Писания). Выдвигались планы реформы ун-та, их результатом стало перенесение его в К. вопреки ходатайствам преподавателей и студентов, желавших остаться в Лиссабоне. С апр. 1537 г. ун-т находился в К.; в город переехали часть преподавателей и студентов, должностные лица ун-та, были перевезены архив и печать. Вскоре после переезда установились связи ун-та с мон-рем Санта-Круш, где существовала школа, реформированная приором Брашом ди Баррушом и фактически ставшая фак-том свободных искусств. В мон-ре проводились занятия богословского и медицинского фак-тов (фак-ты канонического и гражданского права расположились в королевском дворце, т. н Пасу-даш-Эшколаш, подаренном кор. Жуаном III). Это привело к расколу ун-та на 2 корпорации; конфликт ун-та и монастыря Санта-Круш удалось уладить в 1544 г., когда был избран ректор ун-та. Приор мон-ря Санта-Круш стал канцлером ун-та (1539); до 1834 г. основным источником доходов ун-та были монастырские ренты, что определило своеобразие академической жизни в К. ( Coelho M. H., Santos M. J. Contenda entre a Universidade e o Mosteiro de Santa Cruz de Coimbra na segunda metade do séc. XVI: Breves notas//Universidade(s). 1991. Vol. 3. P. 40-63). Под рук. Браша ди Барруша были основаны коллегии для преподавания (Санту-Агоштинью, Сан-Жуан-Батишта) и для проживания студентов (Тодуш-уш-Сантуш, Сан-Мигел), впосл. создавались др. коллегии (Сан-Педру, 1545, Сан-Паулу, 1563). Первоначально коллегии управлялись не статутами ун-та, а конституциями ун-тов в Алькала-де-Энарес и Париже. В ходе реформы повысился уровень преподавания в ун-те: возросло число преподавателей-иностранцев, а также португальцев, получивших образование в зарубежных ун-тах. Мн. монашеские ордены создавали свои коллегии: кармелиты (Колежиу-ду-Карму, 1540), августинцы-еремиты (Колежиу-да-Граса, 1548), доминиканцы (Колежиу-ди-Сан-Томаш, 1566), цистерцианцы (Колежиу-ди-Сан-Бернарду, 40-е гг. XVI в.), францисканцы (Колежиу-ди-Сан-Боавентура, сер. XVI в.) и др. Коллегия искусств (Колежиу-даш-Артиш, 1542-1548), в 1555 г.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

12 Воздержание и той разоряет, кто сластнейшаго 1530 брашна 1531 взискивает 1532 . Исраилтяне 1533 сице преступиша, манну презревше, егда мяс просиша. 13 Воздержание и тем не хранится, иже строити яд излише тщится. Тако Илии сынове твориша. Господа к гневу на ся возбудиша. 14 Воздержание растленно бывает, егда кто чрево свое пресыщает. Яко в Содоме жившии твориша 1534 , за что казненни огнем свыше быша. 15 Воздержанию и то есть противно 1535 , аще и худы пищы хощет силно, Яко же Исав сочива желаше, зане же брату первородство даше. 16 Всех тех образов ты, брате, блюдися, всяко воздержне век твой жити тщится 1536 . 17 Аще воздержник в злобе пребывает, демону точна себе проявляет, Той бо безпищен выну, но во злобе тлеет всескверный во адстей 1537 утробе. 18 Отьими дрова – пламень у гасится 1538 ; отьими пищу – страсть ти умалится. 19 Пекло, жупел, слама огнь велий раждает; вино, масло 1539 и тук похоть умножает. 20 Мерно от пищы и вина вкушаяй есть остряй разум, память соблюдаяй. 21 Дрова 1540 многая 1541 мал огнь угашают, брашна лишняя 1542 разум истребляют. 22 1543 Яко от огня дым всегда бывает, тако от вина похоть ся раждает 1544 . 24 Воздержание мысли благи родит, добродетели в человецех плодит. Во всяких делех благия советы дает и мудры на вопрос ответы. 25 Уне есть мерно по вся дни вкушати, нежели долго от пищ ся держати. Пост бо безмерный силу истребляет, дух уныния и печаль раждает 1545 . 