Таким образом на основании этих данных нельзя себе составить полного понятия о географической площади этого погоста, так как в них заключаются лишь приблизительные сведения о расположении погостских выставков. Между тем сопоставляя эти данные со сведениями заключающимися в описании того же Рождественского Олонецкого погоста, помещенном в писцовой книге Обонежской пятины 1582–1583 годов, видно что деревни-выставки этого погоста на севере достигали «Сямозера», на западе – реки «Туломы» и «Тулом-озера», на востоке – «Пряже-озера» и «Свят-озера» (деревня «Пелдожа») и на юге до реки «Обжи». 61 На юго-восточном берегу Онежского озера был расположен погост Никольский-Андомский, в котором, по писцовой книге 1582–1583 годов, значилось: сельцо, 191 деревня, 5 починков живущих, 8 деревень пустых и 90 пустошей. Погост этот, по приблизительным данным, простирался вдоль юго-восточного берега Онежского озера, между маленькими озерками: «Тудозера» – на юге и «Муромского» – на севере, затем обнимал собою местности расположенные по течению рек Андомы и Саминой и достигал на северо-востоке верховьев реки Андомы и озера «Куржинского». 62 К северу от Никольского-Андомского погоста находился погост Никольский-Пудожский в котором в 1496 году, по писцовой книге Сабурова, значилось 209 деревень (150 слишком обеж), а в 1582–1583 годах, по писцовой книге Плещеева, числилось: 145 деревень живущих, 10 деревень пустых и 59 пустошей. Погост этот был расположен по реке Водле (верстах в 30 от Онежского озера), к северу доходя до «Сумозера», а на востоке – до «Колод-озера». 63 Этот погостский округ, судя по данным дела о пудожских раскольниках 1693 года, был не велик. Всех прихожан дворохозяев этого погоста числилось в то время 222 человека; 64 если принять число членов каждого крестьянского двора в семь человек, считая в этом числе и дворохозяина, то общее число прихожан (мужчин, женщин и детей) определится в 1500 человек. К югу от Рождественского Олонецкого погоста было расположено несколько погостов на реке Ояти впадающей в реку Свирь. Судя по подробному описанию одного из этих погостов, именно Введенского на Ояти (помещенному в царской жалованной несудимой грамоте Московскому Новодевичьему монастырю от 1662 года, а также по описанию писцовой книги от 1582–1583 годов), погост этот был довольно мал, так как заключал в себе только 35 деревень и 2 починка расположенных на реках Ояти, Векшенге и у Сермаксы. 65

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

I вариант: историческое событие России до 1582 года отмечается как дата Юлианского календаря, совмещенная по числу и месяцу с датой Григорианского календаря, как будто это один и тот же календарь, и не было изъятия десяти суток из Юлианского календаря в 1582 году. К примеру, Ледовое побоище произошло 5 апреля 1242 года по Юлианскому календарю, так оно и переносится на 5 апреля по Григорианскому календарю. То есть, дата, нарушенная хронологически, становится исторически условной, недостоверной. Историческое событие после 1582 года отмечается как дата Григорианского календаря, будто не было периода российской истории с 1582 по 1918 год, когда действовал государственный Юлианский календарь и его правило пересчета. До недавнего времени советские хронологи отмечали Бородинское сражение как французы 7 сентября, и получалось, что праздник Владимирской иконы Божией Матери, который приходился на день сражения, никакого отношения к нему не имеет. II вариант: любое историческое событие России до 1918 года отмечается как дата Григорианского календаря. В этом варианте «мы» обошли все страны, пересчитав на Григорианский календарь все даты событий российской и мировой истории от древнего мира до 1918 года. В результате таких изобретений советской хронологии, по Григорианскому календарю нового стиля Куликовская битва стала отмечаться по двум вариантам: 8 и 16 сентября вместо 21 сентября. Ледовое побоище тоже дважды: 5 и 12 апреля вместо 18 апреля, и т.п. Подобное «перемещение» дат российской истории лишило их духовно-исторической достоверности, которую они имели на момент события. Они перестали иметь хронологически какое-либо отношение к православной России, к своей национальной памяти. Казалось бы, что календарная реформа 1918 года, как закон, не должна иметь обратной силы, и по Григорианскому календарю необходимо вести отсчет тем событиям, которые совершались после года реформы. Пересчет же дат событий до 1918 года должен соответствовать правилу национальной исторической хронологии России. Вероятно, Пушкин, узнай о том, что для его дня рождения или пережитого им незабываемого «Дня Бородина» - «Меч огненный блеснул за дымною Москвой» - большевики произвольно назначили новые даты, непременно повторил бы свой приговор: «Дикость, подлость и невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим».

