Храм Троицы Живоначальной в Останкино (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Троицы Живоначальной в Останкине — памятник старорусского культового зодчества конца XVII века, одна из кульминационных точек в развитии московского узорочья. Храм входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино». Здание храма отнесено к категории объектов культурного наследия федерального значения. Содержание История [ править править код ] Вот уже более трехсот лет прошло с того момента, когда патриарх Московский и всея России Иоаким благословил князя Михаила Черкасского (тогдашнего владельца села Останкино) на строительство новой каменной церкви, взамен старой деревянной, стоявшей в его селе и освященной в честь Троицы Живоначальной. В новом храме князь собирался добавить два придела во имя Пресвятой Богородицы иконы Тихвинской и Св. Прп. Александра Свирского . Церковь князь Черкасский просил разрешить строить на новом месте, потому как на старом месте в прошлых годах прошло моровое поветрие, и было множество захоронений. Челобитная о строительстве каменного храма была подана князем в сентябре 7186 г. с сотворения мира (1678 г. от Р.Х.). Село Останкино (Осташково на Суходоле) известно по письменным источникам с 1548 года, после Смутного времени это село стало вотчиной князя Ивана Борисовича Черкасского. Из письменных документов следует, что в 1617 году здесь была церковь во имя Живоначальной Троицы, пашни, пруд, мельница, слободка Бояркина, двор боярский, речка Копытенка (которая после 1920 г. была заключена в трубу, и теперь над ней завод «Калибр» и Звездный бульвар). Церковный штат был небольшим: священник, дьячок для прислуживания в алтаре, и пономарь, он так же был звонарем и мог заменять дьячка, просвирница. В 1625-1627 годах была построена новая деревянная церковь. Имение перешло во владение князя Якова Кудентовича Черкасского, а после его смерти селом стал владеть князь Михаил Яковлевич Черкасский, который и решил построить взамен старой, обветшавшей деревянной церкви, новую, каменную.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Троицы_Жи...

Полем Азаром). 14 1517: бунт Лютера, сжигающего Буллу Папы Римского в Виттенберге; 1717: основание Большой Ложи в Лондоне. 15 Включая даже коммунистические страны, ибо коммунистическая партия есть самое настоящее масонское общество, единственное отличие которого в том, что он действует вполне легально и публично. 26 Cardinal Pie, évêque de Poitiers. Œuvres. T. II. P. 380–381; цит. в кн.: Jean Ousset. Pour qu’il règne. P. 117. 28 P. Thêotime de Saint-Just. La Royauté sociale de N. S. Jésus-Christ, d’apres le cardinal Pie. Paris: Bauchesne, 1925. 2 éd. P. 117–121. 29 Реставрация обозначает восстановление монархии Людовиком XVIII после Великой Французской революции и Первой империи. К несчастью, эта Реставрация установила либеральную норму свободы вероисповедания. 31 Mgr Gaume. La Révolution, Recherches historiques. Lille: Secretarial Société Saint Paul, 1877. T. I. P. 18. Цит. в кн.: Jean Oussei. Pour qu’il règne. P. 122. 32 Пастырское письмо епископов Эквадора к прихожанам их епархий (15 июля 1885). Цит. в кн.: Don Sarda у Salvany. Le libéralisme est un péché. P. 257–258. 34 Мы цитируем перевод, сделанный с латинского текста П. Лс Флоком в кн.: P. Le Flocfi. Le cardinal Billot lumière de la théologie. P. 44. 44 Франсиско Суарес (1548–1617) выражает этот дух в такой формуле: «homo continent libertatem suam» – «человек – хозяин своей свободы», – в том смысле, что свобода предшествует закону (François Suarez S. J. De bon. et mal. hum. act. Disp. XII, sect. V. P. 448; цит. в: DTC XIII, 473). Авторы, верные духу томизма, как, например, Лeb XIII , не признавали этого разделения двух строго соотносящихся друг с другом реалий. 51 «Свободное выражение мыслей и мнений является одним из ценнейших прав человека; каждый гражданин может свободно говорить, писать, публиковать свои суждения, исключая случаи злоупотребления этой свободой, оговоренные законом». 52 Послание «Quod aliquantulum» от 10 марта 1791 к епископам Национального собрания Франции. Ст. 3. 55 Тот факт, что епископы-левые проводят социалистическую или коммунистическую политику, вовсе не является поводом для отказа Церкви от политической деятельности как таковой! Церковь обладает властью, несомненно, косвенной, но реальной властью в светском мире и жизни града.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

