Сохраняя этот принцип, архитекторы Эскориала нарушили законы, лежащие в основе организации ансамбля классического здания. Возведение длинной однообразной стены разрушало гармонию и создавало атмосферу внутреннего напряжения, к-рая усиливалась из-за контраста между гладкой поверхностью стен и объемно проработанными ордерными композициями. Это напряжение является главной характерной чертой архитектуры Позднего испан. Возрождения, почему мн. исследователи видят в десорнаментадо черты барокко и маньеризма и трактуют его как воплощение идей Контрреформации. Современникам, не знавшим всего разнообразия форм итал. Возрождения, Эскориал казался самым классичным зданием в мире. Испан. скульптор и ювелир Хуан де Арфе-и-Вильяфанье в соч. «О различном соизмерении скульптуры и архитектуры» (1585) писал: «...великий король испанский Филипп захотел основать главный храм, избрав для него местом долину около селения Эскориаль. И там Хуан Баутиста де Толедо создал такой проект, в котором учел все основные правила, превзойдя в этом греков и римлян». Параллельно с работами в Эскориале Эррера участвовал в перестройке королевской резиденции в Аранхуэсе (проект 1561 г.) и выполнил проекты юж. фасада Алькасара в Толедо (1571-1585), биржи в Севилье (1583-1646) и кафедрального собора в Вальядолиде (1589-1668, не окончен). В этих постройках он варьировал уже освоенные им схемы декора из трактата Серлио. После смерти Эрреры в 1597 г. стиль десорнаментадо не прекратил своего существования, хотя и несколько видоизменился. Представители школы этого мастера практически не заимствовали новых композиций из итал. трактатов, ограничиваясь использованием уже разработанного материала. Исключение составляют лишь Галерея выздоравливающих в Эскориале (между 1597 и 1610, архит. Франсиско де Мора) и здание ратуши в Толедо (1612-1618, Хорхе Теотокопули). Изменения, вносимые мастерами школы Эрреры, были обусловлены характерным для Позднего испан. Возрождения стремлением к уничтожению излишнего декора, в т. ч. и ордерного (фасад ц.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

1554. Христианство – сила Божия во спасение. 1867. I. 3. 1555. О начале христианской жизни. 1858. I. 303. 1556. О нравственных началах. 1867. II. 346. 1557. Нравственная жизнь человека, по изображению св. Исаака Сириянина. 1859. I. 267. 1558. О духовно-нравственной борьбе в жизни христианина – Ф. Надеждина. 1864. III. 365. 1559. Как и при каких условиях действует благодать Божия в человеке к произведению добрых дел. 1832. XLVI. 26. 1560. Сила благодати. 1822. V. 114. 1561. Значение идеи бессмертия для нравственной жизни человека. 1866. II. 601. 1562. О благом иге Христовом. 1828. XXXI. 107. 1563. Об узком пути ко спасению. 1827. XXV. 120. 1564. Путь на небо. 1830. XXXVII. 222. 1565. Дух и плоть. 1833. II. 108. 1566. О различии между плотью и духом. 1822. VII. 208. 1567. Ревность о спасении 1851. II. 234. 1568. Пути спасения. 1852. I. 456. 1569. Путь к совершенству. 1860. I. 39. 1570. Евангельские блаженства. 1853. II. 335. 1571. О внутренних свойствах добродетели христианской вообще и всякого доброго дела в частности. 1854. II. 449. 1572. Без добродетели нет счастья. 1855. II. 223. 1573. О немощи закона. 1837. I. 95. 1574. О нравственном евангельском законе. 1837. II. 166. 1575. О различии состояния под законом и благодатью. 1822. VI. 101. 1576. Закон и благодать. 1839. IV. 48. 1577. О Богопочтении. 1838. II. 329. 1578. О Вере. 1840. IV. 236. 1579. О Вере. 1823. XII. 327. 1580. О простоте Веры. 1824. XV. 215. 1581. В чем первоначальная причина неверия? – Ф. Надеждина. 1864. I. 3. 1582. Вера в Господа нашего И. Христа. 1856. I. 290. 1583. О холодности к Вере, примечаемой в людях образованных. 