Β Царьграде: Македоний монофелит 640– 645. Георгий монофелит 645–650. Междупатриаршество 651–652. Макарий монофилит 653–680. Феофан 681–685. Александр 686–688. В Антиохии: Стефан 660–661. Фома 662–681. Междупатриаршество 682–683. Георгий 684–707. Стефан правитель 708–742. Он же патриарх 743–744. Феофилакт 745–751. Феодор 751–773. Междупатриаршество 774–776. Феодорит 777–794. Междупатриаршество 795–812. Иов 813–843 . Междупатриаршество 844–846. Николай 847–869. Стефан один день. Феодосий (Фаддей) 870–880. Евстафий 889–892. Симеон 892–903. Илия 904–931. Феодосий 934–940. Макарий 941–944. Междупатриаршество 945–952. Агапий 953–959. Христофор 960–969. Феодор 970–975. Аганий 975–986. Иоанн III 987–1010. Макарий 1011–1012. Елевферий 1013–1024. Николай 1024–1029. Междупатриаршество 1029–1033. Илия 1033–1034. Феодор 1034–1042. Василий 1043–1052. Петр 1053–1057. Феодор (Феодосий) 1057–1076. Эмилиан 1078. Никифор Маврос 1080–1092. Иоанн IV 1092–1098. Феодосий. Аристарх. Иоанн V † 1140. Сотирих 1155–1156. Афанасий 1156–1170. Симеон 1178. Феодор Вальсамон 1186–1203. Иоаким I. Иерофей. Симеон. Евфимий I 1254–1260. Феодосий Принкепс 1261–1283. Арсений 1283–1286. Кирилл II. Дионисий I. Кирилл III. Дионисий II. Софроний II. Иоанн VI. Mapk I . Игнатий II 1344–1331. Пахомий I 1359–1366. Михаил I 1369–1374. Mapk II † 1378. Пахомий (втор.) 1386–1387. Нил 1387–1395. Михаил II 1395–1400. Пахомий II 1413–1414. Иоаким II † 1425. Mapk III 1427–1430. Дорофей I 1435–1452. Михаил III 1452. Марк. Иоаким III. Григорий. Дорофей II Сапонис 1484. Михаил IV Мавродис 1523. † 1540. Дорофей III 1541. Иоаким IV Джума 1543–1576. Макарий II Хилал, антипатриарх Иоакима. Михаил V 1576–1582. Иоаким V Дов 1582–1592. Михаил VI 1582, 1585. Иоаким VI 1586–1587. Иоаким VII 1593. Дорофей IV 1608. Афанасий с 1618. Игнатий III 1618–1633. Кирилл IV антипатриарх. Евфимий II 1634–1635. Евтихий 1635–1648. Макарий 1648–1672. Кирилл V 1672–1720. Неофит. Кирилл (вторично). Афанасий с 1686 г. одновременно с Кириллом, умершим в 1720 или после 1723.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Последние годы Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) Вскоре после заключения перемирия с Речью Посполитой царь предпринял шаг, вызвавший, вероятно, немалые толки среди современников и представляющий своеобразную психологическую загадку для исследователей его жизни. 12 марта 1582 года в расположенный недалеко от Москвы Симонов монастырь был прислан список из 74 имен бояр, детей боярских и дьяков, казненных в разные годы по приказу царя. Царь просил монахов молиться о душах этих людей и жертвовал на помин их душ деньги и утварь. Такие же списки были посланы и в другие обители, находившиеся в разных концах страны (Псково-Печерский, Соловецкий монастыри). Зная обычно крайне отрицательное отношение царя к казненным по его приказу изменникам, этот шаг нельзя не воспринимать как нечто из ряда вон выходящее. Но на этом дело не кончилось. К концу 1582 года был составлен гораздо более подробный список людей, казненных по приказу царя. Как показано в исследованиях С. Б. Веселовского и Р. Г. Скрынникова, их имена выписывались из следственных дел и донесений опричников, хранившихся в царском архиве. Очевидно, следуя указаниям царя, дьяки стремились, чтобы список получился как можно более полным, из донесений выписывали даже сведения о людях, чьи имена там не упоминались (например: «ис пищали отделано 15 человек ноугородцев»). В новом списке были уже сотни людей, названных по именам, и тысячи безымянных. С осени 1582 года списки эти рассылались в монастыри по всей территории страны с предписанием казненных «поминати на литиях и на литоргиях и на понахидах по вся дни в церкве Божий». Вместе со списками в монастыри посылались богатые вклады деньгами и «рухлядью» из государевой