Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СВЯТО-ДУХОВСКОЕ БРАТСТВО учреждено для защиты Православия на территории Литовского великого княжества в условиях активной экспансии протестантизма и посттридентского католицизма (о религ. ситуации на украинско-белорус. землях в кон. XVI в. см.: Флоря Б. Н. Западнорусская митрополия. 1458-1686 гг.//ПЭ. Т. РПЦ. С. 101-104). Кон. XVI-XVIII в. Создание В. б., первоначально именовавшегося Свято-Троицким, было связано с передачей в мае 1584 г. королевской грамотой виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , находившегося под управлением Киевского митр. Онисифора (Девочки) , под опеку правосл. членов виленской городской рады (совета). В 1587 г. митр. Онисифор благословил «братство церковное иметь» при ц. Св. Троицы, разрешил напечатать устав братства и учредить при нем школу; братчикам принадлежал Сретенский придел Троицкого храма. В уставе («Чине») В. б. его главными целями помимо поддержки правосл. храмов были записаны содержание уч-ща и типографии, воспитание юношества в Православии, издание необходимых Церкви книг. В июне 1588 г. Вильно посетил К-польский Патриарх Иеремия II , в юрисдикции к-рого состояла Западнорусская митрополия . Патриарх одобрил и скрепил собственной печатью «Чин» братства, в выданной Патриархом грамоте братчикам предписывалось иметь типографию и школу с изучением греч., лат. и рус. языков. В 1589 г. польск. кор. Сигизмунд III Ваза утвердил корпорацию братчиков и предоставил ей право самоуправления, в 1592 г. освободил от уплаты городских повинностей и налогов. Первоначально большую часть братчиков составляли ремесленники, после Брестского Собора 1591 г., подтвердившего ставропигиальный статус братства, в В. б. также входили дворяне («вельможные паны»). По «Реестру» 1584 г., в В. б. состоял 371 чел. Высшим органом братства являлись общие собрания («сходки»). Для ведения текущих дел избирались годовые старосты («рочные справцы»), они же представляли интересы братства в гос. учреждениях. Заведование хозяйством и казной поручалось 4 выборным ключникам.

http://pravenc.ru/text/158638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА [Плишка, Малый] († после 1606), агиограф, гимнограф. Источниками сведений об И. являются созданные им произведения. В Житии прп. Антония Сийского (1578) И. сообщает, что принял постриг в Антониевом Сийском во имя Святой Троицы монастыре и ко времени написания Жития был иеромонахом. Сщмч. Никодим (Кононов) предположил, что И. был вдовым священником из крестьян, к-рый принял постриг в Сийском мон-ре, скончался и погребен там же ( Никодим (Кононов). 1895. С. 11). Прот. А. Кириллов считал, что И. был рукоположен во иерея Новгородским архиеп. Александром , учеником прп. Антония Сийского , незадолго до составления Жития ( Кириллов А. Прп. Антоний, Сийский чудотворец: К 350-летию со дня блаженной кончины преподобного (1556-1906)//Архангельские ЕВ. 1906. Ч. неофиц. 22. С. 701-702). И. именуется в рукописных документах Сийского мон-ря Ионой Малым «в отличие от старца Ионы, бывшего в числе учеников преподобного, пришедших в обитель из Шелексы» (Там же. С. 701-702, 707-708). В составленных им службах на Сретение иконы прп. Димитрия Прилуцкого и на память св. царевича Димитрия Иоанновича И. писал о том, что он имел прозвище Плишка. Возможно, в 1584 г. И. был игуменом вологодского Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря . Жалованные грамоты глушицкому игум. Ионе от 27 июня 1584 г. опубликованы в «Истории российской иерархии» (Т. 3. С. 711-712, 719-720). В том же году И. написал Житие прп. Сергия Нуромского, о чем сообщается в завершающей главе произведения. В 1589 г. И., согласно созданному им Житию прп. Варлаама Важского, вновь состоял в братии Антониева Сийского мон-ря и находился по поручению монастырских властей в Богословском мон-ре на Ваге. Пребывание И. зимой 1588/89 г. в Богословском мон-ре подтверждается хозяйственными книгами Антониева Сийского мон-ря ( Исидорова З. Н. О хронологии Жития св. Варлаама Важского//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы науч. конф., 18-20 нояб. 2003 г. Вел. Новгород, 2003. С. 62-63).

