Тогда же, весной 1569 года, при участии Таубе и Крузе был найден и соответствующий князь. Им оказался брат датского короля Фредерика II, герцог Магнус, владелец тех земель в Ливонии, которые Дания сумела захватить во время распада Ливонского ордена. Он должен был стать главой особого государства, созданного в Прибалтике под русским протекторатом, — Ливонского королевства. После долгих переговоров с послами Магнуса в Александровой слободе в ноябре 1569 года были определены условия, на которых Магнус будет управлять этим «королевством», но лишь в июне 1570 года датский принц прибыл в Москву, принес царю вассальную присягу и получил от него грамоту, скрепленную большой золотой печатью, которая оформляла положение Ливонского королевства как особого политического образования в рамках Русского государства. Ливонское королевство должно было стать наследственным владением Магнуса и его потомков. Лишь после пресечения его рода преемник мог быть избран ливонскими сословиями. Обязанности ливонского монарха перед царем ограничивались тем, что для участия в военных походах русской армии он должен был выставлять 1500 всадников и 1500 пехотинцев. Содержание этого войска в походе брала на себя русская сторона, и само это войско Магнус должен был выставлять лишь в том случае, если царь будет лично участвовать в походе. Населению Ливонии гарантировались его традиционные сословные права и сохранение лютеранской религии. Купцам ливонских городов (прежде всего Риги и Таллина) предоставлялось право свободной и беспошлинной торговли на всей территории Русского государства. Таким образом, новое политическое образование должно было обладать весьма широкой автономией, на его территории не предполагалось иметь ни русских чиновников, ни сборщиков налогов в царскую казну. Что же выигрывало русское правительство от создания такого государства? Ответ на этот вопрос дает пункт жалованной грамоты, по которому на жителей Ливонии налагалось обязательство свободно пропускать в Россию всех купцов с товарами и мастеров-ремесленников, направлявшихся через Ливонию. Содержание этого важного документа проливает дополнительный свет на те цели, ради которых Россия в конце 50-х годов XVI века вступила в войну с Ливонским орденом. Становится очевидно, что главной целью русской внешней политики было в данном случае не приобретение земель или стратегически важных пунктов, а установление свободного и непосредственного обмена со странами Западной Европы. Ради достижения этой цели русская власть была готова идти на далеко идущие уступки ливонским горожанам и рыцарству.

http://sedmitza.ru/lib/text/438965/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРЛ IX Ваза [швед. Karl IX] (4.10.1550, Стокгольм - 30.10.1611, Нючёпинг), регент Швеции с 1595 г., кор. Швеции (1604-1611), церковный реформатор и автор религ. сочинений. По завещанию отца, кор. Густава I Вазы (1523-1560), К. стал герцогом Сёдерманландским. Его влияние при дворе возросло после участия в свержении брата Эрика XIV (1560-1569), однако вскоре начался конфликт у К. с др. его братом, Иоанном (Юханом) III (1569-1592). После смерти Юхана его сын Сигизмунд, король Речи Посполитой, на время объединил под своей властью оба государства. Сигизмунд был католиком, и это создавало угрозу для укрепившихся в Швеции позиций лютеран. церкви. К. придерживался протестант. вероучения. В 1595 г. швед. риксдаг избрал герцога Сёдерманландского регентом Швеции, поручив К. наблюдать за выполнением Сигизмундом королевской клятвы, данной им при вступлении на престол. Кор. Карл IX. XVII в. Неизвестный художник (Национальный музей, Стокгольм) Кор. Карл IX. XVII в. Неизвестный художник (Национальный музей, Стокгольм) В 1597 г. на риксдаге в Арбуге К. как регенту предоставили неограниченные полномочия. Вскоре герцог начал военные действия против ленников короля. Противостоявшая К. швед. знать покинула королевство, примкнув ко двору кор. Сигизмунда в Польше. В 1598 г. Сигизмунд с армией высадился у берегов Швеции, чтобы восстановить свою власть над королевством. 25 сент. в битве у Стонгебру он потерпел поражение и вынужден был выдать К. тех членов риксрода (гос. совета), которые бежали в Польшу. В 1599 г. риксдаг официально низложил Сигизмунда, а в 1600 г. на риксдаге в Линчёпинге прошел суд над взятыми в плен членами риксрода. Во главе суда, нарушив договор с королем, были верные герцогу члены совета; К. выступил в роли обвинителя. Четверых обвиняемых, сознавшихся в измене, помиловали, но еще четверых казнили 29 марта 1600 г. (т. н. Линчёпингская кровавая баня). Младший сын Юхана III герцог Эстергётландский в 1604 г. отказался от притязаний на корону Швеции, что позволило К. официально именовать себя королем. В 1607 г. К. был коронован в Уппсале с именем Карл IX. От 2-го брака с Кристиной Гольштейн-Готторпской (1573-1625) у него родились сыновья Густав II Адольф (1611-1632), активно воевавший в Европе, и Карл Филипп (1601-1622), претендовавший на рус. престол во время Смуты.

