Выдача грамоты 1589 г. стала завершением борьбы, которую вела православная иерархия по крайней мере с нач. XVI в. Еще в 1575 г. в ответ на просьбы Владимирского еп. Феодосия Баторий разрешил клиросу соборного храма после смерти епископа взять под свое управление лишь движимое имущество и архив кафедры, но не земельные владения (Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 1. 13). Грамоты Михаилу Оранскому заслуживают особого внимания, так как Стефан Баторий не только разрешил членам его семьи не принимать духовного сана, но и предписал владимирскому старосте следить за тем, чтобы Владимирский епископ не предъявлял им подобного требования. Важные сведения о приходском духовенстве на территории современной Западной Украины предоставляют описания государственных земель этой территории 60-х гг. XVI в. В них содержатся данные о количестве православных храмов в отдельных городах и селах, обеспечении отдельных храмов землей и о поборах, которые государственная власть взимала с приходских священников (Архив Юго-Западной России. Ч. 1. Т. 2; Жерела до icmopii Укра¿ни—Руси. Т. 1–3; Lustracja wojew?odztw Ruskiego, Podolskiego, Bielzkiego 1564–1565 гг. Warszawa; £?od?z, 1992. Cz. 1. Некоторые наблюдения и подсчеты на основании этих материалов см.: Грушевський. Icmopiя Укра¿ни—Руси. Т. 5. С. 268–271, 275–276, 280). Учительное Евангелие печаталось в Заблудове с 8 июля 1568 по 17 апреля 1569 г. Необычное для столь раннего времени издание сборника проповедей и поучений говорит о росте внимания в православной среде в эпоху религиозных конфликтов, которые принесла с собой Реформация, к проповеди как средству убеждения и воспитания. Учительное Евангелие должно было помочь борьбе с распространением протестантских учений. Издатели книги считали, что она необходима православным, «наипаче же в нынешний мятеж мира сего понеже мнози крестьянстии людие новыми и различными оучении в вере поколебашася» (Евангелие учительное. Заблудов, 1569. Предисл. Л. 1 об.). Издания Ивана Федорова затем неоднократно перепечатывались Мамоничами. 60-ми гг. XVI в. исследователи датируют появление нового учительного Евангелия, сохранившегося во многих десятках рукописных списков 2-й пол. XVI — 1-й пол. XVII в. (Тиховский Ю. И. Малорусские и западнорусские учительные Евангелия XVI и XVII вв. и их место среди южнорусских и западнорусских переводов Священного Писания//Труды Археологического съезда в Харькове 1902 г. М., 1905; Перетц В. Н. К вопросу об «учительных Евангелиях» XVI–XVII вв.//Перетц В. Н. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI–XVIII вв. Л., 1926; Jan?ow J. Przyczynek do ¿r?ode³ ewangeliarza popa Andrzeja z Jaroslawia (przek³ad ruski z Postylli M. Reja)//Prace filologiczne. 1931. T. 15. Cz. 2).

