Военные успехи Фарнезе в 1584-1585 гг., который вернул под свою власть бóльшую часть земель к югу от Рейна вплоть до Антверпена, ранее присоединившихся к Утрехтской унии, ознаменовали прекращение освободительной войны в Южных Н. Жители захваченных испанцами городов были вынуждены либо принять католицизм, либо бежать. Из юж. провинций на север Н. началась массовая эмиграция купцов, предпринимателей, ремесленников. После гибели Вильгельма Оранского (1584) от рук наемного убийцы, католика-фанатика Б. Жерара, статхаудером Голландии и Зеландии был избран его сын Мориц Нассауский (нояб. 1585). Генеральные штаты сев. провинций все еще продолжали поиски нового суверена. После отказа франц. кор. Генриха III принять этот титул они подписали договор о военном и политическом союзе с Англией (авг. 1585), предложив стать сувереном Северных Н. кор. Елизавете I Тюдор. Отклонив предложение, она отправила в помощь Северным Н. армию под командованием Роберта Дадли, гр. Лестера, к-рый в янв. 1586 г. занял пост наместника и командующего англ. войсками. Однако Лестер не смог занять ключевое положение в органах управления молодого гос-ва, не получил доверия со стороны Генеральных штатов. Когда стало известно о том, что англ. правительство предписывало Лестеру заключить мир с Фарнезе и «примирить» сев. провинции с Филиппом II, Лестер в дек. 1587 г. был вынужден отбыть в Англию. Генеральные штаты прекратили поиски нового суверена. В 1588 г. они стали управлять страной, фактически положив начало Республике Соединённых провинций (офиц. провозглашения республики никогда не было). В 90-х гг. XVI в. армии Соединённых провинций под командованием Морица Нассауского удалось освободить территорию страны от испан. войск, овладеть нек-рыми крепостями и перенести военные действия на территорию Южных Н. К кон. XVI в. республика была признана союзниками (Англией и Францией), а успешные военные операции ее армии на суше и совместные англо-нидерланд. действия на море - взятие Нивпорта (1600), битва у Гибралтара (1607) - упрочили независимость Соединённых провинций.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЭС [Паис, Паиш; лат. Paez; испан. Páez; португ. Pais, Paes; геэз     (падре Пай) или   (Падре); полное имя - Паэс Харамильо (испан. Páez Jaramillo)] Педро (Перо) (1564, Ольмеда-де-лас-Себольяс (ныне Ольмеда-де-лас-Фуэнтес, в составе автономного сообщества Мадрид), Испания - 22.05.1622, Горгора, Эфиопия), иезуит, католич. миссионер, обратил в католичество эфиоп. царя Сисиния (Суснойоса) (1604-1632). Будучи испанцем, П. большую часть жизни провел среди португальцев, свободно владел португ. языком, на к-ром составлял отчеты о результатах миссионерской деятельности, поэтому в русскоязычной историографии больше известен под португ. именем - Педру (Перу) Паиш. 18 июня 1584 г. П. вступил в орден иезуитов в Вильярехо-де-Фуэнтес в Куэнке. В 1584-1587 гг. он изучал философию в иезуитской коллегии в Бельмонте, а в 1588 г. был отправлен в Гоа, где прослушал курс теологии. В янв. 1589 г. Педро Мартинес, провинциал ордена иезуитов в Индии, выбрал Антонио де Монсеррата и П., рукоположенного в связи с этим во пресвитера, для миссионерской работы в Эфиопии. Ошибочной является получившая распространение в советской историографии т. зр., согласно к-рой П. был проводником португ. влияния в Эфиопии (см.: Хазанов, Райт. 1973). Даже если пренебречь тем, что в этот период испан. кор. Филипп III (1598-1621) объединил под своей властью Испанию и Португалию, суть деятельности П. составляло служение не светским монархам, а католич. Церкви и Об-ву Иисуса. 5 апр. 1589 г. корабль с католич. миссионерами на борту отплыл из Диу, но у островов Куриа-Муриа был захвачен араб. пиратами из Дофара. Плененных иезуитов высадили у порта Эш-Шихр и затем погнали во Внутренний Хадрамаут: сначала в г. Тарим, затем в г. Хайнан (они оказались первыми европейцами, посетившими Йемен). По требованию тур. паши пленников доставили в Сану, где они оставались до сер. 1596 г., затем их перевезли в порт Моха. Там индийские торговцы по заданию ордена иезуитов выкупили миссионеров, заплатив 500 крузадо за каждого. В кон. 1596 г. П. и А. де Монсеррат вернулись в Гоа; спутник П. вскоре умер.

