Фёдор Михайлович 2) был, в 1492 году, первым воеводою московских войск против Татар, которые догнал и разбил на речке Вошане; Александр Константинович 23) был воеводою в Новосиле (15701571); Артемий больший Иванович 25) был воеводою в Новосиле (15781579), осадным воеводою в Стародубе (1581), наместником в Рыльске (1582), и воеводою в Рижске (1585); Фёдор Борисович 44) был воеводою: в Новосиле (15951596), во Мценске (1597), в Орле (1598), в Ельце (15991600), в Рвжске (1601) и в Пронске (1602); брат его Степан Борисович был воеводою в Ливнах (1595) и в Шацке (1600); Иван Александрович 48), в день внезапного нападения Поляков на Русских, в Москве, на страстной неделе 1611 года, собрал поспешно народ за Москвою рекою и храбро защищался от врагов; в последствии он был воеводою: в Вязьме (1617), в Калуге (1618), в Нижнем (1619), и наконец вторым судьёю в патриаршем приказе (16251626); Юрий Андреевич 50) был воеводою в Путивле (1578). Семён Васильевич 58) был воеводою в Шацке (1604) и вторым судьёю в московско-судном приказе (1625) ; брат его Яков Васильевич был воеводою в Кетске (16211623); вторым судьею в разбойном приказе (16341641), и воеводою в Тюмени, где и умер. Семён Михайлович 60) был первым судьёю в холопьем приказе (1620); братья его был воеводами: Михаил Михайлович в Рязани (1594); Василий Михайлович во Мценске (1588) и в Пронске (1590); Иван Михайлович в Коломне (1578). Анна Ивановна Колтовская была супругою Царя Uoahha IV ; свадьба последовал 29 апреля 1572 года; через несколько лет Царица постриглась под именем Дарии. Дмитрий Фёдорович 73) участвовал в избрании Царя Михаила Феодоровича; потом находился воеводою в Дорогобуже (1614), в Курске (1631), в Ливнах (16381641) и в Рязани (16421643). Иван Степанович был воеводою: в Брянске (1621), в Вязьме (1631) и в Туле (1642); Иван Яковлевич 95), был воеводою в Казани (1653); вторым судьёю во владимирско-судном приказе (1662) и воеводою в Верхотурье (16641667). Восемнадцать Колтовских владели населёнными имениями в 1699 году. Илья Васильевич († 1796) служил генерал-поручиком при Екатерине Великой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Николая в Липенский монастырь 30 . В XIV в. 1386 года упоминается о церковном роспищике Иване, сгоревшем во время пожара, и о том, что Немцы 31 наняли новгородских иконников и «повелеша им написати образ Спасов на ропашном углу». В том же XIV веке занимался иконописью святитель новгородский Василий, хиротонисанный в 1329 году из священников новг. козмодемьянской церкви. В летописях сказано, что он в 1341 году иконы исписа и кивот (иконостас) доспе; а по преданию, сам он писал храмовую икону Благовещение на Городище и также икону Бориса и Глеба, которая была храмовой иконой Борисоглебского кремлёвского храма, а теперь находится в Покровской кремлёвской приписной церкви. В XV веке упоминается только об иконах, писанных на золоте, коими святитель Евфимий украсил церковь Спаса 32 , но о самих иконописцах по летописям не известно. В XVI веке известны: – архиепископ Макарий, управлявший новгородской епархией в продолжение 16 лет и в 1528 году возобновлявший чудотворную икону Знамения Божией Матери 33 , Андрей Лаврентьев и Иван Дермоярцев, дописавшие, при архиепископе Серапионе, изображение Деисуса в Софийском соборе (1509) 34 . За ними следовали: преп. Анания, иконописец Антониева монастыря, «писавший дивные иконы многих св. чудотворцев» и скончавшийся в 1521 году 35 , Григорий Стефанов, резавший в 1532 году крест в Спасо-преображенскую церковь на Ильине улице 36 , иконник диакон Никифор Грабленой, писавший в 1568 году икону Живоначальной Троицы с деянием для Клопского монастыря 37 , Евтропий Стефанов, мастер Антониева монастыря, устроивший в 1573 году раку для преп. Антония Римлянина с иконным его изображением 38 , и вместе с ним делавшие 1572 года царское и святительское места в Софийском соборе, Иван Белозерец и Исаак Яковлев 39 , также иконник Максим Григорьев, дьячок новг. Власиевской церкви, упоминаемый в росписи ружных церквей за 1585 год, иконники Гавриил и Богдан Калита, из коих первый в 1594 году писал для Софийского дома за рубль 25 пядниц св. Никиту, а другой в том же году писал за 25 алтын большой образ Иоанна Златоустог о о 9-ти пядей на краске для поставления в корсунской паперти Софийского собора 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Преображене (серб. муж. мон-рь в честь Преображения Господня. Был основан в XIV-XV вв. в труднодоступном месте на левом берегу Зап. Моравы, у подножия Каблара, недалеко от мон-ря Николе. Впервые упоминается в 1525 г. Из тур. документов известно, что в 1528-1530 гг. обитель ежегодно платила 50 акче налогов, а в кон. XVI в.- 150 акче. В 1579 г., при игум. Макарии, здесь был переписан Октоих, а в 1636 г. Кириак написал «Слова евангельские». Неоднократно подвергался нападениям турок и более 100 лет пустовал перед приходом в 1811 г. иером. Никифора (Максимовича-Вукосавлевича; впосл. епископ Жичский). В 1816 г. храм был расписан. В 1820 г. Караджич застал в обители одного насельника и нашел в ризнице неск. ценных рукописей; о рукописных Минеях (1551, 1567 и 1585 гг.) упоминал в 1826 г. И. Вуйич. При проведении железной дороги, в 1911 г., обитель взорвали. Древний храм был однонефным, без купола, с полукруглой алтарной апсидой и прямоугольными хорами с сев. и юж. сторон наоса. В 1938-1940 гг. по благословению еп. Жичского Николая мон-рь был восстановлен на противоположном берегу реки, на невысоком холме склона Овчара, напротив прежнего места, и освящен 14 окт. 1940 г. Фрески и иконы для нового храма выполнил рус. иконописец И. Мельников (1940). С 1961 г. в обители действовала монашеская школа, к-рую впосл. перенесли в мон-рь Острог . В 1973 г. был возведен звонник, в 1975/76 г. жилой корпус заменен новым, в 1975-1977 гг. построена большая трапезная, в 1993-1996 гг.- летний храм. Савине Савине (серб. часовня в честь перенесения мощей свт. Саввы Сербского, подворье мон-ря Преображене. Находится под вершиной Каблара у целебного источника. Устроена прямо в скале по благословению еп. Жичского Николая в 1938 г., освящена лишь в 1961 г. Света-Троица Света-Троица (серб. Света Tpojuцa), муж. мон-рь во имя Св. Троицы. Расположен на юго-зап. склоне Овчара, на высоте 500 м над уровнем моря, соединен пешими тропами с Овчар-Баней. Впервые упоминается в 1572 г. как мон-рь Туше, во 2-й раз - в 1594/95 г. Надпись на зап. воротах позволяет отнести возведение обители к 1615/16 г., но, судя по архитектурному стилю, она принадлежит к кон. XVI в. Неоднократно разрушался, горел (ок. 1690) и восстанавливался. В 1728 г. здесь действовала монашеская школа. В 1820 г. в мон-ре жили 2 священника. В 1850 г. еп. Никифор (Максимович-Вукосавлевич) возвел колокольню (разобрана в 1902). С 1887 по 1937 г. обитель пустовала, монашескую жизнь в ней возобновил еп. Жичский Николай. В сент. 1941 г. мон-рь пострадал при немецких бомбардировках, а в 1943 г. немцы подвергли монахов пыткам. После войны до 1995 г. обитель пустовала. В 1965 г. храм пострадал при землетрясении, был отремонтирован в 1976-1978 гг.

