Лихачев, 66. Приводим таблицу сумм, оставленных на помин души по духовным XVI и XVII стол, начиная с более крупных. 1568–70 гг., Мясоед Сем. Вислой–3 р.=180–222 р., прежнему духовнику 5 р.—300—370. А.Ю. –1658, инокиня Улита, мать устюжского гостя Кирилла Босого–30 р.–510 р. Р. И. Б. XII, 318.–Нач. XVI в., Леонтий Дмитриев–5 р.=315–416. А. Ю. 415. Та же сумма, 1533–38. Вас. Ив. Беззубой; 1547–48, Сем. Фед. Киселев. Лихачев 9, 20.–1680, кн. Пелаг. Григ. Волконская–20 р.–340 р. Щукин, II, 197.–1560, Сем. Дм. Пешков-Сабуров–5 руб.—300—370 р. Лихачев, 46. Та же сумма. 1598, Мих. Пушкин Сборник Троиц. Л. 530, л. 1010-–1640, Вас. Ив. Нагой–5 р.–? Сборник актов Троиц. Л. 530, л. 1025 об.–1620, Ив. Вас. Щелкалов–15 р.–210 р. Лихачев 81.—1545—46, кн. Ив. Фед. Судцкой –3 р.—189—249 р.; другому духовнику столько же. Там же, 17.–1697, Илья Фед. Нестеров, – 10 р.=170р. А. Ю. Б. I, стб. 550.– 1663 г. Маркелл, архиеп. Вологодский – ту же сумму. Летоп. Зан. Археогр. Комм., III, прил.,39. —1600—1601, Вас. Як. Волынский–3 р.=180–222 (или 36 р.). Лихачев, 70.– 1559, Ив. Аф. Тютчев–2 р.=120–148 р. Там же, 37. Та же сумма: 1565, кн. Авд. Ив. Шемякина–Пронская и 1596, Никита Як. Аминев. Федотов- Чеховской, I, стр. 225; Сборник актов Троиц. Л., 532, л. 870 и об.—1629—30, Ив. Вас. Волынский–10 р.=140 р. Лихачев, 84.–1618, княг. Антон. Хворостинина–7 р.–98 р. Сборник актов Тр. Л. 532, л. 239.–После 1682, Вл. Ив.Бастанов–5 р.=85 р. Сборник кн. Хилкова, 55.–1627, Пантел. Мисюрь-Соловцов–40 алт.=16 р. 80 к., и прежнему духовнику–5 р.=70 р.– Полов. XVII в., Як. Фил. Люткин–5 р.=85 р., бывшему духовному отцу 3 р.=51 р. Лихачев, 91.–1518, Ив. Мих. Алферьев– р.=63–83 р. А. Ю. 417.–1535, Мария, вдова Дм. Мирославича–столько же. Лихачев, 11.–1611, Агаф. Як. Волынская – 2 р.=24 р. Лихачев, 73. Столько же– 1611, Вас. Ив. Волынский. Сборник актов Троиц. Л. 532, л. 758.–Столько же– 1647 Степ. Ив. Самарин. А. Ю. Б. II. 228, I.–1630, Харитон Семенов двум духовникам по 40 алт., т.е. по 16 р. 80 к. Сборник актов Троиц. Л. 530, л. 1341.–1542, Як. Андр. Гаряинов полполтины=от 15 р. 75 к. до 20 р. 75 к. Сборник Троиц. Л. 532, л. 858.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитриева З. В. Памяти келарей Кирилло-Белозерского монастыря «о поминках и запасах»: 1560–1630-е гг. Рукописное наследие Кирилло-Белозерского монастыря включает несколько тысяч документов и книг XV–XIX вв. Без преувеличения можно сказать, что оно является одним из крупнейших монастырских собраний. По степени сохранности кирилловский архив, пожалуй, можно сравнить только с архивом Соловецкого монастыря. В составе монастырских архивов значительное место занимает хозяйственная документация, появление которой непосредственно связано с управлением монастырским хозяйством и в конечном счете – с необходимостью обеспечения монастырского строительства и подвижнической жизни монашествующих. Число насельников в Кирилло-Белозерском монастыре во 2-й половине XVI – 1-й четверти XVII в. составляло несколько сотен человек. По смете доходов и расходов, составленной государевыми писцами в результате ревизии монастыря в июле 1601 численность монастырской братии исчислялась 184 человеками, включая игумена, соборных старцев, священников, диаконов, крылошан и рядовых «и с теми, что на Москве и в Офонасьеве слуг, и служебников и всяких мастеровых людей 391 человек. И обоего 575 Тогда же в монастыре проживали «в больницах нищих 90 человек да в богадельне 12 В начале 1620-х гг. в монастыре число насельников превышало 650 Чтобы прокормить сотни людей, требовались значительные запасы продуктов питания. Трапеза в монастыре регламентировалась Уставом и дополнялась записями в кормовых Казначеи фиксировали поступление «потребного» в приходо-расходных книгах, келари контролировали их расход. Н. К. Никольский так определял обязанности келаря: он «должен был подчиняться