Бухарест, Сектор 5. Монастырь Михай-Водэ. Manastirea Mihai Voda /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1594. Год утраты:1985 (разобран при реновации территории, главная монастырская церковь перенесена на новое место) Адрес: Румыния, г. Бухарест, ул. Архивелор, 2, сектор 5 (Str. Arhivelor, 2, sector 5) Координаты: 44.431675, 26.093001 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь Михай Водэ - одна из старейших сохранившихся до наших дней построек Бухареста, основанное Михаем Витеазулом. Построенный в 1594 году и расположенный в центре территории, окруженной стенами, в виде крепости, монастырский комплекс с течением времени претерпел несколько преобразований, выполняя различные функции, такие как: королевская резиденция, военный госпиталь, медицинская школа, Государственный архив. Внутри монастырского комплекса, в центре двора, проводились археологические раскопки артефактов гетодакийского периода (I тысячелетие до н.э., включая более поздние жилища), где были найдены очаг, многочисленные сосуды и другие остатки. В 1813 году монастырь Михай Водэ «входил в число великих монастырей страны». Монастырь Михай Водэ включен в Список исторических памятников Румынии с классификационным кодом B-II-a-A-19644. Основанная в 1594 году воеводой Михаем Витеазулом, во времена Олтении, церковь располагалась на вершине холма перед мостом Михай Водэ, холмом, который позже будет называться Деалул Михай Водэ. Здание построено на месте небольшой церкви XV века, вероятно построенной из дерева Владом Дракулом (по документам от 1696 г.). Во дворе этой церкви, под волосами, сын Влада Кэлугэрула, князь Влэдуц, был обезглавлен турками в возрасте 16 лет, всего после двух лет правления. В некоторых документах от 1433 г. упоминается церковь Свт. Никулая (Biserica Sf. Niculae) или Свт. Николая в Пылове (Sfantul Nicolae din Palcov). В период между 1558-1559 годами, находясь в руинах, церковь перестраивает Капля из Стэнешть, наследница боярина Могоца, тётя бояр Бузешти. Жупэняса наделяет поселение необходимыми церковными орденами и поклоняется церкви как метоху монастыря Симонопетра на горе Афон. После её смерти, около 1585 года, она будет похоронена здесь, а монастырь называется Монастырь постельницкого Капля (Manastirea postelnicesei Caplea), или Монастырь Святого Николая постельницкого (Manastirea Sf. Nicolae al postelnicesei). По приказу Петру Черчела, брата Михая Витеазула, останки хозяйки эксгумированы и перемещены в монастырь Болинтин, а поселение разрушено, а монахи изгнаны. В монастыре Болинтин из-за недоразумений монахов по поводу прав собственности, переданных хозяйкой Капля, её останки выкопали и раскидали кости.

http://sobory.ru/article/?object=54656

Вязники. Введенский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1629 - 1764. Адрес: Владимирская область, г. Вязники, ул. Пролетарская Горка, 3. Координаты: 56.24366, 42.159956 Проезд:Монастырь составляет Введенская церковь и несколько хозпостроек на крутом склоне высокой горы в центре города. На автомобиле следует двигаться со стороны Нижнего Новгорода поверху, свернув налево, на ул. Киселёва, и ориентируясь по белой Троицкой церкви с колокольней, которая относительно недалеко от Введенской церкви. Пешком снизу вверх от центральной площади города по ул.Трудовая Гора. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Приписные приходские церкви: Кувезино. Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты История Введенского монастыря в Вязниках переплетена с княжеским и боярским родом Мстиславских, потомков князя Литовского Гедимина, издревле владевших Ярополческой волостью Владимирского уезда, где ныне находится г. Вязники.  Фёдор Михайлович Мстиславский (род.? – ум. 1540) выехал на Русь в 1526 году, был женат на родной внучке Ивана III Анастасии. В 1536-1537 гг. упоминается среди Муромских воевод. Его сын, Иван Фёдорович Мстиславский (ок. 1530-1586) политический и военный деятель эпохи Ивана IV, впервые упомянут в 1547 году, известен как боярин и полковой воевода во Владимире (1548). Участвует в военных компаниях в Ливонии (1559). После введения опричнины занимает видные начальственные должности (1565), участвует в успешных переговорах с казанцами (1573). После смерти Ивана IV подвергся опале (1585), сослан в Кирилло-Белозёрский монастырь. Был женат на дочери князя Горбатого Ирине. Два его сына тоже были боярами. Один из них, Фёдор Иванович Мстиславский (ок. 1550-1622), так же как и отец стал влиятельным политическим деятелем и военноначальником. К 1613 коду Фёдор Иванович владел 50 тысячами десятин, то есть был одним из крупнейших светских землевладельцев того времени. Помимо Ярополческой волости ему принадлежали Муромские земли вплоть до села Драчёво (сейчас Селивановский район). Возглавлял правительственные войска в борьбе с Лжедмитрием I, занимал самые высокие посты вплоть до претендентства на престол после смерти царя Фёдора Иоанновича. При царе Михаиле Фёдоровиче оставался видным сановником. Жена Фёдора Ивановича Мстиславского – Домникея Михайловна, урождённая Тёмкина-Ростовская, в последствие приняла постриг, в монашестве приняла имя Ирина. Монахиня Ирина совместно с сестрой князя Фёдора Ивановича Мстиславского основали в Вязниках Введенскую женскую обитель. Скончалась в 1630 году.