26 Многу воздержание ползу содевает, человека в здравии благом соблюдает. Продолжает житие, весть душу строити, еже своя делеса изрядно творити. И страстми владети то 1546 деет, ум чищает и к 1547 небесней мудрости прямо обращает. Добродетели плодит, злонравие губит; блажен, кто благостыню 1548 сию выну любит. Бог же воздержание воздает благими во мире временными и в небе вечными. Отроци еврейстии брашен не вкусиша скверных во Вавилоне 1549 и прекрасни быша. Моисий четыредесять 1550 древле дний постися и собеседовати Богу сподобися. Точне Илиа пророк в воздержности 1551 бяше, а Господь в содружество Свое й прияше.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Среди причин греха сребролюбие и любостяжание ставятся на одно из первых мест 1542 и почитаются корнем всех зол 1543 . Происходящее «от бесов» 1544 , «сребролюбие есть идольская бережливость, прорицание толпы, приговор скупости, вычисление отложенного, богатство порабощения, род неправды, тук болезней, гадатель многолетия, обаятель трудолюбия, советник бдительности, нищета чрева, малоценность снедей, ненасытимое неистовство, многопопечительный порок» 1545 . «Вельми бо хитр дух сребролюбия, и ко прелести коварный» 1546 . Он ослепляет ум, притупляет разум и веру, возбуждает к человеческой славе и порождает «попечение о житейских», укрепляет в человеке ярость и гнев, «егда кто не улучит желаемаго, сиречь своей воли»; производит брани, немилосердие и в конце концов приводит к совершенному неведению даров Божиих и своих согрешений и к осуждению 1547 . «Лживое мечтание» 1548 сребролюбия доводит человека до страсти к бессмысленному накоплению сокровищ материальных и в этой своей стадии даже препятствует процессу производства материальных благ, из которого, собственно, и выросло 1549 . Однако преступление Гиезиево было тем более тяжким, что сам-то он был благодати Божией не причастен! И вот, стоя рядом с сосудом, в котором покоилась Божья благодать, он распорядился делом так, словно бы сам был этим сосудом, а не прислужником его! И слова-то его были, по-видимому, благородны (ибо он, на словах, брал не сам, а по поручению господина своего, и брал не для себя, а для других). И в руки-то свои не взял он первоначально даяния Нееманова, но слуги сирийца несли их перед Гиезием. Как благочестиво было обставлено грабительское деяние! Но разве вид благочестия может обмануть Господа? Ведь Он «испытует сердца и утробы» ( Пс. 7, 10 ; Иер. 11, 20 ; 1Пар. 28:9, 29:17 ; Притч. 17:3, 20:27, 24:12 ; Рим. 8, 27 ; 1Фес. 2, 4 ; Апок. 2, 23 ) – «то есть собственно то, что составляет плоды гнева и что составляет корень вожделений наших, так как сердце наше служит жилищем гнева, утробы же наши составляют источник вожделений наших, а то и другое вместе порождает грех» 1550 ! В сердце же Гиезия было лишь одно помышление: «Побегу я за ним, и возьму у него что-нибудь».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

XXII и XXIII полного собрания его сочинений, изданного Elsperger’oм и Schmid’oм, Frlangen 1829 и сл.), Кальвина (в собрании его сочинений, изданном в Амстердаме 1671 г.), Цвинглия (Contemplationes Iesaiae prophetae, Turici 1544. 5), – толкования, которым сами протестанты в настоящее время делают упрёк в том, что они изъясняют текст священной книги более догматически, чем исторически и грамматически, т. е. не столько стараются уяснить буквальный смысл священной книги, чем вдаются в разъяснения догматов по поводу различных св. изречений (Gesenius, der Prophet Iesaia I, 129. Diestel, Geschichte des A. Testamentes in der christlichen Kirche Iena 1869, стр. 262). Oecolampadius (Hypomnemata in Esaiam. Basil. 1525. 1567), Brenz (Io. Brentius, Esaias commentariis explicatus, Francof. 1550. Tubing. 