366 Белорусская рукопись иерея Наливайки XVI в. упомин. в Отчете Моск. Публ. и Рум. Музеев 1874–1875 г. 2616 л. 83: о естестве и житии пташном и о нраве человеческом и зверином. 367 Рук. XVI века Моск. Арх. Мин. Ин. Дел 514 (995). Переведена первая из трех книг космографии Мелы; друг. список XVII века Чудова мон. 347. Пам. Древн. Письм. 1879, IV стр. 194 и предисл. Н. В. Чарыкова к Космографии 1670 г. изд. О. Л. Д. П., стр. 77. 369 Румянц. муз. 2397 и список Имп. Публ. Библ. Перевод, по сообщению г. Долгова, не дословный, но с православной точки зрения сделан не позже последних годов XVI стол. во времена Курбского и старца Артемия. Само путешествие напечатано в 1583–84 гг. и представляет собственно компиляцию. Кроме того на археол. съезде 1889 г. Долгов указал на русский перевод с польского Путешествия в Палестину Ансельма Краковского. 372 Розенгейм Очерк истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого Спб. 1878 стр. 1. Не толи же это, что и предыдущий перевод? 373 Заглавие подлинного сочинения: De contemptu mundi. Списков множество: Горский II, 3 стр. 164–169. Соловецкой библиотеки пять списков. Александр. Успенс. мои. 18 (Вестн. Арх. и Ист. 1885, II стр. 49), Пискарева 85 и 86; Вололексинс: 194. Библиотеки Общ. Ист. и Рос. 204, 222, 278 и 269; Великоустюжск. собора 40; Моск. Арх. Мин. Ин. Дел 320, 700, Моск. Дух. Акад. 233 (приклад Симона Азарьина) в 1665 г.; И. П. Б. О. I. 253; Рум. 2638, Царск. 417 и 59; Унд. 207, 208 и 209; Толст. II, 140, 145, 286; 441 и 627; Чудовск. 249; Шляпкина 71. 377 Артемьев Оп. рук. Казан. Унив. 1882 стр. 171. Она близка к космографии Румянцевского музея 406. 379 М. Евгений Словарь светск. пис. II, 37. Попов Обз. хрон. II, 190 указывает пять списков, а Н. В. Чарыков в предисл. к Космографии 1670 г. изд. О. Л. Д. П. приводит еще два; кроме того есть еще соловецкие списки. 380 Строев Библ. сл. 395. Мне известна еще рукоп. Моск. Арх. Мин. Ин. Дел 241 (441). Там же за 243 (443), не знаю, список или перевод, (написано преложен, но вполне схож с 241) 1685 г. Ср. С. Строев. Описание памяти слав. русск. литер. библ. Германии и Франции М. 1841 стр. 111 и ниже перевод 1650 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ († после 1586, новгородский Антония Римлянина монастырь), архиеп. Сарский и Подонский (Крутицкий). Поставлен во епископа митр. Дионисием в 1583 г., являлся его викарием, несомненно, был близок к нему. По-видимому, участвовал в отпевании скончавшегося в марте 1584 г. царя Иоанна IV Грозного . 20 июля 1584 г. подписал вместе с Собором духовенства грамоту об отмене тарханов (налоговых льгот) с церковных недвижимых имуществ «для великих нужд и тощеты воинским людем». Сведен с кафедры в 1586 г. одновременно с митр. Дионисием по проискам Б. Ф. Годунова (см. Борис Феодорович Годунов ), сослан в новгородский Антония Римлянина мон-рь , там скончался и был погребен. Ссылка его в этот мон-рь позволяет предположить, что он мог быть уроженцем новгородских пределов и постриженником этой обители. Ист.: ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 14. С. 37; Законодательные акты Русского гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. С. 61-63. Лит.: ДРВ. СПб., 1791. Ч. 7: Продолж. С. 157-172; ИРИ. Ч. 3. С. 133; И. Л. Церк.-ист. исслед. о древней области вятичей, входившей с нач. XV и до кон. XVIII ст. в состав Крутицкой и частично Суздальской епархии//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. С. 93-94; Строев. Списки иерархов. Стб. 1035; Соловьёв Н., свящ. Сарайская и Крутицкая епархия//ЧОИДР. 1894. Кн. 3. С. 60-61. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/154163.html