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/15/...

Григорианская календарная реформа была предпринята с целью исправления юлианского календаря. К тому времени (1582 г.) точка весеннего равноденствия сместилась вперёд по числам юлианского календаря на 10 дней, по сравнению с никейской датой. В Пасхалии же принятая условная дата равноденствия по-прежнему сохранялась – 21 марта. И реформаторы решили исправить календарь, «изъяв 10 дней» , как писал папа Григорий XIII. В специальной булле от 24 февраля 1582 года ( «Среди важнейших...» ) он говорит следующее: «Было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, от которого со времени Никейского собора оно отступило на 10 дней приблизительно, и Луне вернуть её место, от которого она на четыре и пять дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и Луна со своих мест никогда не сдвигались». И далее: «А посему, с целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского собора установили на 12-й день перед апрельскими календами (21 марта), мы предписываем и повелеваем касательно месяца октября текущего 1582 года, чтобы 10 дней, от 5 октября до 14 октября включительно были изъяты» [цит. по 9, с. 216]. Медаль, выпущенная по случаю введения григорианского календаря, имела на лицевой стороне изображение бюста папы Григория с надписью на латинском языке, которая означает: «Григорий XIII, наилучший жрец» . Интересно сравнить, что на серебряной монете – динарии императора Тиверия, которым искушали лукавые люди Спасителя, был изображён бюст Тиверия, а на обороте надпись по латыни: «Верховный жрец» 9 . Итак, спрашивается, можно ли исправить календарь, который отстаёт по Солнцу на 10 дней, а по Луне – на 4–5 дней (по нашим расчётам – на 2–3 дня)? Если прибавить 10 дней и исправить по Солнцу, то как быть с Луной? По Луне надо бы прибавлять не десять, а только три (иногда четыре) дня. И от прибавления к календарю 10-ти дней Луна делается «старше» своего возраста на: 10–2 (или 3)=8 (или 7) дней. Но поскольку сама Луна, естественно, остаётся такой же, в той же фазе, какой ей полагалось быть на следующий день (после прибавления), то получается, что календарь «ускоряется» по отношению Луны, идёт впереди, «спешит», как говорят о часах. И таким образом, прибавляя дни к календарю (путём выбрасывания!), мы как бы «прибавляем» их к совместному обращению Солнца и Луны, да и всех звёзд. Как бы «передвигаем» их, что, конечно, невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

