В 209 г. до Р.Х., высадившись со своим усиленным легионом в Испании, Сципион двинулся от устья Ибера на юг, в сторону столицы пунических владений на полуострове – Нового Карфагена, и параллельно туда же направился римский флот под командованием Гая Лелия. Три карфагенских корпуса, находившиеся в разных концах Испании, не успели выступить на выручку городу, и он был взят приступом. Римляне захватили 18 военных и 63 транспортных судна, 600 талантов городской и воинской казны, запасы продовольствия и 10 тысяч пленников. Жителей города Сципион пощадил, возложив на городских ремесленников повинность выполнять заказы для римской армии, а часть горожан разместил по римским кораблям гребцами. Затем Сципион предпринял наступление на юге Испании, в Андалусии. После утраты Нового Карфагена пунийские корпуса, находившиеся в Испании, сосредоточились у города Кармона, чтобы соединенными силами напасть оттуда на Сципиона. В их распоряжении находились также иберийские отряды и конница Массиниссы. Но Сципион первым напал на пунийцев. В битве при Бэкуле римляне одержали победу. В сражении погибло только 800 римлян и 15 тысяч пунийцев вместе с их союзниками. Выполняя приказ Ганнибала, Гасдрубал Барка повел оставшиеся у него войска на север, в сторону Пиренейских гор, чтобы оттуда привести их в Италию на помощь брату, который уже отчаялся получить подкрепление из Карфагена. Сципион не воспрепятствовал Гасдрубалу уйти на север, занятый покорением городов Андалусии, остававшихся еще во власти пунийцев. В ходе этой войны Сципион еще раз сразился с пунийской армией под той же Бэкулой, где им уже раньше одержана была победа. На этот раз ему противостояли корпуса, которыми командовали Гасдрубал, сын Гизгона, и Магон. Пунийцы вдвое превосходили римлян числом воинов и все-таки потерпели поражение. Остатки разбитых войск отступили к Гадесу и укрылись затем в этом портовом городе. Вся остальная Испания оказалась во власти Рима. Надежды иберов на то, что после ухода из их отечества ненавистных колонизаторов пунийцев вслед за ними уйдут и римляне, обнаружили свою беспочвенность, и иберы, стремившиеся к освобождению своей страны от иноземного присутствия, склонялись к восстанию против владычества Рима. Некоторые из общин и племен, воспользовавшись затянувшейся болезнью полководца, отложились от Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Комментарий Каетана на Сумму Теологии Фомы Аквинского является первым, полностью изданным Комментарием на произведение Аквината, сыгравшим решающую роль в замене Сентенций Петра Ломбардского Суммой Теологии как богословским учебным пособием. Один из современных философов называет Каетана «актуализатором Фомы Аквинского для Нового Времени». Значение этого великого ученого подвижника, считавшего, что доминиканец, не посвящающий науке ежедневно как минимум четыре часа, тяжко согрешает , распространяется не только на область богословских дискуссий и формулировок.          «На Иберийском полуострове Каетан основал и обустроил четыре монашеских образовательных центра: в Саламанке, Севилье, Кордове и Лиссабоне. В известной степени именно он заложил основы для последующего расцвета так называемой «испанской поздней схоластики». Приверженность Каетана к уединенным занятиям наукой и строгая схоластическая форма языка его произведений могут создать впечатление, что он — «книжник, далекий от всякого соприкосновения с реальностью». Обстоятельства времени постоянно погружали Каетана в непредвиденные ситуации и конфликты. Он всегда возвышался над ними. Один из его ранних биографов, не без удивления, пишет об его деятельности в качестве магистра Доминиканского Ордена: «Он сразу как бы сделался другим человеком. Ибо руководил Орденом разумной и сильной рукой». При близком рассмотрении бросается в глаза тот факт, что в личности Каетана как бы соприкасаются важнейшие интеллектуальные и духовные движения его времени: богословие Фомы Аквинского, аверроистская рецепция Аристотеля, философия скотизма, гуманизм и рождающееся богословие Реформации. Несмотря на предельно точный и выраженный в схоластической терминологии язык, богословие Каетана с особой внимательностью принимает участие в важнейших церковных, и церковно-политических дискуссиях своего времени, в убежденности, что всякое решение должно носить не прагматический, но богословско-философский характер. Чтобы почувствовать динамику мысли этого выдающегося богослова, достаточно обратится к текстам и темам, которые, не затрагивая важнейшие спорные церковно-политические вопросы, посвящены тематике, незаметной для широкой публики. На мой взгляд, эти темы выражают сердцевину богословского наследия Каетана: 