1570. Алфавитный патерик. 1571. Алфавитный патерик. 1572. Алфавитный патерик. 1573.  …наш ли ты, или из неприятелей наших? (Нав. 5. 13.) 1574.  …«когда он умрет и погибнет имя его?» (Пс. 40. 6.) 1575.  Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни (Пс. 117. 17). 1576. Ср.: Только он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь (Пс. 61. 7). 1577. Алфавитный патерик. 1578. Алфавитный патерик. 1579. Алфавитный патерик. 1580. Алфавитный патерик. 1581. Достопамятные сказания. 1582. Алфавитный патерик. 1583. Том 14, письмо 1. 1584. Том 14, письмо 1. 1585. Мф. 16. 26. 1586.  какая польза человеку, если он приобретет мир, а душе своей повредит? (Мф. 16. 26). 1587.  Ср.: …одно только нужно… которая не отнимется (Лк. 10. 42). 1588. Том 14, письмо 1. 1589. Том 14, письмо 1. 1590. Том 14, письмо 1. 1591.  …и представлю пред глаза твои грехи твои (Пс. 49. 21). 1592. Том 14, письмо 1. 1593. Том 14, письмо 1. 1594. … прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 1595.  …блаженны… умирающие в Господе (Апок. 14. 13). 1596. Том 14, письмо 1. 1597. Том 14, письмо 1. 1598. Том 14, письмо 1. 1599. Том 14, письмо 1. 1600. Мф. 24. 1601. 1 Тим. 3 и проч. Том 15, письмо 25. 1602. Том 15, письма 31 и 32. 1603.  Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18). 1604. Том 15, письмо 32. 1605. Том 15, письмо 32. 1606. Том 15, письмо 32. 1607. Том 15, письмо 34. 1608.  …«нет Бога» (Пс. 13. 1). 1609.  Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит. 1. 16). 1610.  Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потоми что они злы (Ин. 3. 20). 1611. Том 15, письмо 40. 1612. Том 15, письмо 70. 1613. Письмо 24. 1614. Пролог. 1615. Алфавитный патерик. 1616. Алфавитный патерик. 1617. Достопамятные сказания. 1618. Достопамятные сказания. 1619. Достопамятные сказания. 1620. Алфавитный патерик. 1621. Алфавитный патерик. 1622. Алфавитный патерик. 1623. Алфавитный патерик. 1624. Алфавитный патерик. 1625.  И поющие и играющие, — все источники мои в тебе (Пс. 86. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

§ 106. . Эти слова буквально повторяют требование ст. 15 fin. Не указывается только объект «вероломства», но само собою понятно, что он – тот же самый. Речь четвертая (2:17–3:5) ВЕСТНИК ИЕГОВЫ И ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДА. Гл. 2, ст. 17 1582 Ο παροξναντες τν Θεν ν τος λγοις μν κα επατε· ν τνι παρωξναμεν ατν; ν τ λγειν μς· πς ποιν πονηρν, καλν νπιον Κυρου, κα ν ατος ατς εδκησε· κα πο στιν Θες τς δικαιοσνης; Надоедаете вы Иегове словами своими и говорите: «чем мы надоедаем Ему?» – тем, что говорите: «всякий делающий зло – хорош в глазах Иеговы, и к ним Он благоволит, или – где Бог правосудия?» § 107. . В переводе слова встречается некоторое различие. Одни, вслед за LXX, которые перевели «ο παροξναντες» 1583 , т. е. «раздражающие» или «прогневляющие», переводят – «вы прогневляете» или «раздражаете»: араб. – «вызываете на гнев», русск. синодск. – «прогневляете», слав. – «прогневляющии», Лютер – «Ihr machet den Herrn unwillig», Велльгаузен – «Ihr argert» 1584 . Другие же, придерживаясь точного значение евр. глагола 1585 , от которого есть 2 л. м. р. perfectum по форме гифиль («утруждать», «обременять», «утомлять») 1586 , переводят «вы утомили» или «обеспокоили»: Вульг. – «laborare fecistis», тарг. – «причинили хлопоты», «обеспокоили», сирск. – «утомили», Рейнке, Кёлер, Гитциг, Кейль, Орелли, Генгстенберг – «Ihr ermudet», или «habt ermudet», или «Muhe gemacht» 1587 . Параллельным местом сюда указывают обыкновенно Ис.43:23–24 : «ты, Израиль, не трудился для Меня. Ты не приносил Мне агнцев во всесожжение и не чтил Меня своими жертвами. Я не заставлял тебя служить мне приношением и не утруждал тебя ( ) курением. Ты не покупал за серебро благовонного тростника ради Меня и не питал Меня туком своих жертв, а только затруднял Меня () своими грехами и отягощал беззакониями». По нашему мнению, в рассматриваемом месте удобнее всего было бы перевести – «вы надоедаете» или «вы наскучили»: так будет сохранен оттенок того значения, какой содержится в понятии «утомлять», и в то же время будет избегнут несколько неуместный антропомореизм последнего. Вероятно, во избежание такого антропоморфизма LXX и некоторые другие переводы и употребляют здесь глагол «прогневлять».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

«Жители обежали всю окрестность, – повествует другой евангелист, – и начали на постелях приносить больных туда, где Он 1583 , как слышно было, находился. И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему – исцелялись». Не менее поразительная по силе впечатления картина рисуется и здесь. Просят лишь «прикоснуться хотя бы к краю одежды». Божественная всемогущая сила как бы так переполняла Господа, что даже Его одежда носила в себе силу, устраняющую все болезни и недуги человека, как бы они ни были и тяжки, и неизлечимы. «И исцелялись» 1584 . Вот общее для всех следствие. Один голос – от всех страждущих! Нет никаких неудачных попыток! Нет процентного отношения в общем количестве исцеленных и неисцеленных; не только нет середины между ними, но и не могло быть ее. Нет здесь и делений на группы: истеричные-де более, удачнее поддавались внушению. Одно торжественное, величественное краткое – »и исцелялись«. И притом исцелялись моментально. В этом отношении также сомнений нет 1585 . Напротив, за этим общим обозначением чудесного действительного исцеления скрывались в частных случаях еще более поучительные детали спасительных исцелений. Если после этих общих исцелений народный глас не мог не «прославлять Бога Израилева» 1586 , то в отдельных случаях исцеления определенных личностей, о них рассказывает Евангелие, должно отметить более подробное раскрытие внутренних переживаний облагодетельствованных лиц. Вот перед нами Капернаумский сотник. Любимый, верный слуга 1587 его лежит дома в расслаблении и жестоко страдает 1588 . Он просит 1589 , умоляет Спасителя исцелить его. Спаситель обещает придти к нему. Сотник считает себя недостойным такого счастья 1590 . Он полон веры в божественную всемогущую силу 1591 Господа 1592 и, счастливый и оказанным уже вниманием к Нему, просит лишь об одном – «скажи только слово, и выздоровеет слуга мой« 1593 . Такая вера, поучительная даже для израильтян, изумила Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

И душу и Дух даст им великий Уриил по велению Бога 1579 . Ибо Господь призвал его для служения в день суда при воскресении мертвых. Смотрите и вспомните о семенах, посеянных в землю. Сухими и бездушными сеют их в землю. И прорастают они, приносят плод, и земля возвращает их как доверенный залог. И то, что умирает, что сеется в землю как семя, оживает и возвращается к жизни, – это человек. Насколько же больше воскресит Бог из тех, кто верит в Него и кто избраны Им, ради которых создал Он землю, в день суда, и все вернет земля в день суда, ибо она будет также судима в тот день, и небо с нею 1580 . Это выразительное описание грядущего суда, для которого требуются будущие тела, разворачивается в других частях книги, и там используются либо образ нового «одеяния», в которое облекутся «избранные и праведные», – иными словами, это новые тела, которые они обретут, – либо образ промежуточного состояния, «Рая», которым они будут наслаждаться 1581 . Все это, без сомнения, остается в основном русле представлений о «воскресении», к которым мы обращались, изучая иудейские и христианские источники. Хотя некоторые из деталей картины непонятны: обретут ли праведные новое тело до или после последнего суда? – в целом представления автора не вызывают сомнений. Надежда воскресения тут, как и во многих других текстах, вызвана необходимостью поддержать людей во время гонений. (iv) Пятая книга Ездры Текст, известный как Пятая книга Ездры, что создает путаницу, составляет первые две главы книги, известной как Вторая книга Ездры 1582 среди неканонических ветхозаветных книг 1583 . Иные исследователи до сих пор считают этот текст иудейским произведением 1584 , но большинство согласны с Грэхемом Стантоном в том, что это христианский труд, написанный вслед за восстанием Бар–Кохбы 1585 . Вторая глава книги, прочно укорененная в традиционной еврейской тематике, обещает воскресение для умерших: Свидетельствуй, небо и земля, ибо Я стер злое и сотворил доброе. Живу Я! говорит Господь. Мать! обними сыновей твоих, воспитывай их с радостью; как голубица, укрепляй ноги их, ибо Я избрал тебя, говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

