В 1577 г. Эль Греко переехал из Италии в И., где его «Триумф имени Христа» одобрил кор. Филипп II, дав художнику надежду на получение места придворного живописца. Однако недовольство короля необычной картиной «Мученичество св. Маврикия» (1580-1582, Эскориал) отстранило Эль Греко от двора, и он поселился в Толедо. Первые толедские работы (картины для алтаря ц. Санто-Доминго-эль-Антигуо (1577-1579, центральная композиция «Вознесение Марии» в Ин-те искусств, Чикаго), «Эсполио» («Срывание риз с Христа») для сакристии Толедского собора (1578)) уже отрицают нормы классической традиции: в них больше экспрессии, фигуры напоминают языки пламени свечи, все формы представлены в искажении ракурсов снизу вверх, лица деформированы. Св. Троица. 1632–1636 гг. Худож. Хосе Рибера (Прадо, Мадрид) Св. Троица. 1632–1636 гг. Худож. Хосе Рибера (Прадо, Мадрид) Слава художника в Толедо и за его пределами достигла вершины после создания в 1586-1588 гг. для приходской ц. Санто-Томе картины «Погребение сеньора Оргаса», за основу к-рой Эль Греко, некогда иконописец, взял правосл. иконографию «Успение Пресв. Богородицы» (Богоматерь на ложе, апостолы вокруг Нее, Иисус Христос принимает в руки Ее душу). В кон. 90-х гг. XVI - нач. XVII в. художник создал неск. алтарных ансамблей (для капеллы Сан-Хосе в Толедо, 1597-1599; в церкви госпиталя Каридад в Ильескасе, пров. Толедо, 1600-1603; для коллегиума августинцев в Мадриде, 1596-1605), камерные и лиричные композиции «Святого семейства» (госпиталь Сан-Хуан-де-Афуэра в Толедо, 1590-1595, Прадо, Мадрид; Художественный музей, Кливленд), множество образов святых, мучеников, аскетов, подвижников, в т. ч. серию «апостоладос» - изображения апостолов (1605-1610, сакристия собора в Толедо; 1610-1614, дом-музей Эль Греко в Толедо), а также портретов, отличающихся психологической индивидуальностью и остротой характеристик (портрет главного инквизитора Ниньо де Гевары, атрибутируется также как портрет кард. Сандоваля-и-Рохаса, 1601, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; портрет поэта-мистика Ортенсио Парависино, 1609, Музей изящных искусств, Бостон, и др.).

