2) В рукописях также имеются рассказы о чудесах Сергия, относящихся к 1558 г.: Предисловие, помеченное 20 июня 1558 г., в котором повествуется о решении царя Ивана Грозного и священного собора создать новую, «великую» церковь Святой Троицы в Сергиевом монастыре; чудо с исцелением ноги у москвича Григория 24 июня 1558 г.; чудо с исцелением слепоты у москвички Натальи 26 июня 1558 г.; чудо с исцелением слепоты в тот же день у некоего Артемия из Можайска; чудо с исцелением скорченных ног у Евсевия из Александровы Слободы, случившееся 1 августа 1558 г. РГБ, ф. 236 (Собр. А. Н. Попова ), 94 (л. 403–405 об.) – первой четверти XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под горкой – Дианова и Костюхина, 772 (1610 г.). РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 321 (л. 605–609 об.) – 30-е годы XVII в. Филиграни: 1) Щит под короной с полосами – Дианова и Костюхина, 1060 (1634 г.); 2) Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры P и DO – Дианова и Костюхина, 693 (1638 г.), Гераклитов, 806 (1631–1633 гг.); 3) Кувшин с двумя ручками под полумесяцем – типа: Дианова и Костюхина, 741 (1634 г.). Текст опубликован (по списку ОИДР-321): Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. II. С. 166–171. Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века В основу редакции был положен Основной вид Пространной редакции, дополненный описанием чуда о зачатии Василия III и чуда о победе над литовцами у Опочки. 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. Библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 699 (л. 36–247) – конец 20-х – начало 30-х годов XVII в. Почерк троицкого книгописца Германа Тулупова. Филиграни: Гербовый щит с полосой под короной (четыре варианта): а) Гераклитов, 231 (1628–1630 гг.); б) Гераклитов, 234, 235 (1628–1630 гг.), Дианова и Костюхина, 1059 (1630–1631 гг.); в) Гераклитов, 230 (1628–1630 гг.), 238 (1631 г.), Дианова и Костюхина, 1058 (1630 г.) – этот знак является основным в рукописи Троиц. 676, 1630 г., и в небольшом количестве встречается в Троиц. 727, 1632 г.; г) Гераклитов, 232 (1628–1630 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2008. Кат. 504. С. 641-642). Из привозных предметов, упомянутых в расходной книге Софийского дома за 1593 г.,- морская губка: «а тою губою к Никите чудотворцу отирати образы». Изображения Н. на первых иконах, прорисях-образцах, лицевых пеленах, созданных в период ок. 1558 г., тесно связаны с обликом святителя на лицевом покрове или непосредственно восходят к нему. Самые ранние изображения Н. были исполнены в лицевом шитье и скорее всего восходили к лицевому покрову на его гробнице до переделки 1558 г. Украшение гробницы после обретения мощей святого способствовало росту его почитания и проявлению новых чудес, случившихся до 1558 г. и упомянутых в новгородских летописях: «прощение» от глазной болезни Евдокии из сельца Деревеницы близ Троицкого Клопского мон-ря 21 февр.1552 г. накануне литургии («...на часех, как отпели часы»); излечение от глазной же болезни женщины на праздник Вознесения Господня 19 мая «о телесе Никитине епископу» (Новгородская II летопись//ПСРЛ. Т. 30 С. 182, 183). После обретения мощей 30 апр. 1558 г. (наряду с Житием святого, текстом которого с весны по октябрь того же года занимался игум. Маркелл, бывш. настоятель Хутынского мон-ря) были написаны первые иконы Н. О них мы можем судить прежде всего по тексту послания архиеп. Пимена Новгородского свт. Макарию, митр. Московскому, которое архим. Макарий (Веретенников) датирует июнем-июлем 1558 г. Помимо описания обретения мощей, перенесения тела святого в новую раку, празднований по всем городским храмам в послании сказано, что в Москву был отправлен иконный бумажный образец для написания икон Н. («на бумазе образ святаго Никиты епископа»). Владыка Пимен просил свт. Макария всем сообщить об образце и новом Новгородском чудотворце («иных сподоби таковыа благодати») и написать икону нового святого. Не полагаясь лишь на образец, он изложил словесное описание внешности святого, как она открылась свидетелям обретения: «...писати его без брады, чтобы было немножко власов на браде и на усе, чтобы едва знати власы брадные на телесе, якоже бысть и при животе, тако и ныне обретеся в гробе». Также новгородский архиерей уточнял, что Н. следует писать в облачениях епископа, а не архиепископа ( Малов А. Ф. Послание об обретении мощей епископа Никиты//Сб. ст. в честь акад. А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 496-498). Послание об обретении мощей (1565) опубликовано Н. П. Кондаковым как случай упоминания рисунка, послужившего образцом для последующих иконописцев ( Кондаков Н. П. Рус. икона. Прага, 1931. Вып. 3 (М., 2004). Ч. 1. С. 18-19; об этом и о неизвестности источника упомянуто: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 29).

