Заручившись настоятельным рекомендательным письмом к папе императора Карла V (от 13 Сентября 1551 года), таковым же письмом состоявшего при императоре папского нунция, а также и других влиятельных лиц при императоре, Штейнберг отправился в Рим (после 21 Октября 1551 года, которым помечены некоторые из рекомендательных писем). В Риме со своими заявлениями о желании московского государя присоединиться к римской церкви, сначала он принят был весьма благосклонно. Но потом дело переменилось. О хлопотах его – Штейнберга привести в союз с римской церковью государя московского узнал король польский. Король понял дело так, что Иван Васильевич изъявляет готовность подчиниться римской церкви, желая получить от папы королевский венец; а так как он – король весьма не желал, чтобы стал таким же, как он, королём государь московский, то он и начал самым энергичным образом противодействовать исполнению мнимого плана Ивана Васильевича. При дворе папы образовались две партии: русская, которая стояла за то, чтобы принять русского государя в подчинение римской церкви, и польская, которая решительно этому противилась. Борьба между партиями тянулась в продолжение двух лет до конца 1553 года, и загадочное дело кончилось тем, что Штейнберг куда-то бесследно исчез 1800 . Эпизод этот сам по себе крайне интересен (и так как он все ещё остаётся загадочным, то желательно, чтобы кто-нибудь занялся им с возможной нарочитостью), но в истории русской церкви он собственно не имеет значения, ибо чужие люди куролесили на счёт и за счёт Москвы совершенно без её согласия и ведома. Карамзин утверждает, что после разных странствований Шлитте в 1557 году возвратился в Москву 1801 . Если это правда: то или государь остался в совершенной неизвестности об его затее подчинить папе его – государя или же он поплатился за свою затею головой 1802 ... После сейчас нами рассказанного, за время до конца 1563 года, когда скончался митрополит Макарий, известно о сношениях пап с Москвой то, что в 1561 году папа (Пий ΙV) приглашал или только намеревался было пригласить царя Ивана Васильевича прислать своих послов на имевший быть возобновлённым Тридентский собор 1803 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

7. Жалованная грамота Вел. Кн. Иоанна Васильевича, которой дозволяется все села и деревни Махрищского монастыря с сошным письмом списать в одно место, чтоб все отчины ведались в Переяславле. Год 1543, при игумене Ионе. 8. Купчая на одну четверть села Конькова, купленную за 50 рублей у Степана Конькова игуменом Ионой в 1551 году. 9. Купчая на половину села Конькова и на селище Грозиловское в 1551 году, при игумене Ионе. 10. Купчая на половину деревни Микулкино, купленную у Хабара Александрова Макарова в 1557 г. игуменом Варлаамом. 11. Данная Дорофея Макарова на четверть деревни Бычкино 1559, при Варлааме. В 1580 году женой Макарова отдана в монастырь вся деревня. 12. Данная Филиппа Иванова Кроткова на половину деревни Новинки 1561 года, при Варлааме. 13. Данная Андрея Конькова на деревню Чириково 1563 года, при Варлааме. 14. Данная Андрея Федорова Нагого на деревню Лобаново 1564 года, при Варлааме. 15. Данная Басарги и Басенка Федоровых Леонтьевых на деревни Авксентьево и Дурносоново 1567 года, при Варлааме. 16. Данная Ивана Клобукова на половину сельца Дьяково 1567, при Варлааме. 17. Данная жены Клобукова на другую половину Дьяково 1568 г., при Варлааме. 18. Данная Василья Григорьева Зубова на полдеревни Татьянино 1570 г., при Варлааме. 19. Данная Аристарха Суслова на треть деревни Петрово 1570 г., при Варлааме. 20. Несудимая грамота Царя Иоанна Васильевича на все владения Махрищского монастыря 1571 года, при игумене Гурие. Сия грамота подтверждена Царем Федором Иоанновичем в 1584 году, при игумене Антоние, и Царем Борисом Федоровичем в 1599 году, при игумене Порфирие. 