Миссия И., начатая в Англии в 1580 г. пресвитерами Эдмундом Кампионом и Робертом Персонсом , была прервана в 1581 г. казнью Кампиона (канонизирован католич. Церковью в 1970). В Ирландии миссия И. началась по поручению Лойолы в 1542 г. в Тироне и Донеголе. В 1565 г. открылась школа И. в Килмаллоке (графство Лимерик). Во время гонений на католиков в 1575 г. в Корке был повешен Эдмунд О " Доннелл, 1-й мученик-иезуит в Европе. Ввиду того что в протестант. Англии публичная деятельность И. была невозможна, орден открыл на континенте коллегии и дома для католич. эмигрантов из Англии, Шотландии и Ирландии: Английскую коллегию в Риме (1579), коллегии в Дуэ (Франция, с 1559), Саламанке (Испания, с 1592) и Севилье (с 1619), англ. новициат в Льеже (с 1614), дом в Лувене (Лёвене, с 1614) и др. В 1623 г. была учреждена Английская пров. ордена, в 1633 г. в Англии и Уэльсе находилось ок. 200 И. Благоприятные для деятельности И. периоды (правление Стюартов) чередовались с гонениями, к-рые были вызваны обвинениями в заговорах («пороховой заговор» 1605; «поповский заговор» 1678) и сменой власти (гражданская война 1641-1660; «Славная революция» 1688). И. постоянно присутствовали на Британских о-вах как члены др. орденов или нелегально. Научная и образовательная работа была важной частью деятельности И. Они основывали астрономические обсерватории, составляли географические карты неизвестных европейцам земель. Иезуит пресв. Христофор Клавиус был одним из авторов реформы календаря при папе Римском Григории XIII . Важный вклад в становление совр. научной хронологии, а также в развитие комплексного исследования христ. догматики, патристики и церковной истории внес франц. иезуит Дионисий Пето (Петавиус; 1583-1652). И. составили первые словари япон. языка (на португал. языке в 1602), изучали кит., вьетнамский, индейские языки, санскрит. Болландисты , предпринявшие с 1643 г. научное издание «Acta Sanctorum» , собрали много ценных средневек. рукописей и способствовали развитию почитания святых. В XVIII в. иезуит пресв. Руджер Бошкович достиг серьезных успехов в области астрономии, физики, геодезии и математики. Критика и запрет ордена

http://pravenc.ru/text/293585.html

1563 . Напечатана первая книга в Москве «Апостол» Иваном Федоровым и Петром Тимофеевичем Мстиславцевым. Начало книгопечатания в Москве (19 апреля). 1564 . Смерть Кальвина. 1569 . Люблинская уния. 1570 . Разгром Новгорода. 1571 . Набег крымских татар на Москву и сожжение ее. 1572 . Варфоломеевская ночь в Париже (избиение гугенотов). 1573 . Основание Уфы и принятие в подданство башкир. 1580 . Присоединение Португалии к Испании. Первое издание полной славянской Библии в г. Остроге. 1581 . Осада Пскова Стефаном Баторием. 1582 . Завоевание Сибири Ермаком. Новое летосчисление (григорианское). 1583 . Смерть князя A. М. Курбского. 1584 . Основание г. Архангельска. Смерть Ермака Тимофеева, покорителя Сибири. 1587 . Построение г. Тобольска. Казнь Марии Стюарт. Смерть Стефана Батория. 1588 . Война Испании с Англиею. Непобедимая армада. 1589 . Учреждение московского патриаршества. 1590 . Прикрепление крестьян к земле. 1591 . Основание г. Саратова. 1593 . Генрих IV начинает во Франции династию Бурбонов. 1595 . Смерть Торквато Тассо. 1596 . Начало унии в Польше. 1598 . Кончина царя Феодора Иоанновича и прекращение династии Рюриковичей. Избрание даря Бориса Годунова. Нантский эдикт. 1604 . Основание г. Томска. Появление первого самозванца в пределах России. 1605 . Коронование Димитрия самозванца в Москве. 1606 . Низложение самозванца и казнь его в Москве. 1608 . Основание Полтавы казаком Маслом. 1609 . Изгнание мавров из Испании. 1610 . Низложение царя Василия Шуйского и избрание польского Королевича Владислава. 1611 . Взятие Москвы и Смоленска поляками, а Новгорода – шведами. Смерть Прокопия Ляпунова. 1612 . Освобождение России от поляков Кузьмою Мининым и кн. Димитрием Мих. Пожарским. 1613 . Российский Царственный Дом Романовых (начало династии избранием царя Михаила Феодоровича). 1614 . Маркское исповедание. 1615 . Открытие Киево-братской школы (в Киеве). 1616 . Смерть Шекспира. Начало покорения Китая манджурами. 1617 . Договор со шведами в селе Столбове. 1618 . Договор с Польшею в Деулине (уступлен ей Смоленск и проч.). Начало 30-летней войны в Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