http://pravenc.ru/text/1681069.html

Иван держал Владимира под постоянным надзором, отнял у него всех его бояр и слуг, окружил своими людьми, с тем чтобы знать о всех его поступках и замыслах. В 1566 году царь отнял у него удел и дал вместо него другой. Наконец, в начале 1569 года, после суда над Филиппом, царь покончил с Владимиром. Было подозрение, быть может и справедливое, что Владимир, постоянно стесняемый недоверием царя, хотел уйти к Сигизмунду-Августу. Царь заманил его с женою в Александровскую Слободу и умертвил обоих. О роде смерти этих жертв показания современников не сходятся между собою: по одним - их отравили, по другим -зарезали. Во всяком случае, несомненно, что они были умерщвлены Вслед за тем была утоплена в Шексне под Горицким монастырем мать Владимира монахиня Евдокия. Та же участь вместе с нею постигла инокиню Александру, бывшую княгиню Иулианию, вдову брата Иванова Юрия, какую-то инокиню Марию, также из знатного рода, и с ними двенадцать человек. Прошло еще несколько месяцев. Жажда крови усиливалась в Иване. Его рассудок все более и более затмевался. В сентябре 1569 года умерла вторая жена его Мария Темрюковна, никем не любимая. Ивану вообразилось, что и она, подобно Анастасии, отравлена лихими людьми. Постоянный ужас, каждоминутная боязнь за свою жизнь все более и более овладевали царем. 0н был убежден, что кругом его множество врагов и изменников, а отыскать их был не в силах; он готов был, - то истреблять повально чуть не весь русский народ, то бежать от него в чужие края. Уже и своим опричникам он не верил; уже он чувствовал, что Басмановы, Вяземские и братья их овладели им не хуже Адашева и Сильвестра; ненавидел он и их: уже близок был конец их. В это время царь приблизил к себе голландского доктора Бомелия. Из угождения Ивану, этот пришлец поддерживал в нем страх астрологическими суевериями, предсказывал бунты и измены: он-то, как говорят, внушил Ивану мысль обратиться к английской королеве. Иван писал к Елизавете, что изменники составляют против него заговоры, соумышляют с враждебными ему соседями, хотят истребить его со всем родом.

