - полуколоннами, фасады завершены закомарами. Пятиглавие на цилиндрических барабанах смещено на восток. Высота от фундамента до верха креста средней главы - 59,6 м. Крестовые своды поддерживаются шестью 4-гранными столпами.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Историография Собора 1598 года представляет собой довольно обширный литературный массив. Эта тема затрагивалась уже в трудах первого российского историографа В.Татищева. В 1774 году Навроцкий впервые опубликовал в университетской типографии Н.И.Новикова один из списков Утвержденной грамоты 1598 года, с уточнениями и исправлениями переизданный в седьмой части «Древней Российской Вифлиофики» в 1788 году(5). Из историков конца восемнадцатого столетия на Собор 1598 года и Утвержденную соборную грамоту обратил достаточно пристальное внимание выдающийся русский историк князь М.М.Щербатов(6). В следующем столетии интерес к этому событию и явлению государственно-церковной жизни Руси только возрастал. Ему уделил внимание Н.М.Карамзин. Правда, в отличие от князя М.М.Щербатова, он пользовался другим списком Утвержденной грамоты. Этот список позже - в 1836 году - был опубликован Археографической экспедицией при Императорской Академии наук. Тогда во втором томе «Актов, собранных в библиотеках и архивах Российской Империи» было опубликовано уже десять документов, имеющих прямое отношение к Московскому Собору 1598 года(7) и в том числе Утвержденная грамота иной редакции, чем публикация 1774-1788 годов. О Соборе 1598 года писали русские историографы и мыслители П.В.Павлов, С.М.Соловьев, К.С.Аксаков, И.Д.Беляев, Н.П.Загоскин, В.Н.Латкин, Н.И.Костомаров. Все они пользовались публикацией соборных документов 1836 года. Но эта тема ограничивалась беглой описательностью самого события и самыми общими политическими оценками, порою огульными и несправедливыми. Впервые достаточно детальное рассмотрение Утвержденной Грамоты 1598 года было осуществлено В.О.Ключевским(8). Ученый сосредоточил свое научное внимание на качественном составе участников Собора 1598 года, подробно разобрал его и достаточно убедительно опроверг суждения ряда историографов(9), утверждавших, что этот Собор был политически ангажирован, специально подобран, имел лишь форму Собора по названию, а не был таковым по сути. Те или иные положения о Соборе 1598 года, установленные В.О.Ключевским, рассматривались или оспаривались последующими российскими и потом советскими историографами(10), но дальнейшего детального исследования документов Собора 1598 года почти восемьдесят лет после труда В.О.Ключевского не было.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

В трудах последних лет он анализировал вопросы охраны памятников и строительного законодательства (К вопросу о Строительном Уставе//Зодчий. 1874. 1/2. С. 4-5; Сохранение древнерус. памятников//Там же. 1874. 12. С. 156-157; К проекту МАО по сохранению памятников//Тр. 1-го Археол. съезда в Москве. М., 1871. Т. 2. С. 60), градостроительные последствия «строительной горячки» в Москве и деятельность архитекторов-современников (Строительная деятельность Москвы//Зодчий. 1876. 4. С. 39-41); описывал памятники древней столицы и Подмосковья (Московские древности: Звенигородский Успенский собор//ВОДИ. 1874. Вып. 1/3. Смесь. С. 14-16; Ц. Грузинской Божией Матери в Москве//Зодчий. 1877. 9/10. С. 87-88). Семьи Д. не имел; скончался скоропостижно; погребен рядом с отцом на Ваганьковском кладбище, надгробие к-рому в рус. стиле было выполнено по проекту Д. Соч.: Заметка о медных гривнах XII в.//Древности: Тр. МАО. 1874. Т. 4. Вып. 1. С. 74-76; По вопросу архитектуры XII в. в Суздальском княжестве//Тр. 1-го Археол. съезда. М., 1871. Т. 1. С. 277; Кадила//Зодчий. 1874. 1/2. С. 9; Трехглавые церкви//Там же. 11. С. 139; Назначение голосников//Там же. 1875. 7/8. С. 88-89; Ростовские изразцы//ВОДИ. 1875. Вып. 6/10. Смесь. С. 49-50; Обзор рус. орнамента//Зодчий. 1876. 7. С. 77-78; 10/12. С. 107-108; 1877. 9/10. С. 77-78; Борисоглебский собор в г. Старице//Там же. 1878. 3. С. 27; Колокольни//Там же. 1879. 1. С. 33-34. Арх.: РГИА. Ф. 789. Оп. 14 «Д». Д. 2; РНБ ОР. Ф. 708 (Собко). Д. 863. Л. 1-4. Лит.: Даль Л. В.//Зодчий: Воскр. приб. 1878. Вып. 13. С. 67; Заседание С.-Петербургского об-ва архитекторов//Там же. Вып. 17/18. С. 88-89; Петров П. Н. Л. В. Даль (1834-1878)//ИИАО. 1880. Т. 9. Вып. 4. Стб. 411-415; [Ялозо А. А. ]. Памяти Л. В. Даля//Зодчий. 1881. 11. С. 83-85; 12. С. 93-95; Султанов Н. В. Успехи рус. худож. археологии в царствование имп. Александра II//Вестн. изящных искусств. СПб., 1885. Т. 3. Вып. 3. С. 225-239; Снежицкий И. , диак. Нижегородский ярмарочный Александро-Невский собор.