казны (одежды из дорогих тканей, серебряные ковши и чарки, кресты и иконы и многое другое). Изучая текст этого подробного списка казненных, Р. Г. Скрынников обнаружил его копии, разосланные в 14 монастырей, среди которых были все наиболее известные русские обители, такие, как Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Чудов монастыри. Кроме того, во вкладных книгах еще семи монастырей сохранились записи о вкладах, сделанных царем на помин души казненных. Это данные — явно неполные, так как никто из исследователей не пытался специально искать записи о царских вкладах по опальным в архивах русских обителей. Вклады же были огромными, превышая по размеру те вклады, которые царь давал по царице Анастасии или Марии Темрюковне. Новодевичий монастырь в Москве получил 2000 рублей, Иосифо-Волоколамский — 1200 рублей, свыше 1000 рублей получили Антониев-Сийский, Спасо-Прилуцкий, Ростовский Борисоглебский. И эти огромные вклады делались в условиях, когда страна была разорена долголетней войной и царские посланцы буквально выколачивали из населения последние деньги.

http://sedmitza.ru/lib/text/438989/

Vol. 5. Lewinston, Queenston, Lampeter, 1991. Lee T (ed.). China and Europe, Images and Influences in Sixteenth to Eighteenth centuries. Hongkong, 1991. LeggeJ The Religions of China. Confucianism and Taoism Described and Compared with Christianity. L., 1880. Legge J. The Notions of the Chinese Concerning God and Spirits: with an Examination of the Defense of an Essay, on the Proper Rendering of the Words Elohim and Theos, into the Chinese Language by William J.Boone. Hong Kong, 1852; reprint.: Taipei, 1971. Legge J The Nestonan Monument of Hsi–an Fu in Shen Hsi, China Relating to the Diffusion of Christianity in China in the Seventh and Eighth Centuries with the Chinese Text on the Inscription, a Translation, and Notes and a Lecture on the Monument with a Sketch of Subsequent Christian Missions in China and their Present State. L., 1888; reprint.: N. Y., 1966. Leung B., Young J.D (eds.). Christianity in China: Foundations for Dialogue. Hong Kong, 1993. Lian Xi. The Comersion of Missionaries: Liberalism in American Protestant Mission in China, 1907–1932. University Park, PA, 1997. Lin Jinshui. A Tentative Study on Alem’s Adaptation Method for Evangelisation. – “Scholar from the West”: Giulio Aleni S.J. (1582–1649) and the Dialogue between Christianity and China Ed. by T.Lippiello and R.Malek. Nettetal, 1997. Lippiello T., Malek R. (eds.). “Scholar from the West” Giulio Alem S.J. (1582–1649) and the Dialogue between Christianity and China. Nettetal, 1997. Lodwick K.D. Crusaders against Opium: Protestant Missionaries in China, 1847–1917. Lexington, Kentucky, 1996. Lu Yao Three Issues on Johann Adam Shall von Bell. – Malek R. (ed.). Western Learning and Christianity in China. The Contribution and Impact of Johann Adam Schall von Bell, SJ. (1592–1666). Vol. 1. Nettelal, 1998. Luk B. Hung–kau. A Serious Matter of Life and Death: Learned Conversation at Foochow in 1627. – East Meets West. The Jesuits in China, 1582–1773. Ed. by Ronan, B Oh. Chicago, 1988. Lundbaek K Joseph de Prömare and the Name of God in China. – The Chinese Rites Controversy: Its History and Meaning. Ed. by D.E.Mungello. Nettetal, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1582 году был игуменом Крестовоздвиженского монастыря Василий, упоминаемый и в 1598 и 1602 годах, но в последних двух случаях рядом с ним упоминаются другие игумены сего монастыря, именно – в 1598 году Глеб и в 1602 году Александр Путятицкий, служебники князя Острожского, заведывавшие делами монастыря вместо престарелого Василия. В 1604 году игуменом Дубенского Крестовоздвиженского монастыря является Виталий, из иеродиаконов Виленского Свято-Троицкого монастыря 92 . Таким