Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЗИО Бóзио [итал. Bosio] Антонио (1575, Витториоза, о. Мальта - 5.09.1629, Рим), итал. археолог, основоположник изучения раннехрист. катакомб в Риме (см. также Археология христианская ). В 80-х гг. XVI в. изучал философию и право в Колледжо Романо (Рим), одновременно исследуя древности ранней Церкви, опираясь на труды О. Панвинио , к-рый первым описал кладбища Рима (De ritu sepeliendi mortuos. R., 1569). В 1593 г. Б. с П. Угонио, преподавателем словесности в ун-те Сапиенца, начал изучение катакомб св. Домитиллы на Виа Адреатина. В 90-х гг. XVI в. им были открыты ряд раннехрист. кладбищ в окрестностях Рима: Кириака (Виа Тибуртина), Санти-Пьетро э Марчеллино (Виа Лабикана), Сан-Валентино (Виа Фламиниа), Лучины (под базиликой Сан-Паоло фуори ле Мура на Виа Остиенсе), подземная базилика Санти-Тразоне э Сатурнино (Виа Салариа Нуова). В 1597 г. через кладбище Кириака Б. смог попасть в кубикулу катакомб Сан-Калликсто, в 1601 г.- в катакомбы Сант-Аньезе, а также в Еврейские катакомбы на Виа Номентана с росписями на ветхозаветные сюжеты, в 1608 г.- в катакомбы Сан-Эрмете. Всего им были изучены или открыты более 30 катакомб. Получая сведения от окрестных жителей, Б. осматривал галереи, вход в к-рые был доступен без проведения раскопок. В процессе изучения он устанавливал взаимное расположение камер и коридоров, фиксировал архитектурные особенности, копировал фрески. В результате многолетней работы Б. получил подробную картину подземного некрополя Рима, давшую ценнейший материал для изучения истории ранней Церкви. В 1600-х гг. Б. начал работу над 2 рукописями под общим названием «Деяния и жития святых» (Acta et vitae sanctorum, antiqua monumenta sacra et prophana itemque adversaria variae eruditionis pro illustrando opere de sacris coemeteriis. Ms. Roma. Vallic. Cod. 3-4) и первой версией соч. на лат. языке «Подземный Рим» (Roma sotterranea; сохр. фрагменты по участкам Виа Аурелиана и Виа Корнелиа: Roma. Vallic. G. 5). Полная публикация этой работы задержалась в связи со смертью Б. Рукописи вместе со всем имуществом были завещаны Мальтийскому ордену и изданы особой комиссией ученых, живописцев и архитекторов на итал. языке с более чем 200 иллюстрациями Ф. Фулькаро в 30-х гг. XVII в. под ред. Дж. Северано. В 1651 г. П. Арринги опубликовал дополненное издание книги под названием «Новейший подземный Рим» (Roma subterranea novissima). В XVII-XVIII вв. выходили и др. его издания (напр., Дж. Боттари), но все они уступают изданию 30-х гг. XVII в.