http://pravenc.ru/text/2579884.html

В Сенате, случалось, синодские дела задерживались, – иногда по соображениям принципиального свойства 1573 , иногда без ясных причин или в силу практической необходимости 1574 . По одному синодскому ведению Сенат разослал указы только чрез семь с половиною месяцев 1575 , по другому только чрез полтора года, притом после того, как Синод дважды повторил свое первоначальное ведение 1576 . Вообще, синодские ведения, большею частью требовавшие рассылки Сенатом указов о содействии гражданских властей духовным, в Сенате принимались неохотно 1577 , иногда оставались без исполнения и без ответа 1578 . Один раз, не получая удовлетворения и объяснений, Синод посылал в Сенат даже своего члена, советника-архимандрита Петра, но и из этого не вышло толку 1579 . А рядом с этим и из Сената «ведение в Синод посылано было три раза, но не принято, а зачем, не ответствовано», жаловался Сенат. И Синод на эту жалобу ответил, что «ответствовать Синод Сенату, яко не подчиненный, не должен» 1580 . Каковы были отношения Синода и Сената между собою непосредственно, таковы были отношения и их ведомств. Синод напрасно требовал от камер-коллегии высылки ведомостей, она их не высылала 1581 . Штатс-контор-коллегия вовсе не отвечает на указы Синода 1582 . Ревизион-коллегия и штатс-контора отказываются слушаться указа Синода о признании равенства монастырского приказа с коллегиями и требуют для себя указов об этом от Сената 1583 . В юстиц-коллегию Синод шлет три подтвердительных указа о передаче одного дела в Синод, бесполезно, дважды сносится по этому поводу с Сенатом, и тоже безуспешно 1584 . Синод безуспешно посылает главному магистрату три указа по делу своего канцеляриста 1585 . Главный магистрат отписывается на синодальный указ, но указа не исполняет 1586 . Не слушается синодальных указов и владимирский воевода 1587 . Даже в полицмейстерскую канцелярию приходилось посылать три указа об одном и том же, и посылаемые указы оставались без исполнения 1588 , даже без ответа 1589 . Но и, с другой стороны, строитель архиерейского дома отказывается дать в магистрат, по его требованию, не имея на то послушного указа от Синода, сведения о проживающих на подворье мастеровых 1590 . Крестьяне духовного ведомства без послушного синодского указа отказывались подчиняться указу об охранении заповедных лесов 1591 . Церковный приказ отказывает, не имея послушного указа от Синода, в выдаче светской канцелярии требуемых ею справок 1592 . Сам Синод 10 декабря 1722 года постановил писать Сенату, «дабы впредь синодальной команды подчиненных без послушных указов из Синода ни к каким делам брать и отягощения им чинить никто не дерзал» 1593 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1553 . The booke of the great and miqhty Emperor of Russia and Duke of Moscovia, and of the dominions, orders and commodities thereunto belonging, drawen by Richard Chancelour. 13 Известия, изложенные Ченслером в этой записке, повторены с некоторыми добавлениями Климентом Адамом в латинской статье «Anglorum navigatio ad Moscovitas». 14 1557 . The first voyage made by Master Antony Jenkinsen from the City of London toward the land of Russia. 15 1560 . Alexandri Guagnini Veronensis: Omnium regionum Moscoviae Monarchae subjectarum Tartarorumque campestrium etc. sufficiens et vera descriptio. 16 1568 . The ambassage of the right worshipfull Master Thomas Randolfe to the Emperor of Russia, briefly written by himselfe. 17 1575 . Nobilissimi Equitis Dani lacobi Ulfeldii etc.: Legatio Moscovitika sive Hodopoericon Ruthenicum. Francofurti, 1627. См. Попова, Прав. Обозр. 1878, 2. стр. 1576 . Письмо о Московии, Кобенцеля. 