Средиземноморская Иберия занимала побережье от Гибралтара до верхней Каталонии и заселена была многочисленными племенами, этнически родственными турдетанам, однако в культурном отношении уступавшими им: оретанами, контестанами, эдетанами, экситанами, илергетами. Поселения иберов располагались по морскому побережью, а также по берегам рек. При несомненном преобладании деревень, жители которых занимались земледелием и скотоводством, иберы имели и города, в которых занимались ремеслами и торговлей. К городам, основанным самими иберами, принадлежали Касталон, от которого пошло название страны, Алкудия, Серрета, Ковальта. В одном из самых крупных иберийских центров Эльче были выстроены общественные здания, украшенные статуями. Расположенный в горах Сетабис являлся религиозным центром иберов, в нем сосредоточены были самые почитаемые из их храмов и святынь. Средиземноморская Иберия издревле стала объектом греческой и финикийской колонизации. На побережье появились греческие колонии Тарагона, Сагунт, Херсонес, Гемероскопий, самым значительным полисом был Эмпорий, основанный выходцами из Массалии. В населении некоторых колоний, вроде Сагунта, в значительном числе присутствовал туземный элемент. На побережье существовали также мелкие торговые фактории эллинов. Под культурным влиянием эллинского мира находились и некоторые города самих иберов, в особенности те, что вели интенсивную торговлю с греками,– Индика и Ульястрет. У эллинов средиземноморские иберы заимствовали письменность, варьировавшую в разных общинах, систему мер и весов, чеканку монеты. Присутствовали на средиземноморском побережье и финикийские колонии вроде Малаки или Абдеры, которые в основном преследовали торговые цели. По степени урбанизации Средиземноморская Иберия уступала Тартессиде, при этом в культурном и экономическом отношении ближе всего к Тартессиде стояли общины, расположенные по соседству с нею, в восточной Андалусии и Валенсии, в то время как по мере удаления от юга даже Приморская Иберия принимала все более сельский и варварский облик. Основные отрасли хозяйства средиземноморской Иберии были те же, что и в Тартессиде,– черная и цветная металлургия, рыболовство, виноградарство и садоводство, хлебопашество, разведение лошадей, рогатого скота и свиней. Политическое устройство иберийских государств было разнообразным, из-за скудости источников известно оно поверхностно, но несомненно, что существовали разные формы правления: власть династов, или царьков, аристократическое правление и военная демократия у менее развитых племен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Другой важной особенностью стала виртуализация активов, которые всё чаще и чаще стали оцениваться исходя из рыночных ожиданий, а не из реальной стоимости. А значит, в цене товара всё больше и больше стала доля маркетологов и пиар-агентств, которые рисовали репутацию продвигаемых фирм и продуктов. Комплот банкиров и ИТ-индустрии учредил свою практически безраздельную монополию на рынке. По сути, описанный механизм мало чем отличается от финансовой пирамиды. Пирамида может существовать только на притоке ликвидности. Этот приток закончился, когда кредитная ставка рефинансирования обратилась в ноль. В своей стратегической близорукости Запад оказался разительно похож на своего античного двойника, Римскую империю, построившую своё благосостояние на серебре Иберийских гор и пришедшую в упадок, когда запасы рудников истощились. В духовном плане финансиализм — это переход от денег к обещанию денег и затем к виртуальным деньгам. Деньги отрываются от любого носителя, начинают быть сами по себе и одновременно представляют собой абсолютную фикцию, ничто. Круг замкнулся: человек, позволив ничто участвовать в творении богатства, сделал ничто главным демиургом и своим главным божком. Не это ли предвидел и не об этом ли предупреждал Христос, настрого возбранив человеку служить мамоне? — Как изменилось западное общество в результате перехода на новую экономическую модель? — Отток финансов из промышленного сектора в финансовый, торговый и информационный секторы заставил промышленников в массовом порядке перемещать производства в страны с дешёвой рабочей силой. Деиндустриализация стран «золотого миллиарда» вызвала к жизни новый тип общества — «постиндустриальное общество», в котором гипертрофированная роль придана сфере услуг и маркетинговым технологиям социального управления. Продолжим аналогию с Древним Римом. Восстание Спартака создало реальную угрозу центральной власти и в итоге привело к политике популизма, подкупа низших слоёв деньгами и массовыми развлечениями. Древнеримское общество очень быстро стало обществом потребления, а ресурсом для подкупа плебса служило всё то же серебро из иберийских рудников. Вот и финансиалисты оказались точно в таком же положении, как римские патриции. С одной стороны, сверхдоходы текли рекой; с другой стороны, шок от нового «восстания Спартака», то есть от создания мировой социалистической системы, требовал недопущения даже мысли о коммунистическом реванше. Финансиалисты недолго думая применили популистскую уловку патрициев: львиная доля прибавочного продукта пошла на подкуп западного обывателя.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/23/biblei...