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Протасевич с радостию последовал совету и, купив, как мы уже сказали, дом для помещения иезуитов, просил Гозия о присылке их в Вильну. Когда посланные Гозием иезуиты приблизились к Вильне — их было пять: два священника из Ольмюцкой иезуитской коллегии, Вальтазар Гостовин и Андрей Фризий, два при них помощника-лаика и в качестве вождя их вице-провинциал Франциск Суннерий — Протасевич, опасаясь, чтобы на них не сделали здесь нападения еретики, отправил навстречу прибывшим собственный экипаж и отряд вооруженных слуг, под охраною которых достойные ученики Лойолы и въехали в литовскую столицу . Это было в сентябре 1569 г., вскоре после того как окончился пресловутый люблинский сейм (10 января — 12 августа 1569 г.), на котором состоялось окончательное соединение Литвы с Польшею. Таким образом, в один и тот же год совершились два роковые события, имевшие гибельнейшие последствия для всего Западнорусского края и существовавшей в нем православной Церкви. На люблинском сейме утверждена так называемая политическая уния Литвы с Польшею, но то была собственно не уния, не соединение двух государств на равных правах, а подчинение и порабощение одного государства другому, Литовского Польскому,— порабощение, которое повело к постепенному ослаблению и подавлению русской народности и русского языка в Литовском государстве, бывших дотоле здесь господствующими, хотя при заключении Люблинской унии и было постановлено, что литовцы и русские наравне с поляками будут всегда пользоваться всеми своими правами, гражданскими и религиозными, и что для русских все грамоты и указы будут всегда писаться, всякое делопроизводство в судах будет всегда совершаться не иначе как на русском языке . А с прибытием иезуитов в Вильну вновь начались почти уже забытые попытки насадить в Литве так называемую церковную унию, которая наконец и водворилась здесь при содействии иезуитов, и повела к постепенному подавлению православия во всем Западнорусском крае, и сопровождалась непрерывным рядом притеснений и бедствий для православных, не соглашавшихся принять ее, а затем и для самих униатов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436056/

Посягательствам на церковное имущество способствовало воздействие на шляхту, в т. ч. и православную, начиная с 40-х гг. XVI в. Реформации , разных течений протестантизма. Особенно широкое распространение получил в Л. в. к. кальвинизм, который приняли ближайшие советники Сигизмунда II князья Николай Радзивилл Чёрный и Николай Радзивилл Рыжий. За этим последовало устройство кальвинист. храмов не только на этнически литов. территории, но и на белорус. землях, в ряде центров были открыты протестант. гимназии и школы. В 1562 г. был напечатан кальвинист. катехизис «для простых людей языка русского». Среди правосл. шляхты обнаружились и приверженцы такого крайнего течения Реформации, как антитринитаризм (арианство; см. Социниане ) в Новогрудском и Брест-Литовском воеводствах, на Волыни. Правосл. иерархия не принимала к.-л. мер для борьбы с экспансией протестантизма. Однако уже к концу данного периода стали складываться сообщества людей, готовых вести такую борьбу и осуществлять важные культурные инициативы для оживления религ. жизни. В 60-х гг. XVI в. начались полемические выступления против протестантов при участии таких выходцев из Московской Руси, как старец Артемий и кн. А. М. Курбский . Послания Артемия стали в дальнейшем одним из источников 1-го крупного западнорус. полемического памятника - «Списания против люторов». В 1569 г. в Заблудове на средства литов. гетмана Г. А. Ходкевича И. Фёдоров и П. Мстиславец, приехавшие из России, напечатали «Учительное Евангелие» «к научению людем христианским... понеже мнози крестяньстии людие новыми и различными оучении в вере поколебашася» (Евангелие учительное. Заблудов, 1569. Предисл. Л. 1 об.). 60-ми годами XVI в. исследователи датируют и составление нового «Учительного Евангелия», сохранившегося в десятках списков. В 1556-1561 гг. архим. Григорий и писарь Михаил в Заславле при поддержке кнг. Анастасии Гольшанской осуществили перевод Евангелия «на мову русскую» с церковнослав. языка «для читания церквей Божиих, для науки люду христианского». Эти пока скромные инициативы получили значимое продолжение в посл. трети XVI в.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