В настоящее время Пасха, определяемая по Александрийской пасхалии, не имеет уже (в силу её мнемоничности) никакого отношения не только к весеннему равноденствию, но и к следующему за ним полнолунию. Так, в 2022 г. первое полнолуние, следующее за 21 марта юлианского календаря, имело место в субботу 3 апреля. Но Пасху Церкви, руководствующиеся Александрийской пасхалией, праздновали не 4 апреля юлианского календаря, а на неделю позже – 11 апреля. Григорианский и новоюлианский календари К чести Юлия Цезаря и Созигена (греческого астронома, который по существу и изобрёл юлианский календарь) надо сказать, что неточность этого календаря, связанная с его мнемоничностью, обнаружилась очень нескоро. И только в 1582 г. римский папа Григорий XIII решил юлианский календарь реформировать. Однако так же, как и его предшественники, он не понимал, что неточность календаря укоренена в иррациональности отношений основных космических процессов и может быть преодолена лишь путём отказа от самой идеи мнемоничности и перехода к немнемоническому календарю, основанному на некоей исходной дате и постоянных астрономических наблюдениях. В 1582 г. момент весеннего равноденствия приходился уже не на 21 марта, а на 11 марта юлианского календаря. И папа Григорий XIII передвинул весь календарь на 10 дней вперёд, сказав, что сегодня у нас не 11 марта, а 21-е, т. е. что с 21 марта 325 г. прошло не 1256 лет и 355 дней, как получалось по юлианскому календарю, а 1257 лет ровно. Но вот дальнейшее определение дат – перспективное – он задал не с помощью обращения к той же исходной дате (21 марта 325 г.), а с помощью, опять же, мнемонического правила определения високосных годов, лишь несколько модифицировав его по сравнению с правилом юлианского календаря. В юлианском календаре високосными считаются все годы, номера которых делятся на 4. В григорианском же календаре год не считается високосным, если его номер кончается на два нуля, но не делится на 400. Например, 1900-й год по юлианскому календарю был високосным, а по григорианскому календарю – не високосным. Таким образом, между юлианским и григорианским календарями накапливается разница в три дня за каждые 400 лет. С 1582 г. до настоящего времени накопилось три таких дня: в 1700, 1800 и 1900 годах. А если учесть, что при самом введении своего календаря папа Григорий XIII сдвинул его на 10 дней по сравнению с юлианским, то как раз и получается, что сейчас разница между юлианским и григорианским календарями составляет 13 дней.

http://bogoslov.ru/article/6174863

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Григорианский календарь - это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Тридентского собора ( 1545 - 1563 гг.), чтобы исправить ошибки старого юлианского календаря . Он был введен папой Григорием XIII папской буллой от 24 февраля 1582 г. Эта булла называется " Inter Gravissimas " по ее первым словам. В григорианском календаре длина тропического года аппроксимирована числом 365 97/400 суток=365.2425 суток. Таким образом, тропический год сдвинется относительно григорианского календаря на один день через 3300 лет. Приближение 365 97/400 достигается введением 97 високосных лет на каждые 400 лет. В григорианском календаре на каждые 400 лет приходится 97 високосных лет: Таким образом, 1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - не високосные годы. Однако 1600, 2000 и 2400 - високосные годы. Пасхалия Принцип определения даты Пасхи в Григорианском календаре в целом сохраняет принцип Александрийской пасхалии (воскресенье после первого полнолуния после равноденствия), но равноденствием считается, естественно, 21 марта по новому стилю, что (на сегодняшний день) на 13 дней раньше, чем по юлианскому счислению (и почти совпадает с астрономическим - например, в 2005 г. оно было 20 марта н. ст.) Подробнее см. статью Пасхалия . Когда страна X перешла от юлианского к григорианскому календарю? Папская булла от февраля 1582 года постановила, что 10 дней должны быть исключены из октября 1582 г., таким образом за 4 октября следует 15 октября и далее необходимо использовать новый календарь. Это было соблюдено в Италии, Польше, Португалии и Испании. Вскоре последовали и другие католические страны. Однако протестантские страны не спешили осуществить переход, а страны с греческой православной церковью не перешли на новый календарь до начала 1900-х годов.