1675), Sebastian Münster (в сборнике толкований, изданном под заглавием: Critici sacri sive clarissimorum virorum in Biblia doctissimae annotationes atque tractatus theolog.-philologici. London 1660) – протестанты – и Vatablus Fr. (†1547) – католик (Annotationes in V.T. Paris 1545) замечательны тем, что писали свои толкования, пользуясь и раввинскими толкованиями. Толкование Hugo Grotius’a (Annotationes in V. Testamentum. Paris 1644, перепечатанное также в Crilici Sacri) отличается «чрезвычайной свободой от христианского предания», которую только протестанты могут ставить ему в особое достоинство. Для православных читателей он может иметь значение потому, что содержание священной книги ставит в связь со всемирно-историческими событиями, приводя при этом из классических писателей много параллельных мест к священному тексту (см. Gesenius там же. 130. Diestel там же. стр. 430 и след.). Lud. de Dieu, Animadversiones in V. Т. libros omnes (Lugd. Bat. 1648) замечательны тем умением, с которым толкователь для уяснения евр. текста книги пользуется пособием родственных еврейскому семитских наречий – сирского и эфиопского, держась вообще филологически-грамматического способа толкования. Alb.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Строительство церкви в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и во имя Св. Троицы было начато в 1512 г. настоятелем мон-ря Куртя-де-Арджеш Паисием и закончено в период, когда Паисий стал господарем Раду VII Паисием (1535-1545, с перерывами). К 1544 г. была выполнена часть росписей, алтарь и неф были расписаны к 1548 г., во время правления господаря Мирчи V Чобанула (1545-1552, 1553-1554 и 1558-1559). 8 мая 1623 г. мон-рь был преклонен Свято-Михайловскому мон-рю в Румелии (Греция). В 1636 г., во время тур. нашествия, были разрушены ворота мон-ря, двери и кровля церкви. В 1746 г. стараниями игум. Дамаскина был расписан нартекс. В том же году, но уже при игум. Парфении, все росписи были поновлены. Игум. Парфений возглавлял делегацию, направленную в Москву для закупки икон. Мон-рь был обновлен в 1788 г. вдовой Магдаленой Балдовиной: поменяли крышу церкви, отреставрировали живопись 1544 г. В 1796 г. игум. Парфением был построен новый притвор церкви. В 1846 г. на средства игум. Иоанникия (Полидора) была воздвигнута глава над церковью, снова поновлена живопись и заменен иконостас, построены кельи. В 1864 г. мон-рь был закрыт, церковь стала приходской. В 1967 г. стараниями священников Иоанна Попеску из Бухареста и Пантелеимона Мусчеляну из Питешти был осуществлен ремонт церкви, в 1972 г. была поставлена новая кровля. Мон-рь был возрожден в 1997 г. по благословению и трудами свящ. Георгия Иоана. Подвизаются 2 монаха, настоятель - иером. Даниил (Ница). Церковь Сошествия Св. Духа и Св. Троицы мон-ря Валя-Мэнэстирий. 1512–1545 гг. Церковь Сошествия Св. Духа и Св. Троицы мон-ря Валя-Мэнэстирий. 1512–1545 гг. Мон-рь Рынкэчов расположен в с. Кырстьени. Упоминается в акте от 19 июля 1498 г. господаря Влада IV Кэлугэрула (Монаха), подтвердившем владения мон-ря. Заново основан между 10 июня 1647 и 17 сент. 1648 г. капитаном Арсением Шойму. Перестроен в 1848 г. Кафоликон посвящен Введению во храм Пресв. Богородицы, деревянная церковь - Благовещению Пресв. Богородицы и прор. Илии. Настоятель - иером.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