С 1934 по 1960 епископ РПЦЗ на Восточно-Американской кафедре. 3. РГИА. Ф.1569. Оп.1. Д.34. Л.2. 4. Почаевские известия. 1907. 23 января. 5. ЦГИАУ. Ф.1335. Оп.1. Д.581. Л.7. Законом 1882 г. лицам иудейского вероисповедания запрещалось приобретать земельные участки в собственность вне черты оседлости. Но отчет Волынского губернатора за 1911 г. свидетельствует о том, что многие евреи всячески стремились обходными путями купить или арендовать землю. Это вызывало серьезные опасения землевладельцев, особенно крестьян, боявшихся перехода своих участков в руки еврейских торговцев. Подобные настроения на селе способствовали тому, что черносотенные партии, в первую очередь СРН, нашли самую широкую поддержку со стороны крестьян Юго-Западного края. 6. РГИА. Ф.1569. Оп.1. Д.34. Л.3 об. 7. ЦГИАУ. Ф.442. Оп.861. Д.302. Л.1-2. Волынское жандармское управление, как это явствует из докладов секретных осведомителей, не спускало глаз с деятельности почаевских миссионеров. За о. Виталием и Илиодором в 1907 году был установлен негласный надзор. Уездный исправник рапортом извещал свое начальство о том, что его подопечные при посредстве местных приходских священников создали во многих селах подотделы СРН, состоящие главным образом из крестьян, в том числе и из неблагонадежных. Фактически эти первичные организации существовали лишь на бумаге. Крестьяне более всего хотели бы получить землю, и жандарм опасался, что " если допустить, что политика СРН стала бы на аграрную почву, то [...] может когда-либо вновь вызвать такое движение, размеры которого [...] угадать трудно " . - ЦГИАУ. Ф.1335. Оп.1. Д.1546. Л.32. Крестьяне вступали в СРН целыми селами, как, например, жители сел Тарнавы и Соборовки, но не для борьбы с " врагами Престола и Отечества " и противодействия " засилью инородцев " , а для того, чтобы диктовать свои условия помещикам. В итоге в Юго-Западном крае СРН за счет крестьян значительно пополнил свои ряды, но результат оказался противоположным ожидаемому: вместо укрепления на селе " порядка и законности " участились крестьянские волнения и выступления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/343/...

Религиозное движение, охватившее со времени реформы Лютера всю западную Европу, весьма сильно отразилось на церковных делах западной России. Лютеранство, кальвинизм и затем наиболее рационалистическая протестантская секта – социнианство – стали распространяться в XVI веке в Польше и в Литве, захватывая в свою среду весьма многих из представителей знатнейших литовско-польских родов, дававших приют в своих имениях вожакам новых сект. Католичество было затронуто во всей Европа самым существенным образом и оно, как известно, в лице новоучрежденного в 1540 году ордена иезуитов выставило могущественную армию для противодействия реформаторскому движению XVI века. Этой армией воспользовалось также католическое правительство Польши, которое, со времени окончательного присоединения Литвы к короне польской в 1569 году, стало питать смелую надежду о полном слиянии и подчинении Литвы Польше. Видя в православии и русской народности главнейшее и сильнейшее препятствие к осуществлению этого замысла, польское правительство решилось водворить в королевстве и княжестве иезуитов, в надежде, что эта сила не только остановит протестантское движение в государстве, но и сломит твердыню православия на Литве. Явившись в Литве в 1569 году и опираясь на католическую духовную и светскую власть, иезуиты прямо и открыто приступили к своей пропаганде и направили всю свою энергию к порабощению православия латинству. При содействии латинского бискупа Валериана Протасевича, они свили себе прочное гнездо в городе Вильне, и оттуда расселялись по разным центрам обширного тогда Литовского княжества. Во главе тогдашних иезуитов стоял энергичный деятель Петр Скарга, который своей известной книгой: «О единстве церкви Божией и о греческом от сего единства отступлении» (первое издание вышло в 1577 г.) бросил прямой вызов всему православному миру; в этом сочинении смелый иезуит прямо указывал на «унию» с римским костелом, как на единственное верное средство