образом, для игуменства преп. Иова в Дубенском Крестовоздвиженском монастыре остаются два периода времени: первый между 1571–1582 и второй между 1582–1598 годами. Вероятно, преп. Иов прибыл в этот монастырь около 1577 года, приблизительно 26 лет возраста, был игуменом во второй период времени, совместно с Василием, и оставил игуменство и самый монастырь Крестовоздвиженский около 1598 года, прожив здесь, в качестве простого иеромонаха и игумена, более 20 лет. Мы не имеем также точных сведений о внутреннем устройстве и порядках Дубенского Крестовоздвиженского монастыря во время пребывания здесь преп. Иова и его управления этим монастырем; но с большей или меньшей достоверностью можем гадать об этом на основании сторонних соображений и рукописи преп. Иова. Известно, что в древней православной Церкви выработались два главные типа иноческой жизни – пустынножительство или скитское житие и общежитие. Представителями первого типа были Антоний Великий , Макарий Великий, Савва Освященный и впоследствии афонские скиты; представителями второго типа – Пахомий Великий , Василий Великий , Феодосий, Феодор Студит и др. В последствии времени на Афоне выработался еще смешанный тип иноческой жизни, в основе которого лежало общежитие по студийскому уставу, но с дозвонием более усовершившимся (усовершенствовавшимся) в добродетели вести отшельническую безмолвную жизнь. В афонском монашеском уставе 971 года, составленном студийским игуменом Евфимием, в §10 говорится следующее:      «Тем послушникам, которые посредством упражнения в добродетелях успели сделаться духовными и подвижниками, и которые от игуменов их признаны способными вступить на поприще безмолвия, таковым и мы соизволяем и соблаговоляем жить наедине и подвизаться по изволению и присуждению их игуменов» 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

147. Серапион , старец Псковского Елизарова монастыря, написал «Повесть о приходе Стефана короля Польского ко Пскову и Печерскому монастырю» 1581 г. Любопытная повесть изд. в Чт. Общ. ист. 1847 г. Евфимий Турков , ученик подвижника архиепископа Феодосия, с 1573 г. игумен Волоколамский, сконч. в 1586 г. Оставил: а) духовную грамоту (Волокол. рукоп. 155); б) Обиход Иосифова монастыря, или устав о панихидах и молебнах по преданию Иосифа (Волок. рукоп. 197), где между прочим пишет, что празднование преп. Иосифу в обители его установлено собором 1578 г.; в) записку о кончине архиепископа Феодосия. (Волок. рукоп. 134). 148. Трифона Коробейникова «путешествие в 1583 г. в Иерусалим, Египет и к Синайской горе», изд. Сахаровым во II томе Сказаний; с несколькими отличиями – во Временнике Общ. Ист. Путешествие совершено по воле царя Иоанна для поминовения убиенного царевича Иоанна. В записках говорится о Царьграде, Антиохии, Иерусалиме, Синайской горе и Александрии. Описание простодушное. Еще менее замечательно путешествие Василия Позднякоа на восток, совершенное по воле Грозного царя в 1552 г. (Библ. Общ. ист. 214). Гораздо более важны по сведениям о церквах, причтах, училищах, богадельнях и монастырях Русских Писцовые книги, составленные по воле правительства. Доселе изданы (г. Неволиным в сочинении о пятинах и погостях Новгородских, СПб., 1853 г.): а) Книга Вотской пятины, составленная Димитрием Китаевым 1499 г. Той же пятины, писанная Елизаром Старым 1581–1582 г. б) Книга Шелонской пятины, писанная Григорием Бундовым в 1584 г. в) Две книги Обонежской пятины, Андрея Плещеева, 1582 г. г) Книга Деревской пятины, писанная около 1495 г. Той же пятины Дмитрия Замыцкого 1581 г. Две книги той же пятины Козмы Карцова и Федора Шипимарева 1581 г. д) Книга Бежецкой пятины, писанная Феодором Ласкаревым в 1582 г. 149. Алексеем , игуменом, около 1580 г. сочинено житие преп. Геннадия Любомирского, скончавшегося 1565 года (Библ. Общ. ист. 42). В 1588 г. сочинены: житие блаженного Василия и похвальное ему слово (Царского 128).