В 1525 г. верховный магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбург-Ансбахский перешел в протестантизм, сложил с себя полномочия верховного магистра и объявил о секуляризации прусского подразделения ордена. Образованное тогда герц-ство Прусское стало 1-м протестант. гос-вом в Европе. Идеи Реформации нашли сторонников и в Ливонии; церковные ландсгерры и Л. о., желая избежать внутренних конфликтов, проводили политику религиозной терпимости. Реформационные настроения распространились и в Л. о., к-рый использовал Реформацию для продолжения борьбы с местными епископами. Появилась идея создания в Ливонии единого светского гос-ва при сохранении за орденом статуса государя (см.: Kreem. 2006). При этом орден пресекал попытки церковных ландсгерров провести секуляризацию в своих владениях. В 1556 г. была предпринята попытка преобразовать Рижское архиепископство в светское гос-во, окончившаяся неудачей. Поводом к конфликту между Вильгельмом Бранденбург-Ансбахским, архиеп. Рижским (1539-1561), и ливонским магистром Генрихом фон Галеном (1551-1557) послужило назначение коадъютором архиепископа Рижского герц. Христофора Мекленбург-Шверинского, который был родственником польск. кор. Сигизмунда II Августа. Гален воспринял назначение как подготовительный шаг к передаче Ливонии под власть Польши, собрал ландтаг и объявил о начале войны Л. о. с архиепископом. Действия магистра привели к расколу в ордене: он назначил своим коадъютором Иоганна Вильгельма фон Фюрстенберга ( ок. 1568), что вызвало неудовольствие претендовавшего на этот пост маршала ордена Каспара фон Мюнстера, присоединившегося к архиеп. Вильгельму Бранденбург-Ансбахскому. Летом 1556 г. войска Л. о., во главе к-рого к этому времени фактически встал Фюрстенберг, взяли в плен архиепископа и захватили мн. его владения. Это вызвало неудовольствие кор. Сигизмунда, летом 1557 г. он выдвинул к границам гос-ва Л. о. крупную армию. В мае 1557 г. Фюрстенберг под давлением кор. Сигизмунда был вынужден заключить в Позволе (ныне Пасвалис, Литва) мир с архиепископом Рижским; он признал все его права и обязался возместить ущерб, нанесенный войсками ордена владениям архиепископа. В сент. 1557 г. между Л. о. и Польшей был заключен офиц. военный наступательный и оборонительный союз.

http://pravenc.ru/text/2110473.html

1550 В булле Климента VIII об этом самом миссале сказано только, что он восстановлен ad veterem et emendatiorem normam. 1551 Самое название недель Adventus не отличается древностью и образовалось в Галлии. Kliefoth. Op. cit. S. 340. 1552 Приложены: 1) в конце: а) благословения и молитвы на освящение разных предметов, как-то: воды, елея, воска, пальм, новых плодов и проч.; б) несколько местных мисс, отправляемых в некоторых католических областях или конгрегациях с особого дозволения римского папы; 2) в начале: а) рубрики, б) наставления, как поступать священнику в разных случайных обстоятельствах при совершении литургии. 1553 Примеры у: Muratorius. De reb. liturg., с. VII; Kliefoth. Op. cit. S. 263–265, 340, 423 и др. 1554 Hippol. В. 2, р. 191. Сравнение римско-католической литургии с восточною православною можно читать на русском языке в сочинениях: Т. Серединский : О богослужении Западной Церкви. СПб., 1849; О Богослужебном благочинии Западной Церкви. 1859; И. Бобровницкий: О происхождении и составе римско-католической литургии. Киев, 1873 4 и др. 1558 Об этом в 42-м псалме замечено (Rubr. tit. III, n. 6), что он никогда не опускается, кроме литургий заупокойных и литургий de Tempore с воскресенья недели Passionis включительно до Великой Субботы исключительно. 