3) Перевод русской опасной грамоы (1538 г.) 4) Жалоба Колыванцев на притеснения Ивангородского наместника И.И. Безубцо-ва (1539 г.) 5) Жалоба о поджоге Русскими Немецкого двора в Новгороде (1541 г.) 6) О жестоком обращении с Ганзейским послом 7) Жалоба Псковского купца, поданная Ревельскому бургомистру на кражу у него, учиненную русскими Ивангородцами 8) Донесение Дидериха Кавера, посла Дерптского епископа к Иоанну IV (1554) 9) Ответ Новгородских наместников на жалобу о поджоге Немецких дворов в Новгороде и грабеже. 1554 г 10) Препирательство русского посла с Ревельским магистратом пред началом Ли-вонской войны. (До 1558 г.) 11) Жалоба Ивангородского наместника на притеснения русских купцов в Колы-вани (1558 г.) 12) О московских обстоятельствах следующие пункты были переданы в Краков всепресветлейшему королевскому польскому величеству. 1578 г. 18 октября. (Из Ревеля) 13) Вести из Москвы. Письмо к бургомистру королевского города Ревеля Хейнри-ху Лантингу из Нарвы. 1610 г. 2. И.С. Беляев. Челобитные вдовы И.Т. Посошкова. 1735 г 3. В. Борисов. Помещичье хозяйство и цена людей в конце XVII века Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1899 год. Книга первая I. Материалы исторические 1. Угличские акты. 1400–1749 гг. С предисловием Члена Соревнователя С.А. Шу-макова 2. Строительная книга города Пензы. С предисловием В.Л. Борисова II. Материалы историко-литературные 1. Допетровская Русь в ее литературе по лекциям Ф.И. Буслаева Е.И.В. Наследнику Цесаревичу Великому Князю Николаю Александровичу. 1859–1860 гг. Действит. Члена А.И. Кирпичникова 2. Новое издание «Не всио и не ничево». Журнал 1786 года Текст с предисловием Е.А. Ляцкого III. Материалы иностранные 1. Из рассказов дон Хуана Персидского. Путешествие персидского посольства чрез Россию, от Астрахани до Архангельска, в 1599–1600 гг. Перевод с испанского С.И. Соко-лова 2. Сочинения Константина Багрянородского: о фемах и о народах. С предисловием Гавриила Ласкина IV. Исследования

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Постановления собора 1551 года, чтобы быть приведёнными в действие, имели быть официальным образом обнародованы. Но это обнародование не могло совершиться так, чтобы всюду, куда надлежало, разослана была книга деяний собора в её подлинном виде. В то время у нас ещё не было книгопечатания, а книга деяний собора настолько обширна, что изготовить потребное количество рукописных её экземпляров было бы делом совершенно невозможным. Поэтому, вместо подлинной книги деяний соборных были обнародованы выписки или экстракты из неё, которые в официальных актах называются наказами 1620 и которым некоторые учёные дали название наказных списков. В настоящее время нам известны две таких выписки, из коих одна адресована к приходскому духовенству с его уездными властями, а другая к монахам. Та и другая известны нам посланными митрополитом в два места его епархии (первая – во Владимир и Каргополь, вторая – в Симонов и в Иосифов Волоколамский монастыри), и так как та и другая из них в обоих случаях есть одна и та же (т. е. одна и та же посланная во Владимир и Каргополь и одна и та же в указанные монастыри), то следует думать, как это совершенно вероятно и само по себе, что была приготовлена одна выписка, – известная нам, для рассылки по всем приходским духовенствам, и одна, – также нам известная, по всем монастырям, и что епископы и рассылали их по своим епархиям. В первой из выписок, разделяющейся на 57 параграфов, сокращённо излагаются узаконения Стоглавого собора, преимущественно относящиеся к приходскому духовенству (об архиерейском суде, об архиерейских