http://pravenc.ru/text/578316.html

39. 1415–1416 г. Окружное послание митрополита Фотия о незаконном поставлении литовскими епископами Григория Цамблака на киевскую митрополию Из сборника московской синодальной библиотеки 562, л. 336 об.–359; напечатано было (неисправно) в I томе Актов Исторических, под 19. В настоящем издании основной список сравнен с находящимся в рукописи XVI в. той же библиотеки 216, л. 344–351, принадлежащей к составу Макарьевских Миней Четьих по синод. списку (в вариантах называется сокращенно: Мин.); кроме того последняя часть послания, представляющая обширные выписки из Кормчей, крайне испорченные переписчиком, сверена с двумя пергаменными синодальными Кормчими: 227 и 132. Поучение Фотия, митрополита киевского и всея руси, к епископам и к всякому священническому и иноческому чину, и к благочестивым князьям и властелям, и всем христоименитым господним людям, избрано от Ветхого и Нового Завета, и от святых Апостолов и святых Отцов правил, о нынешнем новом разрушении и мятеже церковном, бывшем 1580 от несмысленных и суетословных и несвященных епископов, иже святые правила поправших 1581 , паче же не святые правила, но себя поправших. 1582 Древние убо ни, и преже закона, божественные мужи не писанием и книгами учимы бываху, но чистого имуще смысла, Духом Святым просвещахуся, и тако извещение приимаху и научахуся Божьего хотения, самому Богу беседующу к ними и повелевающу и вещающу к устам усты. Таков бо беаше Ное, Авраам, Исаак, Иаков и сих правнуки: Иов, Моисей. А понеже изнемогоша человеки и не достойные беша просвещаться и учиться от Духа Святого, даст Премудрость первому 1583 Моисею божественный закон, человеколюбец Бог, еда како сего ради воспоминают и начнут учиться Божьего повеления. Такоже и Владыка наш Христос Апостолом убо лицом к лицу беседова и свою благодать учителя им дарова. А понеже по семь ереси и мятежи и 1584 смущения церковные 1585 хотяху прозябать [и] починаться, и обычаи наши православные 1586 растлеться, благоволи написаться евангелиям, и апостольские предания и правила святых Отцов, яко да от сих научаемы истине и не потерзаемы 1587 будем лживыми лестьми мятежетворных и несвященных до конца растлеть 1588 христианские наши обычаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIX. Епархия Калужская Калужская епархия учреждена в 1799 г. Первая из третьеклассных. Епископы Калужские и Боровские 1. Серапион Александровский , викарий Московский, назначен 16 окт. 1799, но, не быв на епархии, 21 окт. перев, в Казань. 2. Феофилакт Русанов 30 окт. 1799 хирот. из архим. Иверо-Валдайского монастыря; 25 дек. 1803 пожалован в архиепископа; 5 мар. 1809 перев. в Рязань. 3. Евлампий Введенский 16 апр. 1809 перев. из Архангельска; † 22 мая 1813. 4. Евгений Болховитинов 19 июля 1813 перев. из Вологды, а 7 февр. 1816 – в Псков. 5. Антоний Соколов 7 февр. 1816 перев. из Воронежа, а 15 мар. 1819 – в Каменец-Подольск. 6. Филарет Амфитеатров хирот. 1 июня 1819 из архим. Ново-Иерусалимских, а 12 янв. 1825 – в Рязань. 7. Григорий Постников 4 янв. 1826 перев. из викариев С.-Петербургских, а 3 мар. 1828 – в Рязань. 8. Гавриил Городков 20 мая 1828 хирот. из архим. Печерского Нижегородского монастыря, а 26 авг. 1831 перев. в Могилев. 9. Никанор Клементьевский в авг. 1831 перев. из викариев С.-Петербургских, а 5 сент. 1834 – в Минск. 10. Николай Соколов 2 окт. 1834 перев. из викариев Московских; † 18 сент. 1851. 