18 1576–1578 . Moscoviae Ortus et Progres us. Auclore Daniele Printz a Buchau, August. Imper. Maximiliani et Rubolphi consiliario, nec non bis ad Iohannem Basilidem, Magnum Ducem Moscoviae legato extraordinario. Gubenae anno 1679. 1581 и 1582 . Antonii Possevini Societatis Jesu. Moscovia. Antverpiae, 1587. 1583 . A briete discourse of the voyage of Sir Jerome Bowes knight, her Majesties ambassadour to Ivan Vasilivich the Emperor of Moscovia. 19 1584–1590 . Сокращенный рассказ или мемориал путешествий сэра Джерома Горсея. 20 1588 и 1589 . Дж. Флетчер: «О государстве Русском или образ правления русского царя.» Лондон. 1591. 1590 . lehann David Wunderee Reisen nach Dannemark, Russland und Schweden 1589 und 1590. 21 Век XVII 1601–1611 . Состояние Российской державы и великого княжества Московского. Сочинение капитана Маржерета. 22 1606–1608 . Описание путешествия Ганса Георга Паерле, уроженца аугсбургского, из Кракова в Москву и из Москвы в Краков. 23 1609–1612 . Дневник Самуила Маскевича с 1594 по 1621 год. 24 1608–1611 . Petri Petreji; Historien und Bericht von d. Grossfürst Muschkow etc. 25

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

О том, как Святитель описывает воздействие Божественных энергий на тварные существа, мы скажем чуть позже, а пока что еще раз подчеркнем, что, в отличие от неоплатоников и перипатетиков своего времени, свт. Василий подразумевает приведение всего тварного, а тем более материального мира, из полного небытия. Так, в Шестодневе он прямо говорит о том, что материя была приведена в бытие Богом одновременно с материальным миром в соответствии с формой задуманного и затем сотворенного космоса. Здесь Святитель использует редкий глагол συναπογεννω («производить вместе») 1582 , чтобы подчеркнуть абсолютное небытие материи прежде сотворения мира: «Бог, прежде, нежели существовало что-нибудь из видимого ныне (πρν τι τν νν ρωμνων γενσθαι), положив в уме и подвигшись привести в бытие не-сущее (γαγεν ες γνεσιν τ μ ντα), вместе и помыслил, каким должен быть мир, и (одновременно) произвел материю (λην συναπεγννησε), соответственную форме мира» 1583 . Оспаривая положение евномиан о том, что Сын Божий «из небытия пришел в самостоятельность» 1584 , свт. Василий относит таковое ко всему тварному. При этом, по аналогии с предыдущими церковными авторами, он не делает никакого различия в богословско-философской нагрузке формул «κ μ ντων» и «ξ οκ ντων». Так, например, обличая Евномия и его последователей, свт. Василий безразлично описывает их учение о Сыне, как пришедшем в бытие «ξ οκ ντων» 1585 и «κ μ ντων» 1586 . То же самое можно заметить и в употреблении этих формул в отношении сотворения космоса из небытия 1587 . Всякая тварная природа признается ограниченной (περιγραπτν χει τν φσιν), имеет святость только как приобретенную и, следовательно, может допустить в себе и порок (κακα) 1588 . Однако приведенное из абсолютного небытия творение изначально было предназначено к положительному развитию и восхождению, которое можно охарактеризовать, как и у свт. Афанасия, становлением в бытии. Как было отмечено ранее 1589 , общепринято говорить о развитии и видоизменении Святителем стоического учения о логосах мироздания. Было бы неверно думать о простом воспроизведении им стоического учения о «семенных логосах» (λγοι σπερματικο). Свт. Василий учил о «непрестанной созидающей деятельности Божественного глагола (μα Θεο, см.: Homiliae in hexaemeron 9. 2), который, вопреки учению стоиков о всецелой материальности мира, не имеет в себе ничего материального» 1590 . Более того, Святитель прямо обличает учение стоиков, «которые утверждают, что вселенная сгорает и опять оживотворяется из семенных начал (κ τν σπερματικν λγων), какие остаются по перегорании» 1591 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