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА Война, к-рую вело Русское гос-во в 1558-1583 гг. за выход к Балтийскому м. сначала с Ливонским орденом , после его распада - с Литовским великим княжеством (после 1569 - с Польско-Литовским гос-вом) и со Швецией. Главной причиной войны было стремление рус. власти установить контроль над торговыми путями, соединявшими по Балтийскому м. западную и вост. части Европы, роль к-рых резко возросла в XVI в. с расширением экономических связей между разными европ. регионами. Сложившееся положение использовали власти Ливонского ордена и нем. купечество ливонских городов, не пропуская рус. купцов на запад и запрещая им заключать сделки с западноевроп. купцами, навязывая свое посредничество. В этих условиях рус. купцы были вынуждены длительное время находиться в ливонских городах, для них в этих городах (Риге, Ревеле (Таллине), Дерпте (ныне Тарту)) были построены правосл. церкви. С распространением в Прибалтике Реформации и развитием иконоборческого движения начались нападения на эти храмы, сопровождавшиеся их разорением и осквернением икон. В кон. 40-х гг. XVI в. правосл. храмы в Риге и Дерпте были закрыты, церковь в Ревеле разорена. Русско-ливонский договор 1554 г. (как и нек-рые более ранние соглашения) предусматривал возвращение рус. людям храмов в Риге, Ревеле и Дерпте и беспрепятственное совершение в них правосл. богослужения. Однако это постановление, как и ряд других, не выполнялось. В 1558 г. царь Иоанн IV Васильевич начал войну с Ливонским орденом, чтобы силой устранить установленные барьеры на пути в Зап. Европу. Первым городом, к-рый в 1558 г. перешел под рус. власть, стала Нарва. Взятию города способствовал начавшийся в нем пожар, вызванный тем, что местные немцы бросили в огонь православную икону свт. Николая. Рассказ об этом читается не только в официальной летописи и в «Книге Степенной» , но и в летописи псково-печерского игум. прмч. Корнилия и в «Истории о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского . По приказу царя архимандрит Юрьева во имя вмч. Георгия монастыря и протопоп Софийского собора освятили город, где были поставлены правосл. храмы: Воскресения Христова в крепости - Вышгороде и «соборный» храм Богоматери Одигитрии. Царь велел «и иные храмы ставити». Всего в 1558 г. в Нарве было построено 5 храмов. При занятии рус. войсками пограничного города Нейшлосса (Сыренска) царь приказал поставить в нем храм Св. Троицы с приделами свт. Николая и св. Илариона. В итоговой записи офиц. летописи о действиях рус. войск в 1558 г. отмечено, что они заняли 20 городов и во всех этих городах «церкви крестианские воздвигнули» (ПСРЛ. Т. 13. 2-я пол. С. 306).