http://sobory.ru/article/?object=10877

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРУЗИЙ [лат. Crusius; Краус, нем. Krauss] Мартин (19.09.1526, Валькерсбрунн, ныне район г. Грефенберг, Бавария - 7.03.1607, Тюбинген), нем. историк и филолог-классик; профессор Тюбингенского ун-та. К.- сын католического свящ. Мартина Крауса; обучался в гимназии в Ульме и в мон-ре Иоанна Крестителя в Страсбурге. В 1551 г. нек-рое время был частным учителем у 2 сыновей знатной фамилии Адель в Тюбингене; преподавал в гимназии в Страсбурге; в 1554 г. стал ректором лат. школы в Меммингене. В 1559 г. получил кафедру профессора греч. и лат. языков в ун-те Тюбингена, к-рую занимал до своей смерти. С 1564 г. К. также занимался преподаванием риторики. Как филолога К. в основном интересовали произведения греч. классических авторов (Софокла, Фукидида, Гомера, Аристотеля, Галена). Он пользовался столь широким признанием, что его лекции проходили в большом зале и среди слушателей были иностранцы, в т. ч. греки. В течение 25 лет К. состоял в научной переписке с Феодосием Зигомалой (см. ст. Зигомала ), одним из крупнейших греч. интеллектуалов того времени, к-рый посещал К. в Тюбингене. С 1573 г. К. совместно с Я. Андреэ вел переписку с патриархом К-польским Иеремией II Траносом . Симпатии К. к греч. культуре, а также внимание к его научным трудам и общественное влияние закрепили за ним славу основателя движения «филэллинства» среди европ. интеллектуалов эпохи гуманизма. Научное наследие К., опубликованное преимущественно на латыни, включает большое число работ по лат. и греч. грамматике и риторике, издания сочинений греч. авторов и комментарии к ним. Он также составил сочинения «Турко-Греция» (Turcograeciae libri octo. 1584) и «Германо-Греция» (Germanograeciae libri sex. 1585), посвященные истории греков под османским правлением в XV-XVI вв. Один из важнейших трудов К.- трактат «Швабские анналы» (Annales suevici. 1595-1596. t.]), в котором собраны различные сведения о древней и средневек. истории нем. земли Швабии и Вюртемберга. Большое значение для исследования культуры западноевроп. науки того времени имеет также «Дневник» (Diarium) К.: в нем отразилось множество научных, религ. и общественных проблем, волновавших ученого. Он вел его на протяжении неск. десятилетий активной работы.