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Николая Чудотворца, но ее сожгли немецкие люди, и место, на котором она стояла, запустело. В 1582–1583 году в этом погосте существовала каменная церковь Рождества Христова; 8) Введенский на Ояти, в котором были две церкви: Введения во храм Пресвятой Богородицы, да св. Апостолов Петра и Павла, и обе сожжены немецкими людьми. Вместо них тут существовал в 1582 г. монастырь с церковью Богоявления Господня на острову. б) В Водской (новгородского уезда) пятине: 1) Солецкий на Волхове с церковью Рождества Пресвятой Богородицы; 2) Никольский Будковский. Этот погост был богаче других святыми храмами; в его границах церкви находились: а) на самом погосте церковь св. Николая Чудотворца; б) в селе Белом, при Белом озере, церковь Рождества Христова; в) в селе Хабалина гора, над Хвойным озером, церковь Покрова Пресвятой Богородицы; г) в селе Передчицы на реке Оредеж церковь св. великомученика Георгия; д) Троицкий монастырь над озером Верхутиным; 3) ильинский Тигодский (от реки Тигоды) с церковью св. пророка Илии; 4) Никольский Передольский, в котором кроме погостского храма, стоявшего за Лугой в Шелонской пятине, были две церкви: Рождества Христова в селе Москорицы на реке Луге в св. Василия Великого в селе Творошковичи также на Луге. В 1581–1582 году и на самом погосте существовали две церкви: каменная св. Николая Чудотворца и деревянная Благовещения Пресвятой Богородицы; 5) Димитриевский Городенский, в котором на самом погосте в 1500 г. были две церкви: св. Димитрия Солунского и монастырек Покрова Богородицы, да в округе одна церковь в память чуда Архистратига Михаила в сельце Строганец, купеческого человека Ивана Елезарова, что ныне – Городищенский погост; в) В Шелонской (новгородского уезда) пятине: 1) Петровский на озере Черменецком, где в 1581–1582 году были две церкви: деревянная св. апостолов Петра и Павла и теплая св. Николая Чудотворца. В округе этого погоста были церкви в селах: Югостицах и Ропше; 2) Дремяцкий, в составе которого упоминается в конце XVI века сельцо Лугское, а в начале XVII века – церковь в Лутчине.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В самом конце 1581 года (7090) получены были два вклада один – от старца Кирилла, Васильева сына Живлякова, именно на Белоозере «по конец посаду» двор с хоромами 1268 и с садом (с яблонями и с вишнями). Другой двор был дан вдовою Натальею «Исаиевою дочерью Осеевской женою Калашникова» с детьми с Русином да с Гришею – в Ростове на посаде у Николы Чудотворца на Подозерье на тяглой на черной земле 1269 с огородом позади двора. Эти вклады были последними земельными приобретениями в игуменство Козьмы, который 29 декабря 1581 года быль хиротонисан в архиепископа казанского. Всех приобретений при нем было сделано по 78 крепостям, именно по 25 данным, 46 купчим и 7 меновным. На покупку истрачено 1330 рублей московских. Преемникам игумена Козьмы (Игнатию и Варлааму) оставалось лишь продолжать начатое им. При игумене Игнатие, управлявшем монастырем (начиная с 4 января 1582 года) в течение 1 года и 9 месяцев, было заключено 7 крепостей: В Неноксе старец Кириллова монастыря Павел 9 января 1582 года купил у Семена Григорьева сына Кологривова к его сына Феодора 13-ый сугреб росолу в Новой варнице, по тому 13-му сугребу части в варнице и проч., за 20 рублей с полтиною 1270 , а 21 октября 1582 года тот же старец приобрел для монастыря другой 13-й сугреб в Новой же варнице, отдав взамен этого сугреба Илье Прокопьеву 13-ый сугреб в Глубокой варнице 1271 . Сам игумен Игнатий с братьею в 1582 (7090) году заключили на особых условиях (в роде аренды) «меновную» сделку с Федором «княж Федоровым сыном Шелешпалского», который отдал во владение монастыря «вотчину свою пустую в Пошехонском уезде» две трети села Воздвиженского («а в селе храм теплой Положения честные ризы Пречистые Богородицы, да придел чюдотворца Николы да» двор большей и з задворными дворишки по обе стороны посада) да пустошь «Бабину» и две трети в пустошах в «Доровине, да в Окишеве да в Боярском» со всеми угодьями. В замен этого Шелешпальский получил половину села Покровского, заложенную в Кирилловом монастыре в 1578–1579 (7078) году теткою князя Федора, княгинею Марфою и его братом «Козмою Богдановым» 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Беспрецедентным шагом было и возведение М. Халебского еп. Григория ибн Фудайля на Триполийскую кафедру, к-рую ранее занимал Иоаким Дау. Обычно во время подобных расколов патриархи не пытались замещать кафедры на территории, контролируемой своими соперниками, понимая, что за каждым епископом стоят местная христ. элита и вся его паства. В 1582 г. умер Григорий ибн Фудайль, главный союзник М. Видя, что патриарх не в силах закрепиться в Дамаске, К-польский Синод изменил свое отношение к конфликту. Было принято решение о проведении третейского суда в июле 1582 г. в Триполи, где посредниками в споре М. и Иоакима должны были выступить патриархи Сильвестр Александрийский и Софроний V Иерусалимский. В те годы в Сирии действовала иезуитская миссия Джованни Баттисты Элиано. Папские легаты вошли в контакт с обоими соперничавшими патриархами, предлагая им принять унию с Римско-католической Церковью. Иоаким ограничился ни к чему не обязывающими изъявлениями братской любви. М. встречался с представителями папы Римского летом 1582 г. Чувствуя, возможно, непрочность своих позиций и нуждаясь в союзниках, он заявил о готовности к сближению с Римом и даже к поездке в Италию. Итоги третейского суда в Триполи неизвестны, однако очевидно, что М. продолжал терять свои позиции. Иоаким Дау имел прочные связи в среде к-польского духовенства. Использовав свои рычаги влияния и, несомненно, потратив немалые денежные суммы, он сумел исходатайствовать султанский фирман от 25 июня 1583 г. с осуждением М. как виновника смуты и предписанием властям сир. провинций отправить в ссылку бывш. патриарха. М. снова поехал в К-поль, но не нашел там поддержки. Возможно, у него уже иссякли средства на подношения окружению К-польского патриарха и османским чиновникам. М. посоветовали оставить себе епархию Евхаит в кормление и отказаться от притязаний на патриаршую власть. По сообщениям летописей патриарха Макария III аз-Заима и архидиак. Павла Алеппского , М. скончался на обратном пути из К-поля, на о-ве Родос, и там был похоронен (в научной лит-ре эти события относили приблизительно к 1583/84), однако данная информация ошибочна.