Пол Фрегози Часть III. Иберийское 55 предприятие. Толедская блудница. Испания 710 Для крупного исторического события всегда пытаются выделить главную причину, хотя часто, она оказывается не на много важнее других. Но одни события происходят под влиянием этих, будто бы, главных причин, а другие – нет. Обычно история складывается из отдельных шагов, которые, следуя друг за другом, однажды, превращаются в важные события и попадают в книги по истории. Взятые по отдельности, эти шаги кажутся несущественными, и даже часто не связанными между собой. И все же, все вместе, они меняют судьбу народов. Вторжение мусульман в Испанию стало кульминацией такой последовательности, и даже – случайностей, и происходило под лозунгом cherchez la femme. Потому что всегда где-то прячется хорошенькая женщина. А иначе история была бы очень скучной, если бы касалась только королей, договоров и государственных деятелей. Романтика, смешанная со стуком оружия, смотрится более захватывающей. Итак, если бы, согласно легенде, король Испании Родерих не соблазнил молодую леди, его страна, возможно, никогда не подверглась бы вторжению мавров, и Испания избежала бы восьмисот лет мусульманской оккупации. Даму, о которой шла речь, звали Флоринда. Испанцы, жесткие и нетерпимые, когда речь заходит об арабском завоевании их страны, несправедливо прозвали ее la cava (шлюха). Она вовсе не была такой. На самом деле нет твердой уверенности в том, существовала ли, вообще, когда-либо эта Флоринда, а если существовала, то насколько легендарный образ Флоринды, соответсвует реальной Флоринде, которая когда-то ходила по испанской земле, жила, любила, страдала и, наконец, умерла. К началу 700-х годов арабы Северной Африки достигли северо-западной оконечности Марокко, а далее на запад простирался лишь безбрежный океан. Куда идти дальше? Они могли остановиться там, где были, укрепляя владения и занимаясь размышлениями о бытии. Иногда, лучше ничего не делать, чем делать что-то, но бездействие не вдохновляло арабов-завоевателей восьмого века. У них имелось два варианта: юг или север. Они могли повернуть на юг, к Атласским горам и пустыне Сахара, достаточно знакомой арабам по их полуострове на Красном море. А может лучше отправиться на север, пересечь узкий пролив, отделяющий Средиземное море от Атлантики, а Африку от Европы, и вторгнуться в Испанию, где тогда правили вестготы, отнявшие страну у римлян почти триста лет назад. Согласно легенде, арабы решили отправиться на север в Испанию, для чего требовалось всего лишь пересечь узкий пролив, из-за девочки-подростка из Толедо, которую, возможно, изнасиловал дон Родерих, король вестготов, несколькими месяцами ранее. Но у Флоринды был отец в Марокко, задумавший отомстить за дочь.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Как известно, разгром «наполеоновской армады» в России уже зимой 1812/1813 года повсеместно пробудил национально-освободительное движение в Европе; борьба против наполеоновских оккупантов резко усилилась от Пруссии до Испании. В это время на Иберийском полуострове испано-португало-британские соединения получили новые подкрепления, увеличившись до 121 000 солдат только регулярных полков, в то время как численность наполеоновского контингента сократилась до 85 000. В ряде кровопролитнейших битв французские войска в Испании были разбиты (включая решающую победу союзников 21 июня 1813 года у Виттории), и осенью 1813 года наполеоновские маршалы отошли к пиренейской границе. Здесь стоит упомянуть малоизвестный факт: события в Испании и особенно победа Веллингтона у Виттории имели широкий отзвук по всей Европе, и в том числе вдохновили известного венского композитора Людвига ван Бетховена на написание симфонической композиции «Wellingtons Sieg», одного из самых общественно-успешных его произведений. Фрагмент частично поврежденного монумента в честь победы британо-португало-испанской армии в битве при Виттории, показывающий бегство французских солдат с поля боя