Антоний IV 1389-1390, 1391-1397 Каллист II Ксанфопул 1397 Матфей I 1397-1410 Евфимий II 1410-1416 Иосиф II 1416-1439 Митрофан II 1440-1443 Григорий III Мамма 1443-1450 Афанасий II 1450-1453 Геннадий II Схоларий 1453-1456, 1458, 1462-1463 Исидор II Ксанфопул 1456-1457 Софроний I Сиропул 1463-1464 Гehhaдuй II Схоларий 1464 Иоасаф 1464, 1464-1466 Марк II 1466 Симеон I 1466, 1471-1474, 1481-1486 Дионисий I 1466-1471, 1489-1491 Рафаил I 1475-1476 Максим III 1476-1481 Нифон II 1486-1488, 1497-1498, 1502 Максим IV 1491-1497 Иоаким I 1498-1502, 1504 Пахомий I 1503-1504, 1504-1513 Феолипт I 1513-1522 Иеремия I 1522-1545 Иоанникий I 1546 Дионисий II 1546-1555 Иоасаф II 1555-1565 Митрофан III 1565-1572, 1579-1580 Иеремия II 1572-1579, 1580-1584, 1587-1595 Пахомий II 1584-1585 Феолипт II 1585-1586 Матфей II 1596, 1598-1602, 1603 Гавриил I 1596 Феофан I 1597 Неофит II 1602-1603, 1607-1612 Рафаил II 1603-1607 Тимофей 1612-1620 Кирилл I Лукарис 1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638 Григорий IV 1623 Анфим 1623 Кирилл II Контар 1633, 1635-1636, 1638-1639 Афанасий III Пателар 1634 Неофит III 1636-1637 Парфений I 1639-1644 Парфений II 1644-1646, 1648-1651 Иоанникий II 1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656 Кирилл III 1652, 1654 Паисий I 1652-1653, 1654-1655 Парфений III 1656-1657 Гавриил II 1657 Парфений IV 1657-1662, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684 1685 Дионисий III 1662-1665 Климент 1667 Мефодий III 1668-1671 Дионисий IV Муселим 1671-1673, 1676-1679, 1682-1684, 1686-1687, 1693-1694 Герасим II 1673-1674 Афанасий IV 1679 Иаков 1679-1682, 1685-1686, 1687-1688 Каллиник II 1688, 1689-1693, 1694-1702 Неофит IV 1688 Гавриил III |
– Новосибирск: Наука, 1998. 45 . Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. – Ч. 1. – Казань: Тип. Императорского Университета, 1881. 46 . Павел Евдокимов . Православие. – М.: Библейско-богословский институт, 2002. 47 . Петр Могила . Еухологион, албо Молитвослов, или Требник. – Ч. 1–3. – Киев: Тип. Лавры, 1646. 48 . Петр Могила . Зобране короткои науки о артикулах веры. – Львов: Тип. Арсения Желиборского, 1646. 49 . Петр Могила . Православное исповедание веры. – М.: Печатный двор, 1696. 50 . Петр Могила . Собрание краткия науки, о артикоулах веры. – М.: Печатный двор, 1649. 51. Петр Могила . Собрание короткои науки о артикулах веры. – Киев: Тип. Лавры, 1645. 52 . Полуустав. – [Евье/Вильно]: Тип. братская, [ок. 1637–1640]. 53 . Псалтирь. – М.: Печатный двор, 1647. 54 . Сильвестр Косов . Дидаскадия, альбо наука котораяся первей из уст священником подавана о седми сакраментах, алболи тайнах. – Киев: тип. Лавры, 1657. 55 . Симеон Полоцкий . Беседы и некоторые переводы//ГИМ. – Син. – 289. 56 . Симеон Полоцкий . Венец веры кафолическия и Катехизис//ГИМ. – Син. – 39. 57 . Симеон Полоцкий . Венец веры кафолическия и Катехизис//ГИМ. – Син. – 286. 58 . Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV–XVII вв. Библиографические материалы. – СПб.: тип. Императорской Академии Наук, 1903. 59 . Собрании вкратце словес от Божественного Писания. – Угорцы: Павел Дом- жив-Люткович, 1618. 60 . Стефана Зизания Изложение о православной вере//Наука ку читаню, и розуменю писма словенского. – Вильно: Тип. братская, 1596. – Л. 38 об. –44 об. 61 . Требник. – Вильно: Тип. братская, 1621. 62 . Федотова М. А. Димитрий (Савич (Туптало)). Биография//Православная Энциклопедия. – Т. XV. – М., 2007. – С. 8–30. 63 . Федотова М. А. О неизданных сочинениях святителя Димитрия Ростовского: к постановке проблемы//Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. – 2014. – 1(36). – С. 47–64. 64 . Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского : исследование и тексты. |