http://pravenc.ru/text/149663.html

Проект публикации житий святых в 18 томах с аннотациями и индексами был предложен ученым-эрудитом бельг. иезуитом Г. Росвейде (1569-1629). Он начал поиск материалов - рукописей житий святых - преимущественно в мон-рях Бельгии и Сев. Франции. Им были изданы «Fasti sanctorum quorum Vitae in Belgicis bibliothecis manuscriptae» (Календарь святых, рукописи житий к-рых содержатся в бельг. б-ках. 1607) и «Vitae Patrum» (Жития отцов-пустынников. 1615). После смерти Росвейде материалы были переданы Болланду, изменившему как план, так и метод работы с ними. В его полном издании житий агиографический материал был организован по календарному принципу, в порядке следования дней памяти святых; тексту жития предшествовал исторический комментарий, посвященный как самому святому, так и критическому анализу текста (выявление автора, история переводов и т. д.), а также традициям почитания святого, перенесению мощей. Каждый том содержал неск. индексов: алфавитный и хронологический перечни святых, списки упоминавшихся имен, географических названий. Иезуитская община Антверпена освободила Болланда от пастырских обязанностей, его помощниками и преемниками стали иезуиты Г. Хеншен (1601-1681) и Д. Папеброх (1628-1714). Болланд стал инициатором переписки со мн. европ. учеными-эрудитами; поиск материалов проводился во всех монастырских б-ках (прежде всего Бельгии, Франции, Англии), зачастую на собственные средства издателей. Помимо собственно житий святых были изданы небольшие монографии, посвященные отдельным житиям, вопросам дипломатики, историческим событиям или епархиям (напр. De episcopatu traiectensi. 1653; De tribus Dagobertis. 1656). Первые 2 тома «Acta sanctorum» (ActaSS. Ian.- Жития святых января) появились в 1643 г. Папа Римский Александр VII обратился к Болланду с поздравительным письмом, в к-ром выразил убеждение о важности для Церкви подобного издания, и пригласил Б. в Рим для работы с архивами Ватиканской б-ки . Также Болланд выступил с идеей публикации юбилейного тома, посвященного 100-летию ордена иезуитов (Imago primi saeculu Societatis Jesu. Antw., 1640). Позднее преемники «первого поколения» Б. собирали сведения в б-ках Германии, Австрии, Чехии, Франции, Венгрии и т. д. Полученные материалы впосл. были помещены в специально созданный музей Б. в Антверпене.

http://pravenc.ru/text/болландисты.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРОДОКСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И ПРОРОКА ИЛИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ГОРОДОКСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И ПРОРОКА ИЛИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Рождества Христова. Фотография. 2005 г. Церковь в честь Рождества Христова. Фотография. 2005 г. (Ровенской и Острожской епархии), находится в с. Городок, на острове, в Ровенском р-не Ровенской обл. (Украина). Основан в 1-й пол. XVI в. как муж. скит насельниками Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ). Согласно записи от 6 марта 1516 г. в летописи лавры, кнг. А. Гольшанская-Дубенская передала в дар Печерской обители с. Городок вместе с островом, селами Обаров, Лобковщизна и Вольница (в Луцкой вол.). Королевским привилеем от 16 июля 1570 г. утверждалось владение этими селами Печерским мон-рем. Опись имущества Г. м., составленная 24 апр. 1593 г., при архим. Никифоре (Туре) , также подтверждала факт передачи с. Городок лавре. Насельники лавры построили дом и ц. во имя Илии пророка. После Люблинской унии (1569) села Городок и Обаров отошли Луцкому повету Волынского воеводства. Привилеем польск. кор. Стефана Батория печерскому архим. Мелетию (Хребтовичу-Богуринскому) от 7 марта 1578 г. в Городке дозволялось проводить ярмарку. К кон. XVI в. Г. м. стал резиденцией архиереев и печерских архимандритов, 13 янв. 1593 г. в нем скончался еп. Владимиро-Волынский Мелетий (Хребтович-Богуринский). В описи подымной 1629 г. Г. м. вновь назван относящимся непосредственно к Киево-Печерскому мон-рю. Согласно этой описи, Печерская обитель имела 200 дымов (123 - с. Городок и 77 - с. Обаров). С 1634 г. за владения мон-ря в Городке началась судебная тяжба по иску Киевского митр. свт. Петра (Могилы) к панам Чаплычам. В списке храмов и мон-рей (утвержден 12 янв. 1650 польск. кор. Яном Казимиром и Варшавским сеймом), к-рые возвращались православным по статьям Зборовского мирного договора (1649), присутствовал и Г. м. с храмом во имя св. Илии пророка. Однако в списке не уточнялся статус храма (монастырский или приходский). В 1664 г. Киево-Печерский мон-рь передал городокские владения в аренду киевскому подчашему Я. Сущанскому за 820 злотых и 40 корцев зерна ежегодно.