(1) Бургос – главный город провинции того же названия в Кастилии, на реке Арлансон. Основан и укреплен в 889 году. До XVI века – резиденция кастильских королей. (2) Святой Доминик или Доминго (1170–1221) – монах, основатель монашеского ордена, носившего его имя и оформившегося незадолго до его смерти, воинствующий преследователь ересей. (3) Армида и рыцари-вожди – персонажи поэмы «Освобожденный Иерусалим» (1581) итальянского поэта Торквато Тассо (1544–1595). (4) Гвадьяна – река, протекающая у испанско-португальской границы, через Марианские горы, и впадающая в залив Кадикса. (5) Авраам и его сын Исаак – герои библейской легенды, патриархи. (6) Солим – одно из названий Иерусалима. (7) Сион – гора в Иерусалиме, на которой расположена крепость. Развитие замысла трагедии отражено в отрывочных записях тетради VI (ИРЛИ, оп. 1, размещенных в хронологическом порядке, среди стихотворений и заметок 1830 года. Всего таких записей шесть: лл. 16 об., 19, 22 об., 27, 28 об., 33–33 об. Menschen und Leidenschaften Печатается по автографу – ГПБ, Собр. рукописей М. Ю. Лермонтова, лл. 1-58. На л. 1 рукой Лермонтова написано «Menschen und Leidenschaften (ein Trauerspiel) 1830 года. М. Лермантов». Здесь же – полустершийся (подведенный чернилами) набросок мужской головы с усами. Сверху цензурная помета: «1855 года рассмотрено. Следует напечатать. Отнестись к Краевскому». На л. 2 написано посвящение. Имя лица, которому посвящается драма, тщательно зачеркнуто. Здесь же, против стихов 5-14, на правом поле листа карандашный портрет молодой девушки возле засохшего дерева. На л. 11 об., сверху страницы, имеется карандашный рисунок – молодой военный. В тетради VI Лермонтова (ИРЛИ, оп. 1, л. 14) имеется черновой набросок «Природа подобна печи», который с некоторыми изменениями вошел в эту драму, в монолог Юрия (стр. 200–201). Этот набросок приводится в вариантах (стр. 641). Драма опубликована впервые П. А. Ефремовым в издании «Юношеские драмы М. Ю. Лермонтова» (СПб., 1880, стр. 129–195). «Посвящение» с пересказом содержания этой драмы напечатано С. С. Дудышкиным (Соч. под ред. Дудышкина, т. II, стр. 90 и 650).

http://predanie.ru/book/221037-maskarad-...

Чтобы понять дух этих исследователей, понять, почему они отправились в этот путь, лучшего всего обратиться к знаменитой личности, человеку, который не был португальцем, который получил помощь Испании, Христофору Колумбу. Он родился в 1451 году в Генуе , вероятнее всего он был из рода иберийских евреев. Колумб или Колон, как он предпочитал себя называть, будучи моряком, очень хорошо знал Средиземное море и был известным картографом. В двадцать пять он обосновался в Португалии, женился на португалке, и жил некоторое время в Мадейре, на берегах которой он часто находил выброшенные на берег деревья и растения из загадочной страны на Западе. Из Мадейры и Португалии он плавал в Африку и Англию, где моряки рассказали ему о Ньюфаундленде, в Ирландию и Исландию, где он снова слышал о землях Запада. С 1480-х гг., Колумб был очарован идеей исследования Запада, будучи убежден, что он найдет там не только новую землю, но Новый Мир, Земной Иерусалим. От природы имея неустойчивый характер, будучи временами подверженным приступам нездоровья, этот человек, еврейского происхождения, вдруг почувствовал себя избранным Богом для миссии открытия Нового Мира. На это его подвиг нули пророчества из Книги Пророка Исайи (Ис. 11. 10-12), в которых говорится: «И будет в тот день: к корню Иессеву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Асура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сенааре, и в Ефреме, и на островах моря. И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли». Кроме того, Колумба вдохновляли многие сочинения и устные предания, многие из которых уходили корнями в Древнюю Грецию. Помимо самых древних из них, ему было известно, во-первых, о предании, повествующем о путешествии ирландского святого Брендана Мореплавателя по морю через Атлантический океан на Запад к воротам земного Рая. Эта земля именовалась Бразилией, в переводе с Галльского «великий остров». Во-вторых, Колумбу хорошо было известно португальское предание об Антилии, острове семи городов, куда отплыли семь епископов после вторжения мавров на Иберийский полуостров в 711 году. В-третьих, в 1492 году от Рождества Христова (7000 году от Сотворения мира, а это исчисление Колумб понимал не символически, а буквально), полностью была завершена Реконкиста Иберийского полуострова и многие думали о продолжении Реконкисты и освобождении Иерусалима, и, таким образом, о начале восьмого и последнего тысячелетия, в котором предполагался конец этого мира.