Белехин Василий, крестьянин, 1495 г., Новгород; Якуш Белехин, крестьянин, 1564 г., Олонец Белехов Нехороший [см. Нехороший] Савельевич, 1596 г., Галич Беликовы, в середине XVI в. и позже в Зубцове; Третьяк [см. Третьяк] Иванович и его сын Аталык [см. Аталык], 1578 г., Арзамас Белины , посадские люди, 1623 г., Гороховец Белка, Белкины : Иван Федорович Белка Отяев [см. Отяй], вторая половина XV в.; от него – Белкины [см. Ерш, Шелыга] Белобок кн. Борис Васильевич Пожарский [см. Пожарские], середина XV в. Белобород, Белобородовы : Иван Белобород, московский гость, 1598 г.; от него – Белобородовы Белоглаз кн. Иван Иванович Лыков, первая половина XVI в.; от него – кн. Белоглазовы-Лыковы [см. Лыко] Белоглазье Федор Семенович Вельяминов, воевода, 1620 г. Белоголов кн. Василий Иванович Хохолков-Ростовский [см. Хохолок], конец XVI в. [см. Почечуев] Белогор Семен Борисович Алымов [см. Алымовы], 1610 г., Брянск Белогуз Михаил, крестьянин, 1593 г., Арзамас Белогузов Иван, крестьянин, 1545 г., Ярославль Белодедов Федор, крестьянин, 1496 г., Новгород Белокопытов Афанасий, крестьянин, 1610 (1625? – С. В.) г., Белев Белокрыльцев Алексей Немиров [см. Немир], 1596 г., Кострома Белолипские , вторая половина XVI в. и позже, Тула Белоутов Дмитрий Григорьевич, посадский человек, 1646 г., Казань [Ср. Белеут] Белощек Федор, посадский человек, 1539 г., Балахна Белугин Влас, крестьянин, 1610 г., Муром Белые, Белого, Белово, Беловы , XV–XVI вв., несколько фамилий Белый Волк см. Волк Бельский Афанасий Евстафьевич, 1473 г., Звенигород [см. Малюта, Скурат] Бельчак Владимирович Мокринский [см. Мокринские], 1560 г., Рязань Беляй и Беляевы – очень распространенное прозвище в XVI–XVII вв. [см. Букреев, Нахабин, Шеншин] Беляница Александрович Безобразов [см. Безобраз], начало XVI в.; у него брат – Черница [см. Черница, Марышкин] Белянка , Белянкины : Петр Константинович Белянка Савельев, 1522 г., Углич; Игнатий Васильев Белянка, 1526 г., Двина Белянка – гриб волвянка Берденевы , бояре, XV в., Новгород Бердников Андрей, крестьянин, 1627 г., Белев |
Церковнослав. язык в Б. ш. изучали по букварям Ивана Фёдорова (Острог, 1574) и Лаврентия Зизания (Наука ку читаню и разуменю писма славенскаго. Вильно, 1596). Первая грамматика церковнослав. языка вышла в Вильно в 1586 г., наиболее полной и известной была «Грамматики славенские правилное синтагма» Мелетия (Смотрицкого) (Евье, 1619; М., 1648; М., 1721). «Грамматика, албо Сложение письмени, хотящим ся учити славеньского языка малолетним отрочатом» (Вильно, 1621), написанная Мелетием (Смотрицким) на основе более раннего сочинения, представляет собой азбуку с элементами грамматики, она легла в основу азбуки В. Ф. Бурцова (М., 1634). Первым церковнославяно-рус. словарем стал «Лексис» Лаврентия Зизания (Вильно, 1596). Наиболее полным словарем (ок. 4 тыс. слов) был «Лексикон славяно-росский» Памвы Берынды (К., 1627). Греч. язык в Б. ш. преподавался по греко-слав. грамматике «Адельфотис. Грамматика доброглаголиваго еллинославенскаго языка» (Львов, 1591), составленной Арсением Элассонским на основе зап. и визант. грамматик, и по греч. грамматикам Кленарда ( Clenardus (Clenart, Kleinarts, Clenardo) N. Instutiones absolutissimae in graecam linguam. Vilnae, 1600, и др. изд.). Латынь учили по грамматикам Корнелия Валерия ( Valerius Cornelius. Grammaticarum institutionun libri 4. Antverpiae, 1565), М. Альвареса ( Alvarez M. De institutione grammatica libri 3. Vilnae, 1592, и др. изд.), Элия Доната (1-я ч.: Ars, sive editio prima de Litteris sillabisque, pedibus et tonis (Donatus major); 2-я ч.: Editio secunda de Octo partibus orationis (Donatus minor),- 1-е изд.: Краков, 1503), а также по пособию по лат. фразеологии Альда Мануция ( Manuzio A. Phrases linguae Latinae. 