признания решений Собора со стороны португ. кор. Жуана III. Избранный в 1555 г. на Папский престол кард. Дж. П. Караффа считал работу Собора неэффективной. Папа сформировал комиссию из 60 прелатов для реформирования католич. Церкви; она следовала рекомендациям, сформулированным комиссией, работавшей в 1536-1537 гг. (в ее составе был сам Караффа), и в основном занималась реформированием папской курии (устранение злоупотреблений при получении диспенсаций, сокращение расходов на содержание свит папы и кардиналов, реформы управления Папским гос-вом). Папа Павел IV настаивал на том, чтобы стоявшие во главе монашеских орденов генералы и приоры усилили контроль над мон-рями, направлял легатов в европ. католич. страны для распространения церковной реформы, к-рая теперь насаждалась сверху. Являясь сторонником жестких мер по борьбе с протестантизмом, папа Павел IV увеличил полномочия Конгрегации инквизиции, которую он возглавлял до избрания на Папский престол, значительно расширил Индекс запрещенных книг, преследовал кардиналов, подозреваемых в симпатиях к лютеранам (Джованни Мороне (1509-1580), Контарини, Пола и др.). Недовольство жесткими мерами в папской политике К. привело к возвращению к идее реформирования католической Церкви посредством Собора. Завершение Итальянских войн и заключение в 1559 г. мира между испан. кор. Филиппом II (1556-1598, король Португалии с 1581) и франц. кор. Генрихом II (1547-1559) позволили устранить политические препятствия в работе Собора. Преемник Павла IV, избранный в дек. 1559 г. папа Римский Пий IV (1559-1565), в июне 1560 г. объявил о возобновлении работы Тридентского Собора, а изданная в нояб. 1560 г. булла «Ad Ecclesiae regimen» призвала епископов собраться в Тренте на Пасху 1561 г. Третий этап работы Собора проходил в новой политической обстановке, определявшейся 3 католич. монархами: испан. кор. Филиппом II, имп. Фердинандом I и франц. правительством регентши Екатерины Медичи. На 17-й сессии (18 янв. 1562) было объявлено о возобновлении работы Собора.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Но даже если иезуиты не занимали никаких государственных должностей в королевстве, все же они были в Португалии могущественнее, чем в какой-либо другой стране. Они не только были духовниками всей королевской семьи, но и давали советы королю и его министрам во всех важных делах. По свидетельству одного из них, без согласия ордена нельзя было получить ни одной должности в администрации государства и церкви, так что духовенство, гранды и народ оспаривали друг у друга расположение и благосклонность иезуитов. Прибавим, что под их влиянием находилась даже международная политика государства. Никто не станет утверждать, что подобное положение вещей было полезно и хорошо для государства. И все же было бы несправедливо возлагать на иезуитов ответственность за разорение Португалии. Упадок начался до их появления в стране. Подлинной причиной этого разорения была колониальная политика, не соответствовавшая силам страны и быстро уменьшившая численность населения. Если бы иезуиты даже хотели бороться с этим злом, они были бы бессильны. Португалия сразу попала в руки ордена. Испанию пришлось завоевывать шаг за шагом. Три силы оказывали сопротивление победоносному шествию иезуитов: испанская королевская власть, высшее духовенство и доминиканцы. Первый король из дома Габсбургов, Карл V, относился к ученикам Лойолы с нескрываемым недоверием. Его сын, Филипп II [Филипп II (1527–1598)- король Испании (1556–1598) и Португалии (1581–1598)], правда, уже покровительствовал им и пользовался ими в своей политике, но то обстоятельство, что иезуиты зависели от иностранца, от генерала, жившего в Риме, казалось ему нарушением его суверенных прав. Он использовал все средства, чтобы ограничить власть генерала, разбить единство ордена и подчинить испанских иезуитов власти испанской короны. Еще опаснее для ордена было враждебное отношение высшего духовенства, особенно толедского архиепископа Силицео. Но и высшее духовенство, и корону иезуиты сумели постепенно привлечь на свою сторону. Оппозиция доминиканцев оставалась несокрушимой потому, что для них иезуиты были подозрительны не только как соперники, но и как противники в области теологии. Тем не менее общество одержало в конце концов верх и в этой маленькой войне.