распоряжениям игумена и собора и без них не предпринимал никаких важных расходов. Все низшие чины хозяйственного управления в монастыре… были подчинены ему. Круг деятельности его сосредотачивался на монастырском хозяйстве. В частности, он заведовал: трапезою, погребами, кладовыми… всеми естественными продуктами, которые получал монастырь с вотчин, например, хлебом, сырами, яйцами… он же заведовал покупкой нужной для монастыря провизии, расходованием ее… Для памяти келарь имел для этого келарский обиходник. Кроме расходования провизии “по службам и на поминки”, келарь заведовал расходами по пропитанию братии и других лиц, живших в монастыре… Выдавая провизию, келарь должен был сообразоваться с требованиями монастырского и церковного уставов и кормовыми памятями, вследствие чего выписки из них находились в келарских В настоящее время выявлено 15 келарских обиходников 1560—1650-х По характеру сведений они дополняют сохранившуюся и опубликованную кирилловскую учетно-денежную

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

Определение авторства обиходников – одна из непростых задач в изучении келарских памятей. Наиболее ранний, датированный мною началом 1560-х гг., мог быть связан с именами Никодима (Бруткова) (был келарем в 1558/59 г.) или Сильвестра, который упоминается как игумен с 1560/61 г. по август 1564 Вторая рукопись, написанная в 1570-х гг., могла принадлежать келарям Меркурию (упоминается в 1577/78 г.) или Зиновию (упоминается также в 1577/78 Обиходник Соф. 1477 (1593—1594 гг.), возможно, связан с именем Евфимия (Братцова), который упоминается при игумене Обиходник Кир.-Бел. 68/1303 (1593—1594 гг.), возможно, принадлежал келарю Елевферию (Елевферию (Братцову)), занимавшего эту должность в 1593/94, 1599/1600, 1601, 1602, 1603 гг. (в разные В начале XVII в. в Кириллове монастыре началось «нестроение». Власти менялись по нескольку раз в году. В 1604 г. в феврале–мае келарем был Иларион (Кононов), в августе—октябре и декабре — Феодосий (Борков); он продолжал возглавлять келарскую службу с февраля по июнь 1605 г., в июле–октябре и апреле — Иларион (Кононов), в ноябре — Иван (Леонтьев); в 1606 г. в феврале и марте вновь Иван (Леонтьев), в июле, августе, декабре — Феодосий в октябре — Иларион (Кононов). Служба одного старца могла меняться по месяцам. Так, Илларион (Кононов) в 1601—1602 гг. — соборный старец, в 1604 г. — келарь и соборный старец, в 1605 г. — соборный старец, в 1606 г.—1607 гг. — келарь, в 1608 г. — соборный Возможно, одна рукопись была практическим пособием для нескольких келарей. Владельческие записи имеют только 2 обиходника: Соф. 1150 (1605/06) на л. 1 скорописью XVII в.: «Обиходник келарский Варфоломеев» и Кир.-Бел. 84/1322 (1620-е гг.) — на обороте передней крышки скорописью XVII в.: «Обиходник келарский Варфоломеев», на л. 1—6 скрепа тем же почерком: «Обиходник старца Варфоломея Кирилова монастыря собинной». По наблюдению Т. И. Шабловой, владельческие записи на рукописях сделаны одним В приходо-расходных книгах Кирилло-Белозерского монастыря в 1605—1636 гг. келарь Варфоломей не значится.Варфоломей (Климентьев) упоминается в приходных и расходных денежных книгах с сентября 1615 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

Пантелеймоновский монастырь, который стал получать щедрую помощь от Великого князя Московского Ивана III (1440-1505), а затем от его внука, царя Ивана IV Грозного (1530-1584), был посредником между афонскими обителями и Москвой и её владетелями, которые через него оказывали поддержку и другим святогорским обителям. О высокой репутации Свято-Пантелеймоновского монастыря как учёного центра свидетельствует следующий факт: в 1551 году Иван IV Грозный послал с турецким послом Адрианом Халкокондилом юношу О. М. Грекова к Патриарху цареградскому учиться греческому языку. «Если же у патриарха учиться неудобно,— писал царь,— то послал