1569 Die Huldigung der Künste. Ein lyrisches Spiel von Schiller. Tübingen in der J. C. Cottáschen Buchhandlung. 1805. S. 3. 1574 Schiliers Briefe. Bd 7. S. 187; Preller L. Ein fürstliches Leben. S. 93; Zum 24 Juni 1898. Goethe und Maria Pavlovna. Urkunden herausgegeben im Aufträge des Erbgroßherzogs Wilhelm Emst von Sachsen. Weimar, 1898. S. 132. 1575 Lehmann U. Zu den Rußlandbeziehungen des klassischen Weimar (Herder, Wolzogen, Maria Pavlovna)//Studien zur Geschichte der Russischen Literatur des 18. Jahrhundert. Berlin, 1968. Bd. 3. S. 434. 1577 Hoetzsch O. Peter von Meyendorff. Ein Russischer Diplomat an den Hofen von Berlin und Wien. Politischer und privater Briefwechsel 1826–1863. Berlin-Leipzig, 1923. Bd. 1. S. 244. 1579 Gesetzliche Bestimmungen für das patriotische Institut der Frauenvereine in dem Großherzogtum Sachsen-Weimar-Eisenach. Weimar, 1817; Milde N. von. Maria Pavlovna. S. 41–55; Morgenstern L. Die Frauen des 19. Jahrhunderts. S. 48; Preller L. Ein fürstliches Leben. S. 27–28. 1584 Kretschman L. von. Die literarische Abenden der Großherzogin Maria Pavlovna//Deutsche Rundschau, Juni u. Juli 1893. Berlin, 1893. S. 37 (отд. оттиск). В этой связи см. также Müller Fr. Dr. Johann Stephan. Schutze. Eine Vorlesung im litererischen Abendkreise Ihro Kaiserlichen Hoheit der Frau Großherzogin von Sachsen-Weimar-Eisenach//Weimars Album zur vierten Saecularfeier der Buchdruckerkunst am 24. Juni 1840. Weimar, 1840 S. 233–252. 1585 Bornhak Fr. Aus Alt-Weimar. Die Großherzoginnen Luise und Maria Paulowna. Breslau-Leipzig, 1908. S. 105; Stier F. Russische Gaste in der Stadt Goethes. Maria Paulowna, «eine der besten und bedeutendsten ihrer Zeit»//Thüringische Landeszeitung. 19. 8. 1950. 1588 Aus dem Nachlaß Vamhagens von Ense. Tagebücher von K. A. Varnhagen von Ense. Bd. 10. Hamburg, 1868. S. 236. 1589 Дурылин С. Русские писатели... c. 138. Это отметил некогда в Москве протоиерей С. Сабинин; см.: Из дневников Вольфганга Гете//Русский Архив 1911. 7, c. 449. 1591 Kennen Sie Weimar? Bewundert von manchem Besucher. Die Grabeskirche Maria Pavlovnas. – Eine goldene Pforte verschließt der Altar//Thüringische Landzeitung. 22.1.1953. 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Сл. 5, 9, 12–15; 310=1.127. 1575 Сл. 5, 12, 1–11; 314–316=1.128. О сожжении Юлианом своего флота говорит Ливаний (Похвальное Слово, 18), а также преп. Ефрем Сирин (Гимны против Юлиана 3, 15). 1576 По свидетельству Аммиана Марцеллина (Книги 25, 3), 26 июня 363 г., потерпев поражение в ходе кровопролитного боя, Юлиан, чтобы подбодрить свое войско, возглавил атаку на персов и обратил их в бегство. Когда сражение окончилось и пыль рассеялась, Юлиан был найден пронзенный стрелой. 1577 Сл. 5, 13, 1–21; 316–318=1.129. Сарацины — кочевые арабские племена, воевавшие то на стороне римлян, то на стороне персов. Ливаний поначалу предполагал, что Юлиан был убит одним из воинов–христиан (Слово 18, 274), однако впоследствии (Слово 24, 6) утверждал, что его умертвил taienos, что в переводе с сирийского означает " " сарацин " " . Созомен (Церк. ист. 6, 2) считал, что Юлиан умер от руки воина–христианина. См. Bowersock. Julian, 117. 1578 Сл. 5, 13, 21–22; 318=1.129. 1579 Аммиан. Книги 25, 3, 15. 1580 Лосев. История античной эстетики, последние века I,400. 1581 Некоторые римские императоры были причислены к лику богов. 1582 Сл. 5, 14, 1–17; 318–320=1.129–130. 1583 Юлиана. 1584 Сл. 5, 16, 6–18, 12 (16, 6–16; 17, 28–18, 12); 324–328=1.131–132. 1585 В Византии император обладал высшими судебными полномочиями. 