Характерно, что Кодекс включает в себя все акты, регулирующие жизнь члена Римско-Католической Церкви, лишь бы они соответствовали указанным выше критериям (принявшие их органы и источник нормы). Так, к канонам отнесены акты, регулирующие брачно-семейные отношения, имущественные права, судебные процедуры и так далее. По мысли католиков, вследствие своего божественного происхождения каноны обладают признаком всеобщности и универсальности, то есть подлежат обязательному и повсеместному исполнению. Остальные правовые акты, включая конкордаты, государственные законы, касающиеся жизни Церкви и иные, то есть принятые органами государственной власти или при их деятельном участии, католики относят к области церковного права. В отличие от jusdivinum, это – «право человеческое», jushumanum. Его акты не обладают признаком всеобщности и универсальности и при всем своем авторитете могут быть изменены церковным законодателем 3 . Правда, Кодекс содержит специальную оговорку, что каноны считаются обязательными лишь для Латинской церкви (статья 1), вследствие чего возникает тень недоверия к заявленному качеству их божественного происхождения и, как следствие, всеобщности. Не разрешают сомнения 5 и 6 статьи Кодекса, прямо устанавливающие возможность отмены ранее действовавших канонов церковной властью или даже автоматического прекращения их действия в определенных случаях. Выходит, что божественная воля Создателя вполне может быть изменена или вообще отменена духовной иерархией, пусть даже это и Римский Папа, викарий Христа, как определено его титулатурой. И действительно, для католиков это истина, не требующая доказательств, но для Восточной (православной) церкви и протестантов – более чем сомнительная идея. Кроме того, возникают и другие обстоятельства, вступающие в противоречие с заявленной канонической системой. В частности, понятие jusdivinum у латинян имеет дуалистический характер: под ним понимается и божественное право как конкретный позитивный каноничный закон, и божественное естественное право как совокупность нравственных заповедей. В основе этой доктрины лежит формула Франсиско Суареса (1548–1617): «Jusdivinum, sivenaturale, sive positivum» («право божественное, или же естественное, или же позитивное»), получившая официальное признание в Римско-Католической Церкви 4 . К каким последствиям это приводит, мы увидим из ближайшего изложения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/bozhes...

неизвестно Феоктист, епископ рукоположен Феогност I, епископ рукоположен с 15.08.1388 Иеремия (грек), епископ рукоположен с 1389 по 1392 неизвестно Феогност II, епископ упоминается с 1393 по 1401 Евфросин, епископ упоминается с 1407 по 1410 неизвестно Сергий (Азаков), епископ рукоположен с 1423 (1410) Иона (Одноушев), епископ, свт. рукоположен с 1430 по 1431 избран митрополитом Киевским и всея Руси Евфросин (Звенец), епископ упоминается Давид, епископ рукоположен с 01.02.1462 до 1471 неизвестно Феодосий, епископ рукоположен с 08.12 1471 до 1481 неизвестно Симеон, епископ рукоположен с (августа) 1481 Протасий, епископ рукоположен с 18.12.1496 (26.02.1497) по 1515–1516 отказался от епархии; апрель 1520 Сергий, епископ рукоположен с 12.02.1517 по 1521 неизвестно Иона, епископ рукоположен с 23.03.1523 Михаил, епископ рукоположен с 22.04.1548 Кассиан, епископ рукоположен 21.10.1556 Гурий (Лужецкий), епископ рукоположен с 17.03.1554 Филофей, епископ рукоположен с осени 1562 (1563) до 1569 лишён сана; неизвестно Сергий, епископ упоминается с 1569 по 1572 неизвестно Феодосии (Вятка), епископ рукоположен с 1573 по 1574 неизвестно Леонид (Протасьев), епископ рукоположен с 1573 по 1586 (1584) отстранён; неизвестно Митрофан, епископ рукоположен, архиепископ с 1586; с мая 1589 июнь 1598 Варлаам, архиепископ упоминается в 1598, 1601 17.02.1601 Игнатий, архиепископ бывший архиепископ Кипрский с 1595 по 30.06.1605 патриарх Московский и всея Руси (самозванец) Феодорит, архиепископ, свт. рукоположен с августа 1605 10.09.1617 Иосиф III, архиепископ рукоположен с 10.01.1619 (1617) по 1622 (1620) неизвестно Антоний, архиепископ рукоположен с 05.05.1621 5.02.1637 Моисей, архиепископ рукоположен с 10.01.1638 15.02.1651 Мисаил, архиепископ, свт. рукоположен с 13.04.1651 19.04.1655 Иларион, архиепископ рукоположен в мае 1657 митрополит с 13.06.1669 по 28.05.1673 на покое; 4.06.1673 Иосиф IV, митрополит рукоположен с 09.08.1674 21.09.1681 Павел (Моравский), митрополит бывший архиепископ Суздальский и Юрьевский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