Одновременно Наполеон, вытесненный союзниками из Центральной Европы, потерпел решающее поражение в «Битве народов» у Лейпцига 16–19 октября 1813 года и, нуждаясь во всех своих войсках уже для защиты «старых департаментов», попытался уладить «испанскую проблему» миром. По указанию французского диктатора плененного испанского короля, находившегося с семьей в многолетнем заключении в замке Валансе, вновь назвали законным правителем страны и принудили 11 декабря 1813 года заключить с Францией сепаратный мир и союз. Но «Национальное собрание Освобожденной Испании» отказалось признать этот договор, потребовало полной свободы для своего законного короля и продолжило вести войну с Наполеоном под лозунгом «За Царя-Христа и за нашего истинного короля!» Еще в октябре 1813 года англо-португало-испанские силы пересекли Пиренеи, и война впервые за долгие годы вошла на земли южной Франции. В тот период многие французские города были разорены вторгшимися войсками союзников в отместку за те зверства, которые творили наполеоновские армии на Иберийском полуострове долгие годы. Зимой 1813/1814 года армия маршала Сульта была разбита Веллингтоном в крупном сражении на реке Бидасоа. Французские войска отошли уже вглубь своей территории, но были 27 февраля 1814 года разбиты при Ортесе, а потом, 10 апреля, разгромлены при Тулузе, и силы союзников вступили в этот крупный региональный центр.

http://pravoslavie.ru/114553.html

Автор благодарит своих знакомых из числа сотрудников Department of History и Department of Economic s из University of Sheffield, а также из числа сотрудников Instituto de Estudios Medievales y Renacentistas y de Humanidades Digitales из Universidad de Salamanca за благожелательное внимание и оказанное содействие при подготовке данного исследования, в котором ряд фактов и авторских аналогий впервые представлены на русском языке. К началу 1808 года, после разгрома Австрии, Пруссии и поддерживавших их экспедиционных сил России, наполеоновская Франция стала гегемоном Европы. У французской империи в тот период оставался только один, но самый серьёзный и одновременно недосягаемый из-за моря противник – Великобритания, против которого Наполеоном была применена общеевропейская экономическая блокада. Однако из этой блокады, так называемой «Континентальной системы», выпадало две огромных территории, расположенные на окраинах Европы: это необозримые пространства России и Иберийский полуостров с находящимися на нём Испанией и Португалией. Российская и Испанская империи находились тогда на положении союзников Франции, но всё ещё были политически и экономически независимыми и поэтому не очень-то активно вели торговую войну против Британской империи, которая подрывала и их экономики. Португальская же империя вообще находилась в традиционном союзе с Великобританией. Поэтому для сокрушения английской торговли Наполеон стал предпринимать шаги для включения этих государств в его систему общеевропейской блокады британской экономики. Однако Россия, как более удалённая от Франции страна и более мощная в военном плане держава, была оставлена французским императором в покое до 1812 года, и Наполеон направил своё внимание на Иберийский полуостров. Британская карикатура периода Наполеоновских войн (худ. – Джеймс Гилрей), очень точно изображающая ужин Бонапарта в окружении своих соратников, их любовниц и гвардейцев-охранников в виде библейского сюжета «Пир царя Вальтасара». На стене видны таинственные слова «Мене, мене, текел, упарсин» и весы, где монархическая христианская корона перевешивает «фригийский колпак свободы» – широко известный символ французской республики (и одновременно знаковый символ позднеантичного языческого учения, синкретически соединившего гностицизм и митраизм). Как показало время, британские карикатуристы этой работой прозорливо предрекли падение наполеоновского лжецарства, можно сказать, сходным образом с тем, как ветхозаветные пророки указали на падение Вавилонского царства.

