Трибуны сохраняли право вмешательства в дела, обсуждаемые в сенате. Высказано предположение, что Плиний использовал свое положение, чтобы помочь Атилию (Письма VI.8.3). 1604 Квестура (ср. Письма VII.16.2) – должность, связанная с финансами, была необходимым этапом в жизни государственного деятеля. Плиний был квестором с 92 г. 1605 Севир конницы – член коллегии шести почетных начальников римской конницы, реально никогда не командовавших. 1606 ...военный трибун... – т. е. командир легиона. В каждом легионе было шесть военных трибунов, которые командовали по очереди, каждый по два месяца в году. Знакомство с военным искусством считалось необходимым условием карьеры государственного деятеля. 1607 ...децемвир по гражданским процессам... – Плиний занимал эту магистратуру с 18 лет и расстался с нею только во время префектуры в Сатурновой казне. В «Письмах» много упоминаний (I.18 и др.). 1608 ...на вскормление (детей)... Обычно читают in alimenta libertorum. Поскольку «вскармливать» отпущенников, как правило, самостоятельно выкупавшихся на волю, было бы странно, мы предполагаем пропуск слова liberorum (детей). Сходство стоявших рядом слов способствовало пропуску одного из них. Забота патрона о семье вольноотпущенника считалась в Риме обязательна. 1609 ...мальчиков и девочек городского плебса... – Rei publicae здесь==civitati (городской общине). Забота о детях бедняков в Италии являет собой параллель заботе о θρεπτο (см. Х.65) в Вифинии. 1610 Надпись из Комо. Луций Цецилий, вероятно, отец Плиния. Он начал постройку храма от имени сестры Плиния. Постройку довел до конца уже Плиний, которому и принадлежит надпись (Цецилий Секунд сделал посвятил). 1611 Префект фабров – начальник, в ведении которого находились инженерные войска, т. е. обслуживавшие метательные машины, при осаде делавшие подкопы и проч. Префект фабров приравнивался по старшинству к военному трибуну. 1612 В некоторых городах Италии во главе городского совета стояли не дуумвиры, т. е. не два должностных лица, а кваттуорвиры, т. е. четыре; в их функции входило и судопроизводство. 1613 Понтифик – жрец, член коллегии понтификов, ведению которой подлежал надзор за всеми культами, календарем, а также решение вопросов священного права. Читать далее Источник: Письма Плиния Младшего : Кн. I-X. [Перевод]/Изд. подгот. М. Е. Сергеенко, А. И. Доватур; [Примеч. М. Е. Сергеенко и др.]. - 2-е изд., перераб. - М. : Наука, 1982. - 407 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

1598 Сводка литературных источников: Высоцкий А.М., Осминская Н.А., Шелов–Коведяев Ф.В. К вопросу об истории и реконструкции первой церкви Апостолов в Константинополе по описаниям современников/Виз. временник. 2000. Т. 59 (84). С. 198–221; Краутхаймер Р. Три христианские столицы: Топография и политика. М.; СПб., 2000. 1599 Греч. σκευοφυλκιον (лат. sacrestia) – «сосудохранительница», или «диаконик» (διακνικον): особое строение рядом с церковью, где хранились мощи, священные сосуды и совершалась проскомидия (также – ризница); позже диаконик вошел в состав алтаря (обычно в южной части). 1600 Комеч А.И. Архитектура/Культура Византии: 4 – первая половина 7 в. С. 589–591; Mainstone R.J. Saint Sophie. Milan; London, 1988 (итал. пер., с дополнениями в тексте и библиографии и с новыми превосходными иллюстрациями: Santa Sofia. Milano, 2009). 1602 Акентьев К.К. Мозаики киевской св. Софии и «Слово» митрополита Илариона в византийском литургическом контексте/Литургия, архитектура и искусство византийского мира: (Византинороссика 1)/Ред. К.К. Акентьев. СПб., 1995. С. 75–94. 1605 Александр (Федоров), игумен. Образно–символическая система композиции древнерусского города. СПб., 1999. 