http://drevo-info.ru/articles/79.html

1173 О создаваемых школах, в том числе Виленской коллегии (университета с 1579 г.) иезуитов, см.: Савич A.A. Нариси з культурних на та у XVI–XVII в. К., 1929; Плохий 1989. С. 26–28 и др. 1175 Об усилиях по обращению в католицизм украинско-белорусской знати см.: Krajcar J. Konstantin Basil Ostrozskij and Rome in 1582–1584//OCP. 35 (1969). P. 193–214; Krajcar J. The Last Princes of Sluck and the West//Journal of Byelorussian Studies. 3 (1975). P. 269–287. 1177 Сумцов Н.Ф. Исторический очерк попыток католиков ввести в южную и западную Россию григорианский календарь//Киевская старина. 1888. Кн. 5. С. 235–272; Плохий 1989. С. 33–40; Chodynicki. 1934. S. 188–192, 245–248. 1179 Грушевський М.С. Т. 6. Жите культурне, XIV–XVII 1907 (репринт: 1995). С. 463. 1180 См., напр.: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 103–166. Как пишет Ж. Ле Гофф, непрерывность, неделимость, гомогенность (contnuite temporelle) времени соответствует нераздельности земли и неба: «Время не более чем момент вечности. Оно принадлежит одному лишь Богу», человек может лишь жить в нем (то есть им не владеет). «Овладеть им, измерить его, извлечь из него пользу или выгоду является грехом; извлечь из него хотя бы частицу является воровством». Кроме того, «единицы измерения времени и пространства были исключительными по значению инструментами социального господства. Тот, кому они принадлежат, единственным в своем роде методом усиливает власть над обществом». При этом «средневековое время было прежде всего временем религиозным и церковным» (Le Coff J. La civilisation de l’Occident medieval. Paris, 1984. P. 190, 204, 208). 1182 MUH. Т. 1. . Р. 29–33 (20. IX. 1582); Малышевский 1872. Т. 2. Приложение 3. С. 93; MUH. Т. 1. Р. 37–40 (1582–1583). 1183 MUH. Т. 1. Р. 33–37. В тексте содержится развернутая теологическая аргументация против нового календаря, что лишний раз показывает, что в глазах православного духовенства Речи Посполитой это был далеко не формальный вопрос. Кто из православных епископов обратился с этим посланием к Сангушко, остается неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Б. признал первые 2 пункта, остальные отверг. В 1599 г. член инквизиционного трибунала кард. Роберт Беллармин сформулировал 8 еретических положений учения Б. (не сохр.), от к-рых тот должен был отречься. Вначале Б. согласился отречься от нек-рых из них, затем решительно отказался. 8 февр. 1600 г. был объявлен приговор о лишении его сана и смертной казни через сожжение. 17 февр. Б. был сожжен на пл. Кампо-деи-Фьори в Риме. Сочинения Лат. диалоги: «De umbris idearum» (О тенях идей, 1582), о проявлении Божественных идей в мире (ранний вариант учения Б., еще без ярко выраженного пантеизма ), и «Ars memoriae et Cantus Circaeus» (Искусство памяти и Песнь Цирцеи, 1582), о магическом преобразовании мира Цирцеей. Трактат «De compediosa architectura et complemento artis Lullii» (О сокращенном построении и дополнении искусства Луллия, 1582) излагает искусство памяти Луллия. Книга (не позднее 1583), включающая отрывок из «Песни Цирцеи», а также «Explicatio triginta sigillorum» (Изъяснение тридцати печатей) и «Sigillus sigillorum» (Печать печатей), представляет описание системы запоминания при помощи особых эмблем. Итал. диалоги: «La Cena de le Ceneri» (Пир на пепле, или Великопостная вечеря, 1584), содержит полемику с аристотелизмом и учением об ограниченности вселенной и неподвижности Земли в защиту гелиоцентрической теории Н. Коперника , прокламирует восстановление герметической философии (см. Герметизм ); «De la Causa, Principio et Uno» (О причине, начале и едином, 1584), обосновывает пантеизм и исследует отношения материи и формирующей ее силы; «De l " Infinito, Universo e Mondi» (О бесконечности, вселенной и мирах, 1584), разрабатывает физику и метафизику бесконечной вселенной; «Spaccio de la Bestia Trionfante» (Изгнание торжествующего зверя, 1584), посвящен обоснованию новой системы нравственности, переустройству посредством астральной магии земных порядков и человеческой души, в нем усматривается сатира на христианство; «Cabala del cavallo Pegaseo, con l " aggiunta Dell " Asino Cillenico» (Каббала Пегаса, с приложением Килленского осла; краткое название «Тайна Пегаса», 1585), аллегорический рассказ о перевоплощениях души, описывающий историю оккультного знания.