для достижения этого единства. Кипучая и отважная, литературная и практическая деятельность Скарги и его сотрудников, оживленная содействием другого знаменитого иезуита Антония Поссевина, который находился в Вильне в восьмидесятых годах XVI столетия, – открытие в Риме и в Вильне училищ, предназначенных для уловления западно-русского юношества в недра католичества, – насильственное введение нового григорианского календаря с целью уничтожения разновременности в праздниках православных и католиков, – переход в католичество под влиянием иезуитов некоторых литовских магнатов, – все эти явления были грозными симптомами для православия и русской народности всей западной Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Чтобы спасти этот союз, упрочить единство политическое, единство народности, ревностные латиняне решаются, во чтобы то ни стало, восстановить единство веры. И вот при том же Сигизмунде-Августе, который из Литвы хотел создать самостоятельное протестантское государство, но в виду крайних разделений и смут в протестантском лагере должен был разочароваться в своих стремлениях и под конец жизни стал заметно склоняться на лоно римской церкви, Литва окончательно соединяется с Польшей (в 1569 г.) на началах римско-католической унии, деятельно агитируемой прибывшими в том же 1569 г. иезуитами 653 . Это роковое событие имело одинаково гибельное следствие как для протестантов, так и для православных. Православные раз навсегда поставлены были рядом с протестантами; слово диссиденты и другие, далеко не столь безразличные эпитеты прилагались равно как тем, так и другим. Таким образом сама история сближала православных и протестантов. Те и другие имели одного и того же врага, те и другие видели, что на них заносится одна и та же тяжелая, беспощадная рука. Понятно, что в таком положении могут сближаться люди самые разнохарактерные, самых крайних начал: единство горя и страданий, целей и интересов, единство дум и забот, симпатий и антипатий, дающее одинаковое содержание их жизни, сближает их в одну нравственную семью, в одно духовно-общественное тело. И это сближение совершается тем легче и скорее, чем ближе и больше взаимная опасность и чем меньше времени и возможности невольным союзникам оглядывать и разузнавать друг друга, хотя оно не отличается постоянством и устойчивостью и имеет всю свой силу до тех пор, пока наполняют душу вызывающие его думы и заботы. В данном случае, опасность была так велика, близка, неизбежна, что тут было не до осмотра и примирения, а надо было поскорее броситься на встречу дружественных предложений помощи и идти на общего врага. Кто же таковы эти выдвинутые обстоятельствами жизни друзья-союзники, действительные ли и постоянные союзники, или только временные случайные, раздумывать об этом не было не только времени, но главное, возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Форма ν σοφα уникальна. Во всех других случаях это просто σοφα. Но у формы ν σοφα есть длинная история. ИАК вводит Символ веры возгласом «ν σοφα Θεο πρσχωμεν», 1564 коптская литургия содержит то же самое в транслитерации, 1565 эфиопское приглашение к символу происходит из той же самой традиции: «Скажем все в премудрости Божьей», 1566 хотя западные сирийцы опускают предлог, оставляя только «Барек мор. София теу. Проскомен». 1567 Так как традиция постоянна в греческой ИАК с IX столетия, 1568 следует обратиться в Палестину в поисках происхождения византийского ν σοφα. Это подтверждается стабильностью и последовательностью в византийских источниках XIXII вв. именно итальянского и восточного происхождения, как показано выше. Действие этой формулы должно быть направлено на призыв к чтению Символа веры . Именно так это толкуется позднейшими комментаторами, такими как Николай Кавасила , 1569 хотя ранее πρσχωμεν относилось к охране дверей. Мы видим это ясно в 8-м послании Никиты Стифата : «... провозглашение «Двери! Двери! Премудростию вонмем» призывает иподиаконов встать возле церковных дверей и предотвратить, как сказано, вход неверных и оглашенных...» 1570 Два других ранних константинопольских источниках Х в., таких как Йоханнисбергская версия и кодекс Пиромала, действительно добавляются упоминание символа: «Τς θρας, τς θρας, πρσχωμεν · κα τ σμβολον ψλλωμεν». 