Духовная грамота и исповедь Евфимия Туркова Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Ольшевской Евфимий Турков (ум. в 1587 г.) – игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, книгописец и писатель. Евфимий, в миру Елеазар, был сыном Ивана Ивановича Туркова (ум. в 1525 г.); мать Евфимия (в иночестве Марина) происходила из рода Ямских; брат Никандр, как и он, был монахом. Евфимий Турков принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре 5 июля 1551 г. Игумен монастыря Гурий Руготин отдал его «под начало» бывшего новгородского архиепископа Феодосия, у которого Евфимий вместе с другим монахом Феодосием Плещеевым в течение 12 лет проходил школу иночества. В 60-е гг. Евфимий Турков был уже уставщиком монастыря, в обязанности которого входило наблюдение за правильностью церковных служб, пополнение синодиков, а в 1571–1572 гг. он был назначен монастырским казначеем. После возведения игумена Леонида Протасьева в епископы Рязанские братия монастыря и царь Иван Грозный просили Евфимия занять место настоятеля, но он отказался, сославшись на «худой разум» и «недостоинство». Игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря был поставлен Тихон Хворостинин, управлявший обителью с 1573 по 1575 г., когда он стал архиепископом Казанским. В Духовной грамоте Евфимий Турков пишет, что согласился стать настоятелем монастыря, чтобы «не преслушати царьскаго повелениа», и был поставлен на игуменство 26 июля 1575 г. митрополитом Антонием. Евфимий Турков оказался дальновидным и предприимчивым руководителем монастыря, много сделавшим для приумножения экономического могущества и роста духовного авторитета обители. Во время игуменства Евфимия царь Иван Грозный неоднократно посещал монастырь (в сентябре 1575 г., феврале и июле 1576 г., мае и декабре 1579 г., июле и сентябре 1581 г.) и пожертвовал ему более 8 тысяч рублей. В составленном Евфимием Турковым Обиходнике описывается церемониал приема и распорядок пребывания царя в монастыре. Во время опричнины монастырь использовался как место заключения и ссылки неугодных правительству лиц, в частности, там содержался соратник Сильвестра протопоп Симеон. Богатые вклады в монастырь делали царь Федор Иванович и Борис Федорович Годунов. В 1587 г. Евфимия Туркова на посту игумена Иосифо-Волоколамского монастыря сменил Варлаам Белковский, но он не справился с обязанностями, и Евфимию пришлось вернуться на игуменство и управлять монастырем последние пять месяцев жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; янв. 1550, сел. Калориана (совр. Калогриана) близ г. Трикала (Фессалия, Греция) - 29.04. 1625, Суздаль), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), архиеп. Суздальский и Тарусский. Основные сведения об А. Э. содержатся в его сочинениях и греч. житии святителя, написанном человеком, хорошо знавшим А. Э. (житие было найдено А. А. Дмитриевским в мон-ре Сумела под Трапезундом). А. Э. род. в семье священника Феодора, мать Хрисанфи была сестрой Ларисского митр. Неофита и племянницей св. Виссариона Ларисского, ктитора св. Виссариона мон-ря (Дусику), после смерти мужа она приняла постриг с именем Христодула. Старшими братьями А. Э. были Иоасаф, еп. Стагонский, Марк, еп. Димитриады, иеромонахи Афанасий (посетил Москву в 1591 вместе с Тырновским митр. Дионисием, доставившим в Россию акт К-польского Собора 1590 г. об учреждении Московского Патриархата) и Пахомий (в миру Панайотис) - «слава иеромонахов», по выражению А. Э. После смерти отца (ок. 1560) А. Э. воспитывался в доме брата еп. Иоасафа, под рук. к-рого получил первоначальное образование. В 1568-1572 гг. А. Э. учился в Трикале в школе известного дидаскала мон. Матфея, основанной Ларисским митр. Иеремией (см. Иеремия II , Патриарх К-польский), а также у выдающегося церковного деятеля Дамаскина Студита . В 1572 г. Арсением, митр. Патр, А. Э. был пострижен в монашество, через неск. дней митр. Иеремия рукоположил его во иеродиакона. В 1572-1575 гг. А. Э. вновь жил у еп. Иоасафа, после смерти последнего поселился в мон-ре Дусику, где в 1579 г. Фанарским еп. Митрофаном был рукоположен во иеромонаха. В кон. 1579 г. Иеремия, ставший к тому времени Патриархом, вызвал А. Э. в К-поль и поставил чередным священником Патриаршего храма Паммакаристос. Живя в 1579 - нач. 1584 г. в К-поле, А. Э. посещал лекции дидаскалов. 21 февр. 1584 г. он был избран архиепископом Димоника и Элассона, в XVI в. входивших в Ларисскую митрополию, и с февр. 1584 г. до марта - апр. 1585 г. жил в Элассоне. В мае 1585 г. Патриарх Феолипт II вызвал А. Э. в К-поль. Здесь в это время находился посол царя Феодора Иоанновича Б. Благово, к-рый привез Патриарху богатую милостыню на помин души почившего царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В благодарность Патриарх Феолипт отправил посольство в Москву, в состав к-рого был включен А. Э. В Москве участники посольства были приняты царем и, получив значительную милостыню, покинули рус. столицу.

