Феодосий, архиепископ Новгородский и Псковский (в схиме Феофил) Родился в 1491 году. Около 1523 года принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре, где состоял клириком. В монастыре на него обратил внимание великий князь Василий III, по непосредственному распоряжению которого 21 ноября 1531 года Феодосий был назначен игуменом Новгородского Хутынского монастыря. По благословению игумена Феодосия в монастыре была построена каменная церковь великомученика Георгия. Об авторитете игумена Феодосия свидетельствует тот факт, что в 1539 году настоятель Хутынского монастыря входил в число кандидатов на вакантный митрополичий престол. В марте 1542 года Новгородский владыка Макарий († 1563; память 30 декабря/12 января) возглавил Русскую Церковь , а игумен Феодосий стал его преемником на архиепископской кафедре. 18 июня 1542 года игумен Феодосий был хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа. 1 августа 1542 года он отправился на место своего нового назначения. Здесь он ревностно приступил к исполнению своего архипастырского долга. Непрестанно следил за религиозно-нравственным состоянием своей паствы. По благословению архиепископа Феодосия в 1544–1545 годах игумен Александро-Свирского монастыря Иродион написал Житие основателя обители преподобного Александра Свирского († 1533; память 30 августа/12 сентября). При владыке Феодосии в 1545 году были обретены мощи преподобного Иакова Боровичского († около 1540; память 23 октября/5 ноября); в 1547 году на Соборе Русской Церкви было установлено празднование преподобному Савве Вишерскому († 1461; память 1/14 октября); в 1548 году был основан Сырков монастырь близ Новгорода. В 1551 году архиепископ Феодосий участвовал в заседаниях Стоглавого Собора, однако в мае того же года уволен от управления епархией. Проживал на покое в Иосифо-Волоколамском монастыре. Скончался 26 февраля 1563 года. Перед смертью принял схиму. В Житии преосвященного, написанном его учеником Евфимием Турковым, Феодосий характеризуется архипастырем просвещённым и гуманным. Архиепископ Феодосий был довольно активным книгописцем. В собрании рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря сохранилось двадцать две книги, принадлежащие архиепископу Феодосию. Некоторые рукописи были частично переписаны архиепископом Феодосием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Обращению Н. в протестантизм способствовали перемены, происшедшие в Шотландском королевстве в 1-й пол. 40-х гг. XVI в., когда после смерти кор. Якова V в дек. 1542 г. престол унаследовала его дочь Мария Стюарт. Регент при юной королеве Джеймс Гамильтон, граф Арран, изначально придерживался проангл. взглядов, он также прекратил преследования протестантов, что привело к росту их движения в Шотландии. В 1543 г. в Лотиане проповедовал Томас Гиллем, бывш. приор доминиканцев из Инвернесса, и Н. слышал его выступления. Однако большее влияние на него оказал Джордж Уишарт, бежавший в 1538 г. из-за обвинений в ереси из Шотландии в Англию, а затем в Германию и Швейцарию. Вернувшись в 1543 г., он стал активно проповедовать учения континентальных, гл. обр. швейцар., реформаторов в Шотландии в 1544-1545 гг. В числе его сторонников оказались Хью Дуглас и Джон Кокберн, чьих детей учил Н., а затем и он сам. К этому времени политическая обстановка изменилась, и власти под влиянием кард. Дейвида Битона, архиеп. Сент-Андрусского, вновь начали преследовать протестантов. В янв. 1546 г. гр. П. Хепберн Ботуэлл арестовал Уишарта, он был заключен в замок в Сент-Андрусе и после суда по обвинению в ереси сожжен 1 марта 1546 г. Н., ставший к этому времени постоянным спутником Уишарта, избежал ареста, скрывался и планировал бегство в Германию, при этом продолжая учить сыновей Дугласа и Кокберна. 29 мая 1546 г. заговорщики из числа протестантов захватили Сент-Андрусский замок и убили находившегося там кард. Д. Битона, после чего замок был осажден правительственными войсками, к-рые больше года не могли взять его. Опасаясь новых преследований, Н. с учениками 10 апр. 1547 г. укрылся в замке. Здесь он продолжал читать лекции в замковой капелле, однако отказывался от избрания проповедником до лета 1547 г. В июне он согласился выступить в приходской ц. Св. Троицы против Джона Аннанда, магистра Сент-Ленардс-колледжа Сент-Андрусского ун-та. В проповеди, ссылаясь на Дан 7, Н. сравнивал папу Римского с антихристом, о котором говорится в пророчестве. Несколькими днями позже он выступил на диспуте, устроенном субприором Сент-Андрусского собора Джоном Уинремом, против францисканца Александра Арбакла и отстаивал идеи того, что единственным авторитетным источником вероучения является Свящ. Писание (sola scriptura), оправдания верой (sola fide), критиковал мессу, учение о чистилище и молитвы за умерших. В июле приглашенные властями французские войска захватили Сент-Андрусский замок и Н. в числе других защитников замка был отправлен на галеры, где провел 19 месяцев и серьезно подорвал здоровье. Находясь в заключении, он написал первую известную работу, посвященную трактату Генри Балнейвза, основанному на комментарии М. Лютера на Послание ап. Павла к Галатам.

