В той политической ситуации, которая сложилась в России весной-летом 1564 года, появление такого письма стало для царя серьезной неприятностью, тем более что были все основания опасаться, что Курбский вовсе не ограничится посылкой грамоты самому Ивану IV, а будет стараться распространить ее списки и в России, и за ее пределами. К этому времени у царя сложились напряженные отношения со значительной частью правящей элиты, и распространение письма Курбского вряд ли могло способствовать их улучшению. Еще более важное значение имело другое обстоятельство. Летом 1564 года царь, несомненно, уже обдумывал те меры, осуществление которых позволило бы ему преодолеть противодействие знати и овладеть всей полнотой власти в государстве. Распространение письма Курбского могло побудить подданных к неповиновению и серьезно затруднить исполнение этих планов. Следовательно, необходимо было дискредитировать Курбского (и его возможных единомышленников) в глазах общества, показать порочность его взглядов и противопоставить этим порочным воззрениям правильные (с точки зрения царя) взгляды на личность самого Ивана IV и характер его власти. Не случайно написанный им ответ Курбскому имел весьма громкое название: «Благочестиваго великого государя царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси и послание во все его Великия Росии государство на крестопреступников князя Андрея Михайловича Курбского с товарыщи о их измене». Однако наряду с этим существовали и иные мотивы, побуждавшие царя взяться за перо. В Первом послании Курбскому ярко проявились характерные особенности личности царя Ивана, которые можно обнаружить и в других текстах, вышедших из-под его пера. Рассмотрим эти тексты с точки зрения оценки их автора как политического полемиста. Среди множества литературных памятников, возникших в России в конце 40-х — 50-х годах XVI века, не удается обнаружить сочинения, которые можно было бы атрибутировать царю (за исключением, вероятно, некоторых пассажей в царской речи на Стоглавом соборе 1551 года). Для начала 60-х годов положение выглядит иначе. Так, в присяге на верность, которую члены будущего регентского совета принесли царю Ивану летом 1561 года, читаем их обязательство действовать в будущем «по душевной грамоте и по розрядной грамоте, какову грамоту он, государь наш, написал о розряде сыну своему царевичу... Ивану». «Душевная» (или духовная) «грамота» — это завещание, но что же такое «разрядная грамота»?

