до нас дошло целиком или фрагментарно всего лишь несколько рак. Это серебряные чеканные раки Сергия Радонежского (1556–1585 гг.) и Ионы митрополита Московского (1585 г.), а также деревянные резные золоченые раки Иоанна епископа Новгородского (1559 г.) 1502 , Зосимы Соловецкого (1566 г.), Савватия Соловецкого (1566 г.) 1503 и Мартиниана Белозерского (1560-е гг.) 1504 . Характерно, что, независимо от материала, из которого они изготовлены, все перечисленные раки имели сходное композиционное построение и оформление. Они представляли собой прямоугольные в плане саркофаги с вертикальными стенками, обладающие массивным цоколем и ясно обозначенным карнизом. Боковые стенки расчленены лопатками, между которыми помещены клейма либо с эпизодами из жития святого, либо с житийными текстами. Кроме того, большинство из этих рак были богато орнаментированы. У рак Зосимы и Савватия сохранились первоначальные крышки с вырезанными из дерева рельефными фронтальными полнофигурными изображениями этих святых 1505 . До нас дошло еще несколько подобных деревянных рельефных изображений святых, происходящих, как предполагают, с крышек утраченных рак XVI в. 1506 Судя по описи Новгорода 1617 г., аналогичные резные изображения имелись на крышках рак свв. Антония Римлянина 1507 и Михаила Клопского 1508 . Очевидно, в XVI в. подобные деревянные рельефные образы святых на крышках их рак были достаточно широко распространены. К сожалению, первоначальные крышки упомянутых серебряных рак не сохранились. По-видимому, не уцелели крышки и других подобных рак XVI в. Но из документов известно, что на раке как Сергия Радонежского 1509 , так и Ионы митрополита 1510 первоначально имелись крышки с образами этих святых – чеканными рельефными серебряными, украшенными позолотой и драгоценными камнями. Согласно описи московского Успенского собора, подобный же чеканный, но только золотой, образ был и на крышке серебряной раки святого Петра митрополита Московского 1511 . Очевидно, самым ранним из сохранившихся таких памятников является широко известная серебряная чеканная крышка раки царевича Димитрия (1630 г.) из московского Архангельского собора 1512 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1530 году в Троицком соборе было совершено таинство крещения долгожданного сына князя Василия III, будущего царя Ивана IV Грозного. В 1547 году, едва в Москве окончились пышные празднования по случаю свадьбы Ивана IV, молодой царь с супругой отправился пешком в Троицкий монастырь, где провёл неделю, каждодневно молясь у гроба Сергия. Впоследствии царь часто бывал в монастыре, совершал молебны по случаю крупнейших побед русских войск; за время царствования Иван IV вложил в развитие монастыря не менее 25 тысяч рублей. При Иване Грозном была осуществлена перепланировка монастыря. Ещё с 1540-х годов велось возведение белокаменных стен вокруг монастыря. В 1550-е годы пояс стен в форме неправильного четырёхугольника протяжённостью около полутора километров был построен. Именно тогда монастырская территория приобрела существующие ныне размеры. Одновременно со строительством стен в трёх прилегающих к монастырю оврагах были устроены запруды, а с южной стороны был выкопан большой пруд. Троицкий монастырь превратился в мощную крепость. В 1561 году он получил статус архимандрии. В 1559 году в присутствии царя был заложен новый большой собор, получивший название Успенского. Строительство храма растянулось на долгие годы; в 1564 году оно было прервано из-за крупного пожара, во время которого «выгорел Троицкий Сергиев монастырь, трапезы и казны монастырские в палатах, и колоколы многие разлилися и поварни все, и гостии двор, и служни дворы...». Освящение собора состоялось уже после смерти Ивана Грозного, в 1585 году, в присутствии нового царя Фёдора Иоанновича. После этого в 1585-1586 годах по велению царской четы были проведены широкие художественные работы. Это было связано с тем, что у царя Фёдора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой не было детей, хотя венчание состоялось в 1580 году. Это был не единичный случай — дорогими подарками были одарены знаменитые монастыри и храмы государства «в моление» о чадородии. В Успенском монастыре был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы.

