Слободском. Фотография. Кон. XIX в. Собор в честь Преображения Господня в Преображенском мон-ре в Кирове. Фотография. 2003 г. В кон. XVI - нач. XX в. на территории В. е. действовали следующие мон-ри и пустыни, ныне не существующие: во имя вмц. Екатерины и Преображения Господня пуст. (на левом берегу р. Вятки, близ г. Кирса, муж., основана в 1582, в 1725 приписана к Богоявленскому муж. мон-рю в Слободском, в 1764 упразднена); во имя Св. Троицы пуст. (около с. Холуницко-Ильинского Слободского у., на берегу р. Холуницы, муж., упоминается в 1590-1594, упразднена в 1764); во имя Св. Троицы мон-рь (в с. Истобенском, муж., основан между 1595 и 1629, в 1771 переведен в Соликамск); в честь Воздвижения Креста Господня (первоначально в честь Богоявления) мон-рь (в Слободском, муж., основан в 1599, с 1769 Крестовоздвиженский, закрыт в 20-х гг. XX в.); Верхочепецкий в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь (на р. Чепце, муж., основан в 1608, в 1769 сгорел, братия переведена в Богоявленский мон-рь в Слободском); Жерновногорский во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мон-рь (в Яранском у., муж., время основания неизвестно, в 1609 разорен марийцами); во имя Св. Троицы (близ Елабуги, при впадении в Каму р. Тоймы, муж., основан, по преданию, в сер. XVI в., в 1616 приписан к Казанскому архиерейскому дому, в 1764 упразднен); во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мон-рь (в Котельниче, муж., основан в 1613-1614, в 1658 приписан к архиерейскому дому, в 1764 упразднен); Чепочкин (Цепочкинский) в честь Преображения Господня мон-рь (в Уржуме, муж., основан в 1622, упразднен после 1780); Новодевичий в честь Преображения Господня мон-рь (в Вятке, жен., основан в 1624, закрыт после 1917); во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мон-рь (в Котельниче, муж., основан ранее 1638 (возможно, ранее 1615), последнее упоминание в 1658); Спасский мон-рь (в с. Игумнове-Святицком Слободского у., муж., упоминался в 1648-1650); кукарский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (в Яранском у., муж., основан ранее 1658, упразднен в 1764); в честь Вознесения Господня мон-рь (в Яранске, муж., основан ранее 1659, упразднен в 1764); в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Орлеанская дева — Жанна д " Арк (1412–1431) — героиня Столетней войны между Англией и Францией, сожженная по приговору духовного суда. 116 Ксения Годунова (1582–1622) — дочь царя Бориса Годунова. После смерти Бориса Лжедмитрий держал Ксению Годунову при своем дворе, но затем отправил в Белозерский монастырь, где она постриглась в монахини. 117 Констанция — героиня хроники Шекспира «Король Джон» (1598). Лесков цитирует слова Констанции по переводу А. В. Дружинина «Жизнь и смерть короля Джона» («Современник», 1865, т. CIX, отд. 1, стр. 8— 52, и Собрание сочинений А. В. Дружинина, 1865 г., т. III). 118 Дарбуа Г. (1813–1868) — католический церковный деятель, автор очень распространенной книги «Библейские женщины» (1848). 