1560 В миссале замечено, что на торжественной литургии прежде Входного священнодействующий благословляет фимиам. Этот обряд совершается таким образом. После того как священник сказал: молим Тебя, Господи – и поцеловал алтарь, диакон испрашивает у него благословение фимиама, говоря: благослови, честный отче. Священнодействующий полагает фимиам в кадильницу, говоря: от Того благословишься, † в честь Кого сожжешься. Аминь. И, взяв от диакона кадильницу, кадит алтарь со всех сторон, не говоря ничего. Потом диакон, приняв кадильницу от священнодействующего, кадит только его. Le Brun, р. 116; Daniel, р. 54. 1561 Так Входное повторяется во весь год; а Слава Отцу опускается в литургиях de tempore от недели Passionis до Пасхи. Daniel, р. 56.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Служение ангелов в мире разнообразно. Амвросий говорит об их деятельности, направленной вообще на существование всего видимого мира. Они несут diversa ministeria [различные служения] вообще в мире 1549 . Ими полно все: воздух, отдельные страны земли, море и проч. 1550 Эта черта ангелологии св. Амвросия напоминает нам несколько Филона, который, отождествляя ангелов со стоическими логосами 1551 , усматривал в них мировые причины и в этом смысле признавал, что отдельные элементы мира поделены между различными ангелами 1552 ; у Амвросия только не совсем очевидно отождествление ангелов с логосами. Равным образом в ангелологии Амвросия есть нечто общее и с ангелологией Оригена , так как последний признавал особых ангелов для каждого отдельного народа и каждой отдельной страны, для каждой области природы и отдельных предметов 1553 ; у Амвросия нет только мысли, чтобы эти космические ангелы были прикреплены каждый к своей области. Кроме природы, сферой деятельности ангелов служат Церкви: кроме епископов, Бог для защиты Своего стада поставил ангелов 1554 . Для созидания Церкви посылается архангел Гавриил, бесчисленное количество ангелов и множество небесных воинств восхваляют Бога, когда приблизилось время её созидания 1555 . Ориген на основании Апокалипсиса говорит в частности и об ангелах отдельных частных Церквей 1556 . По-видимому, с этим с ним согласен и св. Амвросий, если он упоминает о ecclesias [Церквах], которыми предводительствуют ангелы (quibus angeli praesunt) 1557 . Также и отдельные стороны духовной жизни человечества стоят под покровительством ангелов, которые приносят благодатные дары Святого Духа, как, например, дар исцеления, уврачевания духа и разума. Пример этого рода служения сообщается в Евангелии, в повествовании об ангеле, ежегодно сходившем с неба и возмущавшем воду в купели для исцеления первого погружавшегося в неё ( Ин.5:4 ) 1558 . И эта мелкая черта выдвинута уже Оригеном , различавшим особого ангела врачевания, мудрости и др. 1559 Наконец, Амвросий знает о служении ангелов в жертве, в частности в евхаристической жертве. «Бог вверил ангелам особую миссию – служить невидимо при приношении новозаветной жертвы» 1560 . По крайней мере, в одном месте комментария на Евангелие от Луки Амвросий прямо говорит, что когда священник совершает жертвоприношение, духовно закалает Христа, при нём невидимо предстоит и содействует ему в служении ангел Божий 1561 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

