Через два года после этого польскому правительству опять шло от русского двора «напомнание» отом же 1600 , а ещё через два года – опять 1601 . Через двадцать лет, при заключении тридцатилетнего перемирия (1679 года), русский престол снова требует от Польши, «дабы церквам ижителям в Польше и Литве грекороссийския веры никакого утеснения, разорения и принуждения ни к римскому закону, ниже к унии чинимо не было» 1602 . И это же условие было внесено в статьи договора о вечном мире (1686 г.) 1603 . Вообще, русский престол пользовался всяким случаем переговоров с Польшей, чтобы оказать заступничество православным западноруссам. С Алексея Михайловича заступничество за православных, бывших под Польшей, сделалось уже традицией русского престола. Государи NempI 1604 , Петръ II 1605 , государыни – Анна Иоанновна 1606 , Елисавета Петровна 1607 , – неизменнно и настойчиво поддерживали то, что было начато Алексеем Михайловичем. Императрица Екатерина II не отступила от этих традиций, и в первый же год своего царствования напомнила польскому двору о «воздыханиях единоверных своих, как в Польше, так и в Литве пребывающих» 1608 , поддерживая, затем, этого рода напоминания прикаждом удобномслучае впоследствии 1609 . Правда, исторические обстоятельства складывались так, что с каждым годом положение православных в Польше становилось «теснее»; но рядом с этим с каждым годом росло и могущество России, дававшее жизнь и силу терпению православных западноруссов – во всё возраставшей надежде, что от руки сильной и могучей соседней единоверной и единоплеменной державы рано или поздно дано будетим избавление. Эта надежда, робко встретившая воцарение Екатерины II 1610 превратилась скоро в твёрдую уверенность, что могущественная государыня «не посрамит " утеснённых своих единоверцев «в их чаянии» и «спасет их десницею своею». «Попечительница грекороссийския восточныя православныя церкви в Польше» 1611 постепенно выростала в сознании народном в «единственную после Бога защиту и утеху» западнорусского православного народа 1612 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Братство по-прежнему работало на пользу интересов угнетённой русской народности. В 1605 году братство посылало своего члена Бартникевича и двух священников на сеймик в Сондовую Вишню, где собиралась русская шляхта, и дало своим послам инструкцию настоятельно домогаться, чтобы русский народ не был стесняем в отправлении своего богослужения и в гражданских правах. В 1608 году с этой целью братство пригласило к складчине восемь братств из предместий; общее со- —346— брание состоялось в присутствии духовенства, положен был общий сбор и назначены два сборщика; сумма эта предназначалась для придворных польских чиновников, которых можно было смягчить в пользу русских путём подкупа. В 1609 году послы братства домогались пред королём для русских, по крайней мере, тех прав, которыми пользовались армяне и евреи, а если это не угодно, то просили дозволить русинам оставить отечество и переселиться в Молдавию 466 .Наскучив беспрестанным отправлением депутатов в Варшаву, братство в 1616 году постановило, чтобы те из братчиков, которым наиболее известен ход судебных дел, по очереди жили в Варшаве, каждый восемь недель, в качестве резидентов для хождения по судам; а братство принимало на себя попечение об их семействе и хозяйстве 467 . жаждете, яже имамы прияти, яже обеща неложный Бог, и их же ради видимая нивочтоже вменяете». Весьма назидательно говорит архимандрит Исаия и о порядке самого избрания нового епископа; он предлагает всем братчикам, вместе с жёнами и детьми, собраться в неделю православия в церкви в субботу, и всю ночь, вместе с ним архимандритом, бодрствовать и молиться, и затем только приступить к выбору. Этот архимандрит Исаия предназначался кандидатом на место епископа, и сам престарелый князь Острожский написал 1 марта 1607 года письмо братству, в котором убеждал его содействовать Исаии Балабану в достижении епископского сана. Князь Острожский опасался тех последствий, которые могли бы возникнуть от споров духовенства и братства с Исаией, а именно, чтобы латинский архибискуп, пользуясь этими спорами, не представил бы королю в кандидаты какого-нибудь униата.