http://pravenc.ru/text/2578165.html

Согласно Описи Новгорода 1617 г., монастырская библиотека состояла из 5 Евангелий в серебряных и медных окладах и 39 книг (как печатных, так и рукописных) (Опись Новгорода 1617 г.//Памятники отеч. истории/Подгот. публ.: М. Е. Бычкова. М., 1984. Вып. 3. Ч. 2. С. 60-61). В связи с тем что прп. Михаил Малеин являлся небесным покровителем царя Михаила Феодоровича (1613-1645), после воцарения последнего в М. м. ежегодно 12 июля молебен с водоосвящением и литургию служил Новгородский митрополит (см.: Голубцов. Чиновник. 1899. С. 127-129). С этого времени в обители усилилось почитание прп. Михаила Малеина; впосл. был учрежден и крестный ход в память о святом ( Передольский В. С. Новгородские древности: Записки для местных изысканий. Новг., 1898. С. 130). В источниках отмечаются постриги в М. м. представительниц знатных родов. Так, 27 июня 1572 г. постриг в обители приняла жена (вдова?) боярина В. В. Розладина-Квашнина (НовгорЛет. С. 115; ПСРЛ. Т. 30. С. 162); в 1621/22 г., согласно окладным росписям, в мон-ре пребывала старица Варсонофия (Колычева), представительница рода, из к-рого происходил св. митр. Московский Филипп II (Колычев) (Опись Новгорода 1617 г. 1984. Ч. 2. С. 265-266). При этом численность насельниц в XVII в. уменьшилась. Так, в 1621 г. руга выплачивалась игумении и 48 старицам, в следующем году - 49 старицам (ср. 90 инокинь в 1594 г.). К кон. XVII в., однако, в М. м. проживали 90 инокинь (Там же. С. 274), обитель стала одной из самых больших в Новгороде. В 1764 г. мон-рь был упразднен, последняя игум. София (Логачёва) переведена в новгородский Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь . К этому времени «дачи и пожни» обители «находились в Грузинском погосте, а крестьян не было» (ИРИ. Ч. 5. С. 90). В 1775 г. на территорию бывшего монастыря по распоряжению митр. Новгородского Гавриила был временно переведен пострадавший в пожаре 3-классный Николаевский Сокольницкий мон-рь (с сохранением названия). 5 марта 1786 г. он был объединен со второклассным Евфимьиным мон-рем в единый новгородский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов женский монастырь (учрежденный вместо одноименного мужского). С этого времени на месте М. м. существовали только церковные приходы при бывших монастырских церквах.

http://pravenc.ru/text/2563820.html

Синод. 321 (428), диатаксис протесиса, (Муретов С. К материалам) Paris 1362, архиератикон Гемиста, (Habert) Paris 2509, диатаксис, (Goar) (Афон) Кодекс Андреевского скита, архиерейский диатаксис, (Дмитриевский А. А. I. Рук. B) Петербург 560, ВАС, (Орлов) XVXVI века +Michigan 17=бывший Burdett-Coutts III, 29 +Sabas 382 Sabas 305 Петербург 423 диатаксис, ( Красносельцев Н. Ф. Материалы) Севастьянов 473=Румянцев 17 (473), ВАС, (Орлов) XVI век +Modena 19 (a. R. 7. 20; III. A. 5), ЗЛАТ, латинская версия ЗЛАТ Яна Ласкариса Петербург 561, 1532 г., ВАС, (Орлов) Петербург 562, ВАС, (ibid.) Петербург 563, ВАС, (ibid.) +Sabas 48, 1537 г. (Athos) Lavra E 74, 1541 г., архиератикон Гемиста, (Дмитриевский. II. CII под шифром D 80 (Athos) Panteleimon 421, 1545 г., диатаксис Филофея, ( Красносельцев Н. Ф. Материалы) (Athos) Esphigmenou 162, 1545 г., диатаксис протесиса (Филофея), ЗЛАТ, ВАС, (Сырку П. К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке. Т. I. Вып. I. Время и жизнь патриарха Евфимия Тырновского. СПб., 1898) +Sinai 1919, 1564 г. Евхологий Павлова, 1566 г., (Муретов С. К материалам) +Sinai 2017, 1570 г. +Sinai 2045, 1572 г. +Sabas 53, 15771578 г. +Grottaferrata Γβ XIX (400), 1591 г. +Sinai 2111, 1594 г. +Barberini 300, песнопения Vatican 1213, ( Красносельцев Н. Ф. Сведения) +Grottaferrata Γβ IX (590) +Grottaferrata Γβ XVII (305) (Athos) Panteleimon 435, диатаксис Филофея, ( Красносельцев Н. Ф. Материалы) (Athos) Koutloumousiou 341, (Дмитриевский. II) Patmos 716, свиток, диатаксис и диаконикон, (ibid.) +Sinai 2037 Istanbul, Metochion Panagiou Taphou 425, (ibid.) Byz. Museum 13, 14, 134, (Trempelas) Ethnike bibl. 702, 703, 749, 752, 755, 757, 759, 766, 772, 775, 781, 784, 798, 878, 1910, (ibid.) XVIXVII века Ethnike bibl. 751, 756, 1909 (ibid.). XVII век (Athos) Esphigmenou 120, 1602 г., (Дмитриевский. II) Синод. 