http://pravenc.ru/text/2563686.html

После марта 1584 г. И. К. написал краткую автобиографию - «Сказку» («Список с православнаго списка Исаина вкратце, а не по ряду», «Малое исповедание»), где по памяти изложил несохранившееся оправдательное послание, с к-рым в 1582 г. И. К. обратился к царю, после чего Иоанн IV имел с книжником продолжительную беседу. И. К. писал, что полный вариант его сочинения был зачитан царем после марта 1582 г. на заседании «царского синклита», затем передан в патриаршую казну. Подражая «Исповеданию православной веры» прп. Максима Грека, И. К. этим сочинением свидетельствовал о своей верности Православию. В 1591 г. И. К. составил посвященное прп. Максиму Греку «Предисловие (Сказание) вкратце», которое сохранилось, в частности, в сборнике, включающем «Канон Божественному Параклиту» прп. Максима и Псалтирь, отредактированную в 1552 г. прп. Максимом вместе с Нилом (Курлятевым) . В биографии ученого грека И. К. находил общие черты со своей судьбой. «Предисловие...» имеет ряд текстуальных совпадений как с автобиографией И. К. («Сказкой»), так и с ранней биографией прп. Максима Грека - «Сказанием известным о приходе на Русь Максима Грека, и како претерпе до скончания своего» (на этом основании И. Денисов атрибутировал последнее сочинение И. К., к-рого ошибочно отождествил с Киевским митр. Исаией (Копинским) ). Вопрос о соотношении «Предисловия...» и «Сказания известна...» дискутировался, в наст. время считается, что первичным является «Предисловие...». Т. о., сочинение И. К. представляет собой 1-й опыт биографии прп. Максима и свидетельствует о посмертном признании авторитета ученого грека. Арх.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 1. Л. 174-198 [Оправдательная память митр. Иоасафа, ответ Смоленского еп. Симеона]; РГБ. Ф. 304. 62. Л. 1-2 об.; ГИМ. Син. 850. Л. 1008-1009. Соч.: Бычков А. Ф. Описание церковнославянских и русских рукописных сборников имп. Публичной б-ки. СПб., 1882. Ч. 1. С. 143-144 [«Сказка»]; Путешествие киевского иеродиак. Иоакима в Москву за книгами и представление его царю Грозному в присутствии Боярской думы в 1582 г.//ЧОИДР. 1883. Кн. 1. Отд. 5. Смесь. С. 1-3; Сырку П. А. Из истории сношений русских с румынами//ИОРЯС. 1896. Т. 1. Кн. 3. С. 497-500 [«Сказка»]; Белокуров С. А. О библиотеке Московских государей в XVI столетии. М., 1898. Прил. С. III-VI [«Предисловие вкратце»]; Абрамович Д. И. К литературной деятельности мниха камянчанина Исайи. СПб., 1913. (ПДПИ; Т. 181) [«Список с листа Исаино слово в слово...», «Плач...», «Жалоба»]; «Предисловие»-«Сказание» иеродиакона Исайи Каменчанина (ок. 1591 г.)// Синицына Н. В. Сказания о прп. Максиме Греке. М., 2006. С. 50-72, 89-92.