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Николай П.Т. 2019/04/26, 13:36:34 Александр Сегень — Под куполом что-то зажглось и стало пульсировать. Это истинное чудо Господне впервые упоминается Григорием Нисским в IV веке. Затем о Благодатном Огне писал Иоанн Дамаскин. Впоследствии описания или упоминания Огня встречаются часто. О том, случалось ли сошествие Огня Господня до IV века, приходится только гадать. Если, как считается, до царицы Елены пещера Гроба Господня была завалена мусором, то каждый раз в Великую Субботу этот мусор должен был воспламеняться... Но среди православных принято считать, что Огонь сходит не в качестве доказательства бытия Бога, а в награду тем, кто искренне и беззаветно верит в Христа, не нуждаясь в знамениях и чудесах. Потому можно предположить, что, когда к пещере Гроба не стекались благоговейные христиане, Огонь и не сходил. Но опять-таки это лишь мои досужие и грешные предположения. Почему при короле Бодуэне католики признавали Огонь? Очень просто: в те времена они, как и мы сейчас, пользовались Юлианским календарём и встречали Пасху тогда же, когда и православные. Лишь в 1582 году они перешли на Григорианский календарь, которым мы с 1918 года пользуемся в светской жизни. С 1582 года католики стали праздновать Пасху в другие дни, раньше, чем мы. Но Господь наш Иисус Христос не перешёл на Григорианский календарь вместе с католиками. Он по-прежнему являет нам чудо Благодатного Огня в Великую Субботу перед православной Пасхой, то есть именно тогда, когда это и совпадает с тем днём в году, в который Он воскрес и покинул Гроб. Католики обижаются на Господа и с 1582 года считают Благодатный Огонь неким фокусом. Встреча с Благодатным Огнём – заветная цель нашего паломничества в Иерусалим. Ради этой встречи надо прибыть в Святую Землю заблаговременно, исповедоваться и причаститься в ночь с Великой Среды на Великий Четверг. В Чистый Четверг днём присутствовать на площади перед храмом Воскресения на чине омовения ног, который совершается Патриархом Иерусалимским, и потом вечером отстоять чтение двенадцати Евангелий. В Великую Пятницу совершить крестный ход ко Гробу Господню, а в ночь с Пятницы на Субботу пробыть при Гробе, испытав на себе все гонения со стороны католиков и израильской полиции. Надо с восторгом промучиться всё утро Субботы до появления в храме Патриарха и только после этого встретить пришествие Чуда.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1806

На самом же погосте в 1581–1582 г. были две церкви: св. Николая Чудотворца с приделом св. Флора и Лавра, да теплая церковь Рождества Пресвятой Богородицы; 3) Которский с двумя церквями: св. Николая Чудотворца, в которой был придел Покрова Богородицы и св. Сергия Радонежского Чудотворца. В селах этого погоста: Лзи, Модолицах, Захонье в Озерце были также церкви; 4) Бельский, около Сяберского озера, с церковью св. Димитрия Мироточивого, при которой был придел во имя св. Николая Чудотворца; 5) Турский на реке Хотыне; 6) Флоровский; 7) Лубенский,  с церковью св. Архистратига Михаила; 8) Вишельский,  с церковью св. великомученика Георгия; 9) Боротенский, в котором 1581–1582 г. стояла в запустении церковь св. великомученика Георгия; 10) Панский,  с церковью св. Николая Чудотворца; 11) Хмернский,  с церковью Положения Ризы Пресвятой Богородицы. 