1579 [Facs. Repr.].- Menston: Scolar Pr., 1970 или idem. Orthographiae ratio. Venetiis: Aldus, 1561). Мелетий (Смотрицкий). «Грамматики славенския правилное синтагма». Евье, 1619 (РГБ). Титульный лист Мелетий (Смотрицкий). «Грамматики славенския правилное синтагма». Евье, 1619 (РГБ). Титульный лист Богословие преподавалось по катехизисам. Первый правосл. катехизис был издан Стефаном Зизанием в 1595 г. (не сохр.). «Катехизис, албо Вызнане веры святое соборное апостольское въсходное Церкви» (Вильно, 1600) являлся извлечением из обширного курса догматики, читавшегося в виленской школе. Использовались также «Катехизис» Лаврентия Зизания (К., 1627), сочинения правосл. полемистов, в первую очередь Захарии (Копыстенского) . Диалектика сначала преподавалась по соч. Иоанна Дамаскина, затем и по лат. пособиям. Риторика и гомилетика первоначально изучались по лат. и польск. руководствам, в 1659 г. впервые была издана «Наука, албо Способ, зложения казаний» Иоанникия (Галятовского) (впосл. неоднократно переиздавалась). Пению учили по Ирмологиям, до XVIII в. существовавшим в рукописном виде. Пособием по пиитике в какой-то мере выступало «Перло многоценное» Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) (Чернигов, 1646). |
Другой сотрудник князя К. К. Острожского, священник Василий, в 1588 г. издал в Остроге книгу «О единой истинной православной вере». Сочинение было написано с полемической целью. Ревностный защитник Православия, автор этой книги опровергал учение римско-католических богословов об исхождении Святого Духа «и от Сына» (лат. Filioque), о главенстве Папы, а от протестантов защищал древнюю традицию иконопочитания. К числу деятелей Острожской типографии относится иеромонах Киприан. Родом из Острога, он получил образование в Венеции и Падуе, жил на Святой Горе Афон, в Константинополе. Около 1600 г. он перевел с греческого языка на славянский беседы святого Иоанна Златоуста о посланиях апостола Павла. Известен также перевод иеромонаха Киприана — 50 бесед блаженного Макария Великого (391). В конце XVI в. на пользу Православия потрудились братья Зизании. Лаврентий Зизаний составил «Азбуку с кратким лексиконом» и первую церковнославянскую грамматику (1596), а Стефан Зизаний — первый учебный катихизис (Вильно, 1596; не сохранился) и «Изложение о правой вере» (1596). Полемические сочинения в XVII в. Успешное развитие богословской полемики и борьбы за чистоту Православия в XVII в. в большой степени было обязано широкой сети типографий, где в большом числе печатались полемические сочинения. Так, например, православные деятели Виленского братства по-прежнему печатали свои сочинения в типографии Свято-Духова монастыря . Но после того как типография была передана униатам, печатание православных книг в 1611 г. было перенесено в местечко Евье (40 км от Вильно) и продолжалось здесь вплоть до 1646 г. Кроме того, Виленское братство постоянно ходатайствовало о возвращении ему Виленской типографии и с 1615 г. опять начало печатать в ней православные богослужебные и другие духовные книги. В 1616 г. была учреждена типография в Могилеве , а в 1630 г. — в Кутеинском Богоявленском монастыре. В Могилеве печатание православных книг продолжалось с 1616 до 1798 г. В 1655 г. Кутеинская типография была переведена Патриархом Никоном в Валдайский Иверский монастырь. |
