А также отныне на всякие должности вплоть до сенаторской имеют быть избираемы не одни последователи римского костела, но и все вообще дворяне христианской веры, литовцы и русские, каждый по своим заслугам и способностям. И ни один дворянин христианской веры не может быть устраняем от этих привилегий». Это, конечно, прямой вывод из принципа веротерпимости. Это не дарование каких-то привилегий православию, а только акт о политическом равноправии. Формальное существование Городельского неравноправия грозило бы логическим ударом по равноправию и новоявленных протестантов. Поэтому ни единым словом не упомянутые здесь протестанты, конечно, весь свой политический вес положили на чашу весов в пользу православных. Их подписи, начиная с обоих Радзивиллов, стоят под этим актом. На Гродненском сейме 1568 г. Сигизмунд Август подтвердил и объявил, что этот акт веротерпимости не должен нуждаться в новых подтверждениях, а сохраняет силу навсегда. Таким образом, эта кажущаяся щедрость по отношению к православным была попутным выигрышем русской веры на фоне забот о свободе аристократии протестантской. Православная иерархия в это бурное для религии время была не на высоте. Jus donandi – раздача «духовных хлебов» светскими инстанциями накопила в рядах духовенства множество элементов недуховных, корыстных. Типичным представителем такой среды явился Митрополит Сильвестр Белькевич (1556–1567 гг.). Митрополит Сильвестр Белькевич (1556–1567 гг.) Это был богатый королевский «скарбник и ключник» в самой Вильне, по-нашему чиновник государственного казначейства, лично богатый человек, но не только богословски, но и в общем смысле едва грамотный. Он выпросил себе у короля Виленский Троицкий монастырь в управление с титулом «настоятеля», но с прибавкой: «пан Стефан Андреевич Белькевич». И вслед затем, еще при жизни митр. Макария, исхлопотал себе в 1551 г. новый акт на получение места Киевского митрополита и все время не принимал ни монашества, ни священного сана. Когда в 1556 г. митр. Макарий скончался, бывший скарбник официально объявлен «нареченным митрополитом, Стефаном Андреевичем».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Но после приобретения врача далеко не вдруг явились больницы, и именно спустя очень значительное время после сего явилась больница семинарская, и спустя довольно значительное время после семинарской больницы явилась больница монастырская: первая заведена была в 1797 году, а вторая – после первой (с 1814 г. ставшей больницею академическою), в 1828 году. Монастырская больница помещена была в Донском, или Варваринском, корпусе. При самом преподобном Сергии и долгое время после него, до 1556 года, братские келлии стояли в монастыре довольно тесным четвероугольником вокруг Троицкого собора. Должно со всею вероятностию думать, что братия монастыря и сторонние лица, желавшие погребаться в монастыре, были погребаемы не по-за кельями, или, так сказать, на задворках монастыря, а внутри четвероугольника келей, вокруг церкви, и что вышли из этого четвероугольника келей лишь тогда, когда уже совсем не стало в нем места (известны некоторые примеры погребенных в монастыре до 1556 г. в таких местах, которые должны были приходиться вне четвероугольника) 309 . Когда в 1556 году братские келлии были отодвинуты к стенам монастыря и когда между тем число мирян, желавших погребаться в монастыре, очень увеличилось, то, можно сказать, весь монастырь, за исключением северной его стороны, превратился в одно сплошное кладбище. В XVI-XVII столетиях весь монастырь, за исключением северной стороны, на которой были монастырские житницы, дворец государев, Оружейная палата и кузница, покрыт был рядами могил, между которыми оставались только дороги для прохода (представляла из себя сплошное кладбище и вся та обширная площадь, которую заняла построенная в конце XVII столетия нынешняя трапеза, ибо она была поставлена не на месте прежнего корпуса келей – линию последнего указывает остающийся от него Варваринский корпус, – а впереди, на незастроенной и сплошь занятой могилами площади перед корпусом). Оставался монастырь сплошным кладбищем и