Память его празднуется месяца июня в 23-й день и месяца октября в 20-й день † 1545 и Сведения о праведной отроковице Параскеве Пириминской 55 сестре святого Артемия Веркольского Память ее празднуется месяца июня в 23-й день † XVI Житие праведного сего отрока писано по благословению Макария, митрополита Новгородского, и память его, местно чтимая, совершается 20-го октября над ракою его мощей. Артемий родился в 1532 г. в Двинском округе, над рекою Пинегою в селении, называемом Веркола. Известны имена его родителей, Косьмы и Аполлинарии, которые воспитывали его во всяком благочестии. С пятилетнего возраста отрок начал уже чуждаться детских игр и, несмотря на слабые силы, приучался возделывать землю, как бы поспешая принести Богу плоды трудолюбия краткой своей жизни. В столь ранние годы он сделался помощником отцу своему, послушный ему как Исаак. Свободное же от трудов время посвящал на молитву, ибо возлюбил Господа Бога паче всего. Артемий был уже двенадцати лет. Однажды в поле помогал он родителям, бороня вспахиваемую землю. Внезапно, Божиим изволением, поднялся бурный ветер, и черная туча покрыла небо, прокатился гром над головою отрока, и мертвый пал он на землю, хотя и не коснулась его молния. Однако общее было поверие, что отрок убит громом, как бы назнаменованного судом Божиим. Его положили на пустом месте, в сосновом лесу, непогребенным и далеко от церкви. Но Господь, прославляющий своих угодников, прославил и сего отрока. Протекло 28 лет после его кончины. Случилось клирику церкви Святителя Николая, по имени Агафоник, идти лесом мимо того места, где лежало тело, всеми забытое. Внезапно воссиявший свет обратил внимание путника на отроческое тело, ничем не поврежденное через столько лет. По разнесшейся о том молве собрались окрестные поселяне; без всякого рассуждения и без молитв подняли они обретенное тело и положили его в паперти церкви Святителя Николая. В тот же год, по грехам людей, повальная болезнь свирепствовала в Двинском округе и много похитила жертв, особенно из числа жен и детей, ибо Господь часто посещает нас болезнями для нашего вразумления. Некто Каллиник, крестьянин Веркольского селения, имел сына, который сильно страдал лихорадкою. Много молился он об исцелении своего детища и, наконец, молитвенно обратился к блаженному Артемию, чтобы помог единолетнему с ним отроку. Отец снял с гробницы берестовой покров, положил его на грудь сына, и внезапно оставил больного долговременный недуг. Обрадованный отец объявил поселянам о чудном исцелении. Все начали притекать к блаженному отроку, и миновалась общая болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

33. Иоанна Калеки (1335–1347) тридцать четыре документа, из коих два касаются брачного права (воспрещение посвящения клирику, обручившемуся сначала с одной и женившемуся впоследствии на другой, послание к митрополиту Трапезундскому с требованием не терпеть более конкубината императора Василия II Комнена Трапезундского), три о волшебстве 1531 и одно послание к русскому митрополиту Феогносту об открытии мощей св. Петра митрополита 1532 . 34. К патриаршеству Исидора (1347–1350) относится семнадцать документов, в том числе завещание патриарха 1533 и постановление о присоединении Галицкой митрополии к Киевской 1534 , а также грамота, призывающая галицкого митрополита на суд 1535 . 35. К патриаршеству Каллиста (1350–1354, 1355–1364) относится пятьдесят документов, из коих два относятся к брачному праву (синодальный акт о бракосочетании между царевичем Андроником, сыном Иоанна Палеолога, и дочерью царя болгарского Иоанна-Александра, и запрещение браков, заключаемых в раннем возрасте) 1536 , и два к делам русской церкви (деяние о русском и литовском митрополитах и грамота к Роману Литовскому митрополиту) 1537 . 