Уже сам список имён защитников сущностного преложения впечатляет: Георгий Корессий (ок. 1566/70 – после 1659/60) и его друг Григорий Мирмегузиан (XVII bek), Андрей Ставрин, Неофит Родин (ок. 1576/77–1659), Мелетий Сириг (1585–1663), Висарион Макрис, Александр Маврокордат, Максим Маргуний, Николай Комнин Пападопул, Димитрий Пепан (ок. 1621 – после 1696), Николай Спафарий-Милеску (ок. 1625/35–1708/14), Севаст Кименит (1630–1702), Викентий Дамод (ок. 1710–1752), Афанасий Парийский (1721–1813), архиепископ Никифор Феотокис (1731–1800) и митрополит Филадельфийский Гавриил Севир (ок. 1540/41–1616) (некоторое время жил в Венеции) 81 . В этот список мы не включили тех греческих авторов, которые получили латинское образование, а также униатов, среди которых тоже были полемисты с протестантскими евхаристическими идеями. Кроме того, в список не вошли православные авторы, которые защищали действительность сущностного литургического преложения, не используя термин μετουσωσις. На защиту пресуществления выступили патриархи: Гehhaдuй II Схоларий, Нектарий Иерусалимский (1605–1676), Досифей Иерусалимский (1641–1707), Uepeмuя II, Мелетий Пигас (1549–1601), Meфoдuй III, Napфehuй II Старец (1644–1646 и 1648–1651), Дuohucuй IV. В России православное учение о Евхаристии защищали следующие богословы: братья Лихуды – Иоанникий (ок. 1633/35–1717) и Софроний (1652/57–1730), Паисий Лигарид (ок. 1609–1678), святитель Петр Могила (1596–1646), патриарх Иоаким (1674–1690). Взгляды Лукариса были осуждены следующими Соборами: Константинопольским 1638 года, Киевским 1640 года, Ясским 1642 года, Константинопольским 1672 года, Иерусалимским 1672 года, Константинопольским 1691 года 82 . На Соборе 1691 года протестантские евхаристические доктрины и все, кто впредь будут их сторонниками, преданы анафеме. В XVIII beke эта анафема была внесена в Синодик Недели Торжества Православия. К примеру, в Архангельском чине Торжества Православия сказано: «Неверующий, яко в тайне Евхаристии Святой, или Причащения, хлеб квасный пшеничный в Тело Христово, вино же лозное в Кровь Христову действием Святого Духа претворяются и пресуществуются, кроме видов. И яко по пресуществении под видами хлеба и вина истинное есть Тело Христово и истинная Кровь Христова. И Сам Христос Господь истинно существенно и вещественно в тайне сей пребывает, яко Агнец за грехи мира Таинственне закалаемый и в Жертву Богу Отцу приносимый. Того ради Хлеб святый в сей тайне Агнец и нарицается. Сему Таинству неверующий и Боголепной чести, яко Самому Богу не воздающий и не покланяющиеся, анафема» 83 . |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Д. Папеброх. Гравюра. 1715 г. [Папеброхий; лат. Papebroch, Papebrochius; наст. имя - Даниель ван Папенбрук (van Papenbroeck)] Даниил (17.03.1628, Антверпен, Испанские Нидерланды - 28.06.1714, там же), пресв., иезуит, член Общества болландистов , церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии. Старший сын Лаурейса ван Папенбрука († 1661) и Марии Марисхаль († 1673). Предки П. по отцовской линии жили в Антверпене с нач. XVI в., первоначально занимались плотницким ремеслом. Отец П. служил клерком в городском управлении, увлекался литературой, был известным в Антверпене поэтом ( Kieckens. 1891). У П. было 6 братьев и 4 сестры, 5 из детей умерли в младенчестве. Три выживших младших брата П. тоже стали иезуитами ( Baesten. 1891). Начальное образование П. получил в иезуитской коллегии в Антверпене (1636-1644), затем изучал философию в коллегии в Дуэ (1644-1646). В молодости познакомился с жившим с 1630 г. в Антверпене Иоанном Болландом (1596-1665), под влиянием к-рого решил вступить в орден иезуитов . 23 окт. 1646 г. был принят в новициат коллегии в Турне, позднее продолжил обучение в коллегиях Мехелена, Брюгге и Лувена, где начал заниматься теологией. В 1658 г. рукоположен во пресвитера. С 1659 г. преподавал философию в коллегии Антверпена, вскоре стал одним из сотрудников Болланда, работавшего над публикацией агиографического собрания «Acta Sanctorum» . После издания первых томов этого собрания папа Римский Александр VII (1655-1667), знавший Болланда со времен службы нунцием в Кёльне (1639-1651), пригласил его в Рим для сбора материалов в б-ках и архивах. Болланд отказался от поездки из-за преклонного возраста, послав вместо себя своих сотрудников - Готфрида Хеншена (Геншения) (1601-1681) и П. Обстоятельства их длительного путешествия реконструируются достаточно полно благодаря сохранившимся дневникам П. ( Kindermann. 2002; Idem. 2016; Daub. 2010; Eadem. |