http://azbyka.ru/palomnik/История_Свято-...

п. Ero комментарии на четыре книги Царств воспроизведены у Миня в C. C. S. S., т. IX, Х и XII. – 15) Мальвенда (Th. Malvenda), францисканец (1566–1628), Comment, in S. Script (до XVI гл. Иезекииля) una cum nova de verbo ad verbum ex hebraeo translatione, 5 in-f., Лион, 1650, перевод неисправный, примечания хороши; De Paradiso voluptatis, in-4°, Рим, 1605. – 16) Лорен (J. Lorin) иезунт (1559–1634), Comm, in Lev., Лион, 1619; Num., Кельн, 1623; Deut., 1625; Psalmos, 3 in-f., 1612–1616 etc. основательный, но многоречивый. – 17) Иаков Тирен (Tirin), иезуит (1580–1636), Comment, in V. et. N. T., Антверпен, 1632, очень часто печатаемый, изъясняет хорошо буквальный смисл по отцам, у которых автор собрал все, что нашел лучшего. – 18) Антоний Пере (Perez † 1637), Authentica fides Matthaei controversies catholicis discussa, Барцелона, 1633; Authentica fides quatuor evangelistarum controversies catholicis discussa et agitata adversus omnes haereticos, ethnicos philosophos, in-4°, Лион, 1626; Authentica fides Apostolorum et Epistolae ad Romanos, in-4°, Лион, 1626, etc. – 19) Иоанн Пинеда (Pineda), иезуит (1557–1637), Comment, in Job, 2 in-f., Мадрид, 1597–1601, три издания, труд глубоконаучный. – 20) Корнелий а Лапиде (van den Steen), иезуит († 1637), пользуясь изъяснениями отцов, пространно комментировал всю Библию, за исключением книги Иова и Псалмов, 10 in-f., Антверпен, 1681; комментарии его имели много изданий, некоторые новейшие из них, с новыми примечаниями, 18 in-8°, Неаполь, 1854–1860; in-4°, Париж 1868, вместе с Memoriale Praedicatorum иезуита Перроне. У Миня находятся, C. C. S. S., t. V, VI, VII, его комментарий на Пятокнижие; t. XX, его комментарий на Маккавеев, и t. XXIV и XXV, его комментарий на послания св. Павла, сокращенный Иоанном Горгумом. – 21) Корнелий Янсений (Jansenius), епископ ипернский (1585–1638), Pentateuchus, Лувен, 1641; многочисленные издания. Этот комментарий, хотя писан главою янсенизма, не содержит, однако, никакой ошибки; он получил известность за свою краткость и основательность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Кишка, Кишкин : Кишка, крестьянин, начало XV в., Переяславль; Кишкины, конец XV в., Новгород и Можайск; Василий Иванович Молчанов-Кишкин [см. Молчан], 1566 г., Можайск [см. Катуна] Кишкей Иван, крестьянин, 1628 г., Белев Кишмутин Иван, подьячий, 1615 (1638? – С. В.) г., Москва Кишутин Наум, крестьянин, 1501 г., Переяславль Кияс кн. Василий Дмитриевич Мещерский, 1512 г. Клавшев Севрюк Молчанов [см. Севрюк, Молчан], 1550 г., Тверь; Клавша Николай, ливонский посол во Псков, 1473 г. Кладов Алексей, стрелец, 1624 г., Тула Кладовщиков Игнатий, крестьянин, 1606 г., Арзамас Клевусов ( Клеусов ) Клевцов Яков Васильевич, 1596 г., Белев; Федор Клевцов, крестьянин, 1620 г., Важская область Клеев Роман Леонтьевич, 1545 г., Кашин Клемехин Богдан, крестьянин, 1585 г., Владимир Кленко , крестьянин, начало XVI в., Новгород Кленов Михаил, городовой приказчик, 1547 г., Коломна Кленя Степанович Алабин [см. Алабины], 1579 г., Ряжск Кленя – Клементий Клеопа, Клеопин : Михаил Васильевич Кутузов [см. Кутуз], первая половина XVI в.; Томило [см. Томило] Борисович Клеопин, 1596 г., Дмитров [см. Прибылой] Клепальницыны , новгородские бояре, выселенные в конце XV в. в Нижегородский уезд Клепиков Потап Павлович, 1506 г., Одоев [Ср. Кляпик] Клец Максим Андреев, холоп, 1545 г., Белоозеро Клешнин Петр Верига [см. Верига] Федоров сын Антоньева, 1559 г., Боровск Клещевник Нефед, крестьянин, 1610 г., Арзамас Кликунов Иван, посадский человек, 1620 г., Ржева