http://pravoslavie.ru/113537.html

Индех, будучи вождем народа фоморов и сын Домну, был убит во второй битве при Маг Туиред, сражаясь как раз против народа богини Дану. В данном случае очевидно, что гэльская мифология содержит воспоминания о борьбе кельтов с автохтонами Британии. Как можно заключить по этим мифам фоморы были весьма искусны в магических ритуалах. Гэлы, считали их «детями тьмы» и так известны из гэльских мифов названия племен фоморов: Корка-Оидки ( " Люди тьмы " ) и Корка-Дуибхни ( " Люди ночи " ), тогда как их самое большое племя именовалось " людьми Домну " , а сами фоморы назывались " богами Домну " . Очевидна схожесть религиозных культов древних иберов-предков гэлов с культом Ханаана и данную схожесть подтверждает и «водный» характер цивилизаций этих народов. Стоит отметить что можно сделать предположение о «лунном» характере религии как древних иберов, так и Ханаана и тем самым предположить, что это были культуры матриархата, либо возникли в обществах, в которых господствовал матриархат и религия Великой Матери. В конечном итоге иберы, проживавшие на Иберийском полуострове, были в постоянном контакте с финикийцами, основавшими на этом полуострове многочисленные колонии, с тем, что в дальнейшем иберы были завоёваны Карфагеном, бывшей колонией финикийского Тира. На Иберийском полуострове, впрочем, жили так же и кельты и именно оттуда они и заселили согласно легендам Ирландию. Тем самым финикийцы обязаны были оказывать на Британские острова большое влияние, в том числе и религиозно-культурное. При этом известны из исторических документов, походы финикийцев на Британские острова как предполагают многие ученые на этих островах существовали и колонии финикийцев. Источники Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2023/01/12/kelty_...

Говорит ли это о том, что мегалитическая культура имеет несколько центров возникновения и не связана с какой-то одной цивилизацией или с одной эпохой? Или же мы ничего не знаем о некоей древней культуре навигаторов и строителей, в незапамятные времена распространивших свои формы религиозных представлений почти по всем побережьям? Кое-где передаваемая от народа к народу древняя эта традиция возведения «больших камней» дошла до наших дней, хотя, надо думать, нынешние строители дольменов могут объяснить первоначальный смысл действий своих учителей не больше, чем хозяйка, пускающая в новый дом прежде людей кота. Кому только не приписывалось создание мегалитов! И атлантам, и «истинным арийцам» (нацистская идея) и египтянам. Все эти домыслы остаются совершенно произвольными, и покров таинственности так и не снят с мегалитической цивилизации и ее создателей. Кто и когда создал мегалитическую цивилизацию? Эти огромные камни люди видят на протяжении тысячелетий, но уже для греков и римлян, осваивавших западные побережья Средиземного моря и атлантические взморья Европы, они были памятниками седой старины, о которых местные варвары рассказывали разные небылицы. В конце XIX века в европейской науке установилось мнение, не колеблемое до середины 1960-х годов, что мегалиты были вдохновлены заупокойными комплексами великих цивилизаций Месопотамии, Египта, Малой Азии и Ханаана. Из Восточного Средиземноморья такие памятники постепенно распространились до Иберийского полуострова и Северной Африки, а затем, во II тысячелетии до Р. Х. достигли Британских островов и французской Бретани. В I тысячелетии до Р. Х. они были восприняты жителями Южной Скандинавии, Северной Германии и Ютландии. Первоначально возводились, думали ученые, небольшие скальные гробницы, там, где пещер не хватало, гробницы достраивались из грубых каменных плит и лишь много позже европейцы освоили сложные сооружения вроде Стоунхенджа или Ньюгрэйнджа, храмы мальтийского типа. Только в 1963 году блестящий знаток мегалитов Глин Даниэл высказал мнение, что гробницы