119 …дочь Рагуила, та несчастная красавица Сара… — В библии («Книга Товита») рассказывается, что для того, чтобы отогнать демона, убившего семерых мужей Сары, Товия сжег сердце и печень рыбы. 120 …читая об этом страшном походе героев со светильниками, опущенными в глиняные кувшины…В библии («Книга Судей») рассказывается о том, как Гедеон с тремястами воинов, у каждого из которых был пустой кувшин с горящим светильником, ночью внезапно напал на врагов и, воспользовавшись смятением в неприятельском лагере, наголову разбил многочисленного неприятеля. 121 …он выписывает «Московские ведомости», очень сердит на поляков, сочувствует русским в Галиции, трунит над гельсингфорскими шведами, участвовал в подарке Комиссарову и говорил две речи американцам. — Шульц разделяет взгляды газеты «Московские ведомости», органа крайней реакции, по ряду внутриполитических вопросов; очень сердит на поляков — «Московские ведомости» требовали самого жестокого подавления польского освободительного движения и объявляли революционное движение в России польской интригой; сочувствует русским в Галиции — в 1866 году в Галиции разгорелась борьба между украинцами (или, как они тогда назывались, русинами) и польским дворянством, которое при поддержке австрийского правительства стало преследовать украинские культурные организации.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Ср. там же у р. Пукши имение Ашалаево Ашихмины Денис Еремеевич с братьями, помещики, 1675 г., Мценск Ашихта Данило Федорович Загряжский [см. Загряжские], вторая половина XVI в. Аштуев Якуш, крестьянин, 1490 г., Новгород Ашушкин Киприан, помещик, 1643 г., Белоозеро Ащера см. Ощера Аяцкие , новгородцы, выписанные к концу XV в. из Великого Новгорода в Нижегородский уезд; вероятно, правильнее Ояцкие, от р. Ояти [см. Ояцкие] Б Баба, Бабич , князья, XIV–XV вв., Литва; на службе в Москве князья Бабичевы [см. Колышка] Бабаев Семен Евстафьевич, грек, выехал служить в Москву и в 1622 г. получил поместье в Угличе Баба, бабай – дед, старик (турецк.) [Ср. Бобай] Бабанины Давид и Омена [см. Омена], 1565 г., Казань Бабаровы Яков и Иван, крестьяне, 1627 г., Белев Бабарншн Порфирий, старец Троицкого монастыря, 1570 г. Бабаха Воропанов [см. Воропанов], подьячий, 1518 г. Бабаха – оладья, лепешка Бабахин Иван Никифорович, 1540 г., Арзамас Бабей Иван, крестьянин, 1585 г., Владимир Бабенов Аксен, посадский человек, 1614 г., Тверь Бабиков Савелий, помещик, 1590 г., Арзамас Бабин Иван Захарович, 1556 г., Кашира; Бабины, XVI–XVII вв., Кашира и Коломна Бабицын Андрон, 1664 г., Устюг Бабкины , бояре, XV в., Новгород; Афанасий Бабкин, дьяк, 1546–1560 гг., Москва; другой род Бабкиных в Твери, отрасль рода Марка Демидова Бабуев Епиш [см. Епиша], крестьянин, 1530 г., Москва Бабурины , помещики, XVI в., Рязань Бабура – мотылек; бабурка – зольник, загнет в русской печи, куда отгребают жар Бабухин Пятый, таможенный голова, 1605 г., Суздаль Бабушка, Бабушкины : Тит Романович Бабушкин, 1592 г., Арзамас Бабьевский Андрей, подьячий, 1638 г., Москва Багопя Григорий Игнатьевич, слуга Калязина монастыря, конец XV в. Бегно – грязь (древнерусск.); багон – багульник; баган, бегун – добрый дух, покровитель скота (белорус.); баган: 1) жердь, 2) сошный крюк, 3) заика, косноязычный, таранта (Даль) Багор Григорий, 1582 г., Новгород Баграков см. Батраков Багрим Неклюдов-Лопырев [см. Неклюд, Лопырев], 1584 г., Переяславль

