Шустик : кн. Иван Иванович Жировой-Засекин [см. Жировой, Засека], начало XVI в.; Артемий Шустик, крестьянин, 1564 г., Олонец [Ср. Шуст] Шутиха , князья Дмитрий и Андрей Всеволодовичи Мезецкие, «оба Шутихи» (родословцы) Шутиха – шут Шутов Коняй [см.. Коняй] Авдиев, крестьянин, 1536 г., Переяславль Шухертов Артемий Юрьевич, 1635 г. Шухновы Парша и Константин, псковичи, сведенные до 1565 г. в Казань на житье Шухобалов Аким Борисов, писчик, 1399 г., Нижний Новгород Шушера, Шушерин : Асташ Шушера, крестьянин, 1564 г., Олонец; Борис Шушерин, дворянин в свите вел. кн. Елены, 1495 г.; Шушерины, конец XVI–XVII в., Новгород Шушера – дрянь, отбросы Шушлепа ( Шушлеба ) Борис Федорович Товарков-Пушкин [см. Товарко, Пушка], вторая половина XV в. Шушлепа, шушлепень – увалень, лентяй, лежебок Шушнин Никифор, крестьянин, 1650 (1656? – С. В.) г., Углич Шушпан, Шушпанов : кн. Василий Юрьевич Шушпан Шелешпанский, конец XV в.; Шушпановы, крестьяне, 1545 г., Ярославль Шушпан – женская кофта, сарафан, балахон Щ Щавей Тимофеевич Бачин [см. Бачины], 1495 г., Новгород; Щавей Леонтьевич Скрябин сын Травин [см. Скряба, Трава], казнен в 1497 г. одновременно с Владимиром Гусевым; Щавей Отавин [ср. Отава], дворянин, 1577 г. Щавей – щавель Щадиглаз Федор, крестьянин, конец XV в., Московский уезд Щапихин см. Щепиха Щеглов Григорий Федорович, 1597 г., Нижний Новгород; Щеглов Петр, помещик, 1608 г., Нижний Новгород Щеглятев Богдан Никитич, 1585 г., Псков Щеголь, Щеголев : Кирилл Иванов Щеголь, 1564 г., Олонец; Григорий Иванович Щеголь Нагой [см. Нагой], дворянин 1-й статьи на Земском соборе, 1566 г.; Леонтий Степанович Щеголев, конец XVI в., Новгород Щегорбут Григорий, крестьянин, 1628 г., Белев Щедрин Кузьма, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Щедра, щерба – изъян Щека, Щекин : Щека Стогинин [см. Стогинин], землевла делец, первая половина XV в., Белоозеро; Алексей Григорьевич Щекин, дьяк вел. кн. Ивана, 1503 г.; от него – Щекины Щека Кривая см. Кривая Щека Щека Сеченая см. Сеченая Щека Щекалов Семен Иванович, 1532 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Спасо-Кижского погоста, 1-я четв. XVIII в., ГИАМ «Кижи). Н. обычно предстает в виде средовека или старца в пророческих одеяниях. В памятниках на стыке западно-христианской и визант. традиций встречаются варианты его изображения с платом на голове (мозаики в соборах в Монреале, Сицилии и Сан-Марко в Венеции). Текст на свитках рус. икон воспроизводит фрагмент Пс 32. 13-15: «С небес призирает Господь, видит... сынов человеческих». Иконописный подлинник алфавитной редакции (в составе Сборника) XVII в. (РНБ. Q.XVII. 32. Ф. 550. Л. 217 об.) приписывает Н. пророчество Гада (2 Цар 24. 1-13): «Нафан рече: Гсдь отъят согрешение твое от тебе неимаше умерети. И рече: избери себе едину: три лета глад на землю твою или три мсцы бе быти пред враги твоими или три дни смерти быти в земли твоей». В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) изображение Н. описывается следующим образом: «Пророк Нафан, старец плешивый, с круглою бородою» (Ерминия ДФ. С. 83 25)). Также в Ерминии содержится описание 2 сцен: «Давид, обличенный Нафаном, покаялся в грехе Ерминия» («В царском чертоге у золотого престола Давид преклонил колена. Пред ним стоит пророк Нафан и говорит ему на хартии: «отьял Господь грех твой». Подле него ангел влагает меч свой в ножны (2 Цар. 12)» - Там же. С. 66 81)) и «Помазание Соломона на царство» («Давид сидит на престоле. Пред ним стоит Соломон, а один иерей помазывает его елеем из рога. В другом отделении этой картины Соломон сидит на златоубранном коне; позади него стоят священники и народ, играющий на разных инструментах, а впереди пророк Нафан (3 Цар. 1)» - Там же. С. 67 83)). М. И. Антыпко Рубрики: Ключевые слова: АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2564764.html