Италии и Сардинии моложе мегалитических комплексов атлантической Европы, а, следовательно, мегалитическая культура Западной Европы не пришла из Средиземноморья, но возникла самостоятельно. Применение усовершенствованных методов радиокарбонного анализа не только подтвердило эту гипотезу Даниэла, но и обнаружило, что основные ансамбли Бретани и севера Иберийского полуострова, а также курганы Ирландии возводились в VI-IV тысячелетиях до Р. Х., в то время как Средиземноморские ансамбли – в IV-III тысячелетиях. Оказалось также, что все основные типы мегалитических памятников создавались одновременно, причем некоторые сложные кромлехи и храмовые комплексы (Алаприайа близ Лисабона), были воздвигнуты ранее более простых сооружений . .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

(69) У писателей говорится и о том, что инды почитают Дождящего Зевса, реку Ганг, местные божества. А когда царь моет свои волосы, они справляют великий праздник и посылают великие дары, и каждый при этом состязается в выставлении напоказ своего богатства. Они говорят, что некоторые из муравьев, выкапывающих золото, даже крылатые; и реки несут золотой песок, как иберийские; 188 а при торжественных шествиях во время празднеств шествует много слонов, украшенных золотом и серебром, много колесниц, запряженных четверкой коней, и бычьих упряжек, затем шествует войско в стройном порядке, проносят золотые изделия – огромные чаши и кратеры шириной в оргию, а из индийской меди – столы, стулья, кубки, купели, по большей части украшенные смарагдами, бериллами и карбункулами индийскими, пестрые одеяния, расшитые золотом, (...) 189 , леопарды, львы ручные, множество птиц пестрых и сладкозвучных. А Клитарх говорит о четырехколесных повозках, везущих деревья широколистные с различными прирученными птицами на них, слакогласнейшей из которых он называет ориона, а блистательнейшей по виду и наиболее пестрой – так называемого катрея: видом он ближе всего к павлину, а остальное описание его можно найти у Клитарха. (70) Как школу философов брахманам противопоставляют прамнов, неких искусных в спорах и в опровержениях; [С719] а брахманы занимаются вопросами природы и астрономией, осмеиваемые теми как пустохвалы и глупцы; одни из прамнов называются горными, другие – нагими, третьи – городскими и соседствующими; горные ходят в оленьей шкуре, носят суму, полную кореньев и снадобий, делая вид, что владеют искусством врачевания посредством ворожбы, заговоров и амулетов; нагие, соответственно названию, проводят жизнь нагими, большей частью под открытым небом, упражнениями приучая себя к стойкости, той, о которой мы сказали выше 190 , в течение тридцати семи лет; женщины живут с ними, но не совокупляются; этими прамнами восхищаются чрезвычайно; (71) городские носят синдоны, живут в городе или в сельской местности, накидывают на себя шкуру молодого оленя или шкуру газели; вообще инды носят белую одежду – и синдоны белые, и полотно, в противоположность говорящим, что они облачаются в ярчайшие одеяния; а длинные волосы и бороду носят все и, заплетая волосы, покрывают их митрой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 . Совещания с Румынией станут возможны только впоследствии. 8 . Маскировка на совещаниях с дружественными странами: якобы речь идет о намеченном германском наступлении на Западе, а потому на Восточном фронте должны быть приняты меры предосторожности. Участие дружественных стран в чисто оборонительных мерах. 9 . Иберийский полуостров: Фюрер рассчитывает на высадку англичан в Португалии, расширение предполья в Гибралтаре и, эвентуально, создание авиационных баз в Марокко. 10 . Распределение сил: Предусмотрено: для Греции – 3 дивизии, из них 1 для захвата Крита. для Югославии – 4 охранные дивизии 15-го эшелона. для Запада – 30 дивизий и 5 охранных дивизий 15-го эшелона. 