http://pravenc.ru/text/166251.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ACTA SANCTORUM [лат.- Деяния святых, Акты святых], крупнейшее собрание житий, текстов и документов о жизни святых. Идея издания принадлежит бельг. иезуиту Г. Росвейде (1569-1629), но первые тома опубликованы в 1643 г. благодаря трудам его сподвижника Ж. Болланда (1596-1665). Продолжившие дело иезуиты- болландисты выпускали в Антверпене тома in folio в порядке календарного года регулярно, вплоть до 1773 г.; однако в связи с событиями Французской революции и упразднением ордена работа приостановилась, и следующий том появился лишь в 1845 г. Местом издания последних томов (с 1902) стал Брюссель. В 1940 г. вышел 68-й т., охвативший месяцы с янв. по нояб.; ни одного тома за дек. до сих пор так и не появилось. Часть томов переиздавалась в Венеции (2-е изд., 1734-1770) и в Париже (3-е изд., 1866-1887); с 1969 г. в Брюсселе начато новое переиздание собрания (4-е изд.). Собрание, рассчитанное первоначально на 18 томов, постепенно существенно расширилось: если янв. занимает всего 2 тома, то жития за окт. составили 13 томов. В основу издания был положен строгий историко-критический метод; тексты публиковались по всем доступным рукописям, снабжались основательными и достаточно объективными введениями и комментариями. К отдельным томам прилагаются тематические исследования (в частности, о папах и Патриархах). В ранних томах греч. жития представлены часто лишь лат. переводами. Жития правосл. святых, подвизавшихся после сер. XI в., в издание не включались, однако в качестве предварительного тома (propylaeum) за нояб. был издан Синаксарь К-польской Церкви - значительный памятник правосл. агиографии. Изд.: ActaSS; Propylaeum ad Acta Novembris: Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae/Ed. H. Delehaye. Brux., 1902; Propylaeum ad Acta Decembris: Martyrologium Romanum scholiis historicis instructum/Ed. H. Delehaye. Brux., 1940. Лит.: Gr é goir H. Les Acta Sanctorum//Byz. 1927/1928. T. 4. P. 791-812. Д. Е. Афиногенов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63952.html

Н.А. Маясова Указатель вкладчиков и заказчиков Адриан, патриарх Московский и всея Руси (1690–1700) – с. 16; кат. 166, 167 Алексей Михайлович (1629–1676), сын царя Михаила Федоровича, с 1645 г. – царь всея Руси – с. 13, 41, 47, 49; кат. 6, 98, 101, 107, 108, 111, 113, 120, 121, 122, 123, 124, 180 Анастасия Романовна (1534(?)–1560), дочь окольничего Романа Юрьевича, с 1547 г. – первая жена царя Ивана IV – с. 11, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 46, 51, 59; кат. 18, 19, 28, 33 Бутурлин Иван Иванович Большой (конец XVII в. – 1710), стольник – кат. 157, 58 Бутурлина Акулииа (Акилина) Петровна (конец XVII – начало XVIII в.), жена стольника Ивана Ивановича Большого Бутурлина – с. 16, 18, 51, 63, 72, 73, 74; кат. 149, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165 Василий III Иванович (1479–1533), сын великого князя Московского Ивана III, с 1505 г. – великий князь Московский – с. 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 36; кат. 13–15, 17, 102, 112 Владимир Андреевич (1536–1569), сын удельного князя Старицкого Андрея Ивановича, князь Старицкий, двоюродный брат царя Ивана IV Грозного – с. 15, 34, 50, 60, 61, 63; кат. 19, 21, 22, 151 Геннадий, архимандрит владимирского Рождественского монастыря, архиепископ Суздальский и Тарусский (1517–1534) – с. 18, 58; кат. 13 Годунов Дмитрий Иванович (ум. 1606), боярин, конюший, дядя и воспитатель царя Бориса Федоровича Годунова – с. 10, 16, 18, 56, 64, 65; кат. 33, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53, 54, 55, 67, 72, 78, 80, 81, 82, 85, 86, 87, 98, 117, 118, 123, 125, 135, 136, 169 Годунова Стефанида Андреевна, в 1599 (?)