http://pravenc.ru/text/76326.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Духовные основы общественной жизни 1575. Аксючиц В. В. Христианское мировоззрение и современный мир//РЧ, 6-е. 1998. С. 280–286. 1576. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Слово к участникам и гостям VII Междунар. Рождественских образовательных чтений//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 7–12. О духовных ценностях христианства в совр. секуляризованном мире. 1577. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. «Я с надеждой смотрю на XXI век»: Беседа с корр. журн. «ЦиВр» 28 янв. 1999 г./Беседовал: иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 1999. 1(8). С. 8–21. 1578. Баркер А. Кто же победит?: Национальные религии и религиозные меньшинства в посткоммунистическом обществе/Пер. с англ.: А. Киселев//Страницы. 2000. Т. 5. 1. С. 105–136. Новые религиозные движения. 1579. Вышеславцев Б. П . [Рец. на:] Франк С. Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию//АиО. 1998. 2(16). С. 191–194. Ср. 1582, 1606. 1580. Глубоковский Н. Н. Православие по его существу//ЦиВр. 1991. 1. С. 3–18. Перепеч. изд.: Православие по его существу. СПб., 1913. Православие, конфессионализм, национальный вопрос, традиция. 1581. Грейг У. Б. Опыт христианского просвещения в США/Пер. с англ.: В. И. Швыряев//РЧ, 4-е. 1996. С. 119–131. Опыт построения о-ва на принципах свободы вероисповедания. 1582. Доброхотов А. Л. К публикации фрагментов книги С. Л. Франка «Духовные основы общества»//АиО. 1998. 1(15). С. 169–175. Ср. 1579, 1606. 1583. Зубов А. Б. Победа над «последним врагом»//БВ. 1993. [Т.] 1. 1. Вып. 1–2. С. 40–53. Тенденции развития европейской цивилизации с точки зрения православия и стремление к спасению. 1584. Иннокентий (Павлов), игум. Христово и кесарево: Церковь и интересы государства: [Докл. на науч. конф. «Религия и общество в России и Германии» (Москва, 28–29 нояб. 1997 г.]//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 201–208. 1585. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. «Обстоятельства нового времени»: Либерализм, традиционализм и моральные ценности объединяющейся Европы//ЦиВр. 1999. 2(9). С. 79–88.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ († 1581), митр. Московский и всея Руси (c 1572). До пострижения в монашество был женат, имел сына, постригшегося с именем Вассиан в московском Новоспасском мон-ре . Иноческий путь А. предположительно начался также в Новоспасском мон-ре, А. находился под духовным руководством настоятеля мон-ря архим. Галактиона (1558-1565, с 1565 еп. Сарский), затем сам был настоятелем мон-ря (1565-1568). С 1568 г. еп. Полоцкий. В мае 1572 г. А. избран митр. Московским и всея Руси, избранию предшествовал церковный Собор, на к-ром царю Иоанну IV Васильевичу Грозному было разрешено вступить в 4-й брак. При А. были разбиты войска крымского хана при Молодях (30 июля - 2 авг. 1572), царь отменил опричнину (авг. 1572), состоялся общий приговор Боярской думы и освященного Собора не давать земельных вкладов в богатые мон-ри (9 окт. 1572). В 1573 г., после кончины польск. кор. Сигизмунда II Августа , польск. сенат, куда входили католич. епископы Краковский и Виленский, направил А. послание, в к-ром просил митрополита ходатайствовать перед царем, чтобы тот не начинал войну, пока в Польше нет правителя (Опись архива. Ч. 1. С. 91). В 1577 г. А. послал грамоту в Соловецкий мон-рь , благословляя его иноков усердно молиться о даровании победы рус. воинству в ливонском походе; сохранились также грамоты А. мон-рям, освобождавшие от уплаты пошлин. В 1580 г. был принят соборный приговор, запрещавший Церкви приобретать и брать в качестве вкладов земельные владения. Пребывание