бы его в наш монастырь афонский святого Пантелеймона»31. В 1560 году игумен Свято-Пантелеймоновского монастыря Иоаким написал сочинение, посвящённое описанию уклада жизни афонских насельников; этот труд был составлен по просьбе российского митрополита Макария (1528-1563)32. Сохранилось также описание Афона, составленное Иваном Мешениновым, который был послан туда в 1584 году с богатыми дарами от царя Ивана IV Грозного33. В Пантелеймоновский монастырь поступали из России не только материальные пожертвования, но также и книжные. Одно из таких поступлений в библиотеку русской обители связано с именем известного переписчика книг — иеромонаха Матфея (1550-1624), протосинкела Великой церкви, впоследствии митрополита Миры. Иеромонах Матфей находился в Москве с 1596 по 1597 гг., занимаясь, в частности, книгописанием. Одна из принадлежащих перу иеромонаха Матфея рукописей — Литургарион (1599)34, находится в библиотеке Пантелеймоновского монастыря 426). Другой греческий церковный деятель — архиепископ Арсений Элассонский (1550-1626) также имеет прямое отношение как к Русской Православной Церкви, так и к Свято-Пантелеймоновскому монастырю. Прибыв в Москву в 1588 году вместе с константинопольским Патриархом Иеремией II, он принял участие в поставлении первого русского Патриарха и остался после этого навсегда в России. Связав свою судьбу с Россией, архиепископ Арсений тем не менее поддерживал тесные связи с православным Востоком, и в частности с Афоном. В 1620 году в Пантелеймоновский монастырь было послано приобретенное Арсением в Москве в 1613 году базельское издание 1538 года сочинения Павла Эгинского. Запись архиепископа Арсения, сделанная в 1620 году на этой книге, гласила: «В лето 7128 (1620), смиренный Арсений архиепископ Суздальский и Тарусский великой России, а прежде Элассонский и Димоникский второй Фессалийской епархии, посылаю сию медицинскую книгу в святой великий монастырь святого великомученика Пантелеймона на Святой Горе из великой Москвы» 35.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

Пантелеимоновский монастырь, который стал получать щедрую помощь от Великого князя Московского Ивана III (1440–1505), а затем от его внука царя Ивана IV Грозного (1530–1584), был посредником между афонскими обителями и Москвой и ее владетелями, которые через него оказывали поддержку и другим святогорским обителям. О высокой репутации Свято-Пантелеимонов-ского монастыря как ученого центра свидетельствует следующий факт: в 1551 году Иван IV Грозный послал с турецким послом Адрианом Халкокондилом юношу О. М. Грекова к Патриарху цареградскому учиться греческому языку. «Если же у патриарха учиться неудобно,– писал царь,– то послал бы его в наш монастырь афонский святого Пантелеймона» 80 . В 1560 году игумен Свято-Пантелеимоновского монастыря Иоаким написал сочинение, посвященное описанию уклада жизни афонских насельников; этот труд был составлен по просьбе российского митрополита Макария (1528–1563) 81 . Сохранилось также описание Афона, составленное Иваном Мешенино-вым, который был послан туда в 1584 году с богатыми дарами от царя Ивана IV Грозного 82 . В Пантелеимоновский монастырь поступали из России не только материальные пожертвования, но также и книжные. Одно из таких поступлений в библиотеку русской обители связано с именем известного переписчика книг – иеромонаха Матфея (1550–1624), протосинкела Великой церкви, впоследствии митрополита Миры. Иеромонах Матфей находился в Москве с 1596 по 1597 гг., занимаясь, в частности, книгописанием. Одна из принадлежащих перу иеромонаха Матфея рукописей – Литургарион (1599) 83 , находится в библиотеке Пантелеимоновского монастыря 426). Другой греческий церковный деятель – архиепископ Арсений Элассонский (1550–1626) также имеет прямое отношение как к Русской Православной Церкви, так и к Свято-Пантелеимоновскому монастырю. Прибыв в Москву в 