отказался от епархии; † апрель 1520 Сергий епископ, рукоположен с 12.02.1517 по 1521 † неизвест. Иона епископ, рукоположен с 23.03.1523 Михаил епископ, рукоположен с 22.04.1548 Кассиан епископ, рукоположен † 21.10.1556 Гурий (Лужецкий) епископ, рукоположен с 17.03.1554 Филофей епископ, рукоположен с осени 1562 (1563) до 1569 лишен сана; † неизвест. Сергий епископ, упоминается с 1569 по 1572 † неизвест. Феодосий (Вятка) епископ, рукоположен с 1573 по 1574 † неизвест. Леонид (Протасьев) епископ, рукоположен с 1573 по 1586 (1584) отстранен; † неизвест. Митрофан епископ, рукоположен, с 1586 архиепископ с мая 1589 † июнь 1598 Варлаам архиепископ, упоминается в 1598,1601 † 17.02.1601 Игнатий архиепископ, бывший архиеп. Кипрский с 1595 по 30.06.1605 патр. Московский и всея Руси (самозванец) Феодорит архиепископ, свят., рукоположен с августа 1605 † 10.09.1617 Иосиф III архиепископ, рукоположен с 10.01.1619 (1617) по 1622 (1620) † неизвест. Антоний архиепископ, рукоположен с 5.05.1621 † 5.02.1637 Моисей архиепископ, рукоположен с 10.01.1638 †15.02.1651 Мисаил архиепископ, свт., рукоположен с 13.04.1651 † 9.04.1655 Иларион архиепископ, рукоположен в мае 1657 митрополит с 13.06.1669 по 28.05.1673 на покое; † 4.06.1673 Иосиф IV митрополит, рукоположен с 9.08.1674 † 21.09.1681 Павел (Моравский) митрополит, бывший архиеп. Суздальский и Юрьевский с ноября 1681 † 5.09.1686 Авраамий митрополит, рукоположен с 9.01.1687 по март 1700 на покое; † 27.02.1708 Стефан (Яворский) митрополит, рукоположен с 7.04.1700 по 16.12.1701 местоблюститель патриаршего престола, с 1721 президент Святейшего Синода; † 27.11.1722 Сильвестр (Холмский) епископ, бывший еп. Тверской и Кашинский с 24.02.1723 по 25.07.1725 еп. Казанский и Свияжский Феофилакт (Лопатинский) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Нарвский и Изборский с 15.07.1726 по 1.10.1726 архиеп. Тверской и Кашинский Гавриил (Бужинский) епископ, рукоположен с 30.10.1726 на кафедре с 22.01.1727 † 27.04.1731 Лаврентий (Горка) епископ, бывший еп. Великоустюжский и Тотемский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

283 Cf. A. Michelé, «Incarnation,» in Dictionnaire de la Théologie Catholique, t. 7, col. 1495 ss. John Wessel, De causis Incarnationis, lib. 2, c. 7, quoted by G. Ullman, Die Reformatoren vor der Reformation, Bd. 2 (Gotha, 1866), s. 398 ff. On Naclantus see Westcott, op. cit., p. 312 ff. Andreas Osiander, An Filius Dei fuit incarnatus, si peccatum non intervenisset in mundum? Item de imagine Dei quid sit? Ex certis et evidentibus S. Scripturae testimoniis et non ex philosophicis et humanae rationis cogitationibus derompta explicatio (Monte Regia Prussiae, 1550); see I. A. Dorner, Entwicklungsgeschichte der Lehre von der Person Christi, 2 Aufl. (1853), Bd. 2, s. 438 ff. and 584; Otto Ritschl, Dogmengeschichte des Protestantismus, Bd. 2 (Leipzig, 1912), s. 462. Osiander was vigorously criticized by Calvin, Institutio, lib. 2, cap. 12, 4–7, ed. Tholuck, 1, s. 304–309. 284 See for instance the long discussion in «Dogmata Theologica» of L. Thomassin (1619–1695) in tomus 3, De Incarnatione Verbi Dei, 2, cap 5 to 11, ed. nova (Parisiis, 1866), pp. 189–249. Thomassin dismisses the Scotist theory as just a «hallucination,» contradicted openly by the evidence of Scripture and the teaching of the Fathers. He gives a long list of Patristic passages, mainly from St. Augustine. Bellarmin (1542–1621) dis­misses this idea in one phrase: «For if Adam had remained in that in­nocence wherein he had been created, doubtless the Son of God would not have suffered; He probably would not even have assumed human flesh, as even Calvin himself teaches»; De Christo, lib. 5, cap. 10, editio prima Romana (Romae, 1832), t. 1, p. 432. Petavius (1583–1652) was little in­terested in the controversy: «This question is widely and very contentiously disputed in the schools, but, being removed from the controversy, we will explain it in a few words.» There is no evidence for this conception in Tradition, and Petavius gives some few quotations to the opposite effect. «Opus de Theologicis Dogmatibus,» tomus 4, De Incarnatione, lib. 