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

154 Шатобриан пытался дать эстетическую апологию католичества. – Франсуа Рене де Шатобриан (Chateaubriand; 1768–1848), французский писатель, один из основоположников романтизма. В пятитомном трактате «Гений христианства» (1802) истинность христианства усматривал в его поэтичности. Эта мысль была раскрыта во включенных в трактат повестях «Атала» (1801), «Рене» (1802). 155 В «La Cathedrale» вставлено ценное исследование о картине Фра Беато Анжелико «Le couronnement de la Vierge». 157 …для католичества св. Тереза и Григорий VII одинаково характерны. – Тереза Авильская (Тереза Санчес де Сепеда и Ахумада; 1515–1582), монахиня-кармелитка, автор мистических сочинений: «Путь к совершенству» (оп. 1583), «Внутренний замок или обитель души» (оп. 1589), в 1622 г. причислена Католической Церковью к лику святых; Григорий VII Гильдебранд (1020–1085), папа в 1073–1085 гг., реформатор Церкви, по имени которого названа Григорианская реформа. Автор политической программы «Диктат папы» (ограничение светской власти). Канонизирован Католической Церковью. 159 В западной литературе в последнее время очень повысился интерес к католической мистике. Укажу на книгу Delacroix «Etudes d " historie et de psychologie du mysticisme», написанную с научной точки зрения, и на книгу Pacheu «Psychologie des mystiques chretiens», написанную с католической точки зрения. Прославленная книга Джеймса «О религиозном опыте» тоже свидетельствует о повышении интереса к мистике. 160 ...вплоть до принятия стигматов. – Т.е. появления на теле знаков, подобных тем, которые остались на теле Христа. Об их явлении впервые было рассказано в жизнеописании Франциска Ассизского. 162 Идея обожествления человека у Мейстера Экхарта. – Экхарт Иоганн (Мейстер Экхарт; Eckhart; ок. 1260–1237 или начало 1238), немецкий мыслитель, мистик. Подразумевается учение Мейстера Экхарта об «искре души» (одна из душевных способностей человека), с помощью которой человек может чувствовать Бога непосредственно, «без всяких покровов, таким, каков Он Сам в Себе». В1329 г. папа Иоанн XXII осудил 28 основных положений учения Экхарта.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

текст Комплютенской Полиглотты (изд. в 1514, но поступила в продажу только в 1522). Эразм же вынужден был добавить это чтение в 3-е изд. своего НЗ (1522) (вероятно, основной причиной стало его опасение, что его обвинят в арианстве ; об истории, связанной с Эразмом, см.: Jonge H. J., de. Erasmus and the Comma Ioanneum//EThL. 1980. Vol. 56. Fasc. 4. P. 381-389). В 1550 г. Эстьенн (Stefanus) включил ее в 3-е изд. греч. НЗ. В офиц. печатном лат. тексте Вульгаты вставка появилась в 1590 (в продажу издание не поступило) и в 1592 гг. Знавший о спорах вокруг этой вставки М. Лютер считал, что фразу добавили католики во время борьбы с арианством, а потому он не включил ее в свой нем. перевод Библии (кроме того, опорой для него служили 1-е и 2-е изд. НЗ Эразма). Но его лекции о Первом Послании ап. Иоанна не были опубликованы, а потому Ф. Меланхтон (1535) и М. Хемниц (1556) использовали вставку для защиты учения о Св. Троице. В лютеран. перевод Библии добавка была сделана в 1582 г. У. Цвингли с самого начала отвергал вставку и никогда на нее не ссылался, а Ж. Кальвин после нек-рых колебаний все-таки принял. Из Вульгаты чтение попало в англ. Библию кор. Якова (1611). Вставка присутствует в рим. и венецианских изданиях греч. НЗ (напр., в Апостоле 1602), в лютеран. издании НЗ (Виттенберг, 1596; в т. ч. в специальном издании для распространения среди греков, 1622), во 2-м изд. Эльзевиров (Лейден, 1633), в кальвинист. издании Textus Receptus (Женева, 1638), в офиц. греч. изданиях «Апостолики диакониа», в издании НЗ В. Антониадиса (1904) и др. В копт., эфиоп., араб. и слав. переводах до XVI в. эта вставка отсутствовала. Ее нет в Апостоле Ивана Фёдорова (1564), в Острожской Библии (1580/1), в московской Библии 1663 г. Впервые она появляется в правосл. Апостоле, изданном во Львове в 1639 г., затем в московском издании 1655 г., в киевском издании 1695 г. Она также присутствует в церковнослав. Елизаветинской Библии (1751). В печатное издание сир. НЗ вставка включена в 1569 г., в арм. НЗ - в 1662 г.