1588 году вместе с константинопольским Патриархом Иеремией II, он принял участие в поставлении первого русского Патриарха и остался после этого навсегда в России. Связав свою судьбу с Россией, архиепископ Арсений тем не менее поддерживал тесные связи с православным Востоком, и в частности с Афоном. В 1620 году в Пантелеимоновский монастырь было послано приобретенное Арсением в Москве в 1613 году базельское издание 1538 года сочинения Павла Эгинского. Запись архиепископа Арсения, сделанная в 1620 году на этой книге, гласила: «В лето 7128 (1620), смиренный Арсений архиепископ Суздальский и Тарусский великой России, а прежде Элассонский и Димоникский второй Фессалийской епархии, посылаю сию медицинскую книгу в святой великий монастырь святого великомученика Пантелеймона на Святой Горе из великой Москвы» 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕРАСИМ I АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Герасим I Спарталиот (греч. Γερσιμος Α Σπαρταλιτης; 1560/70 - 1636 ), патриарх Александрийский , богослов, экзегет. Родился в 1560/70-х годах на острове Крите . После того как патриарх Александрийский Кирилл (Лукарис) был избран на Константинопольскую кафедру, Собор 23 епископов в Стамбуле в храме вмч. Георгия 30 ноября  1620 года возвел Герасима Спарталиота на Александрийский престол .  Патриарх Герасим помогал Константинопольской кафедре  в выплате долга турецким властям. Занимался просветительской деятельностью: напр., поддержал просьбу патриарха Кирилла Лукариса перед англ. послом о содействии открытию в Стамбуле греческой типографии. Послал несколько грамот московскому царю Михаилу Феодоровичу . В первом послании (1623) в ответ на грамоту патриарха Московского Филарета об исправлении Требника патриарх Герасим указывал, что на молитве освящения воды не следует к призыванию Св. Духа прилагать слово " огнем " как несходное с преданием и отсутствующее в древних рукописях. Отношения между Россией и восточными православными патриархами Герасим I сформулировал следующим образом: " Поелику они [вост. патриархи] благодатию Духа Святого суть верные кормчие святой Восточной Церкви, то хотя ныне и вселилась их сила посреди волков, однако же подобает им немного и держать, и, восприяв благочестивую свободу, насаждать тишину во святой Церкви, которая обретается под светлым скипетром благочестивой державы Российской, дабы везде сохранялось православное учение веры " .  В 1624 году русские послы И. Кондырев и Т. Бормосов вручили патриарху Герасиму 140 золотых монет " за здравие государево " . В последующих грамотах к царю, царице Евдокии Лукьяновне и патриарху Филарету Герасим I npocuл денежной помощи на различные церковные нужды: откуп за церкви, средства для монашеской общины на Синае, погашение долга патриаршей кафедры перед мусульманскими властями и др. 

http://drevo-info.ru/articles/13680929.h...

Иоанн , в 1798 (sic). Галактион в 1800 перев. из Тульского Предтечева и вскоре в Белевский Спасский (Ист. Иер., III, 262.). Евграф перев. из Рязанского Троицкого, 1800–1807; 11 нояб. перев. в Задонский. Мельхиседек Короткий , бывший Ростовского Яковлева, перев. 1807–10; 11 апр. перев. в Спасо-Евфимиев. Александр Подгорычани определён 10 апр. 1810; † 29 апр. 1845. Амфилохий , 1846–51. Никодим , 1851–59. Иоаким , 1860–66. Макарий , 1869. 5 Дудин, Николаевский Амвросиев, на Оке, от Нижнего в 35 верстах, существовал в начале XV века. 20 нояб. 1676 приписан к дому патриаршему. (10 окт. 1725 велено было упразднить, но остался). Упразднён. [IV, 62; VI, 997.] Игумены Сергий , 1408. Игнатий , прежде 1418. Лаврентий . Иона , 1485. Геронтий , 1500. Феофан , 1540. Макарий , 1550–55. Авраамий , 1560–65. Антоний , 1572. Михаил , 1573, 1585–88. Евфимий , 1592–1606; архим,. с авг. 1613–15. 