В начале этого инвентаря находятся 17 писем князя Константина Конст. Острожского (с 1572–1607 г.) и 7 писем князя Януша Острожского (1609–1620 г.), относящихся к Степанскому монастырю. Затем исчислены подробно здания, имущество и всё хозяйство обители. В конце же находится следующая собственноручная подпись: «Исаакий, милостию Божиею, епископ Луцкий и Острожский, строитель Монастыря Степанскаго рукою власною». Из этих двух документов видно, что уже в 1572 году в этом монастыре был игуменом Сильвестр, а после него, в 1696 году, был архимандрит Исаакий, присутствовавши на Брестском соборе 1596 года 101 . Затем из тех же документов видно, что князь Константин Острожский и его потомки жертвовали монастырю десятину всякого хлеба со всех полей Степанского замка, двенадцать вёдер мёду, из подклетей замковых, да ещё хлеб из мельниц; по временам монастырю назначались в услужение мещане Степанские, но с 1599 года дано было ему село Мидски с озером, мельницею и медовою данью. В 1601 году князь Острожский позволил монастырю устроить возле Степаня, в урочище «Липниках», сельцо Монастырскую Волоку для новопришлых людей, существующее и до сих пор. Для этих первых поселенцев дана была воля на 8 лет, а потом ещё на 2 года. В 1627 году считалось там монастырских подданных – 12, обязанных работать монастырю панщину по два дня в неделю, платить чиншу по 42 литовских гроша со двора, давать по барану в год, да по курице к празднику Рождества Христова. Почти каждый из этих подданных имел от монастыря «полволоки» земли (7 десятин). В 1603 году монастырю была придана земля, именуемая «Лодником». В 1624 году ему же дана была деревня «Белые берега» с 6 подданными. Заботясь о благоустройстве этого монастыря, князь Константин Конст. Острожский, этот приснопамятный поборник православия и русской народности, старался поселять на Волыни православных митрополитов и епископов других стран, которые поддерживали здесь порядок церковного устройства и благочиния в те смутные времена, когда весь юг России оставался без архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Пинским епископом во время введения унии был Леонтий Зиновьевич-Пельчицкий , переведенный сюда в 1585 г. на место Кирилла Терлецкого из холмских епископов. 1145 Леонтий принял унию и был одним из усерднейших ее поборников. Скончался в 1595 г. На место его митрополит Рагоза с Терлецким и Поцеем избрали кобринского архимандрита Иону Гоголя, изъявившего согласие на принятие унии. 2) Иона Гоголь , в мирянах Иван Богушевич, дворянин; в 1586 г. получил от короля Кобринский Спасский монастырь с обязательством «до року» вступить в стан духовный 1146 в 1596 г. получил королевскую привиллегию на пинскую и Туровскую епископию. 1147 Умер 1602 года. 3) Паисий Сахновский , с 1603 г. из архимандритов минского Вознесенского монастыря; прежде того игумен бытенский; был на соборе Брестском 1594 года. 1148 В 1623 г., по случаю тяжкой параличной болезни его, король поручил митрополиту Рутскому озаботиться охраной имений пинской кафедры (А. к. 3. Р. IV, 223). 4) Григорий Михаловский , епископ и архимандрит кобринский, с 1624 г. Умер 1632 года. 5) Рафаил Корсак , из пинских епископов, в 1633 г. переведен в Галич; с 1637 г. митрополит. 6) Пахомий Война-Оранский , из жидичинских архимандритов с 1637 г. Умер 1653 г. 7) Андрей Квиснинский-Золотый , изгнанный из Смоленска при занятии сего города русскими войсками, с 1654 г. Умер 1665 г. 8) Марциан (Михаил) Белозор , архимандрит виленский и лавришевский, в 1666 г. посвящен в Вильне митрополитом Колендой; в 1696 г. переведен на полоцкую архиепископию. 