http://pravenc.ru/text/2462059.html

П.В. Долгоруков Булгаковы Есть две фамилии Булгаковых: московская и рязанская, об принадлежащие к древнему дворянству. Родоначальником рязанской фамилии Булгаковых был Иван Иванович шаин, черниговский воевода, переселившийся из Чернигова в Рязань в конце четырнадцатая века. Он имел сыновей: Константина и Прокофия, внуков: Юрия Константиновича, родоначальника Булгаковых, Денисьевых и Назарьевых, и Измаила Прокофьевича, родоначальника Измайловых. У Юрия Константиновича было три сына, все трое бывшие боярами в Рязани во второй половине пятнадцатого века: Фёдор Юрьевич, внук коего Василий Дмитриевич умер бездетным; Назарий Юрьевич, родоначальник Назарьевых; Денис Юрьевич, имевший четырёх сыновей: 1) Матвей Денисович булгак, родоначальник Булгаковых, находился воеводою в войске, посланном разорять улусы детей Ахмета-Хана, в 1501 году; потом был воеводою в Белеве в 1507 году, и в Рязани в 1520 и следующих годах; 2) Пётр Денисович был родоначальником Денисьевых; 34) Фёдор и Василий Денисовичи умерли бездетными. Матвей Денисович Булгак имел шесть сыновей: а) Ивана большого Матвеевича; б) Фёдора большего Матвеевича, у коего были два сына: Пётр Фёдорович, воевода в Кинешме в 1584 году, и Дмитрий Фёдорович; в) Михайла Матвеевича, бывшая воеводою в Михайлове в 1557 году, в Пронске в 1558 яду, в Велиже в 1562 году; г) Фёдора меньшего Матвеевича, бывшая воеводою в Себеже в 1579 и 1580 годах, и в Кинешме в 1582 году; д) Ивана меньшего Матвеевича, бывшего воеводою в Свияжске, в 1559 году; е) Юрия Матвеевича, который находился, в 1585 году, воеводою большого полка в походе на Дон против Черкес, а в 1593 году строил Тюмень и был там первым воеводою. У него были два сына: Иван Юрьевич и Фёдор Юрьевич; сей последний находился, в 1610 и 1611 годах, в числе сподвижников знаменитого Ляпунова. Из московской фамилии Булгаковых известны были: Елизарий Булгаков, убитый в казанском походе 1487 года; имя его вписано в синодик московского Успенского собора, на вечное поминовение; Иван Иванович; из грамоты, жалованной Иоанном Великим сыну своему князю Юрию Ивановичу на город Кашин, в 1503 году, видно, что Иван Иванович Булгаков владел, в то время, в уезде кашинском, деревнею Слободище; Иван Захарьевич и Богдан Шелонич, дети боярские суздальского уезда, пожалованы были от Иоанна Грозного поместьями в уезде московском, 2 октября 1550 года; Никифор Иванович был есаулом в казанском походе 1544 года; Никита Иванович находился воеводою в шведском походе 1549 года; Пётр Андреевич, в казанском походе 1552 года, находился воеводою в войске, предводимом бывшим Царём Казанским Шиг-Алеем; трое Булгаковых упоминаются на третией свадьбе Иоанна Грозного, в 1572 году: Иван и Тархан Ивановичи и Семён Тимофеевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАФА Кард. Антонио Карафа. Портрет. Кон. XVI в. Неизвестный художник (частное собрание) Кард. Антонио Карафа. Портрет. Кон. XVI в. Неизвестный художник (частное собрание) [итал. Carafa] Антонио (25.03.1538, Неаполь - 13.01.1591, Рим), маркиз ди Монтенеро, кард., издатель Вульгаты. 3-й сын неаполитанского патриция Ринальдо Карафы (Карафелло); приходился дальним родственником папе Римскому Павлу IV (1555-1559). После избрания на Папский престол Павел IV призвал 17-летнего К. в Рим и назначил его тайным камергером. В сент. 1557 г. К. стал личным виночерпием папы. Одновременно со служением при папском дворе он продолжил обучение под рук. хранителя Ватиканской б-ки Гульельмо Сирлето . В 1558 г. К. в дополнение к уже имевшимся должностям был назначен каноником собора св. Петра. В 1559 г. папа Павел IV объявил о намерении пожаловать К. титул протонотария и возвести его и Сирлето в достоинство кардинала, однако из-за смерти папы эти назначения не состоялись. Преемник Павла IV папа Римский Пий IV (1559-1565) начал масштабные репрессии против обвиненных в злоупотреблениях представителей семьи Карафа. К. лишился всех должностей в Риме и был вынужден покинуть Папское гос-во. Сначала он изучал право в Падуанском ун-те, затем переехал в Неаполитанское королевство, где изучал греч. язык, Свящ. Писание и труды отцов Церкви в школе Сирлето, к-рый, став при Пии IV кардиналом, сохранил дружеские отношения с К. В период изгнания К. начал научную деятельность, перевел с греческого на латынь и издал комментарии блж. Феодорита Кирского на Псалмы ( Theodoretus Cyrrhensis. Interpretatio in omnes Davidis psalmos ab A. Carafa e Graeco in Latinum sermonem conversa. Patavii, 1565), а также избранные произведения свт. Григория Богослова . Тогда же К. приступил к составлению апологетических заметок о жизни папы Павла IV («Vita Pauli IV» была издана уже после смерти К., в 1612 в Кёльне). Вступивший на Папский престол Пий V (1566-1572) вернул К. в Рим. 30 янв. 1566 г. К. был назначен референдарием Апостольских сигнатур милости и справедливости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). В февр. 1566 г. стал действительным тайным камергером (partecipante), 1 июня 1566 г. восстановлен в достоинстве каноника собора св. Петра. В 1568 г. возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Евсевия (S. Eusebii). Папа Римский Григорий XIII (1572-1585) перевел К. на диаконию св. Марии (S. Mariae in Cosmedin) (8 апр. 1573), а затем на диаконию кардинала-перводиакона (S. Maria in Via Lata) (8 нояб. 1577). 12 дек. 1583 г. К. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера, вновь получив храм св. Евсевия в качестве титулярного. 28 марта 1584 г. переведен в титулярный храм святых Иоанна и Павла (S. Ioannis et S. Pauli). В понтификат папы Сикста V (1585-1590) К. на свои средства провел реставрацию этой церкви.