Новгородские архиепископы со своей стороны старались возможными для них мерами распространять и поддерживать православие среди населения этого края. Так в 1534 г. от 25-го Марта была послана в Водьскую пятину грамота архиепископа Макария с священником Илиею и двумя боярскими детьми Васюком Палицыным и Ивашкой Отманаевым, в которой жители ее увещевались хранить чистоту христианской жизни, – бросить «арбуев» и идолопоклонство, крестить детей у православных священников, ходить в церковь исповедываться, жить не блудно, соблюдать посты (Петровский, среду и пятницу) и проч. Почти дословно с такою же грамотою и такими же целями истребления языческих мольбищ и других предметов суеверия был посылаем в Водьскую пятину Софийского собора священник Никифор с двумя детьми боярскими – Федчей Прокофьевым и Сенкой Мартьяновым – архиепископом Новгородским Феодосием в 1548 году 8 июня. Тот же Феодосий в 1543 г. 15 Января посылал к тамошним игуменам и попам грамоту об отправлении в установленное время молебнов и крестных ходов 171 . Царь Иван 4-й потерял было Балтийское прибрежье, но в 1591 году часть Корелии отнята у Шведов и восстановлено православие: города Ямь, Копорье и Иван–город «очищались от еллинских богомерских гнусов». Чрез четыре года, когда была отнята остальная часть Корелии, сюда были посланы из Москвы бояре, которые по повелению царя «разоряли языческие капища, сокрушали идолы, воздвигали святые церкви и пречистые великия обители устроили». Для больших успехов православия в 1598 г. при Борисе Годунове была учреждена даже особая Корельская архиерейская кафедра 172 . Но при появлении самозванцев этому краю пришлось не только потерпеть сильный ущерб благосостоянию, но и на долго быть отторгнутым от России (Корельская кафедра закрылась 1611). Царь Михаил Феодорович по Столбовскому договору 1617 года был вынужден уступить Швеции большую часть Водьской пятины с крепостями: Ивангородом, Ямбургом, Копорьем, Орешком и Кексгольмом. Относительно туземных христиан тогда было постановлено, как уже упомянуто выше, чтобы священники и пашенные люди остались на своих местах; а в дальнейших переговорах Шведское правительство соглашалось чрез посольство (Густава Стенбука с товарищами), «чтобы Михаил Феодорович, всея Русии Самодержец, велел поволити из городов, которые преж того были Российского царствия, а ныне для христианского покою поступлены в вельможного государя Свейского сторону из Иван-города, и из Корелы, и из Орешка, и из Копорья, и из Ямы-города, и тех городов из уездов православные веры греческого закона игуменом, и попом, и дьяконом для поставленья и благословенья приезжати к Новгородскому митрополиту, а митрополиту их приимати и благословляти и разрешати в духовных делех по прежнему»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( Платон Городецкий , викарий Рижский, управ. 1849–1856. Еп.). Псковские и Порховские (с 1850 г.): Евгений Баженов 1856–1862. Феогност Лебедев I 1862–1869. Епископы: Павел Доброхотов 1869–1882. Нафанаил Соборов 1882–1885. Гермоген Добронравин 1885–1893. Антонин Державин 1893–1902. Сергий Лапин 1902–1903. Арсений Стадницкий 1903–1910. Архп. с 1907. Алексий Молчанов 1910. Рижская, учр. в 1850 г. 43 Кафедра в Риге Епископы Рижские и Митавские: Платон Городецкий 1848–1867. Архп. с 1850. Вениамин Карелин 1870–1874. Серафим Протопопов 1874–1877. Филарет Филаретов 1877–1882. Донат Бабинский-Соколов 1882–1887. Арсений Брянцев 1887–1897. Архп. с 1893. Агафангел Преображенский 1897–1910. Архп. с 1904. Иоанн Смирнов 1910. Рязанская 44 Кафедра в Рязани (с 1291 г.) Епископы Муромские и Рязанские: Арсений 1198–1213. Евфросин I 1223–1237. Филипп. Евфимий. Иосиф I 1284–1285. Рязанские и Муромские: Св. Василий I 1286–1295. Стефан; упом. 1303. Митрофан. Савва; упом. 1304. Григорий; упом. 1325. Феодул. Михаил. Кирилл 1334; упом. 1343. Иосиф II; упом. 1340. Георгий; упом. 1340. Василий II 1356–1360. Афанасий 1360–1376. Вассиан 1376. Феоктист 1385–1387. Феогност I 138S 1389. Иеремия (грек) 1389–1392. Феогност II 1393–1401. Евфросин II; хирот. 