http://pravenc.ru/text/2577917.html

Скачать epub pdf Август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Захарию [Зах. 6, 15–8, 7/Пер. И.П. Казанского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1897. Т. 3. 8. С. 81–96 (1-я пагин.) (Продолжение.) —81— мирен будет между обема; ибо Он, как я уже прежде сказал, есть царь и архиерей вместе, как бы через двух изображаемый одним Емманнуилом. Но труд увенчивающих Христа не останется без награды и плодо-приношение их приобретёт им нескончаемую память. Истинность этих слов подтверждает, присовокупив: а венец будет терпящим, и ключимым ему и разумевшим его, и в благодать сынам Софонииным, и в псалом в храме Господни; ибо принесённое будет в благодать совершившим приношения, и они будут предметом славословия. Ведь благочестие начальников бывает для других путём любви к Богу. Когда Христос увенчивается нами, тогда и толпа язычников будет приходить к познанию Его и бывшие далеко вследствие заблуждения будут призваны через веру и созиждут в храме Господни. Что же созиждут? очевидно, самих себя, приводя себя в согласие со святыми и в вере приходя в единение с потомками Израиля, потому что Христос служит краеугольным камнем и через Себя приводит к единодушию тех, которые некогда были разъединены между собой, создав два народа во единого нового человека, творя мир и примиряя в теле своём всё с Отцом ( Еф.2:15–16 ). Когда же всё это придёт в исполнение, тогда мы убедимся в непререкаемой истине святых пророков, ясно уразумев, что Бог глаголал в них и предвозвещал нам таинство Христа. Глава VII, ст. 1–3. И бысть в четвертое лето, при Дарии царе, бысть слово Господне к Захарии в четвертый месяца девятаго, иже есть Хаслев 1538 . —82— И посла в Вефиль, Сарасар, и Арсевер 1539 , и мужие его молити Господа, глаголя к священником, иже в храме Господа Вседержителя и к 1540 пророком глаголя: 1541 вниде зде в месяц пятый 1542 святыня 1543 якоже сотвориша 1544 уже многа лета. После показания видений, когда прошёл незначительный промежуток времени, были от Бога другие слова; ибо перед видениями было написано, что в двадесять четвертый первагонадесять месяца, сей есть месяц Сават, во второе лето при Дарии, бысть слово Господне к Захарии Варахиину сыну Адда пророка, 1545 глаголя ( Зах.1:7 ). Но в предлежащих теперь нам созерцаниях указывается после того другое время, именно: в четвертое лето, в четвертый месяц девятаго, иже есть Хасле (очевидно по Еврейскому названию) было дано пророку некоторое богооткровение. А какой был повод к нему, это хорошо можно уяснить из исторического повествования: потому что некоторые не иначе могут уразуметь смысл изъясняемых слов, как только этим способом. В самом деле не совершенно ли необходимо прежде всего узнать, кто такие Сарасар и Арсевер царь и мужие с ним? Что такое

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Важнейшим источником сведений о жизни Л. является его «Автобиография», известная также как «Путь паломника» и «Рассказ паломника о своей жизни»,- запись рассказов Л., сделанная португ. иезуитом Луишем Гонсалвишем да Камарой (ок. 1519-1575) между мартом 1553 и окт. 1555 г. (обстоятельства создания «Автобиографии» описаны в прологе Херонимо Надалем, учеником Л.). Из-за болезни и смерти Л. сочинение не было закончено: повествование доведено лишь до времени создания Об-ва Иисуса, о последних годах жизни Л. не говорится. «Автобиография» не получила распространения, т. к. чтение ее было фактически запрещено генеральным настоятелем Франсиско де Борхой (см. ст. Борджа ) в связи с изданием «официальной» биографии Л., составленной испан. иезуитом Педро де Рибаденейрой (1527-1611). Борха указал на то, что «Автобиография» осталась незавершенной, а противоречия между версиями жизнеописания Л. могли отрицательно сказаться на доверии к этим сочинениям. Лат. перевод «Автобиографии» был впервые опубликован болландистами (ActaSS. Iul. T. 7. P. 634-654), испанский оригинал - в серии «Исторические памятники Общества Иисуса» (1-е изд.: Monumenta Ignatiana. Ser. 4: Scripta de S. Ignatio de Loyola. Madrid, 1904. T. 1. P. 31-98). Современные исследователи подчеркивают, что в структуре и содержании текста заметны влияние ренессансной риторики ( O " Rourke Boyle. 