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Целью для вступивших в брак должно быть чадородие. Исполняя этим волю Божию касательно продолжения человеческого рода, человек является угодным Богу 1600 . Этой целью брака определяются и границы половых сношений. «Сеять же дозволено вступившему в брак, как земледельцу тогда, когда время удобно к принятию семени» 1601 . Сеять же без времени и не в видах чадородия – недостойно христианина, беззаконно, неразумно и грешно 1602 . Как вообще жизнь христиан должна быть святой и добродетельной, так и в брачных отношениях должна быть исключена похоть и господствовать целомудрие, хранящее их от всякого пятна 1603 . Никогда, даже ночью, не следует забывать стыдливости, которая в этом случае является светом разума 1604 , и отлагать вместе с одеждой целомудрие 1605 , которое мы, подобно Пенелопе, должны, напротив, днём прясть, а ночью распускать 1606 . Быть нецеломудренным в браке – значит любодействовать и разрушать его 1607 . Разнузданность, будучи недостойна христианина, имеет свои печальные последствия: она приводит к охлаждению любви и даже к замене её ненавистью 1608 , ко вреду тела 1609 , к возникновению целого ряда пороков и страстей, из которых создаются необузданные нравы 1610 . Против такой невоздержности, как и против всякой другой, лучшим лекарством служит разум 1611 . Но если требуется целомудрие в законных плотских сношениях, – то тем более христианину нужно удаляться от всякого рода незаконных сношений. Логос признаёт законным только сношение с законной женой 1612 и заповеди Его должно соблюдать 1613 . Блуд и противоестественные пороки должны быть чужды христианина. «Должно детей считать за своих сыновей, на чужих жён смотреть, как на собственных дочерей, но, главное, – властвовать над чревом и тем, что под чревом» 1614 . Не следует быть ни побеждёнными половыми влечениями, ни расплываться в вожделениях, ни страстно возбуждаться неразумными стремлениями, ни тем более желать осквернения 1615 . Блудник умер для Бога и оставляется Логосом и Духом, ибо Чистому прилично прикасаться только к тому, что чисто 1616 . Не должно, говорит Апостол, осквернять обитающего в нас Бога 1617 . Жизнь наша должна быть полной достойных христианского звания поступков, и зверь похоти никоим образом не должен входить в неё 1618 ; ни через неприличную речь – этот путь к бесстыдству, ни через неумеренность и роскошь в одежде и пище 1619 . Всего этого должно избегать, повинуясь разуму 1620 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Запросы или агитация? — Казанский телеграф, 21.03.1914 6246). 1597 Параман (или аналав) — плат с изображением»Голгофы»(восьмиконечного креста на подножии), носимый монахами на спине под верхней одеждой и соединенный четырьмя лентами с деревянным крестом, носимым на груди. 1598 Среди афонских монахов. — Биржевые ведомости, 23.07.1913 13 662). 1599 Сборник документов, относящихся к афонской имябожнической смуте. С. 35. 1600 Афонские изгнанники. — Русское слово, 28.07.1913 174). 1601 Цит. по: РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 24. 1602 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 24–24об. Ср.: Постановление об афонских монахах. — Московские ведомости, 14.07.1913 162). 1603 Протест Константинопольского патриарха. — Биржевые ведомости, 23.07.1913 13663); 24.07.1913 13664). 1604 Протест патриархов по поводу афонской истории. — Русские ведомости, 21.07.1913 168). 