Кор. Елизавета I. Фрагмент картины «Возвращение армады». XVI в. Неизв. художник (Морской музей в Гринвиче) Кор. Елизавета I. Фрагмент картины «Возвращение армады». XVI в. Неизв. художник (Морской музей в Гринвиче) Первый парламент в правление кор. Елизаветы, состоявшийся в нач. 1559 г., принял новый «Акт о супрематии», даровавший королеве титул «Верховного правителя» (Supreme Governor) англикан. Церкви и отменивший статуты о преследовании еретиков. Статут о единообразии восстанавливал протестант. богослужение в форме, предписанной «Книгой общих молитв» 1552 г. «Акт о супрематии» не только провозглашал власть короны над англ. Церковью и отвергал власть папы, но также требовал принесения присяги о признании этих принципов от всех светских должностных лиц и от тех, кто получали ученую степень в ун-тах или принимали сан. Отказ от принесения присяги означал смещение со всех постов; отрицание же королевской супрематии влекло за собой лишение имущества и свободы. Повторный отказ от присяги приравнивался к гос. измене со всеми вытекавшими отсюда последствиями. Из 900 приходских священников 189 отказались признать Елизавету «верховным правителем». Согласно «Акту о единообразии» 1559 г., священники были обязаны соблюдать порядок литургии, предписанный «Книгой общих молитв» (1552) под страхом лишения бенефиция и тюремного заключения (вплоть до пожизненного). Тот же статут впервые устанавливал штраф в размере 12 пенсов за непосещение приходской церкви по воскресеньям и праздникам (в 1581 он был увеличен до 20 ф. с.). Был принят новый англикан. Символ веры, т. н. «Тридцать девять статей» , разработанный на основе «42 статей» Эдуарда VI, а также издана новая «Книга гомилий» (1571). В 1560 г. новое религ. законодательство было признано в Ирландии, где была создана Епископальная Церковь Ирландии (Church of Ireland). Однако протестантизм распространился только на территориях, управлявшихся непосредственно из Дублина. В июле 1559 г. королева назначила новую визитацию в масштабах всей страны: предписывалось проверять, служится ли литургия на англ. языке, имеются ли в приходах экземпляры Библии на англ. языке, а также убраны ли из церкви все изображения, предметы утвари и облачения, не разрешенные новым молитвенником. Предписывалось также заменить алтари на столы для причастия. Епископские визитации 1560-1561 гг. и более поздние (вплоть до сер. 70-х) были призваны бороться с католич. обрядами. В 70-х гг. появилось новое поколение духовенства, выпускники ун-тов, кальвинисты, стремившиеся к очищению Церкви от остатков католицизма в обрядности, а также к изменению ее структуры - уничтожению епископата. В 1570 г. Томас Картрайт публично выступил с заявлением, что англ. Церковь своей структурой противоречит Свящ. Писанию. В 1571 и 1572 гг. протестанты призывали реформировать церковное право и пересмотреть «Книгу общих молитв», что вызвало противодействие кор. Елизаветы; в опубликованном «Предостережении парламенту» речь шла об устройстве Церкви.