1834. III. 310. 1584. О недостатке веры в мире. 1837. XXV. 119. 1585. О вере, как добродетели христианской. 1855. II. 401. 1586. Вера и тайны христианства. 1855. II. 489. 1587. Размышления о тайнах веры. 1847. I. 448. 1588. О делах Богопочтения. 1855. I. 359. 1589. Благоговение к Иисусу. 1848. I. 346. 1590. Любовь к Богу. 1854. I. 260. 1591. Мир с Богом. 1854. II. 527. 1592. Мир по взору Евангелия и гонение его на дух христианства. – (А. Фотия). 1862. II. 318.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Г. Горджевский Польский Брестская Библия. Брест, изд. С. Мурмелиус. 1563 (РГБ). Фронтиспис Нового Завета Брестская Библия. Брест, изд. С. Мурмелиус. 1563 (РГБ). Фронтиспис Нового Завета Фрагменты первых польск. библейских переводов встречаются в средневек. богослужебных книгах - отдельные псалмы или их части, молитва «Отче наш», Десять заповедей и ряд др. цитат - прежде всего в сборниках проповедей, содержащих комментируемые отрывки Свящ. Писания (самые древние - Свентокшиские (сер. XV в.), Гнезненские (нач. XV в.) и Пражский (сер. XV в.) сборники проповедей). Библейские фрагменты и парафразы сохранились в агиографических и летописных сочинениях. Существенное значение имеют библейские элементы в апокрифах (напр., Перемышльское размышление, сохранившееся в списке кон. XV в. с почти полным переводом Мф), в стихотворных жанрах или романах ( Опец Б. Житие Господа Иисуса Христа. Краков, 1522) и позже в мессиадах эпохи барокко (В. Потоцкий и др.). Полный перевод Б. осуществлен в XVI в. Католич. перевод, основанный на тексте Вульгаты, впервые напечатан в Кракове в 1561 г. и связан с именем Я. Нича из Львова (Библия Леополита). 2 годами позже в Бресте выходит кальвинист. перевод, известный как Брестская или Радзивиловская Библия. В 1572 г. С. Будный издает антитринитаристский перевод Б. с евр. и греч. языков (Несвиж, 1571-1572). В кон. XVI в. выходит перевод иезуита Я. Вуека (Краков, 1599), к-рый стал офиц. и навсегда определил представление поляков о библейском языке и стиле. К тексту Вуека восходят 3 стихотворные парафразы всей Б., выполненные С. Лещинским (1761), М. Куженецким (1769) и Р. Гуровским (1782). Среди многочисленных модернизаций перевода Вуека, начатых сразу после его смерти, следует отметить познаньское коллективное издание 1926-1932 гг. (5 томов, без апостольских Посланий и Откровения) и полное однотомное издание краковских иезуитов (1935). Полный протестант. перевод - Библия Гданьская - вышел в 1632 г., над к-рым особенно потрудился Д. Миколаевский. Гданьское издание для польск. протестантов имеет такое же значение, как Библия Вуека для римокатоликов.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Изменения религ. политики при Марии Тюдор и при Елизавете I не сопровождались в И. широкомасштабными репрессиями по отношению к представителям церковной иерархии: среди епископов принести клятву верности новой королеве отказались Уильям Уолш, еп. Мита, и Томас Леверус, еп. Килдэра. Однако и те прелаты, которые присягнули королеве, не всегда придерживались установленного англикан. порядка богослужения. Лимерикский еп. Хью Лейси во время посещения графства наместником Генри Сиднеем (1565-1567) отслужил традиц. католич. мессу (был смещен с кафедры в 1571). На более низких ступенях церковной иерархии идеи Реформации не получили поддержки: как правило, даже там в И., где епископы являлись сторонниками религ. преобразований, их контроль над духовенством был сильно ограничен. Кроме того, в большинстве случаев священников в приходские церкви назначали не епископы, а представители местной знати. По причине языковой и культурной обособленности ирландцев и относительной независимости ирландских графств за пределами