–1606 гг. – третья жена боярина Дмитрия Ивановича Годунова – с. 16, 65; кат. 45, 46, 47, 48, 49, 50 Гурьев Иван (середина – вторая половина XVII в.), купец, «московский гость» – с. 16, 18, 69, 70, 77; кат. 129, 130, 131 Евфимий II, архиепископ Новгородский (1429–1459) – с. 55, 56, 58, 65; кат. 2, 3, 6, 7 Евфросиния Андреевна (ум. 1569), дочь князя Андрея Федоровича Хованского, с 1533 г. – жена Андрея Ивановича, удельного князя Старицкого, сына великого князя Московского Ивана III, с 1563 г. – инокиня Евдокия – с. 11, 12, 15, 16, 38, 41, 50, 54, 55, 60, 61, 62, 63, 65, 66, 71; кат. 21, 22, 33, 38, 104, 129, 144, 151

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Как профессор еврейского языка М. участвовал в проекте подготовки синодального перевода Библии, начавшегося в 1856 г. Он успел перевести с древнеевр. языка. Книгу Екклесиаста и первые 17 глав 1-й Книги Царств. Перевод Книги Екклесиаста был отправлен в Петербург для пересмотра еще при жизни М., а опубликован в исправленном виде в «Христианском чтении» только в 1871 г. Рецензенты упрекали автора перевода в избыточной близости к евр. оригиналу, что в свою очередь приводило к многочисленным стилистическим ошибкам в рус. языке ( Поспелов. 1863). В синодальное издание Библии этот перевод не вошел. Публикация перевода 1-й Книги Царств была начата в «Трудах Киевской духовной академии» с 1861 г. и продолжена после кончины автора с 18-й гл. в переводе коллеги М. проф. КДА М. С. Гуляева. За основу был взят евр. текст из Лейпцигской полиглотты, изданной в 1750 г. Х. Рейнекциусом (Biblia sacra quadrilingvia Veteris Testamenti), он сверялся с 3 более ранними полиглоттами: Антверпенской (1569-1572), Парижской (1629-1645) и Лондонской (1654-1657). Во введении к переводу М. изложил основной принцип своего труда: максимальная близость к евр. тексту и стремление избежать опасности внесения своего смысла в оригинальный текст. При передаче имен библейских персонажей и топонимов он следовал евр. транскрипции, а не привычным для рус. читателя наименованиям слав. Библии (Первая Книга Царств. 1861. 1. С. I). Исключение М. делал только для имени Иегова, сохраняя его в рус. переводе везде, где оно встречается в евр. тексте, считая, что греч. слово Κριος, к-рым в большинстве мест это слово заменялось в Септуагинте, как и слав. «Господь», далеко не во всей полноте выражает значение имени Божия (тетраграмматона) в еврейском языке. Слова, которые необходимо было добавлять в перевод для ясности смысла, выделялись в тексте курсивом; библейский текст сопровождался по необходимости филологическими, историческими и археологическими комментариями, составленными с учетом современных автору научных достижений (Там же. С. I-II). Тем не менее в исправленном тексте перевода, изданном после кончины Гуляева, имена библейских персонажей и топонимы переданы в евр. транскрипции с указанием привычного эквивалента для рус. читателя (Исторические книги Свящ. Писания ВЗ: (Четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, книга Ездры, книга Неемии и Есфирь)/Пер. с евр. яз., с подстрочными примеч.: филол., археол., ист. и др. М. С. Гуляева. К., 1866). В синодальном издании Библии (1876) перевод М. был использован лишь частично. Из-за преждевременной кончины М. не успел подготовить задуманный им труд по библейской археологии.