до не особенно давнего времени. И однако вовсе почти совсем нет в нем теперь надгробных памятников не только древних, но и старых. Простое объяснение сего есть то, что он очищаем был от памятников. В 1722 году (12 апреля) Петром Великим был выдан указ, чтобы у приходских церквей и в монастырях надгробные каменья сравнять с землей, и во исполнение сего указа должно было последовать очищение монастыря от памятников. После Петра, когда указ его пришел в забвение, монастырь снова сделался было сплошным кладбищем. Но новое очищение его от памятников, по предписанию ли высшего начальства или сам собою и только по дозволению митрополита, произвел наместник Антоний в начале своего наместничества, когда он вообще очищал монастырь от грязи, доставшейся ему от его предшественника.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

сост. Александр Ратшин Казанской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: УСПЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Свияжске; находится под управлением Архимандрита. Основан около 1555 года св. Германом, Архиепископом Казанским, приемником св. Гурия. Здесь соб. церковь Успения Богородицы, в которой почивают мощи основателя, св. Германа, в серебряной раке, и хранится тут же ризница сего Святителя; мощи его перенесены сюда из Москвы 25 сентября, 1595 года. Здания этой обители весьма огромны. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Казани; состоит под управлением архимандрита, который вместе с тем и ректор Казанской Духовной Академии. Основан по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного и по назначению архиепископа св. Гурия, в 1556 году, св. Варсонофием, который и был здесь первым архимандритом, а в последствии хиротонисан во епископа в Тверь. В этой обители пять церквей: 1) Соб. Преображения Господня; построена сначала деревянная в 1556, а потом, по повелению царя Феодора Иоанновича, в 1566; каменная; вторична перестроена при архимандрите Германе, в 1601 году; здесь почивают мощи основателя, Варсонофия епископа Тверского, за правым клиросом между столпами; 2) св. Николая Ратного; 3) Великомученицы Варвары, над св. вратами; 4) св. Николая Ратного ж, древняя, построенная св. Варсонофием в 1556 году; 5) при больнице, св. Сампсона Странноприимца.– В этой обители погребен знаменитый Вития XVI века, митрополит Казанский Ефрем, венчавший на царство царя Михаила Феодоровича, в 1613 году. ЗИЛАНТОВ-УСПЕНСКИЙ, муж. 2 класса, близ губернского города Казани; находилосьвв под управлением архимандрита. Он был сначала основан в 1552 году, по повелению царя Иоанна Васильевича, тотчас по взятии Казани, на том самом месте, где погребены воины, убиенные на приступе; но как по причине затопления его разливом вешней воды, здания монастыря начали разрушаться , то в 1560, по повелению этого ж царя, и перенесен он на нынешнее место, где во время осады Казани была царская ставка и походная церковь . Ныне в обители три церкви: 1) Соб. Успения Богородицы; 2) Всех Святых, теплая; 3) Над св. вратами, двухэтажная, в которой престолы: вверху Препод. Герасима, иже на Иордани, внизу Алексия митрополита. – Монастырь этот был прежде 3 класса, а во 2 возведен в 1836 году. Здесь находится училище для обучения татарских, черемисских, чувашских и мордовских детей закону Христианскому и языкам русскому и латинскому, основанное в 1733 году архиепископом Казанским Илларионом (Рогалевским), которое после, при епископе Луке (Конашевиче), преобразовано в семинарию. – Вне монастыря, на том месте, где он прежде существовал, построен памятник, с церковью внутри его, во имя Нерукотворенного Спасова образа, освященный в 1823 году; в этом храме, над гробами убиенных при взятии Казани воинов, совершается ежегодно соборная панихида.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Книга 2. 