2, cap. 17, 7–12, ed. (Venetiis, 1757), pp. 95–96. On the Protestant side see a brief discussion in John Gerhard, Loci Theologici, Locus Quartus, «De Persona et Officio Christi,» cap. 7, with valuable references to the earlier literature and an interesting set of Patristic quotations; ed. Sd. Preuss (Berolini, 1863), t. 1, pp. 513–514, and a longer one in J. A. Quenstedt, Theologia Didactico – Polemica, sive Systema Theologicum (Wittebergae, 1961), Pars 3 & 4, Pars 3, Cap. 3, Membrum 1, Sectio 1, Quaestio 1, pp. 108–116. On the other hand, Suarez (1548–1617) advocated a reconciliatory view in which both conflicting opinions could be kept together. See his comments on Summa, 3 a , Disput. 4, sectio 12, and the whole Disp. 5 a , Opera Omnia, ed. Berton (Parisiis, I860), pp. 186–266.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Таким образом, создание Минейной редакции Жития Федора Ярославского в целом виде можно относить к 1505–1520-ым годам, оригиналом считать рукопись Троиц., 466, а автором признать Михаила Медоварцева (возможно, священника монастыря Николы Старого в Москве). Перечислим списки Минейной редакции, которые удалось выявить к настоящему времени: 2) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 640. Сборник (л. 43–45 об.), 20-е годы XVI в. Сборник переписан писцами Иосифо-Волоколамского монастыря. Филиграни интересующей нас части: Два варианта руки под пятиконечной звездой – Брике, 11171 (1520 г.), 11172 (1525–1548 гг.); Рука под шестиконечной звездой – типа Брике, 11165 (1505 г.). Из состава Минейной редакции представлена только первая часть (Проложная статья). 3) РНБ, Софийское собр., 1358. Сборник (л. 202–204), 20-е годы XVI в. Филигрань: Рука под звездой – типа Брике, 10718 (1499– 1500 гг.). Из состава Минейной редакции представлена только первая часть (Проложная статья). 4) ЯМЗ, 15022. Сборник житий святых и похвальных слов на сентябрьскую половину года (л. 54 об. – 60 об.). Месяцы с сентября по ноябрь писаны одним почерком на бумаге 20-х годов XVI в. Филиграни: Единорог (два варианта) – Лихачев, 1538, 1539 (1527 г.); Олень под цветком (два варианта) – Брике, 3319 (1522 г.); Цветок под короной -Лихачев, 1617, 1618 (1523 г.). 5) РНБ, Софийское собр., 1317. Софийский список Великих Миней Четьих на сентябрь (л. 337–338 об.), 30-е годы XVI в. (рукопись вложена в 1541 г. архиепископом Макарием в Новгородский Софийский собор). 6) ГИМ, Синодальное собр., 986. Успенский список Великих Миней Четьих (л. 578–580 об.), 40-е годы XVI в. По этому списку текст опубликован 546 . 7) ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 1448. Сборник (л. 40–47 об.), 30– 40-е годы XVI в. Филиграни: Единорог – типа Брике, 10348 (1537 г.); Гербовый щит под короной с тремя лилиями – Брике, 1050 (1530– 1545 гг.). 8) РНБ, Соловецкое собр., 500 519. Минея четья на сентябрь (л. 263–267 об.), 3-я четв. XVI в. Филигрань: Рука под короной с шестью фестонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эта мысль органично встраивается в общий контекст социального учения РКЦ, а Папа Франциск выступает в роли преемника своих предшественников. Впервые понятие " всемирного общего блага " в официальную риторику ввёл Папа Иоанн XXIII в энциклике " Мир на земле " (Pacem in terris, 1963). Ещё полстолетия назад Ватикан провозгласил, что достижение всеобщего блага возможно только путём устроения " всеобщей общественной власти " , " действие которой простиралось бы на весь мир и распоряжение которой имело бы силу по всей земле " . В дальнейшем данные идеи получили развитие в догматической конституции Второго Ватиканского собора " Радость и надежда " (Gaudium et spes, 1965), в энцикликах Папы Иоанна Павла II " Забота о социальных вещах " (Sollicitudo rei socialis, 1987) и " Сотый год " (Centesimus annus, 1991), Папы Бенедикта XVI " Любовь в истине " (Caritas in veritate, 2009) и непосредственно в энциклике самого Папы Франциска " Хвала тебе " (Laudato si, 2015). Тем самым Папа Франциск действует на ослабление принципа государственного суверенитета и формулирует идеологическое обоснование для реформирования механизмов глобального управления, предпринимаемого мировыми элитами. В числе других важных политических вопросов Энциклики следует отметить следующие: война, ядерное оружие, смертная казнь. Отходя от католической традиции, которая на вершинах " второй схоластики " (в том числе в лице иезуита Франсиско Суареса, 1548–1617) создала теорию справедливой защитительной войны и международных отношений, Папа Франциск заявляет о безусловном неприятии любой войны, даже " справедливой " : " Катехизис Католической церкви говорит о возможности законной защиты с помощью военной силы, что включает демонстрацию того, что определённые " строгие условия моральной законности " были соблюдены. Однако легко впасть в слишком широкую интерпретацию этого потенциального права. Таким образом, некоторые также ошибочно оправдывают даже " превентивные " нападения или военные действия, которые вряд ли могут не повлечь за собой зло и беспорядки более серьёзные, чем зло, которое необходимо устранить. Речь идет о том, что развитие ядерного, химического и биологического оружия, а также огромные и растущие возможности новых технологий сделали войну неконтролируемой разрушительной силой, несущей угрозу для огромного числа ни в чем не повинных гражданских лиц. Истина заключается в том, что " никогда человечество не имело такой власти над собой, но ничто не гарантирует, что она будет использоваться с умом " . Мы больше не можем думать о войне как о решении, потому что её риски, вероятно, всегда будут больше, чем предполагаемые выгоды. В связи с этим в настоящее время очень трудно ссылаться на рациональные критерии, разработанные в предыдущие века, чтобы говорить о возможности " справедливой войны " . Больше никакой войны! 11

http://religare.ru/2_119965.html

Церковь преподобного Сергия Радонежского – это уникальный по зданию, теплый храм (заполнителем в стенах использован войлок). Богослужения в ней проводятся с 1995 года. Малая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и свв. благоверных князей Петра и Февронии Муромских находится на втором этаже в Святых Вратах. Богослужения в ней начаты с октября 2000 года. Святыни: Местная чтимая чудотворная икона Божией Матери – Казанская (единственная икона, сохранившаяся от тех икон в монастыре, которые были до безбожных гонений). В монастыре пребывают частицы мощей Рязанских святителей: сщмч. Мисаила (1651-1655), свт. Феодорита (1605-1617), свт. Гавриила (1837–1858), свт. Мелетия (1896–1900); честные останки рязанских преосвященных: архиепископа Алексия Титова (1733–1750), архиепископа Антония (1621–1637), епископа Гурия Лужецкого (1554–1562), епископа Михаила (1548–1551), митрополита Стефана Яворского (1700–1722). В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба Господня. Имеются икона св. апостола Андрея Первозванного, икона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.   Монастырь имеет два храма-подворья: храм Рождества Богородицы в с. Абрютино и храм св. ап. Иоанна Богослова в с. Плахино. Функционирует монастырский хозяйственный двор в с. Екимовка Рязанского района. Важные события из жизни обители Открытие св. обители 25 декабря 1995 г. указом Святейшего Патриарха и Св. Синода. С июня 1998 г. по настоящее время в монастыре издается газета «Святые врата». В сентябре 1999 г. при монастыре организована воскресная школа. 16.06.2000 г. Высокопреосвященнейшим Симоном освящен Троицкий Соборный храм. В июле 2001 г. в Рязани пребывала чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская-Вышенская». Ее крестный ход по храмам Рязани начался со Свято-Троицкого монастыря. http://www.ryazeparh.ru/ Троицкий монастырь находится близ г. Рязани на старой Московской дороге, «усть реки Павловки», впадающей в реку Трубеж. Время основания его с подлинностью не известно, хотя и есть предание, что преподобный Сергий, бывший в Рязани в 1385 г. для примирения князя Рязанского Олега с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем, по прибытии в столицу княжества Рязанского, не прямо вступил в княжеский дворец, находившийся на месте нынешнего архиерейского дома, а предварительно останавливался в Троицком монастыре. В силу этого довольно темного предания, построение сего монастыря относят к концу XIII или к началу XV столетия. Но такое предание не подтверждается ни одною из летописей, хотя в них и встречаем более или менее подробные известия о посещении Олега преподобным Сергием. По этому нам кажется более вероятным то предположение, что Троицкий монастырь был основан в память пребывания преподобного Сергия в Рязани и, следовательно, не ранее XV столетия.