А. на Первосвятительской кафедре было тревожным. Согласно описи 1626 г., в Посольском приказе хранилось «Сыскное дело про митрополита Антония да про Крутицкого владыку Тарасия, 83-го и 84-го году» (Опись архива. Ч. 2. С. 258); во время возобновившихся осенью 1575 г. казней в Москве головы казненных бросали на двор митрополита. Невзирая на трудности, церковная жизнь продолжала освящаться благодатными событиями. В предстоятельство А. была причислена к лику святых прп. Евфросиния Суздальская (пам. 25 сент.). После 1578 г. из Чернигова в Москву были перенесены мощи святых мучеников кн. Михаила и боярина Феодора Черниговских , в память этого события был установлен праздник 14 февр. Перенесению мощей предшествовало молитвенное «послание» царя и митрополита Черниговским чудотворцам с просьбой согласиться на перенос их святых останков в Москву. В Обиходнике Иосифова Волоколамского мон-ря , составленном игум. Евфимием (Турковым ; 1573-1587), имеется запись о том, что 20 дек. 1578 г. «повелением царя и благословением митрополита Антония... уложили праздновати и пети в обители Пресвятой Богородицы преподобному отцу нашему игумену Иосифу» (ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Отд. 4). В 1579 г. царевич Иоанн Иоаннович по благословению А. написал житие прп. Антония Сийского, канонизированного в том же году. В 1579 г. произошло явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/115920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кард. Б. Мацеёвский. XVII в. Неизвестный художник (Конвект францисканцев, Краков) Кард. Б. Мацеёвский. XVII в. Неизвестный художник (Конвект францисканцев, Краков) [Польск. Maciejowski] Бернард (ок. 1548, Люблин - 19.01.1608, Краков), кард., архиеп. Гнезно и примас Польши (с 1606), один из организаторов Брестской унии (1596). Происходил из знатного польск. рода; сын каштеляна Радомского и Люблинского Бернарда Мацеёвского и Эльжбеты Каменецкой. Дядя М., Самуил Мацеёвский, был епископом Холмским (1539-1541), Плоцким (1541-1546) и Краковским (1546-1550). М. рано лишился отца; одним из его воспитателей был иезуит Бенедикт Гербест . В 15 лет М. поступил в иезуитскую коллегию в Вене; вернулся в Польшу в 1566 г. В 1574 г. получил от польского кор. Генриха Валуа (кор. Франции Генрих III в 1574-1589) должность надворного хорунжего. Позже, во время «бескоролевья», последовавшего за бегством Генриха Валуа во Францию (лето 1574), М. находился в Риме при дворе польск. кард. Станислава Гозия . В 1579 г. он получил от польск. кор. Стефана Батория (1575-1586) Бориславское староство, возможно за военные заслуги в ходе русско-польск. столкновений в 1577-1582 гг. (см. Ливонская война ). В 1582 г. М. основал иезуитскую коллегию в Люблине. В 1582-1586 гг. М. находился в Италии, где сначала изучал каноническое право в ун-те в Перудже, а позже богословие в иезуитской коллегии в Риме (считается, что богословие он стал изучать по настоянию иезуита Петра Скарги ). Он был каноником кафедрального капитула в Кракове (1584), деканом варшавского капитула и кантором гнезненского капитула (вероятно, в 1585). В 1586 г. был рукоположен во пресвитера, после чего вернулся в Польшу; был деканом кафедрального капитула в Гнезно. 8 июня 1587 г. папа Римский Сикст V (1585-1590) назначил М. на Луцкую кафедру. По-видимому, условием этого назначения стала последующая поддержка М. избрания на польск. престол Сигизмунда Вазы (кор. Польши Сигизмунд III в 1587-1632); в пользу его кандидатуры М. выступал на элекционном сейме 19 авг. 1587 г. Однако епископское рукоположение М. состоялось только 24 янв. 1588 г.; в ц. Успения Пресв. Богородицы в Ловиче его совершил Гнезненский архиеп. Станислав Карнковский (1581-1603).