http://pravenc.ru/text/469832.html

60 Священномученик Киприан, епископ Карфагенский (†258; память 31 августа), Христианский писатель и богослов, отец Церкви. – Изд. 61 Афанасий Великий , архиепископ Александрийский (†373; память 18 января), святитель, богослов, отец Церкви. – Изд. 62 Амвросий, епископ Медиоланский (†397; память 7 декабря), святитель, богослов, отец Церкви. – Изд. 63 Августин Аврелий (†430; память 15 июня), епископ Иппонийский, блаженный. Крупнейший представитель латинской патристики, одна из ключевых фигур в истории европейской философии и теологии. – Изд. 64 Иоанн Златоуст (†407; память 13 ноября), архиепископ Константинопольский, святитель. Крупнейший отец Церкви. – Изд. 65 Феодор Студит (†326; память 11 ноября), преподобный, исповедник, игумен Студийского монастыря. Оставил богословское и эпистолярное наследие. Возглавил борьбу с иконоборческой ересью. – Изд. 66 Тереза, как и другие, нижеследующие, лица, считаются в Католической церкви святыми. Поэтому их изречения и поставлены автором после изречений святых вселенских отцов. То обстоятельство, что в Церкви Православной эти лица не окружены ореолом святости, не мешает признать их слова, приводимые ниже, вполне достойными христианского сердца и глубоко утешительными для всякой души, страдающей о разлуке с дорогими людьми. –Примеч. к изд. 1906 г. 67 Тереза Авильская (1515–1582), испанская католическая монахиня-кармелитка. Автор нескольких известных мистических сочинений. – Изд. 68 Франсуа Ксавье, Франциск Ксаверий (1506–1552), католический миссионер, иезуит, сподвижник Игнатия Лойолы. Католический святой. – Изд. 69 Франциск Сальский (1567–1622), епископ Женевский, один из ведущих деятелей Католической контрреформации. Католический святой. – Изд. 70 Фенелон Франсуа де Салиньяк де ла Мот (1651–1715), архиепископ Камберийский, французский писатель. – Изд. 71 Блаженный Августин , епископ Иппонийский, один из величайших христианских богословов и писателей, в молодости вел жизнь, не соответствовавшую требованиям христианства. Его мать, блаженная Моника, один из лучших типов христианской женщины, молила Бога о его полном обращении. Незадолго до ее смерти Бог услышал ее молитву. В проникновенной картине своей один великий французский художник изобразил Августина и Монику, в радости этого обращения смотрящих на небо. – Примеч. к изд. 1906 г.