http://sobory.ru/article/?object=08281

218 Собственное имя города мы читаем наугад. Написано: воло5ъ. Такого места не отыскивается на имеющихся под рукою картах. Других всех местоположение известно. Сомнительно, чтоб Кратово был епископальный город. Сосипатр, может быть, только проживал там временно или на покое. 219 Отыскались, таким образом, имена четырёх Игуменов монастыря: Серафим – 1548 года. Вениамин – 1617 г. Иоаким – 1627 г. Савва – 1637г. 220 Да найдёт себе извинение этот быстрый переход от «берёзовой каши» к «Димиургу». Никогда воображение не стремилось с такою страстью в область поэзии и мифологии, как в счастливое, но вместе и тяжёлое, время берёзовой ферулы. 221 Любопытен отзыв о Марке Кралевиче историка Раича: «Аще ли за истину почтется, еже о нем в простых песнех поется, обретаем его бытии продерзливым насильником и подлым пияницом, кроме прочих безстудий» (кн. VII. гл. 14. § 13). 222 Видимо в переиначении имени водились чисто капризом. Звук е или после л должен был слышаться греческому уху как ε, а вовсе не как α, чтобы из пралепа вышел прилап. Чтобы дело могло случиться наоборот, т.е. чтобы Славяне из древнейшего греческого πρλαπον сделали, по своему усмотрению, прилеп, это крайне невероятно. Ученый автор: Les Turques etc. недовольный ненаходчивостью Византийцев, придумал городу имя Периллам (Περ-λλαπον), которому, конечно, рукоплещут Афины и Византия. Право, после это кажется уже Бог простит отыскать в имени и русские перила, а ещё удачнее считать его перифразом выражения, столько подходящего к условиям времени и места: бери в лапы. 224 Мы не иронизируем. По понятиям тех времен, он имел право умертвить пленников. Ослепление тогда считалось простым наказанием или даже административною мерою. 227 Error – погрешность, которую знаменовала наведённая учителем под местом ошибки чёрточка. Сумма таких чёрточек выставлялась учителем в конце задачи и определяла собою «похвалу», а при переходе в две цифры, нередко и диверсию к «порогу». 229 Греки не уступают этого слова Латинам, производя его от глагола: κμπτω, тогда как Латины своё: camera не имеют из чего вывести.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕЙБНИЦ [Нем. Leibniz] Готфрид Вильгельм (21.06/1.07.1646 (ст. ст./н. ст.), Лейпциг - 14.11.1716, Ганновер), нем. философ, ученый-энциклопедист, юрист, историк, дипломат, общественный деятель; ведущий представитель философского рационализма Нового времени. Жизнь, деятельность, сочинения Л. происходил из семьи Фридриха Лейбница (1597-1652), к-рый с 1640 г. занимал кафедру профессора нравственной философии в Лейпцигском ун-те; мать Л., Катарина Шмук (1621-1664), была дочерью влиятельного лейпцигского юриста, преподававшего право в том же ун-те. Как и большинство жителей курфюршества Саксония, родители Л. были приверженцами традиционного лютеранства , религ. содержание которого было закреплено в XVI в. в Аугсбургском исповедании . Хотя семья Л. не отличалась особой религиозностью, он получил религ. воспитание в духе протестантизма и с детства был знаком с основными идеями лютеран. вероучения (подробнее см.: Antognazza. 2009. P. 25-30; ср. также: Погребысский. 