1407; упом. 1410. Сергий Азаков 1423. Св. Иона Одноушев 1431–1443. Евфросин Звенец 1448–1401. Давид 1462–1471. Феодосий 1471–1481. Епископы Рязанские и Муромские: Симеон 1481–1496. Протасий 1497–1516. Сергий I 1517–1521. Иона 1522–1547 . Михаил II 1548–1551. Кассиан 1551–1554. Гурий Лужецкий 1554–1562. Филофей 1562–1569. Сергий II 1569–1572. Феодосий Вятко 1573. Леонид Протасьев 1573–1334. Архиепископы Рязанские и Муромские: Митрофан 1584–1598. Еп. до 1589. Варлаам 1598–1601. Игнатий (грек) 1602–1665. Феодорит 1605–1617. Иосиф III 1619–16211. Антоний 1621–1637. Моисей 1638– 1651. Мисаил 1651–1655. Митрополиты Рязанские и Муромские: Иларион 1657–1674. Архп. до 1669. Иосиф IV 1674–1681. Павел Моравский 1681–1686. Авраамий 1687–1700. Стефан Яворский 1700–1722.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Однако реформационные соборы XV в. Пизанский 1409 г., Констанцский (1414–1 1418) и Базельский (1431–1443) не привели к желанным результатам, и папство своей более умелой политикой успело ослабить силу и значение постановлений этих. соборов рядом конкордатов, в свою пользу заключенных с Францией в 1516 г. между Львом X и Франциском I 134 , с Германскими князьми 5 феврали 1447 г. и с Фридрихом III Императором Германским 17 февраля 1448 г. Впоследствии, вызванный религиозной Реформацией в Германии Тридентский собор (1545–1563) и Контрреформация конца XVI в. значительно возвысили престиж папства, но его политическое положение уже резко изменилось в пользу суверенитета государства, формулированного политической литературой, начиная с Бодена 135 . Чтобы как-нибудь сохранить приоритет папы и согласовать его с государством нового типа столпы католицизма иезуиты Беллярмин (1541–1621) 136 и Суарец (1548–1617) 137 средневековое учение о potestas directa папы над мирскими делами видоизменили в potestas indirecta, по которой папы, не обладая светской властью, имеют все-таки право надзора и исправления относительно мер правительства, препятствующих религии и Церкви. Таким образом надеялись практически сохранить супериоритет папства и его законодательства, а именно удержать принуждение в делах веры, судебную и податную привилегии духовенства, преобладающее значение церковного права и возможность аннулирования папой светских законов. Однако усиление значения государства неизменно продолжалось повсюду, не смотря на новые теоретические пути и искуссную политику Рима. Папству суждено было окончательно утратить господство над temporalia, мирскими делами, и его движущую силу, ius canonicum, достигшее вершины своего развития при Бенедикте XIV 138 , превратить из духовного мирового права в право католической Церкви – ius ecclesiasticum catholicum. Однако каноническое право 139 не только лишилось своего значения в нормировании светской, общественной и государственной жизни, но происшедшими переменами было значительно ограничено в своем действии, даже и в церковной сфере.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Село Останкино с деревнею Марьиной в 1642 г. принадлежало князю Якову Куденетовичу Черкасскому; в 1667 г. – его сыну князю Михаилу, в 1719 г. – внуку князю Алексею Михайловичу Черкасскому, а от сего последнего перешло в род графов Шереметевых. В 1704 г. в селе находились: двор боярский и дворы: приказчика, конюшенный и 62 двора задворных, поваровых, служних, конюховых и садовниковых людей, в них 120 человек, и 20 дворов солдатских, в них 24 человека. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г. В 2019-2018 г.г. реставрационные работы финансировались по Программе предоставления субсидий из бюджета г. Москвы. В 2019 г. реставрировался храм: производилась реставрация фасадов, включая отдельные живописные участки, белокаменный декор и цоколь; ремонт кровли и водосточной системы, глав и завершений; воссоздание дверей и окон; реставрация ворот. В 2018 г. реставрировалась колокольня: был выполнен ремонт конструкций и окрытия крыши, воссоздание металлических ворот и ставень, реставрация белокаменного цоколя и ступеней, устройство отмостки. Вот уже более трехсот лет прошло с тех пор, как Патриарх Московский и всея России Иоаким благословил князя Михаила Черкасского, прежнего владельца села Останкино, на строительство каменной церкви взамен старой деревянной, стоявшей в селе и освященной в честь Троицы Живоначальной. Новый храм князь Черкасский просил позволения строить на новом месте, потому как на старом было множество захоронений после морового поветрия. Челобитная о строительстве каменного храма была подана князем в сентябре в 1678 г. Село Останкино (Осташково на Суходоле) известно по письменным источникам с 1548 года, после Смутного времени это село стало вотчиной князя Ивана Борисовича Черкасского. Из письменных документов следует, что в 1617 году здесь была церковь во имя Живоначальной Троицы, пашни, пруд, мельница, слободка Бояркина, двор боярский, речка Копытенка (которая после 1920 г. была заключена в трубу, и теперь над ней завод «Калибр» и Звездный бульвар). Церковный штат был небольшим: священник, дьячок для прислуживания в алтаре, и пономарь, он так же был звонарем и мог заменять дьячка, просвирница.

http://sobory.ru/article/?object=03622

С 1511 по 1523 г. в монастырском скриптории работал каллиграф иером. Феодосий, известный как прп. Феофил Мироточивый († 1548). Побуждаемый игум. Дионисием, он оставил в б-ке И. м. ряд переписанных им манускриптов. Во 2-й четв. XVI в. (ранее 1535-1544) в И. м. жил Пахомий Русанос. Ранее 1540 г. в иверскую братию был принят Феофан Элеавулкос, великий ритор К-польской Патриархии, к-рый оставил в мон-ре свои книги. Во 2-й пол. XVI в. в И. м. жил ученый монах и дидаскал Симеон Кавасила (упом. в 1588-1605). XVII в. В 1600 г. в И. м. было 300 насельников (Γεδεν. 1906. Σ. 15), а в кон. XVII в.- 400 (Μαμαλκης. 1971. Σ. 273). В 1604 г., при игум. Гаврииле Афинянине, вернувшемся из Грузии, в мон-ре были построены кельи и ц. Всех святых на средства груз. христиан и Космы, митр. Фессалоникийского (Γεδεν. 1885. Σ. 176; Idem. 1906. Σ. 15; Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 84). Господарь Раду Шербан предоставил обители право на ежегодное получение пожертвования в 15 тыс. аспров и 500 аспров на расходы представителям братии, ездившим ко двору господаря (грамота 1605 г.). В 1610 г. на пожертвования Ангела Какавы (возможно, Ка(н)кавы - представителя рода из Зап. Грузии) построили новую больницу и ц. свт. Модеста (Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 84). В 1617-1619 гг. на работы по водоснабжению И. м. потратил полученные из Грузии 6 тыс. аспров (Γεδεν. 1885. Σ. 177; Idem. 1906. Σ. 16; Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 85). В 1619 г. в монастыре был сооружен колодец на средства некоего грузина по имени Сермазан (видимо, Шермазан) и постельника валашских, а затем молдавских господарей Николая, отождествляемого П. Нэстурелом с греком Николаем Катарги (Nsturel. 1986. P. 114). В 1620 г., при игум. Афанасии Афинянине, были построены навесы над винодавильней и воздвигнуты кельи при ц. первомч. Стефана (Γεδεν. 1885. Σ. 177). В 1622-1626 гг. на деньги бывш. митр. Элассонского Галактиона был построен корабль, а также на берегу моря башня, корабельная пристань и амбар для хранения пшеницы. При башне на средства, полученные из Валахии, была воздвигнута ц. во имя Трех отроков Вавилонских и прор. Даниила (Idem. Σ. 177-178).