1606 Rordorf W., Saxer V., Duval N., В is conti F. Martyre/Dictionnaire Encyclopedique du Christianisme Ancien. Paris, 1990. T. 2. P. 1570–1584. 1607 Grabar A. Martyrium: Recherches sur le culte des reliques et art chretien antique. Vol. 1–2. Paris, 1943–1946 (repr.: 1972). 1608 О последующем развитии идей А. Грабара и дискуссиях см.: Хрушкова Л.Г. Андрей Николаевич Грабар и европейская христианская археология/Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь: К 100–летию А.Н. Грабара. СПб., 1999. С. 97–106. 1610 Lassus J. L’eglise cruciforme/Antioch on–the–Orontes, II: The Excavations 1933–1936/Ed. Stillwell R. Princeton, 1938. 1613 Хрушкова Л.Г. Баптистерий/Католическая энциклопедия. Т. 1. 2002. Ст. 456–458 (основная библиография). 1614 Heiser L. Die Taufe in der ortodoxen Kirche: Geschichte, Spendung und Symbolik nach Lehre des Vater. Trier, 1987; Roma, 1980; Saxer V. Les rites de l’initiation chretienne. Spoleto, 1988; Saxer V., Maestri G. Cirillo e Giovanni di Gerusalemme. Catechesi prebattesimali e mistagogiche. Milano, 1994 (Letture cristiane del primo millennio 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме, так сказать, психического союза джинны, по верованию арабов, могли вступать и в чисто плотские сношения с людьми и удовлетворять с ними свою похоть. Так об Амру-бну-Ярбуг-бну-Хасем рассказывали, что он имел жену из рода джиннов 1602 . По рассказу Домайры один араб из Медины, похищенный джиннами, жил у них и при этом женился на одном джинне женского пола 1603 . Это языческое верование арабов перешло и к мусульманам. Мухаммед сам признавал его, и Коран допускает половые сношения джиннов с людьми. Так описывая райских дев, он говорит, что с ними не имели половых сношений ни люди, ни джинны. 1604 Из этого ясно, что Коран допускает возможность половых сношений между людьми и джиннами. На эти близкие сношения людей с джиннами намекает и предание 1605 . Как в мире человеческом многое араб объяснял влиянием джиннов, так и в мире окружающем многие явления он считал действием этих существ. В зарнице, мелькающей ночью на небе в знойные месяцы года, в падающих звездах, пламенными полосами рассекающих в разных направлениях атмосферу, он видел мечи ангелов, которыми они отгоняют от неба дьяволов и джиннов, подслушивающих тайны неба. Паутину, в летние дни разносимую ветром в воздухе, араб считал соплями шайтана . Хотя относительно последнего выражения в лексиконе Фрейгата и замечается, что оно употреблялось детьми, по нам представляется оно несомненно первично образовавшимся под влиянием религиозных воззрений. Вера во влияние джиннов на природу, араб в тоже время допускал, что есть на земле особенные места, где преимущественно обитают джинны и где они причиняют иногда много бед людям. Так, например, в приведённом уже нами выше стихе упоминается место Габкар , как место обитаемое джиннами 1606 . Также ужасна от джиннов была страна Вабар 1607 . Лебид говорит в своей моаллакате о джиннах долины Бедийской 1608 ; по Камусу к числу мест, населенных джиннами, принадлежит также пустыни Булюка в Бахрейне 1609 , и одно место, называемое Джейгем 1610 . Можно предполагать, что и долина Нахла, где джинны по мусульманскому верованию 1611 слушали Коран, была, вероятно, также в числе подобных мест в суеверных представлениях арабов язычников. По всей вероятности, и существующее у мусульман-арабов верование, что гора Дзиля-Бяну-Малек будто бы населена джиннами, принявшими ислам, потому на ней сходятся арабы; а гора Дзиля-Бяну-ш-Шейсабан будто бы населена неверными джиннами, и потому к ней не приближаются из боязни этих последних джиннов 1612 , по всей вероятности, это верование заимствовано мусульманами от арабов-язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ХАБАРОВ ЕРОФЕЙ ПАВЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Хабаров