Сулейман (1520–1566) запретил христианам строить вновь каменные храмы и приказал с церкви Всеблаженной, которая после церкви Двенадцати Апостолов сделалась кафедральною, снять золотой блестящий крест. Его преемник Селим II (1566–1574) едва, только после значительного выкупа, не построил на месте храма Всеблаженной мусульманскую мечеть. Мурад III (1574–1595), сначала благосклонно относившийся к христианам и позволивши патриарху Иеремии II (1572–1579, 1580–1584, 1586–1594) сделать богатый патриарший трон и поставить над куполом золотое изображение Иисуса Христа, потом, по убеждению муфтия, издал приказание 30 христианских храмов обратить в мечети, так как, по словам Мурада, «размножились исповедники ислама и нуждаются в мечетях». В числе храмов константинопольских подверглась страшному разорению патриаршая церковь , из которой патриарший экзарх успел вынести лишь нынешние её драгоценности, а именно: мозаические иконы Божией Матери и Пред- течи, патриарший трон, по преданию принадлежащей Иоанну Зла- тоусту и мощи св. Евфросинии, Соломонии матери Маккавеев и царицы Феофании. Поэтому нет ничего преувеличенного в том, что, по сказанию некоторых (Герлах в письме Мартину Крузию), к началу XVII столетия в Константинополе оставалось 44 храма из прежних 86 1 , а к концу этого столетия их было всего на всего 26 церквей и притом самых бедных. Это систематическое превращенье христианского города в мусульманский было на столько печально по своим последствиями, что невольно поражало путешественников, которым приходилось бывать в этом когда-то славном городе. «К общему всех христиан сожалению, пишет нам известный путешественник по востоку В. Григорович-Барский в 1744 году, в несказанный упадок сей преславный град пришёл. Красота царских палат, великолепье, превосходившее вероятно, сокровища святых Божьих церквей, мрамором, живописью, мусею, златом и сребром приукрашенные христианские храмы и монастыри, княжеские и знатнейших граждан великие дома, на высочайшую степень взошедшие науки и художества, почти в совершенное уничтоженье пришедшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Дионисий I (вторично) 1490–1492. Максим III 1493–1499. Нифонт II (втор.) 1499–1500. Иоаким I 1500–1504. Пахомий I 1504–1505. Иоаким I (втор.) 1505–1506. Пахомий I (втор.) 1506–1511. Феолепт I 1511–1520. Иеремия I 1520–1523. Иоанникий I, незаконно избранный и скоро низложенный. Иеремия I (втор.) 1523–1548. Дионисий II 1543–1551. Иоасаф II 1551–1565. Митрофан III 1565–1572. Иеремия II 1522–1579. Митрофан III (вторично) 1579–1580. Иеремия II (втор.) 1580–1584. Пахомий II 1584–1585. Феолепт II 1585–1586. Иеремия II (третично) 1589–1594. Матфей II 17–19 дней. Гавриил I 5–6 мес. † 1595. Феофан 6–7 месяцев. Мелетий Александрийский около года. Матфей II (втор. 1596–1600. Неофит II 1600–1601. Матфей II (третично) 15 дней. Рафаил II 5½ лет, изгнан в 1608 г. Неофит II (втор.) 1608–1613. Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613–1614. Тимофей II 1614–1621. Кирилл I Лукарис 1621–1623. Григорий IV 73 дня. Анфим II 60–70 дней. Кирилл I (втор.) 1624–1632. Кирилл II Контарь 6–7 дней. Кирилл I (трет.) 1632–1633. Афанасий III Пателярий 30–40 дней. Кирилл I (в 4-й раз) 1633–1634. Афанасий III (втор.) 1634–1635. Кирилл II (вторично) 1635–1636. Неофит III 1636–1637. Кирилл I (в 5-й раз) 1637–1638. Кирилл II (в 3-й раз) 1638–1639. Парфений I 1639–1644. Парфений II 1644–1646. Иоанникий II 1646–1647. Парфений (втор.) 1647–1650. Иоанникий II (втор.) 1650–1651. Кирилл III 20 дней. Афанасий III (в 3-й раз) 15 дней († 1654 г. в России, мощи в Лубнах). Паисий 1 год и 9 дней. Иоанникий II (в 3-й раз) 1653–1655. Кирилл III (втор.) 15 дней. Паисий (втор.) 11 месяцев. Парфений III 1656–1657. Гавриил II 12 дней. Парфений IV 1657–1660. Дионисий III 1660–1665. Парфений IV (втор.) 1665–1668. Климент 1668–1669. Мефодий III 1669–1671. Парфений IV (в 3-й раз) 1671–1672. Дионисий IV 1672–1678. Герасим II 1673–1675. Парфений IV (в 4-й раз) 1675–1676. Дионисий IV (втор.) 1676–1679. Афанасий V 12–14 дней. Иаков 1679–1682 . Дионисий IV (в 3-й раз) 1682–1684. Парфений IV (в 5-й раз) 1684–1685. Иаков (вторично) 1685–1686.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