http://sedmitza.ru/lib/text/435609/

Кн. 5 (1427-1506); 1995. Кн. 3 (1440-1498), 225 (1528-1547); 1996. Кн. 564 (1553-1567); 1997. Кн. 10 (1440-1523), 11 (1518-1523), 224 (1522-1530); 1998. Кн. 1 (1380-1584), 25 (1387-1546); 1999. Кн. 227 (1533-1535), 530 (1566-1572); 2000. Кн. 51 (1566-1574); 2001. Кн. 230 (1542), 531 (1567-1569); 12 (1522-1529); Пётр Дусбургский. Хроника земли Прусской/Изд. подгот. В. И. Матузова. М., 1997; Хорошкевич А. Л. Документы нач. XV в. о рус.-литов. отношениях//Культ. связи России и Польши XI-XX вв. М., 1998. С. 39-57; Метрыка Bялikara княства (Koniя канца XVI ст.). Mihck, 2001. T. 28: 1522-1552; T. 44: 1559-1566; 2003. Т. 43: 1523-1560; Кн. 523: Nepanic войска Bялikara княства 1528 г.: Кн. публ. 1; Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь, кон. XII в.- 1270 г.: Тексты, пер., коммент. М., 2002; Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв. М.; Варшава, 2002. Т. 6: Радзивилловские акты из собр. РНБ. 1-я пол. XVI в./Сост.: М. М. Кром. Лит.: Boniecki A. Poczet rodów w Wielkiem Ksistwe Litewskiem w XV i XVI w. Warsz., 1887; Ясинский М. Н. Уставные земские грамоты Литовско-Русского гос-ва. К., 1889; Любавский М. К. Областное деление и местное управление Литовско-Русского гос-ва ко времени издания 1-го Литов. статута. М., 1893; он же. Литовско-Русский сейм: Опыт по истории учреждения в связи с внутренним строем и внешнею жизнью гос-ва. М., 1900; он же. Очерк истории Литовско-Русского гос-ва до Люблинской унии. М., 1910; Лаппо И. И. Великое княжество Литов. за время от заключения Люблинской унии до смерти Стефана Батория (1569-1586). СПб., 1901; он же. Великое княжество Литов. во 2-й пол. XVI ст.: Литовско-Русский повет и его сеймик. Юрьев, 1911. Т. 2; Грушевский А. [С.] Пинское Полесье: Ист. очерки. К., 1903. Ч. 2; Малиновский И. А. Рада Вел. княжества Литов. в связи с боярской думой древней России. Томск, 1904. Вып. 1: Рада Вел. княжества Литов.; Довгялло Д. И. К истории правосл. западнорус. Церкви до пол. XVII в. Вильна, 1908; Chodynicki K. Proby zaprowadzenia chrze cijastwa na Litwie przed r.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

Успехи католической реакции были не менее быстрыми и эффектными, чем недавние действия протестантов. В лице блестящего проповедника и организатора Петра Скарги католичество Польши и Литвы нашло умного и упорного вождя. В это же время иезуиты, появившиеся с 1569 года в Литве, дали кадры борцов против протестантов и православных... Иезуитские школы и академии, публичные диспуты и религиозные торжества очень быстро не только вернули дворянство и аристократию в лоно римской церкви, но и значительно укрепили ее авторитет в народе. Там, где не действовала проповедь и убеждения, применялись давление и насилие. Результат, во всяком случае, казалось, оправдывал средства, и к концу XVII века протестантизм был почти разгромлен, а православие сильно ослаблено. Если в 1570 году в так называемой Малой Польше, в южных районах ее, от Кракова до Киева, протестанты располагали двумя тысячами церквей, то к началу XVIII века их оставалось всего лишь восемь 62 . Особенно быстро поддались влиянию иезуитских школ дворянство и аристократия. Можно сказать, что в конце XVI и начале XVII века они так же быстро поддались влиянию католических проповедников и отлично организованных иезуитских школ, как всего лишь 50 лет назад они увлекались кальвинизмом, а затем арианством. Польские, русские и литовские дворяне и аристократы подверглись в одинаковой степени этому новому религиозному и интеллектуальному влиянию, но для русских " панов» и дворян эта последовательная протестантизация, а затем и романизация привели к отрыву от православия и его духовной традиции, что было равносильно потере национального лица и отрыву от православных народных масс. Новые школы воспитывали молодежь не только в духе преданности латинской церкви, но и в духе польской культуры и польской дворянской традиции. Положение дворянства в Польше всегда было более привилегированным, чем в Западной Руси. Когда Польша и Литва в 1569 году превратились в одно государство, то русские и литовские дворяне сделали все возможное, чтобы в русско-литовских землях ввести польские отношения между помещиками и крепостными, и добиться введения польских дворянских прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