http://pravenc.ru/text/2561686.html

Согласно пересказу текста грамоты вел. кн. Василия III Иоанновича 1618 г., власти К. К. м. подчинялись великокняжескому суду, а архиерей игумена и братию «не судит ни в чем опричь духовных вещей». «Пошлинником» архиерея закрывался въезд на монастырские земли. По грамоте 1618 г., братия подчинялась суду царского дворецкого, а по грамоте 1629 г.- самого царя. Грамота 17 окт. 1569 г. освобождала рыбные ловли мон-ря от уплаты оброка. Храмы и другие постройки После пожара 1552 г. в К. К. м. началось каменное строительство. В сотной грамоте 1631 г. указаны 2 каменные монастырские церкви - в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и во имя прп. Антония Великого. В обители также имелись игуменская, казенная и 30 братских келий, за оградой - конюшенный, гостиный дворы, «да 2 швални, да товарня, да кожевня, д[вор] хомутеннои, д[вор] служебников монастырьских. У монастыря ж солодовня да кузница. Да на монастырском поле д[вор] коровеи» (Сотная. 1994. С. 109). В фондах Музея архитектуры Москвы сохранились схемы и наброски монастырского Введенского собора, разрушенного в сер. XX в. Это был 4-столпный 5-главый 3-апсидный храм без подклета. С юга располагался придел, в 1600 г. освященный во имя прп. Корнилия Комельского после установления патриархом Иовом общерус. празднования памяти основателя мон-ря. Особенности архитектуры объединяли Введенский собор с др. храмами, находившимися в пределах Ростовской епархии, напр. с собором Богоявления Авраамиева ростовского мон-ря ( Седов. 1994. С. 102-103). На рубеже XVI и XVII вв., при игум. Иосифе, в К. К. м. возвели шатровую колокольню. Надпись на камне в стене уточняет дату постройки - 1599 г. (Ист. и стат. описание. 1855. С. 59). Возможно, ее строительство завершил игум. Алексий в 1604 г. ( Седов. 1994. С. 106-107). Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. По описи 1657 г., в К. К. м. находился каменный 5-главый Введенский собор, крытый тесом, с приделами в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во имя свт. Николая Чудотворца; «да к тои же церкви приделана церьков, а в неи служба Феодора Стратилата, а другая служба преподобнаго чюдотворца Корнилия над ево чюдотворцовым гробом, шатровая о дву главах; а на них кресты железные». Каменный храм прп. Антония был теплым, трапезным, «об однои главе, а на неи крест железнои, крыта тесом» (Отписная книга. 1994. С. 132). К каменной колокольне («верх шатров, крест на неи железнои») была «приделана» другая каменная колокольня, меньших размеров, «верх шатровои же, крест на неи древянои, обоян железом белым». Под маленькой колокольней находилась книгохранительная палата, а под большой - ризница (Там же. С. 145, 153). Во 2-й пол. XIX в. на 4-ярусной колокольне (кон. XVI в.) висели 12 колоколов, самый большой из них - 108-пудовый, работы амстердамских мастеров.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