21. Данная братьев Таратиных на вотчину их Селиваново в 1575 году, при игумене Иосифе. 22. Данная Ивана Михайловича Глинского на деревню Исаково в 1600 году, при игумене Порфирие. Преподобному и богоносному Отцу нашему Стефану, Игумену махрищскому, Чудотворцу ТРОПАРЬ – глас 8-й Православия ревнителю, благочестия наставниче и чистоты, ищущим спасения путеводительный светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Преподобного Сергия духовный собеседниче, Стефане премудре, ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси, и пустыни населил еси; моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Как это ни покажется странным, но далеко не во всех случаях зафиксировано наличие над ракой святого его иконы. Такая ситуация существовала у гробниц преп. Саввы Крыпецкого в 1584–1587 гг. 1550 , преп. Ферапонта в можайском Лужецком монастыре в 1596–1598 гг. 1551 , свт. Иоанна Новгородского и князя Владимира Ярославича в новгородском Софийском соборе в 1617 г. 1552 . Но все-таки над значительным числом рак подобные иконы существовали 1553 , иногда их было две или несколько, как, например, над раками Зосимы и Савватия Соловецких 1554 , Антония Сийского 1555 . Известны случаи, когда над ракой или вблизи нее помещали житийную икону святого 1556 , но это, видимо, делали тогда нечасто. Роль иконы святого над ракой исполняло порой его фресковое изображение 1557 . Характерно, что в ряде случаев святой на иконе, установленной у раки, изображался в молении перед Иисусом Христом, Богоматерью или перед ними обоими. Такие иконы существовали вблизи гробниц Петра и Ионы митрополитов Московских 1558 , Зосимы и Савватия Соловецких 1559 , Германа Соловецкого 1560 , Антония Сийского 1561 и преп. князя Игнатия Угличского в Спасо-Прилуцком монастыре 1562 . По-видимому, подобная икона существовала над гробницей св. Леонтия Ростовского еще в XV в. 1563 Это предельно наглядно демонстрировало заступничество святого за людей перед Богоматерью и Богом.  Обычным, видимо, было и наличие над гробницей икон Иисуса Христа, Богоматери и некоторых других святых 1564 . Бывало, когда над ракой или вблизи нее размещали деисусный чин 1565 или целый двух-трехъярусный иконостас, состоявший из небольших икон 1566 . Важным и часто упоминающимся в документах элементом надгробного комплекса являлась свеча или лампада, или несколько свечей и лампад 1567 . Значение свечи подчеркивалось иногда не только ее размерами («пудовая» свеча у раки митрополита Петра Московского 1568 ), но и особой функцией – «свеча неугасимая» 1569 . Известны два упоминания конца XVI – начала XVII вв. о «кружках» для денежных подаяний у рак св. Антония Сийского 1570 и Саввы Вишерского 1571 . Но, очевидно, данный элемент надгробного комплекса встречался в рассматриваемую эпоху чаще. Об этом косвенно свидетельствует факт поступления денег от раки Алексея митрополита Московского 1572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—259— стве вклада 651 . В 1561 году московским иконописцем Симеоном Яковлевым в Москве по заказу Ф. Сыркова была написана и доставлена в Новгород Владимирская икона, которая находилась «согласно описям Софийского собора в составе местного ряда до 1800 г.» 652 . В 1551 году дьяк Ф. Сырков вместе с другими представителями государевой администрации подчинил ведению Соловецкого игумена Филиппа владения в Выгозерском погосте 653 . О связях семьи Сырковых с Соловецкой обителью свидетельствуют вклады Дмитрия Сыркова и его сыновей Алексея и Федора 654 . В 1558 году Ф. Сырков позаботился об изготовлении для Соловков креста, украшенного драгоценными камнями, по заказу «царевичей и великих князей Иоанна Иоанновича и Феодора Иоанновича» 655 . Хотя Новгородский архиепископ Макарий, став в 1542 году Всероссийским Митрополитом, отбыл в Москву, тем не ме- —260— нее его связь с Великим Новгородом продолжалась. Его важнейшие усилия на первосвятительской кафедре – канонизация святых и собирание древнерусской книжности. Эти начинания многогранной деятельности иерарха нашли отражение и в трудах Ф. Сыркова. После того как митрополит Макарий в 1552 году, в год десятилетия своей интронизации, вложил в Успенский собор в Кремле комплект Четьих Миней, для царя стали создавать новый комплект Четьих Миней, получивших именование «царских». Местом их составления был Великий Новгород, т.е. «база исполнения – это школа, выпестованная святителем» 656 . Один из писцов этого грандиозного начинания, новгородец Мокий, оставил интересную запись в переписанной им рукописи: «...вдаша ми властеле Новагорода списати сию святую книгу, Минею май месяц, в ней же бе вписана и сиа чюдная книга святаго места Патерик Печерьскый. Того бо ради уже властеле с нужею повелеша ми писати сию Минею. Аз бо не послушах того священника Фомы. И бысть ми тогда прещение велико с яростию от Федора от Сыркова. Аз же неволею начах писати. Но Господь мене не остави: с радостию писах. Живущу же ми тогда у брата своего в дому. И бысть пожар, и негде ми писати. Аз же пришед к Федору и Фоме и ркох има: „Негде писати!“ Федор же посла мя в свое строение в манастырь к святей Богородици Владимерьскиа на Веряжю. Аз же с миром писах и дописавшю ми Патерик, и на прочая пошедъшю» 657 . Кроме Майской Минеи Мокий участвовал так же в написании Июньской и Ноябрьской Минеи 658 . В связи с созданием царских Четьих Миней, несомненно, в Новгород по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и мц. Ксению (пам. 18 янв.) - святая в монашеском облачении изображена под 24 янв.; она держит в руке крест, как на миниатюрах из Минология XIII в. (Paris. gr. 1561. Fol. 98), из Минология на год с циклами двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия Солунского 1322-1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 26), а также в монументальных циклах - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), Македония, в ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (ок. 1340), Македония, в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1348). В схиме, мантии, с крестом в правой руке и со свитком в левой К. представлена в рост в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 97), др. оплечное изображение К. в той же рукописи помещено в медальоне (Л. 59). В поствизант. живописи К. традиционно изображалась в схиме, как, напр., на фресках 1721 г. собора мон-ря Ватопед на Афоне. В монашеском облачении и с платом на голове, повязанным на манер вост. тюрбана, с крестом в левой руке она изображена в ряду св. жен на фресках румын. мон-ря Хумор, расписанного в 1535 г. мастером Фомой из Сучавы. На Руси имя святой было популярно в княжеских семьях. В честь К. была названа блгв. кнг. Ксения Тверская († 1312), жена 1-го тверского кн. Ярослава Ярославича, мать св. блгв. кн. Михаила Тверского. В рус. искусстве XVI в. активно развивалась иконография К. В 1551 г. в Троице-Сергиев мон-рь кнг. Киликией Ушатой была вложена икона «Прп. Ксения, с житием» - единственный известный пример житийной иконографии этой святой (СПГИАХМЗ). В среднике преподобная изображена в рост в монашеских одеждах, на голове куколь, в правой, отведенной в сторону руке держит крест, в левой - свиток с текстом: «Любя и Бога, и ангельское на земли житие живет постяся…» Житие проиллюстрировано 16 клеймами с сюжетами: рождение; приход сватов к отцу К.; К. сговаривается с 2 служанками о побеге из дома; К. раздает имущество нищим; бегство из родительского дома; путешествие по морю; прибытие на о-в Кос; встреча со старцем; прибытие К.