264 (454), 1602 г., ВАС, (Орлов) Петербург 236, 1633 г., ВАС, (ibid.) + (Athos) Iviron 878 (826), 1642 г. +Sinai 1049, ок. 1650 г. +Sinai 1046, 1654 г. +Sinai 1047, 1685 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Меморабилия». Записки раскаявшегося толстовца. Стр. 1556–1562. Раскаявшийся толстовец. Из миссионерской полемики. Беседа со лжехристом беседников. Стр. 1563–1569. Иерей Алексий Урбанский. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. Слова и речи преосвященного Стефана, епископа Сумского. Харьков, 1904 год. Стр. 1570– 1572 . П. Козицкий. Сергей Артоболевский. Игнатий, архиепископ Воронежский и его пастырско-миссионерская деятельность. Историко-биографическое исследование. Уфа, 1904 год. Стр. 1572–1574. Свящ. А. Виноградов. Хроника. Миссионерство, секты и раскол. Из жизни расколосектантства. Стр. 1575–1586. Свящ. М. Лисицын. Корреспонденция “Миссионерского Обозрения”, известия и заметки. Именной высочайший указ Правительствующему Сенату. Стр. 1587–1589. “Николай”. Правительственное сообщение. Стр. 1589–1590. Новое прошение старообрядцев. Стр. 1590–1592. Всепреданнейшие слуги, Старообрядцы. Дело Кащеевых в бакинском окружном суде. Стр. 1593–1594. Присоединение к православию раскольничьего начетчика К. Уланова. Стр. 1594–1596. Сближение раскольников с православными. Стр. 1596–1597. Высокопреосвященный Сергий, архиепископ Владимирский. (Некролог). Стр. 1597. Пожертвования. Стр. 1598. Из литературы и жизни. (Впечатления миссионера). О браках, дозволенных разведенным супругам. Стр. 1599–1609. Д. Боголюбов. Отклики. Письма с Дальнего Востока. (От собственного корреспондента). Стр. 1610–1613. М. Аркадьев. Со скрижалей сердца. К читателям и сотрудникам. Стр. 1614–1618. В. Скворцов. Опечатки. Стр. 1618. 18. О жизни среди сектантов. (Заключит. беседа против хлыстов). Стр. 161–172. Свящ. А. Советов. Содержание (1904. 7) Апрель Явление воскресшего Христа во уверение Своего воскресения. (По поводу статьи проф. Тареева – о Христовом Воскресении). Прот. В. Ларский. Стр. 769–791. Конфликты в духовной жизни современной интеллигенции. (Публичная лекция). Д-р мед. Н. Пясковский. Стр. 792–817. Основные черты миссионерской методики. Д. Боголюбов. Стр. 818–821.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

пиастров ( P curariu. 1997. Vol. 3. P. 117). 22 янв. 1862 г. в Бухаресте было создано единое правительство и созвано Представительное собрание (Парламент), что заложило основы для создания единого национального гос-ва, получившего офиц. название Румыния. 18 июня 1863 г. была произведена инвентаризация ценностей и документов преклоненных мон-рей. Не использовавшиеся во время богослужения ценные предметы утвари следовало сдать на хранение в мон-рь Голия в Яссах под военную охрану. В авг. того же года представитель Румынии в К-поле подал Порте проект решения вопроса о секуляризации земель преклоненных мон-рей. Согласно проекту, св. места должны были получить компенсацию в размере 80 млн тур. пиастров, из них изымался накопившийся долг (ок. 29 млн). Кроме этого, Румынское гос-во предоставляло 10 млн тур. пиастров на основание светской школы и госпиталя в К-поле. Однако представители св. мест отвергли это предложение. 