http://pravenc.ru/text/168672.html

в Елгомском погосте, 1643, не сохр.); крещатые шатровые храмы (Вознесенская ц. в дер. Пияла, 1651; Успенская ц. в с. Варзуга и др.); шатровые храмы типа восьмерик от пошвы с прирубами (Никольская ц. в с. Панилове (ныне дер. Карьеры Нижние), XVII в., не сохр.; Владимирская ц. в Белой Слуде (ныне дер. Б. Слудка), 1642, не сохр.) и др. В это время распространяется и значительно более сложный тип шатровой постройки - восьмерик на четверике с трапезной (трапезная и сени покрыты 2-скатной кровлей, восьмерик на четверике имеет шатровое завершение, алтарь обычно перекрыт бочкой). Наиболее ранний памятник этого типа - Никольская ц. в Троицком Муезерском мон-ре (1602). В течение XVII в. в Обонежье, Каргополье и на Сев. Двине строятся десятки храмов, имеющих подобную структуру. Возможно, еще в XVII в. на новгородских землях появились и многошатровые храмы (Воскресенская ц. в с. Сельце на р. Емце (ныне дер. Погост), 1673, не сохр.). Значительное распространение шатровых храмов на Новгородской земле, прежде всего на Рус. Севере, не находит аналогий в каменной архитектуре Новгорода XVII в., где подобные формы завершения храмов неизвестны. С сер. XVII в. строили церкви кубоватого типа, в основном распространившиеся в районе Беломорья (Пятницкая ц. в с. Шуерецком, 1666, не сохр.; Климентовская ц. в дер. Пияла, 1685, не сохр., и др.), а также многоглавые храмы (9-главая Ильинская ц. в с. Чухчерьма, 1657, не сохр.; собор арх. Михаила в Шенкурске, 1681, не сохр., и др.). Образцами для этих церквей были каменные многоглавые постройки. Уже в нач. XVII в. сформировалась мощная обонежская региональная традиция деревянного храмостроительства: в 1600 г. построен Петропавловский собор в Повенце, в 1605 г.- ц. Богоявления в Чёлмужах. После Смуты строительная история отмечена возведением церквей Флора и Лавра в Мегреге (1613) и Петра и Павла на Лычном о-ве (1620). В Присвирье одновременно в 1630 г. возводятся Никольская ц. на о-ве Брусно, Воскресенская в Важинах и Никольская в Олонце. Постройкой в 1634 г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