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Историография Собора 1598 года представляет собой довольно обширный литературный массив. Эта тема затрагивалась уже в трудах первого российского историографа В.Татищева. В 1774 году Навроцкий впервые опубликовал в университетской типографии Н.И.Новикова один из списков Утвержденной грамоты 1598 года, с уточнениями и исправлениями переизданный в седьмой части «Древней Российской Вифлиофики» в 1788 году(5). Из историков конца восемнадцатого столетия на Собор 1598 года и Утвержденную соборную грамоту обратил достаточно пристальное внимание выдающийся русский историк князь М.М.Щербатов(6). В следующем столетии интерес к этому событию и явлению государственно-церковной жизни Руси только возрастал. Ему уделил внимание Н.М.Карамзин. Правда, в отличие от князя М.М.Щербатова, он пользовался другим списком Утвержденной грамоты. Этот список позже - в 1836 году - был опубликован Археографической экспедицией при Императорской Академии наук. Тогда во втором томе «Актов, собранных в библиотеках и архивах Российской Империи» было опубликовано уже десять документов, имеющих прямое отношение к Московскому Собору 1598 года(7) и в том числе Утвержденная грамота иной редакции, чем публикация 1774-1788 годов. О Соборе 1598 года писали русские историографы и мыслители П.В.Павлов, С.М.Соловьев, К.С.Аксаков, И.Д.Беляев, Н.П.Загоскин, В.Н.Латкин, Н.И.Костомаров. Все они пользовались публикацией соборных документов 1836 года. Но эта тема ограничивалась беглой описательностью самого события и самыми общими политическими оценками, порою огульными и несправедливыми. Впервые достаточно детальное рассмотрение Утвержденной Грамоты 1598 года было осуществлено В.О.Ключевским(8). Ученый сосредоточил свое научное внимание на качественном составе участников Собора 1598 года, подробно разобрал его и достаточно убедительно опроверг суждения ряда историографов(9), утверждавших, что этот Собор был политически ангажирован, специально подобран, имел лишь форму Собора по названию, а не был таковым по сути. Те или иные положения о Соборе 1598 года, установленные В.О.Ключевским, рассматривались или оспаривались последующими российскими и потом советскими историографами(10), но дальнейшего детального исследования документов Собора 1598 года почти восемьдесят лет после труда В.О.Ключевского не было.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

14, л. 47 «Яко мы слышахом Его глаголюща: „Яко Азъ разорю церков сию рукотвореную и трими деньми ину нерукотворену съзижду“» (Библия 1581, л. 25об.). «Послди же приступивша два лжесвдтеля, рста: „Сей рече: могу разорити церковь Божию и треми деньми създати ю“» (Библия 1581, л. 15об.). «Яко мы слышахомъ Его глаголюща: „Яко Азъ разорю церковь сию рукотвореную и треми денми ину нерукотворену созижду“» (Евангелие 1657, л. 357). «Послжде приступивша два лжесвидтеля, рста: „Сей рече: могу разорити церковь Божию и треми деньми создати ю“» (Евангелие 1657, л. 205). К=2Прф 10, л. 71 «Аще съгршитъ теб братъ твой, запрти ему, и аще покается, остави ему» (Библия 1581, л. 38). «Отпущайте и отпустятъ вамъ» (Библия 1581, л. 30об.). «Аще убо отпущаете человком согршениа ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный. Аще ли не отпущаете человком съгршениа ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ съгръшении вашихъ» (Библия 1581, л. 4). «И яко же хощете, да творятъ вамъ человцы, и вы творите имъ такожде» (Библия 1381, л. 30об.). Ср.: «Вся убо, елика аще хощете, да творят вамъ человцы, тако и вы творите им» (Библия 1581, л. 2об.). 