http://pravenc.ru/text/150119.html

17. ДOCUФEЙ II с 1508 года. Начальствовал 1 год и полнедели. 18. NAMBA I Мошнин с 1509 года. Скончался в 1515 году, Мая 6. Начальствовал 8 лет. 19. ИАКОВ Кашин с 1517 года. В 1521 году, Ноября 8, оставил Игуменство. 20. NOPФUPUЙ I с 1521 года, Февраля 2. В 1525 году в Сентябре оставил Игуменство. 21. APCEHUЙ I Сахаров с 1525 года. Начальствовал 3,5 года. 22. АЛЕКСАНДР с 1529 года. Начальствовал 5,5 лет. 23. ИОАСАФ Скрыпицын с 1536 по 1539 годы. Потом возведён на Митрополию Всероссийскую. 24. NOФUPUЙ II с 1539 года. Начальствовал 2 года. 25. АЛЕКСИЙ с 1542 по 1543 годы. Потом Архиепископ Ростовский. 26. NOPФUPUЙ III с 1544 года. Начальствовал 5 недель. 27. НИКАНДР с 1548 по 1547 годы. Потом Архиепископ Ростовский. 28. ИОНА I Щелепин с 1547 года. Начальствовал 3 года и 30 недель. 29. CEPANUOH II Курцов. Начальствовал 3 года и полмесяца. Потом хиротонисан в Архиепископа Новгородского. 30. АРТЕМИЙ Пустынник. Начальствовал полмесяца. 31. ГУРИЙ Лужецкий с 1553 по 1554 годы. Потом хиротонисан в Епископа Рязанского. 32.  ИЛАРИОН Кириловец в 1584 году. Начальствовал 8,5 месяцев. 33. ИОАСАФ Черной с 1555 года. Начальствовал 5,5 лет. Всего Игуменства было 219 лет, 33 недели и 3 дня. Б) Архимандриты 34. ЕЛЕВФЕРИЙ в 1560 году произведён в Игумена, а в 1561 году, Января 6, – в Архимандрита. 35. МЕРКУРИЙ Дмитровец с 1562 года. Начальствовал 4 года, 5 недель. 36. KUPUЛЛ I с 1566 года. Начальствовал 3 года. 37. NAMBA II с 1568 года. Начальствовал 25 недель. 38. ФEOДOCUЙ I Вятка с 1569 года. По 2-летнему правительству в 1571 году уволен на покой. 39. NAMBA III с 1571 года. Начальствовал 3 года. 40. BAPЛAAM I с 1574 года. Начальствовал 3 года и 3 месяца. 41. UOHA II с 1576 года. 42. МИТРОФАН Дмитровец с 1585 года. Начальствовал 3,5 года. 43. КИПРИАН Балахонец с 1588 года. Начальствовал 5,5 лет. 44. KUPUЛЛ II в 1594 году переведён из Новгородского Антония Римлянина монастыря. Начальствовал 11 лет. 45. UOACAФ I с 1605 года. Переведён из Пафнутьева Боровского монастыря. Начальствовал 5 лет неполные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Государь исполнил эту просьбу, известив о том и настоятеля обители. В 1561 году прибыл в Москву из русского монастыря св. великомученика Пантелеймона игумен Иоаким и с ним еще 4 старца. Вместе с ними из монастыря св. Николая чудотворца (т. е. Ставроникитского) 4 человека и из Лавры св. Афанасия 5 человек. Они почтены и удоволены милостынями самим царем и царицею со чады их, и прочими властями духовными и светскими. Жили они в Москве два года без двух месяцев. Сведения о сем находятся в сохраняющейся в московской синодальной библиотеке рукописи под 272. Рукопись эта имеет всю историческую важность. Из ней видно, что в 1561 году в русском св. великомученика Пантелеимона монастыре были: игумен, священников 15, диаконов 7, и всей братии 170. Цифра почтенная! Церквей внутри и кругом монастыря было 15, житие киновийное (общежительное). Дивно, что чрез 13 лет после сего монастырь оказался совсем пустым. Если справедливо печальное предание, записанное у Барского, что однажды, по возникшей неприязни греки извели всех русских, то кажется можно отнести сие к этому времени. В 1571 году Афонская русская обитель удостоилась получить царскую грамоту на имя своего игумена Диомида, и при ней милостыню: 200 рублей по царице Анастасии, чару серебряную по царице Марии, да по брате царевом князе Георгие Васильевиче 150 руб. для ежегодного их поминовения. Эту грамоту и милостыню привозил на Афон царский человек Семен Борзунов. В 1582 году послан был на Восток для раздачи монастырям милостыни по душе царевича Иоанна царский человек Иван Мешнинов; в росписи было назначено русскому Пантелеймонову монастырю 500 рублей. Но прежде чем Мешенинов возвратился обратно, а именно в 1584 году, была послана в русский монастырь новая милостыня от Государя с торговым человеком Марком Самсоновым, при грамоте, в которой Государь извещал, что прежде сего (1582 года) «когда не стало Божиим изволением в живых сына его царевича Ивана», он посылал с человеком своим Иваном Мешениновым по душе его милостыни 500 рублей, a ныне посылает им опять по царевиче с Марком Самсоновым ризы и стихарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как это ни покажется странным, но далеко не во всех случаях зафиксировано наличие над ракой святого его иконы. Такая ситуация существовала у