Владимирова Климшины , торговые москвичи, конец XVI–XVII в. Климта – Клим Клиша, Клишко, Клишков : Клиша и Клишко, крестьяне, XV–XVI вв., Новгород; Карп Клишков, 1546 г., Кострома Клиша – Клим Клобук, Клобуковы : Федор Клобук Топорков [см. Топорков], середина XV в.; от него – Клобуковы [см. Сотенка] Ср. село Клобуково-Спасское на р. Воре Московского уезда Клобурников Винко [см. Винко] Гаврилович, конец XV в., Кашин [см. Поветко, Сытко] Кловыня Степан Ильич, боярин митрополита Алексея, середина XIV в. 47 Клок, Клоков : Иван Григорьевич Клок Сысоев, 1550 г.; Аверкий Клоков, княжеский приказчик, 1470 г., Кострома; Лев Михайлович Клок Крюков [см. Крюк], около 1580 г.; Клок Лупандин [см. Лупанда], вторая половина XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

493 «Vidi victorious leges dederunt». Эту цитату из утраченного сочинения «О суевериях» приводит Августин («О граде Божием», VI. 11). Высказывание Сенеки получило необыкновенное подтверждение через несколько лет после его смерти, когда Вереника, дочь царя Агриппы, которая слушала рассказ Павла в Кесарии ( Деян. 25:13,23 ), стала официальной любовницей сначала Веспасиана, а затем его сына Тита и правила во дворце Цезарей. Тит обещал жениться на ней, но из–за возмущения народа был вынужден удалить от себя прелюбодейку. «Dimisit invitus invitam» (Светоний, «Жизнь Тита», гл. 7; Тацит, «История», II. 81). 494 История римского гетто (от еврейского , cevdo, «рубить», ср. Ис. 10:33; 14:12; 15:2 ; Иер. 48:25,27 и т.д.) – это интересная и печальная страница в анналах папства. Фанатичный папа Павел IV (1555 – 1559) распорядился обнести гетто стеной и полностью отрезать его от христианского мира, а в своей булле Cum nimis написал: «Совершенный абсурд, никуда не годится, что евреи, собственными преступлениями навлекшие на себя вечное рабство, пользуясь христианским великодушием, осмеливаются жить и обращаться среди христиан, не носят никаких отличительных знаков, а христианские служители даже покупают у них дома». Сикст V относился к евреям доброжелательно под тем предлогом, что они – «семья, из которой вышел Христос»; но его преемники, Климент VIII, Климент XI и Иннокентий XIII, запретили евреям торговать чем–либо, кроме старой одежды, тряпья и железных изделий. Григорий XIII (1572 – 1585), который радовался резне в Варфоломеевскую ночь, силой принуждал евреев еженедельно слушать проповедь, и каждую субботу полицейские агенты отправлялись в гетто, чтобы плетьми сгонять мужчин, женщин и детей в церковь , а во время службы били тех, кто невнимательно слушал! Этот обычай упразднил только Пий IX, который отменил все жестокие законы, направленные против евреев. Эти и прочие интересные сведения о гетто вы сможете найти в монографии Augustus J. С. Hare, Walks in Rome, 1873, 165 sqq., и в памфлете д–ра Филипа, миссионера–протестанта, трудящегося среди евреев (Dr. Philip, On the Ghetto, Rome, 1874).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

После сего преподобный Никон воздвиг над мощами преподобного Сергия вместо деревянной церкви каменную, по своему времени прекрасную. Это до настоящего времени существующий Троицкий собор, в котором до настоящего времени почивают мощи преподобного Сергия. Дальнейшая история монастыря может быть разделена на два отдела: именно, во-первых, история его зданий, во-вторых, история имевших место в нем замечательных происшествий и совершенных его монахами, собственно настоятелями, замечательных деяний. История зданий Между зданиями мы укажем в отношении к церквам постепенное их умножение, а в отношении к прочим зданиям – замену деревянного