http://azbyka.ru/o-stradanii-po-sochinen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЬГА (Годунова Ксения Борисовна; ок. 1582 - 30.08.1622, Владимир), рус. царевна (с 1598), мон. Из рода Годуновых, дочь царя Бориса Феодоровича Годунова , сестра царя Феодора Борисовича Годунова . Современник О., кн. И. М. Катырев-Ростовский, так описал ее: «...девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху. Во всех женах благочиинийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делах чредима; гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше» (РИБ. Т. 13. Вып. 1. Стб. 621). 30 апр. 1598 г., во время торжественной встречи в Москве избранного царем Бориса Феодоровича Годунова, царевна шла рядом с отцом, матерью и братом. Неоднократно участвовала в различных торжественных мероприятиях, в т. ч. в поездках царской семьи в мон-ри (напр., в 1601 в Пафнутиев Боровский ( Макарий (Веретенников). 2002. С. 93). Стремясь укрепить положение новой династии, Борис Годунов предпринял неск. попыток устроить брак Ксении: с Густавом, сыном свергнутого швед. короля Эрика XIV (1599); с эрцгерцогом Максимилианом, братом императора Свящ. Римской империи Рудольфа II (1599); с Хансом (Иоганном), братом датского короля Кристиана IV (1602); с Филиппом, двоюродным братом Кристиана IV и сыном герцога Шлезвиг-Гольштейн-Зондербургского Ханса (Иоганна) (1603); с груз. царевичем Кайхосро (1604). По всей видимости, царевна была художественно одаренным человеком. Ей приписывают 2 замечательных произведения древнерус. лицевого шитья, хранящиеся ныне в музее Троице-Сергиевой лавры: покровец на гробницу прп. Сергия Радонежского (вклад царя Бориса Феодоровича Годунова 1601 г.) и индитию (облачение на жертвенник) с изображением «Предста Царица одесную Тебе». «Шитье индитии исполнено мастерски. Мелкие стежки тонкого крученого шелка чуть сероватого тона и более темного в затененных местах так искусно лепят объем ликов, что пропадает впечатление шитья, кажется, что они написаны кистью» ( Маясова. 1971. С. 32). Вклад индитии в Троице-Сергиев мон-рь относят к 1602 г., когда царевна была просватана за принца Ханса, к-рый вскоре умер в Москве.

http://pravenc.ru/text/2578371.html

13. ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (1880-1936) немецкий философ, представитель философии жизни, основатель современной философии культуры, историк. По Ш., единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Каждому культурному «организму» отмерен определенный срок, зависящий от внутреннего витального цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Ш. предлагал  отречься от культурных претензий и предаться чистому техницизму. 14. Civitas diaboli (лат.) царство дьявола. 15. НЬЮМЕН (Newman) Джон Генри (1801-1890) представитель католической теологии в Англии. Ректор католического университета в Дублине (1854-1858), с 1879 кардинал. Н. оттаивал догмы римско-католической Церкви и апологетически разрабатывал психологию религиозной веры. Основная задача философии, по Н., обоснование религиозной веры. Н. утверждал примат божественного Откровения как абсолютного источника истины. 16. ИБСЕН (Ibsen) Генрик (1828-1906) норвежский драматург. Драматургия И. оказала значительная влияние на все последующее развитие драматургии и передового театра. 17. ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ (1512-1582) Тереза Санчес де Сепеда-и -Аумада испанская монахиня ордена кармелитов, мистик. Учредила в Испании 32 монастыря (из них 15 мужских). В своих сочинениях пропогандировала свою мистическую доктрину, за что впала в немилость у церковного руководства, была преследуема инквизицией. Важнейшие произведения «Путь к совершенству» (1565-1570): «Внутренний замок, или Обитель души» (1577). В 1622 году была канонизирована, позже причислена к учителям Церкви. 18. КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ (Флавий Валерий К.; ок. 285-337) римский император с 306 г. С именем К. связан поворот со стороны императорской власти к признанию Христианства и последующему его превращению в государственную религию. Православной Церковью К. канонизирован  как «равноапостольный». В католицизме к лику святых не причислен, однако в средневековой Западной Церкви считался образцом христианского правителя. 19. «Gratius agimus! Domine! Salvut fas magnum imperatorem!» (лат.) Премного благодарим! Господин! Да здравствует великий император!