Ерофей (Ярофей) Павлович (по прозвищу Святитский) (между 1605 и 1607 , деревня Дмитриево Вологодской губернии - начало февраля 1671 , деревня Хабаровка Иркутской губернии). Русский землепроходец и землепашец, промышленный и торговый человек, исследователь Восточной Сибири. Первые годы деятельности выходец из крестья-поморов, Хабаров зимой 1628 отправился на заработки в Мангазею , добрался до Хеты и до весны 1630 служил сборщиком пошлины в Хетском зимовье. В 1632 прибыл на Лену и до 1639 ходил по ее притокам Куте, Киринге, Витиму, Олекме и Алдану, промышляя соболя. Сколотив артель, обменивал в сибирских городах добытую " мягкую рухлядь " на товары для местного населения. Во время скитаний собирал сведения о Лене и ее притоках, о живущих здесь народах, о полезных ископаемых края. Хабаров стал первооткрывателем соляных источников в устье Куты и обнаружил там " угожие земли " под пашню. К весне 1641 первый в этом краю землепашец поднял около 28 га целины, построил первую в Восточной Сибири соляную варницу, наладил продажу соли и завел лошадей для перевозки государственных грузов в Якутск . В этом же году воевода незаконно отобрал в казну постройки, хлебные запасы и доходы Хабарова. Тогда он перебрался на устье Киренги, распахал 65 га и получил хороший урожай злаковых. Воевода вскоре присвоил и это хозяйство, а за отказ дать взаймы денег реквизировал у Хабарова 48 т хлеба, подверг пыткам и заточил в тюрьму, где тот просидел почти 2,5 года. Выйдя на свободу, Хабаров продолжал заниматься земледелием. Построил мельницу. Амурская эпопея когда до Хабарова дошли слухи о богатствах амурских земель, он свернул свое прибыльное дело, собрал ватагу " охочих людей " , прибыл в Илимск и в марте 1649 от нового воеводы получил разрешение отправиться на Амур. Он взял в кредит военное снаряжение, оружие, сельхозинвентарь и во главе группы из 60 человек весной 1649 вышел из Илимска.

http://drevo-info.ru/articles/1417.html

Пролубшик Богдан, посадский человек, 1612 г., Нижний Новгород Пролысков Семен Васильевич, степенный ключник Тушинского вора, 1610 г. Прончищев Василий Фуников [см. Фуник], стрелецкий голова, 1550 г. Прорубников Меркул, пристав, 1660 г., Соль Вычегодская Проселок, Проселковы : Проселок Васильевич Кувшинов [см. Кувшин], 1596 г., Кашин; Карп Правоторхов [см. Правоторх] Проселков, 1580 г., Арзамас Проскура, крестьянин, 1498 г., Новгород Проскурак ( Проскуряк ) Емельян, крестьянин, 1607 г., Юрьев Проскура – испорченное «просфора» Проскурницын Асташ, крестьянин, третья четверть XV в., Кострома Простой Семенович Пылаев [см. Пылаев], 1573 г. Протас кн. Данило Дмитриевич Шаховской [см. Шаховские], конец XVI в. Прошлецов Федот Макарович, конюшейный подьячий, 1542 г., Переяславль Пругавин Третьяк [см. Третьяк], посадский человек, 1638 г., Москва Прусин Иван, сокольник, 1507 г., Переяславль Прус – кобылка, вредитель хлебов Прусяк кн. Борис Константинович Тюфякин-Оболенский [см. Тюфяк], 1550 г. Прусяк, прусак – бурый таракан Прямоглядов Иван Владимирович, 1577 г., Коломна; Прямоглядовы, XVI–XVII вв., Коломна Пряхин Иван, крестьянин, 1620 г., Белев Птица, Птицын : кн. Михаил Владимирович Птица Долгорукий [см. Долгорукий], первая половина XVI в.; Иван Васильевич Птица Щепин-Волынский [см. Щепа, Волынский], тогда же; Кузяй [см. Кузяй] Птицын, крестьянин, 1498 г., Новгород Пугвишник Макар, нищий, 1621 г., Нижний Новгород Пугин Семен, крестьянин, 1495 г., Новгород; Иван, крестьянин, 1580 г., Новгород Пуговка : кн. Иван Александрович Пуговка Стригин-Оболенский [см. Стрига], 1550 г.; Афанасий Пуговка, подьячий, казнен в 1570 г., Псков Пузо, Пузан, Пузак : много лиц в XV–XVI вв., Новгород; Клим Пузов, крестьянин, вторая половина XV в., Бежецк; Иван Пузиков, казнен в 1570 г., Новгород; Андрей Пузаков, крестьянин, 1605 г., Муром [см. Всеславин] Пузырев Юрий, XV в., Двина; Пузыревы, землевладельцы, XVI в., Тверь Пукой Никита Семенович, крестьянин, 1564 г., Олонец Пукышов Филипп, посадник, 1480 г., Псков