1556–1572 Глава I Лайнес, генерал-викарий. – Двухлетнее междуцарствие. – Внутренние распри. – Бобадилья сопротивляется Лайнесу. – Кардинал Карпи, судья. – Павел IV запрещает иезуитам производить выборы генерала где-либо, кроме Рима. – Избрание Лайнеса. – Он изменяет устав богословского преподавания. – Признает Фому Аквината недостаточным и несовершенным. – Павел IV хочет заставить иезуитов выбирать генерала только на три года и совершать богослужение сообща. Сопротивление иезуитов. – Торжественная речь Павла IV. – Причины, побудившие иезуитов временно повиноваться ему. – Средства, употребляемые Лайнесом для деспотического правления орденом. Лайнес на первом заседании Тридентского собора. – Претензии иезуитов на важность роли их на соборе. – Попытки иезуитов проникнуть во Францию при Франциске II и Карле IX. – Беседа в Пуасси. – Лайнес присутствует на ней. – Его речь против протестантов. – Иезуиты допущены после беседы в Пуасси. – Как и на каких условиях. – Лайнес на последних заседаниях Тридентского собора. – Его речь о папском неограниченном образе правления. – Мнение Евстафия дю Белле об этой речи. – Собрание высказывается против мнения Лайнеса. – Он извиняет или отрицает злоупотребления римского двора. – Он утверждает, что аннаты и десятины составляют священное право. Он говорит, что епископы по божественному праву не обязаны жить в своей епархии. – Он высказывается за тайные браки. – Письмо Эрвэ, Сорбонского доктора, против Лайнеса. – Косвенное одобрение ордена Тридентским собором. – Оно вызвано рекомендацией Карла Барромея. – Этот кардинал плохо вознагражден иезуитами. – Борьба их с св. Карлом Барромеем. – Иезуиты изгоняются из семинарий и коллегий Миланского архиепископства св. Карлом и его племянником Фредериком Барромеем. 1556–1564. После смерти Игнатия, у ордена осталось сто обителей, или коллегий. Более тысячи иезуитов были рассыпаны по всему свету. Из них было только тридцать пять профессов, то есть членов, действительно и навсегда принадлежавших к ордену. Из первых товарищей Игнатия только пять человек пережили его, в том числе и Лайнес, самый главный из них. Он был главнейшим сотрудником основателя ордена, его советником и ближайшим поверенным. Однако, не он предназначался Игнатием на место генерала. С согласия Игнатия, наместниками его были избраны отцы Поланквэ, Мадрид и Надаль. Можно было думать, что они станут вести дела ордена и после смерти Игнатия, до избрания генерала; но Лайнесу удалось занять их место и заставить избрать его викарием. В силу этого звания, он назначил конгрегацию для избрания генерала. Война, возгоревшаяся в то время между Павлом IV и Филиппом II, королем испанским, помешала испанским профессам приехать в Рим, и конгрегация состоялась только через два года. Лайнесу было очень важно, чтобы присутствовали испанцы. Между ними были его самые сильные приверженцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Остававшиеся в В. протестанты рисковали жизнью, т. к. в дек. 1554 г., после урегулирования вопроса о монастырских землях, парламент принял статут, восстановивший законы о сожжении еретиков. По данным «Книги мучеников» (J. Foxe. Books of Martyr " s, ориг. название ее - «Actes and Monumentes»), за годы правления Марии Тюдор были казнены 273 протестанта. В 1554 г. было издано особое распоряжение, запрещавшее распространение протестант. книг. Однако это не означает, что протестант. лит-ра полностью исчезла, эмигрировавшие на континент англичане-протестанты наладили издание и нелегальную доставку книг в страну. Т. н. Легатский синод 1555-1556 гг. принял 12 канонов, затрагивавших церковную дисциплину, среди к-рых были постановления против симонии и ереси. 11-й канон предписывал организовать в каждом диоцезе семинарию для подготовки буд. священников. Краткость правления Марии Тюдор помешала реализации плана создания семинарий в Англии, тем не менее канон о семинариях сыграл значительную роль в истории католицизма XVI в. В 1562 г. решения синода 1555-1556 гг. были опубликованы в Италии под названием «Reformatio Anglicana» и послужили источником для соответственных решений Тридентского Собора, обязательных для всего католич. мира. В годы правления Марии Тюдор активно издавались молитвенники: в 1553-1558 гг. вышло 37 изданий. Все они следовали образцам нач. 40-х гг.: основной текст был напечатан на англ. языке (он представлял собой перевод и толкования основных молитв), а лат. текст размещался на полях. Содержание молитвенников по большей части было вполне традиц., но в конце молитвенника был добавлен отсутствовавший ранее покаянный канон. Легатский синод в 1557 г. принял решение выработать формулу Символа веры на англ. языке, а также перевести на англ. язык Библию, что произошло только спустя 25 лет. Ирл. парламент в 1557 г. признал Марию Тюдор королевой и отменил все религ. законодательства Генриха VIII. В 1556 г. в Ирландии состоялся Поместный Собор, где была принята программа реформы католич. Церкви, аналогичная английской.