в 1493 г. и в 1616 в Венеции). Труды этих авторов переполнены рассказами о самых фантастических чудесах, ссылками на сочиненные документы, упоминаниями о выдуманных лицах и т. п. Последующие труды принимают направление более критическое: Бонина Момбриция «Sanctuarium» в алфавитном порядке, Георгия Вицелла «Hagiologium» (изд. в 1541 г.), Алоизия Липпомана, еп. веронского, «Vitae sauctorum» (1551–1560), Амвросия Повидия Флакка «Священных праздников 12 книг», 1559 г., Рената Лаврентия дела-Барра «Христианская история древних отцов», 1583 г., Лаврентия Сурия «Жития святых Востока и Запада», 6 томов в лист, 1569–1575, переиздано в Турине в 1875–80 г., Цезаря Барония (1607 г.) «Летописи церковные» (1598–1609) и «Римский мартиролог», 1586, и многие другие. Но все эти труды далеко превзошли исполинское предприятие ученых иезуитов в Антверпене, доктора Болланди и его товарищей, начавших издавать с 1643 года «Acta Sanctorum». Первоначально план его был составлен иезуитом Герибертом Росвейцом, по смерти которого в 1629 году дело это было передано орденом Иоанну Болланду (подробнее см. под словом Болландисты, II, 929–930). Хорошее сокращение издания болландистов представляет труд Адальберта Мюллера «Общий мартиролог» (1860,) и может служить справочной книгой к нему. Полный указатель к этому изданию составлен Потастом «Biblotheca historica medii aevi», Берлин 1862. И другие р.-католические ордена издавали жития святых. Так существуют «Acta Sanctorum ordinis s. Benedicti», Париж 1688, Мабиллона; «Цистерцианский мартиролог» Генрикеца, 1633;«Paradisus Carmelitici decoris» Алегри, 1639; «Мартиролог ордена миноритов» Монстири, 1638, и ордена доминиканцев — Сикка, 1639, и др. Известны, наконец, частные мартирологи, относящееся к той или другой р.-католической стране: «Мартиролог африканский», составленный Стефаном Антоном Морчелли, «Дни памяти и указатель святых Бельгии», и д. Моланом, «Мартиролог немецких святых», изд. Валассер в 1562 г. и Канизий в 1573 году, «Мартиролог галликанский», сост.

http://azbyka.ru/zhitiya-svyatyh-troitsk...

1398 . Благовещенский, женский, ныне церковь в гор. Устюжне, Новго­родской губ. Упоминается в 1624 г.; в нем тогда была церковь Благовещения с трапезою и приделом Входа во Иеру­салим. Как кажется, он был перво­начально мужским. “Архив ист. и практич. свед. относ. до Росс., 1860–61 г.”, V, 40 (М-ри и церкви в Устюжне). 1399 . Благовещенский – Астраханский, женский, совсем уничтожен­ный, в гор. Астрахани. О нем известно только, что он уже существовал в 1670 г., но ни история и ни место его нахождения неизвестны. “Памят. кн. Астрах. губ. на 1876 г.”, Отд. II, 16; “Астр. губ. в.”, 1852 г., 9; “Акты истор.”, IV, 202 (Дело о бунте Рази­на, ст. показание Благов. девич. м-ря дьяко­на Ермила Романова, 1671 г.). 1400 . Благовещенский – Брагин­ский – Селецкий, женский, ныне село Селец, Минской губ., Речицкого у., Бра­гинской волости, в 70 вер. к югу от Речицы и в 5 вер. к сев. от мест. Брагина, на прав. берегу реч. Брагинки. Основан в 1609 г. кн. Адамом Виш­невецким и супругою его Александрою Ходкевич для укрепления православия против унии. В 1726 г. монахини были изгнаны из м-ря за неявку в Мозыр. суд по делу об убийстве монаст. слу­жителя. Потом он передан во владение базилианам. “Минск. губ. в.”, 1864 г., 50. Архим. Николай, “Ист. стат. опис. Мин. еп.”, 164. 