Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРАДИ [португ. Andrade] Антонью ди (1580, Олейруш, пров. Бейра-Байша, Португалия - 19.03. 1634, Гоа, Индия), миссионер-иезуит, вступил в орден иезуитов 16 дек. 1596 г. в г. Коимбра, где проходил обучение. Завершил его в Индии, куда был направлен в 1600 г. Начинал свое миссионерское служение на о. Солсетт, затем продолжил его в качестве ректора иезуитских коллегий в Рахоле и св. Павла в Гоа. Будучи инспектором и одновременно настоятелем миссий в Агре, решил проверить достоверность сведений о существовании христ. общин в р-не оз. Манасаровар в Тибете. В марте 1624 г. выехал в Дели в составе свиты Великого Могола и далее вместе с группой индусов-паломников, направлявшихся через г. Сринагар к священной горе Бадринатх, первым из европейцев достиг Гималаев. При поддержке князя обл. Цзан в 1625 г. основал христ. миссию в обл. Гуге, в г. Цзабран (Чапран, о городе известно лишь то, что он был расположен на 79° 40 ¢ вост. долготы). В 1627 г. по инициативе А. иезуитами был открыт миссионерский стан в Рудоке, в 200 км от Цзабрана. Христ. миссии приобрели известность и среди правителей соседних с Гуге областей, и нек-рые из них изъявили желание посетить их. По результатам своих поездок в Тибет А. написал рапорты на имя генерала ордена М. Вителлески, к-рые были изданы в переводе на 5 европ. языков. Миссия А. в Тибете не получила дальнейшего развития в связи с процессом объединения Тибета под властью Далай-ламы и гонениями на христиан в 30-х гг. XVII в. В 1630 г. А. был призван обратно в Индию и в следующем году получил должность провинциала иезуитского ордена в Гоа. В 1634 г. он был назначен инспектором миссий в Японии и Китае. Вскоре после получения этого назначения был отравлен одним из своих соотечественников. Соч.: Novo descobrimento do Gram Cathayo, ou Reinos de Tibet, pello padre Antonio de Andrade da Companhia de Jesu, portugues, no anno de 1624. Lisboã, 1626; Lettere annue del Tibet del 1626 et della Cina del 1624. R., 1628; Lettere dell " Ethiopia dell " anno 1626 sino al Marzo del 1627, е della Cina dell " anno 1625 sino al Febraro del 1626: Con una breve relatione del viaggio al regno di Tunquim, nuovamente scoperto. R., 1629. Лит.: Launay A. Histoire de la mission du Thibet. Lille; P., 1903; Кюнер Н. В. Географическое описание Тибета. Владивосток, 1907. Т. 1. Вып. 1: Имя, границы, обзор путешествий. С. 31-32; Wessels C. Early Jesuit Travellers in Central Asia, 1603-1721. Hague, 1924; Ribeiro A. Portugueses das sete Partidas. Lisboã, 1951. P. 287-334; Toscano G. M. La Prima missione cattolica nel Tibet. Parme, 1951; Кычанов Е. И. , Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов: Очерк истории Тибета и его культуры. М., 1975. О. В. Шаталов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115154.html

Смокча Иван, крестьянин, 1539 г., Новгород Смола кн. Иван Никитич Оболенский, умер в 1504 г. [см. Бурин] Смолка, Смолков : Михаил Иванович Смолка Слизнев [см. Слизень], вторая половина XV в.; Смолковы, крестьяне, 1496 (1498? – С. В.) г., Олонец (Обонежье? – С. В.) Смоля Горяинов [см. Горяин], помещик, 1578 г., Арзамас Сморга Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1495 г., Новгород Ср. сморгасить – сболтнуть пустое, соврать; сморгать – тереть Сморкунов Сысой, крестьянин, 1581 г., Новгород Смородинов Игнатий, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Смородяйко