http://sedmitza.ru/lib/text/438935/

Бог Троица от века предначертал ангелам быть зрителями Божественной славы и исполнителями Своего пресвятого и вседейственного хотения. Восхотев явить пучину благости, Он всесильным мановением и повелением создал ангельские лики и соделал их уделом Свои дарования 1538 . Святые ангелы являются украшениями Троицы. Освещаемые Ее сиянием, они славят Ее непрестанно 1539 . Если мыслить о творении ангелов Богом Троицей, то следует сказать, что Бог Отец сотворил или составил ангельские природы Сыном и Духом. Ангелы принимают светоявление от Бога Отца через Слово Отчее в Духе Святом и неиссякаемой любовью желают неуклонно служить Создателю 1540 . Они – подобия благости Божией 1541 и всегда видят Божию трисолнечную красоту 1542 . Через Божие Слово им сообщаются сила нетления и слава бессмертия 1543 . Излиятель трисолнечного озарения ангелам есть Дух Святой 1544 . Браздами Его вышние силы управляются 1545 и научаются почитать единое Трехличное Божество 1546 . Выражение богословия о просвещении ангелов «через Христа» ближайшим образом означает то, что Христос, Сын Божий по Отчей воле в Духе Святом, украшает бесплотных духов нескончаемой светлостью 1547 и красотой 1548 . Ангелы предстоят Ему с крайним желанием 1549 и радостно служат 1550 . Приближение к Богу – Первожизни и просвещение от Него лучами трисолнечной красоты 1551 наполняет ангельские природы вечно сияющим светолитием 1552 , чудно насыщает и воспламеняет любовью к Богу 1553 . Бесплотные светоносцы чувственно отображают в себе, как в зеркале, Божественную чистоту 1554 , мысленно просвещаются превышними разумениями 1555 и огненными языками воспевают Бога 1556 . Сердца их, от осияния сыновнего страха пред Богом 1557 , исполнены истинного смирения 1558 и чрезвычайного благоговения 1559 . Воля их жаждет всегда быть в Боге 1560 и приобретает по благодати твердость неотпадения 1561 от Бога. Ангельских чинов – девять или три третицы во образ Святой Троицы. Первая триада бесплотных духов – серафимы, херувимы и престолы. Они предстоят престолу Божию, подъемлют зари начальства от Бога через осияния непосредственно, а не по ходатайству о том и преподают Божественную светлость прочим ликам ангелов 1562 . Серафимы, в восхищении Божественной любви, воспевают священными устами Пресвятую Троицу, херувимы приводятся светолитием к Божественной мудрости, престолы – разумно наслаждаются премирным блистанием 1563 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Свидетельство 5. Избранный сосуд Христов святый апостол Павел утверждает верных 1548 : «Братие, блюдитесь, да никто вас будет прельщая философиею и тщетною лестию по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе Исусе, яко в Том живет всяко исполнение божества телесна, и есте в нем исполнени, Иже есть глава всякому началу и власти 1549 ». «Братие, не бывайте удобь приложни ко иному ярму, якоже невернии. Кое бо причастие правде ко беззаконию или кое общение свету ко тьме? Коеже согласие Христови с велиаром, или кая часть верну с неверными, или кое сложение церкви Божии со идолы 1550 ?» Темже изыдите от сред их и отлучитесь, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтесь, и Аз прииму вы 1551 . Не хощу же вас обещники быть бесом, не можете чашу Господню пити и чашу бесовскую, не может трапезе Господней причаститись и трапезе бесовской. И паки Коласаем глаголет 1552 : «Не коснись, ниже вкуси, ни осяжи, яже суть вся во истление употреблением по заповедем и учением человеческим». Да слышит паки святаго Иоанна Златоуста 1553 : «Человек той, иже догматы страшныя погубляя, сего греха мученическая кровь загладить не может». Святый апостол Петр 1554 : «кая есть кончин противящимся Божию евангелию, и аще праведник едва спасается, нечестивый же и грешный где явится ?» «Молю-же вы, братие 1555 , аз, юзник о Господе, бодрствуйте, стойте в вере святей, мужайтесь, и утверждайтесь и в премудрости ходите ко внешним, время искупующе 1556 , яко дние лукави суть. И не поступни бывайте во святых отческий преданиих, да с ними наследите вечное царство в горнем Иерусалиме». Благочестия отступит, Бога есть отступит. Бесед лист 1473 1557 . Святый пророк Михия, сетуя, глаголет: «увы мне, яко погибе благоверный от земли, а изправляющаго в человецех несть». Сего ради болезную в сердце моем и плачусь, глаголю в скорби своей, еже ныне беззаконныи старцы наведоша порок 1558 на целомудренную Сусанну на церковь Христову, возлюбленную Матерь нашу, ясно исполнитись на них писаний святых пророк 1559 . «Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша церковь святую Твою, положиша трупиа раб Твоих брашо птицам небесным и плоти преподобных Твоих зверем земным». Еще паки болезную в сердцы моем во великой нужды и в плаче моем глаголю вам, воспоминая словеса священно-мученика Пиония 1560 (об.) «Новым мучением мучим есмь в сердцы моем и на части разсекаемый есмь в души моей егда вижду бисеры церковныя от свиней попираемыи и небесныя звезды хоботом змииным на землю отторженныи и виноград, десницею Божиею насажденный, от дивияго вепря озобранный и разхищаемый от всех мимоходящих путем». «Сего 1561 ради аз плачю и очи мои излиясте воду яко удалишася от Мене утешаяй мя; како потемне злато, и изменися сребро доброе, и разсыпашася камение драгии святыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