http://pravenc.ru/text/153489.html

(См. также Календарь ). Необходимость исправить календарь диктовалась смещением дня весеннего равноденствия по отношению к юлианскому календарю и увеличившимся расхождением пасхальных и астрономических полнолуний. Задачей реформаторов было вернуть праздник Пасхи на то время года, в к-рое он праздновался во времена I Вселенского (Никейского) Собора (325), и предотвратить его серьезное смещение в обозримом будущем. Исправление календаря обсуждалось в Римской курии при папе Павле III и на Тридентском Соборе в 1563 г., но решение по этому вопросу не было принято. Итал. астроном Алоизий Лилий (Луиджи Лилио) разработал проект реформы, переданный комиссии кардиналов его братом Антонио, тоже астрономом. Этот проект, исправленный и обнародованный в 1577 г. как «Руководство по восстановлению календаря» (Compendium novae rationis restituendi kalendarium), обсуждался астрономами и математиками. Новый календарь был введен буллой папы Римского Григория XIII «Inter gravissimas» от 24 февр. 1582 г. Для того чтобы весеннее равноденствие соответствовало 21 марта, потребовалось единовременно исключить из календаря 10 дней, поэтому после 4 окт. 1582 г. следовало 15 окт. Кроме того, 14-й день луны был приведен в соответствие с астрономическим полнолунием. Это позволило согласовать даты празднования Пасхи с теми, к-рые были установлены Никейским Собором. Количество високосных годов сократилось: вековые годы (1800, 1900 и т. д.) исключили, но те годы, к-рые можно было разделить на 400 (1600, 2000), остались високосными. Было решено составить новые таблицы для определения даты Пасхи с использованием даты весеннего равноденствия 21 марта по новому календарю. Папа Григорий XIII призвал всех католич. правителей ввести в своих странах новый календарь. Это сразу же было сделано в итал. государствах, а также в Испании, Португалии и Речи Посполитой. В заморских владениях Испании и Португалии реформа календаря была проведена в 1584 г. К кон. 1582 г. новый календарь были принят во Франции и в Лотарингии, в 1583-1584 гг.- на католич. землях Свящ. Римской империи и в католических кантонах Швейцарии, позднее - в Венгрии (1587) и Трансильвании (1590). В протестант. гос-вах реформа была проведена в XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Рожон, Рожновы : Михаил Никитич Рожон Пушкин, вторая половина XV в.; от него – Рожновы-Пушкины [см. Пушка] Розвалигородов Розварин Неклюд Рахманинов [см. Неклюд, Рахманин], 1559 г., Белоозеро Розводов см. Разводов Розвозов ( Развозов ) Богдан Неклюдов [см. Неклюд], 1564 г., Новгород; Иван Матвеевич, 1569 г., Ржева Владимирова Роздеришин ( Раздеришин ) Иван Петрович, 1596 г., Торопец; Афанасий Никитич, 1630 г. Роззевака см. Раззевака Розинко, Розинков : Иван Розинко, крестьянин, 1545 г., Новгород; Елизар Гаврилович Розинков, торговый человек, 1614 г., Путивль Розлада, Розладины : Прокофий Родионович Розлада Квашнин [см. Квашня], вторая половина XV в.; от него – Розладины [см. Ошетан] Розстригин см. Расстрига Розмолодиха Федор, посадский человек, 1582 г., Новгород Розщенкин Петр, крестьянин, 1627 г., Белев Розщепиха, Розщепихины : Иван Розщепиха, посадский человек, 1565 г., Нижний Новгород; Розщепихины, вторая половина XVI в. и позже, Нижегородский уезд; Розщепихина Дарья, вдова Захария, с сыном Иваном, помещики, 1608 г., Нижний Новгород Розщупкины Рокотовы : Иван, помещик, XVI в., Псков; Мясоед [см. Мясоед] Никитич, 1608 г., Нижний Новгород Рокот – грохот, гром Романчуков Савва, дьяк Посольского приказа, 1611–1625 гг.; Романчуковы 76 Ромейковы : Иван Голова [см. Голова], землевладелец, 1477 г., Ржевский уезд; Василий Поликарпович, писец, 1530 г., Старицкий уезд; Василий Петрович, 1539 г.; Ромейковы, XV–XVI вв., Старица и Торжок Ромоданов Ждан [см. Ждан], подьячий Поместного приказа, 1614 г. Ропа Федорович Мясоедов [см. Мясоед], дворовый, 1615 г., Солова Рапа, ропа – сукровица, гной с кровью Росада Максим, посадский человек, 1585 г., Псков Рославлев Иван Михайлович, 1577 г., Коломна Рослый Ермолай Федоров, крестьянин, 1541 г., Кострома Росляк, Росляковы , XV–XVI вв., Новгород; Алексей Иванович Росляков, 1596 г., Орел Росовы , крестьяне, 1627 г., Белев Росоха Афанасий, посадский человек, 1582 г., Новгород Роспута ( Распута ), Роспутин : Распута и Безпута [см. Безпута] Васильевы дети Кирьяновы, крестьяне, 1560 г., Белоозеро; Неустрой [см. Неустрой] Роспутин, крестьянин, 1636 г., Тотьма