Семенов, посадский человек, 1567 г., Устюжна Сморчек Иван Иванович Муравьев [см. Муравей], 1500 г. Смотра кн. Иван Глебович Звенигородский, вторая половина XVI в. Смотрок Третьяк [см. Третьяк], крестьянин, 1586 г., Арзамас Смурыгин Ланя [см. Ланя] Богданов, стрелец, 1624 г., Калуга Смутень Матвей Селиванов [см. Селивановы], 1551 г., Рязань Смывалов Тиша, гость, торговый человек, 1545–1566 гг., Смоленск; Михаил Смывалов, гость, 1614 г.; дьяк, 1622–1632 гг., Москва Смыга Иван, крестьянин, 1628 г., Белев Смык, Смыков : Михаил Смык, пушкарь, 1585 г., Псков; Степан Смыков, крестьянин, 1564 г., Заонежье Смык –1) смычок, 2) шов, смычка, 3) борона из связанных сучьев Смычник Константин, крестьянин, 1495 г., Новгород Смышляй Степанович Айгустов [см. Айгустовы], помещик, 1622 г., Переяславль Снабдя Владимир Данилович Красный [см. Красный], боярин, начало XV в., Москва Снага Андрей Семенович (род Нагих [см. Нагие]), конец XV в.; Иван Снагин, царский певчий, 1573 г. Ср. снажной – дородный, сильный Сназин Яков Михайлович, 1536 г.; Авксентий Федорович, 1596 г., Новгород: Сназины, XVI–XVII вв., Новгород Ср. снозка – перекрестные жердочки в улье для поддержки сотов Снетков Иван, крестьянин, 1585 г., Псков Снет, снеток – мелкая рыбка Снигирь Левин, крестьянин, 1537 г., Бежецкий Верх Сновид, Сновидов : Сновид, конюх вел. кн. Святополка, 1196 г.; Сновидов Иван Иванович, 1585 г., Псков Споксарев Дружина [см. Дружина] Андреевич, 1622 г., Бежецкий Верх

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ср. там же Селюкины и Селюхины Селянинов Иван Селифонтович, 1524 г., Дмитров; Селяниновы Чегодай [см. Чегодай] Васильевич и Василий Иванович, 1556 г., Кашира [см. Деглин, Некормигость, Шах] Селянка , холопка Тимофея Волынского, 1541 г. Селянкин Алексей, холоп, 1596 г., Новгород Селята , митрополичий коровник, вторая четверть XVI в., Москва Семага Клим, холоп, 1596–1603 гг., Новгород Семак Максимов, крестьянин, 1612 г., Арзамас Семейка – очень распространено в XV–XVII вв.; кн. Иван Юрьевич Семейка Засекин [см. Засека], помещик, 1550 г., Москва; Иван Федорович Семейка Вельяминов-Зернов [см. Зерно], первая половина XVI в. [см. Суемнев] Семейка – 1) уменьшительное от Семен, 2) семья Семендяй Лихачев [см. Лихачевы] холоп, 1533 г., Бежецкий Верх Семенча, Семча – Семен Семериков Григорий, посадский человек, 1625 г., Устюг Семерин, Семерня : Семен Федоров, крестьянин, 1545 г., Новгород Семехов Жук [см. Жук], крестьянин, 1631 г., Переяславль Семибратеник Елисей, посадский человек, 1624 г., Тверь Семихвост Никифор, крестьянин, 1634 г., Курмыш Семичев Осип Логгинович, середина XV в., Дмитров; Василий Дмитриевич, 1532 г., [см. Горох, Капуста, Кувалда, Нехорош, Редька, Таскай] Семушкин Негодяец [см. Негодяй], холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г. Семыга Евский [см. Евский], помещик, 1575 г., Шуя Семыка, Семыкин : Семыка Иванович Тутыхин [см. Тутыха], середина XVI в.; Проня Семыкин, пристав, 1660 г., Москва Семья Иван Федорович Вельяминов, вторая половина XV в. Ср. Семейка Семьянин Васильевич Артемьев, 1550 г. Сенчуков Гридя [см. Гридя], холоп, 1498 г., Новгород Сенява ( Сенявин ) Алехно (Александр), смоленский шляхтич, конец XV в.; его сыновья в начале XVI в. стали служить в Москве, от них – фамилия Сенявины [Ср. Синявины] Сердитый Харлам, земский судья, 1660 г., Устюг Сердце Григорий Иванович Наумов, 1550 г., Коломна Серебряный кн. Семен Дмитриевич Оболенский, боярин, 1524–1535 гг.; от него – князья Серебряные Середоха Василий, холоп, 1603 г., Новгород Середуха – горшок среднего размера