А крепости есмя у чюдотворца Петра на раке положила, по чему муж мой Иван и сын нашь Семион и яз Ографена тем селом, и деревнями, и селищи владели. И Макарей Митрополит тое крепость с чюдотворцова гроба велел вэяти в казну и держати тое крепость с сею даною вместе впрок без выкупа. А у даной сидели: отец духовной мука моего Ивана Григорьевича Морозова бывшей протопоп благовещенской Яков, а во иноцех Иосиф, да мой Ографенин отец духовной богоявленской игумен Феодосей. А запечатала духовную яз Ографена своею печатью. А на то послуси: Захарья Левонтьев сын Олтуфьева, да Федура, Степанов сын Осеева, да Семен Зиновьев сын Брудков, да Иван Григорьев сын Улитина. А даную писал Чюдовского монастыря казенной дияк Нечай Федоров сын лета 7000 шестьдесят шестаго (Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI веков, М., 1951. Т. I. С.59; Акты, относящиеся до юридического быта древней России. СПб., 1857. T. I. Стб. 451–453). 59. Жалованная несудимая грамота Митрополита Макария строителю Успенской Андриановой (Нониной) пустыни Елеаэару на Троицкую церковь в Белозерской десятине (1558, июня 1) Божиею милостию се яз смиренный Макарей, Митрополит всеа Русии, пожаловал есмь строителя старца Елизара, еже о Христе з братьею, Ионины пустыни. Что мне били челом, а сказали, что у них в той пустыне в Белозерской десятине была церковь Пречистые и Живоначальные Троицы да згорела, а та де пустынька стала ново на лесу, а приходу к той их церкве и к монастырю нет, и нам бы их пожаловати дати им своя тарханная грамота. И яз их пожаловал благословил тое церковь Пречистые и Живоначальные Троицы в той пустыне нову на старом месте поставити. И которой поп учнет у них в той пустыне у тое церкви служити, не надобе им моя дань, ни данской корм, ни данские пошлины, ни зборное, ни петровское, ни старосте поповскому с тяглыми попы не тянет. А десятинницы мои того строителя, и их братью, и священника не судят и пошлин своих у них никоторых не емлют. А заезщики мои у них заезда своего не емлют, А кому будет до того строителя, и до старцов, и до священника каково дело, и яз Макарей, Митрополит всеа Русии, сам их сужу (Акты феодального землевладения и хозяйства. Акты Московского Симонова монастыря (1506–1615 гг.)/Сост. Л.И. Ивина. A., 1983.С. 131–132). 60. Послание Константинопольского Патриарха Иоасафа (1551–1565) Митрополиту Макарию (1561 г.) 32

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

на р. М. Киржач и ряд крупных сел ( Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. Ч. 2: Землевладение митрополичьего дома. С. 146, 168, 336, 361-365, 378, 391, 393, 414, 424, 430). По-видимому, среди этих пожалований, как свидетельствует жалованная грамота 1562 г., оказался и П.-З. Ф. м., поскольку его настоятель зависел от русских митрополитов (ААЭ. Т. 1. 259. С. 286; РИБ. Т. 32. 216. Стб. 441). Зависимость П.-З. Ф. м. от митрополичьего, а затем и от патриаршего дома была достаточно сильной еще в XVII в. Об этом наглядно свидетельствует грамота патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) . 19 янв. 1629 г. в Москве он благословил дьяка Леонтия Матвеева сына, к-рого отослал к Верейскому митр. Аверкию. Последний должен был поставить дьяка в чтецы «и в подьяконы и во дьяконы», а затем рукоположить «в попы к церкви Илье пророку в Переславский уезд, в вотчину Федоровского мон-ря, в село Ильинское в наше патриаршество» (АЮБДР. Т. 3. 362. Стб. 435-437). Землевладение П.-З. Ф. м. начало складываться во 2-й пол. XV в. Возможно, до этого времени мон-рь был ружным. 20 авг. 1511 г. датируется самый ранний из сохранившихся актов обители. Им является жалованная несудимая односрочная и заповедная грамота, полученная игум. Геронтием «с братьею» от вел. кн. Василия III Иоанновича на с. Фёдоровское в Переславском у. Начало ее текста утрачено. Полученный обителью в 1534-1538 гг. по этому документу иммунитет 17 мая 1551 г. и 27 июня 1561 г. был подтвержден царем Иоанном IV Васильевичем Грозным ( Антонов. 1997. 183. С. 72-73). Благодаря этим льготам с. Фёдоровское разрослось в Фёдоровскую слободу при обители ( Свирелин. 1903. С. 25). 16 сент. 1552 г. П.-З. Ф. м. получил послушную грамоту на деревни Сосняк, Хорошёво, Муднево и др. в Михайловском стане Переславского у. ( Косаткин. 1906. Ч. 1. С. 292-293), а 29 апр. 1556 г. царь Иоанн Грозный утвердил жалованную уставную грамоту крестьянам местных подклетных сел Ивановского, Фалелеева, Волославцева и трети с.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