http://bogoslov.ru/article/414464

Родилась она в Панорме (Палермо), а за­мучена была в Катане. Городской префект Кинтиан, на суд кото­рого она предстала, вначале пытался добиться от нее отречения уговорами, а затем приказал подвергнуть ее мучительным пыт­кам. И вот пока терзали святую, на город обрушилось землетрясе­ние, и земля поглотила нескольких друзей Кинтиана. Испуганные горожане, вразумленные бедствием, потребователи от префекта оставить Агапию в покое. Страшась бунта, тот велел прекратить пытки и отправить Агапию вновь в темницу, где она вскоре и ото­шла ко Господу. После ее мученической кончины число христиан в Катане умножилось. В III столетии на Сицилии были усечены мечами исповедавшие Христа римские граждане Вавила вместе со своими учениками Тимофеем и Агапием. 4. Испания Испания была разделена на три провинции: сенатскую Даль­нюю Испанию, или Бетику, названную так по реке, которая при арабах была переименована в Гвадалквивир, с административ­ным центром в одноименном с ее названием маленьком городе Бетии, и императорские – Ближнюю, или, по имени столицы, Тарраконскую Испанию (в Тарракон центр провинции был перенесен при Августе из Нового Карфагена) и Лузитанию, легат которой имел резиденцию в Эмерите, современной Мериде. Бетика терри­ториально приблизительно совпадала с Севильей, Лузитания – с Португалией и испанской Эстремадурой, а до Августа в эту про­винцию входили также Астурия и Галлекия (нынешняя Галисия). Подобно тому как современные галисийцы говорят на языке, ко­торый ближе к португальскому, чем к испанскому кастильскому, так и в древности иберийское племя галлеков состояло в ближай­шем родстве с лузитанами; Август перевел территории племен галлеков и астуров в состав Тарраконской Испании, которая за­нимала северную, восточную и центральную часть полуострова. Во времена классической республики и при Цезаре иберы упорно сражались за независимость: шесть наместников испан­ских провинций удостоились триумфов за свои победы за короткий период второго триумвирата. Но смирившись с неизбежностью поражения, Испания в эпоху принципата подверглась более глу­бокой романизации, чем любой другой регион вне Италии, кро­ме Нарбоннской Галлии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Бойтесь данайцев дары приносящих Александр Гапоненко   06:18 03.01.2024 274 Источник: блог автора Рабочий день в новом году начался с предложения от какого-то агентства по трудоустройству заработать две сотни долларов в день за распространение фотографий и видео. Предложение поступило на телеграм канал из секретного чата, профиль которого украшала фотография симпатичной девушки иберийского типа. Предложение было сделано на английском языке. В детстве я читал Илиаду и помнил максиму о том, что надо бояться данайцах даны приносящих. К тому же то, что у меня украинская фамилия, не значит, что я хохол и при запахе денег теряю разум. Сначала вежливо поблагодарил девушку и написал, что мне работа по распространению чужих идей не интересна, что более заинтересован в распространении своих собственных идей. Она настаивала. Спросил, кто это так щедро платит - ЦРУ или Ми-6. Она вопрос проигнорировала и продолжила сулить мне неимоверные заработки. Тогда прямо написал, что эти приемчики СБУ мне знакомы. Девушка, а ник у нее был Фабиана Сильва, сразу сняла с чата заставку иберийской красотки и подмыла. Видимо, у них инструкции такие - в случае разоблачения растворяться в просторах интернета.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/03/boites...