http://pravenc.ru/text/1680999.html

     Почетное место на монетах серии заняла и знаменитая Свято-Троицкая Сергиева Лавра, основанная в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В самом первом белокаменном строении монастыря – Троицком соборе, возведенном в 1422–1423 годах, сохранился иконостас, расписанный иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Столетиями на территории монастыря формировался уникальный архитектурный ансамбль из построек различных эпох и стилей русского зодчества. Сам монастырь оказал большое влияние на становление и укрепление Российского государства, стал крупным духовным центром православной Руси. С 1914 года на территории Лавры расположена духовная академия – старейшее учебное заведение России, основанное в 1685 году.      В ансамбль монастыря входят также кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, которую построили в 1476 году псковские мастера, Успенский собор – его возводили в 1559–1585 годах по типу Успенского собора Московского Кремля, – надвратный храм в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1692–1699), церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1635–1638), церковь Смоленской иконы Божией Матери в стиле елизаветинского барокко (1746–1748), пятиярусная колокольня, принадлежащая к лучшим памятникам русского зодчества XVIII века, служебные корпуса, больничные платы и другие постройки. Особенно ярко Свято-Троицкая Сергиева Лавра выглядит на монете в специальном исполнении – звезды сияют на куполах Успенского собора, в незабудковом небе возвышается статная колокольня. Так получается, что пять из десяти «Символов России» содержат изображения православных святынь.      Конечно, такие монеты в магазине на сдачу не получишь, каждая из них имеет массу более 31 грамма чистого серебра, в однотонном варианте выпущена тиражом в 4500 штук, а в специальном цветном исполнении – всего 500 шт. Но и у нас в карманах и кошельках каждый день пребывает святой – посмотрите на копейки. Узнаете? Да, Георгий Победоносец! И это значимое основание для того, чтобы даже к самой крошечной копеечке как повседневному символу нашей Родины относиться бережно и с уважением.