13 дек. 1863 г. была самопровозглашена автокефалия Румынской Православной Церкви, М. м. вышла из юрисдикции К-польской Патриархии и с тем же названием вошла в юрисдикцию новообразованной национальной Церкви (см. в ст. Молдовы и Буковины митрополия ). Митрополиты М. м. Иосиф (ок. 1387-1388 - ок. 1415), не принятые в княжестве - Феодосий (после 1388 - до 1392/93) и Иеремия (1392/93 - ок. 1410), Макарий, Григорий, Дамиан (1437-1447), Иоанникий (1447-1453), Феоктист I (1453-1478), Георгий I (1478-1508), Феоктист II (1508-1528), Каллистрат (1528-1530), Феофан I (1530-1546), Григорий I (Рошка) (1546-1551), Георгий II Бистрицкий (1551-1552), Григорий II Нямецкий (1552-1563), Феофан II (1563-1572, 1578-1579, 1582-1588), Анастасий (1572-1577), местоблюститель митрополичьего престола, епископ Романский Никанор (1579-1582, митрополит в 1591-1594), Георгий III (Мовилэ) (1588-1591, 1595 - май 1600, сент. 1600-1605), Митрофан (1594-1595), Мардарий (1595), Дионисий (Ралли-Палеолог) (май-сент. 1600), Феодосий (Барбовский) (1605-1608), Анастасий (Кримка) (1608-1617, 1619-1629), Феофан III (1617-1619), Афанасий (1629-1632), свт. Варлаам (1632-1653), Гедеон (1653-1659, 1664-1671), Савва (1659-1664), свт. Досифей (Барилэ) (1671-1674, 1675-1686), Феодосий из Брази (1674-1675), Каллистрат (Вартик) - местоблюститель (1686-1689), Савва Романский (1689-1701/02), Мисаил (1701/02-1708), Гедеон (1708-1722), Георгий IV (1722-1729), Антоний (1730-1739), Никифор (1739/40-1750), свт. Иаков I Путнянский (1750-1760), Гавриил (Каллимаки) (1760-1786), Лев (Леон) (Геукэ) (1786-1788), Иаков II (Стамати) (1792-1803), Вениамин (Костаки) (1803-1808, 1812-1821, 1823-1842), Мелетий (Лефтер) (1844-1848), Софроний (Миклеску) (1851-1860). Архитектура и искусство М. м.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Одновременно с героями и мучениками Гермоген утверждал вечную память казанским просветителям. Кроткий архиепископ Герман Полев находился в Москве, когда многоученый митрополит Афанасий, не в силах соблюдать запрет Ивана Грозного на «печалование» об опальных, оставил престол (в 1566 г.). Поставленный на Московскую митрополию, Герман немедленно выступил с поучением царю, резко осудив опричнину, был лишен сана, а позже, через два дня после сведения с митрополии знаменитого печальника о Святорусской земле Филиппа Колычева — найден мертвым у себя на дворе (6 ноября 1568 г.). Власти утверждали, что Герман умер от моровой язвы, но народ ясно видел в его гибели руку опричников. Тело соратника и продолжателя дела архиепископа Казанского Гурия лежало в простой могиле в Москве у церкви св. Николы Мокрого, когда в 1592 г. «у благочестивого государя царя Феодора Иоанновича всея России испросили мощи его ученицы его». Просьба Гермогена, адресованная царю и патриарху, оказала решающее воздействие. Вскоре митрополит встретил мощи Германа близ Свияжска, видел и осязал их и совершил погребение своего учителя в Свияжском Успенском монастыре. Перенос мощей Германа, гражданский подвиг коего был отражен в знаменитой «Истории» князя Андрея Курбского и Житии убиенного митрополита Филиппа, был ярким политическим актом. Житие Германа было уже составлено (до 1572 г.) , но Гермоген счел долгом рассказать об архиепископе еще и в Житии Гурия и Варсонофия . Желание Гермогена сбылось — святой Герман Полев чтится Русской православной церковью (память 6 июля по новому стилю). Подобно Филиппу, митрополит Гермоген был энергичным строителем, украсившим Казанскую епархию множеством церквей и монастырей. Завершение строительства Казанского Девичьего монастыря и освящение в нем нового храма Богородицы архиерей отметил созданием пространной редакции «Сказания о явлении и чудесах иконы Казанской Богоматери» (1594). Помимо литературных достоинств, сочинение привлекает глубоко личным трепетным отношением к святыне. Живо и восторженно описал Гермоген совершившиеся от иконы до 1594 г. чудеса, лично им свидетельствованные .