См. 21 мая и 26 авг. Тропарь, Кондак, Парем. и прочее см. 21 мая. Все последование службы этого праздника напечатано в Мес. Минее. Там же см.: «Аще прилучится Сретение (иконы) Богородицы в неделю». Мучч. и с ними отрока рвана и прочих, пострадавших при Максимиане, в начале IV в. Св. Евстохий, бывший языческий жрец, во принятии крещения от Евдоксия, епископа Антиохийского, был поставлен во пресвитеры. В городе Листре он крестил своего племянника Гаия и всех, живших в его доме. В гонения Максимиана в Анкире Галатинской все они были подвержены страшным истязаниям, а потом усечены мечом. Преставление св. праведного Веркольского. Он родился в 1532 году в селе Верколе на реке Пинеге Пинежского уезда, Архангел. губ. Воспитанный родителями в страхе Божьем, тихий, кроткий, богобоязненный, послушный родителям, он 13-ти лет, отправившись однажды вместе с отцом своим в поле, пад на землю, пораженный молнией, в 1545 г. Мнение простоты признало смерть его судом Божьим и тело его было оставлено не погребенным в сосновом лесу. Но впоследствии (в 1577 г.) мощи св. Артемия чудесно были обретены нетленными и были положены на паперти Николаевской церкви села Верколы. В 1584 г. св. мощи были перенесены с паперти в особый придел, устроенный Веркольцами. В 1619 г. св. мощи были свидетельствованы и перенесены (6 дек.) в самый храм святит. и чудотв. Николая. Через некоторое время Николаевский храм в с. Верколе сгорел, причем обгорели и мощи св. Артемия; тогда, в ограждение от таких несчастий, над ними была устроена особая часовня. Между тем чудотворения не преставали истекать от св. мощей, и слава о св. Артемии распространялась далеко. Новгородский митр. Киприан (1635–1649 г.) послал снова освидетельствовать св. мощи, своей подписью подтвердил доставленную ему роспись исцелений и прислал в церковь села Верколы вновь составленную службу. Ныне мощи св. Артемия почивают под спудом в Веркольском мон. (см. Арханг. еп.). См. 20 окт. Святителя Германа, архиепископа Казанского. См. 25 сент. и 6 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VII. Основные направления монастырской колонизации в XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 5. Монастырская колонизация на Западе В области, лежащей к западу от Московского центра, в XVI–XVII вв. появилось 23 новых монастыря: 15 городских и 8 загородных. На первом месте стоит Новгородская земля, где возникло 9 обителей. Две из них были основаны великими подвижниками благочестия: Кирилло-Новоезерский монастырь — прп. Кириллом Новоезерским († 1532), и Троицкий Ирапский монастырь — прп. Филиппом († 1527); обе обители появились около 1517 г. Из других монастырей следует упомянуть Богородицкий монастырь в городе Тихвине. Основан он был по приказу царя в 1560 г. в память о явлении в Тихвине в 1383 г. чудотворной иконы Божией Матери, пользующейся большим почитанием у русского народа . В Псковской земле преимущественно появлялись городские монастыри, например, в самом Пскове в XVI в. основано было кроме мужских 4 женских монастыря . Из монастырей, расположенных вне Пскова, особого упоминания заслуживает Псково-Печерский монастырь, основанный в XV в., в конце этого же столетия разрушенный ливонскими немцами и возобновленный около 1520 г. Сравнительно много монастырей построено было в Смоленской земле. Прп. Герасим Болдинский († 1554) основал четыре обители. Самая знаменитая из них — Свято-Троицкий Болдинский монастырь (1528), примерно в 18 км от города Дорогобужа; через несколько лет после этого св. Герасим основал Предтеченский монастырь (около 1535 г.) в лесах, в окрестностях Вязьмы, потом он отправился на юг в непроходимые брынские леса и там, на реке Жиздре, основал Введенский монастырь (между 1535 и 1545 гг.), последним из основанных им монастырей был Рождественский, около города Дорогобужа. Для обителей, основанных прп. Герасимом, характерно большое число иноческой братии. Например, в Болдинском монастыре уже в середине XVI в. спасалось больше 100 иноков, пустыни в брынских лесах насчитывали до 40 монахов. Прп. Герасим во всех основанных им монастырях вводил строгий общежительный устав . Болдинский монастырь постепенно приобрел много земельных владений и в XVII в. развернул бурную хозяйственную деятельность .