1: Die mittelalterischen Hymnenmelodien des Abendlandes. Basel, 1956. (MMMA; 1); Die liturgischen Hymnen in Schweden. Bd. 2/Ed. by C. A. Moberg, A.-M. Nilsson. Tl. 1: Die Singweisen und ihre Varianten; Tl. 2: Abbildungen ausgew. Quellenhandschriften. Uppsala, 1991. (Acta univ. Upsaliensis. Studia musicological Upsaliensia. N. S.; 3); Waddell C. The 12th-Cent. Cistercian Hymnal. Trappist (Kentucky), 1984. 2 vol.; idem. Hymn Collections from the Paraclete. Trappist, 1987-1989. 2 vol.; Hymnarium oscense: [Catedral de Huesca] (s. XI)/Ed. A. Durán, R. Moragas, J. Villareal. Zaragoza, 1987. 2 vol.; Lagnier E. Corpus musicae hymnorum augustanum. Aosta, 1991; Mele G. Psalterium-Hymnarium arborense: il manoscritto P. XIII d. Cattedrale di Oristano (sec. XIV/XV). R., 1994; Hymnen. Bd. 2: Hymnen aus spanischen Quellen/Hrsg. v. C. J. Gutiérrez. (MMMA; 10) (в печати); Milfull I. The Hymns of the Anglo-Saxon Church: A Study and Edition of the «Durham Hymnal». Camb., 1996. Изд. нем. гимнов: Luther M. Deudsche Messe und ordnung Gottis diensts. Wittemberg, 1526; idem. Geystliche Lieder/Ed. V. Babst. Lpz.:, 1545. 2 Tl.; Martin Luthers Deutsche geistliche Lieder/[Hrsg. v.] C. v. Winterfeld. Hildesheim, 1966r; Geistliches Gesangbüchlein: Wittenberg 1551: Lieder und Motetten die nur 1524, 1525 und 1544 im Wittenbergischen Gesangbüchlein enthalten oder in Handschriften und Drucken verstreut sind// Walter J. Sämtl. Werke. Kassel, 1955. Bd. 3; Neue deutsche geistliche Gesänge für die gemeinen Schulen. Wittenberg, 1544/Hrsg. v. J. Stalmann. Kassel, 1992. (Musikdrucke aus den Jahren 1538-1545 in prakt. Neuausg./G. Rhau; 11); Das Babstsche Gesangbuch von 1545/Faksimiledruck mit einem Geleitwort hrsg. v. K. Ameln. Kassel; L., 1988. (Doc. musicologica. R. 1; 38); Geistliche Deutsche Lieder D. Mart. Lutheri und Anderer frommen Christen ... mit 4 und 5 Stimmen nach gewönlicher Choral Melodien richtig... gesetzet. Frankfurt an der Oder, 1601; Geistliche Seelen-Musik: Bestehend in Betrachtungen u. Gesaengen/H.

http://pravenc.ru/text/165007.html

В окт. того же года Червини был дарован титул кардинала-пресвитера римской ц. Санта-Кроче-ин-Джерузалемме. В февр. 1544 г. он был переведен на епископскую кафедру Губбио (Умбрия), в 1546 г. стал членом Конгрегации инквизиции. Будучи кардиналом, Червини покровительствовал занятиям гуманистов (подробнее см.: Mouren R. La lecture assidue des classiques: Marcello Cervini et Piero Vettori//Humanisme et Église en Italie et en France méridionale (XVe siècle - milieu du XVIe siècle)/Éd. P. Gilli. R., 2004. P. 433-463). Червини сыграл важную роль в организации переговоров имп. Карла V и папы Римского Павла III в Лукке (12-18 сент. 1541), а также провел встречу с представителями французского короля и императора в Болонье (осень 1541). Он отказался поддержать проект по передаче Миланского герцогства внуку папы Павла III Оттавио Фарнезе, сеньору Камерино, и попытался отговорить понтифика от этого плана, грозившего ухудшением отношений с императором. Это стало причиной конфликта с кард. А. Фарнезе, однако Павел III сохранил свое расположение к Червини. После объявления буллой от 22 мая 1542 г. о созыве Тридентского Собора (1545-1563) и подписания мирного договора в Крепи (18 сент. 1544) между Франциском I и Карлом V осенью 1544 г. папа Римский Павел III назначил кардиналов М. Червини, Реджиналда Пола и Джованни Марию Чокки дель Монте (папа Римский Юлий III в 1550-1555), активных сторонников реформы католич. Церкви, легатами на Собор; они должны были руководить его работой. Червини принял активное участие в обсуждении догматических документов, принятых Собором в 1546-1547 гг.: о статусе Свящ. Писания и Свящ. Предания, о библейском каноне и признаваемых католич. Церковью переводах Библии (декрет от 8 апр. 1546), о католическом понимании первородного греха (декрет от 17 июня 1546), о равнозначной роли благодати и веры в деле спасения, источником к-рого является искупительная Жертва Христа (т. о. отвергался тезис Мартина Лютера об оправдании только верой) (декрет от 13 янв. 1547). Практически в редакции Червини (с минимальной правкой) был принят декрет о таинствах (3 марта 1547); Собор подтвердил католич.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