То човек могао само уз било неопходно руководство душа на дугам путу ка Истини могла слободним скренути с пута у промислом он могао поуздано из савршенства у из у и из непотпуног у из у 1568 . он могао испунити себе сваком само уз благодатно – Божанства 1569 . о човеку до грехопада Бог показао на неколико начина. Он човека ради створио настанио га у 1570 , где га сва природа, свим и силама благонаклоно помагала у и растом у човека савршана у меру раста Христове, у човека христолика, ради чега и био саздан по лику 1571 . Бог човека ради засадио усред дрво живота 1572 , од би рода човек, по благодати, остао и телом безболестан и бесмртан. Бог се нашим их непосредних беседио с учио их истини давао им на мудрост на мудрост, благодат на благодат 1573 . Ради човековог у добру и духовног као и ради телесног Бог дао човеку заповест да не са дрвета добра и зла 1574 . ове заповести човек имао да се утврди у послушности као и закону, и тиме занавек практички да призна за закон, идеал и мерило и целокупне животне делатности. 44. о човеку после пада 1 . По великом свом Бог престао да о човеку ни после пада. Шта више, и у казни за грех: смрти, огледа се о палом човеку, се пресеца човеково бесконачно и зла и непрекидно у мучним, тешким и проклетим условима живота, створио грехопад. Законодавац греха, вели свети Кирил и у казни Пошто Он, заповест, са преступавшем заповести смрт, и пошто преступник потпао под ову казну, то Он и удешава тако да сама казна служи на смрт разорава ову животну природу нашу, и на начин, с стране зла, а с друге – човека од болести, га напора и труда, пресеца и бриге, и чини телесним. Ето каквим разблажио саму казну“ 1575 . Сама казна на смрт прелази у вели свети Богослов , смрт (το διακοπνοα την μαρταν), да зло не би постало бесмртно (να μ θνατον ητ κακν). 1576 о палим огледа се у томе што им Бог све што потребно за живота, 1577 што се брине о свима и свакоме, 1578 што 1579 срца, 1580 душе, 1581 трудбеницима, 1582 границе животу и раду свакога човека, 1583 брижно прати живот свакога човека од утробе материне до гроба, 1584 стара се о сваком човеку са више него 1585 располаже свима у животу 1586 чини добра свима без разлике, 1587 нарочито помаже праведнике, 1588 их штитом милости 1589 дакле, да нема ни човека о коме Бог не А ако се Бог и не стара о свима на исти начин, и то велики знак промисла, Он промисао према користи свакога“ 1590 . о палим огледа се нарочито у томе што Господ свакоме човеку га крили и чува, га од зла не слободу се моли Богу за и верно га као сапутник прати кроз живот 1591 . По светих Отаца, „служе Богу у делима божанског промисла“ 1592 . припомажу у добру, вери и побожности, и их на путу 1593 . Xpahumeлie cnacehiя благочестивыхъ Ангели“ 1594 . „Велико душа, свака од од самога има 1595 . Нарочито и то важи о су им у подвигу неопходни као наставници, молитвеници и заступници пред Богом 1596 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