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сукора Евдоким, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Сулдеш, Сулдешов : Сулдеш Елизаров, помещик, 1569 г., Ярославль; Ждан [см. Ждан] и Суморок [см. Суморок] Сулдешовы, казнены в опричнине; Постник [см. Постник] Сулдешев, дворцовый дьяк, 1580 г. Сулемша Григорий Григорьевич Пушкин [см. Пушка], 1572–1618 гг.; Сулемша Леонтьевич Скобельцын [см. Скобельцын], 1605 г., Арзамас Сулеш Невзоров Выповский [см. Невзор, Выповский], помещик, 1550 г., Москва; Евстигней Минич Сулеш Болотников [см. Болотников], 1611 г.; Юрий Яншеевич Сулешев, боярин, 1619 г. [см. Артаковы, Раструбай] Сулеш – собственное имя (татар.) Сулимка Селиванов [см. Селивановы], крестьянин, 1628 г., Белев Сулменев ( Сульмень, Сюльменев, Сюлеменев ): Гаврило и Константин Федоровичи, 1535 г.; Тишина [см. Тишина] Константинович, 1549 г.; Сульмень Тимофеевич Булгаков [см. Булгак], дворянин, 1573 г.; Сульменевы, вторая половина XVI в. и позже, Тула Сулой Богдан, крестьянин, 1606 г., Нижний Новгород Сулуев Гридя [см. Гридя], своеземец, 1495 г., Новгород Сума, Сумин : Федор Юрьевич Сума, первая половина XVI в., Тверь; от него – Сумины; Суморок [см. Сумо рок] Михайлович Сумин, 1567 г., Новгород; Сума Васильевич Кравков [см. Кравков], 1596 г., Муром; у него сын – Мешок [см. Мешок] Сумин, 1614 г. [см. Курдюк, Лущиха] Сумак, Сумаков : Сумак Петрушин, ямщик, 1512 г., Белоозеро; Оценок [см. Опенок] Сумаков, писчик, 1502 г., Белоозеро Сумак – нищий с сумой (? – С. В.) Сумбул см. Сунбул Сумгур ( Сунгур ), Сумгуров ( Сунгуров ): Сумгур Григорьевич Лаптев [см. Лапоть], середина XVI в.: Сунгур Степанович Головцын, середина XVI в., Кострома; Семен Сумгуров, таможенный целовальник, 1606 г., Суздаль; Дмитрий Сунгуров, подьячий, 1695 г., Москва [см. Алатор, Сапог] Ср. в Костромском уезде село Сунгурово на р. Волге Сумесь Иов, кузнец, 1624 г., Нижний Новгород Сумник Измайлов [см. Измайлов], начало XVI в., Рязань [см. Мясной] Суморок, Сумороков, Сумароков – очень распространено повсеместно и во всех слоях населения в XVI–XVII вв.; Иван Иванович Суморок Быков [см. Бык], 1499 г.; Иван Васильевич Сумороков Вокшерин [см. Вокшерин], дьяк, 1500 г.; Григорий Семенов Сумороков, подьячий, 1510 г.; Суморок Алексеевич Караулов [см. Караул], помещик, 1550 г., Москва [см. Буян, Елгозин, Опенок, Поганок, Путята, Сулдеш, Сума, Турабей, Шуин]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Лянгусов Спиридон, торговый человек Гостиной сотни, вторая половина XVII в. Ляпа, Ляпины : Иван Ляпа, крестьянин, 1494 г., Кострома; Грихно [см. Гридя] Ляпин, крестьянин, начало XVI в., Новгород Ляпа – шлепок, оплеуха Ляпихин Юрий Ларионов, стрелец, 1632 г., Устюг Ляпугин Степан, послух, 1485 г., Кострома Ляпун, Ляпунов : кн. Иван Федорович Ушатого-Шумаровский [см. Ушатый, Шамины-Шумаровские], 1495 г.; Ляпун Борисович Осинин [см. Осина], посол к римскому цесарю, 1527 г.; Ляпун Янович Мусоргский [см. Мусорга], помещик, 1550 г., Москва; Савва Семенович Ляпунов, середина XVI в., родоначальник известной рязанской фамилии Ляпуновых [см. Ковеза, Рахманов] Ляпун, ляпунок – мотылек Ляска Гридя [см. Гридя] Семенов, крестьянин, 1545 г., Новгород