строения каменным. После каменной церкви святыя Троицы, построенной преподобным Никоном над мощами преподобного Сергия, все последующие церкви монастыря были каменные (собственно, кирпичные, тогда как церковь святыя Троицы именно каменная, из каменных тесаных кубов). Порядок постепенного их строения есть следующий. Преподобный Никон, приступив к строению над мощами преподобного Сергия каменной церкви, перенес бывшую над ними деревянную церковь на другое место, сажен на пятнадцать к востоку от прежнего места (где теперь Духовская церковь). В 1476 году деревянная церковь, посвященная также святой Троице, как и на прежнем месте, заменена была каменной 122 , так что в монастыре стало две каменных церкви во имя святыя Троицы. В 1512 году поставлены были в монастырской стене каменные святые ворота и на них церковь во имя преподобного Сергия (с сохранением при ней, как сказали мы выше, и деревянной церкви святого Димитрия Солунского) 123 . В 1548 году была поставлена каменная церковь над гробом преподобного Никона, который причислен был к лику святых (канонизирован) на соборе предшествующего, 1547 года. В 1559 году на месте второй Троицкой церкви, сложенной в 1476 году и, вероятно, пришедшей в ветхость (а может быть, и совсем упавшей), складена была новая церковь , по-прежнему посвященная святой Троице. В последние годы правления Ивана Васильевича Грозного († 18 марта 1584 года), неизвестно когда именно, начат строением Успенский собор, оконченный в 1585 году и освященный 15 августа сего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Высказывавшееся в литературе предположение об использовании родом Девочка герба «Сырокомля» не подтверждается. Ист.: Oderborn P. De Russorum religione et ritibus narratio//Historiae ruthenicae scriptores exteri saeculi XVI/Ed. A. de Straszewski. B.; Petropolis, 1842. Vol. 2. P. 36-44 ; Собрание древних грамот и актов городов: Вильны, Ковна, Трок, правосл. мон-рей, церквей, и по разным предметам. Вильно, 1843. Ч. 2. 3-5. С. 6-12; 9. С. 21; АЗР. Т. 3. Примеч. 66. С. 13; 144. С. 286-288; 146. С. 289-291; 149. С. 292-293; Т. 4. 7. С. 8-10; 14. С. 16-17; Примеч. 17. С. 5-6; Док-ты, относящиеся к истории западнорус. правосл. и униатской Церквей//Литовские ЕВ.1867. 21. С. 924-926; АСЗР. Т. 6. 37. С. 51-52; Т. 10. С. 211; [ Лебединцев П. Г.]. Мат-лы для истории Киевской митрополии//Киевские ЕВ. 1873. 11. Ч. неофиц. С. 317-319; Сапунов А. П. Витебская старина. Витебск, 1888. Т. 5: Мат-лы для истории Полоцкой епархии. Ч. 1. 53. С. 85-86; АВАК. Т. 18. 240. С. 269; Т. 30. 5. С. 13-34; Monumenta Confraternitatis Stauropigianae Leopoliensis. Leopolis, 1895. Т. 1. N 83. P. 132; N 87. P. 20; N 450. P. 784; Описание док-тов Архива западнорус. униатских митрополитов. СПб., 1897. Т. 1. 94, 95. С. 45-46; 98. С. 47; 107. С. 52; 111. С. 54; 117. С. 55-56; 120. С. 57; Каталог koлekцiï дok-mib Киïвськоï археогр. koмiciï, 1369-1899. К., 1971. 68. С. 32; Метрыка Bялikara Княства Мн., 2001. Кн. 44: (1559-1566)/Падрых.: А. I. Груша. 100. С. 125; 2008. Кн. 70: (1582-1585)/Падрых.: А. А. Mяцeльcki. 122. С. 190-192. Лит.: Малышевский И. И. Александрийский патр. Мелетий Пигас и его участие в делах Рус. Церкви. К., 1872. Т. 2. Прил. С. 98; он же. Подложное письмо половца Ивана Смеры к вел. кн. Владимиру Святому//ТКДА. 1876. 6. С. 472-553; 7. С. 141-233; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. К., 1994. Т. 5. С. 5-6, 504-506, 533, 553; он же. До бiorpaфiï митр. Онисифора Дiboчku/Коммент.: Л. В. Тимошенко// Он же. Твори. Льbib, 2007. Т. 8. C. 3-6, 590-592; Макарий. История РЦ. Кн. 5, 6 (по указ.); Флоря Б.