http://pravenc.ru/text/2462115.html

Очевидно, что монастырь находился в сложном положении, вынуждаемый всё время прибегать к помощи России. Уже в 1555 г. старцы из Пантелеймонова монастыря (иеромонахи Иаков и Мартирий) снова прибывают в Москву, с грамотой царю от игумена Павла, просившего, дабы царь «смиловался, призрел свой монастырь, ибо каждый народ имеет здесь своего покровителя, их не хочет жаловать ни Мултянский, ни Волошский воеводы, говоря: “вы себе имеете царем и государем Великого Князя Московского”». 502 Это послание – важное свидетельство не только о тяжелом состоянии монастыря в те годы (о чем свидетельствует и наступившее довольно скоро запустение), но и щедрой помощи Пантелеймонову монастырю со стороны русских правителей. О трудностях в славянских обителях свидетельствует и грамота царю от Хиландаря: «ныне наши монастыри словенского языка в греческой земле пребывают в чуждо странствии: и алчем и жаждем и наготуем, без своих царей и ктиторов у безбожных агарян. Сотвори милость с нами, да примешь мзду от мздовоздаятеля Бога»... 503 Из Хиландаря также просили царя, чтобы тот послал султану грамоту. Царь внял просьбам святогорцев и выслал в сентябре 1551 г. грамоту к султану, где просил за оба монастыря. Чуть ранее, в январе того же года, царь писал Константинопольскому патриарху Дионисию по поводу будущего дьяка Обрюта Михайлова Грекова: «Ты бы велел его у себя учить грамоте греческой и языку: а если тебе у себя его учить нельзя, то отошли его на Св. Гору Афонскую, в наш монастырь св. Пантелеймона». Это говорит о том, что в Пантелеймоновом монастыре готовили по необходимости толмачей для посольского приказа. В мае 1554 г. в Москву приезжает старец Евфимий от игумена Геннадия за милостыней, а в 1561 г. прибыл сам игумен Пантелеймонова монастыря с четырьмя старцами. С ним приехали еще четыре монаха из Ставроникитского монастыря и пять – из Лавры св. Афанасия. Они были пожалованы милостыней царя, прожив в Москве почти два года. 504 В 1571 г. обитель св. Пантелеймона получила грамоту на имя игумена Диомида и милостыню: 200 рублей на поминовение царицы Анастасии, 150 рублей – на поминовение брата царя Георгия Васильевича, чару серебряную – на поминовение царицы Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

цесарские послы – на дворах князя Вас. Сем. Стародубского, на Колупаеве дворе Приклонского «да на третьем на крестьянском возле Колупаева дворе». В 1520 г. литовский гонец – на Воротынской княгини дворе за рекою; на ее же дворе за лугом (тот же домъ?) стояли литовские гонцы в следующем 1521 г. Литовские послы и гонцы – Алексеевского монастыря на Большой улице (1520 г.), на дворе князя Андрея Петр. Великого (1520 г.), в Сечинском сельце (1522 г.), за Неглимною, на Петровке на дворе Гавр. Тыртова (1551 г.), за Неглимною, на Никитской улице на дворе Истомы Чертовского (1552 г.), на дворе Андрея Шеина, за Неглимною (1560 и 1565 гг.), на площади у Пушечного двора, в домах князя Фед. Шуйского, Михаила Головина и на Непеине дворе (1561 г.), за Неглимною у Петра Святого Высокога (Высокопетровский монастырь) на дворе Вас. Дурова (1762 года), за Неглимною на дворе Никифора Курбатова (1582 г.), на Тверской улице на дворе кн. Ив. Татева (1590 г.), на Никитской улице на дворе Афанасия Малыгина (1596 года). Датские послы и гонцы – за Яузою на дворе Андрея Карамышева (1569 г.), на Большом посаде, на крестьянском дворе (1562 года), в Ямской слободе, близо яму, на Всполье (1502 г.; послы скорбели, что им здесь стоять нужно, дворы тесны и хором в них мало, переведены были в Дорогомилово на двор архиеп. Ростовского), на Тверской улице на дворе Ив. Афанасьева (1592 г.). Цесаревы