По установлению Твоему бывает день 1575 , ибо все служит 1576 Тебе. Если бы закон Твой не был утешением 1577 для меня, я погиб бы в уничижении моем. Во век не забуду уставов Твоих, ибо ими Ты даровал мне жизнь. Я – Твой, спаси меня, ибо я уставы Твои хранил. Меня ожидали грешники, чтобы погубить меня, (а) я уразумел откровения Твои 1578 . Я видел предел всякого совершенства 1579 , (но) заповедь Твоя чрезвычайно широка. Как возлюбил я закон Твой, Господи! Во всякий день он – утешение для меня. Заповедию Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих, ибо она – на век моя. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо откровения Твои – поучение для меня. Я стал сведущ более старцев, ибо заповеди Твои хранил. От всякого лукавого пути я удерживал ноги мои, чтобы хранить слова Твои. От судов Твоих я не уклонился, ибо Ты даровал мне закон. Как сладки гортани моей слова Твои! Слаще меда для уст моих. Из заповедей Твоих я получил разумение, посему я возненавидел всякий путь неправды. Светильник ногам моим – закон Твой и свет путям моим. Поклялся я и постановил – хранить суды правды Твоей. Я уничижен до крайности, Господи, оживи меня, по слову Твоему. К добровольным 1580 (обетам) уст моих благоволи, Господи, и судам Твоим научи меня. Душа моя в руках Твоих 1581 всегда, и закона Твоего я не забыл. Грешники расставили сеть мне, но я от заповедей Твоих не уклонился. Я принял откровения Твои, как наследие, на век, ибо они – радость сердца моего. Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих на век, роди воздаяния 1582 . Законопреступников я возненавидел, закон же Твой возлюбил. Ты – мой помощник и защитник, на слова Твои я уповал. Удалитесь от меня, лукавые, и я буду поучаться в заповедях Бога моего 1583 . Заступись за меня по слову Твоему, и буду жить, и не посрами меня в надежде моей. Помоги мне, и спасусь, и буду поучаться уставам Твоим. Уничижил Ты всех, отступающих от уставов Твоих, ибо неправедно помышление их. Преступниками признал я всех грешников земли, посему возлюбил откровения Твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Сие означают и слова: «Горе вам 1570 , когда все люди будут говорить о вас хорошо» 1571 , – то есть, когда желаете слышать о себе хорошее от людей и радуетесь славе и похвалам, от них исходящим. 3,4 Ибо как возможно, чтобы делающие добро не были явны для всех, когда сам Господь говорит: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели добрые дела ваши и прославляли Отца вашего Небесного» 1572 ? Подвизайтесь творить всякое доброе дело, говорит Он, во славу Божию, а не для своей собственной; не ищите себе похвал у недолговечных людей и не радуйтесь [им], но ожидайте похвалы и славы от единого Бога, 1575 . . Так и апостол заповедует, чтобы [всё], даже до вкушения пищи и пития, делалось во славу Божию: «Ибо едите ли, пьете ли, или [иное] что делаете, – говорит он, – всё делайте во славу Божию» 1576 . . Тех же, которые домогаются себе славы или похвал от людей, Господь объявил неверными, сказав: «Как вы можете веровать, друг от друга принимая славу и не ища 1577 славы, которая от единого Бога?» 1578 . 3,5 А Иоанн, сравнивая ненависть с убийством, говорит: «Ненавидящий брата своего есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной в себе» 1579 . . Тайную ненависть к брату он сравнивает с убийством. Но и апостол Павел, обличая преданных страстям бесчестия 1580 по причине неразумного и непослушного их сердца 1581 и перечисляя худые и погибельные их дела, причисляя к одному тайные и явные грехи, говорит: «И как они не заботились иметь Бога в разуме 1582 , предал их Бог 1583 превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, лукавства, блуда, корыстолюбия, злобы, исполнены убийства, зависти, распрей, коварства, злонравия, злоречивы 1584 , клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы 1585 , немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти» и так далее 1586 . Видишь, как не явные только назвал грехи, которыми единственно гнушаются люди, но к явным причислил и тайные душевные страсти: лесть, гордость, вражду, злонравие, хвастовство, ненависть и неразумие? и Господь говорит также: «Высокое для людей – мерзость у Бога» 1587 ; и: «Всякий возвышающий сам себя будет унижен, унижающий же 1588 себя – возвышен» 1589 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Тимофей 1748–1757 Иосиф III 