http://pravenc.ru/text/2110471.html

2) В рукописях также имеются рассказы о чудесах Сергия, относящихся к 1558 г.: Предисловие, помеченное 20 июня 1558 г., в котором повествуется о решении царя Ивана Грозного и священного собора создать новую, «великую» церковь Святой Троицы в Сергиевом монастыре; чудо с исцелением ноги у москвича Григория 24 июня 1558 г.; чудо с исцелением слепоты у москвички Натальи 26 июня 1558 г.; чудо с исцелением слепоты в тот же день у некоего Артемия из Можайска; чудо с исцелением скорченных ног у Евсевия из Александровы Слободы, случившееся 1 августа 1558 г. РГБ, ф. 236 (Собр. А. Н. Попова), 94 (л. 403—405 об.) — первой четверти XVII в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под горкой — Дианова и Костюхина, 772 (1610 г.). РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 321 (л. 605—609 об.) — 30–е годы XVII в. Филиграни: 1) Щит под короной с полосами — Дианова и Костюхина, 1060 (1634 г.); 2) Кувшин с одной ручкой под полумесяцем, на тулове литеры P и DO — Дианова и Костюхина, 693 (1638 г.), Гераклитов, 806 (1631—1633 гг.); 3) Кувшин с двумя ручками под полумесяцем — типа: Дианова и Костюхина, 741 (1634 г.). Текст опубликован (по списку ОИДР–321): Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. II. С. 166—171. Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века В основу редакции был положен Основной вид Пространной редакции, дополненный описанием чуда о зачатии Василия III и чуда о победе над литовцами у Опочки. 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. Библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 699 (л. 36—247) — конец 20–х — начало 30–х годов XVII в. Почерк троицкого книгописца Германа Тулупова. Филиграни: Гербовый щит с полосой под короной (четыре варианта): а) Гераклитов, 231 (1628—1630 гг.); б) Гераклитов, 234, 235 (1628—1630 гг.), Дианова и Костюхина, 1059 (1630—1631 гг.); в) Гераклитов, 230 (1628—1630 гг.), 238 (1631 г.), Дианова и Костюхина, 1058 (1630 г.) — этот знак является основным в рукописи Троиц. 676, 1630 г., и в небольшом количестве встречается в Троиц. 727, 1632 г.; г) Гераклитов, 232 (1628—1630 гг.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Чудо 7066 – 1558 г. о исцелении расслабленного описано после того, как написано житие преподобной и, судя по языку и по некоторым выражениям, написано самим Григорием, автором жития 111 , «сподобившимся достоверно в лета и во дни наша паче слуха» т. е. не на основании рассказов других, как писано им житие преподобной, а «своими очима видети» это чудо. Побуждением к добавлению этого чуда уже после того, как повесть была написана, послужило, между прочим, сознание автора неполноты жития. «Дозде повести сея всилу», заканчивает автор житие пр. Евфросинии, «Аще и много в скудости ума нашего преминухом, но елику любовь подобну сотворити блаженней мало нечто от жития её написание се прочитающим на пользу оставити в сие нынешнее преславное чудо сподобихомся достоверно в лето и во дни наша... видети» и т. д. следует описание самого чуда. Таким образом, житие было написано до 1558 г. и, всего вернее, в десятилетие между 1549–1558 г., когда под влиянием постановлений соборов 1547 и 1549 г. начинаются усиленные попытки в епархиях к собиранию сведений о местно чтимых подвижниках и святых, когда по примеру митр. Макария епархиальные епископы отыскивали начитанных грамотеев и поручали им в случае, если не было житий, канонов и служб местным святым, составлять эти жития и каноны по образцу уже известных и пользовавшихся общим одобрением житий и канонов, наиболее чтимых святых. Житие пр. Евфросинии, написанное в 1549–1558 г. вместе со службой и каноном, около 20 лет не делалось общим достоянием. В то время, как житие и канон пр. Евфимия получили церковное употребление после собора 1549 г., житие пр. Евфросинии «настоятелей тоя обители о чудесах нерадением... и небрежением... без вести бывше». Инок Григорий или умер или ушёл из Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, а житие пр. Евфросинии, написанное им, игумен Спасского же монастыря Савватий унёс в Махрищский монастырь «для преписания чудес» и там оно у него «закосне многими леты», а после смерти Савватия, вместе с другим имуществом покойного, поступило в Махрищский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Когда же мы послали тебя и воеводу Петра Ивановича Шуйского на год против германских городов …, мне пришлось более семи раз посылать к вам, пока вы, наконец, пошли с небольшим числом людей и лишь после многих наших напоминаний взяли свыше пятнадцати городов. Это ли ваше старание, если вы берете города после наших писем и напоминаний, а не по собственному стремлению?» А теперь послушайте следующие слова Царя со вниманием: «Как не вспомнить вечные возражения попа Сильвестра, Алексея и всех вас против похода на германские города, и как, из-за коварного предложения короля Датского, вы дали ливонцам возможность целый год собирать силы?» Почти вся Ливония за год! Для понимания царских слов стоит напомнить, что Ливонская война началась в 1558 году, ввиду нарушения Ливонским орденом предыдущего договора с Россией. В январе этого года русские войска под командованием бывшего казанского хана Шах-Али и Михаила и Даниила Глинских провели в Ливонии «разведку боем». В мае 1558 года была взята Нарва. Похоже, что уже тогда «избранная рада» позволяла себе «словесные отягчения» по этому поводу. Но боевые действия против Ливонии были продолжены, а в июне 1558 года в них вынужден был принять участие и Андрей Курбский, вместе с князем Петром Шуйским и Даниилом Адашевым. К осени 1558 года была завоевана почти вся Ливония и взято порядка 20 городов . В них были оставлены русские гарнизоны, разрушенные укрепления Царь приказал восстановить. Первый год войны закончился блестящими победами русского оружия. Тевтонский орден в Ливонии осознавал безнадежность своего положения. Был избран сорок шестой и последний магистр ордена Готхард фон Кетлер. Кроме гарнизонов в покоренных городах, русское войско вернулось в Россию. Уход нашего войска показался Кетлеру удобным поводом для возобновления военных действий. Но единственным успехом ливонцев стало взятие многотысячным германским войском замка Ринген, пять недель обороняемым отрядом из 140 воинов во главе с сыном боярским Русином Игнатьевым. Немцы смогли захватить Ринген только в ходе третьего штурма, который продолжался три дня, после того, как у защитников закончился порох.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/28/...