http://pravenc.ru/text/2562728.html

П.В. Долгоруков Грязновы Фамилия эта пишется трояким образом: Грязново, Грязнов и Грязной. Предок их, Илья Борисович, жил в пятнадцатом веке; у него были два сына: Василий Ильич, по прозвищу грязной, родоначальник Грязновых, и Данило Ильич, по прозвищу ошан, родоначальник Ошаниных. – Иван Юрьевич Грязново находился, с 1575 по 1578 год, осадным воеводою в Торопце, а в 1579 году воеводою в Невле; Григорий Грязново был дьяком разрядного приказа в 1538 году; сын его Василий Григорьевичбыл одним из первых опричников Иоанна Грозного; Василий Иванович был воеводою в полоцком походе 1551 года; Тимофей Васильевич ездил послом в Данию в 1600 году, а во время междударствия был окольничим († 1612); Осип Грязново участвовал в избрании Царя Михаила Феодоровича; (о потомстве его см. далее); Василий Тимофеевич был воеводою в Воронеже в 1647 году; восемь Грязновых владели населёнными имениями в 1699 году. отцовский КОЛЕНО I: Осип Грязново (см. выше) КОЛЕНО II: Илья Осипович, воевода в Витебске в 1655 году, рождение 1591 † в октября 1681; женат на Матрёне Максимовне NN † в марте 1674 КОЛЕНО III: Григорий Ильич † в феврале 1662 Михайло Ильич, стольник Царя Феодора III Елена Ильинишна † в апреле 1687, за Михаилом Александровичем Сухотиным КОЛЕНО IV: Пётр Григорьевич Осип Григорьевич Иван Михайлович; женат на княжне Прасковье Васильевине Мещерской КОЛЕНО V: Василий Петрович, преображенского полка капитан; женат на Евдокие Алексеевне Хвостовой Алексей Петрович, майор; женат на Анне Гавриловне Майковой Матрёна Петровна, за Михаилом Григорьевичем Исленьевым Анастасия Петровна Евдокия Ивановна, за Ростиславом Евграфовичем Татищевым КОЛЕНО V: Григорий Васильевич Николай Васильевич, майор Марфа Васильевна Наталия Васильевна Герб (Общий Российский Гербовник, часть IV, 40): щит разделён перпендикулярно на два поля. Правое поле голубое; в нём 3 золотые лилии, одна вверху и две внизу. Левое поле золотое; в нём, от левого верхнего угла к нижнему правому, протекает река. На гербе дворянские: шлем и корона, из коей выходит рука в латах с мечём, а с каждого бока короны орлиное крыло. Намет голубой, подложенный золотом. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Скачать epub pdf 99. Иван Иванович, царевич сын царя Ивана IV Васильевича Грозного от первого брака с Анастасией Романовной, дочерью окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина и жены его Ульяны, известной только по имени. Родился в Москве 28 марта 1554 г.; потеряв мать, переселен с братом из «верха» царских хором на «особный» двор в 1560 г.; встречал на подъездном стане в волоколамском Иосифове монастыре отца своего, победоносно возвращавшегося из Ливонии, в 1563 г.; жил с отцом и опричниками в Александровой слободе (ныне Александров, уездный город Владимирской губернии) в 1565 г.; сопровождал отца в походе с теми же опричниками от Москвы до Ршанского яма (близ Новгорода) в 1567 г.; был сватаем отцом к Виргинии, дочери Эрика XIV, короля шведского, немедленно свергнутого с престола, чем и покончилось сватовство в 1568 г.; находился при отце, казнившем Клин и Тверь, в 1569 г.; видел отцов «погром» Новгорода и вместе с отцом производил страшные казни на московской Красной площади в 1570 г.; получил в Александровой слободе невесту, избранную ему отцом, и женился на ней в Москве 4 ноября 1571 г.; не допущен отцом к избирательной кандидатуре на престол польский ни в 1572, ни в 1573 гг.; постриг первую жену свою и взял другую в 1575 г.; участвовал в приемной аудиенции, торжественно данной отцом его Иоанну Кобенцелю, послу императора Максимилиана II, 24 января 1576 г.; сопровождал отца в удачном для последнего Ливонском походе 1577 г.; сочинил службу преподобному Антонию Сийскому в 1578 г.; находился при отце в Новгороде и Пскове в 1579 г.; сочинил Похвальное слово Антонию Сийскому в 1580 г.; раздражив отца вызовом