9) Антонин Любич-Жолкевский , архимандрит дерманский и дубненский с 1696 г. Родился в 1667 г. в луцком округе; обучался в римской коллегии de propaganda fide; бывши пинским епископом управлял архимандриями виленской и лавришевской; по показанию свидетелей его информативного процесса, в пинской епархии plures esse schismaticos, quam unitos et ritus latini. Умер 1702 года. 10) Порфирий (Петр) Кульчицкий , с 1703 г. Родом из Холмской епархии, обучался в Львове; исполнял должности миссионера в Венгрии и Перемышльской епархии, после был консультором (советником) базилианского ордена, генеральным оффициалом в великом княжестве Литовском и настоятелем Бытенского монастыря. В звании епископа управлял Лавришевским, потом Лещинским монастырем. Умер в 1716 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Домашним учителем и воспитателем их был знаменитый между православными учёный и проповедник Лаврентий Зизаний Тустановский, который ещё в 1596 году в Виленском братстве издал свою «Грамматику Словенску» и некоторые другие книжки. Так было при жизни князя Александра и так продолжалось некоторое время и после его смерти. Но лишь только скончался престарелый глава дома князь Константин, его невестка – вдова Анна Костчанка, не замедлила удалить от своих детей православного воспитателя и заменила его иезуитом. Она, как говорят, заставила своих сыновей причаститься в Ярославском костёле и воспеть To Deum laudamus. Впрочем, сыновья Александра не долго жили: вскоре после того, как они воротились из путешествия по чужим краям, предпринятого для довершения своего образования, оба они в молодых летах умерли в Люблине: Константин умер в 1618 году, а через год, в тот же день и час, скончался и его младший брат Иван. Ещё через год, в 1620 году, умер и дяди их Януш Константинович, не оставив после себя детей мужеского пола. Со смертью его угас знаменитый род князей Острожских. Из трёх дочерей князя Александра, старшая, – София, – была в замужестве за князем Станиславом Любомирским, воеводою Краковским, победителем турок под Хотином; средняя – Катерина, – вышла замуж за Фому Замойского, великого канцлера коронного; младшая же – Анна – совратилась в латинство и приняла имя Алоизы. Она была в кратковременном замужестве за гетманом Литовским Яном-Карлом Ходкевичем и унаследовала от дяди своего Януша все Острожские и Звягельские имения на Волыни. В угоду своему супругу-католику она предала православные церкви частью запустению, частью на поругание житам, частью же отдала их римско-католикам и униатам. Подобно тому, как доблестные пращур и дед её заботились о поддержании православия и русской народности, Алоиза с ревностью, достойною лучшей цели, стремилась к окатоличению и ополячению своих подданных. В 1624 году она построила в Остроге великолепное здание иезуитской коллеги и наделила его фундушем 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

9 Беседы св. Златоуста на 14 посланий ап. Павла следует отличать от Толкового Апостола. Беседы изданы в первый раз в Киеве, в 1623 г. Захарией Копыстенским. Новый перевод сделан при Петерб. дух. академии. 11 О приложении числа зверина к тысячи летам будет разъяснено далее при разборе места из Книги о Вере о пришествии антихриста в 1666 году. 12 Подобне не значит: «подобное», т. е. похожее, как иногда толкуют беспоповцы, намекая на четырёхконечный крест; а значит, подобно, также. Признаки этой печати этим выражением нимало не указываются. 14 «Маргаритом» называется собрание избранных слов св. Златоуста, в конце коих помещено и его житие. В первый раз напечатан в Остроге в 1596 г., затем в Москве при п. Иосифе в 1641 г. (См. у Каратаева). 15 Бес. на 14 посл., 1Кор. нрав. 17, стр. 598 и Колосс. нрав. 2, стр. 20. Беседы на 14 посланий ап. Павла изданы в первый раз в Киеве, в 1623 г. Захарией Копыстенским. 17 «Жилы и источники и сосуды церковные, – толкуют беспоповцы, – писание именует епископы и учители, а подручники их священники и диаконы». Но где писание именует, они указать не могут. Но если бы и нашлось где-нибудь подобное уподобительное выражение, то переносить оное с одного места на другое не следует. (Кир. кн. л. 401 об). 19 Это Феодоритово толкование находится в древней рукописи Соловецкой библиотеки 694, заключающей сводное толкование на пророков. (По кат. Акад. библ. 802, л. 108 об. Также см. в Pamrol. cursus compl. t. LXXXI, 123). 21 Толкования блаж Феофилакта на пророков в русском переводе ещё нет; см в Pamrol, cursus compl. CXXVI, стр. 802. 29 Тактикон, слово 28, л. 126. Почаев, 1795 г. Преп. Никон жил в XI в. и был игуменом Чёрной горы, – монастыря, находящегося в Антиохии. Он оставил после себя две книги, изданные в славянском переводе: Пандекты и Тактикон. Пандекты состоят из 63 слов или глав. Тактикон заключает 40 слов. Обе книги напечатаны в 1795 г. в Почаеве. 