24 на обороне in margine. Тут были церкви, трапеза, кельи и ограда. На построение монастыря делались вклады, как сказано в том же памятнике (стр. 19): А дачи князя Терентия Васильевича Мышецкаго к преп. отцам Сергию и Герману Валаамским чудотворцам пять рублев московским числом, премых без приписи на строение на колокольню. Из жития св. Александра Свирского видно, что кельи построены были довольно удобно, что каждая имела предсение и что, сверх всего, для приходящих в монастырь существовала вне монастырской ограды гостиница. Но шведы не давали покоя Валаамской обители и после нового ее устроения. Монастырь состоял под владычеством царей русских, и в ограждение своих прав получал от них жалованные грамоты, которые будут приведены ниже. Но в XVI ст. беспокойные шведы опять завели войны с Россией, и при сем удобном случае не забыли о св. Валаамской обители. Так в 1578 г. 20 февраля, в фанатической ревности о распространении лютеранства, преследуя православных карел, они напали на Валаамский монастырь: 18 человек достоблаженных и благочестивых старцев и 16 послушников мученически истреблены были мечем их за твердость в православной вере. Святые имена их доселе молитвенно произносятся в монастырском помяннике. Вот эти имена: священноинок Тит, инок Тихон, бывший схимником инок Геласий, инок Варлаам, инок Сергий, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, и слуги-послушники: Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Иоанн, Феодор и Иоанн. Столько пролито невинной крови мирных братий за твердость в вере православной! В настоящее время, в день мученичества их, 20 февраля, ежегодно совершается божественная о вечном покое их литургия, с которой, сверх того, поется и соборная панихида. В 1581 г. Господь Бог послал на иноков новое испытание, приготовляя их к перенесению грядущих от врагов более тяжких бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нельзя не пожалеть, что время не сохранило для нас мученических актов страдальцев за веру; но святые имена их доселе молитвенно произносятся в монастырском помяннике, и кто из нас не захотел бы знать их? Вот эти имена: священноинок Тит, инок Тихон, бывший схимником инок Геласий, инок Варлаам, инок Сергий, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, и слуги-послушники: Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василей, Иоанн, Феодор и Иоанн. Столько пролито невинной крови мирных братий за твёрдость в вере православной! В настоящее время, по благословению игумена Дамаскина, в день мученичества их, 20 Февраля, ежегодно совершается божественная о вечном покое их литургия, с которою, сверх того, поётся и соборная панихида. В 1581 году Господь Бог дослал на иноков Своё испытание, приготовляя их к перенесению грядущих от врагов более тяжких бедствий. На острове открылся мор, жертвою которого сделались 37 старцев и 47 послушников. Вскоре после сего несчастия, пламя войны сожгло и самую обитель: церкви, трапезу, келлии и ограду. Иноки одни вместе с настоятелем скрылись в дебрях монастырских, другие поселились в Антониевом Дымском монастыре. Скрывшиеся на Валааме, по миновании опасностей, построили на горах свои кущи и жили в них. Они вели здесь скитский образ жизни, который уже известен был до того времени на Валааме. Переселившиеся же в Дымский монастырь сохраняли устав Валаамского общежития. Этот устав стали было нарушать некоторые из старших братий. Дело дошло до Новгородского владыки: Валаамские старцы не могли снести нарушения древних своих установлений. Новгородский митрополит Варлаам от 23 мая 1502 года утвердил исполнение устава во всей его силе. Разорение Валаамской обители в последний раз произошло также от Шведов, с которыми потом, 18 мая 1595 года, заключен был мир. По договору России была возвращена вся её древняя Новгородская собственность, где наши братия и церкви, по выражению росийскаго историографа: „тосковали под властию чуждых завоевателей”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 октября 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Августина и диакона Бориса к трем годам заключения в концлагерь. Преосвященный Августин был отправлен в концлагерь недалеко от станции Лодейное Поле Ленинградской области. Послушник епископа диакон Борис был отправлен в другой концлагерь, также недалеко от станции Лодейное Поле, и в заключении скончался. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Преподобномученики Валаамской обители (память 20 февраля по старому стилю) В течении своей многовековой истории Валаамская обитель, находившаяся близ границы владений Великого Новгорода со Швецией, неоднократно разорялась шведами. При короле Густаве Ваза (1523–1560 гг.) в Швеции была проведена Реформация. Во времена правления его сына Иоанна III, военный отряд из новообращённых лютеран — которые, по словам святого Игнатия (Брянчанинова),«пылали ещё фанатическим пристрастием к своей лишь родившейся вере» — преследуя православных корел, по льду перешел с материка на остров и напал на монастырь. 20 февраля 1578 года 18 достоблаженных старцев и 16 послушников были мученически истреблены за твёрдость в православной вере. Их имена с пометой»побиты от Немец на Валааме старцев и слуг»были внесены в синодик, оказавшийся впоследствии в Васильевском монастыре: священноинок Тит, схимонах Тихон, инок Геласий, инок Серий, инок Варлаам, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, послушники Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн. Нападения шведов продолжались. На Валааме нет камня, который не был запечатлён кровью подвижническою. В XIX веке один из валаамских иноков близ пустыни игумена Назария сподобился видения неведомых черноризцев:«они шествовали в два ряда из залитой солнечным светом зелёной рощи и пели древним знаменным распевом погребальные молитвословия. Шли они сложив руки на груди, образом же были пресветлы и очи имели кротости несказанной. Только когда шествие приблизилось к монаху, он увидел, что все черноризцы обрызганы кровью и покрыты ранами. Там, где прошли они, трава оказалась не помятой. Они исчезли так же, как и явились, в зелёной чаще, причём тихие отголоски погребального напева долго носились в воздухе».