36. К патриаршеству Филофея Коккина (1354–1355, 1364–1376) относятся сто сорок пять документов, из числа коих одно послание направлено против развращения нравов и в нем напоминается запрещение третьего и четвертого браков 1538 , и 17 относятся к делам русской церкви 1539 . Может быть к этому времени, или же к патриаршеству Каллиста, относится определение, ограничивающее тремя случаями препятствия к браку по причине духовного родства 1540 . Кроме того сохранились замечания Филофея, адресованные к Арменопулу, о политических анафемах, при чем патриарх присоединяется к мнению Златоуста и Вальсамона 1541 . 37. К патриаршеству Нила Керамевса (1380–1389) относится шестьдесят пять документов 1542 , из коих один об устройстве антиминсов 1543 и пять по делам русской церкви 1544 . Кроме того вероятно Нилу принадлежит послание константинопольского патриарха к одному русскому игумену (по предположению Сергию Радонежскому) об иноческой жизни 1545 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Но чаще на гробнице, а также, очевидно, непосредственно на мощах, находившихся в ней 1529 , имелись один или даже несколько покровов. Подобным образом были оформлены раки свт. Петра и Ионы в московском Успенском соборе 1530 , преп. Иосифа Волоцкого в приделе Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря 1531 , преп. Кирилла Белозерского в приделе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1532 , свт. Иоанна и Никиты в новгородском Софийском соборе 1533 , преп. Варлаама в Преображенском соборе Новгородского Хутынского монастыря 1534 , преп. Антония Римлянина в Рождественском соборе Новгородского Антониева монастыря 1535 , св. Михаила Клопского в приделе Троицкого собора Троицкого Клопского монастыря 1536 , преп. Антония в Троицком соборе Антониева Сийского монастыря 1537 , пред. Зосимы и Савватия в приделе Преображенского собора Соловецкого монастыря 1538 , св. Саввы Крыпецкого в подклете придела Саввы Сербского собора Иоанна Богослова Крыпецкого монастыря 1539 . Можно предположить, что на большинстве или даже на всех перечисленных раках лежали покровы с шитым изображением святого, тем более что до нас дошел целый ряд лицевых надгробных покровов XVI в. как некоторых упомянутых, так и других русских святых 1540 . Действительно, если не всегда, то, по крайней мере, в праздничные дни лицевые покровы украшали раки свт. Петра и Ионы московских 1541 , Иосифа Волоцкого (в 1572 г.), Кирилла Белозерского, свт. Иоанна и Никиты новгородских, Варлаама Хутынского и Антония Римлянина 1542 . Однако на гробницах Савватия, Зосимы (до 1582 г.) 1543 , Антония Сийского (до 1597 г.) 1544 , свт. Германа Казанского в 1614 г. 1545 лицевых покровов не было. Следовательно, лицевой покров, видимо, был желательным, но не обязательным элементом надгробного комплекса рассматриваемого времени. Документы свидетельствуют, что на одной раке лицевой покров мог сочетаться с одним или несколькими покровами, на которых присутствовало только изображение креста 1546 . Иногда гробница была просто покрыта дорогой тканью 1547 . Согласно Описи 1601 г., на лицевой части каменной гробницы Кирилла Белозерского имелась «пелена привесная бархат зелен гладкой, а на ней нашиты три кресты миткальные белы», которая сочеталась с покровами обоих типов 1548 . По-видимому, подобные пелены не были исключением в то время, о чем свидетельствует упоминание о трех пеленах при раке Никиты Новгородского в Софийском соборе 1549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконописные образы П. Т. находятся в его келье и в часовне на Старом кладбище на месте его погребения, в церквах Таганрога и Ростовской-на-Дону епархии, в храме-памятнике во имя П. Т. (пос. Матвеев Курган Матвеево-Курганского р-на Ростовской обл.), в ц. Казанской иконы Божией Матери (пос. Панино Воронежской обл.), а также в храмах Крыма, Украины, за рубежом, в т. ч. в США, на Афоне, на Св. земле, на Патриаршем подворье в Бари (Италия). Мастерами выполнены поясные и ростовые иконы П. Т. в иконописной и живописной манерах, есть варианты изображения на фоне храмов Таганрога, с просфорой и со свечами в руках, босиком и в сапогах, на седалище с подножием, с развернутым свитком в руке (текст наставления из акафиста П. Т.). Его образ вводится также в композиции с образами местных святых - покровителей юга России. Лит.: Жизнь и подвиги в Бозе почившего прозорливого старца - подвижника Павла (Павловича) Таганрогского (записанные после смерти старца живущей в его келии посл. Марией Цурютиной на основании сказаний о нем лиц, живших с ним и знавших его). М., 1911; Русский паломник/Валаамское об-во Америки. 