3,3 Ибо апостол, ясно уча, какими должны быть души, удаляющиеся от плотского брака и уз и желающие целиком упражняться в девстве, говорит: «Дева 1549 заботится о Господнем, чтобы быть святою не только телом, но и духом» 1550 , – быть свободною от действительных и мысленных, то есть от явных и тайных, прегрешений повелевая душе, как невесте Христовой, стремящейся сочетаться с чистым и нескверным Небесным Царем. Ибо оной непорочной и пречистой Красоте должна уподобиться душа, желающая сочетаться с Ним и стремящаяся прийти в единый с Ним дух, по сказанному блаженным Иоанном. «И всякий, – говорит он, – имеющий сию надежду, очищает себя, как Он чист» 1551 . И [апостол Павел говорит]: «Будьте подражателями мне, как я Христу» 1552 . Ведь не от явных только прегрешений, как то: блуда, воровства, убийства 1553 , чревоугодия, клеветы, лжи, празднословия, крика, смеха, острословия, сребролюбия или любостяжательности – должна быть чистой душа, отрекшаяся от плотского 1554 общения, удалившаяся от упражняющаяся в девстве, обручившая себя союзу и общению с нетленным Женихом, но тем паче надобно ей содержать себя в чистоте от сильнейших душевных страстей и тайных грехов, то есть от вожделения, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, коварства 1555 , злонравия 1556 , ненависти, неверия, зависти, превозношения, ревности, самоугодия, самолюбия, кичения и подобных сим невидимых страстей бесчестия 1557 . Писание, если верим только словесам Духа, и сокровенные душевные грехи может почитать равными и подобными грехам явным 1558 , 1559 1560 , так как говорит: «Господь рассыпал кости человекоугодников» 1561 ; и: «мужа кровей и льстивого гнушается Господь» 1562 , лесть и убийство причисляя к одному преступлению; и: «[не погуби меня с] глаголющими мир с ближними своими, злое же в сердцах своих; дай им 1563 по делам их» 1564 ; и еще: «ибо в сердце беззаконие делаете на земле» 1565 . И Господь, укоряя человекоугодников, говорит: «Всё же делают, чтобы видели их люди» 1566 , а потому заповедует, говоря: «Смотрите 1567 , не творите милостыни вашей пред людьми, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» 1568 , – то есть: стремитесь искать и домогаться похвалы и славы за добрые поступки не от людей, но от единого 1569 Бога, у Которого как слава истинна и вечна, так и бесчестие вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Соединяя в одно целое все то, что Тертуллиан пересадил с Востока на западную почву и что добыл сам в продолжительной борьбе, мы получим ту стройную догматическую систему Тертуллиана , которая отличается полнотою, отчетливостью и округленностью, незамеченными даже у Св. Иринея, систему, в которой христианство рассмотрено полнее, представлено рельефнее, чем у других церковных писателей, даже на несколько времени вперед. Система его имеет важное значение для истории догматов, но еще более – для самого изложения их. В ней христианские истины формулированы так ясно и в такой форме, что «в изумлении часто забываешься, что пред глазами у тебя писатель начала III века, – так привычно звучат высказываемые им мысли в самых простых словах относительно трудных вопросов догматики» 1548 , не раз после него затрагиваемых в богословской литературе; особенно ясно изложено и полно раскрыто у него учение о Св. Троице 1549 . Представим теперь в возможно сжатом виде догматические положения, вылившиеся из-под пера Тертуллиана , положения, которые легли в основу его религиозно-нравственных убеждений. Бог един. Признания этой истины требует Библия , здравый разум и голос совести каждого человека. Он для вас даже и не существует, если не один 1550 . Бог один в том смысле, что рядом, вместе с Ним и вне Его не было ничего Ему равного 1551 , – все уже после Него 1552 . Бог выше всяких сравнений, Ему одному принадлежит верховное могущество и властительство 1553 . Единый Бог всесовершен, стоит вне всяких временных и пространственных условий, беспределен, всюду присутствует своею силою и могуществом 1554 , существо высочайшее по существу, свойствам и могуществу 1555 , Бог истинный, живой 1556 . Он вечен, не рожден и не сотворен, безначален и бесконечен 1557 , неизменяем, свободен в своих действиях, неограничен необходимостью 1558 . Он есть верховный разум, бесконечная благость, правда, истина и святость 1559 . Бог дух, невидимый, неосязаемый 1560 , тем не менее, Он имеет тело sui generis 1561 , потому что без тела ничто не может существовать, иметь реального бытия 1562 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Люди боялись, что огонь из этого облака уничтожит город, однако Господь внял их молитвам и помиловал нечастных, прекратив бедствие. Позднее они узнали, что землетрясение было и в иных городах, а турецкий город Солониха (Салоники.– С. Ш.) полностью уничтожен. А. И. Соболевский, считал этот текст переводом с печатного летучего листа и даже приводил возможный источник. Казакова доказала, что указанный Соболевским в качестве оригинала документ рассказывал о том же событии, но для русского текста оригиналом он не является. Исследовательница предположила, что кто-то из новгородских купцов в Колывани записал этот рассказ у очевидцев землетрясения. К сожалению, данное предположение невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку вполне вероятно, что протограф этого рассказа просто не сохранился или пока не найден. Им вполне мог стать летучий листок, составленный в Таллинне. О. Л. Новикова связывает распространение сочинения в русской книжности с деятельностью Новгородского архиепископа Феодосия (занимал кафедру в 1542–1551 гг.). Его стараниями сочинение попало в Новгородскую вторую и Воскресенский список Софийской второй летописи (в последней рукописи оно находилось среди дополнительных статей). Покинув архиерейскую кафедру, Феодосий поселился в Иосифо-Волоколамском монастыре. Вместе с ним появилась в обители и рукопись памятника, с которой сняты копии для сборников Нифонта Кормилицына (ум. ок. 1561 г.) и Вассиана Кошки (ум. 1568 г.). Учитывая как время архиерейства Феодосия, так и датировку рукописей, с уверенностью можно сказать, что в Россию новость попала непосредственно по следам события. В сборнике Нифонта Кормилицына рассказу о землетрясении 1542 г. предшествует «Сказание о трясении Цареградском» в 1509 г. (полное заглавие «В лето 7018 месяца декабря индикта 13, что сталося Божиа звод и пущение в Цариграде, по греческому, в Константинополе. Поведал государю его милости королю полскому, а великому князю Литовскому Жигимонту наперце его о турцех тако») Оно было опубликовано в недавней работе А.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346335/

1551 Cp, напр., Vita S. Onuphrii Eremitae. col. 2I6D-217A: ....Mirans in sermonibus •et actibus ac laboribus illius (t. e. beati viri Onuphrii), dixi: Pater benigne, die Dominico vel Sabbato communionem perdpiebas ab aliquo? A ille respondens, ait: Omni die Dominico vel Sabbato angelum Domini paratum invenio, sacrosanctum corpus et sanguinem Domini nostri lesu Christi secuin deferentem: de cujus manu mihi pretiosissima donantur munera, vitaeque meae salus perpetua. Verum etiam omnes qui vitam spiritualem ducunt in eremo monachi tali participantur gaudio. 1561 Григорий Б. Or. XII (Ad patrem), сар. ΙV, Т. XXXV, col. 848В:... κρεσσον γρ εναι και πλεον, σπερ φυτο παραδεισον, κα στρος ενς ουρανν ολον σν τος εαυτο κλλεαι, και μεους σμα, οτω και θε κατορθοντος ενς ολην κκλησαν κατητισμνην. 1564 Симеон Н. Богосл. Or. XXIV, Т. СХХ, col. 436А: Ecclesia, seu conventus et congregatio monachorum corpus quoddam est, ut audis ex Paulo de Christianorum Ecclesia, et ejus caput praepositus. Jam quemadmodum caetera corporis membra singula seorsum suam propriam funtionem liabent, ut pes ambulandi, manus tmendi et operandi, caput autem totius instar est, utpote in quo omnes seiisus, et mens, et ratio liabitant; sic et in monasterio fratres non omnes omnia, sed alius aliud quiddam efficere, et in hoc vel illo ministrare consuevit. 