31 Потребн. Иосифа, л. 726 Номоканон составлен, на Афоне приблизительно около половины XV в. Он «от множайших правил кратко собран» (предисл. к изд. Захарии Копыстенского; напечатан в великой России в первый раз при Потребнике п. Иоасафа, в 1639 г., с киевского издания Захария Копыстенского, 1624 г. Напечатанный при Потребнике, в великой России он получил церковный характер. (Сведения о происхождении и составе Намоканона в сочинении проф. Павлова «Намоканон при большом Потребнике»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Таковы изданные в Вильне: псалтыри 1586 и 1592 г. и Евангелие 1600 г. – «промыслом, проторы, труды и тщанием скарбнаго пана Лукаша Ивановича Мамонича и брата его Козмы бурмистра виленскаго»; Евангелие 1574г. и псалтырь 1576 г. – Петром Тимофеевым Мстиславцевым «умышлением и промышлением пана скарбнаго Ивана Семеновича Зарецкаго и брата его пана Зенова»; октоих 1582 г. – трудами некоего Василия Михайловича Гарабурды: служебник 1617 г. – «коштом и накладом канцлера литовскаго Льва Сапеги» 214 . Таковы же напечатанные: в Заблудове – Евангелие учительное 1568 г. – Иоанном Феодоровым и Петром Тимофеевым по приказанию и на иждивении гетмана литовского Григория Ал. Ходкевича; во Львове – Апостол 1573 г. – Иоанном Феодоровым на иждивении детей Ходкевича; в Остроге – псалтырь и новый Завет 1580 г. и Маргарит 1596 г. «коштом, промышлением и всем накладом князя Острожскаго Константина»; в Киеве – Апостол 1630 г. «коштом и накладом пана Богдана Стеткевича» 215 . Другие книги печатались, хотя также частными лицами, по крайней мере, с благословения и след. с ведома церковной власти. Например, в Вильне напечатаны – служебник 1583 г., за благословением митрополита киевского Онисифора, и Апостол 1591г., за благословением константинопольского патриарха Иеремии и киевского митрополита Михаила Рагозы; во Львове – Апостол 1639 г., за благословением святейших патриархов и митрополита киевского Петра Могилы ; в Киеве – псалтырь 1624 г. за благословением киево-печерского архимандрита Елисея Плетенецкого и др. 216 . Третьи книги были переводимы вновь с греческого и издаваемы, хотя также частными лицами, но при некотором участии церковной власти. Так переведены и напечатаны – в Стрятине требник 1606 г. некоим Феодором К..., по благословению Львовского епископа Гедеона Болобана; во Львове – св. Иоанна Златоустог о о священстве 1614 г., по благословению львовского епископа Иеремии Тисаровского; в Евю (близ Вильны) – св. Каллиста Евангелие учительное 1616 г. трудами иноков виленского Святодуховского монастыря; в самой Вильне – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 29-й день. Мучение св. мученика Каллиника, л. 1574–1579 об. Нач. «Славно всем человеком и вкупе всей вселенней страсть святого мученика Каллиника.» – Мучение свв. мучениц Софии и трех дщерей ея – Пистии, Елпидии и Агафии, л. 1580–1595 об. Нач. «Бяше некто жена именем София, рода велика и богата зело.» – Мучение св. Феодотии и чад ея, л. 1596 – 1597 об. Нач. «Св. мученица Феодотия бе от Никейского града доброчестна и прилежащи о Божиих заповедех день и нощь.» – О приходе от Корсуня на Рязань чудотворного образа Святителя Николая Мирликийского чудотворца, иже ныне именуется Заранский: како прииде от Корсуня в пределы Рязанские ко Князю Феодору Георгиевичу Рязанскому и о разорении земли Рязанской и всея Русской державы от злочестивого царя Батыя, и о храбрости и о страдании Рязанских Князей, и о храбром воеводе их Евпатии Коловрате, како же с великою дружиною победи тмочисленные полки Батыева воинства безбожных татар, – и посему именуется Николин образ Заранский. Повесть велми чудна и полезна, л. 1598–1621 об. Нач. «В лето 6733-е при Великом Князе Георгии Всеволодичи Владимирском и при брате его Великом Князе Ярославе Всеволодиче Новгородском (на конце повести приписано: а се письмо напасал Евстафиев сын Корсунский Евстафий па память последнему роду своему). В 31-й день. Мучение св. мученика Евстахия, иже в Анкирех, л. 1622 – 1623 об. Нач. «Сей святый воин бе и приведен бе ко князю