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Одни пресвитеры стремились педантично придерживаться этих правил, а другие, и в их числе Менно Симонс, не проявляли излишнюю строгость в таких вопросах. Т. о. «Висмарские решения» представляли собой компромисс, к-рый не удовлетворял полностью ни одну из сторон. В 1555 г. Гиллис фон Акен, в 1542 г. рукоположенный Менно Симонсом во пресвитера, попытался ввести воздержание между верующим и неверующим супругами в ватерландских общинах на севере Нидерландов. Те категорически воспротивились и обратились за помощью к Менно Симонсу, который в письме от 13 нояб. 1555 г. выразил надежду на примирение и призвал остерегаться введения новшеств, не основанных на Свящ. Писании. Затем он посетил ватерландские общины, что позволило сохранить их единство. Споры на нек-рое время утихли, однако в том же году возникли новые разногласия, на этот раз во Франекере (Фрисландия). Их причиной стали действия Бауэнса, заявившего, что изгонять из общины ее членов можно безо всякого предупреждения. Когда он потребовал более строгого обращения с отлученными братьями, лидеры умеренного крыла общины Х. Налдеман и Й. Хейнс выступили против. Менно Симонс также считал, что отлучение как крайняя мера воздействия может применяться только после 3-кратного предупреждения. Тогда Бауэнс отлучил Налдемана и Хейнса, и конфликт во Франекере продолжился с новой силой. В целях достижения мира и согласия между братьями Менно Симонс был готов сотрудничать и с отлученными, но 2 его ближайших сподвижника, Д. Филипс и Бауэнс, не захотели пойти на компромисс. Они считали, что церковь, как невеста Христа, должна «блюсти себя без пятна и порока». В 1556 г. разгорелся новый конфликт. Бауэнс потребовал, чтобы Сван Рютгерс из общины в Эмдене, к-рая продолжала жить со своим отлученным супругом, покинула своего мужа. Менно Симонс выступил против этого решения, обратившись 12 нояб. 1556 г. с письмом к общине, в к-ром напоминал одно из «Висмарских решений»: воздержание между супругами не должно противоречить велению совести. Тем не менее за непослушание Рютгерс была отлучена.

http://pravenc.ru/text/2562994.html

В 1556 г. Максим скончался и погребен в Троицкой лавре . Всяк согласится, что судить о Максиме на основании только его собственных свидетельств о себе и отзывов о нем его друзей было бы несправедливо; что нужно принимать во внимание и отзывы о нем его недоброжелателей, особенно деяния бывших на него Соборов, которые нельзя же считать вымышленными или намеренно искаженными. А если так, то мы не можем признать за истину, будто Максим пострадал у нас совершенно невинно или будто он перенес свои многолетние страдания безропотно, чисто по-христиански, с полною покорностию воле Божией. Чрез семь лет после Максима Грека скончался и митрополит Макарий (31 декабря 1563 г.). К чести этого первосвятителя должно сказать, что он в своем лице снова возвысил достоинство и значение Русского митрополита, которое при его предшественниках видимо начало было упадать. Он всегда пользовался высоким уважением не только в народе и во всем духовенстве, но и среди бояр и вельмож и в самом семействе государя. И какого государя? Тогда как все другие лица, окружавшие Иоанна, непрестанно менялись и подвергались его опале, изгнанию, нередко смерти, когда даже любимейшие из его советников — Сильвестр и Адашев не избежали, наконец, его гнева, один митрополит Макарий в продолжение двадцатидвухлетнего своего первосвятительского служения остался неприкосновенным и сохранил расположенность