Что до пророчеств об императорах и королях, то, по крайней мере, на Западе, они окажутся в центре процесса переноса в область политической мифологии, и пойдут иными путями. Одним из результатов станет их связь с событиями различных мятежей, которые, особенно в первые десятилетия XVI в., как Хермании (Germanìas) на Иберийском полуострове 1693 или крестьянский мятеж в Южной Германии 1694 , подвергнут серьёзному пересмотру властные структуры, прибегнув к теологическому и пророческому арсеналу, который будет снова привлечён и искажён при их жестоком подавлении 1653 Текст представляет собой простую обработку доклада на конференции. Сведения, снабжённые более обширной библиографией, нежели самая необходимая, содержащаяся в сносках к наст. статье, см.: Rusconi R. Eschatological Movements and Millenarianism in the West (13 th−Early 16 th Centuries)//L’attente des temps nouveaux: Eschatologie, millénarisme et visions du futur du Moyen Age au XXe siècle. Turnhout, 2002. P. 2944. В том же томе следует указать также историографический обзор Р. Микетти (R. Michetti): Gli storici е il profetismo medievale: alcuni percorsi degli studi tra XIX e XX secolo//Ibid. P. 111−133. 1654 См. важную монографию: Potestà G.L. Il tempo dell’Apocalisse: Vita di Gioacchino da Fiore. Roma; Bari, 2004. 1655 Adso Dervensis. De ortu et tempore Antichristi, necnon et tractatus qui ab eo dependunt. Turnhout, 1976. 1656 См. обширный обзор: McGinn В. L’anticristo. Milano, 1966 (то же на англ. яз.: San Francisco, 1994). 1657 Описание более широкого исторического контекста см.: Rusconi R. Profezia e profeti alla fine del Medioevo. Roma, 1999. 1658 Ср.: Alexander P.J. The Byzantine apocalyptic tradition. Berkeley, 1985. См. также ниже сн. 40. (В данном тексте 1692. Корр.). 1660 Первая серия была критически издана: The late medieval Pope prophecies: The «Genus nequam» group/Ed. M.H. Fleming. Tempe: Arizona Center for Medieval and Renaissance Studies, 1999. Факсимильное издание с текстами Р.Э. Лернера (R. Ε. Lerner), M. Дж. Чарди Дюпре Даль Поджетто (M.G. Ciardi Dupré Dal Poggetto), Р. Мойнич (R. Moynih): «Vaticinia pontiflcum»: Cod. Vat. Ross. 374. Milano, 1985−1987.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Маркетинговые технологии стали главным инструментом управления т.н. средним классом, группой людей с типовым потребительским поведением. Именно под эту «целевую аудиторию» выстроена вся система тотальной рекламы, образования и развлечений, направленные на максимальный рост потребления и фактический запрет на более осмысленные ценности. Финансиалисты были в курсе, что «серебра из иберийских рудников» хватит ненадолго, и всё отпущенное им время они энергично занимались как оскотиниванием населения, его необратимым расчеловечиванием, так и построением «цифровых экосистем» — матрицы, в которую будет погружён постчеловек без всякой надежды выбраться. Но они не успели — глобалистский мир стал рушиться прежде, чем были готовы цифровые стойла. — Опишите, пожалуйста, «новую мораль», которая насаждается с приходом глобализма. Каковы её основные положения? — С переходом к постиндустриальному обществу произошла фундаментальная антропологическая трансформация — переход от Модерна к Постмодерну. Если переход от Традиции к Модерну был отказом от Бога в пользу человека, то переход от Модерна к Постмодерну явился отказом от человека в пользу… кого? Теперь мы понимаем: в пользу сатаны. Шоу-бизнес и Голливуд необычайно поднялись именно с приходом финансиализма. Фабрика грёз должна была охмурять и развращать обывателя в режиме нон-стоп, пока тот не окажется в полном подчинении «матрицы». Человека кубарем спускали по лестнице греха и гедонизма, снимая одно табу за другим, чтобы у того не осталось ни сил, ни возможности остановиться и посмотреть вверх. Религия? Родина? Семья? Биологический пол? О чём вы?! теперь главные ценности: осквернение святынь, ЛГБТК+, смена пола. Ну и деньги, конечно, — это святое. Финансиалисты заняты отлучением человека от социального мира погружением его в миры виртуальные, оглуплением человека через его окружение «умными» вещами, превращением самого человека в трансгендера, трансгуманоида, в какого-нибудь… трансформера (в кого угодно, лишь бы подальше от человека).

http://ruskline.ru/opp/2023/11/23/biblei...