2004. С. 22-23). Образование и первые сочинения (1653-1667) С 1653 по 1661 г. Л. посещал в Лейпциге городскую школу св. Николая (Nicolaischule). Согласно позднейшему свидетельству самого Л., в последние годы учебы в школе он стал проявлять особый интерес к логике, к-рая в этот период преподавалась преимущественно в русле средневек. интерпретаций силлогистики Аристотеля; он старательно изучал логические учебники и трактаты, особое внимание уделяя попыткам их авторов построить законченные универсальные системы логико-философских категорий (см.: Leibniz. Phil. Schr. Bd. 7. S. 516-517). При самостоятельных занятиях философией и теологией Л. пользовался б-кой отца, в которой были представлены сочинения не только протестант., но и католических авторов, в т. ч. Я. Забареллы (1533-1589), П. да Фонсеки (1528-1599) и Ф. Суареса (1548-1617). В юном возрасте Л. познакомился также со мн. произведениями классической греч. и лат. лит-ры, к-рые вызывали у него гораздо больший интерес, чем философские трактаты и лит. опыты современников (см.: Antognazza. 2009. P. 30-50; ср.: Погребысский. 2004. С. 23-30).

http://pravenc.ru/text/2463351.html

31/Каэтан (или Гаетан, Cajetanus – прозвище, данное по месту его рождения – городу Гаэта; собственное имя – де Вио, Томмазо (de Vio, Tommaso)) (л. 60) (в списке НБ РК «Каетан») (1469–1534) – итальянский ученый-гуманист и экзегет, с 1508 г. глава монашеского ордена доминиканцев. В 1520-х – 1530-х гг. написал ряд толкований к священным книгам – Евангелиям, апостольским Посланиям, Пятикнижию, историческим книгам Ветхого Завета, книге Иова и Екклесиасту. 32/Григорий Валенсийский (Gregorius de Valentia или Gregorio de Valencia, также Gregorius Valentianus) (л. 60) (в списке НБ РК «Григорий Валентийский») (1549–1603) – испанский богослов, иезуит. 33/Суарес, Франсиско (Suárez, Francisco) (л. 60) (в списке НБ РК «Зуарец») (1548–1617) – испанский теолог, философ и политический мыслитель, представитель поздней схоластики, иезуит. 34/Эстий, Виллем (Эстван; Estius, Wilhelm) (л. 60) (в списке НБ РК «Гвилгем Естий») (1542–1613) – голландский католический экзегет и агиограф, в частности – автор толкований к посланиям апостола Павла. 35/Светоний, Гай Транквилл (Gaius Suetonius Tranquillus) (л. 72) (в списке НБ РК – «у Транивила Светониа») (ок. 70 – после 122) – римский историк и писатель, автор знаменитого биографического труда «Жизнь двенадцати цезарей» («Vitae XII Caesarum»). 36/Тацит, Корнелий (Tacitus, Cornelius) (л. 72) (в списке НБ РК – «у Корнилия Тацита») (ок. 58 – ок. 117) – римский историк. Феофан Прокопович ссылается на книгу первую «Анналов» («в первой книзе летописия»). 37/Сенека, Луций Анней (Lucius Annaeus Seneca) (лл. 72, 75) (ок. 4 до н.э. – 65 н.э.) – римский философ и писатель. Под «ругателной басней о смерти Клявдия» подразумевается политический памфлет Сенеки «Отыквление божественного Клавдия» («Apokolokyntosis Claudii») – сатирическое описание кончины императора Клавдия в 54 г., написанное в форме менипповой сатиры. 38/Дион Кассий (Кассий Дион Коккеян; греч. Δων Κσσιος ο Κοκκηιανς, лат. Dio Cassius Cocceianus) (л. 72) (между 155 и 164 – после 229) – древнегреческий историк, римский государственный деятель, автор написанной на греческом языке в 80-ти книгах «Римской истории» («Ρωμαικη Ιστορα»), доведенной до 229 г. (до настоящего времени дошли кн. 36–54 полностью, кн. 55–60 в сокращении, кн. 17, 79–80 частично; остальное известно по сокращениям и извлечениям, составленным византийскими историками XI-XII вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010