гробниц преп. Саввы Крыпецкого в 1584–1587 гг. 1550 , преп. Ферапонта в можайском Лужецком монастыре в 1596–1598 гг. 1551 , свт. Иоанна Новгородского и князя Владимира Ярославича в новгородском Софийском соборе в 1617 г. 1552 . Но все-таки над значительным числом рак подобные иконы существовали 1553 , иногда их было две или несколько, как, например, над раками Зосимы и Савватия Соловецких 1554 , Антония Сийского 1555 . Известны случаи, когда над ракой или вблизи нее помещали житийную икону святого 1556 , но это, видимо, делали тогда нечасто. Роль иконы святого над ракой исполняло порой его фресковое изображение 1557 . Характерно, что в ряде случаев святой на иконе, установленной у раки, изображался в молении перед Иисусом Христом, Богоматерью или перед ними обоими. Такие иконы существовали вблизи гробниц Петра и Ионы митрополитов Московских 1558 , Зосимы и Савватия Соловецких 1559 , Германа Соловецкого 1560 , Антония Сийского 1561 и преп. князя Игнатия Угличского в Спасо-Прилуцком монастыре 1562 . По-видимому, подобная икона существовала над гробницей св. Леонтия Ростовского еще в XV в. 1563 Это предельно наглядно демонстрировало заступничество святого за людей перед Богоматерью и Богом.  Обычным, видимо, было и наличие над гробницей икон Иисуса Христа, Богоматери и некоторых других святых 1564 . Бывало, когда над ракой или вблизи нее размещали деисусный чин 1565 или целый двух-трехъярусный иконостас, состоявший из небольших икон 1566 . Важным и часто упоминающимся в документах элементом надгробного комплекса являлась свеча или лампада, или несколько свечей и лампад 1567 . Значение свечи подчеркивалось иногда не только ее размерами («пудовая» свеча у раки митрополита Петра Московского 1568 ), но и особой функцией – «свеча неугасимая» 1569 . Известны два упоминания конца XVI – начала XVII вв. о «кружках» для денежных подаяний у рак св. Антония Сийского 1570 и Саввы Вишерского 1571 . Но, очевидно, данный элемент надгробного комплекса встречался в рассматриваемую эпоху чаще. Об этом косвенно свидетельствует факт поступления денег от раки Алексея митрополита Московского 1572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Очевидно, что монастырь находился в сложном положении, вынуждаемый всё время прибегать к помощи России. Уже в 1555 г. старцы из Пантелеймонова монастыря (иеромонахи Иаков и Мартирий) снова прибывают в Москву, с грамотой царю от игумена Павла, просившего, дабы царь «смиловался, призрел свой монастырь, ибо каждый народ имеет здесь своего покровителя, их не хочет жаловать ни Мултянский, ни Волошский воеводы, говоря: “вы себе имеете царем и государем Великого Князя Московского”». 502 Это послание – важное свидетельство не только о тяжелом состоянии монастыря в те годы (о чем свидетельствует и наступившее довольно скоро запустение), но и щедрой помощи Пантелеймонову монастырю со стороны русских правителей. О трудностях в славянских обителях свидетельствует и грамота царю от Хиландаря: «ныне наши монастыри словенского языка в греческой земле пребывают в чуждо странствии: и алчем и жаждем и наготуем, без своих царей и ктиторов у безбожных агарян. Сотвори милость с нами, да примешь мзду от мздовоздаятеля Бога»... 503 Из Хиландаря также просили царя, чтобы тот послал султану грамоту. Царь внял просьбам святогорцев и выслал в сентябре 1551 г. грамоту к султану, где просил за оба монастыря. Чуть ранее, в январе того же года, царь писал Константинопольскому патриарху Дионисию по поводу будущего дьяка Обрюта Михайлова Грекова: «Ты бы велел его у себя учить грамоте греческой и языку: а если тебе у себя его учить нельзя, то отошли его на Св. Гору Афонскую, в наш монастырь св. Пантелеймона». Это говорит о том, что в Пантелеймоновом монастыре готовили по необходимости толмачей для посольского приказа. В мае 1554 г. в Москву приезжает старец Евфимий от игумена Геннадия за милостыней, а в 1561 г. прибыл сам игумен Пантелеймонова монастыря с четырьмя старцами. С ним приехали еще четыре монаха из Ставроникитского монастыря и пять – из Лавры св. Афанасия. Они были пожалованы милостыней царя, прожив в Москве почти два года. 504 В 1571 г. обитель св. Пантелеймона получила грамоту на имя игумена Диомида и милостыню: 200 рублей на поминовение царицы Анастасии, 150 рублей – на поминовение брата царя Георгия Васильевича, чару серебряную – на поминовение царицы Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1554. Забытые страницы русского имяславия. С. 59–60 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1555. Там же. С. 60. 