Анкирскому и вооружися образом честного и животворящего креста.» В той же день житие Преподобного и праведного Евдокима, л. 1624–1641 об. Нач. «Сей убо святый Евдоким родом бе Кападок, благочестивому родителю благочестива отрасль. Август В 1-й день. Память свв. мучеников седми братий по плоти, нарицаемых Маккавей, Антонина, Авима, Гурия, Елеазара, Евсиова, Алима и Маркела и матери их Соломонии и учителя их Елеазара, л. 5–10 об. Нач. «Антиоху сыну Селевкову, приимшу царство Египетское.» В той же день празднуем Всемилостивому Христу и Пречистой Его матери, л. 11–14 об. Нач. «Ведети есть о сем нам, возлюбленная братия.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

" О всем нашем " Номоканоне " , — отмечал Павлов, — следует сказать, что он есть не более как новая для своего времени хорошо продуманная редакция Постникова Номоканона " [ 1 ]. Однако в " Номоканоне " ссылки на правила св. Иоанна Постника встречаются весьма редко, причем каждый раз они даны не непосредственно на Иоанна Постника, а на " Синтагму " Матфея Властаря, в которой помещены правила Иоанна Постника. Сроки епитимий, предусматриваемые " Номоканоном при Большом Требнике " , почти во всех случаях соответствуют не тем, которые предлагаются у Иоанна Постника, а установленным в правилах, вошедших в основной канонический кодекс Православной Церкви — в " Синтагму " Фотиева " Номоканона " . А.И. Алмазов вполне резонно замечает, что " состав самого Законоправильника при Требнике находится в прямом противоречии с пониманием этого канонического сборника А.С. Павловым не более, как особою редакциею пенитенциала Постника " [ 2 ]. С " Покаянным номоканоном " Иоанна Постника " Номоканон при Большом Требнике " связан в основном лишь тематически, епитимийным характером большинства его статей. Славянский перевод " Номоканона при Большом Требнике " появился уже в начале XVI века. К этому столетию относится довольно большое число его южнославянских списков. Язык перевода отличается обильным употреблением сербизмов. По мнению А.С. Павлова, переводчиком был один из монахов сербского монастыря на Афоне Хиландаря. В эту эпоху упомянутый монастырь являлся центром духовного просвещения южного славянства [ 3 ]. С Балкан документ был завезен на Русь. В 1620 г. в типографии Киево-Печерской Лавры вышло первое печатное издание " Номоканона " — " Законоправильника " с предисловием иеромонаха Памвы Берынды. Памва Берында текст " Номоканона " дополнил выписками из французского издания Леунклавия " Jus graeco-romaimm " ( " Греко-римское право " ) 1596 г., которое в православном мире получило название " Арменопула " из-за помещенного в этот свод Арменопулова сокращения канонов. Книга, изданная Памвой Берындой, быстро разошлась, и в 1624 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить XVII Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Хронология Столетия: XVI - XVII - XVIII 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 Важные события Редакция текста от: 11.05.2020 14:15:42 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " XVII " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/74.html

St. Job was an ardent defender of the Orthodox Faith against the persecution of the Catholics. Following the Union of Brest (1596), many Orthodox living in Poland were deprived of their rights, and attempts were made to force them to convert to Catholicism. Many Orthodox hierarchs became apostates to Uniatism, but St. Job and others defended Orthodoxy by copying and disseminating Orthodox books. Prince Ostrozhsky was also responsible for the first printed edition of the Orthodox Bible (1581). In taking an active part in the defense of Orthodoxy and the Russian people, St Job was present at the 1628 Kiev Council, convened against the Unia. After 1642, he accepted the great schema with the name John. Sometimes he would completely seclude himself within the cave for three days or even a whole week. The Jesus Prayer was an unceasing prayer in his gentle heart. According to the testimony of his disciple Dositheus, and author of the Life of St Job, once while praying in his cave, the saint was illumined by a