1605 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 46–53. Ср.: Последние известия. — Русские ведомости, 25.07.1913 171). 1606 Протокол заседания, подписанный его участниками, см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 102–105 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 100–102, 645). 1607 Там же. С. 105 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 100–102, 645). 1608 Там же. С. 9- 10(ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Ч. 1). Отметим, что Джунковский и далее продолжал проявлять больше заботы об имяславцах, чем церковные чиновники: так, 1 сентября 1913 года, войдя в соглашение с обер–прокурором Синода, он предложил одесскому градоначальнику освободить содержавшихся в одесской тюрьме имяславцев. В декабре 1913 года он же ходатайствовал перед министром иностранных дел С. Д. Сазоновым о возвращении имяславцам отобранных у них денежных сумм. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 128–130 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Ч. 1. Л. 171–172об.). 1609 Афонские монахи в Москве. — Русское слово, 23.07.1913 169); Афонские монахи ищут прибежища. — Биржевые ведомости, 9.08.1913 13 692). 1610 Если в 1910 г. в русских обителях на Афоне проживало 3494 русских монаха, то в 1914г. осталось лишь 1917. См.: Слесинский Роберт, священник. Начало своеобразной русской философии языка. С. 78. Данная статистика не учитывает многочисленных русских келлиотов, проживавших на всем пространстве Святой Горы. 1611

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

1604 Антихристианские тенденции Талмуда решительно отвергает Dr. M. Duschak, но насколько мало у него убедительности, видно по приводимому автором основанию, что «до Костантина великого христиане были лишь иудейской сектой, которой иудеи почти совсем не боялись». 1605 Найденная древнейшая (иерусалимская) форма молитвы «Шемонеэсре» (18 прошений) содержит (в 12-м прошении) прямое упоминание «назареев», откуда выводится, что уже около 100 г. у евреев практиковалось молитвенно – церковное «проклинание» христиан. 1606 О полемистически – порицательных намеках в раввинской литературе против Апостола Павла, прямо говорится, что иудейство принимало меры против проникновения и распространения Павловых антиномистических идей. Современник Симона бен – Иохия Исси бен – Иегуда еще «во время первого распространения учения Апостола Павла на проповедь его о законе (ветхозаветном) дали «резкую отповедь». 1607 Говорилось также (р. Хуна), что Греция превосходит Рим в трех вещах – в законах, языке и письменности (в художественных изображениях). 1608 Вполне возможно понимать это свидетельство в том смысле, что 70 языков должны были знать все члены синедриона в совокупности или некоторые из них, но не каждый в отдельности. По р. Иоханану (III в.) члены синедриона должны лишь понимать иностранные языки. 1611 В этом смысле и по данному эпизоду справедливо заключение, что в Палестине народ всюду понимал погречески, сопоставляя положение Павла с тем, как если бы «англичанин», явившись в Уэльс (Валлис), заговорил с местными жителями поуэльски, при чем туземцы, конечно, «еще более утихли» бы, ибо они ожидали услышать английскую речь; подобно сему и апостольское слово вызвало особенную тишину именно неожиданностью, что благовестник обратился поеврейски, когда все думали, что он воспользуется греческим языком. 1612 В этом смысле разумея греческую риторически – логическую софистику, которая обольщала обманчивым резонерством и фальшивыми выводами. 1613 Так, говорилось, что в Иерусалиме было 180 синагог, и при каждой имелись школа для обучения Библии и школа для изучения «традиции», но все они разрушены при Веспасиане (70 – 79 г.) 1614 Поэтому номистические занятия могли подавлять даже самые естественные обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1597-1600 гг. П. продолжил изучение теологии в Гоа, а также приобрел нек-рые познания в араб. и персид. языках. 