1999. 20. С. 80-83; От земли до неба: Чудеса и Житие блж. Павла Таганрогского. Р.-н/Д., 2004; Святой прав. Павел Таганрогский. Р.-н/Д., 2016. Прот. Алексий Лысиков Рубрики: Ключевые слова: АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2578577.html

1520 Ср.: Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982. С. 322; Новосельцев А. П. Арабские источники. . . С. 26; Горский А. А. Древнерусская дружина. С. 96. 1528 Дьяконов М. А. Очерки... С. 185; ПРП. М., 1953. Вып. II. С. 46: Щапов Я. Н. 1) Смоленский устав князя Ростислава Мстиславича//Археографический ежегодник за 1962 год (к 70-летию академика М. Н. Тихомирова). М., 1963. С. 41; 2) Церковь в системе государственной власти древней Руси//Новосельцев А. П. [и др.]. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965 С. 280; 3) Княжеские уставы и церковь в древней Руси XI-XV вв. М., 1972. С. 148; 4) Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 78–79; Алексеев Л . В. 1) Устав Ростислава смоленского 1136 г. и процесс феодализации Смоленской земли//Slowaniew dziejach Europy. Poznan, 1974. С. 109; 2) Смоленская земля в IX-XIII вв.: Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии М., 1980. С. 110. 1532 Нельзя поэтому согласиться с А. И. Роговым и Б. Н. Флорей в том, что полюдье – это «наезды дружины на земли восточнославянских объединений, лежавших за пределами «Русской земли», во время которых дружина, взимая дань, «насиляше» местное население» (Развитие этнического самосознания... С. 105). Полюдье не было связано с насилием, поскольку в основе его лежал «дар» – Добровольные приношения людей своим правителям. 1533 Алексеев Л. В. Смоленская земля... С. 110. См. также: Алексеев Л. В. Устав Ростислава смоленского... С. 110. 1537 См.: Фроянов И. Я. 1) Смерды в Киевской Руси//Вестн. Ленингр. ун-та. 1966, 2; 2) Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. Л., 1974. С. 113–126. 1545 Характерен в этой связи сам термин «полюдье», восходящий к слову «люди». На языке восточных славян «люди» есть «свободные члены рода, свои среди своих» (Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986. С. 144). Важно подчеркнуть, что в эпоху родового быта «людьми» называли «своих» (Там же). В Лревней Руси люди выступали как «свободные подданные, народ, подвластный, но «свой " » (Там же. С. 141). Отсюда и полюдье – это сбор со «своих», но не с «чужих». Последние, как мы знаем, платили дань.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Житие прп. отца нашего Макария, Калязинского чудотворца. Калязин, 18844; АСЭИ. М., 1964. Т. 3. 178 а, 178 б; Древнерус. Патерики/Сост. Ольшевская А. А., Травников С. Н. М., 1999. С. 197; Крушельницкая Е. В. Зап. о Макарии Калязинском//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 308-314; Минея (МП). Май. Т. 3. С. 379. Лит.: Беллюстин И. С. Записка о городе Калязине//Архив ист. и практ. сведений, относящихся до России. СПб., 1861. Кн. 2. Отд. III; Лебедев А. Описание Троицкаго Колязина муж. первокл. мон-ря Тверской епархии. Ярославль, 1867; Хрущёв И. Исследование о соч. Иосифа Санина, прп. игум. Волоцкого. СПб., 1868. С. 3; Жмакин В. Митр. Даниил и его соч. М., 1881. С. 217; Руммель В. В. , Голубцов В. В. Родословный сб. рус. дворянских фамилий. СПб., 1886. Т. 1. С. 380-381, 520; Т. 2. С. 805; Предтеченский Н. С. Кожино, что при р. Кашинке, Кашинского у.//Тверские ЕВ. 1891. 