http://sedmitza.ru/lib/text/436516/

624 ...желаше бо от Бога Юрьи за святыя церкви... кровию внчатися, и по его желанию еже и бысть. – Юрий Иванович Замятнин погиб 28 июня 1521 г. в битве с крымскими татарами Мегмет-Гирея на реке Оке, неподалеку от Серпухова. Крымцы напали на русское войско внезапно, сумев скрытно переправиться через реку; среди погибших были и воеводы, в том числе и Ю. И. Замятнин. 625 ...по 4 кафизмы, да по два кануна переменные... да иефимонъ, да полунощницу... – Кафизма – название каждого из 20 разделов Псалтыри. Канон (канун) – богослужебное песнопение, состоящее из девяти песен, в честь церковного праздника или в похвалу святого. Ефимон (мефимон) – великое повечерие (павечерница), церковная служба. Полунощница – церковная служба, которая первоначально совершалась в полночь, а позднее – в любой час перед утреней или вместе с нею. 626 ...книгъ... много преписалъ, иже и донын въ обители Пречистой, в Осифов монастыре... – Согласно описи 1545 г. в библиотеке Иосифо-Волоколамского монастыря хранилось 13 рукописей «письма Фотеева». Большая часть созданных им рукописных книг имеет богослужебное содержание, однако в составе сборников Фотия имеются «четьи» произведения: Повесть о Евстратии, Прение Живота и Смерти, Хронограф русский и др. См. подробнее: Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 25, 28, 29, 31, 32, 34, 40. 627 ...прихожаше святая четыредесятница и святая Страстьная неделя... – Четыредесятницей называют Великий пост , установленный в подражание Моисею и Иисусу Христу, которые 40 дней постились в пустыне. Страстная неделя – последняя неделя Великого поста, посвященная воспоминаниям о страданиях Иисуса Христа. 630 Старца Фотея ученикъ Исайя повда. – Исайя Ртищев был одним из последних учеников старца Фотия Волоцкого. Род Ртищевых происходил из Раховского стана Волоцкого уезда и имел постоянные контакты с Иосифовым монастырем. Отец Исайи – Ртище Васильев, сын Александров, неоднократно упоминается в актовых материалах Иосифо-Волоколамского монастыря. Исайя Ртищев (в миру – Сидор, или Исидор) постригся в монастыре Иосифа в 1532–1533 гг. и дал за собой игумену Нифонту Кормилицыну сельцо Ивашево «са всем, что к тому сельцю истарины потегло». До Исайи в монастыре постриглись его братья – Иона, Федор, Даниил и Ермолай. Исайя Ртищев пришел в монастырь в зрелом возрасте, ибо во вкладной записи упоминаются его жена и дети. Инок Исайя был близок к игумену Гурию Руготину, который в 1555 г. стал архиепископом Казанским, а Исайю назначил своим казначеем и увез с собою в Казань. Последние известия об Исайе Ртищеве относятся к 1558 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память святого Артемия Веркольского молитвенно почтили в храмах Архангельской епархии 3 ноября 2016 г. 10:14 Богослужения в день памяти святого Артемия Веркольского 2 ноября 2016 года прошли в храмах Архангельской епархии . Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил в этот день Божественную литургию в домовом храме Феодоровской иконы Богородицы при епархиальном управлении. Вечер в честь 25-летия возрождения Артемиево-Веркольского монастыря пройдет в Архангельской областной библиотеке имени Н.А. Добролюбова. Праздник состоится 6 ноября (воскресенье). Участники восстановления монастыря и паломники поделятся воспоминаниями. Гостем вечера станет православная певица из Москвы, лауреат Всероссийских конкурсов Анна Широченко. Она представит новый диск «Сыне мой, сыне» и исполнит песни, написанные ею на стихи военных поэтов, и духовные произведения. «Праведного отрока Артемия и Веркольский монастырь очень любил святой Иоанн Кронштадтский. В обители пока нет иконы этого угодника Божия, поэтому наместник монастыря архимандрит Иосиф (Волков) благословил собрать пожертвования на ее создание. Так что все желающие могут внести свой вклад в это благое дело», — рассказала пресс-секретарь Пинежского благочиния Людмила Соснина. Начало вечера в 15 часов. Вход свободный. Святой Артемий родился в селении Верколе Двинского округа в 1532 году. Как гласит житие, праведный был отроком терпеливым и кротким. 