Грозного царя до самой своей кончины. Бывали и для Макария тяжкие скорби в жизни; многократно и он, как сам свидетельствует в своем духовном завещании, помышлял отказаться от своей кафедры и отойти в уединение. Но каждый раз его упрашивали и удерживали сам государь, все святители, весь освященный Собор: так им дорожили . «О Боже, как бы счастлива была Русская земля, если бы владыки были таковы, как преосвященный Макарий да ты»,— писал в 1556 г. царь Иоанн к Казанскому архиепископу Гурию . Максим Грек, основываясь на свидетельстве многих достоверных мужей, и особенно Тверского епископа Акакия, «велегласнаго проповедника добродетелей» Макария, восхвалял его как ревнителя православных догматов, прилежного исполнителя Божественных заповедей, ходатая и предстателя за обидимых и как пастыря мудрого, христианскою тихостию и кротостию укрощавшего восстававших на святую Церковь и противившихся его учению и ревности . Подозревать этого архипастыря в честолюбии и слабости пред Иоанном мы не знаем оснований. Напротив, известно, что, когда Иоанн велел (1561) заочно судить Сильвестра и Адашева вследствие сделанного на них доноса и когда некоторые из судей по выслушании доклада объявили уже, что подсудимые достойны смерти, а другие молчали, один Макарий возвысил свой старческий голос и смело сказал государю, что следует призвать и выслушать самих обвиняемых, с чем согласились и некоторые вельможи, хотя потом царские сторонники превозмогли в Совете и достигли того, что Сильвестр и Адашев были осуждены на заточение . Вообще, имя митрополита Макария есть одно из лучших украшений нашей церковной истории .

http://sedmitza.ru/lib/text/435975/

17. UOHA II хиротонисан из Архимандритов Минских Литовских в 1526 году. Скончался в 1526 году. 40. ДАНИИЛ хиротонисан из Игуменов Иосифова монастыря в 1522 году, Февраля 27. В 1539 году боярами лишён сана и заключён в оный Иосифов монастырь, где Февраля 2 того же года скончался. 18. UOCUФ II хиротонисан из Епископов Полоцких в 1526 году. Скончался в 1538 году. 41. ИОАСАФ Скрыпицын, избран на Митрополию из Архимандритов Троицких Сергиевских 6 Февраля 1539 года и того же месяца 9 дня хиротонисан. В 1543 году лишён боярами сана и послан в Кирилло-белоезерский, а оттуда перевезён в Троицкой Сергиев монастырь. 19. MAKAPUЙ II хиротонисан в 1538 году из Надворных Епископов Королевы Польской Елены Иоанновны, великой Княжны Российской, бывшей в замужестве за Польским Королём Александром. Скончался в 1556 году. 42. МАКАРИЙ наречён из Архиепископов Новгородских в 1543 году, Марта 16, а хиротонисан 19 числа того же месяца. По 21-летнему правлению, в 1564 году, Декабря 31, а по другим – в 1565 году, скончался. 20. СИЛЬВЕСТР Вилькевич или Белькевич хиротонисан в 1556 году. Скончался в 1568 году. 43. АФАНАСИЙ хиротонисан в 1564 году, а по другим – в 1565 году, из Архимандритов Новоспасских. По 2-летнему правлению Митрополией в 1566 году оставил престол и отошёл опять в Новоспасской монастырь, где и скончался. 44. ФUЛUNN II, Святой, рода боярского, из фамилии Колычевых, хиротонисан в 1566 году из Игуменов Соловецких. В 1569 году лишён сана и послан в заточение в Тверской Отроч монастырь, где в 1570 году, Декабря 23, а по другим – в 1572 году, умерщвлён. 45. KUPUЛЛ IV хиротонисан в 1570 году, а по другим – в 1572 году из Игуменов Новинского монастыря. В 1577 году скончался. 21. UOHA III Протасович хиротонисан в 1568 году из Епископов Туровских. В 1577 году скончался. 46. АНТОНИЙ хиротонисан, кажется, из Архиепископов Полоцких в 1577 году. Скончался в 1580 или 1582 году. 22. ИЛИЯ, прозванием Куча, хиротонисан в 1577 году. Скончался в 1578 году. 23. ОНИСИФОР, прозванием Девочка, хиротонисан в 1578 году, а в 1588 году отлучён по причине бытия его двоеженцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В начале 1556 г. в Рим направился посол Сигизмунда II С. Мацейовский. Король просил папу дать ему полномочия для созыва собора, чтобы можно было осуществить следующие перемены: причастие для мирян под обоими видами, разрешение священникам вступать в брак и богослужение на своем языке . Таким образом, при