1567 Pratnm spirituale, сар. CCXIII, col. 237АВ:... а sanctis Patribus, et а beatissimis martyribus ab initio fidei usque hodie fiunt mirabilia in sancta catholica et apostolica Ecclesia. 1573 Об этом мы подробно и, по мере возможности, обстоятельно говорим при разборе касающихся того же предмета суждений Ф. Ф. Гусева. См. особ. стр. 87 и след. 1580 Григорий Б. Ог. XXI, сар. XIX, col. 1104А, Т. XXXV: Oi μν τν πντη μοναδικν τε κα μικτον διαθλοντες, βον, εαυτος μνοις προσλαλοντε; κα τω Θεω, κα τοτο μονον κσμον ειδτες, σον ν τ ρημα γνωρζουσιν οι δ νμοι αγπη; τη κοινωνα στργοντες, ερημικο τε ομο και μιγδες, τος μεν λλοις τεθνηκτες νθρωποι; και πργμαβιν, αλλλοι; οε κσμος οντε;, και τ παραθσει την αρετν θγοντε;.... οτω και τον ερημικν ξον τω κοινωνικω καταλλττει.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

В 1551 году в Успенском соборе Московского Кремля появилось царское моленное место ( " Мономахов трон " ), стенки которого были украшены 12 барельефами, иллюстрирующими Сказание о князьях Владимирских. В первой композиции Владимир Всеволодович показан сидящим на троне в парадных княжеских одеждах и в высокой шапке с навершием, сходной по форме с венцом императора Константина Мономаха на другом барельефе этого трона. Во второй композиции Владимир представлен верхом на коне, в платье, ферязи и княжеской шапке. В 11-й - он с непокрытой головой встречает присланные императором дары. В последней композиции митрополит Неофит венчает Владимира Мономаха на царство венцом в виде высокой шапки с навершием. Князь изображен в парадном царском платье, на груди крест на толстой цепи, в руке принятый от митрополита жезл-посох. В 1561 году была выполнена роспись Золотой палаты, парадной залы русских государей, на стенах которой также были воспроизведены иллюстрации к " Сказанию " . Иконография цикла была близка рельефам трона. Согласно описанию, Владимир Всеволодович был изображен: восседающим на троне в палатах, выступающим в поход (в отличие от рельефной композиции был изображен в доспехах) и венчающимся на царство. Парадное изображение его помещалось на стене, " что от Благовещения Пресвятыя Богородицы. " Он представлен был сидящим " под золотым царским местом " в полном императорском облачении: " В правой руке держит скипетр, на главе венец царский... на плещах диадима и крест на персях с чепью златой. " Рядом с нем был написан образ императора Константина Мономаха . Сходство их иконографий (одежды, регалии) подчеркивало " равночестность " русского князя и ромейского василевса. Портрет Владимира Всеволодовича, поясной в медальоне, был расположен на стене, обращенной к Красному крыльцу; он был представлен в ряду других великих князей, сродников первого русского царя, чьи изображения также были заключены в медальоны. Еще один цикл иллюстраций " Сказания " был создан для Лицевого летописного свода . Изображения Владимира Мономаха присутствуют и на других миниатюрах Лицевого летописного свода, где описаны события времени его княжения . Он представлен либо как правитель в парадной княжеской одежде, либо как военачальник - на коне в доспехах. В обоих случаях его голову венчает круглая княжеская шапка цвета светлой охры с рисунком, имитирующим 2 нашивки, расходящиеся под углом от центра очелья - в таких головных уборах написаны все князья. У него седые курчавые волосы и длинная седая курчавая же борода, раздваивающаяся на конце. Лишь на первых 2 миниатюрах со сценами въезда князя в Киев и его вокняжения он изображен с темными волосами и темной короткой бородой.