Дионисий I (вторично) 1490–1492. Максим III 1493–1499. Нифонт II (втор.) 1499–1500. Иоаким I 1500–1504. Пахомий I 1504–1505. Иоаким I (втор.) 1505–1506. Пахомий I (втор.) 1506–1511. Феолепт I 1511–1520. Иеремия I 1520–1523. Иоанникий I, незаконно избранный и скоро низложенный. Иеремия I (втор.) 1523–1548. Дионисий II 1543–1551. Иоасаф II 1551–1565. Митрофан III 1565–1572. Иеремия II 1522–1579. Митрофан III (вторично) 1579–1580. Иеремия II (втор.) 1580–1584. Пахомий II 1584–1585. Феолепт II 1585–1586. Иеремия II (третично) 1589–1594. Матфей II 17–19 дней. Гавриил I 5–6 мес. † 1595. Феофан 6–7 месяцев. Мелетий Александрийский около года. Матфей II (втор. 1596–1600. Неофит II 1600–1601. Матфей II (третично) 15 дней. Рафаил II 5½ лет, изгнан в 1608 г. Неофит II (втор.) 1608–1613. Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613–1614. Тимофей II 1614–1621. Кирилл I Лукарис 1621–1623. Григорий IV 73 дня. Анфим II 60–70 дней. Кирилл I (втор.) 1624–1632. Кирилл II Контарь 6–7 дней. Кирилл I (трет.) 1632–1633. Афанасий III Пателярий 30–40 дней. Кирилл I (в 4-й раз) 1633–1634. Афанасий III (втор.) 1634–1635. Кирилл II (вторично) 1635–1636. Неофит III 1636–1637. Кирилл I (в 5-й раз) 1637–1638. Кирилл II (в 3-й раз) 1638–1639. Парфений I 1639–1644. Парфений II 1644–1646. Иоанникий II 1646–1647. Парфений (втор.) 1647–1650. Иоанникий II (втор.) 1650–1651. Кирилл III 20 дней. Афанасий III (в 3-й раз) 15 дней († 1654 г. в России, мощи в Лубнах). Паисий 1 год и 9 дней. Иоанникий II (в 3-й раз) 1653–1655. Кирилл III (втор.) 15 дней. Паисий (втор.) 11 месяцев. Парфений III 1656–1657. Гавриил II 12 дней. Парфений IV 1657–1660. Дионисий III 1660–1665. Парфений IV (втор.) 1665–1668. Климент 1668–1669. Мефодий III 1669–1671. Парфений IV (в 3-й раз) 1671–1672. Дионисий IV 1672–1678. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (в 4-й раз) 1675–1676. Дионисий IV (втор.) 1676–1679. Афанасий V 12–14 дней. Иаков 1679–1682 . Дионисий IV (в 3-й раз) 1682–1684. Парфений IV (в 5-й раз) 1684–1685. Иаков (вторично) 1685–1686. |
Довольно примечателен тот факт, что, критикуя православного Патриарха, пусть и в отставке, за использование книги униата, сам св. Никодим без всякого колебания цитирует, ссылается и рекомендует для постоянного чтения книгу «Поучение духовнику» (Il confessore istruito) – труд проповедника-иезуита Paolo Segneri . Но использовал он не итальянский оригинал, а греческий перевод Эммануила Романитиса « μετανον διδασκμενος». Из трех частей «Руководства» св. Никодима первая и третья, обращенные соответственно к духовнику и кающемуся, базируются на трудах Paolo Segneri «Il confessore istruito» и «Il penitente istruito» . Преподобный Никодим подвергает разрушительной критике указание Неофита Родина о чтении разрешительной молитвы от первого лица. Никодим цитирует его следующим образом: «Я отпускаю тебе исповеданные грехи» . Святогорец приводит слова Златоуста, что даже пророк Нафан не дерзал сказать Давиду: «Я прощаю тебе», но «Господь снял с тебя грех твой». На этом фоне возникает вопрос: какой была бы реакция преподобного подвижника, если бы он узнал, что похожими словами Русская Церковь уже много лет завершает исповедь: «И аз, недостойный иерей (имя рек) прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих». Надо признать правоту