22 марта 1603 г. он вновь отплыл в Эфиопию и 26 апр. высадился в порту Массауа, а 15 мая вместе с сопровождавшими его португальцами прибыл в миссионерское поселение Фремона, основанное иезуитами недалеко от совр. г. Адуа. Там П. начал изучать геэз и амхарский язык, организовал миссионерскую школу и перевел с португ. языка краткий католич. катехизис. Интерес к П. проявил возведенный незадолго до этого на эфиоп. престол царь За-Денгель (1603-1604). Царь пригласил П. ко двору, вручил послания к папе Римскому и к испан. кор. Филиппу III и обещал перейти в католич. веру, если европ. государи окажут ему военную помощь, необходимую в связи с междоусобной войной и угрозами со стороны турок, занявших часть территории совр. Эритреи. Слухи о намерениях За-Денгеля привлечь в страну португ. войска привели к восстанию, к-рое поддержало местное духовенство, и к гибели царя (13 окт. 1604). Во время последовавшей междоусобицы царь Иаков (Якоб; 1597-1603, 1604-1607) также обратился к П. с просьбой прислать военную помощь, пообещав принять католич. веру, но вскоре он потерпел поражение от Сисиния. Заняв эфиоп. престол, царь Сисиний просил П. содействовать ему в установлении связи с португ. властями в Гоа, в 1610-1617 гг. передал католич. миссионеру послания, адресованные Римскому папе Павлу V (1605-1621), испан. кор. Филиппу III, генералу ордена иезуитов Клаудио Аквавиве и др. лицам. В стремлении обратить Эфиопию в католичество П. нашел себе сподвижников среди ближайшего окружения царя Сисиния: католич. веру приняли сводный брат царя Сээла Крестос и придворный историограф Махерка Денгель (1612). Да и сам Сисиний все больше склонялся к католичеству, уже не связывая переход в католич. веру с получением военной помощи от испано-португ. монархии. Этому в немалой степени способствовали личные качества П., к-рый в отличие от католич. миссионеров, ранее посещавших Эфиопию, выказывал терпимость и уважение к местному населению и его культурным традициям. В соответствии с основными принципами миссионерской работы Об-ва Иисуса, сформулированными главой ордена Игнатием Лойолой (1541-1556), П., занимаясь проповеднической деятельностью при царском дворе, подчеркивал, что принятие католич. веры будет способствовать консолидации власти и установлению более тесных контактов с европ. гос-вами. Не считая необходимым полную отмену местных обрядов и обычаев, П. хотел очистить их от монофизитства и внести лишь некоторые изменения.

http://pravenc.ru/text/2579884.html

1593. О надежде, как добродетели христианской. 1757. I. 118. 1594. О надежде вечных благ. 1827. XXV. 357. 1595. Христианская надежда. 1846. III. 17. 1596. Надежда. 1854. II. 329. 1597. Об обязанностях к ближним. 1849. I. 314. 386. 1598. Обязанности христианина к самому себе. 1856. I. 421. 1599. О самопознании. 1832. XLVI. 76. 1600. О самопознании. 1840. I. 70. 1601. Нужный вопрос: кто я? 1821. III. 42. 1602. О любви к человечеству в отношении к современным потребностям жизни. – Ф. С. Надеждина. 1860. II. 466. 1861. I. 14. 37. 122. II. 85. 1862. I. 277. 573. 719. II. 707. 1603. О взаимной христианской любви. 1854. II. 531. 1604. Любовь ко врагам. 1857. I. 355. 1605. Разговор между Боголюбовым и Миролюбовым о том, как должно проводить воскресные и праздничные дни. 1857. I. 7. 1606. Пределы христианской услужливости. 1861. I. 149. 1607. О девстве. 1861. I. 158. 1608. О сомнениях. – Ф. С. Надеждина. 1861. II. 10. 1609. Христианская откровенность и осторожность в речах. – И. Афанасия. 1861. II. 51. 1610. О постоянстве в делах веры и жизни христианской. – Ф. С. Надеждина. 1861. II. 71. 1611. Христианская встреча юности с старостью. – Соб. иер. Афанасия. 1861. I. 80. 1612. Постоянство. 1840. IV. 3. 1613. О милостыне. 1843. II. 490. 1845. III. 114. 1614. Христианское милосердие. 