1586 Сл. 5, 21, 1–24, 8 (21, 1–13; 23, 1–24, 8); 332–338=1.133–134. 1587 Юлиан Отступник. Мисопогон ( " Ненавистник бороды " " ). Цит. по: Успенский. История, 89–90. 1588 Browning. Julian, 174. 1589 Лосев. История античной эстетики, последние века I,363. 1590 Ср. Быт. 3:5. 1591 Сл. 5, 3, 7–10; 298=1.123. 1592 Григорий. Сл. 43, 5, 1–6, 22; SC 384, 124–128=1.605–606. 1593 Сл. 43, 9, 1–20; 132–134=1.607–608. 1594 Сл. 43, 11, 1–31; 136–140=1.609. Этот текст приведен нами полностью в разделе " " Ученость " " главы II. 1595 Сл. 43, 12, 1–17; 140=1.610. 1596 О смысле этого понятия у Григория см. раздел " " Христианское любомудрие " " в гл. II нашей работе. 1597 Сл. 43, 13, 14–33; 144–146=1.611. 1598

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Потому десять из них отправляются в путь, а младший не отправляется. Отец его оставил, говоря: Чтобы не приключилась с ним болезнь (Быт. 42. 3–4). Младший сын Вениамин был подвержен недугам. Хотя мы читаем о патриархе Вениамине, но прообразовал он Павла из колена Вениаминова 1582 . Иаков справедливо сомневался в его крепости. Он подвергся болезни, чтобы излечиться: испытал слепоту, но эта немощь была ко спасению. Наконец, та слепота принесла ему свет 1583 . 45 . Мы услышали историю — познаем тайну. Сначала патриархи отправились в путь без Вениамина, а апостолы — без Павла. И тот и другой пришли не первыми, а были призваны теми, которые были первыми и своим приходом сделали их награду более изобильной 1584 . Есть, — говорит он, – хлеб в Египте, то есть: «Где сильнее голод, там больше изобилия». Много хлеба в Египте. Наконец, и Бог Отец говорит: Из Египта Я воззвал Сына Моего (Ос. 11. 1). Из этого зерна такое плодородие 1585 . Ведь могло бы не быть и урожая, если бы египтяне прежде не посеяли зерно. Поэтому это хлеб, в существование которого прежде никто не верил; в торговле этим хлебом участвуют патриархи. И хотя они принесли серебро, но благой Иосиф дал хлеб, а серебро вернул, ибо Христос покупается не деньгами, а благодатью: твоею ценой является вера, сю покупаются Божественные тайны. А хлеб этот переносит тот осел, который прежде был нечист по закону, но теперь уже чист по благодати 1586 . 46 . Однако младшего сына Вениамина удерживала при себе отеческая любовь и до поры связывала его. Его удерживали оковы закона, нрав отца. Голод усиливался, потому что он поздно отправился в путь. За него вступаются двое, Рувим и Иуда 1587 , то есть смирение 1588 и исповедание 1589 . За него поручаются перед отцом двое, которым он вверяется, из них один — первенец 1590 , другой — воскрешенный 1591 . Закон — у первого, Евангелие — у воскрешенного. Они ведут младшего Вениамина, и в сопровождении приятных благоуханий 1592 он приходит, неся с собой смолу 1593 , которой скрепляются мраморные камни, чтобы своей проповедью, словно духовной смолой, скрепить уже живые камни 1594 ; неся также мед, которым вредоносные раны исцеляются изнутри без какой–либо боли разрезания.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Чтобы обнаружить в Ветхом Завете мессианские обетования, блаженный Феодорит обращает внимание, прежде всего, на их историческое свершение, согласное с пророчеством 1580 , затем смотрит на общий контекст («последовательность сказанного» 1581 ), и, прежде всего, на прямые и косвенные параллели с Новым Заветом 1582 . В последнем случае излишним становится всякое сомнение относительно мессианского смысла соответствующего места 1583 , поскольку «оно имеет свое истолкование в священной евангельской истории» 1584 , или «Евангелия объясняют истинный смысл пророчеств» 1585 . На критическое замечание современной науки, что ветхозаветные пророчества могут