В самый первый год венчания на царство Uoahha IV Васильевича мы встречаем окружное послание всероссийского митрополита Макария о милостыне старцам русского святогорского Пантелеимонова монастыря от 1 августа 1547 года. В 1550 году прибыли в Москву старцы из Пантелеимонова монастыря: иеромонахи Иаков и Мартирий, которые принесли царю от своего игумена Павла поминки и грамоту. Игумен Павел со всей братией монастыря просил царя, чтобы он смиловался, призрел свой монастырь, «который имеет на себе много долга, святое же царство твое далеко, а мы здесь в турецких руках, многие от них насилия терпим, и помощника у нас нет». Последовавшее вскоре за этим запустение обители показало ясно, что игумен Павел писал правду о бедственном положении своей обители. В 1551 году к константинопольскому патриарху Дионисию отправлен был Обрюта Михаилов Греков. Царь писал патриарху: «Ты бы велел его у себя учить грамоте греческой и языку: а если тебе у себя его научить нельзя, то отошли его на святую гору Афонскую, в наш монастырь святого Пантелеимона». Из этого открывается, что русский Афонский монастырь был по временам школой для приготовления толмачей посольского приказа. Четыре года спустя, в 1554 году, прибыл в Москву старец Евфимий Пантелеимонова монастыря, от игумена Геннадия и всей братии, за милостыней, причем просил царя Ивана Васильевича, чтобы прежнюю жалованную грамоту царя Василия Иоанновича переписали на его царское имя. Государь исполнил эту просьбу, известив о том и настоятеля обители. В 1561 году в русском Пантелеимоновом монастыре были: игумен, 15 священников, 7 диаконов, и всей братии 170 человек. Церквей внутри и кругом монастыря было 15, житие киновийное (общежительное). Но через 13 лет после сего монастырь оказался совсем пустым. Но запустение русской обители продолжалось недолго. В 1591 году уже видим в Москве архимандрита сего монастыря Неофита и строителя Иоакима, которые приехали к царю Феодору Иоанновичу за милостыней. Царь и патриарх приняли самое живое участие в жизнедеятельности своей русской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И повеле по них преосвященному Макарию Митрополиту, в царствующем граде Москве и во окрестных градех и в честных лаврах, и со всеми соборы пети понахиды и обедни служити, в соборной церкви Успения Пречистыя Богородицы да и по всем церквам, в городех и на посадех, велел всем священником потому ж пети понахиды и обедни служити, и общую милостыню по всем церквам повеле дати; и кормы ставил, в Большой палате, на Митрополита и на вся соборы. И сию общую память по всех православных христьианех велел и в прочая лета поминати до скончания мира, на честь Богу и на славу и на похвалу своему царству. И оттоле повеле ту общую память написати в соборныя книги 35 . 1 ПСРЛ (Полное собрание русских летописей). Т. 13. Ч. 1. М., 1904. С. 150–151; ПСРЛ. Т. 29. М., 1965. С. 149–150. 2 Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария Митрополита Московского и всея Руси. М., 2002. С. 364–367. 3 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. СПб., 1906. С. 334; Оболенский М. А. Соборная грамота духовенства Православной Восточной Церкви, утверждающая сан царя за Великим князем Иоанном IV Васильевичем, 1561 года. М., 1850; Фонкич Б. Л. Из истории утверждения царского титула Ивана IV. Соборная грамота 1560 г.//Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России в XIV – начале XVIII в. М., 2003. С. 373–376. 4 Архимандрит Макарий. Макарьевские Соборы 1547, 1549 годов и их значение//Русская художественная культура XV–XVI веков (Материалы и исследования/Гос. ист.-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”. 11). М., 1998. С. 15. 6 Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария Митрополита Московского и всея Руси. С. 367–370. 7 Борисенков Е. П.; Пасецкий В. М. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М., 1988. С. 187. Исследователи отмечают климатическую особенность Русской земли с XI – по XVII век: “Всего за семь столетий на долю населения Руси выпало более 200 голодных лет”. — Там же. С. 194. 14 Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Кн. 20: 1541–1551 гг. М., 2010. С. 332–339.