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Гораздо важнее было по своим последствиям литературное движение, усилившееся после унии. В острожской типографии были напечатаны (в 1598) " Отпись на лист отца Ипатия " (Потия) и Листы, т. е. послания: из них восемь Мелетия, патриарха александрийского, в которых излагалась сущность православия и народ православный побуждался к защите своей религии. Одно из этих посланий (третие) касается вопроса об изменении календаря, вопроса, тогда очень занимавшего умы. Православным пастырям не нравилось это изменение именно потому, что оно было нововведением: " новость суетных мужей непостоятельных душ, яко же сырость приражением ветров зыблемых " . По мнению честных пастырей, изменение пасхалии приносит за собою обуревание и мятеж в церкви, крамолы, раздоры, приближение к жидовству; но если бы этого и не случилось, то все-таки не нужно вносить " неотеризма " , а лучше держаться старины и слушаться стариков. (Что же не благочестивейше и не благоговей-нейше есть в различных вещах вкупе пребывати со старцы.) При этом замечалось, что вычисления, на которых основан новый календарь, не имеют прочности и, по прошествии трехсот лет, придется снова " астрономствовати " и выдумывать новые перемены. Девятый из напечатанных в этой книге листов заключает послание, писанное Острожским к православным христианам при самом начале унии (о нем мы говорили выше), а десятый - увещательное послание афонских монахов. В ряду напечатанных тогда в Остроге книг особенно важна книга " Апокризис " (изд. в исходе 1597 г.) под псевдонимом Филалета, написанная, как говорят, Христофором Вронским, человеком, подобно Острожскому, склонявшимся к протестантизму. Вместо строгого подчинения духовным властям в деле веры, она проповедывала равное свободное участие светских людей в церковных делах, учение о безусловном повиновении церкви называла жидовством и доказывала, что светские люди могут, по своему усмотрению, не слушаться духовных и низлагать их. В 1598 году священником Василием был издан Псалтырь с восследованием, другой Псалтырь с часословом, в 1605 и 1606 сочинения патриарха Мелетия по поводу унии, переведенные Иовом Борецким, а в 1607 священник Дамиан, брат Наливайка, издал " Лекарство на оспалый умысел человечий " , где поместил послание Златоуста к Феодору

http://sedmitza.ru/lib/text/435615/

Знаменательно, что в ряду Московских Чудотворцев, к которым обращена всеобщая молитва, называется «новоявленный Страстотерпец Христов Царевич Димитрий». Прощальная Грамота Святейшего Патриарха Иова исполнена пафосом обличения вероломной измены: как измены Царского синклита и военачальников, так и изменнического беснования громадных народных масс. Он ведь предвидел в 1598 году, что вероломная измена, и, в первую очередь, такая измена в высших эшелонах Царских властей - главная угроза Русскому Православному Самодержавию и Православию в целом. Каково же ему было быть свидетелем осуществления своего предвидения в Мае-Июне 1605 года?! Следом Святейший Иов вновь напоминает соборянам клятвы, данные Царю Борису Феодоровичу, потом Царице Марии Григорьевне и Царю Феодору Борисовичу, напоминает и ложные клятвы Самозванцу. И уже от лица обоих Патриархов - от своего и от Гермогена, произносит формулу прощения от этих клятв: «...