heavenly light. St. Job reposed in the year 1651. He was more than 100 years old, and had directed the Pochaev monastery for more than fifty years. The uncovering of St Job’s relics took place on August 28, 1659. There was a second uncovering of the relics on August 27-28, 1833. ( From OCA.org ). St. Juliana of Olshansk Also commemorated July 6/19 St. Juliana of Olshansk St. Juliana lived during the first quarter of the sixteenth century. Her father, Prince Yurii Dubrovitsky-Olshansky, was one of the benefactors of the Kiev Caves Lavra. The God-pleasing virgin died at the age of sixteen. Her body, which was buried at the Kiev Caves Lavra near the great church, was found incorrupt during the time of Archimandrite Elisha Pletenets (1599-1624). The holy relics were in a fire at the great church in the year 1718, and were put into a reliquary and placed in the church of the Near Caves. St. Juliana appeared to Archimandrite Peter Moghila (afterwards Metropolitan of Kiev) in a dream, reproaching him for the carelessness and lack of respect shown to her relics. He ordered a new reliquary to be made, for which a suitable covering was made by pious nuns. On the reliquary was the inscription: “By the will of the Creator of heaven and earth Juliana, patroness and great intercessor to Heaven, rests here for all time. Here are the bones ... healing against all passions ... You adorn Paradise, Juliana, like a beautiful flower ...”

http://pravoslavie.ru/87046.html

В прошлый раз мы коснулись того, чтобы не порицать, но лучше самому быть порицаемым, теперь же обратим речь к тому, чтобы не воздавать злом. Посему если желаем стать Христовыми наследниками, то должны соревноваться с возлюбленнейшими Христа. Будем подражать кротости Давида, чтобы и нам услышать от Бога: нашел Я мужа по сердцу Моему ( Деян. 13:22 ). Ибо говорит Сверхблагой и Любящий благо: нашел Я мужа по сердцу Моему, который исполнит все [Col. 1593] хотения Мои ( Деян. 13:22 ), о незлопамятном Давиде, добром даже и к врагам. Посему и мы не будем ничего делать в воздаяние брату, обидевшему нас, чтобы все для нас не извратилось во время молитвы. Закон повелевает заботиться и о подъяремном [животном] врага ( Исх. 23:4 ). И об Иове Бог засвидетельствовал как о воздерживающемся от злобы. И Иосиф злоумышлявшим братьям не отплатил [тем же]. Авель просто и без сомнения пошел вместе с братоубийственным Каином ( Быт. 4:8 ). И вообще богословие всегда провозглашает святыми тех, кто жил в незлобии. Говорит же некто: Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло ( Притч. 17:13 ); и:Вергаяй камень на высоту, на главу свою вергает ( Сир. 27:25 ); и: Кто роет яму, тот упадет в нее ( Притч. 26:27 ); и: кто ставит сеть, сам будет уловлен ею. Кто делает зло, на того обратится оно ( Сир. 27:29–30 ). И Иеремия, беседуя с Богом об Израиле, говорит:Еда воздаются злая за благая; яко глаголаша словеса на душу мою ( Иер. 18:20 ). Так этот праведник ночью и днем за них Бога умолял, но слышал от Бога и единожды, и дважды, чтобы он не молился о них, потому что «не услышу тебя» ( Иер. 11:14 ). Они же воздали ему тем, что посадили в смрадный ров. Ибо иудеям всегда свойственны такие «подвиги». Однако и Иосиф не только не отомстил братьям своим, но и плакал у них на шее от многой любви и говорил: Ныне убо не скорбите… препитаю вас ( Быт. 45:5, 11 ). Видим и как Давид беседует с Богом: Господи Боже мой, говорит, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающим ми зла, да отпаду убо от враг моих тощь ( Пс. 7:4–5 ). Петр же, увещая, говорит: Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение ( 1Пет. 3:9 ). И Павел: Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем ( 1Фес. 5:15 ), и тотчас: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром ( Рим. 12:21 ). И Господь: А Я говорю вам: любите врагов ваших… благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду ( Мф. 5:39–44 ), и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два ( Мф. 5:41 ). Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6:36 ). Ему же слава во веки. Аминь. [Col. 1596]

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010