1556. Т. е. имяславцев. 1557. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 153. 1558. Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Бо–жия. С. 1508. 1559. Там же. С. 1509. 1560. Пс. 13:1; 52:2. 1561. Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего имени Бо–жия. С. 1504–1521. То же в: Моя поездка на Старый Афон. С. 153–154. 1562. М. К. Афонский бунтарь. — Русское слово, 9.07.1913 157). Данное сообщение о выступлении архиепископа Никона перед афонскими монахами, принадлежащее ино–кам–имяславцам Феофилу (Кузнецову) и Иакову (Чернопятову), скреплено подписью архимандрита Давида (Мухранова) и печатью Свято–Андреевского скита. Ср. также свидетельства игумена Пантелеимонова монастыря архимандрита Мисаила: Забытые страницы русского имяславия. С. 61–62 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 185 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41. Л. 15–29об.). 1563. На Афоне. — Русское слово, 12.06.1913 134). На этом же пароходе из России возвращался Патриарх Антиохийский Григорий. Архиепископ Никон встретился с ним и заручился его»нравственной поддержкой». См.: Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 154–155. 1564. Там же. С. 155. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 62 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1565. Забытые страницы русского имяславия. С. 253 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 16). 1566. Никон, архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Бо–жия. С. 1512; Моя поездка на Старый Афон. С. 156. 1567. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 156–160. 1568. Там же. С. 160. 1569. См.: На Афоне. Константинополь. 22.06. — Русская молва, 23.06.1913 189). 1570. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 65 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 186 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41). 1571. Там же. С. 160 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41). 1572. РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 79. Ср.: Сборник документов относящихся к Афонской имябожнической смуте. Пг., 1916. С. 34.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

На другой стороне первой улицы, идя обратно: 55) «7079 (1571) Генваря 19 преставися р. б. Полиект Якимов сын Неклюдов сотник Стрелецкой, а убит на рати под Колвянео». 56) «1700 года месяца Ноября в 24 день убиен на службе Великого Государя, Новаторжского уезду р. б. Иоанн Филипеев сын Лежнев за Свейским рубежем под Новым горотыщем». 57) «707 третьего (1565) месяца Сентября в 15 д. убиен бысть Илия Андреевич Селивнов работник». 58) «1701 года месяца Августа 17 д. преставися на службе Великого Государя под Печерским Монастырем р. 6. Михаиле Леонтьев сын Еремеев». 59) «7166 (1658) Генваря 30 преставися р. 6. Священноиерей Георгий Миронов сын служителя церкви четыредесяти мученик на посаде». 60) «7164 (1656) Июля 20 убиен бысть на Государеве службе под Юрьевым Ливонским, Московской дворянин Князь Ферапонт Васильевич Крапоткин». 61) «7160 (1652) Декабря 16... преставися р. б. Печерский помещик Борис Юрьев сын Пустошин». (Против входа из коридора). В третьей улице, идущей вправо от второй. 62) Сряду положены трое Пушкиных (7077,7078 и 7069). 63) «7084 (1576) Июня 15 преставися р. 6. Георгий Яковлев сын Назимов, а убит от Немецких людей под Ансълом». 64) «7115 (1607) Августа 31 убиен бысть Алексей Васильев сын Назимов под Кромами». 65) «7164 (1656) в месяце Августе преставися на Государеве службе под Юревыевым (вероятно под Юрьевым) Ливонским р. 6. Яким Васильев Обютинн Луцкой помещик». 66) «7069 (1561) Марта 20 преставися подъячей Петр Васильев Есип(?) (фамилия не ясна). На другой стороне 3-й улицы обратно: 67) «7067 (1559) м-ца Августа убиен р. 6. от немеч Ливонских Иван Глебов сын» (далее не разобрать). 68) «7068 (1560) Августа 18 преставися р. б. Дмитрей Васильев сын Веселаго убиен бысть под Вели». 69) «7162 (1654) Генваря 14 убиен бысть под Витебском Печерянин посадской человек Игнатей Дорофеев сын Себежнин на приступе». 70) «7068 (1560) Августа 2 убиен бысть на рати Князь (или Князя) Иванов Федоровича Мстиславского Кондратий Стефанов сын» (далее не видно). 71) «7164 (1656) Сентября 23 убиен бысть на Государеве службе згосударя Царя...