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Казарин Давид Александрович Морхинин [см. Морхиня], середина XIV в.; Казарин Голохвастов [см. Голохвастов], начало XVI в.; Казарин Юрьевич Дубровский [см. Дубровский], дьяк, 1554–1569 гг., казнен в опричнине [см. Горшок] Казатул Иванович Скобельцын [см. Скобельцын], 1555 г., Новгород; ср. Казатул, золотоордынский мурза, 1450 г. [см. Бусурман, Шеврик] Казимеровы , новгородские бояре, переселенные в конце XV в. в Суздаль; Андрей Васильевич, конец XVI в., Суздаль Казимер – Казимир (польск.) Казнаков Иван Михайлович, 1631 г. [Ср. Кознаков] Казначеев Василий Иванович, середина XVI в., Рязань Казуй Леонтий, купец, 1582 г., Новгород Казыкины , дворовые люди боярина Б. И. Морозова, середина XVII в. Каирев Ислам [см. Ислам] Васильевич, 1588–1613 гг., Нижний Новгород Кайдал Семенович Кренев [см. Крен], 1582 г., Новгород Кайдал – гурт, стадо Кайдар Кайдаш Семен Степанович Корсаков [см. Корсак], 1527 г.; Кайдаш Дмитриевич Глухого [см. Глухой], 1546 г. Кайса Дмитрий, воевода, убит в 1438 г. под Белевом татарами Кайсаров Василий Семенович Комака [см. Комака], 1499 г., Владимир [см. Излач, Севетюковы] Кайсар (греч.), цесарь, кесарь (латинск.), кайзер (немец.) Какуля Михаил Селиванов [см. Селивановы], земский судейка, 1624 г., Соль Вычегодская Какурин Тит Савельев, 1638 г., Москва Какура – яйцо, запеченое в тесто; какурка – ватрушка Калабродов см. Колобродов Калантай см. Колонтай Калга Трофим, крестьянин, 1627 г., Белев Калган см. Колган Калемет Борис Немятого-Головкин [см. Немятый, Головко, Макшеевы], 1570 г., Бежецкий Верх Калемат – собственное имя (татар.) Кален Аввакумов, крестьянин, 1503 г., Арзамас Калех , крестьянин, конец XV в., Новгород; позже там же Калеховы Калива кн. Никита Афанасьевич Шелешпанский, середина XVI в. Калива – брюква Калика Агафон, крестьянин, 1495 г., Новгород Калина, Калинины : Калина Никитич Игнатьев [см. Бурнаш, Дашко, Докука, Домрачей, Коробка, Люнин, Негодяй, Пыхов, Славутин, Сутулов] Калита, Калитины : кн. Иван Данилович Калита, умер в 1340 г.; Калита Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1545 г., Новгород; Тимофей Павлович Калитин, середина XV в. [см. Курдюм, Пересвет, Свойтин]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010