Земельные конфискации, несбалансированная политика кор. Елизаветы на юге И. (напр., покровительство Томасу Батлеру, маркизу Ормонд, в ущерб представителям местных династий) и усилившиеся религ. преследования, к-рые сопровождались разграблением католич. мон-рей, уничтожением изображений святых, стали причинами крупных антиангл. выступлений в Мунстере в 1569–1573 и в 1579–1583 гг. Уже к 1570 г. противостояние приняло форму партизанской войны (в основном безуспешной) с англ. войсками. В февр. 1573 г. возглавлявший оппозицию Дж. Ф. Фицджеральд был вынужден сдаться и осужден на изгнание. В 1579 г. он вернулся в И. с военными отрядами, предоставленными папой Римским Григорием  XIII и испан. королем Филиппом  II Габсбургом, к-рые рассматривали И. как плацдарм для борьбы с протестант. Англией. Хотя сам Фицджеральд вскоре погиб, к восстанию присоединились многие аристократы, наиболее могущественным из к-рых был граф Десмонд. Успешные действия англ. войск в 1579–1580 гг. подорвали силы мятежников в Мунстере, однако летом 1580 г. восстание охватило и соседний Лейнстер. В авг. 1580 г. лейнстерские повстанцы во главе с Фиахом Мак-Хью О’Бирном разгромили англ. армию при Гленмалуре. В сент. того же года в И. высадились ок. 600 солдат, посланных папой Римским. Успех восставших оказался недолгим: в Ард-на-Кахне папский отряд был осажден и разбит, а тактика выжженной земли, с успехом применяемая англ. войсками, расколола силы восставших. К 1581 г. большая часть повстанцев сложила оружие в обмен на гарантии безопасности, в 1583 г. погиб граф Десмонд, после чего все лидеры восстания были уничтожены или сдались в плен. Подавление восстания в Мунстере потребовало значительных расходов королевской казны, компенсировать к-рые должны были средства, полученные от продажи конфискованных земель. В июне 1586 г. кор. Елизавета утвердила Статьи о плантации Десмонда: согласно этому документу, 10% пахотных земель Мунстера передавались во владение англ. поселенцам (без различия конфессиональной принадлежности). Однако эти мероприятия не принесли ожидаемого финансового результата: доход от заселенных территорий был небольшим, рассеянные вдали от обл. Пейл поселенцы оказались не в состоянии противостоять возможным восстаниям (что показали события 9-летней войны), а поселенцы-католики переходили на сторону восставших.

http://sedmitza.ru/text/2558539.html

Губас Иван Чудинов [см. Чудин], новгородский своеземец, 1572 г. Губастый, Губастого, Губастовы : Василий Иванович Губастый Всеволоде, конец XV в.; от него – Губастовы; кн. Александр Юрьевич Губастый-Ростовский, 1500 г. [см. Износок] Губачевский Яков Матвеевич, помещик, 1586 г., Новгород Губка : кн. Василий Семенович Щетинин [см. Щетина], середина XVI в.; кн. Иван Дмитриевич Шуйский, около 1566 г. бежал в Литву от опричного террора Губцовы : Никита, середина XV в., Кострома; Петеля [см. Петеля], судебный пристав вел. кн., 1523 г., Звенигород Гугвин Яков, посадский человек, 1646 г., Казань Гудков Степан, посадский человек, 1626 г., Вязьма Гузей кн. Федор Иванович Стригин-Оболенский [см. Стрига], умер в 1513 г. Гузица Белая см. Белая Гузица Гузнищев Лука Михайлович, боярин, вторая половина XV в., Новгород; Гузнищев Василий, крестьянин, 1620 г., Белев Гулаков Кобяк [см. Кобяк] Андреевич, 1587 г., Тула Гулей, Гулейко , крестьянин, 1630 г., Устюг Гулень Степан, крестьянин, 1490 г., Новгород Гулида Никита Степанович Поводов [см. Повод] Кологривов-Пушкин [см. Кологрив, Пушка], вторая половина XVI в.; Гулидовы, новгородские своеземцы, в XV–XVII вв. Гулиман кн. Иван Осипович Щербатого [см. Щербатый], 1579–1600 гг. Гулин Иван, крестьянин, 1579 г., Шуя Гульбин Захар, крестьянин, 1564 г., Обонежье Гуляга , крестьянин, 1501 г., Ростов Гуляй Золотарев [см. Золотарев], дворцовый дьяк, 1612 г.; Тимофей Гуляев, посадский человек, 1626 г., Вязьма Гуляков Богдан, посадский человек, 1638 г., Вязьма Гундобин Яков, бурмистр, конец XVII в., Муром Гундор, Гундоровы : Гундор Васильевич Тетерин [см. Тетеря], 1530 г., Ростов; Федор Федорович Гундор Мичурин [см. Мичура], 1531 г., Галич; Гундор Михайлович Братцев [см. Братцевы], 1545 г., Новгород; князья Иван и Андрей Федоровичи Пестрого-Стародубские [см. Пестрый], оба Гундоры; от них – князья Гундоровы; кн. Иван Федорович Гундор Палецкий Гунин Девятко [ср. Девятого] Семенов, царский конюх, 1573 г. Гунцов Матюк [см. Матюков], помещик, конец XV в., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Warsz., 1987. Т. 1: 1709-1719; Idem: Rejestry podymnego: Wojewydsmwo Wilecskie 1690 r. Warsz., 1989; Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 5 (1427-1506). Vilnius, 1993, 20122; Kn. Nr. 8 (1499-1514). 1995; 1528-1547. 6-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1995; Kn. Nr. 564 (1558-1563). 1996; Kn. Nr. 10 (1440-1523). 1997; Kn. Nr. 11 (1518-1523). 1997; 1522-1530. 4-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1997; Kn. Nr. 1 (1380-1584). 1998; Kn. Nr. 25 (1387-1546). 1998; Kn. Nr. 3 (1440-1498). 1998; Kn. Nr. 12 (1522-1529). 1998; 1533-1535. 8-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1999; Kn. Nr. 530 (1566-1572). 1999; Kn. Nr. 51 (1566-1574). 2000; Kn. Nr. 12 (1522-1529). 2001; 1542. 11-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2001; Kn. Nr. 15 (1528-1538). 2002; Kn. Nr. 531 (1567-1569). 2001; Kn. Nr. 532 (1569-1571). 2001; Kn. Nr. 9 (1511-1518). 2003; 1540-1541. 10-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2003; Kn. Nr. 4 (1479-1491). 2004; Kn. Nr. 52 (1569-1570). 2004; Kn. Nr. 556 (1791-1792). 2005; Kn. Nr. 523: (1528 m). 2006; Kn. Nr. 567 (1567-1571). 2006; Kn. Nr. 594 (1585-1600). 2006; Kn. Nr. 6: (1494-1506). 2007; 1540-1543. 12-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2007; Kn. Nr. 14 (1524-1529). 2008; Kn. Nr. 71 (1585-1586). 2008; Kn. Nr. 19 (1535-1537). 2009; Kn. Nr. 20 (1536-1539). 2009; 1546-1548. 19-oji Teism byl knyga. 2009; Kn. Nr. 593 (1585-1604). Diplomatini reikal knyga. 2009; Kn. Nr. 22 (1547). 2010; Kn. Nr. 276 (1584, 1586, 1597). Teism byl knyga 62. 2010; Kn. Nr. 7 (1506-1539). 2011; Kn. Nr. 37 (1552-1561). 2011; 1562-1566. 47-oji Teism byl knyga. 2011; Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв. Варшава; М., 1999. Т. 5: Руська (Волинська) Метрика: Кн. за 1652-1673 рр./Подгот.: П. [М.] Кулаковский; 2002. Т. 6: Радзивилловские акты из собр. РНБ. 1-я пол. XVI в./Сост.: М. М. Кром; Метрыка Bялikara княства Кн. 28 (1522-1552). Мн., 2000; Кн. 44 (1559-1566). 2001; Кн. 272 (1576-1579). Khira судовых 58. 2015; Кн. 28 (1522-1552).