http://pravenc.ru/text/674854.html

В 1582 г. Михаил ездил в К-поль, где получил признание патриарха Иеремии II, а также фирман султана, подтверждавший его полномочия. Однако жители Дамаска, подкупив местные османские власти, проигнорировали султанское повеление и не приняли Михаила. И. сумел привлечь на свою сторону Иерусалимского и Александрийского патриархов, с к-рыми должен был поддерживать тесные отношения со времен своего пребывания в Иерусалиме в 1579 г., и задействовал связи с к-польскими греками. В результате Высокая Порта по ходатайству 3 патриархов издала 25 июня 1583 г. указ о высылке Михаила из Сирии. Михаил снова отправился в К-поль, однако уже не нашел там поддержки. Свящ. Синод К-польской Церкви предложил ему окончательно отречься от престола. По одним данным, Михаил умер на обратном пути на о-ве Родос ок. 1583/84 г., по другим - дожил до кон. 1592 г., однако отказался от дальнейшей борьбы за престол. Т. о., к 1584 г. И. остался единственным законным Антиохийским патриархом. Борьба претендентов за Патриарший престол сильно разорила христиан Сирии, Церковь была обременена долгами. И., очевидно, пообещал османским властям за поддержку больше, чем мог заплатить. Уже в 1583 г. он вынужден был скрываться от дамасского паши, требовавшего с него денежных выплат, в долине Бекаа, слабо контролируемой османской администрацией. Противостояние патриархов совпало с активным проникновением в посл. трети XVI в. на Ближ. Восток католических миссий, стимулировавших дальнейшее сближение с Римом маронитов и призывавших к тому же православных и монофизитов (миссии Ж. Б. Элиано в 1578-1579 и 1580-1582). Раскол в Антиохийской Церкви вызвал живейший интерес в Риме, т. к. давал возможность привлечь к унии хотя бы одного из патриархов-соперников. В 1583 г. папа Григорий XIII направил на Восток посольство во главе с иезуитом Леонардом Абелем, титулярным еп. Сидонским, которому предписывалось провести переговоры с лидерами Вост. Церквей и склонить их к унии на условии признания Ферраро-Флорентийского Собора и реформы календаря 1582 г.

http://pravenc.ru/text/468921.html

В 1581 г. рус. царь Иоанн IV Васильевич Грозный обратился к Г. с просьбой о посредничестве в заключении мира между Русским гос-вом и Великим княжеством Литовским. В Москву был послан Поссевино, уполномоченный также вести переговоры о заключении унии. После подписания Ям-Запольского мира Поссевино прибыл в Москву, где с разрешения Иоанна Грозного провел (21, 23 февр. и 4 марта) публичные диспуты о вере, после одного из к-рых в порыве ярости царь чуть не убил папского легата. Миссия Поссевино была завершена, не принеся никаких результатов в переговорах об унии. Следуя программе Собора по возрождению католич. духовности, папа поддерживал деятельность иезуитов, капуцинов и др. орденов. В 1575 г. буллой «Copiosus» Г. утвердил орден ораториан , а в 1579 г. провел реорганизацию зап. ветви ордена василиан (булла «Benedictus Dominus»). В 1580 г. папа одобрил реформу ордена кармелитов , проведенную Терезой Авильской , в результате к-рой выделилась ветвь босоногих кармелиток и кармелитов. Г. поручил Ц. Баронию отредактировать и подготовить к публикации Римский Мартиролог. В 1582 г. было опубликовано офиц. утвержденное Г. (буллой «Cum pro munere pastorali») собрание законов католич. Церкви «Corpus juris canonici», действовавшее до 1917 г. В процессе подготовки 4-томного издания проводились разыскание и сличение древних рукописей Декрета Грациана и сводов декретального права с целью устранения ошибок и разночтений. В 1582 г. папа провел реформу календаря. О ее необходимости было объявлено уже на Тридентском Соборе: из-за погрешности юлианского календаря дата 21 марта, традиционно считавшаяся ранней границей пасхального полнолуния, постепенно отступала от астрономического весеннего равноденствия и к 1545 г., когда открылся Собор, отставала от него на 10 дней. Для подготовки реформы была организована особая комиссия, окончательный проект (составленный астрономом Л. Лилио) получил одобрение мн. европ. ун-тов. Было предложено удалить 10 дней, накопившихся при следовании юлианскому календарю со времени Никейского Собора (325), и во избежание их накопления в дальнейшем каждые 400 лет пропускать по 3 високоса; для этого годы кратные 100, но не кратные 400 принимались за обычные вместо високосных (1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - обычные годы; 1600, 2000 и 2400 - високосные). Т. о., граница пасхального года, 21 марта, вновь, как и в IV в., возвращалась в точку весеннего равноденствия. Одновременно с этим коррекции подвергся и способ определения полнолуний (см. статьи Календарь , Пасхалия ). Новый календарь, к-рый получил по имени Г. название «григорианский», был введен в действие буллой от 24 февр. 1582 г. «Inter gravissimas». После 4 окт. того года всем христианам предписывалось считать сразу 15 окт. В 1583 г. папа направил посольство К-польскому патриарху Иеремии II с дарами и предложением перейти на новый календарь. В кон. 1583 г. на Соборе в К-поле это предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