http://pravenc.ru/text/2578435.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРУЗИЙ [лат. Crusius; Краус, нем. Krauss] Мартин (19.09.1526, Валькерсбрунн, ныне район г. Грефенберг, Бавария - 7.03.1607, Тюбинген), нем. историк и филолог-классик; профессор Тюбингенского ун-та. К.- сын католического свящ. Мартина Крауса; обучался в гимназии в Ульме и в мон-ре Иоанна Крестителя в Страсбурге. В 1551 г. нек-рое время был частным учителем у 2 сыновей знатной фамилии Адель в Тюбингене; преподавал в гимназии в Страсбурге; в 1554 г. стал ректором лат. школы в Меммингене. В 1559 г. получил кафедру профессора греч. и лат. языков в ун-те Тюбингена, к-рую занимал до своей смерти. С 1564 г. К. также занимался преподаванием риторики. Как филолога К. в основном интересовали произведения греч. классических авторов (Софокла, Фукидида, Гомера, Аристотеля, Галена). Он пользовался столь широким признанием, что его лекции проходили в большом зале и среди слушателей были иностранцы, в т. ч. греки. В течение 25 лет К. состоял в научной переписке с Феодосием Зигомалой (см. ст. Зигомала ), одним из крупнейших греч. интеллектуалов того времени, к-рый посещал К. в Тюбингене. С 1573 г. К. совместно с Я. Андреэ вел переписку с патриархом К-польским Иеремией II Траносом . Симпатии К. к греч. культуре, а также внимание к его научным трудам и общественное влияние закрепили за ним славу основателя движения «филэллинства» среди европ. интеллектуалов эпохи гуманизма. Научное наследие К., опубликованное преимущественно на латыни, включает большое число работ по лат. и греч. грамматике и риторике, издания сочинений греч. авторов и комментарии к ним. Он также составил сочинения «Турко-Греция» (Turcograeciae libri octo. 1584) и «Германо-Греция» (Germanograeciae libri sex. 1585), посвященные истории греков под османским правлением в XV-XVI вв. Один из важнейших трудов К.- трактат «Швабские анналы» (Annales suevici. 1595-1596. t.]), в котором собраны различные сведения о древней и средневек. истории нем. земли Швабии и Вюртемберга. Большое значение для исследования культуры западноевроп. науки того времени имеет также «Дневник» (Diarium) К.: в нем отразилось множество научных, религ. и общественных проблем, волновавших ученого. Он вел его на протяжении неск. десятилетий активной работы.