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Курило, курилка – кутила, пьяница Курица, Курицын : Григорий Романович Курица Каменский [см. Каменский], первая половина XV в.; от него – Курицыны; Курицын Федор Васильевич, дьяк, 1488–1493 гг. [см. Налитка, Обедня, Цыпля] Курка Иван, крестьянин, 1504 г., Верея; Мурза [см. Мурза] Захарьевич Куркин, 1579 г., Ряжск Курлаковы , владимирцы, с конца XV в. на поместьях в Новгороде; Хотен [см. Хотен] Иванович, 1561 г. Курлов Филипп, крестьянин, 1564 г., Олонец Курля кн. Иван Васильевич Оболенский, 1506 г.; от него – князья Курлятевы Курля – кудрявый Курман, Курманов : Курман, княжеский сокольник, начало XVI в., Переяславль; Иван Курманов, казанский татарин, помещик, 1505 г., Новгород Курмыш Митрофан Матвеевич, умер в 1595 г., Ряжск; Курмышев Константин, 1526 г., Белоозеро; Афанасий Артемьев Курмышев, слуга Кириллова монастыря, 1577 г. Курносов Борис, посадский человек, 1624 г., Зарайск Куровский Клементий Нелюбов [см. Нелюб], помещик, 1608 г., Нижегородский уезд Куровы : Иван, писец, 1579 г.; Митрофан Матвеевич, 1594 г., Ряжск Куроед, Куроедов : Константин Александрович Куроед Беклемишев [см. Беклемиш], начало XVI в.; Игнатий Федорович Куроедов, 1534 г., Москва [см. Голчины] Курочка , крестьянин, 1579 г., Шуя Курсан , крестьянин, 1495 г., Новгород Куртеп , крестьянин, 1501 г., Ростов Куртяев Аникей Иванов, 1530 г., Двина Курултяев Замятня [см. Замятня] Федорович, 1586 г., Арзамас Курцев Иван, мелкий вотчинник, 1478 г., Переяславль; его внук Никита Афанасьевич Фуников [см. Фуник], дьяк и казначей царя Ивана, казнен в 1570 г. Курч Иван Никитич Пушкин [см. Пушка], вторая половина XV в.; от него – Курчевы-Пушкины [см. Фуник, Щур] Курч, курча – 1) цыпленок, 2) карша, карга, брус в избе Курчеба, Курчебин : Курчеба Иванович Глотов [см. Глотовы], помещик, 1545 г., Новгород; Федор Курчебин, писец, 1560 г., Новгород [см. Брен] Курчик Артемий, крестьянин, 1564 г., Заонежье Курша , крестьянин, 1545 г., Новгород Курыханов Авраам, крестьянин, 1571 г., Новгород Курьянов Кузьма, крестьянин, 1450 г., Соль Галицкая [ср. Деревяга]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мордяй Аким Елизаров, крестьянин, 1585 г., Арзамас Море, Морев : Полуект Васильевич Море Глебов-Сорокоумов [см. Сорокоум], посол в Царьград, 1443 г.; от него – Моревы; Илья Петрович Морев, 1530 г., Ростов Морины, XVI–XVII вв., Рузский уезд Морков Серапион, старец, монастырский строитель, 1611г. Мородин см. Мурадин Мороз, Морозовы : Иван Семенович Мороз, середина XIV в.; от него – Морозовы; кн. Григорий Яковлевич Мороз Мещерский, убит в 1571 г. под Москвой [см. Асан, Баланда, Баташ, Болван, Брюхо, Бурец, Владыка, Волга, Голочел, Дурак, Жест, Кляча, Козел, Мещанин, Мурадин, Поплева, Русалка, Салтык, Ситник, Скряба, Сыч, Тучка, Туша, Чеглок, Чудо, Шаст, Шест, Шея, Шуст] Морозенок , крестьянин, 1627 г., Курмыш Морозец , крестьянин, конец XV в., Новгород Морозко , крестьянин, XV в., Новгород Морох Степан, крестьянин, середина XVI в., Новгород Морок – морока, мрак, обман; морочить – обманы вать Морохолья Семен Иванович Замыцкий, первая половина XV в. Морсало , крестьянин, 1545 г., Новгород Морсало – морс из брусники или клюквы Мортаковы , крестьяне, 1627 г., Белев