2, л. 182 «Аще согршитъ к теб братъ твой, запрети ему, и аще покается, остави ему» (Евангелие 1657, л. 536). «Отпущайте и отпустят вамъ» (Евангелие 1657, л. 435). Ср.: «Аще бо отпущаете человкомъ согршения ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный. Аще ли не отпущаете человкомъ согршения ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ сьгршений вашихъ» (Евангелие 1657, л. 47). «И яко же хощете, да творятъ вамъ человцы, и вы творите имъ такожде» (Евангелие 1657, л. 434). Ср.: «Вся убо, елика аще хощете, да творятъ вамъ человцы, тако и вы творите имъ» (Евангелие 1657, л. 53). 2, л. 182 «О семъ разумют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Библия 1581, л. 52). «Яко же възлюби Мя Отецъ, и Азь възлюбихъ васъ. Будьте в любви Моей, аще заповди Моя съблюдете. Пребудете в любви Моей, яко же Азъ заповди Отца Моего съблюдох и пребываю в Него любви» (Библия 1581, л. 52об.). «О сем разумютъ вси, яко Мои//ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Евангелие 1657, л. 726–727). «Яко же возлюби Мя Отецъ, и Азъ возлюбихъ васъ. Будите в любви Моей, аще заповди Моя соблюдете. Пребудете в любви Моей, яко же Азъ заповди Отца Моего соблюдохъ и пребываю в Его любви» (Евангелие 1657, л. 735).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Титульный лист Острожской Библии. Острог, 1581 г. (НБ МГУ) 1-й полный печатный свод библейских книг на церковнослав. языке, изданный в Остроге (ныне город Ровненской обл., Украина) в 1581 г. трудами кн. Константина Константиновича Острожского и его сподвижников - ректора Острожской коллегии (см. Острожская академия ) Герасима Даниловича Смотрицкого, греков Дионисия (Ралли-Палеолога), Евстафия Нафанаила и Феофана Эммануила Мосхопула, Василия Суражского (Малюшицкого), типографа и справщика Ивана Фёдорова ; выдающийся памятник слав. книжности. Помимо библейских книг (за исключением Послания Иеремии, к-рое не было выделено в отдельную книгу, а вошло в О. Б. как 6-я гл. Книги прор. Варуха) О. Б. содержит вирши на герб кн. Острожского, помещенный на обороте титульного листа, 3 предисловия: от имени князя Острожского (на греч. и церковнослав. языках), Ивана Фёдорова и Г. Д. Смотрицкого, вирши Г. Д. Смотрицкого, адресованные «всякаго чина православному читателю», оглавление, месяцеслов, указатель евангельских чтений и послесловие Ивана Фёдорова (на греч. и церковнослав. языках). Хотя на титульном листе всех экземпляров О. Б. указан 1581 г., в научной литературе было распространено мнение о наличии 2 изданий - 1580 и 1581 гг., основанное на том, что в разных экземплярах Библии по-разному датированы послесловия: 12 июля 1580 г. и 12 авг. 1581 г. Осуществленное А. С. Зёрновой исследование неск. десятков экземпляров О. Б. позволило установить, что было одно издание - в 1581 г. Изначально печатание планировалось закончить 12 июля 1580 г., что и было указано Иваном Фёдоровым в послесловии. Когда же это оказалось неосуществимым, начали печатать листы послесловия с новой датой предполагаемого завершения работы - 12 авг. 1581 г. При комплектовании экземпляров старый лист с выходными данными был заменен новым лишь в части тиража. Издание О. Б. было «не только величайшим религиозным подвигом, в высшей степени важным для поднятия религиозного образования среди православных, особенно местных, Юго-Зап. Руси, ввиду происходившей борьбы двух вероисповеданий и народностей,- но вместе с тем величайшим научным трудом, и притом исполненным в строго греко-восточном направлении» ( Архангельский. 1888. С. 91). В сложных конфессиональных условиях в Юго-Западной Руси XVI в., в культурно-языковом «пограничье» духовной задачей ревнителей Православия было сохранение православного греко-славянского единства, закрепленного юрисдикцией К-польского патриарха в отношении Западнорусской митрополии . Необходимость защиты правосл. веры и церковнослав. языка как литургического и лит. языка правосл. славян, а также необходимость духовного просвещения и готовности к полемике определили актуальность издания выверенных библейских и богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/Острожская ...