http://pravenc.ru/text/166771.html

Велика была печаль стада Христова, глубоки были рыдания сердечные, теплы молитвы и искренни изъявления преданности и благодарности доброму пастырю, который обитель свою, от малой хижины до больших и благолепных храмов возросшую, оставлял в наследие инокам достаточно уже обеспеченною в ее ежедневных нуждах. – «Благословен Господь Бог Израилев, – произнес Мартирий, – яко посети и сотвори избавление людем своим!» Потом, приобщась Животворящих Христовых Таин, в духовном веселии произнес еще несколько слов во спасение, дал братии последнее благословение и изрек: «мир всем православным» и почил о Господе светлою кончиною праведника 1603 года марта в 1 день 236 . Трудолюбное тело преподобного погребено близ церкви Богоматери, построенной на пожертвование царя Симеона, в могиле, ископанной собственными его руками. Преподобный Мартирий много потрудился, заботясь об устройстве основанной им Зеленой пустыни. Памятниками усерднейшего труда, после его кончины, остались: деревянная часовня и при ней хижина преподобного, которая по времени есть самое первое строение его рук, потом возникло несколько бедных келий для малочисленной на первое время братии и вместе с тем и деревянная церковь св. Троицы, воздвигнутая пришельцами пустынниками около 1565 года или несколько позже. В одно же время с этим устроена и ограда, около возникшей обители, также деревянная. Церковь была малая и с малым числом икон. За тем вскоре поставлена деревянная церковь Благовещения Богородицы, иждивением Федора Сыркова новгородца, казненного царем Грозным вместе с другими новгородцами, в 1570 году. В изданном от монастыря житии пр. Мартирия (2 изд. 1861 года) церковь эта названа каменною; но по писцовой книге 1582 года, показаны здесь только деревянные церкви: Троицкая и Благовещенская, последняя с трапезою. Показана и деревянная ограда, да за монастырем дворы коровницкой и конюшенный. Сколько было келий, не сказано; старцев же в том году (1582 г.), при игумене Мартирии, было по келиям 12 человек. После 1582 года, на деньги царя казанского Симеона, построена первая каменная церковь, во имя Иоанна Богослова, над воротами монастыря к западу. Трудами и ходатайством пред царем Федором Ивановичем пр. Мартирия пожалованы Зеленецкому монастырю две выти земли и даны монастырю, в 1595 году, на Ладожском озере, рыбные ловли, с пожнями на берегу и с угодьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