Мортка, Морткин : кн. Федор Иванович Мортка Ярославский, середина XV в.; от него – князья Морткины [см. Аксак, Горчак] Мортка – денежный знак, кунья мордка Морх Иван, крестьянин, конец XV в., Новгород Морох, морхи – мохры, висячие пучки нитей (Даль) Морхиня Иван Гаврилович, сын Гаврилы Алексича, соратника Александра Невского на Ледовом побоище; вторая половина XIII в. [см. Казарип, Неведомица, Пушка, Холопище] Морцев Иван Лаврентьевич, немчин, 1613 г., Нижний Новгород Морша Семенович Жерлицын [см. Жерлицын], 1565 г., Казань (1554 г., Кашин? – С. В.) Моршавин Сазон, бортник, 1608 г., Нижний Новгород Моршаков , XVI–XVII вв., Рязань Моршалкин Григорий Андреевич, 1511 г., Рязань Моршалков Дмитрий Иванович, 1550 г., Вязьма Морщиха Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород; Морщихин Панка, крестьянин, 1425 г., Новгород; позже там же Морщихины Морыга Алексеев, дьяк Троицкого монастыря, 1520 г.; Иван Морыга, крестьянин, 1561 г., Соль Вычегодская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Итал. В., на к-рых реформатская традиция оказала заметное влияние, сохранили свою религ. и политическую самостоятельность, оказав вооруженное сопротивление армии во главе с католич. герц. Савойским Эммануилом Филибертом (1553-1580). По условиям мирного договора, заключенного в Кавуре (июнь 1561), власти были вынуждены признать автономию ряда общин В.; из местечек, не перечисленных в договоре, В. изгонялись. В 1571 г. сохранившиеся общины объединились в союз (Union des Vallées) для защиты своих прав. В 1655 г. герц. Карл Эммануил II вновь начал борьбу с В., что вызвало осуждение со стороны протестантских церквей. В 1686 г. герц. Савойский Виктор Амедей II по соглашению с франц. кор. Людовиком XIV опять предпринял насильственное обращение В. в католичество. Восстание недовольных В. было подавлено, часть восставших были заключены в тюрьмы или сосланы на галеры, др. вынуждены были покинуть Пьемонт. В 1689 г. вальденский проповедник Анри Арно, поддерживаемый правителем Нидерландов и буд. англ. кор. Вильгельмом III Оранским, собрал ок. 800-900 вооруженных В. и франц. гугенотов; вторгшись в Пьемонт и начав там военные действия, добился у герцога признания В. и амнистии для наказанных. Однако в 1698-1699 гг. более 2 тыс. пьемонтских В. и примкнувших к ним франц. гугенотов были вынуждены переселиться в Германию (гл. обр. в Вюртемберг), где они образовали ряд колоний (в 1716 существовало 14 общин, насчитывавших 4 тыс. чел., из них 2500 в Вюртемберге). Позднее большинство этих общин перешло в лютеранство. Оставшиеся в Пьемонте подвергались гонениям; их права были признаны в 1848 г. К нач. XX в. вальденская церковь являлась национальной итал. протестант. церковью с независимой иерархией и центром во Флоренции, отличным от реформатского богослужебным обрядом и собственным теологическим факультетом, готовящим проповедников (с 1861 - во Флоренции, с 1920 - в Риме). В 1979 г. вальденская церковь объединилась с методистскими общинами Италии, получив офиц. название «Евангелическо-вальденская церковь: союз вальденских и методистских церквей» (Chiesa Evangelica Valdese: Unione delle Chiese Metodiste e Valdesi).

http://pravenc.ru/text/154017.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010