1571 Мы не нашли этого чтения в других местах, хотя, скорее всего, многочисленные ранние рукописи дают только инципиты диаконик. 2. Какие двери? К чему призывает этот возглас? Современные рубрики литургии по иерейскому чину упоминают, что алтарная завеса, закрытая после Великого входа, должна разверзнуться по команде «Двери! Двери!» Но двери сами по себе, т. е. центральные врата иконостаса, которые были закрыты и занавешены сразу после Великого входа, так и остаются закрытым до причащения. Повсюду царит удивительное разнообразие. Например, греки и мельхиты игнорируют эти рубрики и оставляют и двери, и завесу открытыми во время всей литургии, лишь ненадолго закрывая при причащении духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Католическое духовенство стремилось подчинить себе православных, требуя соблюдения Флорентийской унии, которая для католиков сохраняла актуальность. Миссионеры прибегали к дискредитации Константинопольского Патриархата и возбуждению националистических настроений среди окормляемых им православных народов. Β XVI в. начинается активная деятельность иезуитов, обосновавшихся в Малой Азии и по всему Балканскому п-ову. Стараясь привлечь православное население, они строили школы и больницы, раздавали книги и пожертвования. Иезуитам удалось завязать через кесарийского митрополита Митрофана отношения с патриархом Дионисием II (1546–1555), который, кажется, хотел возобновить переговоры с Римом. Когда же сам Митрофан стал патриархом (1565–1572, 1579–1580), он начал искать подходы к Риму, а поскольку он пользовался всеобщим почитанием, никто не смел выступать против него. Только в 1572 г. синод почувствовал, что патриарх зашел слишком далеко на пути к объединению. Митрофан был низложен и отлучен, с него взяли обязательство более не претендовать на кафедру, но он его нарушил и под народным давлением был возвращен на престол в 1579 г. Однако прошлый опыт он учел и в течение 9 месяцев второго правления (до своей кончины) переговоров с Римом не возобновлял. После введения нового богослужебного календаря папа Григорий XIII (1572–1585) направил константинопольскому патриарху Иеремии II (1572– 1579, 1580–1584, 1586–1595) послание, призывающее последовать его примеру и отказаться от «устаревшего» летосчисления. Патриарх отказался, полагая, что подобное нововведение может быть использовано латинянами в прозелитических целях. Сохранилось синодальное решение, подписанное Иеремией и александрийским патриархом Сильвестром (1569–1590), в котором григорианский календарь категорически отвергается. Иезуитское влияние продолжалось. Ему способствовало основание в Риме папой Григорием XIII в 1577 г. коллегии св. Афанасия для греческих юношей. Если они не становились католиками, то возвращались домой с добрым чувством к Риму и вполне готовыми к разработке какой-нибудь формы унии. Вскоре иезуиты открыли школы на территории Оттоманской империи – в Пере, Салониках, Смирне, Афинах (в 1645 г.; здесь школа не встретила сочувствия и была вскоре перенесена на о. Халки). В конце XVIII в. францисканцы организовали свою школу в Афинах на маяке Демосфена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1562 Ladenburg. Ueber den Einfluss der Naturwisseuschatten auf die Weltanschauung. Leipzig. 1903, 7–8. 1567 Zückler. Geschichte der Beziehungeu Zwischen Theologie und Naturwissenschaft. Gütersloh. 1877 ff. 1568 Кроме работ Prowe о Копернике см. D. Berti. Copernico e le vicenpe del sisteme copernicano in Italia. Roma, 1874, где даны, в приложении интересные документы о Копернике, Галилее и Бруно. – Акты Галилеева процесса появились в двух изданиях: Les pieces du proces de Galilee par H. de l» Epinois. Rome et Paris, 1887 и Die Akten des galileischen Processes nach der vaticanischen Handschrift hrsg. v. Gebler. Stuttgart. 1867. Cp. Schantz. G. Galilei und sein Prozess nach der neuesten Forschung. Würzburg, 1878. Последующие исследователи вопроса о преследовании Галилея все более укрепляются в выводе, что главною причиною гонения были не принципиальные мотивы, а личные, со стороны иезуитов и сторонников перипатической философии. См. между прочим об этом Caverni. Storia del metodo sperimentale in Italia. T. II. 346 sqq. Ferenze, 1892. 