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

12 свт. Тарасию К-польскому, 25 февр., 4-го гласа; акростих: Χα γεραρω Ταρσιον τν μγαν (Радуясь, славлю Тарасия великого); 2-я песнь выпала, богородичен 9-й песни заключает общий акростих (канон сохр. только в греч. Минее). 13 прп. Герасиму Иорданскому, 4 марта, 4-го гласа; каждый 1-й тропарь посвящен не святому, а Великому посту (канон сохр. только в греч. Минее). 14 мч. Савину, 16 марта, 4-го гласа, также с посвященными Великому посту первыми тропарями каждой песни (канон сохр. только в греч. Минее). 15 свт. Марку Аретузийскому, диак. Кириллу и иже с ними, 29 марта, 1-го гласа (сохр. только в греч. Минее). 16 сщмч. Артемону, 13 апр., 4-го гласа с алфавитным акростихом (канон сохр. только в слав. Минее). 17 мц. Гликерии, 13 мая, 2-го гласа (сохр. только в греч. Минее, акростих в богородичнах полностью не выдержан). 18 на Рождество Иоанна Предтечи, 24 июня, 4-го гласа; акростих: Κο νς Χ ρς ρδρομον φη π (Общей радости Предтечу восхваляю любовию) (канон сохр. только в греч. Минее, из каждой песни исключено по 1 тропарю). 19 на перенесение мощей сщмч. Фоки, 22 июля, 4-го гласа (канон сохранился только в греч. Минее, в 4-й и 7-й песнях исключено по 1 тропарю, богородичны 6-й и 7-й песней выпадают из акростиха). 20 на положение пояса Богоматери, 31 авг., 4-го гласа; метрический акростих сохранился лишь частично (часть тропарей утрачена): Λιτα σχν Παρθνε (...силу, Дево); акростих в богородичнах 3, 5, 8 и 9-й песней содержит имя автора: ω γ υυ, 2-я песнь выпала; в еще более урезанном виде - по 3 тропаря в каждой песни - этот канон повторен в последовании на положение ризы Богоматери во Влахерне, 2 июля. 21 в Неделю о мытаре и фарисее, 2-го гласа. 22 Богородице, 2-го гласа (опубл. в составе Нового Богородичника прп. Никодима Святогорца. Σ. 23-25). В рим. изданиях греч. богослужебных книг XVIII в. помещено еще 3 канона. 23 на положение ризы Богоматери во Влахерне, 2 июля, 4-го гласа; акростих: Τν σν πθ Δσποινα δοξζω χριν. Γεργιος (Твою благодать, Владычице, любовию прославляю. Георгий).