1997), стремление к формулировке иезуитского этоса ( O " Malley. 1993), ориентация на Деяния апостолов; в «Автобиографии» присутствуют агиографические топосы, связанные с борьбой святого со страстями, напр. с тщеславием ( McManamon. 2013). Многие эпизоды жизни Л. намеренно замалчиваются. Вопрос о степени искажений, внесенных в текст Гонсалвишем да Камарой, остается дискуссионным. Тем не менее приведенные в «Автобиографии» данные, в т. ч. информация о мировоззрении Л., считаются достоверными. Важные сведения о духовной жизни и религиозных практиках Л. содержались в «Духовном дневнике», который он вел на протяжении большей части жизни. Однако незадолго до смерти Л. уничтожил почти все записи; сохранились лишь 2 тетради (2 февр. 1544 - 27 февр. 1545).

http://pravenc.ru/text/2110661.html

Варсонофий, святитель, епископ Тверской (Иван Васильевич) († 1576, память 11/24 апреля, 4/17 октября и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился около 1495 года в семье священника г. Серпухова. Юношей, во время набега крымских татар, был захвачен ими и провел в плену около трех лет, научившись там татарскому языку. По освобождении принял монашеский постриг в Московском Спасо-Андрониковом монастыре. Здесь он познакомился с епископом Тверским Акакием, который взял его к себе в Тверь и рукоположил во иеродиакона. С 1544 года (по Строеву – с 1545 года) – игумен Николаевского Пешношского монастыря. В 1555 году возведен в сан архимандрита и послан в Казань в помощь архиепископу святителю Гурию (память 20 июня/3 июля, 4/17 октября и 5/18 декабря) в деле просвещения татар. В 1556 году, по повелению царя Ивана Грозного, с целью просвещения татар в самом городе Казани основал Спасо-Преображенский монастырь с храмами в честь Преображения Господня и святителя Николы Ратного, в котором и был архимандритом. В 1565 году (по другим источникам – в 1567 году) хиротонисан во епископа Тверского. Управлял епархией четыре года. В 1570 году, удрученный болезнями, уволен на покой в Казанский Спасо-Преображенский монастырь. Скончался в монастыре 11 апреля 1576 года. Перед кончиною святитель постригся в схиму, приобщился Святых Христовых Таин и мирно почил о Господе. 4 октября 1595 года обретены его мощи вместе с мощами святителя Гурия. Святитель Варсонофий был настоящий аскет-подвижник, воспитывавший свою душу слезною молитвою и постом. Этот добрый архипастырь отличался замечательными качествами души: смирением, терпением, незлобием и кротостью. Не чуждался святитель и научных познаний для пользы человека. Он изучил врачебное искусство, посредством которого безмездно врачевал телесные болезни людей. Пользуясь же даром рассуждения, он умело врачевал душевные страсти своей паствы. Был он трудолюбив, преуспевая в телесном подвиге во избежание праздности и лености. Примером личной жизни он оказывал благотворное влияние на свою православную паству и на татар, многие из которых принимали Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf 96. Иван IV Васильевич (в иночестве Иона)прозванием Грозный, первый царь всей Руси сын Василия III Ивановича, великого князя Московского и всей Руси, от второго брака с княжной Еленой Васильевной Глинской, дочерью князя Глинского, прозванием Слепой, православного литовского выходца татарской крови. Родился в Москве 25 августа 1530 г.; по смерти отца объявлен государем под опекой матери 3 декабря 1533 г.; по смерти матери попал в опеку князей Шуйских, сперва Василия, за ним Ивана, в 1538 г.; по низвержении князя Ивана Шуйского сделался питомцем князя Ивана Вельского в 1539 г.; лично распоряжал изготовлением Москвы к защите от крымцев летом 1541 г.; увидел опекуном своим снова князя Ивана, Шуйского, которому удалось низвергнуть князя Ивана Вельского в 1542 г.; попав в опеку вместо одного князя Ивана к трем Шуйским, неожиданно велел казнить главнейшего из них, князя Андрея, и объявил себя самодержцем 29 декабря 1543 г.; поставил над всеми князей Глинских, дядей своих, в 1544 г.; казня и милуя крамольных бояр, слал