Допустимо предположить, что дьяк Иван Тимофеев уже в 1598 году был близок к князю В.И.Шуйскому, ведь с родственником Царя Василия Иоанновича, выдающимся русским полководцем князем М.В.Скопиным-Шуйским Иван Тимофеев был направлен Царем в начале 1607 года в Великий Новгород. Не стал спешить Иван Тимофеев возвращаться в Москву и после свержения Царя Василия, видимо, не ожидая для себя ничего хорошего. Эта предполагаемая довольно тесная взаимосвязь между Иваном Тимофеевым и Шуйским могла определять его политическую позицию. Не хочу упрекать старинного русского писателя в лукавстве и двойных стандартах. Подобные упреки историографически нелепы. Однако сопоставить некоторые противоречия необходимо. Возможно, Иван Тимофеев лично не участвовал в Покаянном Соборе в Феврале 1607 года, он мог быть отправлен в Новгород в самом начале 1607 года или даже немного раньше. Хотя с содержанием главных Соборных грамот должны были знакомить и местное чиновничество, в том числе и в Новгороде. Возможно, главку «О крестном целовании Борису» он писал еще до 1613 года. Но, как служивый человек, он, несомненно, приводился к Царской присяге Московского Собора 1613 года и был ознакомлен с содержанием новой Утвержденной Грамоты, где содержалась практически слово в слово клятва 1598 года. Изменено было только Царское имя. И хотя Иван Тимофеев заканчивал свое произведение уже в новом Царствовании, он не посчитал нужным исправить свои рассуждения о клятве 1598 года. Оценки же Ивана Тимофеева, после первой публикации в 1891 году его «Временника» С.Ф.Платоновым(250), перекочевали в труды многих историков как достоверные свидетельства современника, а не как политически тенденциозные, своевольно оценочные суждения. 9. Другие документы Собора 1598 года В ААЭ помимо Утвержденной Грамоты был опубликован ряд документов, имевших прямое отношение к Собору 1598 года. К ним можно отнести: 1. Март. 15. Окружная грамота Патриарха Ioba, о трехдневномъ мoлeбcmbiu, по случаю bocшecmbiя на престолъ Царя Бориса еодоровича, съ npuлoжehieмъ формъ ектеньи и многолетия (с. 1-6).

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/03/...

В данной работе я рассматриваю: в 1-й главе - структуру Утвержденной Грамоты, также с опорой на исследования В.О.Ключевского, С.П.Мордовиной, с привлечением собственных наблюдений. Во 2-й главе рассматривается выражение идеи Самодержавия в главном Соборном Акте Московского Собора 1598 года. В 3-й главе рассматривается Соборная присяга и клятва, значение Утвержденной Грамоты как общесословного договора и всеобщей присяги на верность новому Царю и новой Династии. В Заключении подводятся итоги данного исследовательского опыта и обозначены те или иные перспективы разработок в указанном направлении. ГЛАВА ПЕРВАЯ Утвержденная Соборная Грамота 1598 года - структура и хронология документа Как я уже отмечал выше, Утвержденная Грамота Московского Собора 1598 года не имеет прямых державно-юридических и литературных прототипов в предшествующей Русской истории. В первую очередь это объясняется тем, что, начиная с Великого Князя Игоря Рюриковича, сама ситуация с передачей Великокняжеской и Царской Власти не по родовому наследованию для Руси являлась небывалой. В качестве некоторого предшествующего аналога Утвержденной Грамоты 1598 года можно рассматривать Уложенную Грамоту 1589 года об учреждении Патриаршего Престола Русской Православной Церкви и поставлении Святителя Иова, Первого Патриарха Московского и всея Руси, совершенном на Московском Церковном Соборе 23 Января 1589 года при Царе Феодоре Иоанновиче. Но этот весьма важный для России духовно-исторический документ, в котором впервые на соборном уровне излагается державообразующая идея Российского Царства как Третьего Рима, все же можно сопоставлять с Утвержденной Грамотой 1598 года с большой долей условности. Это сопоставление видится в общих задачах подобных державно-церковных актов и в отдельных фрагментах, например, имеющих отношение к Царской титулатуре. Думаю, что роднит оба документа и предполагаемое общее авторство: вероятнее всего проекты обеих грамот составлял сам Святейший Патриарх Иов, до 1589 года - Митрополит Московский и всея Руси.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