обл. Пейл влияние Реформации на гэльское население в И. оказалось незначительным. В Коннахте управление 6 диоцезами было сосредоточено в руках Кристофера Бодкина, еп. Килмакдуа (1533-1572) и архиеп. Туама (с 1536), и Роланда Бёрка, еп. Клонферта (1534-1580) и Элфина (с 1551), которые были ставленниками влиятельных семейств Бёрк из Кланрикарда и Мак-Уильям Бёрк. Добиваясь признания как Папского престола, так и англ. администрации, прелаты стремились не допустить в Коннахт др. епископов, назначенных папой или королем. В 1555 г. комиссия под рук. кард. Реджинальда Поля освободила обоих прелатов от обвинения в протестант. ереси, однако после вступления на престол кор. Елизаветы I епископы присягнули ей на верность. В 1561 г. папский посланник Дейвид Вулф рекомендовал Римской курии простить обоих прелатов, к-рые формально считались протестантами, но сохраняли верность католицизму. Отчеты, составленные ок. 1565 г. архиеп. К. Бодкином и еп. Р. Бёрком для англ. администрации, содержат сведения о диоцезах Туам, Килмакдуа и Клонферт.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Староконстантинов. Церковь Троицы Живоначальной в замке. /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1561 и 1571. Адрес: Ул. Замковая , восточный торец. Координаты: 49.758102, 27.227614 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, замковая, придворная князя Константина Константиновича Острожского. В ней он молился, когда бывал в своем городе. Из комнат княжеского дворца на втором этаже находился прежде выход на хоры этой церкви. Она стоит над рекой Случью; очень мала, довольно темна, с узкими старинными окнами; старый иконостас в ней недавно поновлен. Церковь эта построена в 1561 – 71 гг. основателем города князем К. К. Острожским одновременно с замком, строившимся с 1561 г. приблизительно 10 лет. Это самая древняя церковь в городе. В 1581 и 1594 гг. князь К. К. Острожский, воевода Киевский, дал настоятелям этой св.-Троицкой замковой церкви права «на селение Иршики и на отбирание мерки десятого дня» в Константиновских мельницах. Церковь эта существует и в настоящее время, под именем замковой, только к ней доделан притвор. Она с 1 марта 1891 г. приписана к соборному приходу, а до того времени числилась самостоятельною приходскою церковью. Теодорович Н.И. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии», том 4. Почаев: типография Почаевской лавры, 1899 г. Замковая церковь Святой Троицы - церковь, которая была заложена князем Константином Острожским в 1561 году. Каменный оборонительный комплекс представлял собой: дворец с оборонной башней и замковой церковью, звонница, въездные ворота и оборонная стена. Хозяйственные постройки и церковь располагались в западной части замка. Замковая Свято-Троицкая церковь являлась частью крепостных сооружений. Небольшая по размерам, она играла оборонительную роль. Церковь содержит элементы барокко. Сохранилась редкая фреска с изображением похорон А. Острожского, а также изображение герба князя - восьмиконечная звезда, охваченная снизу полумесяцем. Сегодня оборонительный комплекс родового гнезда Острожских является территорией православного мужского монастыря. Здесь проходят богослужения. На остальной территории комплекса ведутся археологические раскопки и реставрационные работы. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение К настоящему времени отреставрирована, появилась глава. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=30091