http://pravenc.ru/text/2563088.html

Уже к 1570 г. противостояние приняло форму партизанской войны (в основном безуспешной) с английскими войсками. В февр. 1573 г. возглавлявшему оппозицию Дж. Ф. Фицджеральду пришлось сдаться; он был осужден на изгнание. В 1579 г. он вернулся в И. с военными отрядами, предоставленными папой Римским Григорием XIII и испан. королем Филиппом II Габсбургом, к-рые рассматривали И. как плацдарм для борьбы с протестант. Англией. Хотя сам Фицджеральд вскоре погиб, к восстанию присоединились многие аристократы, наиболее могущественным из к-рых был граф Десмонд. Успешные действия англ. войск в 1579-1580 гг. подорвали силы мятежников в Мунстере, однако летом 1580 г. восстание охватило и соседний Лейнстер. В авг. 1580 г. лейнстерские повстанцы во главе с Фиахом Мак-Хью О " Бирном разгромили англ. армию при Гленмалуре. В сент. того же года в И. высадились ок. 600 солдат, посланных папой Римским. Успех восставших оказался недолгим: в Ард-на-Кахне папский отряд был осажден и разбит, а тактика выжженной земли, с успехом применяемая англ. войсками, расколола силы восставших. К 1581 г. большая часть повстанцев сложила оружие в обмен на гарантии безопасности, в 1583 г. погиб граф Десмонд, после чего все лидеры восстания были уничтожены или сдались в плен. Подавление восстания в Мунстере потребовало значительных расходов королевской казны, компенсировать к-рые должны были средства, полученные от продажи конфискованных земель. В июне 1586 г. кор. Елизавета утвердила «Статьи о плантации Мунстера»: согласно этому документу, 10% пахотных земель Мунстера передавались во владение англ. поселенцам (без различия конфессиональной принадлежности). Однако эти мероприятия не принесли ожидаемого финансового результата: доход от заселенных территорий был небольшим, рассеянные вдали от обл. Пейл поселенцы оказались не в состоянии противостоять возможным восстаниям (что показали события Девятилетней войны), а поселенцы-католики переходили на сторону восставших. Епископский дворец в Рафо. 1636 г. Епископский дворец в Рафо.

http://pravenc.ru/text/674067.html

В Сенате, случалось, синодские дела задерживались, – иногда по соображениям принципиального свойства 1573 , иногда без ясных причин или в силу практической необходимости 1574 . По одному синодскому ведению Сенат разослал указы только чрез семь с половиною месяцев 1575 , по другому только чрез полтора года, притом после того, как Синод дважды повторил свое первоначальное ведение 1576 . Вообще, синодские ведения, большею частью требовавшие рассылки Сенатом указов о содействии гражданских властей духовным, в Сенате принимались неохотно 1577 , иногда оставались без исполнения и без ответа 1578 . Один раз, не получая удовлетворения и объяснений, Синод посылал в Сенат даже своего члена, советника-архимандрита Петра, но и из этого не вышло толку 1579 . А рядом с этим и из Сената «ведение в Синод посылано было три раза, но не принято, а зачем, не ответствовано», жаловался Сенат. И Синод на эту жалобу ответил, что «ответствовать Синод Сенату, яко не подчиненный, не должен» 1580 . Каковы были отношения Синода и Сената между собою непосредственно, таковы были отношения и их ведомств. Синод напрасно требовал от камер-коллегии высылки ведомостей, она их не высылала 1581 . Штатс-контор-коллегия вовсе не отвечает на указы Синода 1582 . Ревизион-коллегия и штатс-контора отказываются слушаться указа Синода о признании равенства монастырского приказа с коллегиями и требуют для себя указов об этом от Сената 1583 . В юстиц-коллегию Синод шлет три подтвердительных указа о передаче одного дела в Синод, бесполезно, дважды сносится по этому поводу