И в тех во всех прежних и нынешних клятвах и в преступлении Крестного целования аз Ермоген, Патриарх Московский и всеа Русии, и аз смиренный Иев, бывый Патриарх царьствующего града Москвы, по данней нам благодати от Пресвятого и Животворящего Духа и полагаяся на премилостивые щедроты Божия, вас вкупе православных християн прощаем и разрешаем в сий век и в будущий, и молим Владыку нашего и Содетеля Христа Бога, да подаст всем нам, и вам всем православным християном царьствующего града Москвы, и всех градов всем православным християном, иже требуют благословения и прощения, и мирное сожитие, и любовь, и радость, и всякия благостыни исполнит вас; а в будущем веце, на Страшнем Суде, да сподобит нас и вас Владыко наш Христос Бог ликостояния со Святыми и горняго Иеросалима наследие; а вы нас, Бога ради, такоже простите в нашем заклинании к вам, и что будет кому грубость какову показал, в том во всем простите и милостивне сотворите, да и сами обрящете милость от Бога в сем веце и в будущем»(237). Но это еще не Таинство Покаяния, а только подготовка к нему. 20 Февраля 1607 года от лица соборян была подана покаянная челобитная с перечислением всех народных изменнических прегрешений, после которой была совершена служба с разрешительными молитвами, прочитанными по Разрешительной Грамоте.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/03/...

Это коренье холоп подложил будто бы в хозяйскую казну. Коренье нашли, Романовых арестовали, допрашивали, даже приводили к пытке и князя Ивана Черкасского с ними. Родню Романовых: Черкасских, Сицких, Репниных, Шестунова, Карповых, Шереметьевых также привлекли к делу. Допрашивали и пытали их холопов. Образовался, словом, обширнейший розыск, для которого пресловутое коренье послужило, очевидно, только точкой отправления. Невозможно допустить, чтобы одни волшебные корешки, без других улик, послужили достаточным основанием для обвинения целого родственного круга лиц, принадлежавших к высшему слою служилого класса, лиц влиятельных и популярных, связанных узами кровного родства с только что угасшей —574— династией, к которой Борис исповедывал такую благоговейную преданность. Очевидно, что Годунов с его думцами боярами доискивался чего-то более серьезного, чем корешки. Одни корешки в казне Александра Никитича не привели бы к царской опале все «племя» виновного, как строго не выдерживали свойственный тому времени принцип групповой ответственности. Происшедшее, одновременно с опалой Романовых, удаление В. Щелкалова, всегда близкого к племени Никиты Романовича, указывает на то, что предметом обвинения служило не простое ведовство, а нечто более сложное, выходящее за пределы личного или узко-семейного проступка. На то же намекает и инструкция, данная приставам с осужденными «изменниками» в места их ссылки, – писать к государю про тайные государевы дела, что проявится от его государственных злодеев и изменников. Причину преследования Романовского кружка выясняют, хотя и не вполне, документы, относящиеся к позднейшим годам. В 1605 году правительство Бориса, объявляя народу о войне с самозванцем, называло самозванца Гришкой Отрепьевым и указывало между прочим на то, что Гришка «жил у Романовых во дворе». В 1606–1607 годах посольство царя Василия Шуйского официально заявило в Польше о Гришке, что он «был в холопах у бояр у Никитиных, детей Романовича и у князя Бориса Черкасского и, заворовався, постригся в чернецы».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1601. Сергеева Н. Н. Религиозное сознание и средства массовой информации//РЧ, 7-е: Христианство и культура. 1999. С. 94–105. 1602. Соколов М. Новый опыт христианской апологетики//АиО. 1998. 2(16). С. 390–392. Рец. на кн.: Кураев А., диак. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии). М., 1997. 1603. Сэйерс Д. Разум Творца/Пер. с англ.: Н. Л. Трауберг//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 91–103. Эссе: совр. о-во в его равнодушии к истинам Божественного Откровения. 