идти на Стефана-Батория, короля польского, осаждавшего Псков, получил из рук родительских удар в висок концом железного остня (костыля) и, смертельно раненый этим ударом, умер на четвертые сутки в Александровой слободе 19 ноября 1581 г. Тело его, принесенное из слободы в Москву, погребено в московском Архангельском соборе. Царевич Иван был женат три раза: 1) на Евдокии Богдановне Сабуровой (в иночестве Александра), умершей в суздальском Покровском монастыре не раньше 1614 г.; 2) на Пелагее Михайловне Соловово (в иночестве Параскева), умершей в московском Ивановском монастыре в 1620 г.; 3) на Елене Петровне Шереметевой (в иночестве Леонида), эпох брака и пострижения которой определить не из чего, а время смерти в московском Новодевичьем монастыре должно отнести к периоду 1584–1588 гг. Детей у царевича Ивана не было. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТИН Далматин [словен. Dalmatin] Юрий (ок. 1547, с. Кршко, совр. Словения - 31.08.1589, Любляна), словен. протестант. переводчик и издатель Библии. В 1565-1566 гг. учился в лат. школе в Бебенхаузене близ г. Тюбинген. С 1566 г. изучал философию и теологию в Тюбингенском ун-те. 10 авг. 1569 г. получил степень магистра. В июне 1572 г. указом Виттенбергской (лютеран.) консистории направлен на служение в Любляну. В 1574-1585 гг. проповедник в с. Бегуне (совр. Словения). Перевел на словен. язык все книги Библии: в 1575 г. издал Книгу премудрости Иисуса, сына Сирахова (Jezus Sirah), в 1580 г. - Притчи Соломона (Salomonove pripuvisti), кн. Бытие (Perve bukve Mozesove). В 1581 г. входил в состав комиссии по проверке словен. текстов Библии. Издал словен. перевод полной Библии (Biblija, tu je, vse Svetu pismu, Stariga inu Noviga testamenta. Wittemberg, 1584. Münch., 1968; Predgovor k Bibliji iz I. 1584/Izdal A. Chráska. Budjovicah, 1901). Этот перевод использовался более 200 лет. При издании ВЗ опирался на перевод М. Лютера , для сверки привлекал древнеевр. и греч. тексты, НЗ в основном заимствовал у П. Трубара ( Крашовец Й. Библия: Переводы на словен. яз.//ПЭ. Т. 5. С. 163-164). Издал 2 протестант. катехизиса: «Ta celi Katehismus» (1579, 1584), «Kratki Württemburški Katehismus» (1585). Опубликовал сборник протестант. молитв (Karšanske lepe molitve. 1584). Д.- автор неск. сборников протестант. песен и стихов «Pjesmarica» (Ljubljana, 1579; Wittenberg, 1584). Лит.: Ramov š F. Delo revizije za Dalmatinovo Biblio//asopis za slovenski jezik, knjizevnost in zgodovina. Ljubljana, 1917. S. 135-152; Dalmatin J.// Stanojevic S. Narodna enciklopedija srpsko-horvatsko-slovenacka. Zagreb, 1925. Knj. 1. C. 465; Kra š ovec J. Slovenian Translation of the Bible// Kra š ovec J. Interpretation of the Bible. Sheffield, 1998. P. 1040-1041, 1049; Hrovat J. , Smolik М. , Zadnikar A. Bibliography of the Slovenian Translations of Biblical Texts//ibid. P. 1081, 1083, 1099-1100; Poga nik J. Dalmatins Bibelübersetzung (1584) als Ausgangsbasis für eine Vertextungs und Erzählpraxis in der slowen. Literatur//ibid. P. 1653-1670. Рубрики: Ключевые слова: ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка ВО Ролан де (1903 - 1971), католич. историк, археолог, один из выдающихся исследователей древностей Св. Земли ЕВФИМИЙ († 1705), мон. московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря, писатель, переводчик, редактор, библиограф

http://pravenc.ru/text/168662.html