суждений афонского подвижника. Ни в одной традиционной разрешительной молитве нет отпущения грехов от первого лица. Духовник лишь просит Господа простить грехи кающегося. Известно, что разрешительная молитва в приведенном выше виде пришла к нам как раз через требник святителя Петра (Могилы), митрополита Киевского (1596–1646) . Восточные же чины исповеди сохранили более традиционный текст. Литература: Citterio 932 Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Издание Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря. Малоярославец, 2006, с. 76. Каллиник III был смещен с патриаршего престола в 1757 году, а «Руководство» увидело свет в Венеции лишь в 1794. Podskalsky G. Евхологион албо молитвослов, или требник. Имеяй в себе церковная различная последования, иереом подобающая. Киев, 1646. |
Творения: С именем Макария связано издание «Великих Миней Четий» и «Степенной книги». Над изданием Минеи Макарий работал 12 лет в Новгороде и в 1541 г. список его подарил Софийскому собору. В 1552 г. был закончен перепиской более полный список, внесенный Макарием в Успенский собор; он состоит из 12 книг. На 1300 житий русских произведений приходилось только 39, похвальных слов только – 25. «Степенная книга» дает биографии представителей светской и духовной власти и старается утвердить в понятиях общества то высокое преставление о царской власти, которое сложилось в 16 в., она является сборником статей агиобиографического содержания и очень напоминает Четьи-Минеи. Макарий окончательно утвердил в нашей агиографической письменности то направление, которое возникло еще в 16 в., когда на первый план слагатели житий стали выдвигать нравственное назидание читателя, господствовало витиеватое «плетение словес», народный язык вытесняется церковно-славянским. Из литературных произведений, написанных самим Макарием, сохранилось одно поучение, три слова, четыре послания и одна грамота. § 33. Святитель Петр Могила, митрополит Киевский (1596/97 – 1646) Родился ок. 1596/97 г. отец его был сперва господарем Валахии, потом Молдавии. В 1612 семье Петра пришлось бежать в Польшу, где у них была сильная поддержка. В Львовском братском училище Петр получил образование в строгом православном духе, решительно враждебном унии. Он закончил свое образование за границей, где слушал лекции в разных университетах. Языками греческим и латинским он владел в совершенстве. Сначала он был военным, но впоследствии решил принять духовный сан. В 1627 г. он был избран киево-печерским архимандритом. Во время архимандритства Петра и под его руководством в 1628 г. состоялось осуждение «Апологии» Мелетия Смотрицкого. Петр утроил при Киевской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631 г.). В 1632 г., при избрании королем польским Владислава IV, представителем киевлян в Варшаве был Петр. Он выхлопотал признание легального существования православной церкви наряду с униатской. Митрополит киевский Исаия Копинский был признан лишенным сана, а на его место был выбран Петр. Он приступил к отобранию от униатов монастырей и церквей, в том числе Софийского собора и Выдубецкого монастыря. Он восстановил и устроил старинную церковь св. Владимира на Берестове. В 1635 г. были отрыты и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства на восстановление церквей и монастырей Петр брал отовсюду: от лавры, из собственного имущества, из пожертвований, а так же обращался к московскому царю. Особое внимание Петр уделял на Киево-братскую школу, называемую Могилянской. Преподаватели били при Петре на вершине своего призвания; профессора, прежде чем приступить к преподаванию, посылались для учения за границу. Однако много огорчений доставлял Петру киевский воевода, ярый католик Ян Тышкевич. |
| |