9 апреля того же года, по наказу великого князя Ивана Васильевича (IV) рязанский дворецкий Василий Михаилович Тучков выменил у Кириллова монастыря для великого князя монастырскую деревню Аникиево, находившуюся в Вологоцком уезде, в Ракуле на реке Падушке (или «Пашдуне»). Взамен этой деревни монастырь получил деревню великого князя Шалавино,в том же уезде, в Городском стану 1043 . Во владении монастыря эта деревня однако, состояла не долго. В том же (7051) году игумен Афанасий сбыл ее вместе с пожнею (приблизительно) в 500 квадратных саженей Преосв. Алексию, епископу Пермскому и Вологодскому, получив взамен ее в Городском стану в Ракульской трети пожню (той же величины) и деревню Лукьяново 1044 . В 1544 году (7052) игумен Афанасий с братьею приобрели для монастыря у Константина Михаиловича Батюшкова его «пожню Якушевскую Кривого за рекою за Волгушею» к своему селу Куралгину. Взамен этой пожня игумен Афанасий и старец Исаия отдали Батюшкову пожню Манясовскую за рекою Волгушею к деревне к Муханову и 2 рубля денег 1045 . В сентябре 1544 (7053) года Данило Степанов сын дал (старцам Кириллова монастыря «Ферапонту да Никентию», когда они были в Дмитрове) свой анбар соляной (в Дмитрове) в соляном ряду «с сторону с левую анбар Василия Бочкина (Бочникова), а с правую сторону анбар Нечая Полева» 1046 . 24 декабря 1544 года келарь Кириллова монастыря Никодим купил за 7 рублей у Федора Ощеры, Кирилова сына, анбар на реке Онеге, на воде (длиною поперег стены 5 сажен, а вдоль 7 сажен), находившийся подле другого анбара «с верхние стороны реки», «да половину завала, на чем стоит, да две верши у анбара, да от анбара мост плавучий к берегу, да третья бервь з берегу, а в том ему и в бервех и в мосту плаучем половину продал» 1047 . В том же 1543–4 (7052) году старица Евпраксия Яковлевская Никифорова пожертвовала по душе мужа, по себе и дочери свою вотчину полдеревни в Карголоме Часовни(н)скую 1048 . В 1545 году Петр Васильев, сын Ушакова, отказал в Кириллов монастырь наволок на реке Шексне у села Бабинского (которое он-же пожертвовал в монастырь еще при игумене Досифее), но оставить за собою право пользоваться пожнею при своей жизни 1049 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Тимофей Андреев, сын. Колокол Печерской звонницы 1544 г. Псково-Печерский монастырь На той же звоннице находятся еще два небольших колокола мастера Тимофея Андреева сына, выполненных в 1544 г. (см. илл.). Меньший из них имеет только один поясок орнамента, располагающийся в верхней части колокола и состоящий из завитков с фигурками зверей. Надписи тождественны по содержанию. В них не назван храм, для которого предназначены колокола, следовательно, они могли выполняться на продажу. Обычно мастер называл себя «Тимох Андреев сын Котельников с Романихи улицы». На паре колоколов 1544 г. значится: «со Исполня из-за Великих врат», т.