пошлинах, о богослужении, о священниках и их поведении и обязанностях, о мирянах и их пороках и поведении 1621 ; во второй выписке буквально воспроизводятся из книги деяний собора главы (девять с частью десятой), относящиеся к монастырям и монахам 1622 . Как не скоро могла быть совершена рассылка выписок, а вместе с тем – как не скоро могли быть повсюду введены в действие и новые законы, видно из того, что митрополитом в его епархии выписки рассылаемы были не менее как до 1558 года (выписка в Каргополь послана была митрополитом 2 Февраля 1558 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

и западноевроп. купцами. Кроме того, власти ордена установили запрет на ввоз в Россию цветных металлов и оружия, не пропускали мастеров, нанятых рус. властями в Зап. Европе. В 1554 г. после длительных переговоров были заключены соглашения, устранявшие эти препятствия, но на практике они не выполнялись. Один из пунктов договора предусматривал возобновление выплаты дани, к-рую во 2-й пол. XV в. выплачивало Дерптское католич. еп-ство Пскову. Когда в 1557 г. ливонские послы не привезли в Москву дани, это стало предлогом для начала зимой 1557/58 г. войны с Ливонским орденом, к-рая показала военно-политическую слабость этого образования. В 1558-1559 гг. рус. войска захватили сев.-зап. часть владений ордена, в т. ч. такой важный центр, как Дерпт (Юрьев, ныне Тарту, Эстония). Занятая русскими войсками в 1558 г. Нарва превратилась в крупный порт, где рус. купцы торговали с западноевропейскими. В 1560 г. ливонское войско было разбито в битве при Эрмесе, в плен попал великий магистр ордена. Однако, не имея флота, русская армия не могла овладеть прибалтийскими портами. В это же время Великое княжество Литовское, Швеция и Дания выступили с притязаниями на наследство Ливонского ордена, на обладание транзитными путями, приносящими большие доходы. Локальный конфликт превратился в международный. Одновременно осложнилось внутриполитическое положение в России. К кон. 50-х гг. XVI в. И. В. стал знатоком тех социокультурных традиций визант. мира, которые были связаны с представлениями о роли и характере имп. власти. Он считал себя не только правителем России, но и главой всего христ. мира, на которого Богом возложена миссия распространения и утверждения истинной веры. Такой правитель, ответственный за свои действия только перед Богом, по убеждению И. В., должен обладать неограниченной властью и вправе требовать от подданных беспрекословного повиновения. Между тем действительность не соответствовала этим представлениям. Царя не могло радовать усиление выборных начал в гос. управлении после проведения земской реформы.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

см.: Опись собрания рукописных книг С. О. Долгова... С. 19. связи с тем, что тексты русских и славянских проложных статей помещены в конце, Фет относит эту рукопись в выделенному ею типу Б Псковской редакции Пролога, созданному, как она полагает, в последней четверти XV в. ( Фет Е. А. Указ. соч. С. 60). Однако я, вслед за М. В. Чистяковой, придерживаюсь мнения, что этот список Пролога следует относить к Макарьевскому варианту ( Чистякова М. В. Указ. соч. С. 165 – 166). в 1° (28×18,5 см), 499 листов, текст переписан несколькими полууставными почерками XVI в. в два столбца ; филиграни: Вепрь в 9 видах, 1) Piccar (животные) II 96 – 1560 г.; 2) Piccar (животные) II 109 – 1555 г.; 3)типа Лауцявичюс 3654 – 1556 г.; 4) Piccar (животные) II 137 – 1557–1558 гг.; 5) Piccar (животные) II 138 – (1558) г.; 6) типа Piccar (животные) II 107–108 – 1561 г.; три вида не отождествлены. в 1° (30,5×19 