83 Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. I. М.: Академический проект, 2009. С. 146–147. 85 Показательное суждение, доносящее до нас представления древних людей о материнской утробе земли, принимающей в своё лоно умерших и возрождающей их к новой жизни, мы находим в Книге Иисуса, сына Сирахова: Много трудов предназначено каждому человеку и тяжело иго на сынах Адама, со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех ( Сир.40:1–2 ). 87 Интересно сравнить с этими представлениями верования древних народов Средиземноморья (хеттов, древних греков и евреев), живших на много веков позже эпохи расцвета мегалитической религии. Для них, напротив, существовала чёткая граница между миром мёртвых и живых, при этом умершие представлялись лишь жалкими тенями, беспомощными и несчастными душами. Налицо постепенное осмысление кардинальных и непреодолимых различий, существовавших между этими двумя мирами. 88 Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 1. М.: Академический проект, 2009. С. 148. 89 Подробнее см. Хокинс Дж. Расшифрованный Стоунхендж. Обсерватория каменного века. М.: Центрполиграф, 2006. 90 Следы культа богини-хранительницы мёртвых были найдены также в некоторых регионах Франции, на Иберийском п-ове и в ряде других мест. 92 Топоров В.Н. К реконструкции образа Земли-Матери//Балто-славянские исследования 1998–1999. XIV. Сборник научных трудов. М.: Индрик, 2000. С. 245. 93 Соответственно, земля пересохшая и бесплодная сравнивается в русских духовных стихах с вдовой. (См. Белова О.В., Виноградова Л.Н., Топорков А.Л. Ст. «Земля»//Славянские древности: этнолингвистический словарь (под ред. Н.И. Толстого): в 5 т. Институт славяноведения РАН. М.: Международные отношения, 1999. Т. 2. С. 316.) 94 Топоров В.Н. К реконструкции образа Земли-Матери//Балто-славянские исследования 1998–1999. XIV. Сборник научных трудов. М.: Индрик, 2000. С. 251. 97 Смирнов С.И. Древнерусский духовник. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М.: Синодальная типография, 1913. С. 255–283.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Рис. 15.Спящая женщина. («Sleeping Lady»). Мальта Предполагается, что переходной формой от пещеры, как самой древней формы захоронений, к мегалитической гробнице стали каменные расселины скал. На Иберийском полуострове и островах западного Средиземноморья (Балеары, Корсика, Сардиния) такие расселины накрывали крышей из каменных плит, закрывали плитой вход и таким образом превращали в склепы, в которых покоились десятки умерших 91 . Вход в подземные гробницы и мегалитические святилища обычно делался преднамеренно затруднённым. По мнению большинства археологов, организованный таким образом вход воспроизводил наружные женские половые органы. И доныне европейская традиция устанавливать ворота на кладбищах без ограды отсылает нас к этому древнему обычаю. Отражение культа женского божества в мегалитических постройках Следы культа женского божества встречаются весьма часто в мегалитических постройках. Свидетельство тому – план многих мегалитических комплексов на Мальте, гробниц на Британских островах и на французской части Атлантического побережья. План данных захоронений поразительным образом напоминает человеческую фигуру, зачастую же – фигуру полной женщины. Как мы помним, почитание женских божеств началось ещё в период палеолита. Тогда древний человек начал создавать небольшие выдолбленные из камня статуэтки женщин с ярко выраженными материнскими признаками (тучность, большой живот, крупная грудь). С началом эры земледелия, освоением агрокультуры и последующей за этим трансформацией религиозных представлений почитание женских богинь приобретает новый, «агрономический» смысл. Центральным женским божеством становится земля как порождающее начало всего живого: от растений и животных до человека. Начиная с эпохи неолита, люди верили в то, что смерть и последующее погребение в землю даёт человеку надежду возродиться к новой жизни, точно посеянному семени. С этого времени земля приобретает, как пишет академик В.Н. Топоров, «высший религиозно-аксиологический статус» 92 . Этот статус с полным основанием можно назвать божественным. На славянской почве, например, это привело к появлению женского божества, получившего название «Мать – сыра земля». Данное наименование говорит о важнейшей – материнской, «детородной» – функции земли: об этом, в частности, свидетельствует её «сырость», которая является синонимом оплодотворённой небесной влагой 93 . «Признак сырости, – продолжает академик В.Н. Топоров, – отсылает к самой интимной, глубокой и драматически-напряженной связи Отца-Неба и Матери-Земли. В этой связи главное действующее лицо – Мать-Земля: она принимает небесное семя и родит-воплощает на земле небесный замысел, идею» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Кедр был срублен, и из шести сучьев его вытесали шесть столбов, которые и утвердили, без всякого труда, на предназначенных им в здании местах. Когда же плотники хотели поднять седьмой столб, вытесанный из самого ствола кедра, чтобы поставить его в основание храма, то вот, были изумлены, так как никакой силой невозможно было сдвинуть его с места. При наступлении вечера, опечаленный царь пошел к себе домой, размышляя, что бы это означало? Разошелся и народ. Только одна святая Нина осталась на всю ночь на месте постройки, со своими ученицами, молясь и обливая слезами пень срубленного дерева. Рано поутру явился святой Нине дивный юноша, опоясанный огненным поясом, и сказал ей на ухо три каких-то таинственных слова, услышав которые, она упала на землю и поклонилась ему. Потом этот юноша подошел к столбу и, обняв его, поднял с собой высоко на воздух. Столб блестел подобно молнии, так что освещал весь город. Царь и народ собрались к этому месту; со страхом и радостью смотря на чудное видение, все удивлялись, каким образом этот тяжелый столб, никем не поддерживаемый, то поднимался вверх локтей на двадцать от земли, то опускался вниз и касался пня, на котором рос; наконец он остановился и стал неподвижно на своем месте. Из-под основания столба начало истекать благовонное и целебное миро, и все страдавшие различными болезнями и ранами, с верой мазавшиеся этим миром, получали исцеление. Так, один еврей, слепой от рождения, лишь только прикоснулся к этому светоносному столбу, тотчас прозрел и, уверовав в Христа, прославил Бога. Мать одного мальчика, семь лет лежавшего в тяжкой болезни, принесла его к живоносному столбу и умоляла святую Нину исцелить его, исповедуя, что проповедуемый ею Христос Иисус воистину Сын Божий. Лишь только святая Нина, коснувшись столба своею рукою, положила ее потом на больного, мальчик тотчас же выздоровел. Чрезвычайное стечение к живоносному столбу народа побудило царя отдать распоряжение строителям, чтобы они поставили вокруг него ограду. Место это с того времени стали чтить не только христиане, но и язычники. Вскоре было закончено и сооружение первого в Иберийской стране деревянного храма.