Ляскута Иван, крестьянин, 1545 г., Новгород Лях, Ляхов : Иван Матвеевич Лях Лыков [см. Лыко], 1550 г.; Евдоким Семенович Ляхов, 1596 г., Юрьев Польский Ляцкий ( Ляцский ) Василий Захарович Кошкин [см. Кошка], середина XV в. Μ Маврины , помещики, XVI–XVII вв., Новгород Маев Софон, крестьянин, 1660 г., Рязань Маета Перша [см. Перша], крестьянин, 1495 г., Новгород Маета – истома, труд Мажук , крестьянин, 1520 г., Новгород Мажухин Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Маза ( Моза ) Иван, крестьянин, 1584 г., Арзамас Мазай Иван Дмитриев, крестьянин, 1660 г., Вологда Маздриков Иван, крестьянин, 1628 г., Белев Мазик , крестьянин, середина XVI в., Новгород Мазило, Мазилов : Иван Мазило, крестьянин, 1564 г., Олонец; Степан Мазилов, сытник великого князя в Новгороде; Иван Гордиев Мазилов, подьячий, Новгород Мазуры Станиславовы см. Станиславовы Мазуры Майко, Майковы : Андрей Федорович Майко, 1474–1501 гг.; Майко Дементьевич Огалин [см. Огалины], дьяк вел. кн. Ивана, начало XVI в.; Майко Бунин [см. Буня], середина XVI в., Ряжск; Майко Кузьмин, земский судья, 1611 г., Важская область; Григорий Майков, дозорщик, 1615 г., Вологда [см. Кукмачев] Макарский Салтан [см. Салтан] Федорович, 1596 г., Суздаль Максак (он же – Максим) Судимантов [см. Судимант], дворецкий митрополита, конец XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Они распространили свои миссии на северо-запад страны (Синалоа (1591), Тепеуанес (1596), Пимерия (1687), Н. Калифорния (1697)). В связи с катастрофическим распространением болезней одной из важнейших задач стало учреждение госпиталей как для европейцев, так и для коренного населения. В течение первого столетия колониального периода нищенствующие ордены учредили ок. 120 госпиталей, нек-рые предназначались исключительно для индейцев. В 1553 г. в Мехико на деньги испан. короны был открыт Королевский госпиталь для коренного населения, просуществовавший до 1823 г. Независимо от того, кто был учредителем, госпитали находились под управлением монашествующих и были не только оздоровительными, но религ. центрами. С приходом на территорию Нов. Испании колонизаторов распространилась система энкомьенды (испан.- «забота», «попечение»), согласно которой местные жители, номинально считавшиеся свободными, передавались на «попечение» испан. колонистам - энкомендерос. Изначально энкомьенда предполагала, что колонист будет «заботиться» об обращении индейцев в христианство и приобщать их к европ. культуре. Де-факто она вылилась в форму эксплуатации индейского населения, которое было обязано платить оброк (одеждой, золотом, продовольствием), принудительно работать на рудниках и в имениях энкомендерос. (Хотя в XVIII в. испан. корона неоднократно предпринимала попытки запретить энкомьенду в амер. колониях, фактически она просуществовала до XIX в.) Местное население, испытывавшее тяжелый гнет, боролось против колониальной администрации. В 1624 и 1692 гг. испан. власти были вынуждены скрываться в монастыре Сан-Франсиско (близ Мехико) от восставшей городской бедноты, поддержанной проживавшими в окрестностях столицы индейцами. Восстание в еп-стве Антекера (1660) охватило более 200 населенных пунктов. В 1680-1696 гг. под контролем индейцев находилась пров. Нов. Мексика, в 1712-1718 гг.- пров. Нов. Леон. Во 2-й пол. XVIII в. в борьбе против колониальных властей участвовали работники горнорудных предприятий, королевской табачной мануфактуры, жители городов Сан-Луис-Потоси, Гуанахуато, Вальядолид и др.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