1901, 9. С. 461–464); Уничижение Господа Нашего Иисуса Христа: Экзегетическое и историко-критическое исследование. М., 1901 (Там же. 10. С. 614–618). 2175 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 438. Л. 13 об. Письмо от 26 окт. 1908 г. При содействии обер-прокурора П. П. Извольского еще 29 апреля 1908 г. владыка Димитрий имел «не очень краткую беседу» по поводу вредной деятельности «Союза» с П. А. Столыпиным, содержание которой он изложил в письме П. П. Извольскому (РГИА. Ф. 1569. Оп. 1. 67. Л. 4–5). 2176 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 438. Л. 10, 11. Письмо от 15 сент. 1908 г. В письме от 26 октября он благодарил Глубоковского и Бронзова за участие в отношении к его делу (Там же. Л. 13 об.). 2180 Антоний, архиеп. Отчет по ВЫСОЧАЙШЕ назначенной ревизии Киевской Духовной Академии в Марте и Апреле 1908 года. Почаев, 1909. С. 39. 2181 Глубоковский упоминает об этом факте в своих воспоминаниях о СПбДА со ссылкой на газету «Царский вестник» (1929. 55. С. 2), характеризуя при этом автора «Отчета» как «специального хулителя» академий и «клеветника» (Глубоковский H. H. С.-Петербургская Духовная Академия во времена... С. 67). 2195 «Правда о Киевской Духовной Академии. Вынужденный ответ на изданную Архиепископом Волынским Антонием брошюру «Отчет по ВЫСОЧАЙШЕ назначенной ревизии Киевской Духовной Академии в Марте и Апреле 1908 года " ». Киев, 1910. С. 3. См. также: Андреев И. Отцы и дети//Церковно-общественный вестник. 1912. 22, 29 нояб. С. 11–12. 2198 Текст заявления архиепископа Платона опубликован: Там же. С. 47–51. Архиепископ Платон покинул КДА до ревизии, в июле 1907 г. 2200 Там же. Л. 34 об. Письмо от 7 марта 1910 г. «Слишком уж мне насолила эта наша кадетская партия и как она ни оправдывается, но дух ее схвачен верно, хотя некоторые факты совершенно извращены» (Там же. Л. 34 об.–35). 2207 РГИА. Ф. 1569. Оп. 1. 62. Л. 3–4. Схожая оценка звучала в письме кн. Е. Н. Трубецкого , который, узнав из газет об отставке, в тот же день писал Извольскому: «Сейчас прочел в газетах известие о Вашей отставке и спешу крепко, крепко пожать Вашу руку: пусть это рукопожатие передаст все мое к Вам глубокое и искреннее сочувствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

делятся на дипломатические, в их основе лежит текст одной рукописи (Ватиканский или Александрийский), и критические, в к-рых на основании сличения разных рукописей делается попытка выявить более древние формы текста. Первое печатное издание одной из книг ВЗ - Миланская Псалтирь (1481). Полностью греч. ВЗ был впервые напечатан в составе Комплютенской полиглотты. В этом издании за основу был взят текст 2 идентифицированных минускулов из Ватиканской б-ки и, вероятно, неск. рукописей, находившихся в то время в Испании. Одна из ватиканских рукописей содержит текст в антиохийской редакции. Текст LXX в Комплютенской полиглотте был заимствован последующими изданиями: Антверпенской (1569-1572), Гейдельбергской (1586-1587), Гамбургской (1596) и Парижской (1645) полиглоттами. В 1518-1519 гг. в Венеции вышла в свет Альдийская Библия (Aldina, по имени владельца изд-ва Альда Мануция). Ее текст ВЗ базируется на неск. рукописях, к-рые были доступны А. Асолану. Предполагается, что он использовал нек-рые венецианские рукописи, хранящиеся в наст. время в Национальной б-ке св. Марка в Венеции. По крайней мере 3 минускула из использованных идентифицированы. Наибольший авторитет среди первых печатных изданий LXX имела т. н. Сикстинская Библия (Sixtina Romana), изданная по инициативе папы Сикста V в 1587 г. в Риме. В основу ветхозаветного текста впервые был положен один из лучших унциалов - Ватиканский кодекс, отсутствующие фрагменты заполнялись текстом др. рукописей. В XVII-XIX вв. появилось более 20 изданий Б., к-рые следовали тексту ВЗ Сикстинской Библии. В 1707-1720 гг. в Оксфорде был опубликован текст ВЗ, основанный на тексте Александрийского кодекса и ставший известным как издание Грабе. Особенностью этого четырехтомного издания (тома 2 и 3 подготовили Ф. Ли и Дж. Виган уже после смерти Й. Э. Грабе) является применение оригеновских знаков. Текст Грабе перепечатывался неск. раз, в частности в Москве в 1821 г. по благословению Святейшего Синода и в Афинах в 1843-1850 гг. Титульный лист Антверпенской Полиглотты. Антверпен. Изд. К. Плантена. 1569-1572