см) , 466 листов, текст переписан одним полууставным почерком XVI в. в два столбца; филиграни: 1) Орел одноглавый, типа Briquet 128 – 1569 г.; 2) Орел одноглавый, типа Briquet 129 – 1578 г. (обе филиграни крупнее отмеченных у Брике параллелей). Описание рукописи с перечнем русских и славянских статей (неполным) см.: Титов А. А. Описание славяно-русских рукописей, находящихся в собрании А. А. Титова. Т. 3. М., 1903. С. 64–66. Никитина Т. Л. Преподобный Авраамий Ростовский… С. 73. Никитина Т. Л. О краткой редакции… С. 144–148. Далее текст Жития по списку БАН, 21.3.3 цитируется по этой публикации. и далее при цитировании текста Проложной редакции Жития Авраамия Ростовского по списку Долг. 39 ошибки списка исправляются (в Приложении к настоящей статье текст публикуется с сохранением ошибок). лишь предположением, так как дальнейшая разработка этой темы требует детального исследования текстологии Краткой редакции Жития, что выходит за рамки данной работы. Никитина Т. Л. Преподобный Авраамий Ростовский… С. 71. что в варианте Краткой редакции Жития Авраамия Ростовского в Великих Минеях Четиих (тип 2 Краткой редакции, или Макариевская редакция, по Т. Л. Никитиной), созданном, как полагает Никитина, в начале 30-х гг. XVI в., т. е. примерно в одно время с рассматриваемой Проложной редакцией, встречается такая же замена, наряду с другими («женяше» – «гнаше», «седалища» – «седла», «сандалии» – «сапоги»), в Проложной редакции не отмеченными ( Никитина Т. Л. Житие преподобного Авраамия Ростовского в Великих Минеях Четиих митрополита Макария//Макариевские чтения. Вып. 10. Можайск, 2003. С. 466 ). Данная правка была сделана в Макариевской редакции и в Проложной редакции Жития независимо.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968692/

His peractis, discessit Gcnedzius lotus turbatus et lacrimosas, raledictis fratribus. qui omnes resipiscentiam optabant... 542 Der Socinian. von Fock, s. 144. Krasinski, s. 135. Из письма Меланхтона к Камерарию от 20-го февраля 1556 года видно, что Гонезий был тогда уже в Виттенберге. Меланхтон, между прочим, пишет: At hospes Lituanus est in Academia nostra, qui Serveticas reliquias ex Italia affert (?), et est homo facundus α σωπτις. Ecclesiae Polonicae, quae eum ad me miserunt, graviter scripserunt, se non discessuras esse a nostro consensu. Corp. Reformat. t. 8, p. 677. 543 Es fordert Lizmanin, dass dieser Peter ein Arianer, wegen seines arianischen Irrthnms refutiert werde, denn seine lateinisch geschriebenen Вüснег gegen den Неггп Christus sind schon in Krakau publicirt worden. Man beschloss es so zu thun, ihc zu refutiren und an den Krakauer Bischof zwei Herren deshalb zu senden, welche ihm zu erkennen gäben, dass dieser Keizer niemals einer der Ihrigen gewesen und es auch nicht ist. Lukaszewisz, Gesch. d. ref. Kirchen in Lithauen. См. 2-й т. стр. 70, прим. 38. 544 Hist du Socinianismi, p 24. Joh. Stoinii, Epitome...: Anno 1558, 15 Decembris Gonesius Bresciae Lithvanorum in Synodo, post editum librum adversus Praedobaptismum, qui Ibidem publice legebator, omnibus fere eundem refutare conantibus, excepto Hieronimo Piekarski, qui Gonezii sententiam propugnabat; palam professus est, se habere et alia, quae ex Papatu in ecclesiam irrepserunt: ut est, dogma de Trinitate. et Communicatione idiomatum: de duabus in Christo naturis: aliacue non pauca... Bibl. Ant. p. 184. 546 На Влодэиславльском синоде (в сентябре 1558 года) и тот и другой отрицали своё согласие с учением Гонезия и подписали предложенное им исповедание веры, по которому принимали символы веры апостольский, никейский и св. Афанасия. 548 Из письма Меланхтона к Бухгольцеру от 25-го сентября 1556 года видно, что книги Гонезия сильно распространялсь о что сам Радзивилл приминал даже меры против их распространения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