две рати на Казань в 1545 г.; находился три недели при полках в стане у Коломны в 1546 г.; венчался на царство 16 января, вступил в первый брак (с Анастасией, см. 17) 13 февраля, видел уничтожение Москвы пожаром 24-го и убиение князя Юрия Глинского, дяди своего, московской чернью 25 июня, узнал пресловутого попа Сильвестра и, всенародно исповедав грехи своего правления, тут же, на Лобном месте, приблизил к себе Алексея Адашева в 1547 г.; выступив на Казань, возвратился от Нижнего за беспутицей, в 1548 г.; безуспешно осаждал Казань и обнародовал знаменитый Судебник в 1550 г.; учредил постоянное войско стрельцов, предписал Казани условия мира, заложил г. Свияжск и созвал в Москве собор, известный под названием Стоглава, в 1551 г.; после славной осады взял Казань приступом 2 октября 1552 г.; после тяжкой болезни, ознаменованной крамолами бояр у самого одра государя (11 марта), завел в Москве первую на Руси типографию в 1553 г.; честил в Москве Ченслера, капитана первого английского корабля, прибывшего к месту нынешнего Архангельска, и получил известие о покорении державе московской Астрахани 2 июля 1554 г.; заключил первый торговый трактат с Англией, обнародовал Писцовый наказ и заложил Покровский собор ( церковь Василия Блаженного) в Москве в 1555 г.; принял в русское подданство башкиров и мужеством Ивана Васильевича старшего Шереметева в бою на Судбищах (село Новосильского уезда Тульской губернии) избавился от нашествия к Москве крымских полчищ Девлет-Гирея в 1556 г.; начал войну с Ливонией, где, взяты царскими воеводами Нарва, Нейшлот, Нейгаузен, Дерпт, Веэен-берг и опустошен весь край до самого Ревеля в 1558 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗРЗЕ Свт. Григорий Богослов. Роспись притвора ц. Преображения Господня. 1368/69 г. Свт. Григорий Богослов. Роспись притвора ц. Преображения Господня. 1368/69 г. муж. мон-рь в честь Преображения Господня Преспанско-Пелагонийской епархии, кафедра еп. Иераклейского Климента, секретаря Св. архиерейского собора не признанной Поместными Православными Церквами Македонской Православной Церкви. Находится близ с. Зрзе, в 25 км к северо-западу от г. Прилеп (Республика Македония). Однонефную ц. в честь Преображения Господня построил во время правления серб. кор. Стефана IV Душана (1331-1355) мон. Герман, его имя упомянуто в надписи (после 1400) над юж. входом в храм. Мон. Герман мог быть выходцем из Рашки и происходил из знатной семьи, к-рой З. принадлежал до кон. XIV в. Позже с запада к храму был пристроен притвор, где был похоронен ктитор Хайко (мон. Харитон), вероятно сын Германа. В 1368/69 г. притвор был расписан по заказу вдовы Хайко Феодоры и их сыновей Прибила и Приезды. По-видимому, это мирские имена будущих художников Пелагонийского митр. Иоанна и иером. Макария, к-рые были приближенными серб. кор. Марко Мрнявчевича (1371-1395; см. ст. Мрнявчевичи ). После гибели кор. Марко и смерти митр. Иоанна иером. Макарий передал З. на попечение кмета (старосты) Константина и его сыновей Якова, Калояна и Димитрия. В нач. XVI в. мон-рь находился в запустении, затем был возобновлен. В 1538 г. чума унесла жизни 7 монахов, к 1544-1545 гг. в некогда многонаселенном З. осталось 6 монахов. В 1616 г. иером. Виссарион по заказу Стояна Петкова из с. Крапа написал Минею на февр. для нужд обители. Известны имена 2 игуменов З.- Дамаскин (1625; Записи. 6. 10128) и Петроний (1636; Там же. 4. 6761). В это время к ц. Преображения была пристроена ц. святых апостолов Петра и Павла. Согласно преданию, на месте новой церкви албанцы убили пастуха, и поэтому она стала называться «пастушья». В 1791 г. З. захватили турки и осуществляли с его территории набеги с целью грабежа местного населения. В XIX в. к зап. стене ц. св. апостолов Петра и Павла была пристроена колокольня. В 1853 г. с целью исследования рукописей обитель посетил этнограф Стефан Веркович, а в 1899 г.- проф. Лазар Дума. После второй мировой войны русские монахини во главе со схиигум. Ириной возобновили мон-рь, восстановили пострадавшее от национализации хозяйство и создали б-ку рус. эмигрантской лит-ры. З. был жен. мон-рем до 1997 г.