1509–1521 Арсений 1757–1770 Иосиф IV 1523–1534 Гавриил 1770–1783 Макарий II 1535–1556 Самуил 1783–1796 Сильвестр 1556–1567 Иерофей 1796–1799 Иона 1568–1577 Гавриил 1799–1803 Илия 1577–1579 Серапион 1803–1822 Онисифор 1583–1588 Евгений 1822–1837 Михаил Рагоза 1588–1596 Филарет 1837–1857 Иов Борецкий 1620–1631 Исидор 1858–1860 Исайя 1631–1633 Арсений 1860–1876 Петр Могила 1633–1647 Филофей 1876–1882 Сильвестр Коссов 1649–1657 Платон 1882–1891 Дионисий Балабан 1658–1663 Иоанникий 1891 Иосиф 1663–1676 Феогност 1900 Антоний 1676–1679 Флавиан 1903 Гедеон 1685–1690 Так же преемственно должна передаваться пастырская власть и в будущем, так как только при этом условии Церковь Христова может достигать своего назначения, а потому истинное священство пребудет в ней вечно. Ап. Павел, говоря об установлении таинства причащения, замечает: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор. 11:26 ), т. е. до второго пришествия Христа на землю. Без совершителей же это таинство не может существовать. Сам Иисус Христос, облекая апостолов благодатною влагою, сказал им: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18–20). Но апостолы не пребывали во плоти до скончания века, поэтому обещание Его относится не только к ним, но и к их преемникам, так как пастырское служение, по словам ап. Павла, должно совершаться в Церкви, «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4:11–13 ), а это возможно лишь в будущей жизни. Св. ап. Петр, давая наставления пастырям относительно управления Церковью, говорит: «когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет. 5:1–4 ), чем также ясно указывает, что исполнение пастырской обязанности пасти стадо Христово должно продолжаться до второго пришествия Христова на землю и страшного суда, когда действительно исполнители заповедей Христовых получат неувядаемый венец славы. 536

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Даты перехода стран на григорианский календарь Последний день юлианского календаря Первый день григорианского календаря Государства и территории 4 октября 1582 15 октября 1582 Испания, Италия, Португалия, Речь Посполитая (федеративное государство в составе Великого княжества Литовского и Польши) 9 декабря 1582 20 декабря 1582 Франция, Лотарингия 21 декабря 1582 1 января 1583 Голландия, Брабант, Фландрия 10 февраля 1583 21 февраля 1583 Льеж 13 февраля 1583 24 февраля 1583 Аугсбург 4 октября 1583 15 октября 1583 Трир 5 декабря 1583 16 декабря 1583 Бавария, Зальцбург, Регенсбург 1583 Австрия (часть), Тироль 6 января 1584 17 января 1584 Австрия 11 января 1584 22 января 1584 Швейцария (кантоны Люцерн, Ури, Швиц, Цуг, Фрайбург, Золотурн) 12 января 1584 23 января 1584 Силезия 1584 Вестфалия, Испанские колонии в Америке 21 октября 1587 1 ноября 1587 Венгрия 14 декабря 1590 25 декабря 1590 Трансильвания 22 августа 1610 2 сентября 1610 Пруссия 28 февраля 1655 11 марта 1655 Швейцария (кантон Вале) 18 февраля 1700 1 марта 1700 Дания (включая Норвегию), протестантские немецкие государства 16 ноября 1700 28 ноября 1700 Исландия 31 декабря 1700 12 января 1701 Швейцария (Цюрих, Берн, Базель, Женева) 2 сентября 1752 14 сентября 1752 Великобритания и колонии 17 февраля 1753 1 марта 1753 Швеция (включая Финляндию) 5 октября 1867 18 октября 1867 Аляска 1 января 1873 Япония 20 ноября 1911 Китай Декабрь 1912 Албания 31 марта 1916 14 апреля 1916 Болгария 31 января 1918 14 февраля 1918 Советская Россия, Эстония 1 февраля 1918 15 февраля 1918 Латвия, Литва (фактически, с начала немецкой оккупации в 1915 году) 18 января 1919 1 февраля 1919 Румыния, Югославия 9 марта 1924 23 марта 1924 Греция 18 декабря 1925 1 января 1926 Турция 17 сентября 1928 1 октября 1928 Египет Замечания Декрет о введении григорианского календаря в России от 26 января 1918 года. Из этого списка следует, что в ряде стран, например в России, в 1900 году был день 29 февраля, тогда как в большинстве стран его не было. В некоторых странах, перешедших на григорианский календарь, впоследствии возобновлялось юлианское летоисчисление в результате их присоединения к другим государствам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010