11. Григорий Миткевич 9 дек. 1851 хирот. из ректоров Казанской духовной акад.; 20 апр. 1869 пожалован в архиепископа. Монастыри 1 Пафнутиев, от Боровска в 3 верстах, основан в половине XV века; архимандрия с 1684 г. Ныне первоклассный. [III, 432.] Игумены Св. Пафнутий , основатель, бывший игум. Боровского Покровского монастыря, с 1444; † 1 мая 1477. В лике святых с 1547. Св. Иосиф , в 1477–79; потом основал на Волоке-Ланском свой мнтрь. Герасим Смердков 29 июля 1481 хирот. в епископа Коломенского. Арсений , 1486, 88. Пафнутий , 1531, 34, 42. Вениамин упом. 3 февр. 1555. Гурий в 1567 в Симонове на покое. Киприан , 1571 и 72. Тихон , 15 янв. 1580. Феодосий , 1584. Варлаам , 1588 и 89. Иоасаф , 16 февр. 1592; с 1605 Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит. Никен , 1608–10, убит. Иона в 1612 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря; до 1619.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Алтарная преграда и органные хоры в базилике Сан-Марко направление в западноевроп. музыке, школа полифонического хорового и инструментального письма, сложившаяся в Венеции в 1527 - 30-е гг. XVII в. в результате деятельности большой группы музыкантов, связанных с базиликой Сан-Марко . Хотя первыми известными капельмейстерами базилики были Альберто Франчезе (Francese, т. е. француз; 80-е гг. XV в.) и Петрус де Фоссис (1491-1527; возможно, также франц. происхождения), основателем В. ш. справедливо считается франко-фламандский композитор Адриан Вилларт (капельмейстер в 1527-1562), у к-рого учились контрапункту мн. представители В. ш. Затем должность капельмейстера занимали: Чиприано де Роре (1563-1564) и Джозеффо Царлино (1565-1590) - ученики Вилларта, Бальдассаре Донато (1590-1603), Джованни Кроче (1603-1609), Джулио Чезаре Мартиненго (1609-1613), Клаудио Монтеверди (1613-1643). В алтарной части, на галереях с сев. и юж. сторон базилики, располагались 2 органа. Должность 1-го органиста занимали Джованни Армонио (1516-1551), Аннибале Падовано (1552-1565), Клаудио Меруло (1566?-1584), Андреа Габриели (1585-1586), его племянник Джованни Габриели (1586-1612), 2-го - Джулио Сеньи (1530-1533), Бальдассаре да Имола (1533-1541), Жак Буус (1541-1551), Джироламо Парабоско (1551-1557), Меруло (1557-1565?), А. Габриели (1566?-1585), Дж. Габриели (1585-1586), Винченцо Беллавере (1586-1587), Джозеффо Гуами (1588-1591). Венецианский стиль муз. письма отличает новая пространственная структура хорового и инструментального многоголосия. Наличие множества пространственных зон в архитектуре Сан-Марко (в т. ч. галерей и специальных балкончиков для музыкантов) способствовало рождению идеи многохорности: пространственного расчленения единого хора на ряд 4-6-голосных групп, называемых капеллами (cappella). Наряду с этим продолжали писать и для одного хора на 4-7 голосов. В многохорном музицировании, ставшем характерной чертой венецианской церковной музыки c 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/150245.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Цезарь Бароний. Гравюра. XVII в. [лат. Baronius, итал. Baronio] Цезарь (31.10.1538, Сора, совр. обл. Лацио, Италия - 3.06.1607, Рим), мон.