156 Успенский Троицкий Дубенский монастырь близ села Стромыни Московской губернии Богородского уезда. Основан Прп. Сергием Радонежским по просьбе князя Димитрия Донского, обещавшего устроить монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Куликовская битва состоялась за несколько дней перед этим праздником), если он одержит победу над татарами. После Смуты пришел в запустение, поэтому в 1616 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре (ср.: комм. 80). 157 Пятницкая башня находится в юго-восточном углу монастыря, против нее, вне стен монастыря, располагалась Свитошная слобода. В Пятницкой башне существовал каменный «мешок», куда сажали преступников. 158 Иоаким IV, Патриарх Антиохийский, первый из четырех Восточных Патриархов, посетивший Россию, прибыл в Москву в июне 1586 г. По указанию Царя Феодора Иоанновича Борис Годунов вел с Иоакимом переговоры о возможности учреждения Московской Патриархии. 8 июля этого же года Патриарх Иоаким посетил Троице-Сергиев монастырь. 159 Иеремия II, Патриарх Константинопольский, занимал Константинопольский престол в 1572–1579, 1580–1584, 1586–1595 гг. В 1588 г. посетил Россию с целью сбора средств для обнищавшей Греческой Церкви. Был принят Царем Феодором Иоанновичем и беседовал с Борисом Годуновым, который сумел убедить Иеремию согласиться на создание Московской Патриархии. 26 января 1589 г. Патриарх Иеремия возвел Митрополита Московского Иова в достоинство Патриарха, а в 1590 г. созвал в Константинополе Собор православных Патриархов, который утвердил создание Московской Патриархии. Летом 1591 г. Иеремия направил в Москву терновского митрополита Дионисия с известием о признании русского Патриарха Константинопольским Собором. 160 Свт. Иов, первый русский Патриарх, в миру Иоанн, родился в Тверской губернии, принял монашество в 1556 г. в Старицком Успенском монастыре, где достиг сана Архимандрита; был Архимандритом Симонова монастыря, в 1575–1580 гг. возглавлял Новоспасский монастырь, с 1581 г. – епископ Коломенский. С 1586 г. – Митрополит Московский; в 1589 г. был возведен в достоинство Патриарха. В 1605 г. по распоряжению Лжедмитрия свт. Иов на телеге, в простой монашеской рясе, был отправлен в ссылку в Старицкий Успенский монастырь, Настоятель которого, Архимандрит Дионисий, встретил его с почестями и постарался сделать его ссылку по возможности безболезненной. В период правления Василия Шуйского Патриарх Иов отказался вернуться в Москву, продолжая жить в Старицком монастыре, и приезжал в столицу только один раз, по требованию Шуйского, – 20 февраля 1607 г., когда состоялась его встреча с Царем и новым Патриархом Гермогеном. Преставился свт. Иов в Старице 19 июня 1607 г. Его прах был перевезен в Успенский собор Московского Кремля в 1652 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Источники фиксируют существование православного румынского населения и в Трансильвании в вв. Однако в период венгерского правления православные епископы в эту область не допускались, священников сюда рукополагали в Сербии, Молдавии или Валахии. Были здесь и ставропигиальные монастыри, напрямую подчинённые Константинополю. Становление румынского монашества шло в тесной связи с монастырями святой горы Афон. Преподобный Никодим Тисманский (грек по отцу, серб по матери) перенес начала афонского монашества в основанную им в Румынии обитель. Β XVIII в. Молдавия и Валахия стали частью общеправославного «филокалического возрождения». Знаменитый старец Паисий Величковский возродил начала старчества не только в этом регионе, но и на территории России. Этот выдающийся обновитель монастырской жизни в Румынии вместе со своими сподвижниками перевел с греческого на славянский язык многие святоотеческие творения, способствовал их изданию и широкому распространению. В многочисленных румынских монастырях развивались искусство, науки, хранилась византийская музыкальная