появилась ещё более грандиозная, богато декорированная, четырёхъярусная колокольня, сооружённая по проекту астраханского епархиального архитектора С.И. Карягина. Стилизованная в духе классических и древнерусских архитектурных традиций, последняя кремлёвская колокольня очень впечатляет своим декоративным убранством и является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля города. Она намного выше предшествующих ей колоколен и такая тяжёлая, что сразу же дала просадку грунта. В 1910 г. фабрика часов Ф. Винтера (Санкт-Петербург) уведомила городскую управу о своей готовности соорудить башенные электрические часы. В 1912 г. на колокольне появились часы с электромотором, с четырьмя стеклянными циферблатами, с механизмами и плоским колоколом для боя, выпущенные на фабрике Ф. Винтера. В настоящее время куранты два раза в день, в 12 и 18 часов, играют мелодию «Славься» М.И. Глинки. Кроме того, отбивают каждую четверть часа и каждый час. В 1930-е гг. всё собрание колоколов было конфисковано как цветной металл в пользу государства. Был отправлен в переплавку и украшавший колокольню крест. В 1990 г. на колокольню Успенского кафедрального собора водрузили с помощью вертолёта 7-метровый крест, а в 1992 г. соборная Пречистенская колокольня была возвращена Астраханской епархии. Современное расположение историко-архитектурных строений на территории культурно-исторического памятника федерального значения «Астраханский кремль»: Стены и башни Астраханского Кремля. 1582-1589 гг. Соборная колокольня с Пречистенскими воротами. 1908-1912 гг. Архитектор С.И. Карягин. Архиерейская башня, перестроена в 1813 г. при разборке стен Житного двора. Житная башня, 1582-1589 гг. Крымская башня, 1582-1589 гг. Башня «Красные Ворота». В настоящее время в башне действует выставка «Кремль — образец крепости 16 в. Лабиринт, смотровая площадка», восстановлена в 1962 г. Ворота Водяные, восстановлены в 1977 г. Никольская надвратная церковь (Никольские ворота), 1729-1738 гг. Артиллерийская (Пыточная) башня и Артиллерийский (Зелейный) Двор.

http://sobory.ru/article/?object=17019

разослал своим епископам окружное послание, запрещавшее называть «франков» еретиками и хулить папу. 1813 Папа Григорий XIII (1572–1584 гг.), один из ключевых деятелей Контрреформации, уделял особое внимание обращению ближневосточных церквей. В 1578–1579 и 1580–1582 гг. в Сирии действовала миссия иезуита Джиованни Батиста Элиано (1530–1589). Хотя основной целью его поездки было укрепление связей с маронитской церковью, легатам предписывалось войти в контакт и с главами православной и Сиро-яковитской церквей. Начавшийся в 1581 г. раскол в Антиохийском патриархате между Михаилом VI и Иоакимом Дау, создал ситуацию, исключительно благоприятная для проникновения латинских миссионеров в православную среду и привлечения к унии хотя бы одного из патриархов-соперников. 1814 В декабре 1581 г. Элиано встречался в Дамаске с Иоакимом Дау. По предложению миссионера, патриарх отправил послание кардиналу де Санто Северина, курировавшему контакты Ватикана с православными церквями. Однако, к разочарованию кардинала, в письме патриарха не было ничего, кроме цветистых восточных любезностей, – Иоаким уклонился от конкретных разговоров об унии. 1815 Общение Элиано с Михаилом в Халебе в июле 1582 г. оказалось более продуктивным. Михаил, чувствуя, что проигрывает противостояние с Иоакимом, выказал готовность к самым широким контактам с Римом и даже соглашался поехать в Италию. «Сдается, что не многое отделяет его от Царства Божия», – резюмировал свое общение с патриархом Элиано в письме к генералу ордена иезуитов. 1816 В марте 1583 г. папа направил на Восток новое посольство во главе с мальтийцем Леонардом Абелем. Ему предписывалось войти в контакт с главами восточных церквей и склонить их к воссоединению с Римом на условиях Флорентийской унии, а также к принятию решений Тридентского собора и реформы календаря 1582 г. 1817 Оба соперничающих православных патриарха, Михаил и Иоаким, находились тогда в катастрофическом финансовом положении и имели весьма туманные перспективы на победу. Они не могли пренебречь таким союзником, как католическая церковь с ее огромными, в том числе и финансовыми, возможностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010