http://pravenc.ru/text/200097.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБЕРТ [нем. Albert, Albrecht v. Brandenburg] (20 или 28.06.1490, Берлин - 24.09.1545, Майнц), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церковный деятель эпохи Реформации . Второй сын бранденбургского курфюрста Иоганна Цицерона. Учился в ун-те Франкфурта-на-Одере. В 1513 г. стал архиепископом Магдебургским и администратором еп-ства Хальберштадт; в 1514 г. был избран архиепископом Майнцским, за совмещение церковных должностей был вынужден заплатить папе Льву X 24 тыс. дукатов. Для уплаты долга Лев X передал А. право на половину доходов от продажи индульгенций в его архиепископствах, что сопровождалось злоупотреблениями. Это породило широкую общественную оппозицию и дало Лютеру повод для обнародования своих «95 тезисов». В 1518 г. А. стал кардиналом. В первые годы Реформации относился к протестантам терпимо. В 1528 г. отказался от власти в гессенских областях своего еп-ства, перешедших в лютеранство , а в 1541 и 1544 гг. за деньги передал еп-ства Магдебург и Хальберштадт сакс. герцогу-протестанту. В 40-х гг. активно способствовал развитию Контрреформации в Германии (Лютер написал против него памфлет «Wider den falschen Abgott zu Halle» (Против фальшивого идола в Галле. 1538)). А. сделал Майнц центром книгопечатания и католич. пропаганды в Германии; первым в Германии предоставил пристанище иезуитам (1543); заботился об улучшении религ. образования детей и о реформировании мон-рей. Вел жизнь светского князя, был покровителем гуманистов и искусств, дружил с У. фон Гуттеном . Сохранились портреты А. кисти А. Дюрера , Грюневальда, Л. Кранаха Старшего. Лит.: Gredy H. Cardinal Albrecht II. in seinem Verhältnis zu den Glaubensneuerungen. Mainz, 1891; Steffen W. Zur Politik Albrechts II. in den Jahren 1532-1545. Mainz, 1897. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: ГАСПАРРИ Пьетро (1852 - 1934), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex iuris canonici)

http://pravenc.ru/text/115836.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДИО [нем. Hedio] Каспар (1494, Этлинген, ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия - 17.10.1552, Страсбург, ныне Страсбур, Франция), реформатор, церковный историк. Окончил лат. школу в Пфорцхайме; в 1513-1518 гг. учился в ун-те Фрайбурга, в 1518-1519 гг.- в ун-те Базеля. В 1518 г. познакомился с В. Ф. Капитоном и У. Цвингли , а также с трудами М. Лютера и стал сторонником реформирования Церкви. В 1520-1523 гг. по рекомендации Капитона, переехавшего в Страсбург, Г. был придворным проповедником и советником архиеп. Альберта Майнцского, но был вынужден оставить место из-за своих протестант. взглядов. В 1523 г. Г. поселился в Страсбурге и вместе с Капитоном и М. Буцером стал лидером местных протестантов; в 1524 г. женился. Принимал участие в религ. конференции в Марбурге (1529), в коллоквиумах в Вормсе (1540) и Регенсбурге (1541), а также был в числе протестант. богословов, подготовивших представление Аугсбургского исповедания на Тридентском Соборе (1545-1563) и выступивших против Аугсбургского интерима (1548). В 1542-1543 гг. вместе с Буцером и др. протестант. богословами Г. работал в Бонне по приглашению архиеп. Германа фон Вида над созданием нового церковного регламента для его земель. Основными сферами интересов Г. стали наука и образование. В 1538 г. он основал в Страсбурге школу, где преподавал НЗ, историю Церкви и патрологию, в 1544 г.