http://pravmir.ru/moskovskiy-pozhar-1547...

В 1557 году вместе с Иоасафом отправлен был с этой целью в Царьград бывший архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Феодорит (просветитель лопарей). Богатая милостыня сделала свое дело. Преемник патриарха Дионисия, Иоасаф II, прислал на Русь в 1562 г. «соборную грамоту», которой дается Ивану Васильевичу право «быти и зватися царем законно и благочестиво». В особом послании патриарх объявляет московского государя «царем и государем православных христиан всей вселенной от Востока до Запада и до океана», сообщает Ивану Васильевичу, что имя его будут на Востоке поминать в святых диптихах, «да будешь и ты между царями, как равноапостольный и славный Константин». Патриарх предлагал даже самолично прибыть в Москву и короновать Ивана IV. Но тот отклонил такое «повторение» «божественного таинства», довольствуясь письменным признанием со стороны КПля этих важных для Москвы совершившихся фактов. Этим соборным актом (1561 г.) КПль молча ликвидировал свои прежние отлучения, наложенные на русскую церковь за поставление митр. Ионы. Царь Иван дипломатически не пожелал даже принять специфическое благословение патриарха ему, как православному царю, через посланного греческого митрополита на том основании, что тот при проезде через Польшу и Литву лобызал латинские крыжи. Таким образом, царь Иван Васильевич имел множество оснований, главным образом, данных ему представителями церкви, чтобы смотреть на свою власть, как на теократически абсолютную. И мы видим действительно, что Грозный повсюду выступает пламенным защитником факта богоустановленности собственной власти, противление которой равно противлению Богу. Так, напр., в переписке с Курбским он развивает мысль об обязательности для своих подданных — беспрекословно исполнять его хотения, «а не отметаться своего работного ига и владычества своего государя», ибо они «от Бога повинные ему рабы». Решив построить в 1551 г. город Свияжск для защиты от казанских татар, Грозный говорит: «Всемилостивый Боже устроил мя земли сей православной царя и пастыря — еже правити людие Его в православии непоколебимом быти».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