176 Пафнутий , 1617–1620, февр. 17 хирот. в архиепископа Тверского. Иона , 1620–31. Евфимий , 1632–36, окт. Иринарх , 1639–49. Гурий , в мар. 1652. Елиссей , в июле 1653. Герасим , 1660–69, сент. Евфимий , 1572–81. Георгий , 1683–97. Авраамий , 1697–1700. Нектарий , 1700–6, в дек уволен. Серапион Княжегорский 7 янв. 1707 перев. из Городецкого Авраамиева; до 1710. ( Арсений , в сент. 1710?). Мелетий , 1711–13. Иоасаф определён 19 мая 1713–1720. Иосиф Лоскутов 4 февр. 1721 перев. из Любимского Афанасиевского, а 22 февр. 1723 уволен, за болезнью. Григорий Керженский перев. из Козмина, 22 февр. 1723–25. Иннокентий , 1725–29, окт. 8 уволен, за старостью. Иосиф Ратманов определён 8 окт. 1729, и в 1730 отставлен. Варфоломей , 1730–1733, уволен. Никандр определён 27 февр. 1733. Корнилий (строит.) 1742–45. Аарон определён в апр. 1749; † 1751. Палладий , 1752, а 1753 перев. в Нижегородский Печерский. Амвросий , до 1758. Архим. Иона 20 июля 1758 перев. из Печерской (??) пустыни, а 25 нояб. 1760 – в Нижегородский Благовещенский. – Трифиллий в 1760 перев. из Оранского; † в сент. 1763. – Савва , 1763 и 64. Строители

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[греч. Σπαρταλιτης] (1560/70, о-в Крит - 30.07.1636, Афон), патриарх Александрийский (с 30 нояб. 1620), богослов, экзегет. Хорошо знал древнегреч., лат., евр. и араб. языки. После того как патриарх Александрийский Кирилл Лукарис был избран на К-польскую кафедру, Собор 23 епископов в Стамбуле в храме вмч. Георгия в нояб. 1620 г. возвел Г. С. на Александрийский престол. Г. С. помогал К-польской кафедре в выплате долга тур. властям. Занимался просветительской деятельностью: напр., поддержал просьбу патриарха Кирилла Лукариса перед англ. послом о содействии открытию в Стамбуле греч. типографии. Послал неск. грамот московскому царю Михаилу Феодоровичу. В 1-м послании (1623) в ответ на грамоту патриарха Московского Филарета об исправлении Требника Г. С. указывал, что на молитве освящения воды не следует к призыванию Св. Духа прилагать слово «огнем» как несходное с преданием и отсутствующее в древних рукописях. Отношения между Россией и вост. правосл. патриархами Г. С. сформулировал следующим образом: «Поелику они [вост. патриархи] благодатию Духа Святого суть верные кормчие святой Восточной Церкви, то хотя ныне и вселилась их сила посреди волков, однако же подобает им немного и держать, и, восприяв благочестивую свободу, насаждать тишину во святой Церкви, которая обретается под светлым скипетром благочестивой державы Российской, дабы везде сохранялось православное учение веры» (цит. по: Лопарев. Каталог Алекс. патриархов. С. LXXVI). В 1624 г. рус. послы И. Кондырев и Т. Бормосов вручили Г. С. 140 золотых монет «за здравие государево». В последующих грамотах к царю, царице Евдокии Лукьяновне и патриарху Филарету Г. С. просил денежной помощи на различные церковные нужды: откуп за церкви, средства для монашеской общины на Синае, погашение долга патриаршей кафедры перед мусульм. властями и др. В 1629 г. патриарх Кирилл Лукарис переслал Г. С. из Стамбула письмо миссионера-кальвиниста А. Легера, в к-ром тот просил аудиенции у патриарха, указывал на необходимость церковного единения, просил изложить вероучения греч. Церкви, предложил, чтобы протестант. профессора преподавали в греч. богословских школах, спрашивал о потребностях в печатной христ. лит-ре на араб. языке. Г. С. в ответном послании указал на догматические расхождения обеих Церквей, но с симпатией отнесся к идее диалога с кальвинистами. Предложение о профессорах для духовных школ Г. С. отклонил, а по вопросу об араб. книгах заметил, что необходимы лишь печатные издания точных переводов богослужебных текстов на арабский с греч. языка. В 1633 г. в Москву от Г. С. прибыл его протосинкелл архим. Иосиф для перевода на слав. язык греч. книг и обучения юношей греч. языку. По-видимому, Г. С. добровольно оставил Александрийскую кафедру, удалился в один из афонских мон-рей, где и скончался.