9. Ч. неофиц. С. 256-261; Крылов П. Троицкий Калязин первокл. муж. мон-рь. Калязин, 1897; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 124; Виноградов И. А. Археол. экспедиция в с. Кожино и города Кашин, Калязин и Углич. Тверь, 1901; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553; Димитрий (Самбикин). Тверской Патерик. Каз., 1907. С. 49-53. Прил. С. Х; Веселовский С. Б. Село и деревня в сев.-вост. Руси XIV-XVI вв. М.; Л., 1936; Зимин А. А. К изучению фальсификации актовых мат-лов в Рус. гос-ве XV-XVII вв.//Тр. МГИАИ. М., 1963. Т. 17. С. 399-428; Пономарёва И. Г. Прп. Макарий Калязинский//Ист. вестн. 2001. 1. С. 64-79. И. Г. Пономарёва Рубрики: Ключевые слова: АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (1816-1869), св. прав. (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых) ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне

http://pravenc.ru/text/150809.html

23-е Св. муч. Агрипины Св. Агрипина девица, Римлянка, страдала в Риме в гонение Валерианово, 258 года. Её обнажённую бичевали палками до сокрушения костей и наконец связали верёвками так сильно, что она умерла в муках. Благочестивые христианки Васса, Павла и Агафоника перенесли тело её в Сицилию, в городок Мены (Menae) близ Сиракуз, и там похоронили; а в царствование Константина Великого положены мощи её там же в церкви, посвящённой её имени. † Преставление преподобного Артемия Вервольского Праведный Артемий родился в Двинском округе, на р. Пинеге, в селении Верколе, в 1532 году. Родители его, Козма и Аполлинария, воспитывали его в страхе Божием и с пяти лет он уже более, чем можно было ожидать от его возраста, чуждался всего обыкновенного в мирской, грешной жизни, – был тих, кроток, Богобоязлив, но к родителям был послушен; он делил с ними занятия земледелия, сколько мог, – по силам. Раз на 13 году был он вместе с отцом в поле. Неожиданно нашла туча, разразился гром, и Артемий пал мёртвый, хотя и не коснулась его молния, как это дознано после. Тело его положили в пустом месте, в сосновом лесу, не погребённым и вдали от церкви: мнение простоты сочло его состоящим под судом Божиим. Праведный отрок скончался 23 июня (1545 г.). Прошло 28 лет после того. Клирик села Агафоник шёл лесом, мимо того места, где лежало тело, всеми забытое. Он увидел над тем местом свет, подошёл и нашёл нетленное тело отрока. По разнесшейся о том молве собрались крестьяне, перенесли тело и положили его в паперти церкви свят. Николая. Бог прославил мощи праведника чудесами. В тот год свирепствовала в Двинском округе злокачественная лихорадка, и очень многие умирали от неё, особенно дети. Сын селянина Каллиника сильно печалил отца своего болезнью: отец молился, потом пошёл – взял лоскут бересты, покрывавший нетленного Артемия, положил его на грудь умиравшего сына, и больной стал здоров. Обрадованный отец рассказал о том в селении и начали притекать с мольбами к праведному отроку. При перенесении мощей из паперти в придел, женщина, имевшая расслабленного младенца, приложила его к гробу блаженного, и младенческая рука в туже минуту окрепла.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наиболее распространенным иконографическим изводом является поясной прямоличный образ с богослужебными атрибутами - потиром, Евангелием. На иконах И. К., прославленного в РПЦ в чине праведника, прослеживаются иконографические признаки святительского чина, чина преподобных, праведников, существуют отдельные примеры изображения атрибутов пророков. Такая широкая трактовка образа И. К. оправдана особенностями его личности и подвижнического служения. Лит.: Духовные светочи России. С. 252-253. Кат. 231-233; Обретение портрета: Св. прав. Иоанн Кронштадтский: Кат. выст. М., 2001; Современная правосл. икона: Альбом. СПб., 2003; Кутейникова Н. C. Иконописание России 2-й пол. XX в. СПб., 20052. С. 98-112; СПбЕВ. 2005. Вып. 33: [Юб. вып. к 300-летию основания г. Кронштадта]; Образ Божий: Икона, стенопись, мозаика. СПб., 2009. Прот. Геннадий Беловолов,С. Е. Большакова Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИОАНН Александрович Кочуров (1871-1917), прот., сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп.