23 июня 1545 года 13-летнего Артемия и его отца застигла в поле гроза. При одном из ударов грома отрок упал замертво. Люди подумали, что это знак суда Божия, а потому оставили тело в сосновом лесу непогребенным. Через 28 лет сельский клирик увидел свет над местом, где лежало нетленное тело праведного. По молитвам перед мощами стали происходить многие исцеления. Позже в селении был основан Веркольский монастырь. После гражданской войны начала ХХ века монастырь не избежал общей участи и был закрыт богоборческими властями. В годы Великой Отечественной войны в монастырских зданиях размещался детский дом для эвакуированных и бездомных детей. В послевоенное время помещения занимала вспомогательная школа-интернат, а затем общеобразовательная школа. В 1990 году здания монастыря были переданы Церкви, и 5 августа, после 70-летнего вынужденного перерыва, прошло первое богослужение в часовне, на месте преставления святого Артемия. 17 ноября того же года в малом Никольском приделе Артемиевского храма состоялась первая Божественная литургия. Решение об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря принял Священный Синод Русской Православной Церкви 25 декабря 1991 года. Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Святой праведный Артемий Веркольский Святой праведный Артемий Веркольский родился в селении Верколе Двинского округа в 1532 году. Сын благочестивых родителей, Артемий был отроком терпеливым, кротким и прилежным ко всем добрым делам. 23 июня 1545 года тринадцатилетний Артемий и его отец были застигнуты в поле грозой. При одном из ударов грома отрок Артемий упал мертвый. Люди подумали, что это знак суда Божия, а потому оставили тело в сосновом лесу непогребенным. Через 28 лет сельский клирик увидел свет над местом, где лежало нетленное тело праведного Артемия. Перенесенные в храм святые мощи явились источником многих исцелений. Позже в этом селении был основан монастырь, названный Веркольским. Память праведного Артемия совершается еще 20 октября . Иконописный подлинник Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 3). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Русь. XVII. Св. Артемий и мч. Уар. Икона. Русь. XVII в. (около1670 г.). 33 х 28. ГТГ. Москва. Русь. XVII. Св. Артемий Веркольский. Икона. Русь. XVII в. Пинега. XVIII. Праведный Артемий с житием. Холмогорская и Важская епархия (Пинега). 1-я треть XVIII в. 113 х 78. Из Никольской ц. деревни Едома Пинежского района Архангельской области. С 1968 г. в Архангельском музее изобразительных искусств. Русский Север. XVIII. Св. Артемий Веркольский. Икона. Русский Север. 1-я треть XVIII века. В 1961 г. из Архангельского областного краеведческого музея поступила в Архангельский музей изобразительных искусств. Россия. XVIII. Св. Артемий. Икона. Россия. XVIII в. 32.7 х 27.8. Coleccion Roger Cabal. Париж. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911041.htm...

в 1984 г. появились его изображения в композиции «Собор Сибирских святых». На 1-й иконе, созданной в иконописной мастерской Московской Патриархии под рук. Т. Я. Волковой, в правой группе подвижников вверху изображен П.- юноша в мирской одежде с поднятой для крестного знамения рукой ( Димитрий (Капалин), игум., Пивоваров Б., прот. Праздничные богослужения в Тобольске и Тюмени//ЖМП. 1984. 12. С. 26-27). Впосл. П. нередко изображали в ряду праведников вместе с прав. Феодором и блж. Домной Томскими (2008-2010, Е. Юрьева, дипломная работа в иконописной школе при Тобольской ДС). С этими святыми П. представлен на иконах, созданных в нач. XXI в. в Томске и Сергиевом Посаде. На ростовом образе 3 Томских подвижников (ок. 2002) П. изображен слева, в длинной красной рубахе с отложным воротником, ноги босы, руки перед грудью в жесте приятия благодати. Этот вариант иконографии встречается и на единоличных иконах святого (иногда волосы у П. более длинные и густые). На сени юж. диаконских дверей в главном иконостасе кафедрального Богоявленского собора в Томске помещен поясной образ П. с короткими русыми волосами, на нем коричневая одежда (из-под распахнутого ворота видно исхудавшее тело подвижника), руки сложены крестообразно на груди (2002, Л. Е. Вержбицкая, иконописная школа при МДА). Образ П. включается в композицию «Собор Кемеровских (Кузбасских) святых» (2011, М. В. Прошкин; 2014, кемеровская иконописная мастерская, дар А. Г. Тулеева собору в честь Рождества Христова в Новокузнецке). Рубрики: Ключевые слова: ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач.