6) Зиновий. 1542–1545 г.; подписался под купчей крепостью на С. Сьяново и С. Хонятино; в 1545 году, на имя его дана жалованная грамота. 7) Дионисий I. 1555–1556 г.; Имя его упоминается в подтвердительной надписи на грамоте, данной при игумене Зиновие в 1545 г. 8) Ефрем I. 1556 г.; Сентябрь. По списку Строева. 9) Пимен I. (Садыков). 1561–1571 г. Переведен из Иосифова Волоколамского монастыря. Упоминается в беспошлинной грамоте 1567 г. 10) Тихон II. 1572–1573 г. Записан в синодике без лет; из рода (князей) Хворостининых; присутствовал в Москве на соборе 1572 года; Июля 5-го 1575 г. хиротонисан во Архиепископа Казанского и Астраханского; † Июня 14-го 1576 г.; был погребен в Троицком Казанском монастыре; в 1700 г. Ноября 15-го тело его перенесено в соборный храм. 11) Порфирий I. 1587 г. Упоминается в подтвердительной надписи Царя Феодора Иоанновича на грамоте 1545 г. записан в синодике без лет. 12) Лаврентий I. 1589 г. Участвовал в соборе, созванном при учреждении патриаршества. 13) Елиазар 1598 г. Участвовал в соборе, созванном пред избранием Годунова на царство; подписался под первою избирательною грамотою. 14) Тихон III, 1598–1599 г. В 1598 г. в Августе подписался под второю избирательною грамотою; в 1599 г. упоминается в подтвердительной надписи Бориса Феодоровича Годунова на беспошлинной грамоте 1567 года. 15) Марк. 1609 г. Упоминается в подтвердительной надписи Царя В. И. Шуйского на грамоте данной при Грозном в 1567 году. 16) Uoha II. 1610 г. Находился в посольстве к Владиславу отправленном 11-го Сентября 1610 г. умер в заточении в Киеве, куда был сослан Сигизмундом с прочими послами. 19) Сергий I. 1613 г. Упоминается в жалованной грамоте 1613 г. на рыбные ловли в Нижнем Новгороде. 18) Киприан. 1613–1614 г. По списку Строева; о сих настоятелях не имеется ни каких сведений. 19) Кирилл I. 1617–1618 г. По списку Строева; о сих настоятелях не имеется ни каких сведений. 20) Пафнутий. 1618–1622 г. При нем дан вкладом в 1618 г. рукописный Апостол Толковый, в Угрешский монастырь Великою инокою Марфою Иоанновною, материею царя Михаила Феодоровича, как значится в надписи сделанной по листам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ († не ранее 1604), митр. Московский и всея Руси. Можно предположить, что Д. был уроженцем Новгородской земли, поскольку монашеский постриг он принял в Варлаамиевом Хутынском мон-ре , где в 1577 г. стал настоятелем, в сан игумена возведен Новгородским и Псковским архиеп. Александром . Игуменство Д. отмечено упрочением связи Хутынского мон-ря с царским двором: в 1579 г. в мастерских Ирины Феодоровны был изготовлен шитый покров на раку прп. Варлаама Хутынского ( Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//ГММК: [Сб. тр.]. М., 1976. Т. 2. С. 40, 41, 57). В 1580 г. Д. в Москве участвовал в Соборе, ограничившем рост земельных владений Церкви (его подпись имеется на соборном приговоре - Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в. 1986. С. 59). В описи Хутынского мон-ря 1642 г. указано неск. жалованных грамот, относящихся к времени настоятельства Д.; даже из краткого изложения ясно, что речь идет о значительных привилегиях (см.: Макарий (Миролюбов), архиеп. Опись новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1642 г.