http://pravoslavie.ru/139888.html

27 Так они напр. были назначены для переговоров: а) ст. литовскими послами в 1563, 1566, 1570, 1576, 1578, 1579, 1582, 1586, 1590, 1591, 1598, 1607, 1608 годах; б) с папским послом Антонием Поссевином в 1561–1582 годах; в) ст. цесарскими послами в 1576, 1593, 1595 и 1597 годах; г) с датскими послами в 1608 г.; д) с английскими послами в 1615, 1617 и 1621 годах; е) с голландским послом в 1617 г.: ж) шведскими послами в 1626 г., з) французским послом в 1629 г.; и) турецкими посланниками в 1585 и 1593 годах; й) крымскими послами в 1578 г. и к) персидскими послами в. 1622 и 1692 годах и др. 28 В записях о царском приеме 1 ноября 1548 г. не говорится, кто принял грамоту; а записей после сего и до 7 апреля 1549 г. не имеется. В древнейшем Титулярнике 1) говорится, что в июле 1548 г. (7056) у царя был посол крымского хана Дивей мурза; встречали его окольничей Ф. Адашев «да дьяк Иван Михайлов». Вероятно, тут описка в годе: надо читать: 7057, когда царь (в июле) отпустил Дивея мурау, а с ним И. В. Полева в Крым. Статейного списка и документов, касающихся сего посольства, не сохранилось, и за 1549–1561 гг. в крымских статейных списках пробел. 29 Записи об этом встречаются: 1549 г. июля 20, октября 16. 1550 г. апреля 9, 1551 г. Мая 22, июля 23, августа 24, октября 18, 24, 28. 1552 г. мая 6, 23, 31; ноября 8. 1553 г. сентября 10, декабря 17, 28. 1554 г. февраля 10. 1555 г. января 23, февраля 20, мая 30, декабря 5, 11. 1556 г. июля 5, декабря 9. 1557 г. июля 14, ноября 7. 1558 г. февраля 20, июня 24, сентября 9, октября 9, ноября 23. 1559 г. января 14. июня 14, октября 3. 1560 г. мая 28, ноября 18. 1561 г. июня 23, декабря 2. 1562 г. января 15. Впрочем 28 сентября 1551 г. при приеме царем в Александровой слободе ногайских послов и 15 ноября 1562 г. в Москве крымского гонца грамоты у них взяты были дьяком Никитою Фуниковым (во втором случае, в 1562 г., Висковатого не было в Москве: он уехал в Англию послом. См. ниже стр. 28, примеч.). 30 7 октября 1556 г. бывшему у царя литовскому посланнику после аудиенции велено было «итти в дьячью избу Ивана Михайлова дожидатися стола».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Боковые престолы собора - влкмч. Феодора Стратилата и влкмц. Ирины, свт. Николя Чудотворца. В подклете престолы - Всех Святых, в Российской земле просиявших, собора Радонежских святых, свт.Иннокентия Московского. Погребены патриархи Московские и Всея Руси - Алексий I (Симановский, ск. 1970), Пимен (Извеков, ск. 1990). Собор Успенский в комплексе " Монастырь Троице-Сергиева лавра " является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Источники: Материалы каталога " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г., официального сайта Троице-Сергиевой лавры " Дом Живоначальной Троицы " . Демидов С.В. " По Троицкой дороге " Троице-Сергиева лавра, 2005 г. Кирилл Аминов, 08 апреля 2015 г. Успенский собор (1585) Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма. Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов (в Ростове, Суздале, Владимире, Москве). Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение. Образцом для нового собора главного монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля. Монастырский собор повторяет общую композицию пятиглавого и пятиапсидного храма, превышая по размерам столичный образец (соответственно 29,2x42,3 м и 27x39,75 м). В отличие от белокаменного московского храма собор монастыря сложен из кирпича, толщина его стен 2,25 м. Его кубический объем с невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами, первоначальная сферическая форма которых в XVIII в. была заменена на луковичную (тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту). Мощные лопатки, поддерживающие полуциркульные закомары, выступают из плоскости стены на 0,8 м и напоминают собой массивные контрфорсы. Характерным украшением гладких стен собора является аркатурно-колончатый пояс, типичный для владимиро-суздальского зодчества и вновь использованный в качестве декоративного приема при строительстве Успенского собора Московского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=03961