http://pravenc.ru/text/164593.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРЛААМ (РОГОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Варлаам I (Рогов) (+ 1603 ), митрополит Ростовский , распевщик В миру Василий Рогов. Считается, что его отцом был иерей Карп. Однако в соответствии с записью Вкладной книги Троице-Сергиева монастыря можно предположить, что он был отцом др. Варлаама, митр. Ростовского (1620-1652) . Василий и его старший брат Савва род. в Кореле , втором по величине городе Новгородской земли. В начале XVI века здесь проживало в основном рус. население - посадские и ратные люди, дети боярские, духовенство. Все они именовались «корелянами», поэтому имеющееся в научной литературе утверждение о том, что братья были по национальности карелами, скорее всего, неверно. Точно сказать, когда братья Роговы поселились в Новгороде , и когда начал свою педагогическую деятельность Савва, нельзя. Учитывая все данные о знаменитых учениках Саввы, можно полагать, что они пребывали в его училище примерно в конце 1530-х - первой половине 1540-х годов. Постигнув тонкости певческого искусства у старшего брата, Василий вскоре принял монашеский постриг , вероятно, в Кирилловом Белозерском монастыре , куда впоследствии неоднократно возвращался. В 1560 г. стал игуменом этого монастыря. В период его первого игуменства (оно продолжалось «год без семи недель») бояре и царь Иоанн Васильевич делают значительные вклады в монастырскую казну. Так, 5 сентября 1560 г. царем пожаловано монастырю 3,5 тыс. рублей в память о царице Анастасии Романовне . В 1563 г. Варлаам вторично возглавил Кирилло-Белозерский монастырь . Занимался книжным делом. В 1564 году он дал вкладом в приписной Ворбозомский Благовещенский монастырь Псалтирь своего письма. В 1564 году ушел на покой, проживая простым «клирошанином» то в Зосимовой пустыни, то в самом Кирилловом монастыре. В 1569 году был поставлен игуменом Соловецкой обители . Жизнь монастыря осложняли военные действия в ходе Ливонской войны. В 1571 г. в связи с появлением у Соловецких островов шведских военных кораблей, о. Варлаам неоднократно обращался с посланиями к царю. В ответной грамоте Иоанн Грозный писал, что выслал на помощь воеводу, отряд стрельцов, оружие и повелел игумену совместными усилиями «сделать» около монастыря укрепленный острог.

http://drevo-info.ru/articles/13672087.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Рогов Василий) († 24.03.1603), митр. Ростовский, распевщик. Считается, что отцом В. был иерей Карп. Однако в соответствии с записью Вкладной книги Троице-Сергиева мон-ря (М., 1987. С. 38) можно предположить, что он был отцом др. Варлаама, митр. Ростовского (1620-1652) ( Кривоносова В. К. , Уткина В. М. Митр. Варлаам и его вклады в Успенский собор//Мат-лы конф. 1991 г. Ростов, 1991. С. 26-29). Василий и его старший брат Савва род. в Кореле, втором по величине городе Новгородской земли. В нач. XVI в. здесь проживало в основном рус. население - посадские и ратные люди, дети боярские, духовенство. Все они именовались «корелянами», поэтому имеющееся в научной лит-ре утверждение о том, что братья были по национальности карелами, скорее всего, неверно. Точно сказать, когда братья Роговы поселились в Новгороде и когда начал свою педагогическую деятельность Савва, нельзя. Учитывая все данные о знаменитых учениках Саввы, можно полагать, что они пребывали в его уч-ще примерно в кон. 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XVI в. Постигнув тонкости певч. искусства у старшего брата, Василий вскоре принял монашеский постриг, вероятно, в Кирилловом Белозерском мон-ре, куда впосл. неоднократно возвращался. В 1560 г. стал игуменом этого мон-ря. В период его первого игуменства (оно продолжалось «год без семи недель») бояре и царь Иоанн Васильевич делают значительные вклады в монастырскую казну. Так, 5 сент. 1560 г. царем пожаловано мон-рю 3,5 тыс. р. в память о царице Анастасии Романовне. Вторично В. возглавил Кириллов Белозерский мон-рь в 1563 г. Здесь В. занимался книжным делом. Впосл. он дал вкладом в приписной Зосимов Ворбозомский Благовещенский мон-рь (1564) Псалтирь своего письма. В 1564 г. В. покинул игуменство и «отошел на покой», проживая простым «клирошанином» то в Зосимовой пустыни, то в самом Кирилловом мон-ре. В 1569 г. В. был поставлен игуменом Соловецкой обители. Жизнь мон-ря осложняли военные действия в ходе Ливонской войны.

http://pravenc.ru/text/154205.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010