традиция, работали школы, библиотеки и типографии. В 1588 г. возвращавшийся из России Вселенский патриарх Иеремия II (1572–1579, 1580–1584, 1586–1595) при содействии патриархов Иерусалимского Софрония IV (1579–1608) и Антиохийского Иоакима VI (1593–1604) смог дать действенный отпор развернувшим свою деятельность в Дунайских княжествах миссионерам-иезуитам. Несколько лет спустя, в 1613 r., в борьбу с латинянами, проповедовавшими на территории Валахии, включился Вселенский патриарх Кирилл Лукарис. На Ясском соборе 1641–1642 гг. было одобрено исповедание веры киевского митрополита Петра Могилы . В последующие годы особых успехов на ниве поддержки православия в Дунайских княжествах сыграли патриархи Иерусалимские Досифей II (1669–1707), открывший ясскую церковную типографию, и Хрисанф Нотарас (1707–1731), основатель множества учебных заведений разного уровня. Османы начали вторгаться в Валахию с 1390-х годов. Окончательное подчинение румынских земель Османской империи произошло в конце XV в. Несмотря на ожесточенное сопротивление валашских господарей (например, Стефана III Великого), в 1489 г. Молдавия, а в 1496 г. и Валахия стали вассалами турецких султанов. Формально княжества сохранили юридическую автономию в составе Османской империи, но султаны получили право на утверждение в должности валашских господарей. Это незамедлительно привело к тому, что должность господарей стала объектом купли-продажи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Новеллы, простагмы и хризовулы. – После Льва Мудрого текущее светское законодательство в Византийской империи выражалось в различных новеллах, простагмах (повелениях) и хризовулах (грамотах с золотыми печатями), издававшихся Византийскими императорами или в качестве общих конституций (новеллы) 1561 , или в качестве конституций, вызванных отдельными случаями и содержащих в себе по большей части различные царские пожалования и предоставление привилегий (хризовулы) 1562 . Из 42-х лиц, царствовавших после Льва Мудрого , нам известны конституции (сохранившиеся или упоминаемые) 1563 следующих 37-ми императоров: 1) Романа Ликапена (920–945) 1564 , 2) Константина Порфирородного (945–959) 1565 , 3) Романа Младшего (959–963) 1566 , 4) Никифора Фоки (963–969) 1567 , 5) Иоанна Цимисхия (969–975) 1568 , 6) Василия Болгаробойцы (975–1025) 1569 , 7) Константина (1025–1028) 1570 , 8) Романа Аргира и Зои (1028–1034) 1571 , 9) Михаила Пафлагонянина (1034–1042) 1572 , 10) Константина Мономаха (1042–1054) 1573 , 11) Михаила Стратиотика (1056–1057) 1574 , 12) Исаака Комнена (1057–1059) 1575 , 13) Константина Дуки (1059–1067) 1576 , 14) Евдокии (1067–1068) 1577 , 15) Романа Диогена (1068–1071) 1578 , 16) Михаила Дуки (1071–1078) 1579 , 17) Никифора Вотаниата (1078–1081) 1580 , 18) Алексея Комнена (1081–1118) 1581 , 19) Иоанна Комнена (1118–1143) 1582 , 20) Мануила Комнена (1143–1180) 1583 , 21) Алексея Комнена II (1180–1183) 1584 , 22) Андроника Комнена (1183–1185) 1585 , 23) Исаака Ангела (1185–1195) 1586 , 24) Алексея Ангела (1195–1203) 1587 , 25) Алексея Дуки (1204–1206) 1588 , 26) Феодора Ласкириса (1206–1222) 1589 , 27) Иоанна Дуки Ватацы (1222–1255) 1590 , 28) Феодора Ласкариса II (1255–1258) 1591 , 29) Иоанна Дуки Ласкариса (1258–1261) 1592 , 30) Михаила Палеолога (1261–1282) 1593 , 31) Андроника Палеолога Старшего (1282–1327) 1594 , 32) Андроника Палеолога Младшего (1327–1341) 1595 , 33) Иоанна Палеолога под опекой (1341–1347) 1596 , его же без опеки (1355–1391) 1597 , 34) Иоанна Кантакузена (1347–1355) 1598 , 35) Мануила Палеолога (1391–1424) 1599 , 36) Иоанна Палеолога II (1424–1449) 1600 , 37) Константина Палеолога (1449–1453) 1601 . Очень многие из изданных