послы и гонцы – на Тверской улице на крестьянском дворе (1595 г.), на крестьянском дворе (где не сказано, 1597 г.), «в новом цареве-городе у Пречистые Гребневские на дворе владыки Резанскаго» (1593 г.), «в новом цареве в Каменном городе на владычне дворе Резанского» (1594 г.). (Варкоч 29 декабря 1594 г. ехал на аудиенцию «с Никитской улицы полым местом на Неглименской мост и в Неглименские ворота площадью да в Фроловские ворота»). – Турецкее – на Копыловском дворе (1549 г., в Кремле на Крутицком подворье (1704 г. Подхожий стан учинен был у Донской Богородицы в слоюлже и для того в той слободе заняты были добрые дворы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

142 До появления этой библии, на польском языке уже были полные издания библии: для католиков перев. Яна Леополиты, Краков 1561, и для евангеликов – Яна Секлюциана. Кролевец 1551. Перевод Леополиты сделан с латинской библии, известной под именем Вульгаты; но некоторые места исправлены по греческому тексту и учению отцов церкви. Библия эта имела еще два издания в 1574 и 1577 гг.: но церковь римская всегда смотрела на нее подозрительно, находя в ней следы верований не католических (протестантских). Большим авторитетом пользовалась библия, изданная на польском языке в 1593 г. Яковом Вуйком из Венгровца († 1597). Кондратович. Ист. польск. литер. II, стр. 100. 145 Бландрата занимал с 1557 г. должность первого реформатского проповедника в Кракове; в 1536 г. убит одним из своих родственников. 146 Фамилия от Гониондза, заштатного города Белостокского уезда – места родины первого литовского арианина. 148 Зубрицк. Галицкая Русь в XVI стол. – Чтения в общ. Ист. и Древн. Росс. 1862 г. кн. III, стр. 48. 149 Социниане с 1652 г. были изгнаны из Польши; но много последователей их осталось в Польше и после того времени. 152 В XVII столетии руководителем школы в Лешке был знаменитый педагог Ян Амос Коменский (1592–1671 г.). 154 Н. Павлищева, Сочинения. Польская анархия при Яне Казимире и борьба за Украину. Ч. I, стр. 36. Спб. 1878. 157 В начале XVIII ст. в 6-ти округах (Виленском, Новогрудском, Завилейском, Подлясском, Жмудском и Белорусском) считалось только 48 кальвинских церквей, а в 1754 г. – 28 церквей. – Jozef. Lukaszewics, Hisorya Szkol w Koronie i w Wielkiem Ks. Litewskiem II, 5–6. Poznan, 1856. 158 Кардинал Гозий родился в Кракове, проходил курс наук в Италии после был секретарем польского короля, каноником в Кракове, епископом кульмским и наконец варминским. Своими многочисленными сочинениями, в особенности сочинением «Confessio fidei catholicae chrismianae», имевшем в 15 лет 18 изданий на разных языках Гозий приобрел в католическом мире славу знаменитого богослова. На Тридентском соборе он был одним из видных деятелей; а по возвращении с собора он способствовал введению постановлений его в польскую церковь (Парчевский собор 1564 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В бытность Макария митрополитом продолжала развиваться миссионерская деятельность у лопарей пр. Трифона Печенгского и пр. Феодорита. При нем же началась просветительная деятельность в Казани св. Гурия и послан был в Астрахань игумен Кирилл. При митр. Макарии получил свободу пр. Максим Грек . В 1551 г. игумен Троицкий Артемий, почитатель его, выпросил его к себе к Троице. Там и закончил он в 1556 г. свою жизнь. В правление митр. Макария было обнаружено существование рационалистической ереси и еретического вольномыслия, близкого к протестантизму. Об еретиках боярском сыне Матвее Башкине и монахе Феодосии Косом речь будет ниже. После венчания на царство Иоанн IV, по сговору с митр. Макарием, послал в 1557 г. в Константинополь б. архимандрита Спасо-Евфимиева