http://pravenc.ru/text/209477.html

В 1568 г. на Городенском сейме К. получил от короля литов. имение в Упитском повете на ленном праве. Пожалование было закреплено королевским привилеем от 27 июля. Поздней осенью К. вновь оказался на Волыни. Он изучал философию и свободные искусства, работал над переводами творений св. отцов. В кон. 1568 г. К. был направлен в Логойск навстречу ожидавшемуся московскому войску. На Люблинском сейме 1569 г. К. по требованию шляхты лишился Кревского староства, но сохранил за собой Ковельские и Упитские имения. Осенью-зимой 1569/70 г. К. по поручению короля вел переговоры с представителем Свящ. Римской империи аббатом И. Циром о создании антитур. коалиции. В кон. 1570 г. К. заключил брак с кнг. М. Ю. Гольшанской. В нач. 70-х гг. XVI в. К. вступил в судебную борьбу за имения своей жены против ее родственников. Суд, который продлился вплоть до весны 1578 г., послужил одним из предлогов для конфликта в семье Курбских. До нач. 1571 г. К. оставался при короле и в письме от 22 февр. 1571 г. Сигизмунда II Августа Н. Ю. Радзивиллу Рыжему, в распоряжение которого отправлялся К., рассматривался как кандидатура для переговоров с московской знатью с целью склонить ее к принятию королевского подданства. В 1573 и 1574 гг., во время 1-го и 2-го «бескоролевий» в Речи Посполитой, К. вел от лица правосл. «русинов» переговоры с Радзивиллом о кандидатуре на польско-литов. трон (AGAD. Arciwum Radziwiow. Dz. V. Sygn. 2044. S. 65-67; РНБ ОР. Ф. 971. Оп. 2. Авт. 234. 74) и проводил богословские дискуссии с виленскими иезуитами ( Krajcar J. Jesuits and the Genesis of the Union of Brest//OCP. 1978. Vol. 44. P. 136). Дискуссии К. с избирательным блоком Радзивилла и Я. И. Ходкевича и с иезуитами проходили в обстановке усилившегося в Риме интереса к унии с «еретиками» и со «схизматиками», однако кандидатуры литовской рады и блока кн. К. К. Острожского не вызвали поддержки шляхты на выборах короля в апр.-мае 1574 г. под Варшавой, в которых К. принял участие как депутат от Волыни. В нач. 1575 г. К. ездил из Волыни в свои литов. владения. На обратном пути у него были украдены книги, в т. ч. Апостол и сочинения свт. Василия Великого, к-рые он планировал переводить, приглашая на эту работу ученого эмигранта-«московита» У. В. Сарыхозина в письме, составленном до нач. июля 1575 г. В 1576 г. К. значительное время провел на Волыни, улаживая осложнившиеся отношения с пасынками. К этому же времени разладилась семейная жизнь К. В авг. 1578 г. он развелся с женой, до нач. 1579 г. продолжался размен имениями и движимым имуществом между бывш. супругами.