1604. Ушакова Ю. В . В какие времена живем мы?//АиО. 1998. 4(18). С. 272–282. 1605. Ушакова Ю. В. Религиозная ситуация: начало XX – канун XXI вв.//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 214–224. Распространение сект в нач. ХХ в.; насильственная атеизация о-ва после 1917 г.; новая волна сектантства как следствие миссионерства из-за рубежа в 1990-х гг. 1606. Франк С. Л. Основные принципы общественной жизни/Подгот. текста: А. Л. Доброхотов//АиО. 1998. 1(15). С. 176–188; 2(16). С. 173–190. Ср. 1579, 1582. 1607. Шпиллер В. Д., прот. Суд над Церковью: (По поводу одной статьи)//БСб. 1999. 3. С. 21–23. О возможности достижения добра в реальной церк. жизни. См. также 634, 1991,2036,2631,2632,2635,2648,2662, 2674, 2675, 2714, 2974, 3096. Богословие истории 1608. Асмус В. В., прот. Принципы богословского подхода к истории//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 167–176. 1609. Иванов М. С. Сравнение научно-исторического, философского и богословского подходов к истории//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 177–185. 1610. Мусин А., диак. Богословие истории и его отражение в православном сознании//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 113–122. 1611. Раушенбах Б. В. Судьбы христианства за две тысячи лет: Надежды и опасения на пороге третьего тысячелетия//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 15–17. 1612. Энеева Н. Т. Проблема богословия истории по прот. Сергию Булгакову //ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 123–131. См. также 1445. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Н. отмечены случаи проявления католич. реакции. Сын купца из Тёнсберга Л. Нильссон (ок. 1538-1622), получивший образование в иезуитском ун-те в Лёвене, по возвращении в Данию (1600) стремился вернуть Данию и Н. в лоно католич. Церкви и искал с этой целью встречи с Кристианом IV, но был осужден и изгнан из страны (1613). В качестве доказательств вины Нильссона была использована его переписка с норвежскими католиками из Шиена братьями Хьёрт - Кристофером, Якобом и Эвертом, а также с Х. Х. Рингом и Й. Фаро. Нильссон смог издать апологию католич. веры «Confessio Christiana» (1604), перевести книгу на дат. язык (1605); благодаря ему Я. Хьёрт был рукоположен в католич. священника. Затем Я. Хьёрт бежал из страны, но был арестован вместе с др. выявленными католиками. Это послужило началу репрессий против католиков на территории Дании и Н.: 19 июня 1613 г. было принято решение лишать лиц, исповедующих католицизм на территории Дании и Н., имущества, а также прав на наследство и занятие государственных и общественных постов. 21 авг. 1613 г. братья К. и Я. Хьёрт, Фаро и Ринг были приговорены к изгнанию из Н., т. о. деятельность католиков на территории страны была прекращена до сер. XIX в. В кон. XVI-XVII в. в Н., так же как и в др. странах Европы, участились случаи обвинения в колдовстве. Один из наиболее известных ведовских процессов прошел в 1590 г. в Бергене: к смертной казни через сожжение была приговорена Анне Педерсдоттер, вдова преподавателя теологии лат. школы А. П. Бейера. Обвинению в ведовстве подверглась даже жена историка и Бергенского еп. А. Фосса (1583-1607), но в 1592 г. благодаря его вмешательству она была оправдана. Пик охоты на ведьм пришелся на период с 1610 по 1690 г. Всего в Н. известно о 860 случаях обвинения в колдовстве (80% обвиненных - женщины), 277 из них закончились смертными приговорами (87% казненных - женщины). В течение 60-х гг. XVII в. постепенно прекратили применять смертную казнь в подобных делах. Активная внешняя политика Кристиана IV была направлена на возвращение Дании могущества в Балтийском м.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010