этими императорами конституций касаются дел церковных, почему и приводятся иногда в канонических комментариях и сборниках, напр. у Вальсамона и Властаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Католическое духовенство стремилось подчинить себе православных, требуя соблюдения Флорентийской унии, которая для католиков сохраняла актуальность. Миссионеры прибегали к дискредитации Константинопольского Патриархата и возбуждению националистических настроений среди окормляемых им православных народов. Β XVI в. начинается активная деятельность иезуитов, обосновавшихся в Малой Азии и по всему Балканскому п-ову. Стараясь привлечь православное население, они строили школы и больницы, раздавали книги и пожертвования. Иезуитам удалось завязать через кесарийского митрополита Митрофана отношения с патриархом Дионисием II (1546–1555), который, кажется, хотел возобновить переговоры с Римом. Когда же сам Митрофан стал патриархом (1565–1572, 1579–1580), он начал искать подходы к Риму, а поскольку он пользовался всеобщим почитанием, никто не смел выступать против него. Только в 1572 г. синод почувствовал, что патриарх зашел слишком далеко на пути к объединению. Митрофан был низложен и отлучен, с него взяли обязательство более не претендовать на кафедру, но он его нарушил и под народным давлением был возвращен на престол в 1579 г. Однако прошлый опыт он учел и в течение 9 месяцев второго правления (до своей кончины) переговоров с Римом не возобновлял. После введения нового богослужебного календаря папа Григорий XIII (1572–1585) направил константинопольскому патриарху Иеремии II (1572– 1579, 1580–1584, 1586–1595) послание, призывающее последовать его примеру и отказаться от «устаревшего» летосчисления. Патриарх отказался, полагая, что подобное нововведение может быть использовано латинянами в прозелитических целях. Сохранилось синодальное решение, подписанное Иеремией и александрийским патриархом Сильвестром (1569–1590), в котором григорианский календарь категорически отвергается. Иезуитское влияние продолжалось. Ему способствовало основание в Риме папой Григорием XIII в 1577 г. коллегии св. Афанасия для греческих юношей. Если они не становились католиками, то возвращались домой с добрым чувством к Риму и вполне готовыми к разработке какой-нибудь формы унии. Вскоре иезуиты открыли школы на территории Оттоманской империи – в Пере, Салониках, Смирне, Афинах (в 1645 г.; здесь школа не встретила сочувствия и была вскоре перенесена на о. Халки). В конце XVIII в. францисканцы организовали свою школу в Афинах на маяке Демосфена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Προκοπου. Σ. 482-483; Γεδεν. Σ. 614. 393 По-видимому, свой отзыв Гедеон (Σ. 661) делает на основании слов Макрея (Σ. 273). 394 Βενδτης. Σ. 5. Ср.: Elssner. Fortsetzung der neusten Beschreibung der Griech. Christen in der Türckei. Berlin, 1747. S. 77. 395 Γεδεν. Σ. 634; Βενδτης. Σ. 86. 396 Σθας. Νεοελληνικ φιλολογα. Σ. 741-743; Γεδεν. Σ. 689, 690; Базили. Очерки Константинополя. Ч. II. СПб., 1835. С. 152-153. 397 Γεδεν. Σ. 683, 684; Мата в журнале «Христ. Чтение». Т. II. С. 51. 398 Γεδεν. Σ. 688-689; 707-708. 399 Γεδεν. Σ. 686 (Мата в журнале «Христ. Чтение». 1862. Т. II. С. 57), 694, 697, 699. 400 Γεδεν. Σ. 695, 701-703. 401 Ibid. Σ. 679 (Мата в журнале «Христ. Чтение». 1862. Т. II. С. 47), 682, 692. 402 В источниках XVIII в. встречаем отзывы о патриархах: λλγισμος - πολυμαθς - εδμος чего-нибудь - μπειρος-πεπαιδευμνος - πσημος δι μθησιν - τν πεπαιδευμνων πολυμαθστατος - φιλμουσος - εμαθς - φιλομαθς κ. λ. π. Но эти отзывы, в особенности, если они сразу в большом количестве прилагаются к одному и тому же лицу (а это бывает с патриархами XVIII в.), имеют очень много общего с вышеуказанными отметками на дипломах. 