В сентябре, находясь на богомолье в Троицком монастыре, Иоанн IV получил известие о покорении Астрахани. В том же году – кончина преподобного Максима Грека. 1557 год – расширение территории Троице-Сергиева монастыря и «роздвижение» келий в нем, вынос конюшен за пределы монастыря. 19 мая 1559 года – закладка в Троицкой обители по образцу одноименного собора в Московском Кремле Успенского собора в присутствии царя Иоанна IV Грозного. 1560 год – начало игуменства Елевферия (1560–1562), первого архимандрита Троице-Сергиева монастыря. 6 января 1561 года он был возведен в сан архимандрита, впоследствии Архиепископ Суздальский. Предоставление последующим настоятелям Троице-Сергиева монастыря сана архимандрита с первенством перед архимандритами прочих монастырей. 1562 год – архимандритом монастыря стал Меркурий (Дмитровец; 1562–1566). В 1564 году, в ночь на 26 сентября, вскоре после отъезда Иоанна IV из Троицкого монастыря в Москву, сильный пожар произвел опустошение в обители, причем погорели все запасы на обиход монастырский, что «не осталось братиям ни на один день запаса снедного». Услышав о пожаре, царь «зело оскорбися» и повелел строить Троицкую обитель по-прежнему, для чего пожертвовал тысячу рублей и «иная потребная в монастырь даде». 21 декабря того же года Иоанн Грозный отпраздновал память Митрополита Петра в Троицком монастыре, а оттуда переехал в Александрову слободу, где устроил опричнину. 1566 год – архимандритом монастыря стал Кирилл 1-й (1566–1568), впоследствии Митрополит Московский и всея Руси. 1568 год – Троице-Сергиев монастырь в продолжение двадцати месяцев возглавлял архимандрит Памва 2-й (1568–1569), впоследствии сосланный в заточение Иоанном Грозным. 1569 год – архимандритом монастыря стал Феодосий (Вятка; 1569–1571). Первоначально настоятель Андроникова монастыря. 1571 год – архимандритом монастыря стал Варлаам 1-й (1571–1577). 1577 год – архимандритом монастыря стал Иона 2-й (1577–1584). 1782 год – гибель старшего сына Грозного – Ивана. «Лета 7090 (1582) ноября в 19 день, преставися Государь царевич князь Иван Иванович на память святаго Пророка Авдея и святаго мученика Варлама, дал Царь государь и князь великий Иван Васильевич всеа Руси по своем сыне царевиче князе Иване Ивановиче в вечной поминок, в дом Живоначальной Троицы и великим чюдотворцом Сергию и Никону 5000 рублев; да Государь дал Москве по Царевиче князе Иване Ивановиче с году на год два корма больших: первый корм ноября в 19 день на память святаго пророка Авдея и святаго мученика Варлама, а другой корм на память преподобнаго отца нашего Марка Епископа Арефусискаго и Кирила дьякона, а на завтре в 30 день на память преподобнаго отца нашего Ивана списателя лествицы, с году на год два корма больших, покамест сия святая обитель стоит».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

8 . Молитвослов (свето писание) напечатан в Венеции иждивением Винцентия Вуковича в 1547г., in 8°. вое писание оучинено на слав Бога гна и на спасене всакога христанина, кои нега виере, оу Бнецихь по Виценц Божидара Вуковича синь, на прьви дань (день) юна мсца афмз. 9 . Служебник напечатан в Венеции (иждивением Винцентия Вуковича) в 1554 году, in 4°. Эта книга есть новое перепечатание Божидарского служебника 1519 года без перемены текста, и даже лист в лист и строка в строку оба согласуются. 10 . Молитвослов напечатан в Венеции иждивением Винцентия Вуковича в 1560 году, in 8°. Эта книга есть только новое издание молитвослова 1547г., немного измененное в некоторых местах, особенно в начале. 11 . Триодь Постная напечатана в Венеции на иждивение Винцентия Вуковича Стефаном от града Скадра (Скутари в Албании), в 1561 году, в лист. 12 . Псалтирь с восследованием напечатана в Венеции иждивением Винцентия Вуковича в 1561 году, in 4°. 13 . Триодь Цветная напечатана в Венеции в 1562 году, в лист. 14 . Часословец издан в Венеции Иаковом из Камена Река, что в Герцоговине, близ Колашина, в 1566г., in 8°. 