Т. 30. С. 190). 24 янв. 1563 г., после крупнейшего успеха русской армии в ходе войны - взятия Полоцка, у гробницы Н. архиеп. Новгородским Пименом был совершен торжественный молебен; в написанном тогда же послании к царю Пимен призывал «молитву и покров», наряду с проч. святителями также поминал «новоявленного чюдотворца епискупа Никиты»; царю была послана вода, освященная у его мощей (Там же. Т. 13. С. 352-353; АИ. Т. 1. 302. С. 555-551). М. В. Печников В статье 7066 (1557-1558) г. Н2Л читается сообщение, что Маркелл (Безбородый?) , бывш. игум. Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря , проживавший на покое в Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, «сотвори... Житие Никите, епископу новгородцкому, и канун» (ПСРЛ. Т. 43. С. 183). В рукописях XVI-XVIII вв. встречается 2 канона Н., но списков Жития Н., где было бы указано имя Маркелла как автора, нет. Исследователи атрибутируют ему текст «Слова похвального на память… Никиты, епископа новгородского» на том основании, что в нем ничего не говорится об открытии мощей. В небольшом по объему «Слове похвальном...» Маркелл кратко пересказывает патериковое «Сказание о Никите затворнике»; сообщая о поставлении Н. епископом в Новгород, Маркелл дает обобщенную характеристику его деятельности, пишет о 2 чудесах святого (спасении от засухи и от пожара), повествует о его преставлении и погребении в приделе Иоакима и Анны Софийского собора. В рукописях «Слово похвальное...» очень часто переписывается вместе с патериковым «Сказанием...»; возможно, изначально предполагалось, что 2 произведения будут переписываться вместе и дополнять друг друга (поэтому Маркелл схематично описывает Киево-Печерский период жизни Н.). Открытие мощей Н. 30 апр. 1558 г. нашло отражение в неск. памятниках. Возможно, одним из первых было написано «Послание об обретении мощей Никиты епископа» ( Никольский. 1905; Макарий (Миролюбов). 2003). А. Ф. Малов датирует послание июнем-июлем 1558 г. и считает его автором софийского священника, а адресатом - игум.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

В 1558 г. уже принявший монашество агиограф написал житие Новгородского архиеп. Нифонта ( 1156), основываясь на сказании о святителе из Киево-Печерского Патерика Кассиановской редакции. Варлаам дополнил сказание предисловием, неск. известиями о святителе и похвалой святому. В конце жития сообщается, что канонизация архиеп. Нифонта состоялась при митр. Макарии (по-видимому, на Соборе в 1549). В эти же годы иером. Варлаам по поручению митр. Макария создал 4-ю редакцию жития Новгородского еп. Никиты ( 1108) (ГИМ. Увар. 429. Л. 52-78). Для этого он воспользовался произведением инока Зиновия Отенского , написанным в связи с обретением мощей свт. Никиты в новгородском Софийском соборе в 1558 г. Также по благословению свт. Макария агиограф между 1558 и 1563 гг. создал пространную редакцию жития юрьевского сщмч. Исидора ( 1472) на основе краткой редакции. Помимо лит. обработки текста Варлаам усилил его антикатолич. направленность. Написанное в разгар ливонской войны, житие мч. Исидора было очень актуально, его «призывы, опирающиеся на живой пример русских, героически страдавших на тех землях, где теперь шли бои, не могли не звучать чрезвычайно действенно» (А. И. Рогов). Псковской тематике посвящено также созданное Варлаамом в 1565 г. «Сказание об иконе Знамения Богородицы Мирожской». В «Сказании» описывается «чудо слезного знамения» - заступничество Пресв. Богородицы за Псков и псковичей ввиду угрозы со стороны Литвы. По предположению Е. В. Неберекутиной, В. является автором неск. статей в «Книге Степенной царского родословия» - «Похвалы Василию», «Сказания о Данииле Переяславском» и «Чудес», а также одним из редакторов жития равноап. кнг. Ольги. В рукописях встречаются проложные жития прп. Евфросина (РГБ. Рум. 397), прп. Саввы Крыпецкого ( Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 532-533), св. Александра Невского, созданное по редакции В. (РГБ. Рум. 397, Л. 348 об.-353),- святых, над чьими жизнеописаниями в свое время трудился В. Однако вопрос о принадлежности проложных редакций псковскому священнику нуждается в дальнейшем изучении.