с Сенатом, и тоже безуспешно 1584 . Синод безуспешно посылает главному магистрату три указа по делу своего канцеляриста 1585 . Главный магистрат отписывается на синодальный указ, но указа не исполняет 1586 . Не слушается синодальных указов и владимирский воевода 1587 . Даже в полицмейстерскую канцелярию приходилось посылать три указа об одном и том же, и посылаемые указы оставались без исполнения 1588 , даже без ответа 1589 . Но и, с другой стороны, строитель архиерейского дома отказывается дать в магистрат, по его требованию, не имея на то послушного указа от Синода, сведения о проживающих на подворье мастеровых 1590 . Крестьяне духовного ведомства без послушного синодского указа отказывались подчиняться указу об охранении заповедных лесов 1591 . Церковный приказ отказывает, не имея послушного указа от Синода, в выдаче светской канцелярии требуемых ею справок 1592 . Сам Синод 10 декабря 1722 года постановил писать Сенату, «дабы впредь синодальной команды подчиненных без послушных указов из Синода ни к каким делам брать и отягощения им чинить никто не дерзал» 1593 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Казалось бы, есть чем хвалиться и чему ликовать, даже если бы предположение и было верно! И однако и хвалились, и ликовали! Даже такой серьезный философ, кик Гартман, заявлял, что «у нас, сынов нового времени, нет выбора отклонять ли или принимать (дарвиново) учение о происхождении видов: мы должны его принять, потому что мы уже не в состоянии держаться за чудо творения в его грубой форме 1573 . А более легкомысленные восклицали: «некуда укрыться от факта, что дарвинизм вполне, взорвал на воздух христианскую веру... и не оставил даже тени надежды на будущую жизнь» 1574 . —347— Под влиянием такого настроения в среде «свободомыслящих», раздался и в перепуганных церковных кругах тревожный клик: «дарвинизм есть, отрицание христианства», пожалуй, «каждого положения христианской веры!» 1575 . Даже таким осторожным и несклонным к неверию умам, как Ромэнс, казалось, что «христианство, в смысле рациональной системы, не выдержит удара, нанесенного ему дарвинизмом, одновременно с развитием отрицательно-критической школы богословия» 1576 . Другой, также очень осмотрительный мыслитель, высоко ценимый Дарвином 1577 , американец Фиске назвал новую теорию эволюции величайшею из революций в истории человеческого миропонимания, полным переворотом в концепции вселенной, превращенной отныне из сотворенной в растущую и саморазвивающуюся». Этим, будто бы, вырвана была последняя пядь земли из под ног богословов, отстаивавших идею создания мира сверхестественным процессом, руками Творца» 1578 . Вместе с тем была, утверждали дальше, «во мгновение ока опрокинута и вся старинная телеология» 1579 , а с нею, как казалось материалистам, «и самое употребительное, сильнейшее, популярнейшее и якобы неопровержимое доказательство бытия Бога» 1580 . «Дарвин, этот Коперник и Ньютон органической природы», восклицает Геккель 1581 «единым махом убил наповал антропоцентризм мира и антропоморфизм Бога, очеловечение вселен- —348— ной и вочеловечение Бога» 1582 и «дал нам ключ к вопросу всех вопросов, к великой загадке положения человека в природе и его происхождения» 1583 . «Магическое слово «развитие» разрушило мистическую проблему творения» 1584 . «Из всех вопросов нашего века (добавляет Сэвэдж) не было, по насущной, практической, неотложной важности, ни одного, способного приблизиться к вопросу, возбужденному Спенсером, Дарвином и Геккелем. Если эволюция – истина, что же остается от религии?» 