В 1530 году в Троицком соборе было совершено таинство крещения долгожданного сына князя Василия III, будущего царя Ивана IV Грозного. В 1547 году, едва в Москве окончились пышные празднования по случаю свадьбы Ивана IV, молодой царь с супругой отправился пешком в Троицкий монастырь, где провёл неделю, каждодневно молясь у гроба Сергия. Впоследствии царь часто бывал в монастыре, совершал молебны по случаю крупнейших побед русских войск; за время царствования Иван IV вложил в развитие монастыря не менее 25 тысяч рублей. При Иване Грозном была осуществлена перепланировка монастыря. Ещё с 1540-х годов велось возведение белокаменных стен вокруг монастыря. В 1550-е годы пояс стен в форме неправильного четырёхугольника протяжённостью около полутора километров был построен. Именно тогда монастырская территория приобрела существующие ныне размеры. Одновременно со строительством стен в трёх прилегающих к монастырю оврагах были устроены запруды, а с южной стороны был выкопан большой пруд. Троицкий монастырь превратился в мощную крепость. В 1561 году он получил статус архимандрии. В 1559 году в присутствии царя был заложен новый большой собор, получивший название Успенского. Строительство храма растянулось на долгие годы; в 1564 году оно было прервано из-за крупного пожара, во время которого «выгорел Троицкий Сергиев монастырь, трапезы и казны монастырские в палатах, и колоколы многие разлилися и поварни все, и гостии двор, и служни дворы...». Освящение собора состоялось уже после смерти Ивана Грозного, в 1585 году, в присутствии нового царя Фёдора Иоанновича. После этого в 1585-1586 годах по велению царской четы были проведены широкие художественные работы. Это было связано с тем, что у царя Фёдора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой не было детей, хотя венчание состоялось в 1580 году. Это был не единичный случай — дорогими подарками были одарены знаменитые монастыри и храмы государства «в моление» о чадородии. В Успенском монастыре был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы.

http://azbyka.ru/palomnik/История_Свято-...

Новая рака В третьей редакции жития Игумена земли Русской, созданной иеромонахом Пахомием Сербом, были добавлены описания чудес, совершившихся в 1440-х годах по молитвам Преподобного у его святых мощей. Эта редакция была дополнена Похвалой святому Сергию, взятой из жития преподобного Афанасия Афонского, а также в ней подробно описывается обретение мощей в 1422 году и рассказывается о посмертных чудесах святого. В XVI веке произошло возвышение обители преподобного Сергия. Троицкий келарь старец Адриан (Ангелов) написал челобитную царю Иоанну Грозному, в которой просил порадеть о монастыре, который посетила Сама Пречистая Дева 7 . Царь Иоанн Васильевич не оставил прошение без внимания, и в 1559 году им был заложен Успенский собор. В 1561 году в монастыре учредили архимандрию, первым архимандритом стал старец Елевферий 8 .  Сын царя Иоанна Грозного царь Феодор Иоаннович продолжил благое начинание отца. В годы его правления были изготовлены раки для многих почитаемых русских святых: «Повелением благочестиваго царя… Феодора Ивановича… и верою его несумненною, и слезами теплыми зачали делати раки серебряные кованыя, многоценныя великим светильникам, столпом Руския земля Петру и Алексею, Ионе и Пафнотию, и Сергию, и Кирилу Белозерскому, и Макарию Колязинскому, и Василию Блаженному. И преложиша мощи их с великим страхом и трепетом» 9 . Таким образом, для мощей преподобного Сергия была изготовлена новая серебряная рака 10 .  В 1585 году митрополит Дионисий освятил Успенский собор и совершил переложение святых мощей Преподобного в Троицком соборе. В надписи на раке говорится о начале ее создания при царе Иоанне Васильевиче: «…и сделана рака сия в лето 7093 (1585) июля в 25 день после государства его повелением сына его царя и великаго князя Феодора Ивановича, всея России самодержца, и его царицы великия княгини Ирины, во второе лето царства его» 11 . В связи с переложением святых мощей основателя обители была составлена особая служба, приуроченная к этому торжественному событию, которая в XVII веке совершалась в Троицком соборе в этот день 12 .

http://e-vestnik.ru/church/600_letiye_ob...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010