12) Щирский,  с деревянной церковью Воскресения Христова; 13) Луговешский,  с церковью Покрова Пресвятой Богородицы, в котором была еще церковь  в селе Велине; 14) Быстревский, с церковью св. Николая Чудотворца и в селе Лог; 15) Ручьевский (Ручье), с деревянной церковью св. Николая Чудотворца; 16) Прибушский (Прибушь), где 1581–1584 г. существовала в сельце Дубягах церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы; 16) Щепецкий (Щепец), с двумя деревянными церквями: Рождества Христова и св. Архангела Михаила; 18) Лосецкий, в котором 1581–1582 г. были две церкви: св. Архистратига Михаила с приделами св. Николая Чудотворца и Димитрия Солунского, да теплая церковь св. Петра, митрополита Московского ; г) Старорусского уезда: 1) Сумерская волость, в которой 1627–1628 г. были сотни: Осминская с церковью св. Георгия, и Долосская с двумя церквями: в Чехлове и на Долгом озере; 2) Никольская волость, с двумя погостами: Песье, в котором была церковь Воскресения Христова, и Рель – с церковью св. Николая Чудотворца; 3) Ложголовская, с погостом Пенино, где было две церкви: Рождества Пресвятой Богородицы, а другая стояла в запустении; 4) Старопольская с погостом Валовым, в котором была деревянная церковь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Такого рода предположение оправдывается и самым ходом повествования Досифеева о посвящении пр. Иова во иеромонаха до его поставления в игумена, которое сразу дает понять, что между этими обстоятельствами протекло немного времени. «И тако на степень священства возведеся (в Угорницком монастыре); не по многом же времени.... серафимский на ся восприят образ (в том же монастыре); и оттоле уже прославися трудолюбное и добродетеленое житие Его.... Наипаче же Константин князь Острожский и Дубенский моли игумена.... да пошлет сего трудолюбца... во обитель честнаго и животворящего Креста Господня.... (в Дубне); – где не по многом времени избран во игумена от братии», и т. д. Для всех этих обстоятельств достаточно не более двух-трех лет, а такой именно срок мы и получаем, полагая переход преподоб. Иова в обитель Дубенскую и избрание его во игумена около 1582 – 83 года, т. е. чрез два-три года по его рукоположении (совершившемся, как мы сказали, примерно около 1581 года. 475 Правда, в летописях Дубенского Крестовоздвиженского монастыря в 1582 году значится особый игумен, некто Василий, упоминаемый также и в 1598 и 1602 годах. Но этот же Василий в последних двух случаях упоминается на ряду с другими игуменами сего монастыря, а именно в 1598 году с Глебом и в 1602 году с Александром Путятицким, служебниками, князя Острожского. – Как основательно замечает Профессор Н. И. Петров , последние оба упоминаются потому, что управляли монастырем «за престарелого игумена Василия»... Без сомнения, на таких же условиях, за престарелого игумена Василия, во все время своего пребывания в Крестовоздвиженской обители, правил ею и Пр. Иов, тем более что, как избранник князя Острожского, он пользовался всеми преимуществами власти, и в этом смысле носил титул игумена обители, как носили его Глеб и Александр при том же Василии, потому что был настоящим, а не по имени только, правящим ею игуменом. 476 7 .Как бы то впрочем ни было, – началось ли служение преп. Иова в сане дубенского игумена годом раньше или позже 1582 года, – во всяком случае то не подлежит сомнению, что он был святокрестским настоятелем в Дубне в последние два десятилетия XVI в., и здесь проходил свое служение до первых годов XVII – столетия...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

н. М. из Донегола, самый полный и подробный перечень ирл. святых (The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland/Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864). Самый ранний «исторический» М., написанный на народном языке,- Древнеанглийский М. (IX в.). В него включены 238 кратких сказаний на мерсийском диалекте древнеангл. языка. Часть записей за февр. и дек. утрачена, т. к. ни в одной из 5 сохранившихся рукописей нет полного текста М. (самая ранняя ркп.