http://pravoslavie.ru/1923.html

15) А через два дня, 12 апреля, он уже пиарит мероприятие с участием врагов РПЦ, которое проходило в Папском восточном университете, где главными действующими лицами выступали монашка Васса Ларин, агент ЦРУ Кирилл Говорун и униатский клирик Даниил Галадза. 16) 20 апреля он публикует поздравление с буквами ХВ и интерпретирует это как «Хватит войны». И тут же добавляет, что если это вдруг получит распространение, то это будет запрещено даже в Церкви (такой себе ещё раз камень в сторону Патриарха и Синода РПЦ). 17) Ну и недавно он ничтоже сумняшеся делает репост упоминаемой выше монашки Вассы Ларин, либерастки из США, которая в угоду Западу льет помои на РПЦ. Весь последний абзац посвящен тому, что Патриарх чуть ли не слуга сатаны. Цитирую: «в Русской православной Церкви в наши дни “видящих” мужчин также поносят и “изгоняют” за то, что они свидетельствуют о Слове Божьем. Совсем недавно священник из Москвы, отец Иоанн Коваль, был лишен сана за замену слова “победа” в военной молитве Патриарха Кирилла словом “мир”. Смысл в том, что священники должны в точности исполнять “слова” Патриарха, в то время как служение Слову Божьему поносится. Но давайте не будем ни обескураживаться, ни возмущаться, потому что наш Господь приготовил нас к такого рода вещам: “Все это Я сказал вам, чтобы вы не споткнулись. Они выгонят вас из синагог; да, приближается время, когда тот, кто убьет вас, будет думать, что он служит Богу. И все это они сделают с вами, потому что они не познали ни Отца, ни Меня. Но все это я рассказал вам, чтобы, когда придет время, вы вспомнили, что Я говорил вам о них” (Ин 16:1-4)» И вот это публичное оскорбление Патриарха, где его сравнивают с тем, кто противостоит Богу и проповедует вопреки Евангелию, Прутяну размещает у себя, как нечто нормальное и естественное. У меня только три вопроса: — кто продвигал этого молдаванина, который много пишет об интересах румын, но презирает русских, РПЦ, Патриархию и власти РФ? — почему этот человек месяцами публично оскорблял Патриархию, РПЦ, Россию и русских, и никто на это не реагировал? Куда смотрит церковное начальство?

http://ruskline.ru/opp/2023/08/22/o_ruso...

29 Цари вавилонские, персидские, греческие, римские кесари, обоготворявшие свое царское, достоинство до принятия божеского почитания от своих подданных; владычества, принявшие в основу лживые принципы 1789 г., отвергающие владычество Божие в обществах человеческих, вот царства «мира сего», управляемые князем силы воздушной. 30 Семь глав – это с самых древних времен царственные предтечи антихриста; а десять рогов – современные антихристу властители, имеющие с ним одни замыслы против христианства. 31 Св. Церковь облечена в солнце заслуг Христовых, дающих ей победу над миром, плотью и дьяволом , эмблематически изображаемыми луной, двенадцать звезд – автокефальные церкви: российская, константинопольс­кая, антиохийская, александрийская, коптская, армянс­кая, грузинская, греческая, болгарская, сербская, иеру­салимская, румынская. Столько же церквей римско-като­лических, а именно: миланская, римская, галликанская, британская, ирландская, американская, испанская, португальская, чешская, венгерская, южно-германская. 32 Эмблема царства дракона: зверь багряный, преисполненный именами богохульными с семью головами и десятью рогами св. Иоанн объясняет в том смысле, что семь голов суть семь царей, из которых пять пали (Нимврод. Фараон, Навуходоносор, Антиох Епифан IV, Нерон) один есть (Домициан), а другой еще не пришел, и когда придет не долго ему быть(Юлиан Отступник). 33 Некоторые честолюбивые представители духовной власти на западе старались ради своих мнимых выгод, потрясать основы мирской власти. Отсюда начало всяких внутренних нестроений на западе, грозящих всеобщей анархией и небесными казнями; ибо этой рознью пользуются евреи и постепенно овладевают господствующим положением для разрушения Церкви, общественного строя и порядка. 34 Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена, и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. Потому что Бог положил им на сердце исполнить одну волю и отдать царство их зверю( Omkp. XVII, 15,16.17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