-ораторианин, кард., историк Церкви. Происходил из знатной семьи. Получил начальное образование в Вероли, изучал богословие и философию в Неаполе, право в Риме. Против воли отца вступил в 19 лет в духовную конгрегацию ораториан , основанную в 1558 г. католич. св. Филиппом Нери , преемником к-рого впосл. он стал (1595). В 1564 г. Б. был рукоположен во пресвитера. С 1594 г. духовник папы Климента VIII , с 1596 г. кардинал, в 1597 г. стал библиотекарем-префектом Ватиканской б-ки . В 1605 г. рассматривался как один из претендентов на папский престол после смерти Климента VIII и чуть позднее Льва XI . Б. известен прежде всего своей издательской деятельностью. В 1580 г. им было издано Житие св. Амвросия Медиоланского. Участвовал в подготовке реформы календаря, проведенной Григорием XIII (1582), в 1582-1586 гг. Б. работал над изданием Римского мартиролога. Из-за ошибок как составителя, так и работников типографии только 3-е издание мартиролога (янв. 1584) получило папское одобрение. Наибольшей популярностью пользовалось пересмотренное и дополненное издание 1586 г. (Martyrologium cum notationibus Baronii ex typografia Dominici Basae. R., 1586), к-рое впосл. неоднократно дорабатывалось. В 1559-1574 гг. протестант. богословами были изданы «Магдебургские центурии» , церковно-историческая компиляция, написанная с позиций сторонников Реформации , где каждый из 13 томов был посвящен одному веку. Б. была поручена подготовка исследования, к-рое с позиций католич. Церкви должно было противостоять «Центуриям». Работа над 12-томными «Церковными анналами» (Annales ecclesiastici a Christo nato. R., 1588-1607), где повествование велось по годам от Р. Х., заняла у Б. ок. 30 лет. Имея возможность работать в архивах и в Ватиканской б-ке, он привлек большое количество документов по истории Зап. и Вост. Церквей, как опубликованных, так и рукописных, включая ранее неизвестные. В своем сочинении Б. попытался критически представить материалы источников. Кроме того, им впервые были использованы археологические данные, в частности результаты раскопок рим. катакомб, предпринятых в 1578 г. В 12-м томе, появившемся в год его смерти, Б. удалось довести изложение событий до 1198 г. Несмотря на то что уже современниками в «Церковных анналах» было замечено много неточностей (гл. обр. в переводах греч. источников), труд Б. получил высокую оценку и католиков, и протестантов. Обе конфессии почитают Б. как «отца церковной истории».

http://pravenc.ru/text/77578.html

Вологодская Учреждена в феврале 1492 года Великопермская и Вологодская Кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду Филофей (Амфилохий) епископ, бывший еп. Великопермский с февраля 1492 до 1501 † неизвест. Никон епископ, рукоположен с 05.05.1502 Вологодская и Великопермская (Пермская) Стефан епископ, упоминается с 1508 по 1514 † неизвест. Протасий (Тарасий) епископ, упоминается с 1514 по 1520 † неизвест. Пимен (Ходыкин) епископ, рукоположен с 16.02.1520 Алексий епископ, рукоположен с 9.04.1525 до 1543 Афанасий епископ, упоминается на кафедре с 1543 † неизвест. Киприан епископ, рукоположен с 30.01.1547 † после 1558 Иоасаф I епископ, упоминается Макарий епископ, упоминается с 1571 (1565) по 1575 (1577) † неизвест. Варлаам епископ, упоминается с 1575 по 1584 на покое; † 21.04.1610 Антоний епископ, свт., рукоположен с 11.10.1586 †26.10.1588 Иона (Думин) епископ, рукоположен с 1588 архиепископ с мая 1589 по 1603 митр. Ростовский и Ярославский Иоасаф II архиепископ, рукоположен с декабря 1603 †3.06.1607 (1609) Сильвестр епископ, бывший еп. Корельский с 1611 по сентябрь 1612 с 11.07.1613 еп. Псковский и Изборский Нектарий архиепископ, бывший архиепископ Охридский назначен с 25.06.1613 по 1616 лишен сана и заточен, в 1621 оправдан и в 1625 занял свою кафедру Макарий архиепископ, рукоположен с 9.02.1617 по 22.07.1619 митр. Новгородский и Великолуцкий