//ЗРАО. 1857. Т. 10. С. 534). В февр. 1581 г. вместо ушедшего на покой митр. Антония Д. «избранием царя и великого князя» был поставлен на первосвятительскую кафедру. В связи с хиротонией и возведением на митрополичий престол Д. 5 февр. 1581 г. был составлен новый чин интронизации, более детализированный и торжественный в сравнении с чином, составленным в 1564 г. в связи с поставлением митр. Афанасия (чин 1581 был использован в 1589 для разработки чинопоследования при возведении митр. св. Иова в сан патриарха). Одним из первых деяний Д. в качестве главы Церкви стало его ходатайство в 1581 г. с собором духовенства перед царем Иоанном IV Васильевичем за попавшего в опалу кн. И. Ф. Мстиславского. В 1581 г. в Москву прибыл папский посол иезуит А. Поссевино , который должен был провести переговоры об унии Русской Церкви с Римом. Римская курия вынашивала планы привлечь польск. кор. Стефана Батория и царя Иоанна IV к союзу для борьбы с турками. Папский легат вручил царю книгу о Флорентийском Соборе и письмо папы Григория XIII . Собор Русской Церкви во главе с Д. рассмотрел предложения о соединении Церквей и ответил отрицательно. Ранее, когда Поссевино находился в Смоленске, местный еп. Сильвестр пригласил его в кафедральный собор. Узнав об этом, Д. написал послание Сильвестру с осуждением его действий. Однако из документов о приезде Поссевино следует, что Смоленский архиерей принимал рим. легата в соответствии с царскими указаниями. Согласно сообщению позднейшего летописца, папский посол, желавший осмотреть Успенский собор Московского Кремля, получил позволение государя, но «митрополит Дионисий пустить его не велел» (ПСРЛ. Т. 34. С. 228). По более ранним источникам, Поссевино получил приглашение царя посетить богослужение в Успенском соборе, но уклонился от этого.

http://pravenc.ru/text/178349.html

«в Ржевском уезде в Ясоновском погосте тамгу с торгу сбирать на монастырь» 739 . 20 октября 1579 г. в светлице Ирины Годуновой был изготовлен шитый покров на раку мощей преподобного Варлаама Хутынского 740 . В 1574–1582 гг. для Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря была написана икона «Видение пономаря Тарасия» 741 . На одной рукописи конца XV в. из Хутынского монастыря имеется поздняя запись: «Государю игумену Дионисею» 742 . В феврале 1581 г. вместо ушедшего на покой в Новоспасский монастырь митрополита Антония на Московскую кафедру был поставлен Хутынекий игумен Дионисий. В Новгородской летописи читаем об этом: «В лето 7089 (1581) поставлен бысть митрополит царствующему граду Москве Хутынский игумен Дионисий, избранием царя и Великого князя Иоанна Васильевича всея России» 743 . В связи с интронизацией митрополита Дионисия 5 февраля 1581 г. был составлен новый Чин интронизации, который, в отличие от бывшего прежде, был более детализирован и торжественен 744 . После совершения литургии новопоставленный митрополит и иерархи разоблачаются, «архиепископы и епископы положат на него икону золоту воротную 745 , и кладут на него манатью со источники и клубу к белой или черн, как царь повелит», говорится в чине. Затем государь вручает новопоставленному предстоятелю Церкви архипастырский жезл. Древнерусский книжник называет митрополита Дионисия «премудрым граматиком» 746 . Об этом говорит и митрополит Московский Макарий (Булгаков) , так характеризующий нового главу Русской Церкви: «Митрополит Дионисий слыл в свое время за человека умного и образованного, почему и назван в летописи “премудрым грамматиком”» 747 . Одним из первых первосвятительских деяний митрополита Дионисия явилось его ходатайство в 1581 г. с Собором духовенства перед государем за попавшего в опалу князя И.Ф. Мстиславского 748 . Во время правления митрополита Дионисия проходил последний, тяжелый период Ливонской войны. Осенью 1581 г. армия Польского короля Стефана Батория осадила Псков. Многие псковичи видели при этом три луча над Довмонтовым городом во Пскове, что было воспринято как знамение заступления граду Живоначальной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010