http://pravoslavie.ru/59035.html

80. Гаджиева Ф.Г., Сефербеков Р.И.Дал – верховное божество северокавказской этнической общности//Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2011. 2. С. 57-58. 81. Сефербеков Р.И., Сефербеков М.Р. Отражение сюжета мифа об умирающем и воскресающем звере/боге в праздниках и обрядах народов Дагестана//Вестник Дагестанского государственного университета. Махачкала, 2011. 4. С. 88-93.  82. Сефербеков Р.И., Исрапилова З.А.  Боги охоты у народов Северного Кавказа//Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2011. 42. С. 77-83. 83. Сефербеков Р.И. Боги-патроны диких животных и охоты у народов Дагестана (этнографическая особенность)//Международная научная конференция «Археология, этнология, фольклористика Кавказа»: Сборник кратких содержаний докладов. Тбилиси-Гори-Батуми, 27-30 сентября 2010 г. Тбилиси, 2011. С. 512-514. 84. Айтберов Т.М., Сефербеков Р.И. Образ ведьмы в мифологических представлениях аварцев-хунзахцев//Международная научная конференция «Археология, этнология, фольклористика Кавказа»: Сборник кратких содержаний докладов. Тбилиси-Гори-Батуми, 27-30 сентября 2010 г. Тбилиси, 2011. С. 610. 85. Сефербеков Р.И., Мусаев М.М. Номенклатура божеств охоты народов Кавказа//Материалы III международного симпозиума лингвистов-кавказоведов «Иберийско-кавказские языки: структура, история, функционирование», посвященного 100-летию со дня рождения академика Кетеван Ломтатидзе. Тбилиси, 27-29 октября 2011 г. Тбилиси. 2011. С. 339-341. 86. Сефербеков Р.И., Гаджиева Ф.Г. Мифологические персонажи традиционных верований лезгин Самурской долины//Дагестанский этнографический сборник. Махачкала, 2011. Вып. 5. С. 149-153. 87. Сефербеков Р.И. Об одном календарном и аграрном празднике табасаранцев: Эбелцан//Лавровский сборник: Материалы XXXIV и XXXV среднеазиатско-кавказских чтений 2010-2011 гг.: Этнология, история, археология, культурология. СПб., 2011. С. 160-164. 88. Сефербеков Р.И., Гаджиева Ф.Г. Об одном мифологическом персонаже народов Южного Дагестана: Кушкафтар //Материалы Всероссийской преподавательско-студенческой научно-методической конференции Юбилейные X Дзагуровские чтения «От Античности к Возрождению», посвященной 85-летию Дагестанского государственного университета. Махачкала, 20 апреля 2011 г. Махачкала, 2011. С. 188-191.

http://bogoslov.ru/person/426785

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010