мон. Феодорита, просить патриарха дать утвердительную грамоту государю в сане царя. Грамота эта пришла в 1562 г., будучи подписана в 1561 г. патриархом Иоасафом II, 32 митрополитами константинопольской патриархии, одним архиепископом и тремя епископами. Митр. Макарий был иосифлянином, но очень разнился от м. Даниила и людей его уклада. Он был человеком мира и стремился к умиротворению. Но он насаждал этот мир чистыми средствами и чужд был угодничеству. Горячий сторонник вотчиновладения, он питал великое уважение к пр. Максиму Греку , горячему противнику такового. «О Боже!» писал 5 апр. 1557 г. царь Иоанн IV Грозный св. Гурию Казанскому, «коль бы счастлива русская земля была, коли бы владыки таци были, яко преосвященный Макарий». Приводя эти слова государя, Голубинский пишет: «Вот настоящий и справедливейший эпиграф к жизнеописанию митр. Макария». По кончине митр. Макария в Москве собраны были епископы. Исполняя желание государево, собор постановил, что митрополиты российские должны впредь носить клобуки белые с рясами и с херувимом. Митр. Макарий носил белый клобук, но как избранный из новгородских владык. Митрополитом был избран инок Чудова мон. Афанасий, ранее благовещенский протоиерей и духовник государев. В середине 1564 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Критика Антония настолько возмутила обер-прокурора Д. А. Толстого, что он хотел даже отправить архиепископа на покой (Савва. Хроника. 4. С. 241). 1550 Савва. Хроника. 6. С. 307; ср.: Никанор. 1. С. 300. 1551 Флоровский. С. 363; Харлампович, в: ПБЭ. 8. Стб. 777 и след. 1552 Только в Киевской Академии ректорство осталось в руках монахов. 1553 Рункевич. История Русской Церкви в XIX в. С. 697 (см. библиогр. к § 9). 1554 Позднее Сергий благодаря благосклонности Победоносцева получил Московскую митрополию (1893–1898). Сергий часто упоминается в 7–8 книгах «Хроники» Саввы. Ср.: Обзор… Александра III. С. 474 и след. 1556 Курсив автора. Савва. Хроника. 7. С. 153–154 (запись от 22 января 1884 г.). 1557 3 ПСЗ. 4. 2160; Отчет… за 1884 г. С. 7; Обзор… Александра III. С. 475 и след.; ср.: ТКДА. 1885. 2 (протоколы академии: С. 412 и след.). 1558 3 ПСЗ. 4. 2401, 2060. 1559 См. прим. 219. 1560 3 ПСЗ. 4. 2160. Требование Устава готовить студентов в первую очередь к служению в качестве приходских священников отвечало настроениям консервативного епископата: Савва. Хроника. 8. С. 705. 1561 3 ПСЗ. 4. 2160; Обзор… Александра III. С. 475–520. В Петербургской Академии была дополнительно организована еще кафедра истории славянских Церквей; в одном из частных писем Александру III Победоносцев подчеркивал важность этой дисциплины (Письма. 2. С. 64 и след.). Победоносцев очень возражал против института доцентуры, который предусматривался Уставом 1869 г., теперь же был упразднен (Обзор. С. 520). Об Уставе 1884 г. см.: Флоровский. С. 415 и след.; Kern C. P. 276 и след. 1562 В семинариях епархий, «зараженных» расколом (всего их было семь), в 1881 г. был введен предмет «история и критика русского раскола»: Извлечения… за 1881 год. С. 152; Извлечения… за 1882 год. С. 141; позднее такие кафедры были образованы и в других семинариях (Рункевич. Ук. соч. С. 698 и след.). 1563 Рункевич. Ук. соч. С. 698 и след. 1565 Особо убедительно Устав 1884 г. критиковали профессор Петербургской Академии Н. Н. Глубоковский (Об основах духовно-учебной реформы, в: Отзывы. 3. С. 151–157; он же. По вопросам духовной школы), а также другой профессор той же академии – Н. К. Никольский (Отзывы. 3. С. 161–171). Ср. также: Уберский И. А. Памяти проф. В. В. Болотова , в: Христ. чт 1903. 7. С. 10 и след. 1566

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010