5 . De differentia inter humanitatem et corpus Christi, 1521–24. 6 . De peccato originali et redemptione universali, 1523–4. 7 . De luctatione Christi cum diabolo, dialogus, 1523–8. 8 .    Interrogatio Arabum ad Christianum, 1527–8. 9 .    Interrogatio Saraceni ad Christianum, 1529–30. 10 .    Adversus Judæum dissertatio, 1529–34. 11 .    Adversus Nestorianum, de Matth. XXVIII, 18 (Data est mihi omnis potestas), 1533–36. 12 .    Interrogatio ad Nestorianum, 1535–6. 13 .    Interrogatio altera ad Nestorianum, 1535–8. 14 .    Dialogus cum Nestoriano de Theotoco, 1537–40. 15 . Dialogus cum Nestoriano de vocabulo Christo, 1539–40. 16 . Quæstjo ab infideli de Dei existentia, 1539–42. 17 . Quæstio de existentia justorum ante baptismum, 1541–44. 18 . Ex concertationibus cum Saracenis. Vide Joan. Damascenum, 94, I585–98. 19 .     Mahometem non esse ex Deo, 97, 1543–46. 20 .     Mahometem fuisse hostem Dei et a dæmone obsessum, 1545–8. 21 . Ex humilitate prædicationis confirmari christianum dogma, 1547–52. 22 . Panem benedictum fieri corpus Christi, dialogus cum Saraceno, 1551–4. 23 . Christum, hominem factum, esse verum Deum, 1553–6. 24 .     De una uxore ducenda, 1555–8. 25 .     Demonstratio quod Deus habeat Filium consubstantialem... et coæternum, 1557–62 (græce ex notis Cotelerii, etiam 1, 846–8). 26 . Demonstratio quod Deus semper general, Filius semper generatur, 1561–66. 27 .     De nominibus Dei, 1565–8. 28 .     Dialogus hæretici et orthodoxi de Deo et deflate, 1567–76. 29 .     Cum Nestoriano disputatio, 1575–80. 30 .    Cum Jacobita disputatio, 1579–82. 31 .    Quæstio Origenistæ ad fidelem, 1581–2. 32 .    Contra Sarracenos Theopaschitas, latine.1583–4. 33. Dialogus cum Nestoriano, 1583–6 (quæ græce desunt habet Cotelerius in notis, 1, 1234). 34 . Dialogus de tempore an sit in tempore, 1585–6. 35 . Disputatio cum Sarraceno de auctore boni et mali, 1587–92. 36 . Quæstio Verbum Dei sitne creatum annon,1591–4. 37 . Quæstio duplex utrum Deipara sit mortua, utrum Deus etiamnum creet, 1593–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

С разрешения Святейшего Синода от 21 февр. 1866 г. эту икону в летнее время переносили крестным ходом в г. Кадников и окрестные селения. В том же храме хранился деревянный 3-частный складень (кон. XVI - нач. XVII в.; ВГИАХМЗ). На средней части изображена икона Божией Матери «Неопалимая Купина», на 2 других - изображения, передающие песнь «Достойно есть» , со словами, написанными вязью. В XIX в. в мон-ре считалось, что складень пожертвовал прп. Дионисий Глушицкий. Согласно описи, составленной в 1645 г., при игум. Герасиме I, в монастырской ризнице хранилось 9 Миней месячных и Устав, написанные Григорием Пельшемским. По описи 1664 г. игум. Арсениева Комельского мон-ря Иоасафа, в Г. м. находилось 12 икон с изображением Господских праздников, написанных прп. Дионисием Глушицким. К кон. XIX в. в ризнице Г. м. хранились богослужебные сосуды, напрестольные Евангелия, 3 серебряных ковчега, 3 кадила, плащаница, а также покров на раку прп. Григория Пельшемского на голубом атласе с изображением угодника. Б-ка насчитывала до 140 книг, в т. ч. 2 старопечатные - Минею Общую 1663 г. и Пентикостарион 1686 г. С 1808 по 1813 г. Вологодский еп. Евгений (Болховитинов) занимался в Г. м. составлением истории Вологодской епархии. По свидетельству современников, для этой цели в мон-рь привозили «целые возы» архивных документов. В нач. 60-х гг. XIX в. при Г. м. было создано духовное уч-ще, в к-ром обучалось ок. 30 мальчиков. По уровню экономического состояния Г. м. принадлежал к числу средних, наравне с Арсениевым Комельским, Рабангским Преображенским, Катромским Никольским и нек-рыми др. мон-рями Вологодской земли. Согласно Житию прп. Григория, мн. «христолюбцы» передавали мон-рю свои имения и села. К нач. XVI в. Г. м. принадлежали земли в Пельшемской вол., рыбные ловли на реках Пельшме, Двинице, Сухоне. Согласно жалованной несудимой грамоте царя Иоанна IV Васильевича (40-е гг. XVI в., подтверждена грамотой 1551 г.), а также правой грамоте 1561/62 г., данной при описании земель Вологодского у., Г.

http://pravenc.ru/text/166513.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010