1856. I. 170. 1615. Мир с ближними. 1856. I. 309. 1616. Сила Молитвы. 1851. I. 332. 1617. Молитва . 1855. I. 193. 1618. О братолюбии. 1821. IV. 227. 1619. Об иночестве. 1836. IV. 55. 1620. О целомудрии. 1839. IV. 104. 1621. Советы о целомудрии. 1829. XXXVI. 304. 1622. О уповании на Бога. 1827. XXVIII. 236. 1623. Христианское учение о девстве и целомудрии, предложенное в слове на Успение Пресв. Богородицы. 1836. IV. 74. 1624. О терпении. 1841. I. 414. 1625. О терпении в бедствиях. 1827. XXV. 241. 1626. О кротости и смирении. 1827. XXV. 348. 1627. Размышление о кротости и смирении. 1832. XLVIII. 250. 1628. Свойство христианской кротости. 1823. XI. 257. 1629. О благотворительности. 1848. I. 314. 3. 86. 1630. Тайна всегдашней радости. 1857. I. 244.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

184 Смерть застигла Валу среди планов о примирении Лотаря с отцом. В мае месяце этого года Вала отправлен был во главе посольства из Италии на рейхстаг в Диденгофене, где ему был оказан самый высокий приём. Вала обещал, что Лотарь явится к отцу в сентябре того же года. По-видимому, Вала стремился к тому, чтобы Лотарь удержал суверенные права над остальными братьями, и, чтобы, хотя в такой форме, была сохранена идея единой державы, образованной Карлом В. Все планы Валы, однако, потерпели неудачу и, главным образом, благодаря слабости Лотаря. 185 Людовик назван Юстинианом, его жена – Юстиной; три сына императора – Гонорием, Меланием и Грацианом. 186 См. Dümmler, Epitaph. Arsenii, Philolog. u. hist. Abhand. d. kgl. Akademie d. Wiss. zu Berlin, 1900, S. 4–5. 188 См. introductio к второй книге, – c. 1605–1607. Пасхазий, по-видимому, считает в этой книге жену Лотаря уже умершей. Смерть же ее последовала в 851 г. (Dümmler, о. с., S. 11). 189 На этот год, как на начало его аббатства, указывает, по словам Мабильона, рукописная хроника корбейского монастыря (Elog. hist., – с. 12). 190 Пасхазий, несомненно, был в числе противников Готтшалька. Против последнего направлена следующая фраза в VIII кн. толкования на Матфея: quapropter scire debemus quotiens aliquis perit, non ex praedestinatione Dei, ut quidem male sentient, neque ex voluntate Patrus perit, sed proprio suo peccato iustoque Dei iuducuo (см. Elog. hist., c. 12). 191 Судя по следующим словам Пасхазия, по личной просьбе самого Карла: Etsi ultimus, fide devotusque quia monuistis… decrevi… offerre… labellum (1259 D). 192 Монах Неон, бежавший или изгнанный из корбейского монастыря, нашел приют у Карла Лысого (Serv. Lup. ep. 56, – см. Elog. hist., c. 14; также Herzog-Hauck, Prot. Renz, III Aufl., Radbert, S. 396). 193 Первые четыре книги посвящены монаху Гунгланду из монастыря С. Рикье. Остальные восемь написаны для всех, вообще, монахов этого монастыря. Schönbach доказывает, что последние четыре книги написаны после нового перерыва, так как они предваряются новым большим прологом, где Пасхазий распространяется о своих занятиях.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Н(икита) П(етрович) был человек, безусловно, вполне русский, с головы до пят; все русское, как бы оно ни было мерзко во вкусах вообще общества, нравилось Н(иките) П(етровичу) 1604 а) Н(иките) П(етровичу) нравился ярко 1605 красный цвет (мужицкие рубахи); б) портки пестрые у мужиков; в) войлочные шапки форм(ы) усеченного конуса; портянкам 1606 отдавал предпочт(ение) перед носками; г) видел какую-то красоту в топорной работе крестьянских лиц и проч. и 1607 ужасным пением баб восхищался. Одним словом – славянофил, был в хороших отношениях с противниками вообще русских: евреями, поляками, цыганами, немцами. Для Н(икиты) П(етровича) была дорога Россия в общем понятии о ней как государстве, а ее элементы были для него безразличны. – Почему Аксаков в «Развлечении» был изображен с кружкой кваса, а ваш отец 1608 Слова ваш отец вписаны сверху над зачеркнутыми инициалами: Н. П. в опорках и халате. 