В результате компромисса партий церковная реформа представила смесь католицизма и протестантства. В период кратковременного правления дочери Генриха VIII от Екатерины Арагонской Марии Католички (1553–1558 гг.) католицизм опять восторжествовал в Англии, а протестантизм подвергался преследованиям. Но после нее на престол вступила другая дочь Генриха от Анны Болейн – Елизавета (1558–1603). Она была врагом католичества уже потому, что католики не признавали её законной дочерью Генриха. Обезглавив свою соперницу – шотландскую королеву Марию Стюарт (1542–1587 гг.), Елизавета разгромила католическую оппозицию в Шотландии. При ней церковная реформа получила окончательное завершение. Вероучение Англиканской Церкви было сформулировано в 39 членах. Вместе с протестантами англикане признают единственным источником вероучения Священное Писание, оправдание верой и отрицают значение Предания и определений Вселенских Соборов. Они отвергают почитание икон и мощей и призывание в молитвах святых, поминовение усопших, существование чистилища в загробном мире. Из Таинств англикане признают лишь два: Крещение и Причащение, причем, в Евхаристии они не допускают пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Остальные Таинства считаются благочестивыми обрядами. В обрядности многое осталось от католичества. Признавая иерархию в статусе епископства, англиканское вероучение лишает ее Таинства Священства. В 1571 году 39 членов были утверждены парламентом Англии, подписаны епископами в качестве символической книги веры Англиканской Церкви. Церковная реформа в Англии, несмотря на желание правительства путем уступки примирить различные религиозные партии, встретила оппозицию в лице пуритан (от лат. Purus – чистый). Они в 1567 г. отделились от Епископальной Церкви, требовали очищения Англиканской Церкви от всего, что напоминало им папство. Устройство их общин было аналогичным с Кальвинистской Церковью. Королева Елизавета и её преемники травили эту секту. Но эти меры только раздражали сектантов и вызывали их на ожесточенную борьбу с правительством и господствующей Церковью. Однако это привело к тому, что из пуритан выделилась новая секта с более крайним направлением и в политическом и в церковном отношениях, получившая название индепендентов , т. е. независимых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем на конце пустынного водного пути государство стало твердою ногой и принимало деятельные меры, чтобы связать этот отдаленный пункт с центральными своими областями. Вскоре после занятия Астрахани, в 1558 году, Дженкинсон видел в Нижнем отъезд воеводы, назначенного в Астрахань; он отправлялся в сопровождении 500 больших кораблей, из которых одни были нагружены железными припасами, оружием и ратниками, а другие везли купеческие товары и пристали к первым, как к надежной защите. По словам Дженкинсона, в Астрахань ежегодно посылались транспорты с людьми, жизненными припасами и лесом на постройку крепости. 