http://sedmitza.ru/lib/text/439403/

(19) Савва. Во 2-м издании Истории Рос. Иерархии о нем сказано несправедливо, что он хиротонисан 1572 года; в сане епископа тверского упоминается раньше, ибо 1571 г. в сане архиерея тверского ручался соборне пред царем в верности князя Ивана Михайловича Мстиславского (Госуд. грам. I. 562) 29 апреля 1572 года присутствовал на соборе, разрешившем четвертый брак царю Иоанну Васильевичу (Карамз. Истор. Рос. Госуд. IX, прим. 383. Церков. Рос. Истор. митроп. Платона, П. 72). Во 2-м изд. Истор. Рос. Иерар. сказано, что он хиротонисан из игуменов Псковского Печерского монастыря, а в 1-м издании той Истории Uep. V, 550 присовокуплено, что в тот Печерский перемещен из Святогорского монастыря. (20) Захария. До архиерейского сана был архимандритом, но в котором монастыре – неизвестно. Вологодский архиепископ, писавший в лето 7101 слова преп. Феодора Студита , – эта рукопись ныне в библиотеке новогородского Юрьева монастыря, – в подписи о себе прибавил «и аз пострижение приях от отца архимандрита Захарии, потом бысть в Твери епископом». (Описание Юрьева мон. в Чтениях Импер. Общ. Истор. и древн. Росс. 1858 г. кн. II, стр. 58). И хиротония сего Захарии, как и Саввы, в обоих изданиях Истории Росс. Иерархии показана несправедливо: в 1-м – что хиротонисан во епископа 1589 года, а во 2-м – 1580 года. Тверским епископом упоминается еще 1578 года, именно того года 20 декабря был на соборе, установившем празднество преподобному Иосифу Волоколамскому. Чтения в общ. Истор. и рев. Росс. 1847 г. 7, статья о книгах Волоколамских. 1580 года, января 15, присутствовал на соборе о запрещении духовенству приобретать вотчины; 1584 июля 20 на соборе по тому же предмету, 1589 года, января 13 на соборе о избрании патриарха всея России; в мае того года на соборе, умножившем в России число митрополитств и архиепископств, – переименован в архиепископа (Госуд. грам. I, 583, 592. II, 94:99) 1598 года был при избрании царя Бориса Годунова (Археогр. Акт. 11:42). А потому Арсений, означенный во 2-м издании между Захарией и Феоктистом, едва ли в ту пору был; 1594 год с грамоты Желтикова монастыря, где Феоктист упоминается тверским архиереем, заметно снят с копии, а не с подлинника. Ниже увидим, что Арсений II, в обоих изданиях названный сомнительным, действительно правил тверскою епархией, только не после Захарии, а после Феоктиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

В XVI в. трапезный храм был перестроен в церковь-звонницу. С 3 сторон (кроме западной) наверху была устроена широкая открытая арка, где висели колокола. Над завершающими церковь кокошниками возвышались 2 главы: большая - в центре и малая - над приделом. Под церковью и трапезой располагались хозяйственные помещения. Церковь неоднократно переделывалась в XVIII-XIX вв. Сохранились антиминс, подписанный 25 сент. 7069 (1560) г. (КБМЗ; опубл.: Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 266), 2 антиминса 1594 г.- от главного и от придельного престолов, а также антиминс 1596 г. из придела (КБМЗ; опубл.: Там же. С. 266-267). В главной церкви иконостас имел только 2 яруса: местный и деисусный, а в приделе прп. Дионисия отсутствовал и деисусный ярус. По описи 1601 г., в «малом» мон-ре было 7 келий и 2 больницы. Впосл. он был обнесен каменной оградой с башнями. Работы могли быть проведены и в ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, т. к. сохранился антиминс от 4 июля 1557 г. на ее освящение ( Шаромазов М. Н. Антиминс 1409 г. из собр. Кирилло-Белозерского музея-заповедника и начальный период истории Ферапонтова мон-ря//Ферапонтовский сб. М., 2002. С. 26-27). Помимо придельных церквей и теплой церкви в «малом» монастыре в самой обители во 2-й пол. XVI в. были возведены 2 надвратных храма с приделами. Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата (1569-1572) над св. воротами была сооружена на вклад царевичей Иоанна и Феодора, сыновей Иоанна Грозного; сохранились антиминсы 1572 г. от главного и от придельного престолов (КБМЗ; опубл.: Подъяпольский. 1969. С. 210-211; Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 256-257). Сравнительно невысокий кубический объем храма разделен на фасадах лопатками на 3 прясла, завершенные полуциркульными закомарами. Четырехскатная кровля XVIII в. скрыла 2 яруса полукруглых кокошников, служивших некогда переходом к стройному световому барабану главы. Закомары, отделенные от стен карнизом с раскреповками, сплошь заполнены кирпичным узором из поребрика, нишек и бегунца.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010