1609 А потому, что какой же он славянофил, когда он любит всякую иноплеменную 1610 сволочь. 1611 – Это 1612 говорил один очень видный 1613 коммерсант с университетским образованием. – Жаль мне вашего папашу, очень жаль, дал бы ему денег, да все пойдет, извините за выражение, псу под хвост. Что ему за охота тянуть, чинить гнилые веревки. Если бы он плюнул на свою газету, я бы ему 10 т(ысяч) в год платил; пиши он статьи хоть в «Новое время». Вы, пожалуй, этого ему не говорите, я сказал вам по-приятельски, да, впрочем, вас заплевали разные проходимцы. Другой из весьма крупных (подобных же) 1614 финансистов говорил вот что: – Гиляров-Плат(онов) для нас был бы клад: в голове 1615 у нас много, а проводника нет. – Катков? – Катков – богач, это раз, да еще жидовский выкормыш. 1616 – Пустяки. – Нет-с… у него много жидов в газете: Шульман, 1617 Грингмут, 1618 да с вами и говорить не стоит. Случилась на Руси «Кукуевская катастрофа». 1619 Для «настоящих» газетчиков была радость велия, и в особенности для корр(еспондентов). – Тут, друг мой, дело не в построчной плате, а… понимаешь, на Курской дороге много тузов. От «Моск(овских) вед(омостей)» полетел некий Кочетов, 1620 не поделившийся гамзой 1621 с гусаром или уланом и за то был выгнан из «М(осковских) в(едомостей)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

От Антипатриды via militaris Romana шла почти в прямолинейном направлении к приморской Кесарии, почти в параллель с градусами восточной долготы. Она тяну­лась на протяжении 26 римских миль 1599 . На ее пути почти не встречалось городов и селений, а была раски­нута прежняя Саронская долина с своими громадными ле­сами 1600 и цветущими лугами 1601 . Несколько часов пути 1602 – и свв. путники приближались уже к новой знаменитой гавани Кесарии. Недалеко от города им прежде всего приходилось переправляться чрез реку крокодилов. На­звание реки Ποταμς Κροκοδελων несомненно, странно зву­чало для слуха всякого путешественника по этой местности, удаленной от Египта и Нила, и возбуждало любознатель­ность. По свидетельству Страбона 1603 , на восточном бе­регу Средиземного моря, ниже Акко, почти возле Кесарии, по преданию, существовал когда-то Город Крокодилов (Κροκοδελων Πλις), хотя в его время его уже не суще­ствовало. Плиний 1604 также знает про Город Крокодилов; но при нем, его тоже не было, а была только река того —149— же имени 1605 . Естественнее всего полагать, что этот го­род и река находились именно возле Кесарии, к югу от нее 1606 . По весьма вероятному объяснению Пококке 1607 здесь некогда была египетская колония; колонисты – егип­тяне, почитатели крокодилов, вывезли с собою из своего отечества своих богов и пустили в реку колонии; от этих-то обитателей реки, составлявших собою редкость для Палестины, и получили свои названия и город и река. Факт обитания крокодилов в этой, прикесарийской, реке подтверждается и местными преданиями: арабы зовут эту реку Moiet el Tamzah, что значит: воды крокодилов; местные жители хранит предания о каких-то речных чудовищах, пожиравших скот, детей и взрослых, не­осторожно приближавшихся к берегу. Иногда по берегу находились даже скелеты крокодилов 1608 . Переправившись чрез хорошо устроенный, римской по­стройки, мост, свв. путешественники прибыли в самую Кесарию 1609 . Этот город, построенный Иродом Вели­ким 1610 немногим только раньше Антипатриды, с пре­восходной гаванью, в которой искусство победило стихию, был блестящим языческим городом на палестинском берегу. Если Антипатрида была больше языческим и рим­ским городом, то про Кесарию нужно сказать тоже го­раздо в большей степени. Кроме преданий о крокодилах, она не имела ничего, что бы связывало ее с историей Палестины. Она была всецело произведением нового, за-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010