Корнилий епископ, рукоположен с 6.02.1620 †17.03.1625 Нектарий архиепископ, повторно †3.06.1626 Варлаам епископ, рукоположен с 8.10.1627 по январь 1645 † неизвест. Маркелл архиепископ, свт., рукоположен с 16.01.1645 по 1657 Переименован архиеп. Вологодский и Белозерский Вологодская и Белозерская С1657 года Маркелл архиепископ, свт., бывший архиеп. Вологодский и Великопермский †22.03.1663 Симон архиепископ, рукоположен с 23.10.1664 по 1684 на покое; †29.04.1685 Гавриил (Кичигин) архиепископ, рукоположен с 8.09.1685 (по Строеву, 7.09.1684) †30.03.1707 Иосиф архиепископ, рукоположен с 17.10.1708 по 18.01.1716 на покое; †1719 Павел (Васильев) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИСКОПОПУЛЫ Епископопулы [греч. Επισκοππουλοι] Антоний (отец) и Венедикт (сын) (XVI - нач. XVII в.), греч. кодикографы, протопсалты, мелурги, исследователи церковной музыки. Были известны в кругу ученых Венеции и придворных Европы, где получили муз. образование. Занимались изучением произведений древних визант. мастеров, анализом совр. муз. сочинений, а также теорией и практикой церковного пения. Возможно, сыном Антония был также Леонт, протопсалт и мелург из г. Канеа (Кидония, ныне Ханья, о-в Крит); ему приписывается сочинение причастна 4-го гласа (Ath. Laur. Η. 136. Fol. 38-38v). Антоний служил «протопсалтом и руководителем хора Кидонии» и умер в посл. десятилетие XVI в. Венедикт, прот. в соседнем г. Ретимо (ныне Ретимно), вероятно, скончался в нач. XVII в. Др. сын Антония, Иаков, в письме папе Римскому Григорию XIII в 1584-1585 гг. рекомендовал брата Венедикта как «греческого музыканта, достойнее которого не нашлось бы никого в Греции», однако добавлял, что «первым музыкантом на всех Критских островах остается его отец» (см.: Πατρινλης Χ. Γ. Επιστολα Ελλνων πρς τν Ππαν Γρηϒριο ΙΓ (1572-1585) κα τν καρδινλιον Σιρλτον († 1585)//Επετηρς το Μεσαιωνικο Αρχεου. Αθναι, 1967. Τ. 17. Σ. 105-106). Муз. стиль Антония переняли его дети, а также ученики Венедикта, что способствовало развитию церковной музыки на Крите, прерванному в 1669 г. тур. завоеванием острова. Единственная известная певч. рукопись Антония, датируемая 1570-1590 гг. (Udine. 265), содержит только часть произведений мелурга, хотя впосл. его сочинения копировались в десятках др. критских рукописей. Некоторые произведения сохранились в кодексах Taurin. XCII. CIV. 7, 1568 г. (судя по ремарке, создан в Венеции совместно с Венедиктом - Πατρινλης Χ. Γ. Ελληνες κωδικοϒρφοι τν χρνων τς Αναϒεννσεως//Επετηρς το Μεσαιωνικο Αρχεου. Αθναι, 1958-1959. Τ. 8-9. Σ. 83), и Vindob. Hist. gr. 117, 1569 г. ( Hunger H. Katalog der griechischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliotek. W., 1961. Tl. 1: Codices historici. Codices philosophici et philologoci. S. 121), в рукописи из собрания Грицаниса в критской Анфологии (Athen. Bibl. Nat. 963, 4 авг. 1617), возможно, также в Vat. Arch. S. Pietro. B. 141, сер. XVI в. ( Canart P. Catalogue des manuscrits grecs de l " Archivio di S. Pietro. Vat., 1966. P. 32-33). В различных Анфологиях сочинения Антония приводятся с указанием даты создания: напр., Sinait. gr. 1445 («сочинено в Кидонии Антонием Епископопулом, протопсалтом, в 1569 году, в январе месяце» - Бенешевич В. Н. Описание греческих рукописей монастыря св. Екатерины на Синае. СПб., 1917. Т. 3. С. 52) и Zakinfos. Gritsanis. 4 (с датами 21 янв. 1588 и 27 апр. 1590 - Αδμης Μ. Κατλοϒος τν χειροϒρφων τς Βιβλιοθκης Π. Γριτσνη//ΕΕΒΣ. 1966. Τ. 35. Σ. 63, 73, 318 et passim).