416 Monumenta Confraternitatis stauropigianae Leopoliensis. Ed. W. Milkowicz. Т. I. Leopolis, 1895. P. 113–119; ПКК T. 3 C. 3–11. 418 «Сим всем законне писаным епископ не имает противитися сему праву, от нас духовне церкви сей в вечныя роды, ани противитися яковыми правы, от земнаго царства надаными, по внешнему обычаю; но закона духовного писаным повинутися без всякого прекословия» (п. 40). А нормы «духовного закона», как видно из устава (п. 39 и др.), должны были устанавливаться собранием братчиков на основе «святых книг Ветхого и Нового закона» и святоотеческих преданий. 419 В 2001 г. С.С. Лукашова (Институт славяноведения РАН) завершила работу над диссертацией, посвященной Львовскому братству и братскому движению в 1586–1596 гг. (Лукашова С.С. Взаимоотношения клира и объединений мирян в восточных землях Речи Посполитой в конце 16 в. Автореферат дис. ... канд. ист. наук. М., 2001). В ее работе критически пересматриваются многие сложившиеся к сегодняшнему дню представления о братском движении 1580-х гг. 422 См: Собрание древних грамот и актов городов: Вильны, Ковна, Трок, православных монастырей, церквей и по разным предметам. Ч. 2. Вильно, 1843. Сравнение уставов: Крыловский A.C. Львовское ставропигиальное братство. С. 41–42. 425 Bienkowski L. Organizacja kosciola wschodniego w Polsce//Kosciol w Polsce. Vol. 2. Wieki XVI–XVIII. Krakow, 1969. S. 831–833. 429 Советование о благочестии//ПКК. Т. 1 (Киев, 1845). С. 224–251 (переиздано в: Пам’ятки братських на XVI – початок XVII ст./Шинкарук B.I., В.М., Сухов А.Д. К., 1988. С. 328–336). Публикаторы памятника в ПКК сообщают, что текст заимствован из Луцкого сборника, в который «Советование» было внесено около 1624 г. Но памятник составлен раньше, потому что в тексте «Советования» упоминается, что «року нынешнего 1621» казаки разбили турок под Хотином (Советование. С. 237). По мнению Г. Булгакова, создание «Советования» связано с церковным собором 1621 г., о котором точных сведений нет и на котором обсуждались вопросы внутрицерковного устройства и управления (Булгаков Г. Западнорусские церковные соборы как органы церковного управления. Курск, 1917. С. 145–151). Мы обратились к оригиналу памятника (ЦГИА Украины. Ф. 220. Оп. 1 (Киевская археографическая комиссия), Л. 3 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Миленя Долбилов [см. Долбилов], помещик, 1590 г., Арзамас [см. Двойнин] Милковский Тарас, помещик, новокрещеный татарин, 1604 г., Арзамас Милован, Милованов : Милован Данилович Подымов [см. Подымовы], 1577 г., Рязань; Булгак [см. Булгак] Милованов Лазарь Евстафьев, дьяк Казенного двора, 1613 г. [см. Микулыпин] Милован – миляга, милый Милон Алексеевич, 1613 г., Алатырь Милослав : кн. Иван Андреевич Милослав Дорогобужский, вторая половина XV в.; Лаврентий Иванович Зюзин [см. Зюзя], 1604 г. Милославские , по актам известны с последней четверти XV в.; по родословным преданиям, их родоначальник Вячеслав Корсаков [см. Корсак] выехал в Москву в 1390 г. в свите вел. кн. Софьи Витовтовны [см. Шереда] Милостивый Иван Матвеевич Хлопов [см. Хлопов], 1570 г., Коломна Милохов Владимир Никитич, 1578 г., Кашира; Степан Андреевич, 1578 г., Арзамас Милюк Макарьевич Костин, 1578 г., Арзамас Милюков см. Мелик Милюта, Милютна , крестьяне, XV–XVI вв., Новгород Миляев Шестак [см. Шестак], пушкарь, 1624 г., Тула Минаковы , крестьяне, 1627 г., Белев Миндюкин Иван, дьячок, 1440 г., Соль Галицкая Минчан, Минчаковы : Минчан, бортник, конец XV в., Переяславль; Семен Васильевич Минчак Стуришин, 1582 г.; Елисей Минчаков, подьячий Пушкарского приказа, 1623 г. Миняк Калугин [см. Калугин], крестьянин, 1606 г.,Белев Миняка Федоров, крестьянин, 1593 г., Арзамас Мир Гамов сын Тыртов, помещик, 1571 г., Новгород [см. Гам, Тыртов] [Ср. Зук] Мироедовы , крестьяне, 1524 г., Кострома Мирослав : Герасим Степанович Мирослав Приклонский [см. Приклонский], 1608 г.; Мирослав Владимирович Дуденский, 1619 г. [см. Городецкие] Мирославич Дмитрий, вотчинник, выходец из Западной Руси, 1520 г., Медынь Миса Александр Григорьевич Кутузов [см. Кутуз], середина XV в.; ср. его вотчина – сельцо Мисино на р. Яхроме, Дмитров; Иван и Антон Александровичи Мисины, конец XV в. Мисков Никита Иванович, 1596 г., Путивль Мисюрь, Мисюрев : Мисюрь Мунехин [см. Мунехин], дьяк, 1512–1528 гг., Псков; Дмитрий Никитич Мисюрь Левашов [см. Леваш], вторая половина XV в.; Иван Михайлович Мисюрев, 1568 г., Ярославль; Мисюрь Бестужев [см. Безстуж], середина XVI в.; Наум Иванович Мисюрь Дроздов [см. Дрозд] Фомин, 1550 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Соч.: АрхЮЗР. 1863. Ч. 3. Т. 1. 74. С. 268-271; 1883. Ч. 1. Т. 6. 215. С. 542-543 [грамоты и послания]; 1887. Ч. 1. Т. 7. С. 511-532 [«Justificatia niewinnoci»]; Док-ты, объясняющие историю Западнорус. края и его отношение к России и Польше. СПб., 1865. С. 230-310 [«Supplicatia»]; Археогр. сб. документов, относящихся к истории Северо-Зап. Руси. Вильно, 1870. Т. 7. С. 81-83. 55; С. 87. 61; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: Опыт ист. исслед. К., 1883. Т. 1. Прил. С. 217, 361-264, 264-267, 279-281, 290-292, 299-300 [грамоты и послания]; Жукович П. Н. Протестация митр. Иова (Борецкого) и др. западнорус. иерархов//Статьи по славяноведению. СПб., 1910. Вып. 3. С. 138-153; Воссоединение Украины с Россией. М., 1953. Т. 1. 22, 23 [грамоты в Москву]; Мицик Ю. Из листування украïнських nucьмehhukib-noлeмicmib в 1621-1624 pokib//ЗНТШ. 1993. Т. 225. С. 310-347. 1, 2, 4-7, 9 [грамоты и послания]; Флоря Б. Н. Киевская митрополия, Россия и казацкое восстание 1625 г.//Славяне и их соседи. М., 1999. Вып. 7. С. 143-151 [грамоты в Москву]. Ист.: Lukasazewicz J. Dzieje kocioów wyznania helweckiego w Litwie. Pozna, 1842. T. 1. S. 165; ПВКДА. 1845. Т. 1. Отд. 1. 32; Археогр. сб. док-тов, относящихся к истории Северо-Западной Руси. Вильно, 1867. Т. 1. 138-141; Кулиш П. Мат-лы для истории воссоединения Руси. М., 1877. Т. 1. С. 134-136, 159-162, 175-177, 181-185, 213-214, 226-228; Жукович П. Н. Мат-лы для истории Киевского и Львовского Соборов 1629 г. СПб., 1911; Крип " яквевич И. Hobi мamepiялu до icmopiï coбopib 1629 г.//ЗНТШ. 1913. Т. 116. Кн. 4. С. 5-39; Шмурло Е. Ф. Римская курия на рус. правосл. Востоке в 1609-1654 гг. Прага, 1928. Прил. 4; Rutskyj J. V., metr. Epistolae. R., 1956. N 21, 30, 34, 61, 103, 108, 113-114, 118; ПСРЛ. Т. 40. С. 156-157; Заборовский Л. В., Захарьина Н. С. Из док-тов по истории рус.-укр. взаимоотношений нач. 30-х г. XVII в.