1585 . И представители неверия дружным хором отовсюду отвечали: «ничего!». В настоящее время, как известно, положение дел резко изменилось 1586 : в 70-х годах прошлого века дарвинизм победоносно облетел все культурные страны; о каких-либо ограничениях его не хотели слышать 1587 : в 80-х го-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б). Мы должны постоянно следить за их «опытами» пользования Св. Преданием, историей, хронологией и т.д. и немедленно печатать в «Вестнике» указания положительного характера и указания на то, что сектанты, выражаясь очень мягко, лгут на православие, произвольно обращаются с тем, что может быть предметом научной критики и что, следовательно, может быть научно проверено, и ложь сектантства может быть разоблачена. в). Мы должны с положительной стороны использовать историю, особенно археологию, предание, писание первых христианских писателей. И оттуда извлечь положительную защиту православия. г). Мы должны всесторонне обследовать методы сектантской пропаганды, указать работникам на местах, к каким приемам они прибегают, особенно в темных уголках, и там совершенно бесцеремонно пользуясь Писанием, сеют свое темное дело. Тут можно указать такую кучу темных, чисто жульнических приемов, даже шулерских, к которым прибегают беззастенчивые «сеятели евангельской правды», как они себя именуют. Эти указания сослужат большую службу, особенно в деревне, беззащитной совершенно от нападок сектантства. д). Опыт поездки по Сибири красноречиво подтверждает громадную пользу поездки на места и здесь прочтение самых популярных, доступных пониманию каждого лекций, бесед по разбору сектантского учения. Вооруженный хотя одним-двумя меткими ответами на сектантские хитрости и положительными вопросами по адресу их, а также ознакомленный с тактикой, приемами сектантов, каждый верующий явится на месте горячим миссионером-борцом против сектантства. Лекции потребуют не более 45 дней для каждого места. е). Небесполезно устраивать в крупных центрах сектантства и диспуты против них, с условием твердо держаться темы данного дня, так как сектанты обычно не умеют или не хотят спорить по-настоящему, с соблюдением всех правил диспутов. ж). Самым радикальным средством борьбы, как уже неоднократно доказывалось, должно быть признано проведение во всей широте и глубине основ обновленческого движения. 1566 Эта программа реализовывалась на страницах «Вестника» достаточно последовательно. Публикации посвящены защите учения о предании, 1567 о церковных таинствах, 1568 о церковных обрядах, 1569 о причащении, 1570 о священстве, 1571 о почитании святых. 1572 В качестве тем для бесед с сектантами журнал предлагал анализ сектантских гимнов. 1573 Кроме того, на страницах «Вестника» было напечатано значительное количество ответов на антиправославные публикации сектантских изданий. 1574 Большой интерес представляют публикации сектоведческого характера. Здесь и обзоры сектантской периодики, 1575 и монографические справки о духоборах, 1576 пятидесятниках, 1577 трезвенниках, 1578 адвентистах, 1579 баптистах, 1580 хлыстах, 1581 молоканах, 1582 о положении сектантства в провинции, 1583 статьи, посвященные определению того, что такое «секта», 1584 опыты классификации сект, 1585 и обзоры эсхатологических течений современного сектантства. 1586