http://pravenc.ru/text/190047.html

П.В. Долгоруков Вердеревские В 1371 году выехали из большой орды в Рязань два брата, знатные мурзы: Салхомир и Едуган (от последнего происходят Хитровы). Салхомир принял Святое крещение с именем Иоанна Мирославича. Великий князь Рязанский Олег Иоаннович пожаловал его боярином; выдал за него сестру свою княжну Анастасию, и определил ему в вотчину: Венев, Ростовец, Верхдерев, Михайлово поле в Безпутский стан. отцовский КОЛЕНО I: Мурза Салхомир, во Святом крещении боярин Иоанн Мирославич; женат на княжне Рязанской Анастасие Иоанновне КОЛЕНО II: Григорий Иванович Салхомиров, боярин рязанский КОЛЕНО III: Михайло Григорьевич абутало, боярин рязанский, владетель Венева и Ростовца, родоначальник Крюковых и угасшей фамилии Шишкиных 379 Григорий Григорьевич Вердеревский, владетель Верхдерева, боярин рязанский Иванъ Григорьевич кончея, боярин рязанский, владетель Михайлова поля и Безпутского стана Константин Григорьевич дивный, боярин рязанский КОЛЕНО IV: Василий Григорьевич Вердеревский Григорий Иванович Кончеев, родоначальник Дувановых и Ратаевых, и угасших фамилий: Кончеевых, Базаровых и Пороватых 380 Андрей Ивавович опракса, родоначальник графов и дворян Апраксиных Тимофей Константинович ханык, родоначальник Ханыковых КОЛЕНО V: Григорий Васильевич Вердеревский КОЛЕНО VI: Фёдор больший Григорьевич Василий Григорьевич Григорий Григорьевич нечай Фёдор меньший Григорьеви КОЛЕНО VII: Фёдор Васильевич Павел Васильевич Роман Григорьевич Клементий Григорьевич кушник Гурий Григорьевич КОЛЕНО VIII: Семён Фёдорович Василий Фёдорович Яков Павлович КОЛЕНО IX: Иван Семёнович Никита Семёнович Михайло Васильевич Назарий Яковлевич Мурин Яковлевич Тимофей Яковлевич КОЛЕНО X: Яков Иванович Василий Никитич Григорий Михайлович Исаак Михайлович КОЛЕНО XI: Роман Яковлевич Юрий Васильевич Глеб Васильевич Истома Исаакович КОЛЕНО XII: Яков Романович Роман Григорьевич 18) находился воеводою в Брянске в 1543 году; из братьев его, Клементий Григорьевич был воеводою в Данкове в 1569 году, а Гурий Григорьевич находился осадным воеводою большого полка в украинских войсках в 1581 году; воеводою в Михайлове в 1584 году, в Пронске в 1588 году; в Болхове в 1590 году и в Воронеже в 1591 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Скачать epub pdf 39. Борис Федорович Годунов (в иночестве Боголеп), царь и великий князь всей Руси потомок татарского мурзы Чета, сын царедворца Федора Ивановича Годунова от брака со Степанидой Ивановной (в иночестве Снандулия), известной только по имени. Родился (где – неизвестно) около 1551 г.; взращенный в хоромах царя Ивана IV Грозного, состоял при втором саадаке (приборе вооружения луком и стрелами) царском в походе до Серпухова в 1570 г.; был дружкой невесты на третьей свадьбе Ивана IV в 1571 г.; находился рындой при царевичах Иване и Федоре в шведском походе 1572 г.; сделан царским кравчим (шенком) и выиграл местническую тяжбу с боярином Василием Ивановичем Сицким в 1578 г.; сопровождал царя в Новгород и Псков в 1579 г.; пожалован саном боярским и на седьмой свадьбе царя Ивана IV был дружкой невесты в 1580 г.; подвергался большой опасности, засторонивая собою цесаревича Ивана от остня родительского (см. 99), и сильно изранен царем 15 ноября 1581 г.; больной и лечимый Строгановым, «купецкого чина человеком», посещен и обласкан царем в 1582 г.; по завещанию Ивана IV назначен 10 марта в состав пятичленной думы при молодом Федоре I, зяте своем, которым 31 мая, в день коронования Федора, возведен в сан конюшего с званиями ближнего великого боярина, наместника царств Казанского и Астраханского в 1584 г.; примирился с князьями Шуйскими, врагами своими, и назвался сыном князю Ивану Федоровичу Мстиславскому, первейшему боярину, которого он признал своим отцом в 1585 г.; сведав о замысле на свою жизнь и участие в нем старца князя Мстиславского, устроил невольное пострижение названного старца в монахи в 1586 г.; влиянием своим положил начало измерения и переписи земель, по крайней мере в Двинской области и на Волге, и 1587 г.; от излишней набожности потерял сына, пока единственного, велев его, больного, носить зимой в церковь (Василия Блаженного) и там поить святой водой, в 1588 г.; убедил царя Федора I учредить на Руси патриаршество в 1589 г.; находился при царе ближним, или дворцовым, воеводой в шведском походе 1590 г.; разбил под самой Москвой (на месте, где теперь Донской монастырь) Казы-Гирея, хана крымского, и награжден саном слуги, важнейшим боярского, 4 июля 1591 г.; именуясь в наказах послам «начальным человеком в земле (русской), ему приказанной», жестоко отомстил обвинявшим его в приводе, будто бы, Казы-Гирея к Москве в 1592 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010