//Славяне и их соседи. М., 1999. Вып. 7. С. 152-171. Лит.: Харлампович К. В. Западнорус. правосл. школы XVI и нач. XVII в. Каз., 1898. С. 388-390; Жукович П. Н. Сеймовая борьба православного западнорус. дворянства с церк. унией (с 1609 г.). СПб., 1906-1912. Вып. 3-6; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. Киïв; Льbib, 1909. Т. 7; 1922. Т. 8; Chodynicki K. Koció prawosawny a Rzecz Pospolita Polska: Zarys hist., 1370-1632. Warsz., 1934; Пашуто В. Т., Флоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерус. наследие и ист. судьбы вост. славянства. М., 1982. С. 195-215; Pietrzak J. Po Cecorze i podczas wojny Chocimskiej. Wrocaw, 1983. S. 120-122; idem. W przygaszonym blasku wiktorü chocimskiej. Wrocaw, 1987. S. 19-21, 105-108; Макарий. История РЦ. Т. 10. Кн. 6. С. 410-470; Брестская уния 1596 г. и обществ. полит. борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII в. М., 1996. Ч. 2.

http://pravenc.ru/text/578176.html

Развитие книгопечатания сделало возможным издание формальных источников К. п. Одним из первых изданных источников стал слав. перевод Номоканона при Большом Требнике, выпущенный в 1620 г. в типографии Киево-Печерской лавры как «Законоправильник», с предисловием иером. Памвы (Берынды) , который дополнил его выписками из франц. издания И. Леунклавия «Jus graeco-romanum» (1596), получившего в правосл. мире название «Арменопул» из-за помещенного в этот свод Арменопулова сокращения канонов. В 1624 г. иером. Захария (Копыстенский) издал новую редакцию Номоканона, очистив язык документа от сербизмов и дополнив новыми пояснениями и статьями, заимствованными из других источников. В 1629 г. вышло 3-е издание Номоканона с предисловием архим. Петра (Могилы) , в к-рое были внесены дополнения. В 1646 г. 3-е издание было воспроизведено во Львове с предисловием Львовского еп. Арсения (Желиборского) . В 1639 г., при патриархе Иоасафе I , появилось 1-е московское издание Номоканона (на основе редакции Захарии (Копыстенского), с рядом исправлений), к-рый был выпущен не отдельной книгой, а как приложение к Потребнику. В 1651 г., при патриархе Иосифе , вышло 2-е московское издание Большого Потребника в соединении с Номоканоном, который был выделен в отдельную, 80-ю гл. книги. В 1658 г., при патриархе Никоне , появилось 3-е московское издание Номоканона, в котором была изменена первоначальная структура книги: 1-я часть (чинопоследование исповеди и наставление духовнику) была удалена и включена в сам Требник как отдельное чинопоследование; 2-я часть, т. е. текст Номоканона, подверглась значительному сокращению. Никоновская редакция воспроизводилась в позднейших досинодальных и синодальных изданиях Большого Требника. С 1687 г. при Малом Требнике стало печататься сокращенное издание «Законоправильника» под названием «Из Номоканона нужнейших правил изъявление» (117 статей из 226). Т. н. Иосифовская Кормчая книга. М., 1650. Л. 38 об.— 39 Т. н. Иосифовская Кормчая книга. М., 1650. Л. 38 об.— 39 В 1649-1650 гг., при царе Алексее Михайловиче и патриархе Иосифе, в Москве было предпринято 1-е печатное издание Кормчей книги на основе Сербской редакции. Иосифовская редакция Кормчей впосл. переиздавалась старообрядцами в Варшаве (1786) и в Москве (1888, 1913). Патриарх Никон подверг 1-е издание ревизии (им было исправлено 50 страниц книги), в новую редакцию были внесены существенные дополнения. В 1653 г. экземпляры Никоновской Кормчей были разосланы по епархиям, монастырям и приходам, а также отправлены в Болгарию и Сербию.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010