2. Почему знамения были локализованы, когда Библия , по-видимому, указывает на глобальный масштаб? В то время как знамения, описанные в Библии , кажутся глобальными событиями, три знамения, на которые указала Э. Уайт, были, как видно, локальными событиями. Лиссабонское землетрясение было ограничено Пиренейским полуостровом и Северной Африкой. Темный день наблюдался в основном на северо-востоке Соединенных Штатов. Метеоритный дождь Леонида был, пожалуй, самым распространенным событием, но даже он был замечен только в Западном полушарии. 3. Почему те, кто был свидетелем знамений, не увидели возвращения Христа? Слова Христа записанные в Евангелии Марка 13:24–27 , по-видимому, указывают на то, что те, кто увидит знамения возвращения Христа, также будут свидетелями Его возвращения: «Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, 25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба» ( Марка 13:24–27 ). Но на сегодняшний день в живых не осталось никого из тех, кто был свидетелем каких-либо знамений, упомянутых Э.Уайт. Землетрясение 1755 года произошло 267 лет назад. Как это может быть знамением близкого возвращения Христа? Более того, Откровение 6:12–14 , по-видимому, указывает на то, что з намения будут следовать друг за другом довольно быстро . Согласно тексту, люди, которые станут свидетелями самого страшного землетрясения, станут свидетелями необычной темноты и падения звёзд. По крайней мере эти люди должны жить в тот периоды времени, когда упомянутые Христом события должны будут происходить. Учитывая продолжительность жизни людей той эпохи, маловероятно, что кто-то был достаточно старым, чтобы быть свидетелем и помнить Лиссабонское землетрясение в Португалии 1755 года. А спустя 78 лет всё еще был жив, чтобы в 1833 году стать свидетелем метеоритного дождя Леонида в Северной Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassledo...

  " Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все то, что Я повелел вам "  (Mф. XXVIII, 19, 20).  Вот почему на почве Нового Завета так ясно обнаруживается несостоятельность взаимно друг друга уничтожающих мессианических притязаний различных народов, все равно, русских, польских или португальских, о которых было недавно сообщено в одной из наших газет.  С точки зрения чисто человеческой вполне понятно и естественно это притязание, чтобы свое родное, домашнее или народное заняло первое место в Боге или после Бога. В основе всякого национального мессианства лежит одна и та же до сих пор не умирающая и всегда одинаково неосновательная претензия матери сынов Заведеевых, Христос говорит ученикам о смерти своей и воскресении. А она спешит прицепить к вечным обетованиям свое земное, материнское, языческое пожелание. " Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в царстве Твоем " (Мф., XX, 21). В общем, наш национальный мессианизм выражает собою довольно близкое к этому пожелание, чтобы наша мать–Россия сидела в Царстве Божи- ем по правую руку Спасителя. Существо дела, разумеется, не меняется от того, для сынов или для матери мы домогаемся этой чести. Ответ Спасителя остается все тот же. " Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будет так, а кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом " (Мф. XX, 25—27). Где есть истинный Мессия, там, стало быть, нет места спорам о первенстве ни между людьми, ни между народами. Каждый народ, как и каждый человек, должен думать лишь о своих обязанностях и о своем служении, а не о своих преимуществах перед другими народами. Тем самым, вопреки Н. А. Бердяеву, оправдан не мессианизм, а миссионизм по отношению к нациям. У каждого народа свое служение, свое призвание и своя миссия в Царстве Божием. Иного решения не может быть сточки зрения религии универсальной, которая стоит на том, что в доме Отца Небесного обителей много.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=996...