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Ваганков Иван, чернец, 1440 г., Углич Вагап – вахлак, простец; ваганить – шутить, шуметь; ваганиться – баловаться (Даль); у владимирских офеней ваганить – плотничать Ср. в Москве Ваганьково кладбище и Ваганьковский переулок Вагин Четвертый, 1610 г., Белоозеро Ваглины Иван и Кирилл, посадские люди, 1660 г., Соль Вычегодская Вадбальские князья, XV в. и позже; фамильное прозвище по уделу Белозерского княжества (позже – волости Белозерского уезда) Вадбала, иногда Ватбала [см. Грешник, Драница, Чеснок] Вайгунов Сава, крестьянин, 1630 г., Чаронда Вакаров Василий, крестьянин, 1490 г., Новгород Вакора, Вакорины : Яков Васильевич Вакорин, 1514 г., Переяславль; Вакора, крестьянин, 1545 г., Новгород; Третьяк [см. Третьяк] Вакорин, троицкий слуга, 1560 г. Вакора – кокора, коряга, суковатый комель Вакутин Артемий, крестьянин, 1633 г., Витера Валех Иванов, крестьянин, 1564 г., Новгород Валов Никита, княжеский дворский, середина XV в., Чухлома Валового, Валовые : Иван и Федор Никитичи, конец XV в., и Иван Нечаев [см. Нечай], 1582 г., помещики, Новгород Валуй, Валуевы : Тимофей Васильевич Валуй, воевода вел. кн. Дмитрия Донского, убит в 1380 г. на Куликовом поле; от него – Валуевы [см. Хотен]; ему принадлежало существующее ныне Валуево-Покровское на р. Ликове под Москвой; Валуй Григорьевич Киндяков [см. Киндяков], 1586 г. Валуй, волуй – 1) несъедобный гриб из рода сыроежек, 2) лентяй, бездельник Валуйко , крестьянин, 1490 г., Новгород Валутин Василий, подьячий, 1669 г., Москва Валухов Родион (Родя), крестьянин, 1627 г., Белев Валух – кастрированный баран Валчас , Валчасовы : крестьяне, 1579 г., Шуя; Валчасов Лева, крестьянин, 1568 г. [Ср. Варгас] Вальков Филат Зиновьевич, 1558 г., Стародуб [см. Обнорий] Вальцовы , помещики, вторая половина XVI в. и позже, Коломна; Никифор Степанович, подьячий, 1627 г., Москва Ванда Василий, крестьянин, 1540 г., Новгород Ванда – вайда, верша, морда (рыболовная снасть) (Даль) Вандыш, Вандышевы : Иван Вандыш, крестьянин, 1537 г., Кострома; Иван Андреевич Вандышев-Бурков [см. Бурко], 1568 г., Ярославль

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Par. 450; Cod. Clarom. 82. Otto III. I, XXXII-XXXIII) QR озаглавлены πεσις – πκρισις (Otto Ibid. XXXIV p.). Но едва ли это заглавие приближает QR к указываемому Ля-Кроцэ и Гарнаком заглавию Πρς Εφρνιον... ибо πεσις находится в рукописном сборнике позднейшем (XVI b.), и не в тексте, а на полях, красными буквами, затем – самая рукопись содержит в себе не все QR, а 28: Quaest et Resp. 79–101 (num. ed. Otto). 1532  Мы имели эти сочинения в издании Otto. Corpus apologetarum Christianorum saeculi secundi – Justini philosophi et martyris opera. Т. III. 1, (op. Just. Subditia) Ed. 3. Jenae, MDCCCLXXX, p. II (MDCCCLXXXI). 1536  Harnack. S. 46, 52. Единство авторов рассматриваемых четырёх (вместе с QR) псевдо-иустиновских сочинений так твёрдо стоит в настоящее время, что никто не сомневается в этом (ср. Bardenhewer GCHL. III, 310 S). 1565  Qu. Gent. I: τ κατασκευζειν ποραν κα λειν οκ στι ασθσεως τοτο. Qu. II. IX; ε δ τοτο δνατον, τ μηδτερον ε ναι τ διαιρομενον σμα. QR65: ξλι θε τι ο τος ο θεομαχε. QR79: ν τ νυκτ παρεδβη, ν τατ κρθη. Q80: Μ φοβεσθαι τοτο δηλο и т. д. 1568  Гарнак видит в этом философе известного Фемистия, современника Диодора и пребывавшего иногда в Антиохии (Cit. op. S. 239). 1574  Harnack Ad. Diodor von Tarsus. Vier pseudojustinische Schriften, als Eigentum Diodors. Т. u. Untersuch. XXI. 4, S. 242–248. 1576  Otto. III, 1. Prolegom. VIII p. Ср. Harnack. Überlieferung. d. Griech. Apologeten, 2-e Jahrhund. Т. und Untersuch. I. 2, S. 165 Anm. 152. 1578  Jablonski. Im Thesaur. epist. Laeroz. 193 p. Frietzsche. De Theodori Mops, vita et Scriptis. 121 p. (PG LXVI, col. 5 и далее). 1579  Историческая судьба соч. Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни С. Посад. 1895, 272–286 стр. 1580  Die doppelte Fassung d. pseudo-justinischen κθεσις πστεως τοι περ τριθo ς. – Zeitschr. f. Kirch. Gesch. (1884). VI, 1–46 ff. 1582  Harnack до 1901 года был согласен с Фритче и Яблонским – Harnack. Cit. op. Texte und Untersuch. XXI. 4, S. 242. (T. und Untersuch. I. 2, S. 164). 