http://isihazm.ru/1/?id=748

мориски покинули страну. Ок. 80 тыс. оставшихся морисков переселили из Гранады в Кастилию. В условиях османской угрозы враждебное отношение к морискам нарастало, и в соответствии с указом кор. Филиппа III в 1609-1614 гг. они были изгнаны из И. Эта мера имела тяжелые демографические и экономические последствия, особенно в Валенсии, где мориски составляли до 1/4 населения. Страна потеряла ок. 300 тыс. земледельцев и ремесленников. Инквизиция широко преследовала конверсо, к-рых дискриминировали статуты «чистоты крови». В Новое время «чистота крови» стала в И. важным фактором социальной стратификации, провоцируя в обществе конфликты. Контрреформация в И. не сводилась к преследованиям инакомыслящих. Католич. Церковь противопоставила протестант. Реформации широкую программу действий. Важнейшая роль в ней принадлежала представителям направления т. н. второй схоластики, сформировавшегося в XVI в. в испан. ун-тах. Доминиканцы Франсиско де Витория, Доминго де Сото, Мельчор Кано, Бартоломе де Медина (1527-1581), Доминго Баньес (1528-1604), иезуит Луис де Молина (1535-1600) и др. представители этого направления рассматривали теологические основания гос-ва, международного права, межконфессиональных отношений, экономики, морали. Стремясь к положительному раскрытию догматов и оставаясь в рамках католич. вероучения и доктрины томизма, они учитывали происшедшие в мире изменения: географические открытия и экспансию европейцев в Новый Свет, развитие ренессансного гуманизма и естественнонаучных знаний, религ. конфликты и рыночные отношения. С сер. XVI в. иезуиты во многом определяли идеи богословия второй схоластики; к Обществу Иисуса принадлежал Франсиско Суарес (1548-1617), переосмысливший в новых условиях метафизику Аристотеля и учение Фомы Аквинского. В трактате «О законах и Господе Законодателе» (Tractatus de legibus ac Deo legislatore; 1612) Суарес впервые представил учение о гос-ве в границах философии права. Он внес значительный вклад в осмысление проблем войны и мира, размышлял о народном суверенитете и о сопротивлении тирании.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Стефан Калиновский, еп. 1739–1745 Симон Тодорский 1745–1754 с 1748 года архиепископ Епископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1758–1761 Гедеон Криновский 1761–1763 Псковские и Рижские: 63 Иннокентий Нечаев 1763–1798 с 1770 года архиепископ Архиепископы Псковские, Лифляндские и Курляндские: 64 Ириней Клементьевский 1798–1814 Мефодий Смирнов 1814–1815 Евгений Болоховитинов 1816–1822 Евгений Казанцев 1822–1825 Мефодий Пишнячевский 1825–1834 Псковские и Лифляндские: 65 Нафанаил Павловский 1834–1849 с 1836 года архиепископ Платон Городецкий , викарий Рижский 1849–1856 Псковские и Порховские: 66 Евгений Баженов 1856–1862 Феогност Лебедев 1862–1869 Епископы: Павел Доброхотов 1869–1882 Нафанаил Соборов 1882–1885 Гермоген Добронравин 1885–1893 Антонин Державин 1893 Углицкое викариатство Учреждено в 1888 году. Епископы (в Ростове): Амфилохий Сергиевский-Казанский 1888–1893 Никон Богоявленский 1893 Рязанская Учреждена в 1198 году. 69   Епископы Муромские и Рязанские: Арсений 1198–1213 