1569 Лучшим доказательством тому служит безуспешность усилий осуществить издание полного собрания его трудов, о чем, как об акте национальной неблагодарности, скорбел итальянский министр народного просвещения Доменико Берти (Berti. G. Bruno da Nola; sua vita e sua dottrina. Nuova (2-a) edizioine. Torino Roma. 1889, 20–21), знаток Бруно, много им занимавшийся, но «не желавший, чтобы его смешивали с толпою буйных поклонников Ноланца» (L. c.). Предпринятое в 1879 г. (через 43 года после неполного издания немцем Гфререром) издание латинских сочинений остается и до сих пор незаконченным; итальянские сочинения, изданные немцем Вагнером в Германии в 1830 г., ждали более полувека перепечатки немцем же Делагардом (в 1868 г.), и только в 1907–8 г.г. нашелся итальянец (giov. gentile), издавший их наконец, в Италии (Bari), где не читающие Бруно «буйные поклонники его» ежегодно устраивают однако, в честь его, антицерковную демонстрацию! 1577 По поводу его статей Дарвин писал: «я никогда в жизни не читал более ясного излагателя, а следовательно, и мыслителя, как вы… Мне было отрадно заметить, что я сам, своими необработанными мыслями, пришел к одним заключениям с вами, хотя и никогда не мог или лишь изредка был в состоянии указать свои основания для этих выводов». Ch. Darwin в отзывах о сочинениях Фиске, приложенных к Fiske. Idea of God, as affected by Modern Knowleuge. Boston and New York. 1893, признание чрезвычайно важное для определения расценки самим Дарвином своих теоретических, принципиальных положений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Миражи Константинополя 08.12.2015 579 Время на чтение 7 минут М.М. Иванов. Российская эскадра под командованием вице-адмирала Ушакова в Константинопольском проливе. Акварель, 1799 г. Нынешний конфликт, спровоцированный турецкой верхушкой, напоминает о страницах истории нашего былого противостояния. Конкуренция Москвы (Петербурга) и Стамбула часто решающим образом влияла на положение карт на ломберном столе Восточной Европы. Что было в драматической истории российско-турецких отношений и что особо запомнилось? Карл Маркс, когда писал о возвышении Руси при великом князе Иване III, обмолвился: «султан Баязид, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь московита». Это не случайный штрих: пикировка Москвы (Петербурга) и Стамбула веками определяла положение вещей на ломберном столе Восточной Европы. Турция обосновалась на пространстве Древней Руси - Правобережная Украина , Приазовье, даже Астрахань входили в зону влияния османов. Там и начались первые столкновения двух воинственных держав. В 1556 году Астрахань присоединилась к Русскому государству, Турцию это не устраивало. У султана Селима II созрел план, который был впоследствии реализован только при Сталине, - соединить каналом Волгу и Дон. Тогда на Волге стал бы хозяйничать турецкий флот с Азовского моря. В 1569 году войско Касима-паши (кстати, Реджеп Эрдоган родился в квартале Касимпаша - уж не знаю, того ли) начало осаду Астрахани, а тысячи землекопов стали прорывать канал... Но воевода Серебрянский-Оболенский не дремал, и казаки умело атаковали захватчиков. Непрошеных гостей прогнали. Православный мир ощущал сиротство после захвата Константинополя османами в 1453 году. Это было не просто завоевание города: шла межрелигиозная война, и собор Святой Софии вскоре перестроили в мечеть. Но думать о «щите на вратах Цареграда» Русь тогда не могла: куда важнее было выстоять в противостоянии с поляками и крымчаками. Освобождение Греции самые экзальтированные мыслители считали главной миссией России. Но не они определяли стратегию державы: как известно, успех в политике приносят терпение и расчётливость. Не следует считать наших далёких предков прямолинейными фанатиками. Иррациональные мотивы потребны лишь как острая специя, как редкий ракурс, когда на полотно знамени падает солнечный луч. Здравый смысл и рачительность, вопреки мифам о разухабистой русской гульбе и лени, были магистральными ценностями в государстве Российском. А иначе московское княжество не разрослось бы до масштабов континентальной державы. Конкуренция-то была жестокая - и не в последнюю очередь с османами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010