15 . Псалтирь с восследованием напечатана в Венеции Иеронимом Загуровичем из Котора (Каттаро в Далмации) и Иаковом Крайковым из Софии, в 1569 году, in 4°. 16 . Молитвенник (Требник) напечатан в Венеции на иждивение Иеронима Загуровича Иаковом Крайковым из Софии, в 1570 году, in 4°. 17 . Служебник, изданный Иеронимом Загуровичем в Венеции в 1554 году, in 4°. 18 . Святцы, разные службы и молитвы напечатаны в Венеции в 1571 году, in 12°. В конце этой книги помещены имена типографов, место и год печатания: « щанпано Бьнецехь. иаковъ д баромь. и аброжо. корсо. кмь пано. аласена. дла. скала. . Ч.Ъ.О.А.». Заглавие украшено гербом. Год MDLXXI (1571). 19 . Различнии потребии напечатаны в Венеции Иаковом из Софии в 1572 году, in 24°. 20 . Молитвослов напечатан в венецианской типографии Рампацетто благословением игумена Стефана, а трудом иеромонаха Саввы из монастыря Дечани, в 1597 году, in 24°.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В сентябре, находясь на богомолье в Троицком монастыре, Иоанн IV получил известие о покорении Астрахани. В том же году – кончина преподобного Максима Грека . 1557 год – расширение территории Троице-Сергиева монастыря и «роздвижение» келий в нем, вынос конюшен за пределы монастыря. 19 мая 1559 года – закладка в Троицкой обители по образцу одноименного собора в Московском Кремле Успенского собора в присутствии царя Ин. 4 Грозного. 1560 год – начало игуменства Елевферия (1560–1562), первого архимандрита Троице-Сергиева монастыря. 6 января 1561 года он был возведен в сан архимандрита, впоследствии Архиепископ Суздальский. Предоставление последующим настоятелям Троице-Сергиева монастыря сана архимандрита с первенством перед архимандритами прочих монастырей. 1562 год – архимандритом монастыря стал Меркурий (Дмитровец; 1562–1566). В 1564 году, в ночь на 26 сентября, вскоре после отъезда Ин. 4 из Троицкого монастыря в Москву, сильный пожар произвел опустошение в обители, причем погорели все запасы на обиход монастырский, что «не осталось братиям ни на один день запаса снедного». Услышав о пожаре, царь «зело оскорбися» и повелел строить Троицкую обитель по-прежнему, для чего пожертвовал тысячу рублей и «иная потребная в монастырь даде». 21 декабря того же года Иоанн Грозный отпраздновал память Митрополита Петра в Троицком монастыре, а оттуда переехал в Александрову слободу, где устроил опричнину. 1566 год – архимандритом монастыря стал Кирилл 1й (1566–1568), впоследствии Митрополит Московский и всея Руси. 1568 год – Троице-Сергиев монастырь в продолжение двадцати месяцев возглавлял архимандрит Памва 2й (1568–1569), впоследствии сосланный в заточение Иоанном Грозным. 1569 год – архимандритом монастыря стал Феодосий (Вятка; 1569–1571). Первоначально настоятель Андроникова монастыря. 1571 год – архимандритом монастыря стал Варлаам 1й (1571–1577). 1577 год – архимандритом монастыря стал Ион. 2 -й (1577–1584). 1782 год – гибель старшего сына Грозного – Ивана. «Лета 7090 (1582) ноября в 19 день, преставися Государь царевич князь Иван Иванович на память святаго Пророка Авдея и святаго мученика Варлама, дал Царь государь и князь великий Иван Васильевич всеа Руси по своем сыне царевиче князе Иване Ивановиче в вечной поминок, в дом Живоначальной Троицы и великим чюдотворцом Сергию и Никону 5000 рублев; да Государь дал Москве по Царевиче князе Иване Ивановиче с году на год два корма больших: первый корм ноября в 19 день на память святаго пророка Авдея и святаго мученика Варлама, а другой корм на память преподобнаго отца нашего Марка Епископа Арефусискаго и Кирила дьякона, а на завтре в 30 день на память преподобнаго отца нашего Ивана списателя лествицы, с году на год два корма больших, покамест сия святая обитель стоит».