Последний, «далеко уступавший брату своими дарованиями», был дьяком в Стрелецком приказе (1573 г.), управлял Разбойной избой, а с 1577 г. по 1594 г. был думным Разрядным дьяком. С 1560 г. он принимал участие во встречах послов, в 1565 г. ездил в числе посольства в Польшу, а с 1571 г. упоминается в Посольском приказе, 4 февраля 1571 г. турецкий посол был «в Посольской палате у дьяков у Андрея да у Василья Щелкаловых». 13 июля 1573 г. царь велел цесарскому гонцу быть «в Посольской избе у дьяков Андрея да Василья Щелкаловых». 8 декабря 1577 г. царь велел быть крымским гонцам «в Посольской избе у дьяков у Андрея да у Василья Щелкаловых». 10 августа и 1 ноября 1578 г. предписывалось воеводам присылать отписки «в Посольский приказ к дьяку к Василью Щелкалову» и т. д. Рассматривая посольские записи о Василье Щелкалове, видим, что 1) один он (без брата Андрея) упоминается при приемах царем послов вне Москвы в 1571, 1574 и 1577 гг. (в последний раз с Шерефединовым); 2) к нему в Посольский приказ являются ногайские послы и должны присылаться отписки по ногайским делам в 1578, 1579, 1581 гг.; хотя в то же время, в те же самые годы ногайские послы являются в Посольский приказ и к одному Андрею Щелкалову и к последнему присылаются бумаги и по делам ногайским; 3) затем, вместе с Андреем, Василий Щелкалов допрашивает послов: турецкого в 1571 г., цесарских говцов в 1573, 1575, 1576 гг., крымских гонцов в 1577 г., дает ответный список польским послам в 1578 г., входит в состав думских комиссий для переговоров с крымскими послами в 1578 г. и польскими в 1594 г., а вместе с дьяком Курб. Григорьевым с ногайскими послами в 1581 г. Имеющиеся посольские записи не говорят, почему Василий Щелкалов в бытность свою думным, Разрядным дьяком (1577–1594 гг.) в то же время принимает участие и в посольских делах. С уходом из Посольского приказа Андрея Щелкалова, Василий оставляет Разрядный приказ и переходит в Посольский, на место брата. 30 июня 1594 г. он впервые, кажется, как первый Посольский дьяк, берет грамоты у крымских гонцов (затем дале июля 16 и др.). С 1595 г. он печатник, остается им и Посольским дьяком до мая 1601 г., когда его постигла опала, и он должен быть покинуть Посольский приказ 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

– (раздел « Культура »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Илья Кузьменков , владелец консалтинговой группы «Кузьменков и партнеры»//Фома. - – апрель 2014. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Дмитрий Володихин . «Трудно быть богом». Отравленный мир. Правда и ложь в фильме Алексея Германа . Фотографии Сергея Аксенова. Кадры из фильма предоставлены компанией Utopia Pictures и студией Север//Фома. – апрель 2014. – С.70-72. – (раздел « Культура »). Реклама : С.73. Вопросы мастерам о церковном искусстве:   Зачем в храме нужен притвор . Отвечает Андрей Анисимов , заслуженный архитектор России, действительный член (академик) Академии архитектурного наследия, главный архитектор «Товарищества реставраторов». Фото священника Константина Пархоменко//Фома. - – апрель 2014. – С.74. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Почему на иконах нет теней . Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград»//Фома. - – апрель 2014. – С.74. - (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Реклама : С.75. Эль Греко: аскет эпохи Возрождения. О художнике рассказывает историк и богослов Тимофей Китнис . Записала Алла Митрофанова . Ил.: Репродукции живописных полотен Эль Греко: Кабальеро, положивший руку на грудь. Около 1580 г.; Апостолы Пётр и Павел. 1592 и др.//Фома. - – апрель 2014. – С.76-81. – (раздел « Культура »). На врезках к статье – заметки об отдельных работах, представленных в иллюстрациях. Прокомментированы полотна: « Благовещение » (около 1567-1568). – С.78; « Христос исцеляет слепого » (1570-1575). – С.79; « Несение креста ». – С.80; « Поклонение имени Христа » (около 1577-1579); «Снятие одежд с Христа» (1577-1579). В 2014 году исполнилось 400 лет со дня кончины великого художника. Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Валентин Берестов (1928-1998) . Тайная опора . Подборка стихотворений 1943-1998 гг. («Любили тебя без особых причин…»; «Я тебе, Чуковскому Корнею…»; Бабушка Катя; «Не бойся сказок.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-132-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010