http://pravenc.ru/text/471321.html

За 7 лет до преставления А. С. его ученик и духовный сын Даниил, впавший в тяжелую болезнь, видел во сне А. С. с братией в раю. А. С. повелел Даниилу подвизаться и спасаться, если он хочет быть вместе с ним. После видения Даниил проснулся исцеленным, построил церковь в своем селении. Перед смертью А. С. избрал 4 преемников и просил свт. Макария поставить одного из них игуменом и позаботиться о мон-ре. Погребен А. С. был в «отходной пустыни», близ ц. Преображения Господня, с правой стороны алтаря. У А. С. было много учеников, его подвиги имеют большое значение для развития севернорус. монашества. Один из первых его учеников - боярин Андрей Завалишин (в иночестве Адриан). Житие свт. Московского Филиппа (Колычева † 1569); свидетельствует, что при постриге в Соловецком мон-ре он был поручен старцу Ионе (Шамину; † 1566), к-рый назван «сопричастником преподобному отцу нашему Александру Свирьскому». А. С. посылал к прп. Кириллу Новоезерскому († 1532) своего ученика прп. Никифора Важеозерского († 1557). По благословению А. С. прп. Геннадий Костромской († 1565) принял постриг у прп. Корнилия Комельского († 1537). А. С. дважды являлся прп. Никандру Псковскому († 1581) и наставлял его. Прп. Александр Свирский. Икона. XVI в. (ЦМиАР) Прп. Александр Свирский. Икона. XVI в. (ЦМиАР) Почитание святого началось сразу после его преставления. Уже в 1545 г. (об этом сообщает завершающая глава жития - «О списавшем житие святого») ученик, постриженик и преемник святого по игуменству Иродион (Кочнев) написал житие А. С. по благословению митр. Московского Макария и архиеп. Новгородского Феодосия . В 1547 г. А. С. был канонизирован на Соборе к общецерковному почитанию. В 1561 г. в честь А. С. был освящен один из приделов собора Покрова на Рву в Москве. После Собора житие А. С. в числе др. житий новопрославленных рус. святых вошло в состав 2 списков Макарьевских Четий-Миней . Один из списков - Успенский (ГИМ. Син. 997) был вложен в кафедральный московский собор в 1552 г., хотя закончен был, вероятно, уже в 1550 г. В XIX в. было высказано предположение о том, что Успенский список содержит первоначальный текст жития А. С., написанный игум. Иродионом. Все исследователи отмечают компилятивный характер текста: игум. Иродион заимствовал фрагменты из лучших древнерус. житий: преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского , Пафнутия Боровского. Тем не менее рассказ получился стройным и цельным, тесно связанным с историческими реалиями XVI в., хотя и не лишенным отдельных сюжетных неувязок. Житие А. С. сохранилось в большом числе списков и послужило источником для нек-рых позднейших житий др. святых. Предполагается, что служба А. С., тесно связанная с житием, также написана игум. Иродионом (списки службы XVII в.: ГИМ. Син. 649; ГИМ. Син. 650).

http://pravenc.ru/text/64396.html

61 Палицын Авраамий (ум. 1626) – келарь Троице-Сергиева монастыря, автор «Сказания» об осаде монастыря поляками 1608–1610 гг., ценнейшего источника по истории начала XVII в. 62 Ртищев Федор Михайлович (1626–1673) – государственный и культурный деятель; с 1645 г. – стряпчий, далее постельничий, дворецкий; с 1656 г. – окольничий. Ближний советник царя Алексея Михайловича; возглавлял приказы: Большого Дворца, Тайных дел и др.; организовал т. н. «Ртищевское братство» – школу при Андреевском монастыре, предшественницу Славяно-Греко-Латинской академии в Москве. 63 Алексей Алексеевич (1654–1670) – царевич, старший сын царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны. 64 Мария Ильинична Милославская (1625–1669) – русская царица, дочь боярина Ильи Даниловича Милославского (ум. 1668 г.), возглавившего русское правительство после Московского восстания 1648 г. Первая жена царя Алексея Михайловича, мать царевича Алексея, царей Федора Алексеевича и Ивана V Алексеевича, правительницы царевны Софьи. 65 Федор Алексеевич (1661–1682) – царь, вступил на престол после смерти Алексея Михайловича (1676 г.). 67 Курбский Андрей Михайлович (1528–1583) – политический и военный деятель, писатель; из рода ярославских князей. Входил в Избранную раду, участвовал в казанских походах 1545–1552 гг.; был в те годы близок к Ивану Грозному. Во время Ливонской войны с 1561 г. – во главе русских войск в Прибалтике. Опасаясь опалы, 30 апреля 1564 г. бежал в Литву. Возглавлял одну из польских армий в войне против России. В 1564–1579 гг. направил три послания Ивану Грозному, составившие их знаменитую переписку. Автор памфлета «История о великом князе Московском». 68 Юрий Васильевич (1533–1563) – младший сын царя Василия III Ивановича, брат Ивана Грозного, князь Углицкий. Политической роли не имел. 69 Шуйский Иван Васильевич (ум. 1542) – боярин с 1532 г., на протяжении 1538–1542 гг. был дважды фактическим правителем страны 70 Бельские – боярский и княжеский род, Гедиминовичи. Из них: Дмитрий Федорович (ум. 1551) – правитель страны в малолетство Ивана IV; Иван Федорович – в 1540–1542 гг. возглавлял правительство и был свергнут заговором группировки Шуйских; Иван Дмитриевич – боярин с 1560 г., с 1565 г. возглавил боярскую думу в земщине, участник Земского собора 1566 г. Погиб с семьей в 1571 г. при набеге на Москву крымских татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010