Евфросин I 1223–1237 Филипп Евфимий Иосиф I 1284–1285 Рязанские и Муромские: Василий I, сятой 1286–1292 Стефан. упом.1303 Митрофан Савва упом.1304 Григорий упом.1325 Феодул Михаил Кирилл 1334–1343 Иосиф II упом. 1340 Георгий упом.1340 Василий II 1356–1360 Афанасий 1360–1376 Вассиан 1376 Феоктист 1385–1387 Феогност I 1388–1389 Иеремия, грек 1389–1392 Феогност II 1393–1404 Евфросин II упом. 1410 Сергий Азаков 1423 Иона Одноушев, святой 1431–1448 Евфросин Звенец 1448–1461 Давид 1462–1471 Феодосий 1471–1481 Епископы Рязанские и Муромские: Симеон 1481–1496 Протасий 1497–1516 Сергий I 1517–1521 Иона 1522–1547 Михаил II 1548–1551 Кассиан 1551–1554 Гурий Лужецкий 1554–1562 Филофей 1562–1569 Сергий II 1569–1572 Феодосий Вятко 1573 Леонид Протасьев 1573–1584 Архиепископы Рязанские и Муромские: Митрофан 1584–1598 до 1589 года епископ Варлаам 1598–1601 Игнатий, грек 1602–1605 Феодорит 1605–1617 Иосиф III 1619–1620 Антоний 1621–1637 Моисей 1638–1651 Мисаил 1651–1655 Митрополиты Рязанские и Муромские: Иларион 1657–1674

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

611  Рибера или Рибейра (родился в Старой Кастилии в 1537 году; † в 1591 году), иезуит, профессор в Саламанке и один из учёнейших богословов своего времени, написал, кроме многих других сочинение, толкования на некоторые книги Священного Писания и в частности на Апокалипсис. Толкование на Апокалипсис вышло в свет в год смерти Риберы, а вторым изданием в 1623 г. 628  От этого, знаменитого, Свареца нужно отличать других Сварецов: второго Франциска Свареца, Иоанна Свареца, Лаврентия Свареца, Иакова Свареца и Иосифа Мария Свареца. Франциск Сварец, о котором у нас речь родился в Гранаде в 1548 году, † в 1617 году в Лиссабоне. Будучи Иезуитом по ордену, он профессорствовал в нескольких Испанских университетах и в Риме. Это один из знаменитых схоластических богословов-догматистов, но он славен и как философ. В Испании он популярен и до настоящего времени. Полное собрание его сочинений издано в Венеции в 1740–1757 гг. в 23 томах in folio и кроме того после был издан ещё дополнительный том. 629  Епископ, которому эта книга была представлена для одобрения, назвал автора вторым Августином. Но, по определению Парижского суда, она была сожжена палачом в 1614 г. за то, что автор приписал папе право употреблять принудительную силу против светских князей. 634  Сварец в пользу своего мнения приводит следующие слова Лактанция : „Нам нужно просить и молить Бога небесного.., чтобы не скорее, чем мы думаем,. пришёл тот проклятый мучитель, который совершит такое беззаконие и уничтожит это светило (разумеется Римская империя), с погибелью которого падёт сам мир”. (Divinarum Institutionum liber VII, cap 25, pag. 63). А Малвенда в подтверждение своего мнения ссылается на другие слова Лактанция из 15 главы той же 7 книги „Божественных наставлений”. Слова эти приведены в нашей книге раньше, см. абзац сноски 635  Мнение о Римской империи не Златоуста, а приводимое и одобряемое Златоустом, изложено в нашей книге см. абзац сноски и далее, а согласные с ним мнения Феофилакта и Экумения – абзац ниже сноски и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010