http://drevo-info.ru/articles/22539.html

Изменения религ. политики при Марии Тюдор и при Елизавете I не сопровождались в И. широкомасштабными репрессиями по отношению к представителям церковной иерархии: среди епископов принести клятву верности новой королеве отказались Уильям Уолш, еп. Мита, и Томас Леверус, еп. Килдэра. Однако и те прелаты, которые присягнули королеве, не всегда придерживались установленного англикан. порядка богослужения. Лимерикский еп. Хью Лейси во время посещения графства наместником Генри Сиднеем (1565-1567) отслужил традиц. католич. мессу (был смещен с кафедры в 1571). На более низких ступенях церковной иерархии идеи Реформации не получили поддержки: как правило, даже там в И., где епископы являлись сторонниками религ. преобразований, их контроль над духовенством был сильно ограничен. Кроме того, в большинстве случаев священников в приходские церкви назначали не епископы, а представители местной знати. По причине языковой и культурной обособленности ирландцев и относительной независимости ирландских графств за пределами обл. Пейл влияние Реформации на гэльское население в И. оказалось незначительным. В Коннахте управление 6 диоцезами было сосредоточено в руках Кристофера Бодкина, еп. Килмакдуа (1533-1572) и архиеп. Туама (с 1536), и Роланда Бёрка, еп. Клонферта (1534-1580) и Элфина (с 1551), которые были ставленниками влиятельных семейств Бёрк из Кланрикарда и Мак-Уильям Бёрк. Добиваясь признания как Папского престола, так и англ. администрации, прелаты стремились не допустить в Коннахт др. епископов, назначенных папой или королем. В 1555 г. комиссия под рук. кард. Реджинальда Поля освободила обоих прелатов от обвинения в протестант. ереси, однако после вступления на престол кор. Елизаветы I епископы присягнули ей на верность. В 1561 г. папский посланник Дейвид Вулф рекомендовал Римской курии простить обоих прелатов, к-рые формально считались протестантами, но сохраняли верность католицизму. Отчеты, составленные ок. 1565 г. архиеп. К. Бодкином и еп. Р. Бёрком для англ. администрации, содержат сведения о диоцезах Туам, Килмакдуа и Клонферт.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Существуют три документа, прямо или косвенно подтверждающие эту гипотезу. Первый — Расходная ведомость Иосифо-Волоколамского монастыря за 1547— 1561 гг., куда монастырский казначей заносил выплату жалованных денег мона­стырским работникам и слугам и куда с 1549 г. он стал записывать ругу сельским церковнослужителям. В ней по прошествии двух лет после начала ружных записей мы впервые встречаем сразу две расписки «Черленковского игумена Гаврилы», взяв­шего ругу за 1551—1552 и за «прошлый» 1550—1551 гг. Особый характер записей позволяет сделать предположение, что игу­мен Гаврила брал ругу у казначея в пер­вый раз. В дальнейшем «черленковскому игумену» деньги выдавались в 1554, 1555, 1556 и 1557 гг. — уже без расписки, а в 1560 г. (данные за 1561 г. утрачены) ругу получил «черленковский поп Игнатей». Упоминание в документах игумена, да еще вместе с сослужащим ему попом, оз­начает, что все эти годы в Черленкове был монастырь, причем не ниже степенью, чем два «ближних» Иосифо-Волоколамских монастыря — Спировский и Богорадный, где в это время также служили поп с игуменом. Попа Игнатия мы встречаем еще раз в поздних приписках к Описи ризницы и книгохранительницы Иосифо-Волоколам-ского монастыря 1545 г., где под 1560—1561 гг. записан вклад «Игнатия игумена черленковского». Наконец, третьим доку­ментом является ранее упомянутая жало­ванная меновая грамота, из которой сле­дует, что в 1562 г. при Никольской церкви в Черленкове было 12 келий. Грамота не говорит, чьи это были кельи — иноков или живших на подаяние нищих (в Древней Руси нищие жили при приходских церквах в своих кельях «монастырями» или артелями), однако в свете приведенных фактов ясно, что это были иноческие кельи. Таким образом, с 1550—1551 по 1562 г., год царской промены (о чем ниже), в Черленкове существовал приписной к Иосифо-Волоколамскому монастырек, или малая пустыня, с каменной Никольской цер­ковью. К сожалению, уточнить год по­стройки последней по источникам не пред­ставляется возможным, но вполне вероят­но, что год учреждения монастыря совпа­дает с годом постройки каменного храма.

http://sobory.ru/article/?object=01068

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010