быть признаны мессианскими только задним числом (vaticinia ex eventu), блаженный Феодорит мог бы ответить, что мессианский смысл остается прикровенным и запечатанным и являет себя как молчаливое таинство 1586 , которого не могли понять ни иудеи, ни язычники. «Ибо в древности ни иудеи не могли увидеть сокрытых и как бы запечатанных пророчеств о Господе, ни язычники не разбирались в пророческих писаниях» 1587 . Только после явления Спасителя были сняты печати, поскольку «Сам Господь первый раскрыл печати пророчества» 1588 и узнали иудеи и язычники истинный смысл пророчеств. Следовательно, мессианский смысл пророчеств оставался под спудом во времена Ветхого Завета и только после их «исхода» (κβασις) стал известен. Он и до сих пор остается неизвестным для тех, кто не верит в Господа Иисуса Христа 1589 . Таким образом, законность мессианского толкования Ветхого Завета оправдывается самой природой ветхозаветного пророчества. Данный вопрос весьма занимает блаженного Феодорита, и он многократно возвращается к нему по разным поводам. Истинность мессианских пророчеств подтверждается только их исполнением. «Если бы Владыка Христос, явившись, не совершил и не перенес все, что предсказали пророки, то не была бы доказана истинность пророков. Итак, Он исполняет и как бы подкрепляет и удостоверяет предсказанное пророками» 1590 . Пришествие Спасителя является, таким образом, историческим герменевтическим критерием истинности пророчеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Ею – скорее – описывается фактический характер мессианского служения среди неблагоприятной обстановки, которою он всецело и вызывается. Поэтому мессианские страсти ( ) определяются единственно историческими осложнениями и совпадают с известными новозаветными муками (δνες у Мф. 24:8. Мрк. 13:9 ), при каких основывается новый миропорядок всеобщего счастья 1582 . Это просто времена лютые и тяжкие, и по своей необходимости они вполне равняются потугам чревоболящей женщины. И Гемара энергически замечает, что «сын Давидов не придет, пока царство зла (Рим) не распространится над Израилем в течение девяти месяцев – по сказанному (у Мих. 5:3 ): посему Он предаст их на время, нужное рождающей для рождения» 1583 . По этой причине в иудействе нет и принципиальной неустранимости для мессианских страданий, поскольку ими прежде всего выражаются бедствия, навлекаемый человеческой порочностью. И Святой при горе Синае прямо говорил евреям, что за сохранение и исполнение закона он избавит их от трех наказаний: от войны с Гогом и Магогом, от скорбей Мессии и от осуждения геенского 1584 . Неоспоримо, что здесь речь идет только о народных страшных невзгодах при мессианском перевороте и не затрагивает самого существа в призвание Гоэля. Поэтому и все катастрофы далеко не неизбежны. Напротив, р. Елиэзер решительно свидетельствовал, что номистической ревностью и усердием в добрых делах можно спастись от мессианских бед 1585 . Их фактическая неотвратимость заставляла р. Уллу и других прямо отказываться от желания дожить до мессианских пертурбаций 1586 . Апокрифическая литература не менее твердо заявляла сходные воззрения в духе раввинизма. Она тоже учила об эпохе «великого меча», когда все звери и птицы небесные разбежатся 1587 , могущественные цари будут вымаливать себе хоть немного успокоения 1588 , сильные погибнут и жизнь людей окончится 1589 при искоренении неправды 1590 и для освобождения среди всеобщей вражды городов, народов и царств 1591 . Все это частные стадии в процессе перехода века нынешнего в грядущий 1592 , в котором «сам Господь поразит землю словом уст Своих на век» 1593 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010