1586  См. Loofs. Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte. Halle a S. 1906. S. 258 и др. Seeberg. Lehrbuch der Dogmengeschichte II B. Leipzig. 1910. 111–124. См. также Stiegele P. Der Agennisiebegriff in der Griechischen Theol. d. vierten Jahrhunderts. Freiburg Im Breisgau 1913. Читать далее Источник: Диодор Тарсский : Опыт церк.-ист. исслед. его жизни и деятельности/Свящ. Николай Фетисов. - Киев : тип. И.И. Чоколова, 1915. - VI, 460 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

веры целью ордена является защита Римско-католической Церкви. Среди задач ордена рассматривались миссионерская деятельность и воспитание юношества в католич. традиции. Преемником Лойолы стал Диего Лайнес (избран на генеральной конгрегации ордена в 1558), вместе с Сальмероном в 1545-1548 и 1551-1552 гг. он был представителем Римского папы на Тридентском Соборе , где И. активно участвовали в работе над декретами об оправдании и о таинствах. Третьим генералом ордена в 1565 г. стал католич. св. Франциск Борджа (см. ст. Борджа ). К 60-м гг. XVI в. в ордене было 2 тыс. членов, в 1615 г.- более 13 тыс. В период борьбы с Реформацией пропагандистская, воспитательная и миссионерская деятельность И. находилась под покровительством католич. государей. В странах, где распространился протестантизм, И. основывали свои резиденции, а если это оказывалось невозможно (напр., в Англии), то открывали соответствующие орденские дома и коллегии в Риме. Важную роль в ордене, одной из основных целей к-рого являлось обучение, играла образовательная система, включавшая средние и высшие учебные заведения. В 1539 г. Лайнес предложил для образования и воспитания молодых людей организовать орденские коллегии; первоначально они были открыты в виде общежитий И. при ун-тах Парижа (1540), Падуи, Коимбры (1542) и Валенсии (1544), куда новые члены ордена направлялись для учебы. Первым собственным учебным заведением И. в 1546 г. стала коллегия в Гандии (Испания), чей статус в след. году папа Павел III возвысил до ун-та. В 1548 г. по приглашению испан. вице-короля Неаполя И. открыли в Мессине коллегию (впосл. также ун-т), учебный план к-рой послужил основой для преподавания в др. коллегиях. В 1551 г. с одобрения папы Юлия III была учреждена коллегия в Риме (впосл. преобразованная в Григорианский университет ). Папа передал под управление И. основанную в 1552 г. Германскую коллегию, где готовили священников для служения в странах с распространявшимся протестантизмом. К кон. 50-х гг. XVI в. ордену принадлежало 45 коллегий, к 1579 г.- 144, а к 1626 г. число иезуитских коллегий достигло 444, к этому времени в ведение И. было передано 56 ДС. С 1571 г. И. преподавали в крупнейших европ. городах. Создавая свою собственную систему образовательных учреждений, И. также стремились проникнуть в уже существовавшие известные ун-ты и по возможности подчинить их своему влиянию. Центрами иезуитского влияния стали ун-ты в Кёльне и Ингольштадте, коллегии в Вене, в Чехии, в Венгрии, во Фландрии. Принципы, правила организации и методы, положенные в основу иезуитской системы образования (Ratio atque institutio studiorum societatis Jesu), были разработаны под наблюдением генерала ордена Клаудио Аквавивы (1581-1615). В учебной программе, составленной в 1586 г., основное внимание уделялось богословию и гуманитарным дисциплинам; преподавание также включало математику и физику. В переработанном виде программа была принята в 1599 г. и с небольшими изменениями действует до наст. времени (см. Ratio studiorum ).

http://pravenc.ru/text/293585.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010