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

В 1553 году были осуждены еретики М. Башкин и другие, которые были затем разосланы по различным монастырям 83 . В грамоте, посланной в Соловецкий монастырь, куда был отправлен бывший Троицкий игумен Артемий, названы архиереи-участники Собора и среди них епископ Суздальский и Тарусский 84 . А. Курбский в своей “Истории о великом князе Московском” пишет, что при этом был осужден настоятель суздальского Спасо-Евфимьева монастыря архимандрит Феодорит (†17 августа 1571), который А. Курбскому “исповедник был” 85 . Автор-перебежчик подчеркивает негативную роль Суздальского владыки в его осуждении, хотя и не называет иерарха по имени. Архимандрита Феодорита “отослаша в монастырь Кирилов, в нем же тои епископ Суздальскии прежде игуменом был, да тем и ученицы его отомстят ему прежнюю ненависть епископа” 86 . Одновременно с осуждением ереси проходили соборные разбирательства сомнений посольского дьяка И. М. Висковатого о новонаписанных иконах 87 . В соборных материалах не названы имена иерархов-участников Собора, но нужно думать, что их состав в обоих случаях был тождественен. В таком случае епископ Афанасий участвовал и в соборном деянии, когда И. М. Висковатому была дана трехлетняя епитимия за посеянное в народе смущение по поводу икон. Важным событием середины XVI века было покорение Казани, а 3 февраля 1555 года в Москве был поставлен первый Казанский святитель — архиепископ Гурий. Его избранию предшествовал Собор “о многоразличных чинех”, на котором было принято решение об открытии новой епархии в Русской Церкви. В этом торжестве, поставлении Казанского архиепископа, участвовали “опричь подьяков” 76 человек и среди них — Суздальский епископ Афанасий 88 . В 1561 году Соборным определением Троицкому монастырю было определено первенствующее место в Русской Церкви, а его настоятель был возведен в достоинство архимандрита. После имени архиепископа Ростовского Никандра в грамоте, подписанной на праздник Богоявления, назван епископ Суздальский Афанасий 89 . Вместе с другими иерархами во главе с Митрополитом Макарием он ручался в июле 1561 года за князя В.

http://pravmir.ru/russkaya-ierarhiya-xvi...

Иосиф в 1555 г. февраля 3 был на поставлении св. Гурия, архиепископа Казанского; в июле 1561 г. ручался по князе Василии Михайловиче Глинском; 28 марта 1565 г. по боярине Иване Петровиче Яковлеве; в апреле 1566 г. по князе Иване Михайловиче Воротынском (Собрание государственных грамот и договоров I, 470, 506 и 534); 2 Июля 1566 подписался в приговорной грамоте на объявление войны Польше (Собрание государственных грамот и договоров т. 1), потом (не позже как с августа) был в Симонове монастыре, на покое. Феодосий Вятко (в 1567–69) в 1568 году вместе с другими послан был в Соловецкий монастырь, по царскому повелению, для производства следствия о жизни святого мужа-Филиппа митрополита московского, бывшего игуменом того монастыря; в 1569–73 гг. он управлял Троицким Сергиевым монастырем, затем через несколько лет был епископом Рязанским (значится в синодиках рязанских после епископа Леонида, который упоминается в 1574–85 г.), а по хронографу Румянцевского Музея, «Сей бысть первый архиепископ Рязани» (Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских . 1863, кн. 2, отд. I, стр. 105). Примечание. Об архимандритах, вышепоименованных нами, начиная с Ефрема, см. в Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских . 1876, кн. 1, отд. I, стр. 175–176. 180–181. 185 и 194). Ефимий (в 1571–81) в 1571 г. ручался по князе Иване Федоровиче Мстиславском; в 1572 г. 29 апреля подписался на соборе о четвертом браке Иоанна Васильевича; 15 января 1581 г. (по Акт. археограф. эксп. I, 372; 1580 года по Собрание государственных грамот и договоров) подписался в грамоте о вотчинах монастырских после свияжского архимандрита (Собрание государственных грамот и договоров, т. 1. Церк. ист. Плат. II, 76). Феодосий (не Феодосий ли Вятко, несколько лет живший на покое в Троицком Сергиевом монастыре, вторично управлял Спасо-Андрониевым? В синодике записан один архимандрит с этим именем) 20 июля 1584 г. подписал соборную грамоту о вотчинах монастырских (о не отдавании впредь вотчин в монастыри по духовным завещаниям).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010