е. в этом году мастерская Тимофея Андреева уже находилась за пределами Растенья, очевидно на территории Алексеевской слободы. Мастер-колокольник, выполняя форму для отливки, был вынужден работать с глиной. Формовка, сушка, обжиг формы требовали навыков гончара. В Пскове сохранились замечательные комплексы произведении керамики – надгробные плиты и архитектурные пояса. Наиболее ранняя известная нам дата «керамиды» – 1530 г. Их основная часть выполнена в 1560-е-1570-е годы 210 . Архитектурные керамические пояса-летописи относятся к середине XVI в 211 . Мастер, работая над «керамидой», сочетал форму, доработку вручную, штампики. Надписи надгробии исполнены штампиками, как и на колоколах. На части плит полууставные почерки повторяют полуустав колоколов. Близки орнаменты плит и литья, тонкость их исполнения. В поясе Никольского собора г. Острова, кроме плит с летописью о постройке храма и обрамляющих ее керамических валов, есть декоративный поясок из плит-«киотцев». На одном из двух вариантов «киотцев» имеется выполненная на форме надпись: «Тимоха печник, плотник сей ображец резал Давыд». Среди надгробий также есть подобная плита, относящаяся к 1560 г. Не исключено, что над «керамидами» и колоколами работали одни и те же мастера. Тимофей Андреев в 1545 г. переливал старый «ефимиевский» колокол XV в. в новгородском Вяжицком монастыре 212 . В 1547 г. он выполнил два зазвонных колокола но 80 пудов для Соловецкого монастыря 213 . В числе самых ранних его работ известен колокол 1526 г., находившийся на звоннице церкви Богоявления в Пскове 214 , а ныне висящий в проеме Троицкой колокольни. И еще несколько отливок он исполнил совместно с Прокопием Григорьевым, например, небольшой колокол 1536 г., находящийся в собрании Новгородского музея 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Несмотря на это, Римско-католическая Церковь в Германии неудержимо шла к упадку. Все новые и новые правители, светские и духовные, вступали на путь реформы. Протестантизм все более и более упрочивал свои позиции. С одной стороны, права, данные Нюрнбергским миром, продолжали действовать, с другой — Шмалькальденский союз превратился в могущественную протестантскую организацию. В первой половине сороковых годов протестанты постоянно шли от победы к победе. Они даже нашли возможным в 1542 г. выгнать из страны старого противника протестантизма Генриха Брауншвейгского и распространить свое влияние на города Гослар и Брауншвейг. Император Карл V из-за своего тяжелого политического положения вынужден был считаться с таким победоносным распространением протестантизма в его империи. Он придерживался внутри империи миролюбивой политики, а на сейме в Шпейере в 1544 г. предоставил протестантам такие широкие гарантии, что вызвал даже резкое осуждение своей уступчивости папой Павлом III. Однако именно с этого года император начинает готовиться к решительной войне с протестантизмом. В это время он победоносно закончил четвертую войну с Францией, заключил с ней умеренный мир, но поставил непременным его условием совместную борьбу с вероотступниками. Таким образом, успокаивая в Германии подозрения протестантов обещанием общих реформ если не на Соборе, то непременно на национальном сейме, за что протестанты помогли ему против Франции, он во Франции обеспечил себе союзника против немецких еретиков. Уже в 1544 г. война с Шмалькальденским союзом была для императора вопросом решенным, и только начало ее было вопросом времени. 1545 г. прошел в бесплодных попытках прийти к полюбовному примирению. Несогласия обеих сторон усилились, однако не до того, что война стала неизбежной. Кроме многих опасных признаков и тревожных случаев, знаменательно было и то, что на новом сейме в Вормсе в мае 1545 г. больше не было и речи об исполнении шпейерских обещаний. Между тем 18 февраля 1546 г. умер Лютер. 20 июля 1546 г. в виде объявления войны император Карл V послал в Германию декрет, которым объявлялась опала немецким протестантским князьям. Одновременно из Италии и Нидерландов двинулись войска императора. Весной 1547 г. император одержал полную победу над Шмалькальденским союзом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010