http://pravenc.ru/text/2462059.html

С 2004 года началась капитальная реставрация Софийско-Успенского собора, которая продолжается и по сей день. Строительные работы предполагают усиление фундамента собора, полную реставрацию стен и фресок, изготовление нового иконостаса – большая часть всего этого уже сделана. Внешний вид собора сильно изменился: купола стали шире, центральный купол был полностью покрыт нитритом титана. Собор принял более величественный вид. В настоящее время роспись собора подходит к завершению, иконостас формируется заново.  Среди значимых событий, происходивших в Софийско-Успенском соборе, можно отметить следующие: посещение его двумя Государями-наследниками Российского престола, будущими императорами Всероссийскими Александром II и Николаем II; прославление в лике святых Митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) в 1916 году; погребение священномученика Епископа Гермогена (Долганева) в 1918 году, а также обретение мощей этого святого в 2005 году. Ризница Софийско-Успенского собора Непосредственно к юго-восточному углу Софийского собора примыкает каменное двухэтажное строение ризницы, оформившейся в таком виде лишь к концу XVIII века, хотя в основе ее лежит более ранняя постройка середины XVIII века. Первоначально на этом участке крепостной ограды находились Святые ворота с часовней во имя Сергия Радонежского. Надстройка ризницы вторым этажом и переделка фасадов производилась в 1796 году. Все помещения имеют сводчатые покрытия с распалубками и воздушные металлические связи. Сохранились первоначальные железные двери ризницы и кованые решетки на окнах. Ризница слыла когда-то богатейшей дарохранительницей архиерейского дома. Она была знаменита и своей уникальной библиотекой. С 2004 года ведутся реставрационные работы. Стены ризницы внутри расписаны преподавателями и учащимися иконописной школы при Тобольской духовной семинарии. С архитектурной точки зрения, Софийско-Успенский собор, бесспорно, является доминантой Тобольского кремля. Это внушительное здание строилось - как многие в те годы - " по образцу " , причём образец был взят московский - Вознесенский собор одноимённого монастыря. Случайность ли это? Едва ли. Во-первых, необходимо отметить, что сей " образец " был неплохо знаком митрополиту Павлу, ибо до своего назначения в Тобольск он являлся архиманритом соседнего Чудова монастыря. Во-вторых, строилось здание сравнительно недавно - в 1519 году, а после пожара 1626 года - перестраивалось. Следовательно, должны были сохраниться чертежи и сметы. Благодаря избранному образцу Софийско-Успенский собор встал в один ряд с типичными памятниками московского - в широком смысле - храмового зодчества XVI-XVII веков. По типу своему он близок, например, Успенскому собору Троице-Сергиевой Лавры (1559-1585) или Благовещенской церкви в Каргополе, своей почти ровеснице (она строилась в 1682-1692 годах).

http://sobory.ru/article/?object=00976

Константин Тимофеевич 13) был воеводою в Нижнем (1520); Василий Тимофеевич жук был воеводою на Унже (1528); Василий Тимофеевич толстый был воеводою в Смоленске (1549); Андрей Данилович больший был воеводою в Карачеве (1551); Василий Константинович с братьями Иваном и Михаилом, из переяславских детей боярских переведены, 2 октября 1550 года, боярскими детьми в уезд московский; в последствии Василий Константинович был наместником в Почепе (1565); брат его Никита Константинович был наместником в Стародубе (1565), потом воеводою во Пскове (15691571). Иван Семёнович 39) был воеводою в Путивле (1553) и в Иван-городе (1559); Фёдор Андреевич 43) был воеводою: в Чернигове (1575); во Мценске (1577) и в Великих Луках (1579); брат его Дмитрий Андреевич был воеводою: во Мценске (1570), в Старице (1573), в Ряжске (1579); осадным воеводою в Рузе (1582), а при Царе Феодоре Иоанновиче находился ловчим. Андрей Васильевич 50) был воеводою: в Белой (1577); в Орле (1578); в Почепе (1585); опять в Орле (1590); в Копорье (1591); в Ряжске (1593); в Дорогобуже (1597); в Черни (1598); в Курске (1600) и в Тюмени (1603), откуда возвращаясь в Москву умер в дороге. Андрей Иванович 51) был воеводою в Орешке (1603); Данило Андреевич 59) был воеводою в Вязьме (1627); в Тобольске (1633) и опять в Вязьме (1637); Иван Иванович 60) был воеводою в Туле (1639); Юрий и Фёдор Ивановичи, Даниил Петрович и Василий Дмитриевич были стольниками при Петре Великом. Девять Замыцких владели населённым имениями в 1699 году. Фамилии этой в гербовнике не находится и нам неизвестно, происходят ли нынешние дворяне Замыцкие от фамилии этого имени, внесённой в бархатную книгу. Дмитрий Петрович Замыцкий находится ныне вице-адмиралом и членом адмиралтейств-совета. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010