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

Биргитты Шведской во внутренней часовне Ватиканского дворца, но на следующий день присутствовал в соборе св. Петра при совершении торжественной мессы. Александр VII (1655-1667) настаивал, чтобы беатификация проходила там же, где и К., т. е. в соборе св. Петра (ut ibi fieret beatificatio, ubi fit canonizatio - Benedictus XIV. De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. Lib. I. Cap. 36// Benedicti XIV Opera. 1748. T. 3. P. 229). Бенедикт XIII (1724-1730) после торжественного освящения Латеранской базилики в 1729 г. совершил в ней ради экономии средств К. чешского свящ. мч. Иоанна Непомуцкого († 1393) и беатификацию Фиделия Зигмарингенского († 1622), т. к. Латеранская базилика уже была должным образом украшена для такого события. Климент XII в 1737 г. совершил в Латеранской базилике К. Венсана де Поля († 1660) и беатификацию Иосифа Леонесского († 1612). Бенедикт XIV 13 дек. 1741 г. выпустил декрет, согласно которому чин К. и беатификации, если папа присутствует в Риме, должен совершаться исключительно в соборе св. Петра. Этот декрет, однако, строго не соблюдался. При папе Льве XIII (1878-1903) вследствие сложных политических событий 1870 г. и последующих годов (объединение Италии и ликвидация Папского гос-ва) К. 1881 и 1888 гг. происходили в Зале благословений, над атриумом (притвором) базилики св. Петра; только с 1897 г. К. вновь стала происходить в самом соборе. Поскольку начиная с XVII в. все чаще имели место случаи К. неск. лиц в течение одной церемонии, возник вопрос, в каком порядке провозглашать их святыми. При Григории XV (1621-1623) зафиксирован первый случай К. сразу 5 святых одновременно: Исидора Землепашца († 1130), Игнатия Лойолы († 1556), Франциска Ксаверия († 1552), Терезы Авильской († 1582) и Филиппа Нери († 1595). При этом церемония К. следовала хронологическому (по дате смерти) порядку святых (кроме Игнатия Лойолы, который был учителем Франциска Ксаверия, хотя умер позже его). Папа Климент X (1670-1676) пожелал узнать мнение по этому вопросу известного знатока канонического права Джованни Батисты Де Лука.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347–1380), святая, монахиня–доминиканка. Приняв обет девства, вступила в число «кающихся сестер св. Доминика». Вела аскетическую жизнь, в видениях общалась с Христом и Богоматерью, говорила о необходимости «молитвы сердца» в противоположность молитве внешней и словесной. Написала книгу продиктованных в экстазе диалогов с Богом Отцом и множество писем. Канонизирована в 1461 году. КСАВЕРИЙ ФРАНЦИСК, Франсуа Ксавье (1506–1552), святой, один из первых миссионеров иезуитского Ордена на востоке Азии, сотрудник Игнатия Лойолы. Проповедовал в Гоа, на полуострове Малакка, Молуккских островах, в Японии. ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ (1515–1582), святая, писательница, испанская монахиня–кармелитка. Ее перу принадлежат письма, проникнутые горячей верой проповеди и наставления, а также ряд дидактических сочинений, в том числе переведенная на русский язык книга «Внутренний замок». Создавала новые общины, реформировала Орден кармелитов. Канонизирована в 1622 году. ДОМИНИК (1170–1221), святой, родился в Кастилии, в знатной семье Гусман. Став священником, вел нищую и бродячую «апостольскую» жизнь, проповедуя и устраивая диспуты. Аскет, энергичный миссионер и тонкий богослов, основал Орден братьев–проповедников, главной целью которого были забота о душах в борьбе с ересью, служение Церкви, а также научные занятия, преподавание, миссионерство.   notes Примечания 1 Вся книга соткана из образов, взятых из Книги с большой буквы под названием Евангелие. Чтобы помочь тебе разобраться, я даю время от времени ссылки на те места из .этой Книги, где говорится напр ямую то, о чем я позволяю тебе • лишь догадываться. 2 «Я убиваю детей», англ. 3 «Рожден, чтоб проиграть», англ. 4 Очень трудно адекватно передать это слово. Именно его Он и произнес, но с такой интонацией, какую мне никогда не доводилось слышать. Это была смесь глубочайшей близости с величайшим уважением. 5 Книга Товит, глава 5, стих 6. 6 Книга Бытия, глава 28, стих 15. 7 Псалом 83, стихи 5–8. 8 См. Евангелие от Иоанна, глава 4. 9

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010