257 Гарнизон Астрахани должен был постоянно держаться наготове, потому что очень обыкновенны были явления, подобные тому, которое описывает Бёрроу, бывший очевидцем его во время своего пребывания в Астрахани в 1580 г. 7-го марта в городе поднялась тревога: появились ногайские и крымские Татары, числом до 1500, и стали по обоим берегам Волги, верстах в 2-х от острова, на котором расположена была Астрахань. На другой день Татары отправили к воеводе гонца с известием, что они придут к нему в гости; последний отвечал, что он готов принять их, и, взяв пушечное ядро, велел гонцу передать своим, что у него не будет недостатка в этом угощении. На третий день пошел слух, что Татары решились напасть на город и готовили фашины из тростника, чтобы переплыть на остров. Но, простояв еще два дня, Татары ничего не сделали и удалились. 258 Для вернейшего закрепления за собой Астрахани государству надо было обезопасить самый удобный путь к ней по Волге, где свободно разбойничали окрестные кочевники и казаки, – те самые казаки, которые пролагали государству путь в эти страны. Дженкинсон, проезжая в Астрахань в 1558 году, еще не видел по Волге военных поселении; Берроу, проезжая туда же в 1579, насчитывает между Переволокой и Астраханью шесть таких поселений или караулов, расположенных по берегам и островам Волги: первый находился в семи верстах к югу от Переволоки и состоял из 50 стрельцов, охранявших это место в продолжение лета; второй находился в 113 верстах от первого, третий в 50 верстах от второго, четвертый в 120 верстах от третьего, пятый в 50 верстах от четвертого, наконец шестой в 30 верстах от пятого и в таком же расстоянии от Астрахани.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Лицевая сторона (аверс): в середине – внутри малой окружности (ободка) из «слипающихся» точек – герб «Королевской Пруссии» (изображение обращённого влево одноглавого орла с расправленными крыльями и раскрытым клювом, с короной на шее и поднимающейся с правого плеча рукой в латах – с мечом, воздетым над головой), между малой и большой окружностями (ободками) – частично сокращённая круговая латинская надпись («легенда») «SIGIS/I/REX/PO/DO/TOCT/PRVS» («СИГИЗМУНД I КОРОЛЬ ПОЛЬШИ ПОВЕЛИТЕЛЬ ВСЕЙ ПРУССИИ») (слова разделены: вверху – большой пятиконечной контурной «цветочной розеткой» с точкой в центре, по сторонам – шестью маленькими пятиконечными звёздочками). Обратная сторона (реверс): в середине – внутри малой окружности (ободка) из «слипающихся» точек – изображение герба г. Эльбинга (разделённого на две части украшенного щита с двумя равнобедренными крестами – по одному в каждой части: вверху и внизу), между малой и большой окружностями (ободками) – частично сокращённая круговая латинская надпись («легенда») «GROSSVS/CIVIT/ELBINGK/1534» («GROSSVS/CIVIT[ATIS]/ELBINGK/1534») («ГРОШ ГОРОДА ЭЛЬБИНГ 1534») (слова разделены: вверху – большой пятиконечной контурной «цветочной розеткой» с точкой в центре, по сторонам – тремя маленькими пятиконечными звёздочками). Описание данной монеты (типа монет) и соответствующая прорисовка содержатся, в частности, в вышеозначенном исследовании Э. Копицкого – под 7081 (раздел «6. MONETY MIAST/6.1 MONETY MIAST POLSKICH/6.10 ELBLG/Zygmunt I Stary 1506 – 1548»). s. 318; 14, s. 2] Выводы Описанные выше монеты определённо представляют общеисторический и краеведческий интерес, как материальные свидетельства Ливонской войны 15581583 гг. и последующих вооружённых конфликтов Русского царства с Королевством Швеция. Причём, подводя итог вышеизложенному, помимо всего прочего, необходимо обратить внимание на два следующие немаловажные обстоятельства: во-первых, на то, что большинство выявленных и описанных нумизматических памятников – это монеты мелких номиналов, выполненные из некачественных сплавов (биллона), во-вторых, на преимущественное использование таковых в качестве элементов украшений (главным образом, традиционных монист), на что указывают характерные отверстия.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/10/...