403 Скромность - лучшее украшение XIX в. Вместо пышных и невероятных эпитетов, какими украшались патриархи XVIII в. за их просвещенность и ум у писателей этого самого века, в источниках XIX в. встречаем очень скромные рекомендации интеллектуальных достоинств патриархов этого века. О патриархах или Умалчивается, каковы они были в этом отношении (разумеется, не без цели), или же, как мы уже знаем, попадаются - и часто - заметки вроде следующих: μετρας παιδεσεως, παιδεσεως τινος (sic!), παιδεας μετρας; или даже заметки еще более скромного характера: στοιχιωδους παιδεσεως, στοιχειωδεσττης παιδεσεως; встречаются и совсем обидные заметки: μαθς! Уж тут нет прикрас и лести или пустой Риторики! 404 Для большой хронологической ясности настоящего очерка помещаем список Константинопольских патриархов: Геннадий Схоларий (1454-1456), Исидор (1456-1463), Софроний I (? 1463-1464), Иоасаф I (1464-1466), Марк II (1466-1467), Дионисий I (1467-1472), Симеон I (1472-1475), Рафаил I (1475-1476), Максим III (1476-1482), Симеон I (1482-1486, вторично), Нифонт II (1486-1489), Дионисий I (1489-1491, вторично), Максим IV (1491-1497), Нифонт II (1497-1498, вторично), Иоаким I (1498-1502), Пахомий I (1503-1504), Иоаким I (1504-1505, вторично), Пахомий I (1505-1514, вторично), Феолипт I (1514-1520), Иеремия I (1520-1522), Иоанникий I (1522-1523 или 1524), Иеремия I (1524-1537, вторично), Дионисий II (1537), Иеремия I (1537-1545, в третий раз), Дионисий II (1545-1555, вторично), Иоасаф II (1555-1565), Митрофан III (1565-1572), Иеремия II (1572-1579), Митрофан III (1579-1580, вторично), Иеремия II (1580-1584, вторично), Пахомий II (1584-1585), Феолипт II (1585-1586), Иеремия II (1586-1595, в третий раз).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

(Продолжение следует) 1 Соотв. греч. ππασα – верховая езда, конница; Итал.: equitatio и equitatus Иер. согл. евр.; quadrigae – колесницы. 2 ποταμν αγσεται γ: так и Син. Ват. др. (др: ποταμο). По Феод. Мопс. Феодор. Феофил: ποταμος. Варб. и др.: ποταμος διασκεδσεις κα γν σεσεις. Итал. и LXX по Иерон: fluviis scindetur terra; Терт: fluminibus disrumpetur terra (Adv. Mare. VI. 39. Oohler, 2. 264). Вульг. и Иер.: fluviis scindes terrae. Евр; потоками Ты рассек землю. Компл: ποταμς σχζεται τ γ. 4 Задача христианского нравоучения должна состоять не столько в том, чтобы дать человеку подробное описание его обязанностей, описание его делания, сколько в том, чтобы выяснить ему прежде всего понятие о нем самом, показать самую суть ого жизни, чтобы т. о. дать ему такое руководящее начало, такую норму, которая сама собою бы определяла его во всех случаях его жизни, – выяснить человеку его назначение, цель жизни, – его summum bonum, к которому он естественно должен стремиться и не может не стремиться, если хочет жить нормально и если бы существующая ненормальность его природы не вводила его в заблуждение. 5 На вопрос учеников о том, что такое Бог и есть ли бессмертие, как живут предки за гробом, – Конфуций отвечал или молчанием или же прямо говорил, что более важно для человека думать о своем поведении, чем о жизни загробной. 6 Особенно это в Магаяна (большая колесница), той фракции буддийского богословия, где буддизм стремится стать метафизической системой. 8 Иде же буду аз, ту и слуга мой будет... Хощу да и тии будут идеже аз, яко да видят слову Мою… и т. п. 9 Для большой хронологической ясности настоящего очерка помещает список Константинопольских патриархов: Геннадий Схоларий (1454–1456 г.), Исидор (1456–1463), Софроний I (? 