В последнем сообщении, присланном христианами - жителями острова Кюсю, содержались кое-какие сведения о новом губернаторе. Там сообщалось, что после восстания в Симабаре Иноуэ возглавил преследование христиан. Он действует совершенно иначе, нежели его предшественник Такэнака. Со змеиным коварством он принуждает отречься многих и многих - даже тех, кого ранее не могли сломить никакие пытки или угрозы. - Но в особенности прискорбно, - заключил падре Валиньяно, - что в прошлом он тоже исповедовал нашу веру и даже принял крещение... Возможно, в будущем мне еще доведется писать Вашему преосвященству об этом гонителе христиан... Как бы то ни было, падре Валиньяно, человек весьма осторожный - хотя бы по причине своего высокого положения в Ордене, - все же не смог противостоять нашему воодушевлению, в особенности страстной убежденности Гаррпе, и дал согласие на наш отъезд в Японию. Итак, жребий брошен... Во всяком случае, пока нам уже удалось во славу Господа и ради спасения души японцев добраться на Восток. Возможно, впереди нас ждут трудности и опасности куда страшнее тех, что довелось испытать во время плавания вокруг Африки. Но недаром в Писании сказано: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» 6 . В душе моей звучат слова Апокалипсиса: «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу; ибо ты сотворил все и все по Твоей воле существует и сотворено» 7 . Когда я вспоминаю эти строки, все прочее представляется попросту недостойным внимания. Как я уже писал Вашему преосвященству, Макао лежит в дельте большой реки, на многочисленных островках, Как все города на Востоке, он не имеет крепостных стен, поэтому непонятно, где кончается город; это скопище убогих лачуг китайцев, сложенных из засохшей серо-коричневой глины. Во всяком случае, ни один город или селение у нас в Португалии не похож на Макао, так что вряд ли Ваше преосвященство может составить себе хоть какое-то представление о здешних местах. Говорят, будто в Макао проживает около двадцати тысяч человек, но эта цифра никак не может быть точной. Единственное, что напоминает здесь о нашей родине, так это дворец губернатора в центре города, здание торговой фактории в португальском стиле и одна-единственная мощенная камнем улица. Пушки повернуты к гавани, но, к счастью, их еще ни разу не пришлось пускать в дело.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Всякий верующий найдет в псалмах неиссякаемый источник упования и утешения, и во всех бедствиях жизни будет находить успокоение в таких словах: „Уповай на Господа и делай добро; Живи на земле, и храни истину. Утешайся Господом, И Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой, И уповай на Него, и Он совершит. И выведет, как свет, правду твою, И справедливость твою, как полдень, Ибо благословенные Им наследуют землю, А проклятые Им истребятся. Праведники наследуют землю, И будут жить на ней во век. От Господа спасение праведникам, Он защита их во время скорби. И поможет им Господь и избавить их; Избавить их от нечестивых, и спасет их; Ибо они на Него уповают» 117 . Кроме указанных причин особенной священности Псалтири, причин, одинаково признаваемых как христианами, так и иудеями, и даже, можно сказать, язычниками, есть и такие причины, которые имеют исключительно христианский характер. Когда мы рассматриваем Давида самого по себе и в качестве провозвестника нового откровения человеку, то невольно возникает и другой вопрос. Слава Давида служила залогом непрерывного существования его династии до отдаленнейших веков, о каких только могло мечтать воображение иудейское. Эта установившаяся вера в вечность дома Давидова, наиболее ранним и постоянным выражением которой служат псалмы, находит свое отображение в тех мечтаниях, которые в других странах служили источником происхождения сказаний о возвращении наиболее возлюбленных монархов, как напр. Артура Британского, Севастиана Португальского, Фридриха Барбароссы Германского. Но иудейское верование имело гораздо более глубокую основу. Когда начал замечаться упадок в роде Давидовом и угрожал связанным с ним надеждам, то эти надежды, вместо того, чтобы исчезнуть, как это было с только что упомянутыми национальными мечтами касательно любимых государей, в иудейской церкви приняли новую форму и проявились с усилившеюся жизненностью. Надежды эти, с течением времени, стали основываться уже не на разрушенной и прерванной величайшим национальным бедствием династии и не на действительной личности самого Давида, а на пришествии Того, который должен был быть сыном Давидовым и восстановить поколебленный престол, воздвигнуть опять первоначальную скинию, поставленную Давидом при его первом вступлении в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010