http://pravenc.ru/text/2462277.html

385 Село Перевередов – под именем села Привередова – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается городня «Грицка Привередовского с Привередова» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 74). Ещё оно – под именем села Привередовского – упоминается в акте от 28 февраля 1566 года в жалобе земянина Василия Привередовского об ограблении и нанесении в селе Привередовском его крестьянам побоев слугами и крестьянами пана Михаила Приворедовского (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 6, п. 34). Ещё оно – под именем села Привередова – упоминается в акте от 2 июля 1568 года в духовном завещании земянина Василия Привередовского на сёла – Привередово и Котелево и на всё движимое имущество в пользу жены и сына (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,042, стр. 17, п. 202). Ещё оно упоминается в акте от 25 мая 1569 года в универсале Сигизмунда Августа о присоединении земли Волынской к короне Польской. Король, под угрозою конфискации имений, повелевает дворянам согласиться на соединение и подтвердить согласие присягою. В списке присягавших обывателей Луцкого повета значатся: «Василей Привередовский с Привередова и Михайло Привередовский с Привередова» (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 8:9). 386 Село Остриев упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня Матиаса Зенковича с Остриева» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 76). Ещё оно упоминается в акте от 25 мая 1569 года в универсале Сигизмунда Августа о присоединении земли Волынской к короне Польской. Король, под угрозою конфискации имений, повелевает дворянам согласиться на соединение и подтвердить согласие присягою. В списке присягавших обывателей Луцкого повета значится «Матяс Остриевский з Остриева» (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 7). Ещё оно, – как имение пана Ивана Корытенского, – упоминается в акте от 13 августа 1624 года в донесении возного Станислава Пяновского о том, что он ввёл пана Войтеха Ромера во владение двумя крестьянами – Матфеем и Сенькой из имения Остриева, заложенными ему панами Корытенскими (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 447).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В дни гетмана Венжика на бывшем в Варшаве главном сейме, когда об уравнении Литовского и Русского шляхетства со шляхетством Польским, предложены были на подтверждение прежние начальный привилегии и все законоположения, то король Сигизмунд Август, подтверждая и поставляя их на всем прежнем основании, изданною 1563 года, июня 7 дня, привилегию, между прочим, узаконил: «Дозволяем рыцарству Литовскому и Русскому привилегии прав и вольностей земских внести и вписать в ново сочиняемый Статут, таким образом, как и в короне польской оные вписаны, и равномерно употреблять, вольностями своими пользоваться, и иметь, так как прежде сего, чин рыцарский шляхетский обоих народов Литовского и Русского то употребляли и пользовались». А когда на другом, после того бывшем главном сейме, от депутатства Русского взошли представления о притязании, некоторыми чинами литовскими, а паче бывшими в земле русской по выборам на урядах, поспольства Русского 81 в свое вечистое послушание, то тот же король Сигизмунд Август, повторяя и подтверждая все прежде бывших королей польских привилегии, в данной от себя 1569 года, июня 7 82 дня привилегии, так узаконил: «Землю Русскую и княжение Киевское и всех оные земли жителей вообще и каждого особливо от послушания, владения, должностей и повелений Великого княжества Литовского на вечное время изымем, освобождаем и, к Польскому Королевству, как ровных к ровным, свободных к свободным, и как собственный и истинный к первому и к собственному телу и главе, со всеми вообще и с каждым особливо, с городами, местечками, селами, поветами или уездами, и всеми их, каковые б ни были, оную землю и княжение Киевское предреченной короне или Королевству Польскому присовокупляем и соединяем». Глава II По смерти гетмана Венжика Хмельницкого избран гетманом из воевод, князь Михаил Вишневецкий. Он в 1569 году имел повеление от короля Сигизмунда Августа идти с войском Малороссийским на оборону от турков и татар осажденного ими города Астрахани, в помощь войскам царя московского Ивана Васильевича Грозного, которому король одолжен был возвращением Польши завоеванной царем города Полоцка с его окрестностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010