http://pravenc.ru/text/162173.html

Изящество храма подчеркнуто тонкими шеями глав с ажурными крестами, а также угловыми парными пилястрами, по высоте равными четверику от цоколя до карниза. Нарядность также придает широкое использование полихромных рельефных изразцов, редких для вологодского зодчества. Церковь во имя Св. Троицы в Зеленской (Рыбачьей) слободе в Тотьме. 1768–1772, 1780–1788 гг. Фотография. 2004 г. Элементы раннего барокко и древнерус. формы сочетает 2-ярусная бесстолпная ц. св. Иоанна Предтечи (1738-1740), черты нарышкинского стиля прослеживаются в Воскресенской ц. в Тотьме (1744-1749). Замечательными образцами барокко в Вологде были не сохранившиеся до наст. времени Воскресенская ц. на Ленивой площадке (1762-1763) и ц. Преображения Господня на Болоте. Основной кубический объем храмов завершали ступенчато расположенные 5 глав на 2-ярусных барабанах. Упрощенным завершением отличалась ц. свт. Леонтия Ростовского (1758, не сохр.). Изящные ярусные колокольни были завершены восьмериками с высокими фигурными шпилями. Наиболее часто в Вологде эпохи позднего барокко строились 3-частные храмы с колокольнями над притвором, основной объем к-рых, близкий к кубическому, имел ярусное завершение в виде 2 вытянутых восьмериков, увенчанных луковичной главкой, напр. церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дюдиковой пуст. (1748, не сохр.), в честь Владимирской иконы Божией Матери (1759-1764), свт. Николая на Сенной пл. (1713-1777; использованы элементы архитектуры раннего классицизма, не сохр.), Успения Пресв. Богородицы (50-е гг. XVIII в., действующая), прп. Зосимы и Савватия Соловецких (1759-1773), вмч. Екатерины во Флоровке (1776, не сохр.), Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (на Числихе), в центре княжеской части города, с шатровой колокольней (1778-1780, действующая), арх. Гавриила (1780), Богородицкая на Верхнем долу (не сохр.), Преполовения Господня в Устюжне (1800, не сохр.). Нарядный Владимирский храм, 2-светный, ярусный, с 5-гранным алтарем и небольшой трапезной, перекрытый куполом со световым восьмериком, имеет зубчатые карнизы и разорванные фронтоны наличников, соответствующие традициям XVII в., но плоские спаренные пилястры напоминают о петровском барокко. К этим памятникам была близка по архитектуре Петропавловская ц. в Новинках (1772, частично сохр.).

http://pravenc.ru/text/155162.html

Введенская церковь Спасо-Воротынского мон-ря. План по М. Т. Преображенскому Тот же тип бесстолпного 5-главого храма с 3-частным полукруглым алтарем, трапезной и колокольней с запада был распространен в усадебном строительстве. Высокий статус заказчиков обеспечивал столичный уровень архитектуры этих зданий с хорошо прорисованным сочным фасадным декором в духе т. н. московского узорочья. Такими были Преображенская ц. (1670, не сохр.) в с. Богданине (Ферзиковский р-н), построенная помещиком Ладыженским; Казанская ц. (1673, сохр. в перестроенном виде) в дер. Григоровское (Перемышльский р-н), в имении Хитрово; ц. Воскресения Господня (1674) в с. Трубине - вотчине кн. Щербатовых (Жуковский р-н). Церковь Успения (70-80-е гг. XVII в.) в дер. Рыжково (Жуковский р-н), построенная царицей Наталией Кирилловной Нарышкиной, была большого размера, с крупными деталями (пучки колонн на углах, перспективные порталы с белокаменными капителями; сохр. четверик без свода). Отдельные сельские храмы относились к др. типам: ц. Св. Троицы (1670, не сохр.) в с. Зимницы (Драгошань) (Думиничский р-н), имении стольников братьев К. А. и Р. А. Яковлевых, была 5-купольной «со средним куполом на столбах» ( Преображенский. 1891. С. 115). Сложную структуру имела ц. Св. Троицы (1684, не сохр.), возведенная думным дворянином Л. Т. Голосовым близ древнего г. Любутск (Ферзиковский р-н). По преданию, под нее приспособили круглую крепостную (?) башню с круговым обходом; храм имел крестообразную форму плана и одну главу ( Малинин. 1912, 2004. С. 164). Были храмы в виде четверика с одной главой: церкви Богоявления (1675) в с. Мыжбор Лихвинского у. (ныне Суворовского р-на Тульской обл.) и Покрова (1688) в с. Подкорье Калужского у. (ныне деревня Перемышльского р-на; обе не сохр.). Уникальным был храм-«двойня» (посл. четв. XVII в., не сохр.) в с. Долбине Лихвинского у. (ныне деревня Белёвского р-на Тульской обл.). Его составляли 2 одинаковые бесстолпные церкви с полукруглыми алтарями - во имя Св. Троицы и в честь Успения, чьи четверики образовывали единый объем, вытянутый с севера на юг, перекрытый вальмовой крышей и увенчанный 5 главами (центральная глава опиралась на общую стену 2 храмов). Каждая церковь имела дополнительный малый боковой придел, выделенный в самостоятельный одноглавый объем с апсидой; общая одностолпная трапезная была пристроена в XVIII в. ( Преображенский. 1891. С. 65-66. Табл. 18, 9).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010