- Brit. Lib. Add. 23211, посл. четв. IX в., Уэссекс). Составитель Древнеанглийского М. был знаком с лат. «историческими» М., составленными на континенте, а также, вероятно, с М. Беды, однако он не копировал лат. сказания, а самостоятельно сокращал и перерабатывал агиографические произведения и др. источники. Римский М. Долгое время М. Узуарда широко использовался в Европе, в текст вносили многочисленные дополнения. Издатели часто представляли его как «мартиролог Римской Церкви». Со временем возникла необходимость создания официального календаря католич. Церкви. В 1582 г. папа Григорий XIII провел реформу церковного календаря (булла от 14 февр. 1582), созвав комиссию во главе с кард. Г. Сирлето ( 1585), куда входил и буд. кард. Цезарь Бароний. Задачей комиссии было подготовить исправленное издание М. Узуарда. Предварительное издание Римского М. появилось в 1582 г. (в него вошли записи за 15 окт.- 31 дек.). В 1583 г. был опубликован Римский М., куда вошли все месяцы года, но он не получил одобрения папы из-за имевшихся в нем неточностей. Этот М. был основан на М. Беды, Флора и Адона, также туда были включены имена святых, упомянутых в «Диалогах» свт. Григория Великого, в греч. минологиях в переводе Сирлето и в местных календарях, особенно в Италии. После внесения исправлений текст Римского М. был опубликован 14 янв. 1584 г. как офиц. М. для всей католической Церкви. В 1586 г., при папе Сиксте V, Римский М. был переиздан с комментариями и предисловием, составленными кард. Ц. Баронием, в которых объяснялось, из каких источников были заимствованы сведения о святых и церковных праздниках. При работе над Римским М. кард. Ц. Бароний использовал М. Узуарда и греч. минологий в переводе Сирлето.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png История возникновения Календарного вопроса Православная Церковь готовит свою паству к Царству Божиему, которое начинается в глубине человеческих " сердец, среди страданий и превратностей земного бытия и раскрывается в вечности. Запад же хочет построить Царство Божие здесь, на земле: церковь - с институтами и прерогативами государства, во главе которого стоят монарх и теург - папа с властью самодержца. Сторонникам календарной реформы выступали папы Сикст IV, Климент VII, Григорий XIII - при котором и была осуществлена реформа. Самое деятельное участие в работе над григорианским календарем принимал орден иезуитов. Комиссия по проведению реформы, которую возглавлял иезуит Хрисоф Клавдиус, окончила свою работу в 1582 г. В качестве причин календарной реформы папа Григорий XIII выдвинул астрономические расхождения. В своем указе от 24 февраля 1582 года он написал, что необходимо " не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, от которого по времени Никейского Собора оно отступило на 10 дней... и 14 луне вернуть ее место, от которого она на 4-5 дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и 14 луна со своих мест никогда не сдвигались " . 5 октября 1582 г. стали считать 15 октября и с этого дня перешли на новый календарь, разработанный итальянским ученым Луиджи Лилио и получившим по имени папы название " григорианский " . В новом календаре високосными столетиями считались лишь те, у которых число сотен делится на четыре. Так как нарушилась ритмичность смены простых и високосных годов, то применение Александрийской пасхалии в григорианском календаре сделалось невозможным. Поэтому за календарной реформой последовала реформа пасхальная. Отныне пасхальными " равноденствием " и " полнолунием " стали считаться не расчетные величины Александрийской пасхалии, а астрономические явления, которые с расчетными не совпадают. Чтобы закрепить Пасху за астрономическими датами " навечно " , в Александрийскую пасхалию были введены громоздкие добавления и поправки. Но можно ли закрепить астрономические явления навечно за конкретными датами?

http://zavet.ru/a/rss_1038821773.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010