- коллегиум Вильгельмитанум, богословскую школу-пансион. Особое внимание Г. уделял переводу, комментированию и публикации трудов святителей Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоуста и блж. Августина Гиппонского, сочинений по истории древней Церкви Егесиппа , Евсевия Кесарийского и Созомена , а также авторов XV в. Иоганна Куспиниана, писавшего об истории Рима и о рим. императорах, и Платина (итал. Бартоломео де Сакки), составившего историю Римских пап. Изд.: Chronica der altenn christiche Kirche aus Eusebio, Ruffino, Sozomeno, Theodoreto, Tertulliano, Justino, Cypriano und Plinio. [Straßburg, 1530]; Synopsis historica rerum gestarum ab anno 1504 ... ad presentem qui est 1538. Basileae, 1538; Chronica der alten chrictlichen Kirhen: Historia ecclesiastica Eusebii Pamphili Caesariensis XI Bücher... Sozomeni, Socratis und Theodoreti. [Strassburg], 1545. Рубрики: Ключевые слова: ГАРНАК Адольф фон (1851 - 1930), немецкий протестант. церковный историк и богослов либерального направления АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ

http://pravenc.ru/text/161887.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОВОЛЯ Доволя [серб. монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы Милешевской епархии Сербской Православной Церкви. Находится близ Колашина на р. Тара. Предание приписывает основание монастыря кор. Владиславу (1234-1242) или кор. св. Милутину (Стефану Урошу II) (1282-1321). Более вероятно, он был основан в кон. XV в. 1-е письменное свидетельство о Д. относится к 1513 г., когда монастырь посетил митр. Герцеговинско-Захумский Иоанн и освободил братию от денежных обязательств перед митрополией. 27 июня 1544 г. митр. Герцеговинский Никанор подтвердил эту привилегию ( Руварац И. О хумским епископима и херцеговачким митрополитима. Мостар, 1901. С. 13). Тур. документы сообщают, что на протяжении XVI-XIX вв. мон-рь неск. раз обновлялся: после 1545 г. по разрешению судьи г. Плевля, в кон. XVI в., в 1632 г. по разрешению тур. султана Мурада IV, в 1799 г., при митр. Герцеговинском Анании ( Записи. 2. 5500), и в 1875 г. В XVII-XVIII вв. Д. имела материальный достаток и неск. раз покупала угодья, виноградники, часто получала дарения верующих, в т. ч. богослужебные книги и сосуды. Т. к. мон-рь находился в труднодоступном месте, в нач. XIX в. в нем прятали от турок мощи свт. Арсения I , архиеп. Сербского. В 1813 г. братия в ответ на просьбу получила помощь от рус. имп. Александра I. В 1833 г., при митр. Герцеговинском Иосифе, в Д. были построены кельи (Там же. 5. 9209). В сер. XIX в. Д. неск. раз подверглась нападениям турок. В 1849 г. мон-рь опустел, в 1875 г. был обновлен, но после пожара 1886 г. вновь опустел. Обновлен в 2007 г. Церковь построена в традициях серб. архитектуры XIII в.: купольное однонефное строение (18,5×6,5 м) с полукружной апсидой и пространным притвором. Лит.: C. за српску ucmopujy из руских архива и библиотека//ССКА. Capajebo, 1922. 53. С. 95, 111; Архитектонски споменици на Тари и под Осоговом, З. 1933. 12. С. 143-153; В. Манастир же. 1934. 13. С. 41-45; Ф. Турски документи ман-ра Св. Троице код 1935. 89. С. 34, 38; Шупут М. Српска архитектура у доба тур. власти: 1459-1690. Београд, 1984. С. 27, 29, 73, 75; С. Уметничко од турског до 1557. г.: Велика обнова: Уметност прве дeцehuje по обнови nampujapшuje (1557-1614)//Ucmopuja српског народа. Београд, 1993. Т. 3. 2]. С. 332, 366. С. Петкович Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178704.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010