1401 . Благовещенский Большой Перемеры, неправильно Перемуский, мужской, ныне церковь , приписанная к селу Власьеву и стоящая при дер. Боль­шой Перемерке, Тверской губ. и уезда, в 4 вер. к вост. от Твери, по Москов­скому шоссе, при впадении рч. Перемерки в Волгу. В летоп. (XV, 445) под 1390 г. значится: «стрете митрополита на Пере­мере», но был ли тогда м-рь, неизвестно. Перемерский м-рь упоминается в 1436 г., когда в нем был игум. Иона. По ста­рым писцовым книгам Ив. Заболоцкого он уже существовал в 1540 г. и по­лагают, что в 1569 г. здесь стоял Грозный во время истребления Твери. В 1672 г. м-рь приписан к Твер. архиер. дому. По описи 1629 г. в нем было 2 церкви: Благовещения и св. Николая. Покровский, “Ист. стат. опис. Твер. губ.”, I, 116; “Твер. губ. в.”, 1852 г., 10 (опись 1629 г.), 1859 г., 22 (остатки м-рей); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 481, 49; “Акты Арх. Эксп.”, I, 223 (Ц. грам. 1549 г. в Дмитров Грише Оникиеву о содействии Дмитров. и Кимерск. таможенникам); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 23; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 155 (влад. в волости Захожье Твер. у.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2625 (межев. книга 1720 г. вотчин приписного к твер. архиепископу Перемуского, вероятно должно быть Перемерского, м-ря в Захожском стане); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1788 г., IV, 282 (межев. грам. нач. XVI ст. В. кн. Ив. Васил. на пожалование сыну своему кн. Юрию гор. Дмитрова и Кашина: «а на леве деревни Гостунские волости Кашинские дер. Паруново, дер. Молахово, дер. Логиново, селцо Коверенево Перемерского м-ря»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Осока, Осокины : Иван Григорьевич Осока Травин [см. Трава], 1497 г.; от него – Осокины, помещики, конец XV в. и позже, Новгород [см. Вязель, Дятелпна, Отава, Пырей] Осолихин Савва, таможенный голова, 1632 г., Тотьма Осорьины (позже – Осоргины ), известны с конца XV в; Кипелка [см. Кипелка] Терентьевич, 1555 г. Ососко Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород Осос – поросенок-сосун; переносное – бывалый человек, плут (Даль) Осталец, Остальцовы : Осталец Пименович Качалов [см. Качало], 1604 г., Новгород Останов, Останковы : Михаил Данилович Останок Головкин [см. Головко], 1539 г.; Останок, крестьянин, 1545г., Новгород; Дмитрий Семенович Останков, 1534 г., Московский уезд Останя : Остапя Федотов, дворский вел. кн. Ивана III, конец XV в., Тверь; Останя, крестьянин, 1545 г., Новгород [см. Кипчак, Мощалка, Сухосвитов] Остапов Иван Данилович, 1556 г., Кашира Остахно – Астафий, Евстафий Остей, Остеевы : Александр Андреевич Остей, боярин вел. кн. Дмитрия Донского; при обороне Москвы в 1382 г. от Тохтамыша упоминается литовский князь Остей [см. Жулеба, Чулок] Остолоп, Остолоповы : Матвей Дмитриевич Остолопов, 1586 г., Москва Остреиков Федор Юрьевич, 1622 г., Тула Остреневы Третьяк [см. Третьяк] и Иван Ивановичи, середина XVI в., Боровск; Остренев Юрий, городовой приказчик, 1612 г., Тула Острец, Острецовы : Острец, несколько лиц, XVI в., Новгород; Давид Острецов, крестьянин, 1502 г., Белоозеро; Алексей Савлуков [см. Савлук] Острецов, 1608 г., Новгород; Острецовы, вторая половина XVI в. и позже, Кашира Острец, вострец – пырей; остец – окунь Островский Гавриил Петрович, дворянин, 1629 г. [см. Наравт] Острога Емельян, крестьянин, 1495 г., Новгород Острогубов Темка Иванович, 1629 г., Мещовск Остроухое Григорий, помещик, 1592 г., Арзамас Остряков Истома [см. Истома] Федоров, ямщик, 1546 г., Тотьма; Гаврила Гаврилович Остряков, 1620 г., Тула Остуда : Остуда Федорович Неелов [см. Неел], 1545 г., Новгород; Остуда Власьев, 1569 г., Ярославль Остуда – размолвка, обида, досада Осюнины , крестьяне, 1534 г., Белоозеро

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010