поддержке широкого круга заинтересованных лиц (духовных и светских) были предприняты целенаправленные попытки внести в жизнь польской католической Церкви ряд важных обычаев, характерных для Церкви православной, которые ранее рассматривались как ее важные отличительные признаки. Характерно, что предложение о совершении богослужения на своем языке сопровождалось в инструкции специальной аргументацией. Здесь не только говорится о такой практике у болгар, греков и русских, но и отмечено, что болгарам такое разрешение было дано папским престолом. Появление такой ссылки следует, вероятно, рассматривать как результат контактов между польскими и восточнославянскими . Из Рима на предложения Сигизмунда II последовал отрицательный ответ, но вопрос оставался актуальным и в 60-х гг. XVI в. Папский нунций Д. Коммендоне 6 июня 1565 г. с неудовольствием отметил, что в Польше широко распространяется слух, будто папа разрешил священникам вступать в брак. 18 октября 1565 г. он писал, что на синоде духовенства Гнезненской епархии принято решение просить «о чаше и о . Важной частью предлагавшейся в католической среде программы реформ довольно рано стало стремление не отменять, но ограничить верховную власть папы и расширить автономию собственной Церкви. Эти взгляды получили определенное отражение в написанном в 1556 г. сочинении Фрич-Моджевского « De ordinibus eclesia», где, в частности, говорилось, что папа должен перестать быть верховным судьей и апелляции на решения местных церковных судов не должны подаваться в Рим. Пусть такие апелляции в случае необходимости рассматриваются на местном, а затем, если надо, на Вселенском Получившее здесь отражение определенное недовольство вмешательством папской власти в польские церковные дела приняло более острые формы, когда Уханьский, которого в Риме подозревали в ереси, не получил в Риме подтверждения на Куявскую кафедру и 8 мая 1559 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/8883281/

I. Митрополит Сильвестр Белькевич К оглавлению Что же делали во все это время западнорусские иерархи? Какие меры они принимали против новых врагов? Какое противодействие оказывали им? Стали ли внимательнее к своему долгу ввиду угрожавшей опасности? Увы, почти никаких мер против врагов, почти никакого положительного противодействия им, никакой перемены к лучшему мы не замечаем тогда в Литовской митрополии. Все шло по-старому и становилось даже хуже и хуже. Первый свидетель тому сам тогдашний митрополит Сильвестр Белькевич, или Велькевич. Он был человек богатый, но почти не получивший образования и едва умел читать. Еще при Сигизмунде он служил королевским скарбником и ключником в Вильне и, когда скончался настоятель виленского Троицкого монастыря архимандрит Алексий, выпросил себе у короля этот монастырь в управление, разумеется, чтобы пользоваться его имениями. Продолжая ту же службу виленского скарбника и ключника и при Сигизмунде Августе и называясь настоятелем виленского Троицкого монастыря, пан Стефан Андреевич Велькевич исходатайствовал себе новую грамоту, которою король отдавал ему и Киевскую митрополию по смерти митрополита Макария и обещался не отдавать ее никому другому, а с тем вместе оставлял за Велькевичем до его живота виленский Троицкий монастырь, и это было еще 10 июля 1551 г., следовательно, за пять лет до смерти митрополита Макария . По смерти последнего Велькевич объявлен «нареченным» митрополитом, хотя оставался в светском звании, носил свое мирское имя. Новогродский воевода Иван Горностай 25 марта 1556 г., жертвуя в виленский Пречистенский собор серебряный рукомойник, назначал его для употребления, как сам выражался, «нынешнему митрополиту нареченному Стефану Андреевичу». А через полгода (30 сентября 1556 г.) этот Стефан Андреевич писался уже: «Милостию Божиею мы, Селивестр, нареченный архиепископ, митрополит Киевский и Галицкий и всея Руси», т. е. успел уже принять монашество с новым именем и, не проходя низших степеней церковного служения, занял прямо митрополитскую кафедру .

http://sedmitza.ru/lib/text/436053/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010