Хватко, Хватков : Хватко Козлов сын Рылеев [см. Козел, Рылеев], середина XVI в.; Семен Хватков, казак, 1615 г. Хватырев Прохор, посадский человек, 1582 г., Новгород Хвицкий Федор, дьяк в Подмосковном ополчении, 1611 г. Хворост Тимофей, крестьянин, 1654 г., Заонежье Хворостина кн. Михаил Васильевич Ухорский, вторая половина XV в.; от него – князья Хворостинины [см. Карло, Частиха] Хворощин Постник [см. Постник] Дмитриевич, дьяк, 1576 г., Новгород Хвост Алексей Петрович Босоволков [см. Босоволков], московский боярин, тысяцкий, убит в Москве в 1356 г.; от него – Хвостовы [см. Безногий, Бухара, Дюна, Лебедь, Отяй, Пыж, Уключко, Чехол, Шафер, Шипиней] Хвостень Михаил, крестьянин, 1564 г., Заонежье; Астат Иванов Хвостенев, бортник, 1608 г., Нижний Новгород Хвощинский Иван, судья, 1463 г., Звенигород; Булат [см. Булат] и Семен Никифоровичи, 1559 г., Звенигород; Авксентий Васильевич, 1556 г., Кашира; Хвощинские, вторая половина XVI в., Звенигород, Кашира и Тула Хибозов (!?–С. В.) Алексей, посадский человек, 1623 г., Гороховец Хидырщик Федор Никитич Левашов [см. Леваш], вторая половина XV в.; от него – Хидырщиковы; Иван Федорович Хидырщиков, писец, 1541 г., Переяславль Хилин Федор Антонович Новосильцев [см. Новосилец], вторая половина XV в. Хиль – хворь, болезнь; хилина – ненастье, слякоть Хилок кн. Иван Федорович Хрипунов [см. Хрипун] Ряполовский [ср. Ряполов], 1519 г.; от него – князья Хилковы Хилок – южный ветер, приносящий ненастье; ср. также хилый, слабый Хима Василий Гаврилович Ржевский, вторая половина XV в. Хима, Фима – Евфимий Хима – простак, глуповатый человек (Даль) Химин Юшка, царицын хлебник, 1573 г. Хирин см. Хиря Хирмин Иван Юрьевич, 1556 г., Кашира; Хирмины, вторая половина XVI в. и позже, там же Хирон Дмитрий Тимофеевич Синего-Жеребцов [см. Си ний, Жеребец], умер в 1510 г.; Иван Петрович Яковль Захарьин-Кошкин [см. Кошка], боярин, 1558 г., казнен в 1571 г. Хиря, Хирин : Семен Хиря Зиновьев, конец XV в.; Матвей Хирин, крестьянин, 1531 г., Рязань; Иван Бакана [см. Бакака] Хирин, 1558 г.; Хирины Дмитрий и Никита Тихоновичи, 1550 г., Вязьма

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Лютера . Разрыв Генриха VIII Тюдора (1509-1547) с Римом и династический союз Шотландии и Франции (Яков V был женат на дочери Франциска I Мадлен Валуа, а затем на Марии де Гиз) сделали отношения между Шотландией и Англией довольно напряженными. В авг. 1542 г. Генрих VIII вторгся в Шотландию, но его войско было разбито Дж. Гордоном, графом Хантли, при Хаддон-Риге. Однако 24 нояб. шотл. отряд, посланный королем Яковом, потерпел поражение от англичан при Солуэй-Моссе, а сам король умер спустя несколько дней и через 6 дней после рождения дочери Марии. Регентом при малолетней королеве стал Дж. Гамильтон, граф Арранский, проводивший проангл. политику. Он прекратил преследования протестантов и начал переговоры о браке Марии Стюарт с наследником англ. престола принцем Эдуардом. Был подписан Гринвичский договор, по к-рому после заключения брака должно было состояться объединение королевств. Однако требование Генриха VIII отдать ему малолетнюю королеву привело к протестам шотл. дворянства и приходу к власти профранц. партии во главе с королевой-матерью Марией де Гиз и кард. Д. Битоном. В ответ в 1544-1545 гг. англ. отряды Э. Сеймура, графа Хартфорда, регулярно вторгались на шотл. земли. В сент. 1547 г. шотландцы потерпели поражение от англичан при Пинки и потеряли основные крепости на востоке страны. Мария де Гиз подписала договор о браке Марии Стюарт с франц. дофином Франциском, и в Шотландию были отправлены франц. войска. К 1550 г. англичане были изгнаны. Свадьба Марии Стюарт и дофина Франциска состоялась 24 апр. 1558 г. в соборе Парижской Богоматери. Согласно секретному приложению к брачному договору, в случае отсутствия детей от этого брака Шотландия переходила под скипетр франц. монарха. В кон. 1558 г. на англ. престол взошла кор. Елизавета I Тюдор , которая поддерживала шотл. протестантов. С т. зр. католич. Церкви Елизавета являлась незаконнорожденной, а Мария Стюарт как правнучка Генриха VII Тюдора обладала всеми правами на престол. Поэтому Мария Стюарт также объявила себя королевой Англии.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010