http://pravenc.ru/text/150691.html

За семнадцать с лишним лет правления архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви и устраивает монастыри. В 1554 году архиепископ Пимен, как почитатель памяти блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского († 1392; память 27 июля/9 августа), выстроил над гробом его храм во имя святого великомученика Пантелеймона, память которого празднуется в день кончины блаженного Николая, 27 июля. 30 апреля 1558 года им открыты мощи святителя Никиты, епископа Новгородского, затворника Печерского († 1108; память 31 января/13 февраля и 30 апреля/13 мая), по особому видению. Во сне явился ему муж с едва заметной бородой и сказал ему: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу». Проснувшись, Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. По распоряжению архиепископа Пимена игумен Московского Даниловского монастыря Иоасаф написал вторую редакцию Жития святителя Никиты. В 1560 году архиепископ Пимен основал Введенский Тихвинский женский монастырь. В 1566 году освятил новую церковь Рождества Богородицы на Волотовом погосте, а в 1568 году – новую церковь Николая Чудотворца. Заботился владыка Пимен и о старых храмах: в 1557 году «обложил» Никитинскую церковь, в 1558 году поновил придел Иоакима и Анны в Софийском соборе, а через два года устроил в соборе царское и святительское места, в 1560 году освятил придел Космы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице. В 1558 году архиепископ Пимен организовал доставку и торжественную встречу чудотворных икон, взятых царским войском в Нарве, в 1561 году провожал три образа, затребованных царем из Софийского собора. Для Софийского собора был отлит самый большой новгородский колокол-благовестник в 500 пудов, который в 1570 году царем Иваном Грозным был перевезен в Александровскую слободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Никиты встречается и под 31 Генваря – днем его кончины, и под 30 Апреля – днем обретения его мощей (См. Опис. рукоп. Синод. Библиотеки 399, стр. 347, 375; сн. 343, 344; святцы в рукописи М. Д. Ак. 203 и 201). К тому же 1558 году можно относить и канонизацию св. Нифонта, епископа Новгородского, жившего в XII веке и скончавшегося в 1156 году. Из жития этого святого мы узнаем, что празднование ему установлено митрополитом Макарием 466 ; но это указание настолько обще, что по нему одному нельзя точно определить год его канонизации. Для более же точного определения времени канонизации этого святого может служить, по нашему мнению, время составления жития ему. Последнее явилось в 1558 году 467 и было составлено священноиноком Варлаамом, по поручению митрополита Макария 468 . Сопоставляя теперь, с одной стороны, известие жития св. Нифонта об установлении ему митрополитом Макарием празднования со временем появления этого жития, с другой стороны, приняв во внимание тесную связь житий и праздников между собою, в силу которой первые всегда почти являлись следствием последних, можно думать с большею вероятностью, что празднование св. Нифонту установлено было митрополитом Макарием в 1558 году. С конца этого же века имя св. Нифонта начинает встречаться в святцах и месяцесловах нашей Церкви (Опис. рукоп. Моск. Синод. Библ. стр. 375; святцы при рукоп. М. Д. Ак. 201 и 203). В 1560 году были канонизованы тем же митрополитом Макарием преп. Григорий и Кассиан, Авнежские чудотворцы. Сведения о чудесах этих святых, собранные Варлаамом, игуменом Махрищского монастыря, были доставлены митрополиту Макарию. Последний для проверки этих сведений, а равно и для свидетельствования мощей посылает в Авнежский монастырь игумена Данилова монастыря Иоасафа. Когда доставлены были собранные игуменом Варлаамом и проверенные игуменом Иоасафом сведения митрополиту, то собор на основании их установил местно праздновать обоим новоявленным чудотворцам и повелел составить сказание о них 469 . При деятельном участии тех же лиц совершилась в том же году и канонизация преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010