13 . Затребовать через отдел обороны страны (LIV) предложения главного командования сухопутных войск по оккупации Греции; при этом Афины будут временно находиться в немецких руках. Перевод с немецкого из: IMT. Doc. PS-1476. 427. Речь Наркома обороны СССР Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко на военном параде 1 мая 1941 г. в Москве Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, летчики, командиры, политработники, рабочие, колхозники и работники интеллигентного труда! По поручению Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии большевиков и Советского правительства поздравляю вас с международным пролетарским праздником Первое Мая. Товарищи! В этом году трудящиеся нашей страны и всего мира встречают Первое Мая в исключительно сложной международной обстановке. Вторая империалистическая война, затеянная капиталистами в целях нового передела мира, покорения и эксплуатации народов малых стран и колоний, втянула в свою орбиту уже более полутора миллиардов человек и продолжает охватывать все новые и новые страны. В пламени войны разрушаются целые города, уничтожаются ценнейшие памятники культуры, на морях и океанах тонут сотни кораблей, гибнут сотни тысяч человеческих жизней. Война ложится тяжелым бременем на трудящиеся массы капиталистических стран и приносит им неимоверные тяготы и лишения. Неудивительно, что народы всех воюющих стран стремятся к ликвидации войны, к установлению мира. И мы верим, что они добьются мира. И чем скорее они добьются мира, тем лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Вспоминая XIII век, нельзя забывать, что необычайно жестокий, вероломный разгром Константинополя братьями-христианами латинской веры произошел совсем недавно - в 1204 году. На Руси это хорошо помнили. И поэтому для профессионального историка непростительно упрекать князя Александра Невского в том, что он не стал надеяться на помощь Запада в борьбе с Ордой. Константинополь, даже заключив унию, не получил помощи в 1453 году. А какую помощь получил Даниил Галицкий, даже согласившись принять королевскую корону из рук римского папы? Походы поляков и венгров, т. н. «союзников» в борьбе с татарами, на Галицко-Волынскую Русь? Захват крестоносцами Дрогочина, который пришлось отбивать мечом? Млечинские эксперты соглашаются с тем, что Бурундай все же принудил князя Даниила подчиниться Орде и уничтожить укрепления своих крепостей. Но считают великим достижением то, что все же западнорусские земли, оказавшись в составе Великого княжества Литовского, на столетие раньше Северо-Восточной Руси перестали платить дань татарам. Да, возможно, на столетие раньше перестали платить дань Орде, но заплатили за это тем, что стали вскоре бесправными «схизматиками», «быдлом и пся кревом» в Речи Посполитой. Лишь те земли Киевской Руси, что отвоевали как свою «отчину и дедину» московские князья, остались русскими и сохранили православную веру. Владимир Леонидович Махнач подчеркивал, что из каменных домонгольских церквей на Руси остались лишь храмы Северо-Восточной Руси. На земле некогда процветающей и славной Галицко-Волынской Руси ни одного каменного домонгольского храма не осталось. Да, испанцы мужественно отвоевывали Иберийский полуостров у арабов. Но, напомним, что Рим благословлял и призывал рыцарей со всей Европы участвовать в борьбе христиан с маврами. И в это же время давал отпущение грехов всем храбрым рыцарям из европейских стран, если они отправятся воевать с русскими еретиками. Не случайно у Чосера английский рыцарь «ходил на Русских, на Литву». Надо заметить, что на Руси хорошо знали, как «огнем и мечем» покоряли германские рыцари в то время Пруссию. В Новгороде был Прусский конец. Видели, как обращались тевтоны с покоренными ливами, эстами, латгалами. О жестокости крестоносцев не без похвальбы повествуют сами немецкие хроники.

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010