http://pravenc.ru/text/2580290.html

Ист.: ПСРЛ. Т. 37; Описание о российских святых. С. 148. Лит.: Попов А. Описание Иоанно-Предтеченского мон-ря//Вологодские ЕВ. 1865. С. 15; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 258; Верюжский. Вологодские святые. С. 47-52; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 561; Голубинский. Канонизация святых. С. 142; Власов А. Н. Устюжская литература XVI-XVII вв.: Ист.-лит. аспект. Сыктывкар, 1995. С. 34-38. А. Н. Власов Иконография Подлинники так описывают облик И. и М. под 15 или под 25 мая: «Иоанн сед, брада Богослова, не плешив, ризы прос[ты] Иоакимовы» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 165; см. также: РНБ. СПбДА. A.II.546. Л. 28 об.), к тому же тексту может быть добавлено: «...киноварь, испод голубец. А инде аки Иоаким Богоотец, брадою надсед, в рубашке, а Мария аки Иулита» (БАН. Строг. 66. Л. 110). О М. говорится: «...риза празелень, испод бакан, в правой руке крест, другая молебна» (РНБ. Погод. 1931. Л. 161). В 1683 г. в ц. Вознесения Господня в Вел. Устюге находилось 2 иконы И. и М.: одна «на гробнице святых, праведных Иоанна и Марии, писаны на краске», другая была выполнена на листовом золоте, «в облаце писан Спасов образ, а на Спасителеве образе и на Иоаннове и Марии венцы серебряные, басмяные золочены» ( Верюжский. Вологодские святые. С. 51-52). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 128. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/471227.html

Тщеславие (κενοδοξα); называемое также суетной славой или суетой, суетностью, является одной из важнейших страстей и источником множества иных душевных недугов. Преподобный Иоанн Кассиан отмечает, что «хотя оно многолико и разделяется на разные виды, однако сводится к двум родам» 1532 , которые представляют собой как бы две его степени. 1 . Первый род тщеславия «заставляет превозноситься плотскими, видимыми преимуществами» 1533 . Это самая простая, примитивная форма: она поражает падшего человека быстрее, чаще и легче всего. Она проявляется в том, что человек гордится и превозносится благами, которыми обладает реально или думает, что обладает, проявляется в том, что он жаждет уважения, преклонения 1534 , почтения, почестей, похвалы, то есть лести от других людей 1535 . Объединяет блага, которыми подобным образом хвалится тщеславный человек, то, что они плотские 1536 , земные 1537 и что от обладания ими человек ожидает исключительно 1538 почтения к себе и человеческой славы. Тщеславный может также гордиться и желать поклонения за такие естественные дарования 1539 , как, например, красота (действительная или предполагаемая) тел 1540 а или голоса 1541 , а также походка, величественная осанка 1542 и все то, что является для него красивой внешностью (одежда 1543 ; запахи; украшения 1544 и т. д.). Он может кичиться и ждать уважения за свои физические или профессиональные навыки в той или иной области 1545 . Тщеславие побуждает возноситься и требовать поклонения за приобретенное богатство и материальные блага. Так, эта страсть может быть двигателем страсти сребролюбия, которая, в свою очередь, может привести человека к тщеславию. Преподобный Максим Исповедник пишет: «Тщеславие и сребролюбие взаимно порождают друг друга. Тщеславный копит деньги, богатый тщеславен» 1546 . Мы видим, что склонность к роскоши и блеску связана с обеими страстями: вызванная тщеславием 1547 и поддержанная сребролюбием, она, в свою очередь, преумножает их, когда оказывается удовлетворенной. Часто движимый в равной мере именно тщеславием, человек хочет достичь высокой должности или положения в обществе 1548 . Во всех своих проявлениях страсть тщеславия привязывает человека к власти 1549 и часто является причиной стремления к ней. Таким образом, тщеславие – союзник и двигатель двух страстей, которые святые отцы называют властолюбием (φιλαρχα) 1550 и духом начальствования. Очевидно, что человек, обладающий властью и ведомый тщеславием, стремится к поклонению и прославлению, всячески стараясь понравится, чтобы удержать и преумножить это поклонение, а также чтобы сохранить свою власть и вытекающие из нее преимущества и выгоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010