1463–1464), Иоасаф I (1464–1466), Mapk II (1466–1467), Дионисий I (1467–1472), Симеон I (1472–1475), Рафаил I (1475–1476), Максим III (1476–1482), Симеон I (1482–1486, вторично), Нифонт II (1486–1489), Дионисий I (1489–1491, вторично), Максим IV (1491–1497), Нифонт II (1497–1498, вторично), Иоаким I (1498–1502), Пахомий I (1503–1504), Иоаким I (1504–1505 вторично), Пахомий I (1505–1514, вторично), Феолипт I (1514–1520), Иеремия I (1520–1522), Иоанникий I (1522–1523 или 4), Иеремия I (1524–1537, вторично), Дионисий II (1537), Иеремия I (1537–1545, третично), Дионисий II (1545–1555, вторично), Иоасаф II (1555–1565), Митрофан III (1565–1572), Иеремия II (1572–1579), Митрофан III (1579–1580, вторично), Пахомий II (1584–1885), Феолипт II (1585–1586), Иеремия II (1586–1595 г., третично). Список вышепоименованных патриархов до Иеремии II включительно – составлен нами на основании известной книги Πνακες Мануила Гедеона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

342 Voumulinopoulos G. Bibliographic critique de la philosophic grecque depuis la chute de Constantinople a nos jours. Athenes, 1966. 343 Обстоятельства возникновения этого сочинения были своеобразными. Как пишет А.П. Лебедев , Европа 15–16 вв. оказалась в совершенном неведении относительно христианства и греческого народа в Оттоманской Порте. На Западе «стали думать, будто христианская вера «не существует больше ни в Азии, ни в Элладе, ни во Фракии». В конце 16 в. западные ученые мужи сочли нужным обратиться в Константинополь с вопросом: существуют ли теперь такие города, как Фессалоника, Никея, Халкидон и даже Афины? ...Из этого постыдного состояния просвещенный Запад был выведен Тюбингенским университетом», в числе профессоров которого был Мартин Крузий (1526–1607) – знаток древних языков, завязавший в 1573 г. через австрийское посольство контакты с греками в Константинополе и даже писавший патриарху Иеремии II (патриарх в 1572–1579, 1580–1584 и 1586–1595 гг.). Тюбингенские ученые прислали патриарху экземпляр Аугсбургского исповедания в греческом переводе; патриарх в ответном послании 1576 г. подробно изложил, в чем не согласен с протестантами. Тогда патриарху послан был греческий перевод Compendium theologicum Геербранда, но сближения не последовало: Иеремия заявил, что его возражения остались неопровергнутыми. В результате своей активности Крузию удалось получить объемную рукопись по–гречески, которая обрела латинское название Patriarchica Constantinopoleos Historia. 344 Текст патриаршей истории в версии Малакса, вместе с еще одним историческим трудом, полученным Крузием от греков ( Historia politica Constantinopoleos, содержащая информацию о событиях 1391–1578 гг., которую Сатас приписал тому же Дамаскину), и рядом других документов был им издан в Базеле ( Turco–Graeciae libri octo, a Martino Crusio edita. Basiliae, 1584). Без примечаний Крузия обе «Истории» изд. в: Corpus scriptorium historiae Byzantinae. T. 17. Bonnae, 1849. Переписка Крузия и других лютеранских теологов (в т.ч. Л. Озиандера и С. Герлаха) с Константинопольским патриаршим престолом касательно основ протестантского вероучения была опубликована герцогом Вюртембергским и известна под названием «Акты Виртембергские» (Acta et scripta theologorum Wirtembergensium et patriarchae Constantinopolitani D. Hieremiae. Wirtembergiae, 1584. Cm. также: Святейшего Патриарха Константинопольского Иеремии ответы лютеранам/Пер. архим. Нила. М., 1866; Wort und Mysterium: Der Briefwechsel uber Glauben und Kirche 1573 bis 1581 zwischen den Tubingen Theologen und dem Patriarchen von Konstantinopel. Wittenberg, 1958). В Западной Европе эта переписка вызвала оживленную полемику между протестантами и католиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010